Современные стандарты образования диктуют необходимость использования в обучении форматов, предполагающих постоянную обратную связь между обучающимся и учителем. Интерактивное обучение – это организация обучения, при которой учитель и ученики активно взаимодействуют друг с другом, это так называемое диалоговое обучение. Интерактивные средства обучения, такие как интерактивная доска, проектор, ноутбук, планшет, стали неотъемлемой частью современного учебного процесса (рис.1).
Рис. 1. Интерактивные средства обучения
Практика преподавания экономических и финансовых дисциплин доказывает высокую эффективность применения интерактивных форматов при преподавании данных предметов школьникам на разных ступенях обучения. Учащиеся активно включаются в работу при использовании таких форм и методов интерактивного обучения, как решение кейсов, мозговой штурм, деловая игра и др. (таблица)
Примеры форм и методов интерактивного обучения
При преподавании экономики и финансовой грамотности есть ряд тем, освоение которых при традиционных форматах обучения затруднено, интерактивные форматы позволяют обучаться на собственном опыте и дают больше практических навыков учащимся. Стоит отметить следующие сложные темы:
Обучение финансовой грамотности с использование интерактивных форматов учащихся на базе МБОУ гимназии № 7 г. о. Чехов Московской области осуществляется в рамках урочной и внеурочной деятельности, в старших классах ведутся элективные курсы (рис.2).
Рис. 2. Формирование финансовой грамотности учащихся
Рис. 3. Настольная игра «Как сохранить и приумножить» (по материалам Образовательных проектов ПАКК)
Рис. 4. Деловая игра «Продаем снег»
Интерактивные деловые игры можно использовать для большого количества учащихся (параллель), например, при проведении предметных недель: всероссийской недели сбережений, недели финансовой грамотности, международной недели инвестиций, дня финансиста (рис.4).
Библиографическое описание
Долганова, Е. Г. Интерактивные игры как средство познания финансовой грамотности детьми старшего дошкольного возраста / Е. Г. Долганова, М. Н. Капитонова, О. Ю. Шишкина. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2021. — № 9
. — С. 17-21. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/207/6608/ (дата обращения: 16.11.2023).
Современные дети ежедневно «заходят» в виртуальное пространство. Каждый дошкольник имеет: компьютер, планшет или телефон. Педагоги замечают, что игра воспринимается лучше, если это не надоевшая игра с бумажными карточками, а ожившие и передвигающие картинки.
На современном этапе развития информационных технологий средства ИКТ все более активно внедряются в процесс образования. Интерактивные игры могут стать помощником в организации познавательного развития. Дети становятся не только активными, но и заинтересованными участниками образовательного процесса, что способствует отличной результативности обучения.
Во время выполнения игровых упражнений у детей активируется зрительная, моторная и слуховая память. Главным преимуществом интерактивных игр является наглядность- инструмент усвоения новых понятий, свойств, явлений. Также дети воспринимают информацию с помощью движения объектов.
В своей практической деятельности мы разработали интерактивные игры по финансовой грамотности, используя программу Power point. Данные игры используются нами для закрепления пройденного материала, за каждый раздел парциальной программы «Дошкольники в мире экономики», реализуемой в детском саду.
К разделу «Желания и возможности. Что такое бюджет?» была разработана интерактивная игра «Потребности». Дети знакомятся с многообразием потребностей человека, определяют жизненно важные потребности человека в различных ситуациях. Так, дети определяют в чем потребность ребенка в первую очередь.
Учатся определять потребности людей в определенных ситуациях.
Упражняются в выборе материальных потребностей и нематериальных.
Закрепляют знания о доходах и расходах семьи.
К разделу «Деньги. Мир финансов» была разработана интерактивная игра «Деньги». С помощью которой дети закрепляют полученные знания из данного раздела. Так, например, учатся отличать деньги своей страны от денег других стран
Упражняются в умении отличать настоящие деньги от фальшивых, выбрав признаки настоящих купюр.
