- Публикация
- Конспект урока по окружающему миру с элементами финансовой грамотности в 1-м классе на тему
- Повышение квалификации для работников образования
- Доходы семьи
- Заработная плата и премии как важнейший источник доходов семьи
- Пенсии как основной доход
- Доходы домашних хозяйств от аренды
- Доход от вкладов в банках
- Доход от семейного бизнеса
- Доход от дивидендов
- Пособия и стипендии
- Труд на нескольких работах
- Структура расходов семьи
- Как сделать расходы семьи более рациональными
- Рекомендуем посмотреть
Публикация
В каталоге публикуются все работы, которые принимали участие в конкурсах после 23.11.2017. Чтобы опубликовать работы в этом каталоге, необходимо заполнить заявку на участие в конкурсе.
Конспект урока по окружающему миру с элементами финансовой грамотности в 1-м классе на тему
Беляева Анна Евгеньевна
Повышение квалификации для работников образования
Урок–игра «Семейный бюджет»
дать понятие «семейный бюджет, «доходы», «расходы»; познакомить с основными частями бюджета, способствовать подготовке детей к самостоятельной жизни, умению экономить средства и правильно ими распоряжаться.
Виды используемых на уроке средств ИКТ: учебная презентация Power Point «Бюджет семьи», фрагмент видеоролика «Древние деньги», фрагменты мультфильмов «Азбука денег тётушки Совы «Семейный бюджет», «Денежки-листочки».
разрезные буквы (слово ДЕНЬГИ; слова для оформления доски (семейный бюджет, зарплата, пособие, стипендия, пенсия, доходы, расходы); конверты со словами для игры «Где доходы, где расходы?»; «кошелёк» и монеты, вырезанные из картона.
Заливистый школьный звонок
Опять нас позвал на урок.
2. Актуализация опорных знаний.
1) Игра «Собрать слово деньги» (работа в парах или группах)
А ведь деньги, которыми мы привыкли пользоваться в наше время появились не так давно. Дайте окунёмся в историю.
– Скажите, пожалуйста, кто из вас ходит часто в магазин за покупками?
– Сколько стоит буханка хлеба? 1 кг сахара? Пачка соли? Мыло? Зубная паста?
– Все вы что-то да покупаете. А на что? Откуда берёте деньги?
– А у них откуда деньги?
3. Собщение темы и цели урока
– Так о чём мы сегодня поговорим на уроке? (Версии детей)
– В этом нам поможет следующее упражнение.
Упражнение «Разгадай ребус»
Е ЙНЫЙ БЮ М
Итак, сегодня мы поговорим о том, что такое «семейный бюджет» и из чего он складывается. Выясним, что такое источники доходов семьи, что такое расходы; выявим потребности каждого члена семьи, на которые идёт семейный бюджет и подумаем, почему нужно бережно относиться к семейному бюджету.
1. Работа по теме урока.
– А что это такое, с вашей точки зрения, «Семейный бюджет»?
(Просмотр мультфильма «Азбука денег тётушки Совы «Семейный бюджет
– это сумма всех доходов и расходов семьи за определённый период времени.
С точки зрения экономики бюджет включает в себя источники доходов и расходы.
– это поступления денежных средств в семью из разных источников.
– затраты денежных средств на товары и услуги.
– это своеобразный план семьи.
– Ребята, как Вы думаете, важно ли планировать бюджет семьи?Важно, чтобы расходы не превышали доходы. При распределении средств должны учитываться интересы всех членов семьи)
– Кто планирует бюджет в вашей семье? (Мама, папа, бабушка, вся семья)
– А вы принимаете участие в планировании семейного бюджета?
– Как сделать так, чтобы в семейном бюджете всегда хватало денег?
Если грамотно распределять бюджет семьи, то можно откладывать деньги на крупные покупки, инвестиции, обучение и другие потребности.
Семейный бюджет нужно планировать и при этом учитывать интересы каждого члена семьи.
2)Упражнение «Источник доходов семьи» (Создаётся «семья». Каждый член семьи должен выбрать на доске свой источник доходов)
Бабушка – Пенсия.
Дедушка – Пенсия.
Папа – Зарплата.
Мама – Зарплата.
Старший брат – Стипендия.
Старшая сестра с маленькой дочкой – Пособие.
3) Продолжение беседы
Мама и папа работают. Что они получают за свой труд? (Зарплату)
Зарплата – это деньги, получаемые за работу. Зарплата – это оплата труда за месяц, или за неделю, или за день
– В семье есть дедушка и бабушка. Они уже пожилые, не работают. Что получают дедушка и бабушка? (Пенсию).
– Кому еще в нашем государстве платят пенсию? (Инвалидам)
– Детям платят детское пособие.
– Дочка учится в училище и за хорошую учебу получает. Что? (Стипендию)
И так, подытожим: доходы – это деньги, которые зарабатывают и получают члены одной семьи.
– Ребята, из чего складываются доходы вашей семьи?
– Хорошо, с доходами разобрались. Но в каждой семье не обойтись без расходов.
– плата за коммунальные услуги, покупка продуктов питания и одежды, плата за посещение детского сада, учебу в музыкальной школе, учебу в некоторых учебных учреждениях, прочие расходы.
4) Упражнение «Где доходы, где расходы?» (карточки в конвертах, ребята в группах распределяют слова в два столбика)
Зарплата, продукты, интернет, отдых, стипендия, пенсия, премия, коммунальные услуги, одежда, книги, пособие для детей, продажа овощей и фруктов с дачи.
