Перспективное планирование по обучению финансовой грамотности
детей младшей группы
- Кого мы хотим познакомить с основами ФинЗож
- Организаторы
- Глав региональных Администраций
- Публикация «Сценарий развлечения по финансовой грамотности для первой младшей группы „В поисках клада“» размещена в разделах
- Дни финансовой грамотности
- Информационные партнеры
- Кто может провести открытый урок
- Эссе победителей конкурса “День Рубля 2019”
Кого мы хотим познакомить с основами ФинЗож
Региональный координатор Дирекции финансовой грамотности НИФИ Минфина России
Координатор образовательных программ Дирекции финансовой грамотности НИФИ Минфина России
горохова Конспект занятия по финансовой грамотности в младшей группе «Знакомство малышей с деньгами»
Конспект занятия в младшей группе «Знакомство малышей с деньгами»
Разработала: Горохова М. Е
Цель: формирование основ финансовой грамотности у дошкольников.
-познакомить детей с понятиями «деньги», «купюра», «монеты»;
Нина Дорофиевская Сценарий развлечения по финансовой грамотности для первой младшей группы «В поисках клада»
Цель: формировать элементарные представления о понятии «деньги» и для чего они нужны; создать радостное, веселое настроение.
• Образовательная: формировать знания детей о том, что деньги необходимы для приобретения покупок в магазине.
• Развивающая : развивать память, внимание, речь детей.
Выбранная мною тема « Финансовая культура как фактор повышения уровня жизни, финансовой безопасности школьников» .
Данная тема выбрана не случайно, одна из главных проблем с которой можно столкнуться в современности, это отсутствие финансовой грамотности у большинства населения. По статистическим данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР ) проведенной в 2016 году , Россия находится на 25-м месте в мире по уровню финансовой грамотности, что является не очень хорошим показателем. Большая часть населения нашей страны совершенно не умеют распоряжаться своими доходами, планировать бюджет, не знают как правильно инвестировать сбережения, чем отличаются банковский депозит от облигаций и акций.
Так же можно привести печальную статистику Генеральной прокуратуры РФ, общее число случаев мошенничества за 2021 год выросло на 6,5 процента. За январь-ноябрь 2021 года в России было зарегистрировано 281,9 тысячи случаев мошенничества (статья 159 УК РФ), что на 6,5 процента больше, чем за аналогичный период 2020 года. В то же время на 13,7 процента увеличилось число мошеннических действий в общей массе, которые совершили с помощью информационных технологий. Каждый год появляются новые мошеннические группы, усложняются преступные схемы, совершенствуются инструменты для атак. Пандемия стала причиной ее взрывного роста. Онлайн-мошенничество стало основным видом преступлений в интернете.
Поэтому преподавание этого важного предмета нужно начинать в школе. Именно это позволит сформировать грамотную личность, социально адаптированную к происходящим изменениям в жизни российского общества, поможет профессиональной ориентации выпускников и социальной адаптации, научит управлению финансами, позволит грамотно реализовывать жизненные цели и планы.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» позволяет школам самостоятельно выбирать курсы и программы для внеурочной деятельности и факультативов. Это дает возможность вводить курсы финансовой грамотности, но за рамками обязательной программы. Каждая школа и муниципалитет вправе сами это решить. Кроме того, большая работа проводиться по внедрению элементов финансовой грамотности в федеральные государственные образовательные стандарты. Это должно положительно сказаться на всеобщем благосостоянии.
Ребенок со школьного возраста начинает знакомиться с темами денежных валют и операций с ними, накопление и введение домашнего бюджета, обретения финансовой независимости. С раннего возраста дети оперируют денежными знаками, активно самостоятельно покупают товары, пользуются пластиковыми картами и мобильными приложениями. Благодаря урокам по финансовой грамотности решаются основные вопросы: предоставление нужной информации с учетом возрастных категорий учеников, повышается уровень образования в сфере финансовой грамотности. Хорошо, когда обучение детей начинается с 7 летнего возраста и вводится такое понятие как «Труд». Ребенок начинает понимать, что доход- это результат трудовой деятельности. Очень важно отметить поведение родителей, так как зачастую именно пример родителей становится основополагающим. Все мы хотим для своих детей самого лучшего, но нужно помнить o том, что выполнение любого каприза ребенка, любой ценный подарок просто так, не даст нашим детям правильного понимания, как относиться к деньгам, и как с ними обращаться. Безусловно, родители должны объяснить ребенку, что для того, чтобы заиметь то, что хочется нужно потрудиться и заработать на это деньги.