Учатся «пользоваться» банковской картой, вводя ПИН-код.
Знакомятся с деньгами других стран
Следующая игра «Такие разные профессии» из раздела «В мире профессий и труда». При помощи данной игры дети закрепляют знания о многообразии профессий. Игра интересна тем, что дети не только выполняют задания, но и собирают пазлы, что является очень увлекательным и интересным.
Находят предметы, которыми пользуются люди различных конкретных профессий.
И даже сами могут побывать модельерами, подобрав заплатку к одежде.
Игры направлены на освоение и закрепление пройденного материала. Являются увлекательными и интересными детям.
Благодаря интерактивным играм освоение финансовой грамотности детьми проходит в легкой форме, они стремятся узнать как можно больше нового и познавательного.
Использование интерактивных игр для формирования
основ финансовой грамотности
Суть экономического обучения состоит не в организации специального обучения экономике, а в обогащении различных видов детской деятельности экономическим содержанием. С помощью интерактивных игр можно создать условия для формирования базовых экономических представлений у дошкольников, усилить эффективность учебно-воспитательных процессов, повысить уровень восприятия информации и развить творческие способности детей.
финансовая грамотность, экономические отношения, информационные технологии, интерактивная игра, бережливость, экономность,
Формирование финансовой грамотности – значимая педагогическая задача.
Компетентность в области финансов, как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному». Поэтому экономическое образование должно начинаться именно в дошкольном возрасте, когда дети приобретают первичный опыт элементарных экономических отношений. Дошкольник не овладеет этой областью знаний самостоятельно, но вместе с воспитателями и родителями он приобретет доступные ему знания и практические навыки, осознает, какое место экономика занимает в окружающей реальности. В процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков, ребёнок делает первые шаги во взрослую жизнь, учится и набирается опыта, приобретает полезные финансовые привычки, получает представление о таких экономических качествах, как трудолюбие, бережливость, хозяйственность, экономность.
Для педагога становится важным найти новые формы и методы обучения детей, основным видом деятельности которых является игра. Суть игровых технологий заключается в активизации мышления, повышении самостоятельности учащихся и создании творческого подхода к обучению. В ходе игровой деятельности активируются не только знания, но и коммуникативные навыки дошкольников, что обеспечивает социальную значимость игровых технологий.
Игра воспринимается лучше, если это не скучная игра с бумажными карточками, а анимированные и передвигающиеся картинки. Основным преимуществом интерактивных игр является наглядность – как средство усвоения новых понятий, свойств, явлений. Кроме того, детям легче воспринять новую информацию на слух, с помощью движения объектов. С помощью интерактивных и мультимедийных средств, возможно моделировать различные ситуации из окружающей среды, составлять наглядные загадки на различные темы, знакомить детей с временами года, профессиями, жилищами животных, овощами и фруктами и т. д. Работу с интерактивными технологиями можно организовать в разных формах: индивидуальная форма предполагает самостоятельное решение ребенком поставленных перед ним задач; для решения заданий в паре используется парная форма; при использовании групповой формы, детей д На современном этапе развития информационных технологий средства ИКТ все чаще внедряются в образовательный процесс. Интерактивные игры могут стать помощником в организации когнитивного развития. Дети становятся активными и заинтересованными участниками процесса обучения, что способствует повышению степени его результативности. Использование интерактивных игровых технологий способствует формированию образовательной мотивации, развитию личностных составляющих познавательной деятельности (познавательная активность, самостоятельность, произвольность, привыкание к «полезным» играм, расширение кругозора, повышение качества учебного процесса).
Интерактивная дидактическая игра по финансовой грамотности – это эффективный метод закрепления полученных ранее знаний.
Интерактивная игра по формированию основ финансовой грамотности «Занимательный бизнес кота Матроскина» представляет собой комплекс заданий, разделенных на рубрики: викторина, ребусы, мультфильмы.
данной игры – содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста на доступном уровне, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.