5) Продолжение беседы
Основные статьи расходов семейного бюджета делятся на:
– Как вы думаете, какие у семьи обязательные ежемесячные расходы? (Расходы на питание, оплата за свет, газ, телефон, коммунальные услуги)
– Какие текущие расходы? (Одежда и обувь, досуг, ремонт, предметы личной гигиены, транспортные расходы, крупные покупки, хозяйственные товары и т.д.)
– А что значит внеплановые расходы? (Болезнь человека, поломка автомобиля, ремонт бытовой техники, обуви и т.д.)
5. Закрепление изученного материала.
Рассмотрим какие ситуации могут возникать и к чему они могут привести:
– А что нужно делать, чтобы в семье было больше доходов? (Хорошо работать, хорошо учиться, экономить)
– Что значит экономить?
– Чем отличается экономный человек от жадного?
– На чём бы вы экономили? (Игрушки, развлечения, сладости)
– А на чём нельзя экономить? (На отдыхе, еде, здоровье, вещах первой необходимости)
(Просмотр песенки «Денежки-листочки»)
2) Игра «Кошелёк» (Каждый ребёнок получает «денежку», на которой он должен написать, от чего он может отказаться, ради экономии денег из семейного бюджета)
1. Вид расходов, при котором нужно платить, например, за квартиру, за садик. (Обязательный или основной)
2. Как называется доход студента.
3. Как называется доход взрослого человека.
4. Часть бюджета, при которой деньги нужно отдавать.
5. Как называется доход пожилых людей.
6. Как называется доходы и расходы членов одной семьи.
7. Часть бюджета, при которой деньги поступают в семью.
Конспект урока по предмету
«Финансовая грамотность» в 4 классе
Тема урока: «На что семья тратит деньги. Подсчитаем все расходы
семьи»
создать условия для развития у учащихся умения подсчитывать расходы семьи;
создать у учащихся о
разных источниках доходов семьи и , соотносить расходы и доходы семьи.
понимание того, что деньги зарабатываются трудом человека.
познавательные: выполнять пошаговый контроль своих учебных
действий и итоговый контроль;
– регулятивные: оценивать правильность действий
и способов решения элементарных ;
– коммуникативные: умение формулировать, аргументировать,
отстаивать свое мнение. Работая в группе, договариваться, разрешать конфликты и
находить общее решение на основе учета интересов сторон.
-объяснять и сравнивать основные источники дохода семьи;
-приводить примеры регулярных и нерегулярных доходов и расходов
семьи;
-считать общую сумму доходов семьи на условных примерах;
-объяснять и сравнивать доходы и расходы семьи;
-анализировать полученные данные;
-составлять элементарную круговую диаграмму.
:
доходы семьи, расходы семьи, потребности, благо, семейный бюджет, дефицит
семейного бюджета, виды источников доходов и расходов.
урок изучения нового материала с
использованием технологии развития критического мышления, ИКТ.
компьютер, проектор,
презентация, карточки для групп.
Самоопределение к деятельности.
Урок мы начинаем и в экономику вникаем.
А с какой целью? (учащиеся высказывают сое
мнение
Экономическая разминка (учитель задает
вопросы, учащиеся отвечают
– Как обходились люди в древности без денег? (
– Какое название имеют первые деньги?(
– Что такое финансы?– синоним денежных средств (наличных и безналичных), а также
отношений связанных с их движением и использованием.)
Что такое
финансовая грамотность? ( того, как работают деньги, как их зарабатывать и
управлять ими
– Перечислите источники доходов семьи? (Заработная плата, пенсия, стипендия, наследство, выигрыш в
лотерею, доход от собственности, доход от банковского вклада,
предпринимательская деятельность
. Работа над темой урока.
делится
на группы по 4-5 человек. Каждая группа получает фамилию семьи- , , ,
«Николаевы».
Разыгрываются заранее подготовленные сценки.
– Ой, у тебя и телефон новый?
– Нет, родители не смогли купить, чего-то у них с
– У моих тоже бюджет трещит, говорят, что доходов мало, а
расходов куча!
-Вика, какие у тебя наушники чудные. Вот бы мне такие.
–Мне бабушка денег дала. Она у нас рукодельница, вышивает
картины и через интернет продает. А ты говорила, что копишь на планшет. Как?
Много накопила
-Не так-то это просто оказалось. Все время куда-то приходится
тратить.
– Ты слышал, у Маши Птичкиной родители собираются во Францию?
– Интересно откуда у них столько денег? Мои копят, копят, то
машина сломается, то кредит никак не выплатят.
-Да нет, просто обидно. Кто-то на тройки учится и во Францию ездит,
а кто-то на – и толку
никакого.
– Ты идешь сегодня на футбол?
-А что случилось?
-Я сегодня работаю.
-Ничего себе! А где? Много платят?
-За уборку дома 50 руб, за вынос мусора 20руб,забрать сестру из
садика 30руб. Так по мелочи набегает за неделю рублей 100-150.
-Ты чего плачешь?
– Родители обещали скейт и не купили.
-А причина? Опять двоек нахватала?
-Есть немного, но не в этом дело. Мама говорит, что когда у папы
бизнес раскрутится, тогда и купит. Сказали – «Потерпишь! Не все блага сразу.»
-Не соображу, почему у одних есть деньги, а у других, вроде не
лодыри, но денег не хватает?
– Не знаю, тут разбираться нужно. Чего-то мы с тобой не понимаем.
