- Введение
- Стратегия — научить
- Чему научат в школе
- Уметь научить
- Знания — из семьи
- Думченко О. Образовательные модели формирования финансовой грамотности школьников
- Процедура исследования
- Использование ДТТ и метода обучения «цепочка в обратной последовательности» для формирования навыка обращения с денежными монетами для совершения покупок у младшего школьника с РАС
- Приложения
- Аннотация
- Финансовая грамотность в школе
- Список литературы
Введение
Формируя коррекционно-развивающую программу ребёнка и ставя цели перед собой, все специалисты в области прикладного анализа поведения ориентированы на то, чтобы сформировать максимально независимую личность, приспособленную к самостоятельной жизни. В связи с этим, социально-бытовые цели занимают базовую часть поведенческих программ.
Исходя из принципа социальной значимости, нельзя упускать из вида формирование навыка обращения с деньгами. Цель финансовой грамотности в том, чтобы помочь детям социализироваться и достичь успеха в будущем. Овладение навыком обращения с деньгами позволяет ребёнку продвинуться на шаг вперёд к будущей самостоятельности и независимости от окружающих. Несмотря на то, что всё большее распространение приобретает система безналичного денежного обращения, денежные купюры и монеты ещё очень распространены.
Кроме этого, обращение с денежными монетами различного достоинства, как отмечают ряд исследователей (Г. А. Корнеева, A. M. Леушина, З. А. Михайлова, Н. И. Непомнящая, А. А. Столяр, Е. В. Щербакова, А. В. Белошистая), благоприятно сказывается на усвоение детьми системы математических представлений, интеллектуальном развитии. Что, в свою очередь, оказывает качественное влияние на психическое развитие детей в целом.
Нормотипичные сверстники начинают получать первые карманные деньги от родителей, как правило. уже в младших классах школы для совершения покупок в школьном буфете.
Карманные деньги – это один из первых шагов обучения детей финансовой грамотности. С их помощью ребенок на практике учится и открывает для себя мир покупок, возможностей, сбережений.
В связи с этим, встаёт объективная необходимость обучения детей навыку обращения с денежными монетами. В данной статье мы поделимся опытом обучения двух детей с РАС младшего школьного возраста навыку использования денежных монет для совершения покупок.
Стратегия — научить
Обновление государственных образовательных стандартов стало следствием масштабной работы многих федеральных министерств и ведомств и Банка России, начало которой заложил в 2010 году Минфин России в проекте «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».
Умение людей распоряжаться своими финансами, овладевать базовыми экономическими навыками — залог и неотъемлемая часть политики устойчивого экономического развития целой страны. При этом социологические исследования того времени демонстрировали низкую финансовую культуру и недостаточный уровень финансовой грамотности россиян.
Так, в 2011 году мониторинг уровня финансовых знаний показал, что более половины опрошенных не готовы к ответственности за собственные финансовые решения, не осознают важности материальной подушки безопасности. 38% граждан не сравнивали финансовые предложения перед подписанием договора и считали, что в принципе не способны разобраться в сути предлагаемых финансовых услуг. С базовым тестом по финансовой арифметике справились тогда лишь 33% россиян, участвовавших в исследовании.
На основе статистических данных и общей картины тотального игнорирования большинством россиян роли финансовой грамотности в повышении уровня их жизни выявилась необходимость в последовательном формировании системы финансового образования. Логичным продолжением начатой работы стало появление в 2017 году Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации до 2023 года (далее — Стратегия). В разработку и реализацию Стратегии активно включились не только представители Минфина России и Банка России, но и органы управления образованием, региональные власти, бизнес, педагогическое сообщество и многие другие стейкхолдеры.
Одна из задач новой политики — повышение качества финансового образования людей и пропаганда финансово здорового образа жизни. Финансово грамотный россиянин должен уметь осознанно выбирать товары и услуги, управлять своими доходами и расходами, знать об уловках мошенников и уметь им противостоять, добросовестно исполнять кредитные обязательства, формулировать цели личных сбережений. Важно не только дать знания, рассказать и предупредить, но и помочь людям научиться жить по правилам финансового ЗОЖ. И развивать эти навыки нужно с самого детства.