познакомить с сущностью основных финансово-экономических категорий. Закрепить ранее полученные знания по вопросам финансовой грамотности и экономике.
развивать познавательный интерес детей к вопросам финансовой грамотности и применению этих знаний на практике. Развивать словесно-логическое мышление, умение классифицировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные и логические связи. Развивать зрительное восприятие.
воспитывать внимательность, умение точно следовать инструкции при работе с ИКТ. Воспитывать коммуникативные навыки при работе в командах. В результате игровой деятельности формировать у детей положительное отношение к финансовой грамотности, интерес к экономике.
Дети закрепят экономические понятия и термины, связанные с финансами. Научатся выполнять задания в сотрудничестве с командой. Познакомятся со способами рационального использования денег на примере знакомых мультфильмов. Узнают, что такое деньги и научатся понимать их роль в жизни. Научатся находить правильный ответ среди вариантов.
Кот Матроскин, всем известный герой произведений Э. Успенского, решил начать/открыть свой бизнес. Но он не силен в некоторых финансовых вопросах и просит о помощи. Дети с удовольствием соглашаются помочь Матроскину и вместе с ним постигают азы финансовой грамотности.
В разделе «Викторина» детям предлагается ответить на вопросы, затрагивающие различные финансовые аспекты. Для ответа на вопрос необходимо выбрать картинку с правильным ответом, при ошибке картинка исчезает, правильный ответ приведет к мерцанию картинки.
Раздел «Ребусы» содержит зашифрованные слова. Дети разгадывают ребус и проверяют ответ самостоятельно.
Раздел «Мультфильмы» включает в себя фразы о деньгах и богатстве из известных мультфильмов. Задача детей – угадать, из каких.
Обучение в игре – один из самых эффективных методов получения знаний, в том числе и по финансовой грамотности. В игре дети лучше концентрируются и легче усваивают информацию, сразу учатся применять новые навыки на практике.
«Использование интерактивных игр для развития финансовой грамотности детей дошкольного возраста».
Интерактивные технологии все более плотно входят в нашу жизнь. Сейчас в дошкольных образовательных учреждениях идет активная практика внедрения интерактивного оборудования в образовательный процесс. Обучение детей дошкольного возраста становится более привлекательным и захватывающим. Использование интерактивных технологий в воспитательно-образовательном процессе детского сада предполагает наличие интерактивного оборудования. Это компьютеры, интерактивные доски, мультимедийное оборудование. В нашем дошкольном учреждении мы активно используем в своей работе интерактивное оборудование, что позволяет вывести обучение на новый уровень.
С этого года наш детский сад принимает участие в эспериментальной площадке ? Для более эффективной работы по этой программе педагогами были разработаны и применены интерактивные игры по финансовой грамотности: «Угадай профессии», «Где можно увидеть рекламу», «Разложи товар по полкам», «Создай свою рекламу», «Дорого или дешево», «Труд, продукт труда», «Деньги, монеты, банкноты», «Разменяй монету», «Где хранятся деньги». Цель интерактивных финансовых игр – формирование и закрепление экономических знаний методом интерактивных игр.
Чтобы создать интерактивную игру по финансовой грамотности нам необходимо:
1. Создать в программе Powerpoint пустой слайд
2. добавить фон
3. Вставить анимированный персонаж в формате png
4. Озвучить его в специальной программе своим голосом
5. Формат аудиофайла озвученного персонажа должен быть в формате Wav
6. Вставить озвученный аудио формат к анимированному персонажу
7. Далее вставить снова пустой слайд
8. Добавить фон например витрину спортивного магазина
9. На этот фон добавить картинки тележка, стеллаж для товаров, продавец
10. В тележку расположить нужные предметы. К каждому предмету, который должен быть на полке, прикрепляем триггер и задаём путь, по которому должен двигаться данный предмет. Триггер заставляет передвигать предмет в заданном направлении
11. К каждому предмету прикрепляем звук, например, колокольчик.
12. Завершающий слайд – это анимированный персонаж со словами одобрения и похвалы детей за правильные ответы.