-Ребята, какая у всех этих ребят проблема? (не хватает денег)
-Какое слово звучит чаще всего. (финансы, доходы, деньги, расходы)
-Где происходят события, в каком сообществе?
-Как вы думаете, о чем пойдет сегодня речь уроке?
(о семейном бюджете,
расходах)
. Работа над новым материалом.
-Как вы думаете, чтобы помочь разобраться Кириллу и Насиру в
этих сложных вопросах, с чего нужно начать?
1. Узнать, что такое семейный бюджет.
2. Из чего он складывается.
3. Какие бывают расходы и доходы.
4. Составить анализ семейного бюджета с помощью круговой .
5. Ответить на вопрос Кирилла и Насира .
-Любая семья имеет доходы. Это те деньги, которые зарабатывают и
получают члены семьи. Ни одна семья не может жить и без расходов. Чтобы
правильно вести семейное хозяйство, нужен план доходов и расходов, хотя бы
приблизительный. А это и есть бюджет. Конечно, семейный бюджет может быть, и не
записан на бумаге. Он, как правило, составляется не на год, а на более короткий
срок, например на месяц. Но он должен быть обязательно, иначе могут возникнуть
неприятности.
– Попробуем составить семейный бюджет, но прежде посмотрим
небольшой ролик о семейном бюджете.
Просмотр ролика о семейном бюджете.
-Прежде чем вы
приступите к практической части нашего занятия обговорим условия нашей деловой
игры
– Условия работы в
группах
1. Слушать главу семьи;
2. Говорить в полголоса;
3. между
членами группы роли согласно листа-задания;
4. Внимательно читать задания ;
5. результатов
с помощью демонстрации пост-листа.
-Каждая группа – семья получает лист- задание.
:
мама, папа, дедушка, бабушка, сестра, брат и т. д. (заранее готовятся бейджи с
именами членов семьи)
Каждый член семьи в карточке, в графе «профессия»- пишет свою
профессию; в графе – заработок ; в графе -на
что тратит деньги. После заполнения карточек каждым членом группы, заполняется
общая таблица данных расходов и доходов, подсчитываются общие доходы и расходы
семьи. Составляется круговая .
Условная семья делает вывод о том, что может позволить, а на что
у семьи пока не хватает средств. (в листах –заданиях различные блага: путешествия, приобретение
автомобиля, компьютера, телефона и т. д.)
На решение поставленной задачи примерно 10-15минут.
3. Результат действий
-Какая семья готова представить свои результаты?
-Посмотрите план презентации ваших решений. У каждой семьи он
находится на столе.
План презентации результатов
1. Что такое семейный бюджет
2. Профессии членов семьи
3. Доходы семьи
4. Расходы семьи
6. Что может, а чего не может позволить семья
-Можем ли мы ответить на вопрос Кирилла и Насира?
-Почему одна семья может себе что-то позволить, а другая нет?
(У каждой семьи разные доходы и расходы. Не все живут одинаково.
Все должны трудиться)
– О чем сегодня узнали?
-Кому все понятно поднимите зеленый смайлик. Кому не очень –
красный.
. Домашнее задание
-Составьте свой домашний бюджет вместе с родителями.
Папа – работает в магазине менеджером, зарплата 35.000
Мама – работает воспитателем в детском саду, зарплата -16.000.
Сын- школьник в 4 ,
сестра – 4 года детский сад, бабушка –пенсионерка – пенсия
14.000
Семья Ивановых живет в съемной квартире.
Семья планирует съездить в город Сочи, путевка на четверых
75.000
ПИТАНИЕ – 18.000
САДИК – 2.000
За квартиру хозяйке – 7.000
Член семьи профессия доходы расходы
Мама – работает медицинской сестрой -18.000.
Бабушка – пенсионерка – 15.000, она работает, ее зарплата
-12.000,
Дочь школьница в 5 Младшая сестра 4 года – ходит в детский сад, брат
–студент – стипендия 500.
Семья Петровыхпроживает в своем доме.
Семья планирует отремонтировать крышу, потратив 25.000.
ПИТАНИЕ – 17.000
Член семьи профессия доходы расходы
Мама – работает парикмахером в салоне красоты -14.000.
Бабушка – пенсионерка – 15.000, дедушка работает в порту
регистратором и получает – 18.000; дочь школьница в 6 Младший брат 5 лет
– ходит в детский сад.
Семья Сидоровых проживает в своем доме.
Семья планирует купить дочери смартфон за 12.000.
ПИТАНИЕ – 21.000
Член семьи профессия доходы расходы
Папа – работает водителем в такси, зарплата 20.000
Мама – работает продавцом в магазине , зарплата
-18.000.
Сын- студент – стипендия 2.000,
сестра – школьница 6
Бабушка –пенсионерка получает пенсию-15.000.
Семья планирует покупку газовой плиты за 23.000.
ПИТАНИЕ – 20.000
СТИПЕНДИЯ – 2.000
Член семьи профессия доходы расходы
Папа – работает учителем в школе, зарплата – 25 000.
Мама – работает лаборантом в школе зарплата -15.000.
Бабушка –пенсионерка получает пенсию-12.000.
Семья планирует покупку ноутбука за 35000
Ю. Корлюгова,
Е. Гоппе. « Рабочая тетрадь “Финансовая грамотность” 4 кл.»