Чему научат в школе
Формирование базовых поведенческих навыков, в том числе навыков финансового поведения, происходит в детстве. Именно поэтому одним из векторов работы в рамках Стратегии стало введение элементов финансовых знаний в школьную программу.
Изменения федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) открывает перед государством новые возможности и дает учителям дополнительные инструменты для работы по воспитанию финансово грамотного поколения. Восполнять недостаток финансовых знаний школьники будут в рамках классического образовательного процесса — в рамках учебных часов и привычных им предметов.
Первые знания о финансах младшие школьники получат на уроках математики и окружающего мира. Они будут учиться проецировать простейшие математические схемы на типичные жизненные ситуации, составлять личный и семейный финансовые планы. Узнают, что такое личная и финансовая информация и как ее хранить, научатся соблюдать правила безопасного финансового поведения и формирования личных сбережений.
В 5–9-х классах азы финансовой грамотности ученики освоят на уроках обществознания, математики и географии. Их будут обучать рациональному отношению к личным финансам, научат оценивать риски, связанные с предпринимательской деятельностью, покажут примеры финансового мошенничества, ознакомят с правами потребителей финансовых услуг, расскажут о том, как составлять личный финансовый план. Ученики попробуют свои силы в заполнении электронных форм документов, составлении простейших заявлений, обращений, деклараций, доверенностей и других документов, связанных с проведением финансовых операций.
Изучение финансовой грамотности на уроках географии поможет детям расширить кругозор на мировом экономическом пространстве. Школьники откроют для себя такое понятие, как качество жизни человека, и научатся определять уровень финансового благополучия.
Анна Горелик, замруководителя Центра финансовой грамотности НИФИ Минфина России
По сути, на наших глазах создается новая информационная среда. На примере элективных занятий по финансовой грамотности мы уже наблюдаем позитивную картину: многие школы, ученики и родители заинтересованы в этих знаниях.
Элементы финансовой грамотности в новых ФГОС распространяются на предметы, напрямую связанные с вычислениями и экономической сферой. Наиболее гармонично они вписываются в математику и обществознание. Например, на уроках математики, изучая проценты, можно вместо решения задач с кусочками пирога планировать личный или семейный бюджет либо изучать пользование кредитами.
Именно эти школьные предметы позволяют внедрить базовые финансовые знания в школьную программу наиболее естественным образом. Но Минфин России разработал рекомендации по встраиванию элементов финансовой грамотности и в другие дисциплины. Мы надеемся, что в обозримом будущем финансовая грамотность найдет точки соприкосновения с такими предметами, как информатика, основы безопасности жизнедеятельности, история, литература, иностранные языки, — ведь финансы пронизывают всю нашу жизнь.
Все методические и обучающие материалы по финансовой грамотности — учебники, поурочные презентации, игровой и видеоконтент — созданы за счет средств федерального бюджета и безвозмездно передаются в российские школы или публикуются в открытом доступе.
Уметь научить
Безусловно, большая роль в популяризации финансовой грамотности в школе отводится педагогам. Профессиональные компетенции современных учителей позволяют им быстро осваивать новый материал и методики преподавания, но важно, чтобы педагог осознавал свое место и новую роль в учебном процессе.
Чтобы образование как можно более просто, безболезненно и быстро «подружилось» с основами финансовых знаний, для всесторонней поддержки учителей, методистов, преподавателей, консультантов на базе ведущих вузов России — МГУ имени М. В. Ломоносова, НИУ «Высшая школа экономики» (ВШЭ), РАНХиГС и Финансовый университет при Правительстве РФ — были созданы четыре федеральных методических центра. Два из них — на базе ВШЭ и РАНХиГС — специализируются именно на повышении квалификации в области финансовой грамотности педагогов российских школ.
При поддержке Минфина России федеральные методические центры развивают образовательные практики и современные обучающие программы, необходимые контрольно-измерительные материалы, проводят занятия по подготовке и переподготовке педагогов.
Николай Иосифович Берзон, руководитель Федерального методического центра по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования Высшей школы экономики, доктор экономических наук, профессор
При введении элементов финансовой грамотности в школьную программу мы сталкиваемся как минимум с двумя проблемами.