В своих интерактивных играх по финансовой грамотности мы используем добрые анимированные персонажи, например, Сова, Буратино , которые говорят понятные детям задания. Мы считаем использование анимированного персонажа усилит эмоциональное восприятие и интерес детей к интерактивным играм по финансовой грамотности.
У интерактивных игр большие ресурсы: расставить изображения в определенном порядке (например, в игре о монетах- расположи монеты от наименьшего номинала к большему), можно легко переместить изображение или текст (например, в игре «Где хранятся деньги?» – монеты ребенок должен собрать в копилку, бумажные купюры в кошелек, пластиковые карты- в банк.) Задание в игре может быть и таким: выполнить сортировку картинок или надписей по заданному признаку (например, игра «Дорого или дешево» – выбрать из каждой пары предметов дешевый и дорогой товар.)
В процессе применения интерактивных игр по финансовой грамотности нам стало понятно, что увеличилась возможность транслирования учебной информации в более интересной для детей форме. Применение мультимедиа технологий (цвета, графики, звука, современных средств видеотехники) позволяет моделировать различные ситуации. Обязательный материал переводится в яркую, увлекательную, мультимедийную форму. Благодаря смене изображений, возникновению и исчезновению картинок внимание детей удерживается дольше, а это в свою очередь влияет на положительную динамику в развитии детей. В ходе освоения интерактивной игры у дошкольника возникают новые знания и опыт, которые появляются вследствие игрового взаимодействия. Дети нового поколения хорошо приспосабливаются к цифровому пространству.
Сегодня хочу представить вашему вниманию мултимедийную игру по формированию финансовой грамотности «Поможем Буратино вернуть монеты». Цель игры: формирование начал экономической, финансовой культуры и азов, предпринимательства в процессе развития навыков сотрудничества у детей старшего дошкольного возраста.
В ходе игры участники должны выполнять различные задания по финансовой грамотности с героем сказки А. Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино».
Правила игры. Игра состоит из пяти уровней:
Уровни объединены одним сюжетом: главный персонаж игры Буратино, у которого Кот Базилио и Лиса Алиса украли золотые монеты. Необходимо помочь Буратино вернуть монеты, выполняя 5 заданий. После прохождения каждого задания игрок возвращает Буратино по одной золотой монете. Цель игры – собрать все 5 золотых монет.
Первый уровень «Деньги, классификация». На этом слайде воспитанники знакомятся с классификацией денег: бумажные купюры, монеты и электронные деньги. Цель задания: разложить деньги так, чтобы они были в надежных условиях для хранения. В случае правильного выбора издается звук аплодисментов, в случае неправильного ответа деньги возвращаются на искомое положение со звуком ошибки.
Второй уровень «Что можно купить за деньги?». На этом слайде воспитанники должны выбрать предметы, которые можно купить за деньги. Однако такие понятия как дружба и любовь не продаются и не покупаются.
Третий уровень «Орудия труда и профессии». Задача воспитанника правильно подобрать орудия труда к профессиям.
Четвертый уровень «Дорогой или дешевый». На этом слайде представлены как дорогие товары, так и дешёвые. Воспитанник должен отсортировать товары по соответствующим категориям.
Последний уровень – пятый: «Размен монет». На слайде представлены монеты разных достоинств. Задача участника – разменять монеты пять и десять рублей.
В конце игры Буратино получает все 5 золотых монет.
Таким образом, использование интерактивных игр по финансовой грамотности детей наравне с традиционными методами обучения повышает эффективность образования и воспитания детей, а также усиливает уровень восприятия информации и развивает творческие способности у детей.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 40 «Веселинка»
города Губкина Белгородской области
Выступление из опыта работы на тему:
Формирование финансовой грамотности у дошкольников посредством использования интерактивных игр во время проведения НОД
воспитатель МБДОУ «Детский сад
Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Современные дети с ролью денег в жизни знакомятся очень рано. Ведь каждый день они слышат разговоры о деньгах на улице, по телевизору, в школе, дома. Уже сейчас дети в малом возрасте начинают понимать, что деньги позволяют получить то, что им надо, и начинают самостоятельно распоряжаться ими.