Г. Гловели,
Е. Гоппе «Финансовая грамотность. Материалы для учащихся” 4 кл
3. Учебная программа курса“Финансовая
грамотность”, методические рекомендации по курсу “Финансовая грамотность
Скачано с www.znanio.ru
Работа на нескольких работах
Структура расходов семьи
Как сделать расходы семьи более рациональными
Доходы семьи
Откуда в семье появляются деньги? Основу семейного бюджета составляет совокупный доход — суммарный доход всех родственников проживающих вместе. Разберем, составляющие дохода семьи при помощи схемы:
Заработная плата и премии как важнейший источник доходов семьи
Работники получают разную зарплату — у одних она меньше, у других больше. Уровень зарплаты зависит от многих факторов:
Если специалист обладает особыми навыками, то оплата его труда будет выше. Простой труд не требует от работника специальных знаний или подготовки. Например, убрать территорию от мусора может каждый человек. Поэтому такой труд называется низкоквалифицированным. Создание программного обеспечения напротив относится к сложному труду, так как без профильного образования здесь не обойтись. Этот вид труда считается высококвалифицированным и оплачивается дороже, ведь в него заложены издержки на обучение и переподготовку работника.
Работа в экстремальных климатических условиях или на опасных производствах ценится дороже. Например, машинист буровой установки на Крайнем Севере получает в 2022 г. среднюю заработную плату за месяц в размере — 150 тысяч рублей. Это тяжелая физическая работа в условиях низких температур. А кладовщик — 65 тысяч рублей, так как работа в основном проходит в помещении.
По закону люди, работающие на вредных или опасных для жизни производствах, получают компенсационную надбавку к зарплате в размере 4 % от оклада.
При оценке значимости труда возникает интересный парадокс. С одной стороны труд учителя, врача, дворника или шахтера востребован и полезен всегда. Если эти профессии исчезнут, кто будет лечить нас от болезней, обучать грамоте, содержать в чистоте улицы или добывать сырье для отопления домов? С другой, несмотря на жизненную необходимость этих профессии, работники жалуются на низкие зарплаты.
В качестве примера решим задачу:
У первого рабочего производительность труда составила:
100 деталей : 8 часов = 12,5 деталей в час
Производительность труда второго рабочего:
150 деталей : 8 часов = 18,75 деталей в час
Если качество деталей одинаково, то второй рабочий получает зарплату выше за счет большей эффективности.
Человек обладающим редким талантом или навыками может требовать за свою работу высокую оплату, так как не имеет конкурентов на рынке труда.
Отношения работника и работодателя регулируются Трудовым кодексом. Документ определяет части, из которых складывается зарплата работника:
Размер премии зависит от:
Пенсии как основной доход
Пенсия — ежемесячные денежные выплаты от государства людям пенсионного возраста; инвалидам; лицам, потерявшим кормильца; а также тем, кто имеет особые заслуги перед страной. Пенсии в России являются основным доходом для неработающих пожилых людей. На размер пенсии по старости влияют:
Минимальный размер пенсии по старости в РФ в 2021 году — 5796,76 рублей.
Доходы домашних хозяйств от аренды
Доходы от сдачи в аренду помещения или земли называются рентой. Если у твоей семьи есть дачный участок или квартира, в которой никто не живет, то это имущество можно сдать в аренду и получать от арендатора ежемесячный доход.
Доход от вкладов в банках
Для того чтобы получить хороший доход по вкладу потребуется положить в банк действительно крупную сумму на выгодных условиях.
Что нужно учесть при открытии вклада?
Итак, мы подыскали банк вызывающий доверие, и пришли оформлять вклад. В офисе банка нам предложили вклад с капитализацией и без капитализации. Какой из них доходней?
Рассчитаем доходность вклада по формуле простого процента (доход от вклада без капитализации). Допустим, у нас есть 1 млн. рублей, который мы хотим положить в банк под 10 % годовых. Формула расчета будет выглядеть так:
(Сумма вклада х % по вкладу* х дни начисления %) : 365 дней = доход
(1 000 000 рублей х 0,1 х 365) : 365 = 100 000 рублей
*Процент по вкладу считается в виде дроби, например 10 % = 0,1
Доход от вложений за год составит 100 000 рублей. Если разделить эту сумму на 12 месяцев получится всего 8 333 рубля в месяц. Эта цифра ниже прожиточного минимума и минимального размера оплаты труда. Поэтому такой доход можно рассматривать как дополнительный к зарплате.
Более выгодны вклады с капитализацией. В них проценты начисляются не только на сумму сделанного вклада, но и на сумму начисленных процентов.
Как работает капитализация, разберем на примере.
Теперь определим, какая из них самая выгодная. Обратимся к примеру:
В банк положили 100 000 рублей под 10 % сроком на 1 год.
Очевидно, что чуть выгодней ежемесячная капитализация. На небольших суммах это не так заметно. Но если бы в банк положили на тех же условиях 1 млн. рублей, то доходность от ежемесячной капитализации составила бы 1 104 713 рубля, а от ежеквартальной — 1 103 813 рублей, то есть разница уже в 900 рублей.
Задание №1: Рассчитай по формуле простого процента доходность от вклада в 100 000 рублей сроком на 1 год по ставке 12 %.
Ответ на задание смотри в конце урока.
Доход от семейного бизнеса
Некоторые семьи успешно занимаются бизнесом, то есть работают на себя, а не в найме. В семейном бизнесе супруги становятся бизнес-партнерами, что позволяет им разделить обязанности по управлению друг с другом и работать на общий семейный бюджет.