Первая проблема заключается в том, что на сегодняшний день в школе нет отдельного обязательного предмета, посвященного финансовой грамотности (только элективный курс), а в масштабах целой страны недостаточно школ с подобным опытом. Вторая проблема — в школах недостает подготовленных учителей, которые могли бы преподавать этот предмет или его элементы внутри других дисциплин. Педагогические вузы готовят учителей русского языка, математики и других предметов, но не финансовой грамотности. Поэтому наша задача — обучать учителей и помогать им транслировать полученные знания своим ученикам.
Кроме обозначенной проблематики можно отметить, что на предыдущем этапе введения финансовой грамотности в школьную программу мы столкнулись с проблемой непонимания со стороны некоторых директоров и администраторов школ. Курсы по выбору могут занимать до 30% учебного времени; какие из них выбрать, решает школа. Там, где администрация региона рекомендует изучать финансовую грамотность, этот курс читается, там же, где идеей экономического просвещения пока не прониклись, предпочтение отдается другим областям знаний.
Проблема в том, что, прослушав наши курсы, учителя повышают личные экономические знания, а донести их до учеников иногда не имеют возможности: в школе нет такого элективного курса. То есть учителей мы обучили, но над учителем стоит директор. Чтобы содействовать распространению в школах идеи финансовой грамотности, мы организовали короткий обучающий семинар для директоров и администраторов школ. Похожая система уже используется, например, Федеральным методическим центром для высшей школы на базе МГУ имени М. В. Ломоносова: он обучает как вузовских преподавателей, так и администраторов. После прохождения обучения функционеры от образования осознают, что есть национальная Стратегия, что они — участники глобального проекта по повышению финансовой грамотности в стране, что губернаторы их регионов отчитываются за реализацию задач по повышению финграмотности, в том числе и в образовательных организациях. Таким образом, понемногу руководители на местах начинают иначе относиться к предложениям учителей или родителей ввести в школе курс по финансовой грамотности.
Реализация этой задачи выглядит весьма глобально. С 2018 года по заказу Минфина России было разработано семь 24-часовых программ повышения квалификации педагогов по методике преподавания финансовой грамотности в рамках школьных предметов, а также 36-часовая программа продвинутого уровня для педагогов, которые уже преподают финансовую грамотность.
Сейчас региональные и межрегиональные методические центры созданы по всей России. В 81 регионе уже ведется работа с педагогами. В планах к началу 2022 года охватить все 85 субъектов Российской Федерации.
С 2016 по 2020 год подготовку по различным программам повышения финансовой грамотности прошли более 33 тыс. человек — в частности, по базовой 72-часовой программе повышения квалификации и программам внедрения элементов финграмотности в обязательные школьные дисциплины. В этом году переподготовку на базе РАНХиГС прошли 2 735 учителей, на базе Высшей школы экономики — 4 849 учителей, в процессе учебы — еще 680 человек. А в общей сложности до конца 2021 года РАНХиГС обучит 12 550, а ВШЭ — 10 200 учителей.
При поддержке Минфина России разработаны методики и методические пособия для преподавания финансовой грамотности в начальных, средних и старших классах в качестве отдельной дисциплины по выбору (12–16 академических часов), а также краткосрочная программа повышения квалификации педагогов по курсу повышения финансовых компетенций (24 академических часа). Кроме того, в этом году в РАНХиГС разработаны две полностью дистанционные 36-часовые программы по обучению финансовой грамотности учителей. На подходе еще две заочные программы по методике преподавания финансовой грамотности в основной и средней школе. Подобный формат ориентирован прежде всего на учителей из отдаленных уголков страны, куда ранее не доходили программы федеральных методических центров, а также на тех учителей, которые по разным причинам не могут проходить обучение в очном формате.
17 млн учебно-методических комплектов по финансовой грамотности для учеников, учителей и родителей в течение 2020-2021 годов уже поступили в 51 российский регион. Это самый большой печатный тираж учебников в истории современной России.