Можно не боясь сказать, что дети и взрослые любят деньги одинаково. Ребенок растет и наблюдает за жизнью и со временем приходит к выводу, что очень многое можно получить за особенные бумажки, имя которым деньги. Следовательно, они начинают их заполучать.
Получив деньги, они делают покупки в магазине, могут одолжить деньги или просто их подарить. И возникает вопрос – понимают ли они ценность этих бумажек? Поэтому обучение основам экономических знаний необходимо начинать уже в детском саду, ведь представления о деньгах и их применении начинают формироваться в дошкольном возрасте. Проблема низкой финансовой грамотности в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экономического сознания, культуры сбережения. Эта работа должна начинаться в детском саду – первом звене системы непрерывного образования. Дошкольное детство – начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается позитивное отношение к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Сегодня каждый понимает, что судьба государства зависит от экономической, правовой, политической и нравственной грамотности молодого поколения. Экономика всегда была неотъемлемой частью жизни человека. В изменяющихся условиях современного общества жизни непрерывное экономическое образование необходимо начинать именно с дошкольного возраста, когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Ребёнок – дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но вместе с воспитателями и родителями, путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретает доступные ему знания и поймёт, какое место экономика занимает в окружающей его действительности.
Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям не лишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость. Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей.
Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, рачительность, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности). Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности.
Сущность экономического воспитания заключается не в организации специального обучения экономике, а в обогащении разных видов детской деятельности экономическим содержанием. Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию предпосылок формирования реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным.
Следовательно, можно сказать, что финансовая грамотность очень актуальная тема в наше время.
Дошкольник и экономика лишь на первый взгляд кажутся далекими друг от друга. Область экономической деятельности – одна из жизненно важных, в которую ребенок погружается с детских лет. Приобщение ребенка к миру экономической действительности – одна из сложных и в то же время важных проблем. Сегодня это предмет специальных исследований в школьной и дошкольной педагогике. Нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке – веке сложных социальных и экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит – строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно. Финансовая грамотность дает возможность управлять своим финансовым благополучием. Отсутствие элементарных финансовых знаний и навыков ограничивает возможности людей по принятию правильных решений для обеспечения своего финансового благополучия. Раннее разумное экономическое воспитание служит основой правильного миропонимания и организации эффективного взаимодействия ребенка с окружающим миром. Осуществляя экономическое воспитание в дошкольном возрасте, мы решаем задачи всестороннего развития личности.
В нашем дошкольном учреждении используют разнообразные методы и приемы формирования у детей финансовой грамотности. Такие как, организации детской деятельности через сюжетные, ролевые и дидактические игры с экономическим содержанием, увлекательные ситуационные задачи, загадки, кроссворды, квест-игры, интерактивные игры, игры-путешествия и т.д.
Для достижения любых образовательных результатов целесообразно использование образовательных технологий и активного, и интерактивного обучения. Активные или практические методы обучения направлены на активацию мышления, пробуждают активность у учащихся, что обеспечивает принудительную и устойчивую вовлеченность в процесс обучения; взаимодействие между учениками и преподавателем, что благоприятно сказывается на мотивации и выработке позитивных эмоций при успешно выполненной деятельности. Интерактивные методы направлены на решение следующих задач:
• создание комфортных условий для учащихся;
• обучение коммуникации и взаимодействию, командной работе;
• формирование профессиональной компетенции и мнения;
• преодоление конфликтов и разногласий во время процесса обучения.
Одной из педагогических технологий интерактивного обучения, направленных на достижение результатов образования, является игровая технология в образовательном процессе.
Из выше перечисленных видов я бы хотела подробнее рассказать об использовании интерактивных компьютерных играх и показать наиболее интересные на мой взгляд разработки.