Ниши, в которых создаются семейные компании, разнообразны: косметические средства, фермерские хозяйства, производство мебели, частные школы и многие другие.
Чтобы открыть свой бизнес, нужно совместно определить:
Задание №2. Подумай, каким бизнесом могла бы заниматься твоя семья? Сколько потребуется начальных средств, чтобы открыть свое дело? Какие задачи могли бы выполнять ты и твои родственники? Какие плюсы и минусы можно выделить в семейном предпринимательстве?
Доход от дивидендов
Доходы от акций называются дивидендами. По сути это некоторая часть прибыли предприятия, которая распределяется между акционерами. Размер дивиденда зависит от чистой прибыли компании и от количества акций, которыми владеет акционер. Дивиденды не самый распространенный источник заработка семьи, так как покупка акций требует серьезных знаний о работе фондового рынка, а также просчета финансовых рисков.
Пособия и стипендии
Российская Федерация — социальное государство, поэтому в стране действует множество программ поддержки населения, вот некоторые из них:
Если среднедушевой доход семьи ниже прожиточного минимума*, то такая семья считается малоимущей и имеет право на получение пособия.
Среднедушевой доход рассчитывает по формуле:
Семейный доход за 3 месяца : 3 : количество членов семьи =
*Прожиточный минимум в 2022 году составляет:
Мерой поддержки студентов является стипендия. Это стимулирующая или поддерживающая денежная выплата от государства или учебного заведения. На получение стипендии претендуют талантливые студенты с хорошими показателями по учебе или студенты, попавшие в тяжелую жизненную ситуацию.
Кроме постоянных доходов, семья может получить незапланированные денежные средства, например, выиграть в лотерею, получить подарок или наследство. Такие доходы невозможно учесть заранее, поэтому рассчитывать на них нельзя.
Еще одним источником дополнительного дохода семьи может стать продажа имущества: автомобиля, квартиры, дачи, мебели или ненужных вещей. И не забывай про сезонные доходы от продажи выращенных на дачном участке овощей.
Задание №3. У пятиклассника Ивана родители работают на заводе, где получают зарплату в размере 35 тысяч рублей каждый. С Иваном проживают также его бабушка и дедушка. Пенсия бабушки составляет 17 тысяч рублей, а у дедушки 16 тысяч рублей. 16-летняя сестра Ивана учится в колледже и получает стипендию в размере 3 тысяч рублей.
Труд на нескольких работах
Ты уже знаешь, что человеческие ресурсы и возможности ограничены, а потребности безграничны. Для реализации жизненных потребностей требуются деньги. Некоторые люди пытаются повысить свои доходы за счет второй работы. Для такой ситуации в народе есть поговорка: «Всех денег не заработаешь».
Когда человек трудится на двух работах, то лишает себя выходных и отпуска. Из-за отсутствия отдыха ухудшается его физическое и психическое здоровье. Постепенно работник теряет мотивацию к труду, относится равнодушно к результатам своей деятельности, испытывает стресс и негативные эмоции. Психологи называют такое состояние «профессиональное выгорание». Кроме того, из-за постоянной занятости совершенно не остается времени на общение с семьей, хобби и совместный досуг.
Перед тем как соглашаться на дополнительную работу, стоит поискать новое рабочее место с более высоким окладом. Но если приходится совмещать несколько работ, лучше выбрать ту, которая связана с полученной специальностью. Например, учитель может подрабатывать репетитором; водитель выходить на смены в такси. Нередко хобби становится источником дополнительных средств, например, мыловарение, рисование картин, изготовление деревянных игрушек.
Структура расходов семьи
С доходами семьи разобрались. Теперь предстоит определить расходы семьи. Поможет в этом схема:
Расходы — это затраты семьи на приобретение необходимых жизненных благ. Все расходы можно поделить на группы:
Как сделать расходы семьи более рациональными
График иллюстрирует, как менялось количество бедных в РФ с 1992 по 2020 год. За 18 лет самые высокие показатели бедности пришлись на 1992 г. и 2000 г. — периоды экономической нестабильности, высокого уровня безработицы и темпов инфляции. В последнее десятилетие уровень бедности колеблется от 10 до 13 %.
Идеальной структуры расходов, конечно же, не существует. Она зависит от уровня жизни населения, от совокупного дохода семьи, потребностей и привычек членов семьи и других факторов. Например, население США, Японии и Швеции расходует на питание менее 15 % семейного бюджета, но тратит от 20 до 30 % заработанных средств на аренду жилья.
Совет: Важно планировать бюджет так, чтобы оставались деньги на накопления и покупку дорогостоящих товаров не в кредит.
Поведение потребителя, при котором он соотносит свои действия с затратами называется рациональным.
Вот несколько советов как потребителю оптимизировать расходы и тратить меньше:
Подведем итоги урока:
Ответы на задания:
(100 000 рублей х 0,12 х 365) : 365 = 12 000 рублей
Задание №3. У пятиклассника Ивана родители работают на заводе, где получают зарплату в размере 35 тысяч рублей каждый. С Иваном проживают также его бабушка и дедушка. Пенсия бабушки составляет 17 тысяч рублей, а дедушки 16 тысяч рублей. 16-летняя сестра Ивана учится в колледже и получает стипендию в размере 3 тысяч рублей.
1. 35 000 +35 000 + 17 000 + 16 000 + 3 000 = 106 000 рублей совокупный доход семьи
2. 106 000 : 6 = 17 667 рублей приходится на каждого члена семьи
3. Нет, так как среднедушевой доход больше прожиточного минимума.