К работе в рамках Стратегии активно подключился и Центральный банк Российской Федерации. По его заказу была разработана еще одна линейка учебников по финансовой грамотности для младших и для средних классов, сборники математических задач по финграмотности, а также электронные материалы — онлайн-уроки и игра. Таким образом, у школ появился выбор между учебно-методическими комплектами и дополнительными материалами, которые разработаны Банком России и Минфином России, а вместе с тем появилась возможность комбинировать учебные материалы для создания максимально эффективной среды по внедрению финансовой грамотности в школах.
Однако даже при таком, казалось бы, фундаментальном и всестороннем подходе полностью избежать трудностей в работе по внедрению в российские школы финансовой грамотности пока не удается. Огромная территория страны, удаленность отдельных регионов, региональная специфика и глобальные задачи программы пока еще ставят все новые задачи, которые непременно нужно решать.
Михаил Чесноков, директор Федерального методического центра повышения финансовой грамотности населения РАНХиГС
Включение финансовой грамотности в ФГОСы — это то, что мы,вузы, которые готовят учителей, ждали последние пять лет. Действительно, основные проблемы, с которыми мы сталкивались при обучении, — нежелание руководства школ включать курс в программу и загруженность учителей. Сейчас наконец-то мы сможем увидеть плоды своей деятельности в реальной школьной практике.
Ближайший шаг, который необходимо сделать федеральным центрам по подготовке учителей, — это обратить свое внимание на студентов педагогических вузов: магистров и старших бакалавров, будущих педагогов. Их нужно не переучивать по финансовой грамотности в статусе учителя, а направлять в школу уже подготовленными специалистами. Рассчитываем, что такая работа будет начата в будущем году.
Финансовая грамотность не должна стать скучным школьным предметом, она как раз во многом призвана «расшевелить» и наполнить жизнью классические школьные дисциплины: математику, географию, литературу. Поэтому мы предлагаем школам множество качественных активностей, созданных и успешно апробированных под эгидой Минфина России: фестивали, чемпионаты, викторины, брейн-ринги и т.д. — все это найдет свое место в жизни школьника, повышающего свою финансовую грамотность. За счет таких мероприятий можно прививать интерес к повышению финансовой культуры как подрастающему поколению, так и родителям. И этим тоже необходимо заниматься!
Знания — из семьи
Сегодня перед российским образованием стоит много новых нетривиальных вызовов, учиться приходится всем: не только на каждом уровне образовательной системы, но и на разных уровнях социума. Конечно, огромная роль в воспитании финансово грамотного поколения отводится семье. Именно родители поддерживают стремления своих детей, направляют их, дают необходимые ресурсы для развития, вдохновляют своим примером.
Для семейного обучения при поддержке Минфина России был создан ряд практических материалов, игровых программ, видеокурсов по финансовой грамотности, тематических мультфильмов, сказок и др. — целый комплект материалов для укрепления «финансового иммунитета» всей семьи.
Школа всегда обеспечивала целостность отечественной системы образования и чутко реагировала на изменения в обществе. Глобальные мировые потрясения, развитие технологий, экономические колебания заставляют государство обеспечивать новые условия для благополучия своих граждан. Сегодня это условие — высокий уровень финансовой грамотности. И в воспитании уверенных, знающих, экономически активных пользователей финансовых услуг большие надежды возлагаются именно на школу.
Думченко О. Образовательные модели формирования финансовой грамотности школьников
Оригинал материала размещен в выпуске № 06
https://f.almanah.su/32.pdf
Процедура исследования
Обучение нормотипичных детей финансовой грамотности и навыкам обращения с деньгами проходит ряд этапов.
Знакомство с денежными знаками начинается ещё на этапе дошкольного детства в формате разнообразных игр. По мере взросления применяются различные приёмы овладения навыками финансовой грамотности.
На наш взгляд обучение детей с РАС данной группе навыков также должно осуществляться поэтапно. Однако процедуру обучения необходимо выстроить, базируясь на принципах и методах Прикладного анализа поведения (АВА-терапии).