Естественно, что интерактивные компьютерные игры не могут полностью заменить традиционных форм обучения дошкольников по финансовой грамотности. Но, как показывает практика, использовать их как дополнительную форму обучения очень даже эффективно! Педагоги могут использовать уже готовые разработанные интерактивные игры или же сами создать свои игры для обучения, закрепления уже полученных знаний или для командных соревнований по финансовой грамотности.
В старшей возрастной группе интерактивные игры можно использовать как обучающий материал при проведении ООД как в групповой форме, так и индивидуально. А с подготовительной к школе группы интерактивные игры могут быть использованы как командные, подгрупповые.
В настоящее время существует очень большое количество просветительских и образовательных ресурсов по финансовой грамотности. Значительная часть из них создана Минфином России в рамках Проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности и развитию финансового образования в Российской Федерации». Использование образовательных ресурсов всегда имеет определенные преимущества и ограничения. Для некоторых из них нужно создание специальных технических условий. Поэтому каждый педагог должен знать технические возможности своей образовательной организации, и исходя из этого подбирать образовательные ресурсы. Также важно понимать, что современным детям не очень интересно читать только бумажный вариант учебного пособия, и по возможности нужно стараться включать все современные образовательные ресурсы, особенно мобильные приложения, онлайн игры и анимированные презентации. Кроме того, педагог должен уделять большое внимание качеству используемых основных и вспомогательных образовательных ресурсов. Образовательные ресурсы, созданные в рамках Проекта Минфина России, прошли экспертизу, не содержат прямой или скрытой рекламы, отражают основные содержательные линии обучения финансовой грамотности, принятые на международном уровне, а также в Российской Федерации.
ООО «АйТи Агентство ОС3» (www.oc3.ru) по заказу Минфина России в рамках проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» разработала ряд мобильных приложений для изучения финансовой грамотности. Созданные цифровые инструменты доступны для разных возрастных групп обучающихся. Уровень сложности вопросов и заданий, заложенных в игре, учитывает возрастные особенности обучающихся, уровень их психоэмоционального и интеллектуального развития.
Итак, давайте немного обсудим некоторые разработки игр.
Разработана бесплатная социальная онлайн игра «Финзнайка 6+» (URL: https://финзнайка.рф/site/abilities-kids#themes). Хотя игра и называется «Финзнайка 6+», но предназначена она в основном для учеников начальной школы. « Финзнайка 6+» освещает такие тематические блоки, как «Деньги», «Семейный бюджет», «Семья и государство», «Банки», «Валюта», «Бизнес». По каждой теме имеются различные типы заданий: – ребус: по картинкам необходимо догадаться, какое слово загадано; – кроссворд: необходимо ответить на поставленные вопросы и записать ответы в соответствующие клетки; – задание на сопоставление: установление соответствия между какими-либо действиями и результатами этих действий, ситуациями и их последствиями, ролями, их правами и обязанностями; – традиционные тесты и т.д. В игре «Финзнайка 6+» можно работать под присмотром Наставника: педагога, родителя, брата, бабушки и даже друга. Функция «Наставник» доступна на официальном сайте игры . Следует отметить, что педагогическая ценность мобильного приложения «Финзнайка 6+» состоит также в том, что оно обеспечивает связь между формальным и неформальным обучением школьников, способствуя получению новых знаний. Играя, учащиеся легко осваивают и закрепляют базовые финансовые знания, учатся коммуницировать со сверстниками.
Следующее приложение «Монеткины» – бесплатный онлайн-сервис для школьников 2-8-х классов, обучающий основам ведения бюджета. Онлайн-сервис состоит из мобильного приложения и сайта . Вести бюджет можно как на телефоне, так и с помощью ноутбука или стационарного компьютера. Онлайн-сервис также предусматривает работу под присмотром Наставника: можно вести совместный бюджет и выполнять задания на понимание базовых основ ведения бюджета.