Зарплата — это вознаграждение работника за труд.
Квалификация — совокупность знаний, умений и навыков работника.
Производительность труда — количество продукции выпущенное работником за единицу времени.
Бедность — это экономическое явление, при котором индивид или социальная группа не могут удовлетворить минимальные жизненные потребности, так как их доходы ниже прожиточного минимума.
Урока по финансовой грамотности 5 класс на тему «Деньги. Для чего они нужны. Бюджет семьи»
Цели урока:
– сформировать у учащихся представление о деньгах простым и понятным языком;
– обучающиеся определят выгоды обмена, покажут и объяснят неудобства бартера и появление денег.
– познакомить учащихся с понятием бюджет и научиться его использовать.
– повышение финансовой грамотности учащихся,
– содействие формированию разумного финансового поведения,
– принятию обоснованных решений, проявления ответственного отношения к личным финансам.
Задачи:
1. На стадии вызова с помощью приёма РКЧМ («Верю – не верю») определить проблему, рассматриваемую на уроке.
2. С помощью видеоролика «Как появились деньги» познакомить с историей появления денег как товаром для обмена, понятиями «бартер», «товар», «деньги», «ликвидность», «бюджет».
Приёмы на стадии осмысления: учащиеся получают новую информацию, работают с ней, осмысливая и анализируя, оценивая и сравнивая с тем багажом знаний, который уже имеется и систематизируют новые знания.
3. С помощью приёма Инсерт организовать работу с источником (раздаточный материал)
4. Применить приобретённые знания при решение задач.
5. Работать в группе.
6. Приёмы на стадии рефлексии:
– приём незаконченного предложения;
– «свободный микрофон».
Подготовительная работа: подготовить для каждого учащегося памятки «13 советов управления деньгами для ребенка», задания детям: примерные доходы и траты семьи за месяц, подобрать записи с музыкой для создания соответствующего эмоционального фона), во время выполнения заданий, оформить классную доску и подобрать литературу и статьи из периодической печати о финансах.
Тип занятия: комбинированный урок.
Место занятия в логике реализации предмета: получение новых знаний с опорой на личный опыт.
Учебно-техническое обеспечение: SMART – доска, видеофильм «Как появились деньги», таблицы «Верю – не верю» (для самостоятельной работы), карточки для групп, «Дерево чувств» и цветные листья (жёлтый, зелёный, синий), наборы из геометрических фигур для работы в группе, картинка «Лиса» из геометрических фигур.
УУД:
• Формировать у учащихся представление о деньгах простым и понятным языком
• Объяснять выгоды обмена, неудобства бартера и причины появление денег.
• Описывать свойства предмета, выполняющего роль денег.
• Описывать ситуации, в которых используется бартерный обмен.
• Решать простые финансовые задачи.
• Объяснять неудобства и достоинства планирования семейного бюджета.
• Вырабатывать собственное мнение на основе осмысления личного опыта и приобретённых знаний.
• Аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других.
• Умение сотрудничать и работать в группе.
Жизненные ситуации:
• Обмен игрушками, книгами, играми.
• Покупка товаров в магазине, оплата покупки наличными, получение сдачи.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.
Личностные результаты:
1. Осознание себя как потребителя и продавца;
2. Умение применять личный опыт при обмене товаром или покупке;
3. Развитие сотрудничества в реальных экономических ситуациях с другими членами общества.
Формирование воспитательных компетенций:
1. Ценностно-смысловых.
2. Коммуникационных и социальных.
3. Продуктивных.
Метапредметные результаты:
1. Познавательные: освоение способов решения экономических проблем, различных способов поиска, сбора и обработки, анализа и предоставления информации, овладение базовыми и межпредметными понятиями.
2. Регулятивные: понимание цели своих действий, планирование с помощью учителя-консультанта, адекватное восприятие своих возможностей правильность выполнения своих действий и оценка деятельности одноклассников.
3. Коммуникативные: умение слушать собеседника, вести диалог и договариваться, умение признавать существование различных точек зрения и права каждого иметь свою, умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметные образовательные результаты:
1. Понимание и правильное использование экономических терминов.
2. Представление о роли денег, бартера в обществе.
3. Умение объяснять выгоды обмена, неудобства бартера и причины появление денег.
4. Знание источников доходов и расходов семьи,
5. Понимание проблем при товарном обмене и пути их решения.
Данный урок:
• реализует на практике системно-деятельностный подход;
• использует здоровьесберегающиетехнологии и РКЧМ;
• реализует разнообразные формы работы, методы и приёмы.
1. Организационный этап
Девиз нашего урока «Знаешь – говори, не знаешь – слушай»
2. Мотивационный этап.
– Ребята для начала давайте, определим тему нашей с вами встречи. А для этого отгадайте, пожалуйста, загадки:
а) Маленькая, кругленькая
Из кармана в карман скачет. ( Монета)
б) Для всех мы в обилии рождаемся на свет.
У одних нас много, а у других нас нет. ( Деньги)
Зная ключевое слово нашего урока, сформулируйте тему. Какую цель мы поставим перед собой? На какие вопросы вы планируете получить ответы? Предлагаю составить совместный план, включающий в себя интересующие вас вопросы.
План
• Как появились первые деньги?
• Что такое деньги?
• Какие бывают деньги?
• Как появились монеты?
• Что такое бартер?
• Что такое личные финансы?
• Что такое бюджет?