Овладения навыком обращения с денежными монетами для совершения покупок предполагает предварительное овладение ребёнком рядом навыков:
В нашем исследовании приняли участие 2 мальчика 8 лет с диагнозом РАС (расстройство аутистического спектра). Данные дети являются учениками ресурсного класса общеобразовательной школы. Оба ребёнка владеют вокальной речью, интравербальными навыками, хорошим уровнем понимания речи. Они владеют навыком знания состава числа в пределах 20, а также навыками сложения и вычитания в пределах 20.
Обучение навыку проводилось в индивидуальном формате с каждым ребёнком отдельно.
На момент начала исследования дети различали номинал денежных монет: могли рассортировать монеты по номиналу, показать по инструкции на монету нужного номинала и назвать её, но не владели навыком отсчитывания необходимой суммы. Соответственно, они не могли самостоятельно выполнить цепочку последовательности действий совершения покупки.
В силу того, что в исследовании принимали участие учащиеся младшей возрастной категории, обучение отсчёту определённой денежной суммы ограничивалось в пределах 100.
Наше исследование состояло из нескольких этапов:
Результаты исследования представлены на графике.
Обратите внимание на разную размерность двух осей Y. Это связано с тем, что на 1 и 2 этапах исследования регистрировался процент верных реакций при формировании навыка отсчёта необходимой суммы (линии данных с маркёром o ) На 3 этапе исследования осуществлялся подсчёт количества самостоятельных шагов в цепочке навыка совершения покупки с использованием денежных монет (линии данных с маркёром Δ).
Сбор данных на фазе фоне осуществлялся с использованием метода холодные пробы.
На фазе вмешательства с детьми проводился обучающий тренинг ДТТ. Процедура выполнялась по аналогии с процедурой обучения составу числа. Перед учеником выкладывалась монета большего достоинства и несколько монет различного номинала меньшего достоинства. Предоставлялась инструкция: «Набери столько же». Ученик должен был составить все возможные варианты. Так, например, для монеты номиналом 10 рублей составлялись следующие варианты комбинаций.
По мере того, как дети становились более успешны, им давалась инструкция набрать различные суммы монет. При этом для каждой суммы необходимо было составить не менее 5 различных комбинаций монет.
При обучении навыку отсчёта необходимой суммы из имеющихся монет возникали ряд трудностей:
По мере того, как дети осваивали навык отсчитывания необходимой суммы по инструкции, с ними началась работа по обучению цепочке последовательности действий для совершения покупки в школьном буфете. В данном исследовании мы использовали метод «обратная цепочка». Ребёнку предоставлялась инструкция от учителя: «Можешь сходить в буфет!»
Цепочка состояла из последовательности действий:
Алгоритм цепочки расписан в чек-листе (приложение 1) и специалист, обучающий ребёнка, собирал данные по колличеству самостоятельных шагов в цепочке.
В результате нашего исследования дети сделали первые шаги на пути формирования самостоятельности. В ходе исследования оба ученика освоили навык отсчитывания необходимой суммы денежных монет для совершения покупки.
Варианты направлений дальнейшей работы с данным навыком:
Использование ДТТ и метода обучения «цепочка в обратной последовательности» для формирования навыка обращения с денежными монетами для совершения покупок у младшего школьника с РАС
Автор работы: Саввина Лариса Александровна, педагог-психолог ресурсного класса МАОУ инженерно-технологической школы № 27 города Липецка, выпускница курсов аналитиков поведения уровня ВСВА КМЦ «Педагогика и психология», руководитель курса Жесткова Екатерина Борисовна.
Приложения
Аннотация
В статье разобран практический пример одного из способов обучения детей с расстройством аутистического спектра навыку использования денежных монет для совершения покупок. Кроме этого обозначена необходимость комплексного поэтапного подхода к формированию навыков обращения с деньгами у людей с РАС.
Финансовая грамотность в школе
Уроки финансовой грамотности (ФГ) были введены в образовательных учреждениях сравнительно недавно. Это один из подразделов обществознания. Направление требуется каждому ученику для обеспечения оптимальных знаний в отношении использования денежных средств. Это позволит улучшить экономику России в ближайшем будущем, приучить учеников к бережному отношению к деньгам.