Мобильные приложения – это достаточно новый педагогический инструмент, который уже набирает популярность среди учащихся и педагогов благодаря своим возможностям, обеспечивать интерактивные форматы обучения финансовой грамотности. Главная задача педагогов методически обоснованно включать мобильные приложения в образовательный процесс.
Нами при работе с детьми старшего дошкольного возраста была использована разработка Всероссийского образовательного портала СОВА. (https://systemekb.ru). Каждая игра здесь была разработана под определенный возраст, с учетом тех знаний и навыков, которыми уже обладают детки той или иной возрастной категории. Заходя в раздел каждой игры, вы можете ознакомиться с ее содержанием, узнать на что направлена данная игра, кто ее разработал, а также рекомендуемый возраст детей, для которых она создавалась.
Всероссийский образовательный портал СОВА предлагает огромный список интерактивных игр на любой вкус, созданных педагогами детских садов различной направленности и учителями начальных школ.
Игры для интерактивной доски позволяют деткам:
узнавать много новой полезной информации;
развиваться в разнообразных направлениях;
отрабатывать сразу несколько навыков (работа с интерактивным оборудованием, оттачивание непосредственно знаний по выбранной теме, умение работать в команде);
налаживать коммуникацию в группе.
Сегодня купить интерактивные игры не составляет никакого труда – масса компаний предлагают данный продукт. Но насколько эффективно данные занятия показывают себя в образовательном процессе – это вопрос. Практически все интерактивные игры, занятия и уроки выполнены, как простейшие флеш-игры. И дети, сыграв в них всего пару раз, запоминают сюжет и наизусть выучивают все ответы к заданиям. Тем самым занятие теряет свой образовательный посыл, а детям становится не интересно. Второй вопрос – это само наполнение таких интерактивных уроков. Как правило, компании разработчики сами придумывают задания не всегда соблюдая существующие образовательные стандарты, а иной раз вообще игнорируя их. На портале СОВА все игры, занятия и уроки созданы практикующими педагогами и методистами в строгом соответствии с ФГОС. Ко всем интерактивным играм прописаны уникальные методики и рекомендации по использованию данного контента в образовательном процессе детей дошкольного или школьного возраста. Все игры, созданные воспитателями в интерактивном редакторе СОВА, имеют возможность редактирования. То есть, при необходимости, есть возможность изменить игру под собственные нужды. При помощи редактора, очень легко поменять задание уже готовой интерактивной игры. Или используя огромную базу интегрированных в редактор изображений создать собственную интерактивную игру.
Данные игры использовались как вспомогательный обучающий материал, а также при индивидуальной работе с детьми.
Также на сайте Финансовая культура () есть разработанная готовая компьютерная игра Тайна потерянной копилки – это веб-игра для детей от 6 лет, но будет интересна также подросткам и взрослым. Цель игры — рассказать ребёнку, как грамотно обращаться с деньгами, планировать и копить на свои цели, а также избегать рисков. Чтобы дети лучше понимали тему и были вовлечены в неё, обучение проходит в формате захватывающей игры: ребёнку нужно спасти накопления героев от мошенников и злого колдуна. В данной игре дети, выполняя задания и проходя квесты, учатся правильно копить и тратить деньги, узнают как избегать мошенников и сохранять свои накопления в безопасности, учатся приумножать свои накопления.
В подготовительной к школе группе мы используем уже разработанные нами игры в простой программе Microsoft Power Point. Здесь игру можно провести в виде командных соревнований между двумя группами ДОУ или поделив группу на 2 подгруппы. С помощью подобных игр закрепляются и углубляются знания детей по финансовой грамотности. Дети учатся работать слаженно, дружно, обдумывать свои ответы.
Использование интерактивных игр при формировании финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста имеет свои плюсы и минусы. Поэтому они должны нести лишь дополнительную роль в обучении дошкольников. Интерактивные игры разнообразят процесс обучения и вовлекут детей в мир финансов. А для педагогов появилась уникальная возможность разработать свои игры для более углубленного изучения темы.