– Сегодня мы с вами поговорим о деньгах и выясним, что мы знаем о них, а что нам ещё нужно узнать.
Стадия вызова
Вопрос, (дети поднимают катрочки с +,-)
Верю (+) Не верю(-)
Когда люди охотились на мамонтов, денег не было. +
Товар – это обмен игрушками. –
Деньги – это товар, которым удобно обмениваться.+
Бартер – это деньги другой страны.-
Монеты – это бумажные деньги. –
– Если у вас кто-нибудь спросит что такое деньги, то вы наверно сильно удивитесь, ведь даже маленькому ребёнку понятно, что деньги – это такие бумажки, или монетки, на которые можно купить почти всё что угодно. С детства вы знаете, что деньги всегда нужны, и что чаще всего их не хватает.
– А что такое деньги, по сути, вряд ли кто задумывается. Но ведь на самом деле это удивительно: почему в обмен на какие-то цветные бумажки можно получить красивую игрушку, модную одежду, или вкусный торт?
Прослушайте притчу.
«Ученик спросил Мастера:
— Насколько верны слова, что не в деньгах счастье?
Тот ответил, что они верны полностью.
И доказать это просто.
Ибо за деньги можно купить постель, но не сон;
еду, но не аппетит;
лекарства, но не здоровье;
слуг, но не друзей;
жилище, но не домашний очаг;
развлечения, но не радость;
образование, но не ум».
3. Актуализации знаний
– Что за таинственная сила скрыта в деньгах? (могут удовлетворить любые запросы или потребности людей)
– Как к ним относиться? (к ним надо относится серьезно)
– Чего больше – добра, или зла приносят они людям?
– Зачем нужны деньги? (Без денег не купить одежду, продукты, невозможно приобрести жильё, пользоваться коммунальными услугами, путешествовать, отдыхать, покупать лекарства и предметы быта, и т.д.)
– Какое значение имеют деньги в жизни человека? (Главное. Человек не может без них обходиться.)
Просмор фрагмента «Галилео-галилей» «о деньгах»
– Знаете ли вы, как сейчас выглядят Российские деньги?
– Какие из этих современные, а какие устарели?
– Как называют эти деньги?
– Из чего они сделаны?
– Как называют бумажные деньги?
– Наименование стоимости банкнот называют купюрой. Какие купюры вы знаете?
– Как называют иностранные деньги?
– Как называют международную валюту?
– Всегда ли люди пользовались бумажными и металлическими деньгами?
– Что заменяло деньги в старые времена?
– И сейчас есть полноценные деньги и их заменители. Может кто-то догадаться, какие деньги полноценные? ( Не путайте с фальшивыми).
– Полноценными называются монеты из серебра и золота, а мы с вами пользуемся заменителями – бумажными купюрами и металлическими монетами.
4. Практическая работа в парах.
– Ребята, у каждого из вас на столах есть монеты разного достоинства: 1 копейка, 1 рубль, 10 рублей. Посмотрите внимательно и скажите, что изображено на монетах? (ответы детей). Сравните их. Далее найдите на монетах лицевую и оборотную сторону, ребро, номинал и легенду. Я вам объясню значение непонятных слов и покажу на монетах.
Оборотная сторона, на которой указан её номинал, то есть достоинство, называется «реверс» или «решка». Кто из вас знает, почему «решка»? (ответы детей) Решка – это сокращенное или искаженное от слова «решетка». Во время денежной реформы, которая произошла при царе Петре первом в обращение ввели серебряный рубль с монограммой царя, составленной из четырех переплетенных букв П и римской цифры 1. Это очень напоминало решетку, и так в разговоре появилось слово «решка». Сторона монеты, на которой изображен герб, портрет или какой-то другой рисунок- лицевая. Она называется «аверс» или «орел». Ребро монеты называется «гурт», а надпись на монете называется «легенда».
– Но и эти деньги надо использовать грамотно, чтобы хватило на все необходимое и осталось на мечту.
– Попробуем проверить, как вы ориентируетесь в ценах на самые необходимые продукты питания. В карточках расставьте номера по порядку от самого дорогого товара, до самого дешевого товара.
– Кто может поставить рядом цену?
(Вслух 1-2 человека зачитывают. Совместно делаем исправления.)
Практическое задание (Карточка № 1)
1 кг. лука –
1 кг. соли –
1 кг. сахарного песка –
1 кг. мяса –
1 десяток яиц –
1 кг. макарон –
1 кг. капусты –
1 литр подсолнечного масла –
1 литр молока –
1 буханка черного хлеба –
1 кг. картофеля –
– Мы с вами разобрались с ценами. Как вы понимаете фразу «Личные финансы»? (Деньги, которые принадлежат мне)
– Всегда ли родители покупают вам то, что хотелось бы вам? (Нет.)
– Часто ли вам дают деньги, чтобы вы сами покупали то, что вам хочется? (Нет.)
– Есть ли у вас собственные сбережения? (Да. Нет.)
– Первоначально я предлагаю вам выяснить, что можно назвать личными финансами ребёнка. А теперь мы поговорим с вами о БЮДЖЕТЕ СВОЕЙ СЕМЬИ.
Для этого вам предстоит выбрать из предложенных высказываний те, которые вы можете отнести к личным финансам.
5. Работа в группах
Практическое задание (Группа №1)
Отметьте те высказывания, которые вы можете отнести к личным финансам, а какие в бюджету своей семьи
1. Деньги в вашей копилке.
2. Зарплата папы.