Необходимость и актуальность преподавания финансовой грамотности в школах
Благодаря раннему обучению финансовой грамотности дети смогут:
Потребность в освоении перечисленных навыков возникла за счет активного развития современных детей. Они быстро изучают финансовые основы, могут самостоятельно покупать товары, пользоваться банковскими картами, мобильным приложением для оплаты. С раннего возраста они вступают в торгово-финансовые взаимоотношения, поэтому требуется знание азов финансовой грамотности, чтобы они могли осуществлять все действия правильно.
Основная цель проекта — устранение безответственного, неправильного отношения к деньгам и денежным операциям. Государство активно проводит проект финансовой грамотности для развития экономики в сфере потребления.
Способы организации обучения финансовой грамотности
Обычно уроки финансовой грамотности проводят в рамках обществознания.
Но часть школ в зависимости от направленности класса используют дополнительные пути передачи информации:
Занятия проводятся в следующей форме:
В ходе обучения выделяют следующие принципы:
Для каждого занятия выбирают схему обучения финансовой грамотности. Обычно они проводятся поэтапно:
В процессе передачи информации по финансовой грамотности педагоги используют основные обучения.
В процессе обучения учеников педагог использует следующие последовательные этапы:1. Разбивание информации на модули, каждый из них должен иметь определенные задачу, содержание.2. Каждый модуль изучается по 2 направлениям — выявление проблемы использования финансов, решение практической деятельности.3. Презентация учебных достижений каждым учеником.
По этой схеме обучения изучают фондовый рынок, банки, страхование, налоги, пенсионное обеспечение и другие направления. Например, учитель может объяснить правила оплаты налогов при занятиях репетиторством. Для этого рекомендуется ознакомиться со статьей «Репетиторство и налоги: что должен знать учитель?».
В процессе игры ученики и педагог воссоздают финансовую ситуацию. При ее изучении происходит активное усвоение общественного опыта, совершенствование самоуправления поведением.
Подразделение игровых технологий в зависимости от целей:
Процесс передачи информации осуществим в играх следующих видов:
В процессе игры детям легче усваивать информацию. Она запоминается лучше.
Способ организации помогает детям сформировать новые умения и качества в процессе интерактивной технологии обучения. Осуществляется благодаря созданию вымышленных или реальных ситуаций. Технология похожа на ролевые игры. Например, ученику предлагают ситуацию, согласно которой он уже работает и зарабатывает деньги. У него есть определенная сумма для первоначального взноса на покупку жилья. Но ему требуется в 3 раза больше денег. Учитель задает вопрос, как он будет действовать, чтобы купить квартиру.
Технология творческой мастерской
На уроках учитель создает учебный процесс, стимулирующий творческую, эмоциональную атмосферу. Благодаря ей формируется активная, продуктивная деятельность, дети ощущают себя творцами.
Методика обладает достоинствами:
Отсутствие потребности заучивания новых знаний, они формируются самостоятельно в ходе практической деятельности.
Учитель не просто объясняет учебный материал, а предоставляет детям задания, в процессе решения которых формируются финансовые знания.
В конце занятия должен появиться продукт учебной деятельности, например, доклад, фильм, постановка, презентация.
Творческий процесс активирует оптимальное усвоение полученных знаний.
Методы обучения финансовой грамотности
Учитель может менять методы проведения занятий. Так ученики запомнят больше нужной информации.
Благодаря урокам ФГ дети с ранних лет понимают, как пользоваться денежными средствами, правильно распределять их. Они поймут основу вкладов, пенсионного обеспечения и другие аспекты работы финансовой системы. Это поможет детям в реальной жизни. Но учитель должен правильно передавать информацию, чтобы ученики освоили ее не только в теории, но и на практике. Рекомендуем ознакомиться с программой обучения для педагогов по вопросам финансовой грамотности в школе и вооружится знаниями дистанционно.
Список литературы
Совершение покупок – важная неотъемлемая часть жизни каждого человека. Овладение навыком обращения с деньгами является жизненно необходимым для человека, так как открывает ему новые возможности социализации и улучшает качество его жизни.
Положительные результаты, которые были получены в ходе исследования позволяют сделать вывод, что методы прикладного анализа поведения позволяют выстроить максимально эффективно процесс обучения, даже таким сложным навыкам как обращение с деньгами.