3. Бабушкин кошелёк с деньгами.
4. Премия за победу в олимпиаде по математике.
5. Ваши карманные деньги.
6. Отложенные мамой деньги на оплату за квартиру.
7. Подаренные вам на день рождения деньги.
– Человек должен уметь не только зарабатывать, но и тратить деньги так, чтобы они приносили пользу и удовлетворение.
Практическое задание (Группа №2)
А теперь попробуем спланировать, как и на что надо тратить деньги. Вот допустим, ваша зарплата составляет 3 тысячи рублей в месяц. На что бы вы их истратили, если бы самостоятельно вели хозяйство?
– Какие расходы у человека каждый день?
– Какие расходы реже?
– Возьмите листочки и попробуйте спланировать, на что истратить 3 тысячи рублей. Что вы сможете купить, что оплатить, сколько отложить на мечту. Ведь у каждого наверняка есть мечта.
Практическое задание (Группа № 3)
Выберите правильный ответ.
1) – Если вам дают на карманные расходы 20 рублей в день, а вы половину откладываете в копилку, то через 30 дней вы сможете купить:
А) 20 порций мороженого по 35 рублей.
Б) 4 куклы по 200 рублей.
В) 3 машинки по 100 рублей.
Г) 10 шоколадок по 40 рублей.
– Хорошо тратить деньги мы научились, а умеем ли мы их хранить?
2) -Представь, что у тебя есть крупная сумма денег. Подумай, как ты с ними поступишь. Выбери правильные ответы для четырех предложенных вариантов:
1. Положишь в банк. А. Можешь забыть, где ты их спрятал.
2. Будешь носить в кармане. В. Сохранишь деньги, но не заработаешь.
3. Спрячешь в копилку. С. Можешь потерять их или растратить.
4. Зароешь в землю. Д. Сохранишь деньги и заработаешь проценты.
Игра «Денежные пазлы»
А сейчас я вам предлагаю немного поиграть. Ваша задача как можно быстрее собрать пазлы. У вас на партах лежат конверты, в которых находятся отдельные части разных купюр. Какие купюры у вас получились? ( 50 рублей, 10 рублей, 500 рублей, 100 рублей, 1000 рублей)
6. Динамическая пауза.
А сейчас немного разомнемся.
Я вам буду называть виды доходов и расходов. Если я называю доходы – вы похлопайте, а если расходы – потопайте. Начинаем.
1. ЗП папы 50 000 тыс рублей.
2. Оплата коммунальных услуг.
3. Плата за обучение дочери.
4. Накопления в банке.
5. Покупка одежды.
6. Оплата мобильной связи.
7. Пенсия бабушки.
8. Похлопайте сами себе!
Молодцы, закончили. Мы продолжаем.
8. Итог урока
Приём инсерт
9. Рефлексия. Оценивание
Приём «Дерево чувств»
Сегодня нашу работу на уроке мы будем оценивать при помощи цветных кружочков у вас на столах:
Если вы считаете, если много чего узнали нового на уроке и у вас радостное и приятное настроение поднимаете – жёлтый – радостное, приятное;
Если что-то не допоняли и у вас остались вопросы или вы не совсем удовлетворены работой сегодня на уроке, то поднимаете зелёный–волнительное;
И ,если не удовлетворены работой на уроке синий – неудовлетворенное, грустное.
10. Заключение
Хорошо, если сегодняшний разговор станет для вас полезным. Чем бы вы не занимались в будущем, помните, что самые дорогие вещи не имеют цены! Например – здоровье. Поэтому экономьте на мороженом, или пирожных, но не экономьте на обедах. Сэкономьте на супермодной одежде, но не экономьте на хорошей книге, или хорошей музыке, которая вам нравится. Помните, что за деньги не купишь хорошее настроение, или уважение близких. Или их любовь. Не обедняйте себя, стараясь всё соизмерить с деньгами. Далеко не всё на свете продаётся и покупается.
Эпилог
Прислушайтесь к мнению французского писателя Жана де Лабрюйера: «Богатству иных людей не следует завидовать: они приобрели его такой ценой, которая нам не по карману, они пожертвовали ради него покоем, здоровьем, честью, совестью. Это слишком дорого»
Презентация на тему: Деньги. Для чего они нужны. Бюджет семьи
Рекомендуем посмотреть
Основы финансовой грамотности, 5 класс. Из чего складываются доходы семьи
Классный час “Бюджет студента”
Конспект занятия по финансовой грамотности для старшеклассников. Тема «Финансовые махинации»
Применение технологии проблемного обучения в школе на занятиях метапредметного элективного курса по
Тема: «На что семья тратит деньги?»
Учитель: Шалбурова О. М., учитель начальных классов МКОУ «ЯМГ им Хаглышевой Е. К.»
Цель занятия: научить распределять направления расходов и знать степень их необходимости.
Предметные образовательные результаты: иметь представление о понятиях «необходимые расходы», «обязательные расходы», «желательные расходы», «престижные расходы»; характеризовать семейные расходы.
Метапредметные образовательные результаты
1. Познавательные: овладение логическими действиями сравнения, анализа; формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач.
2. Регулятивные: понимание цели своих действий; оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка.
3. Коммуникативные: готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий.
Возраст детей: 10-11 лет (4 класс)
Чекулаева Виктория Урок финансовой грамотности в 5 классе «Деньги. Для чего они нужны. Бюджет семьи»
Тема : «Деньги. Для чего они нужны. Бюджет семьи»