Малыш должен знать, какой профессией занимаются его родители, далее ребенка следует научить совершать покупки, научить понятию карманные деньги, это позволит сформировать финансовое планирование. Ребенок должен с детства научиться контролировать свои расходы. Это позволяет избегать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении всей жизни.
(Дети должны знать обо всех банковских продуктах, которые появляются на рынке. Например, что такое кредитная карта. Сейчас это очень распространенное явление. Наши дети видят, как просто, достав пластиковую карту легко совершать покупки. Как правило, они не в курсе, к каким тяжким последствиям может привести бесконтрольное пользование кредитными картами.
В Примерной основной образовательной программе основного общего образования в раздел «Экономика» учебного предмета «Обществознание» включены вопросы по основам финансовой грамотности (банковские и страховые услуги, предоставляемые гражданам, формы дистанционного банковского обслуживания, инвестиции в различные активы, пенсионное обеспечение, семейный бюджет и др.). Дидактические единицы, затрагивающие вопросы финансовой грамотности, присутствуют и в Примерной основной образовательной программе среднего общего образования в курсе обществознания. На уроках технологии в 8 классе также изучаются вопросы финансовой грамотности в разделе «Семейная экономика».
Рассматриваются такие вопросы, как: потребности семьи, бюджет семьи, расходы на питание, накопления, сбережения, маркетинг и коммуникации в домашней экономике.
Методами обучения являются: игровое обучение и словесные методы. Словесные методы позволяют в кротчайший срок передавать детям информацию, ставить перед ними учебную задачу, указывать пути её решения. Так же можно использовать игровое обучение – это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности.
Финансовая грамотность неразрывно связана с государством, так как именно оно внедряет финансовые правовые нормы и правила, которые носят императивный характер. Участники финансовых отношений не вправе изменять их предписания и вынуждены им следовать, в этом заключается национальная идентичность финансовой грамотности.
Учитывая менталитет и психологию населения России необходимо сконцентрировать все усилия на создании государственной программы финансового образования молодежи, так как в этом процессе чрезвычайно важна роль авторитетного, независимого и надежного поставщика информации в области личных финансов, которым и должно стать государство. Именно от Правительства молодое поколение ждет «хороших советов в области финансов».
Естественно, для получения полной картины результатов должно пройти не один год работы с данной программой. Но уже сейчас с точностью можно сказать, что бы добиться поставленной цели нужно обязательно привлекать к школьному курсу и родителей, это позволит восполнить им пробелы в своих знаниях. Кроме того совместное образование учителей, школьников и родителей поможет существенно уменьшить напряжение в потребительской сфере.
В заключении хочется сказать, что финансовая грамотность- это умение правильно распоряжаться своими финансами и избежать ошибок. Финансовая грамотность – это модно и актуально в нашем современном обществе. И именно образовательные учреждения должны взять на себя основы формирования финансово грамотного гражданина.
МКОУ «Миролюбовская основная общеобразовательная школа»
«День финансовой грамотности»
Подготовила: Катыхина Д. И.,
январь 2019 год
Цель: способствовать формированию находчивости, сообразительности, экономической грамотности.
1. образовательная: закрепление и осмысление изученного материала
2. развивающая: развивать познавательную активность и творческое начало личности, критического мышления и адаптивные возможности к изменяющимся внешним условия
3. воспитывающая: совершенствование методики воспитательного воздействия на личность обучающегося через групповые и игровые формы; воспитание интереса к игре, предмету экономике.
I. ( Слайд 1) Сегодня в нашей школе проводится день финансовой грамотности. Как вы понимаете, что такое финансы простым и понятным языком?
В самом упрощенном варианте определение финансов звучит так: финансы — это деньги. Ведь не зря же говорят: «Финансы поют романсы» – и все понимают, что речь идет о недостатке денег.
Но это слишком простое, примитивное определение финансов. Ведь финансы — это не только наличные деньги, и денежные средства на счетах в банках, и чеки, и другие финансовые инструменты.
Вообще слово «финансы» произошло от латинского «financia» и переводится как наличные средства, доход. Если же переводить слово «finances» с французского языка, то финансы — это денежные средства.
Угадайте, что в «Волшебном ящике» (в ящике находятся шоколадные монеты)
Вопрос: их делают из разного материала, у одних людей их много, а у других мало, в разных странах их называют по-разному. Что это такое? (деньги)
Задание 1: Этот термин ввел в научный оборот философ древней Греции Аристотель, в переводе с древнегреческого термин означает «законы хозяйства». ( Ответ: Экономика).
Давайте вспомним, что же такое экономика? (Слайд 2)
Первоначально слово «экономика» означало искусство ведения домашнего хозяйства. Сегодня слово «экономика» имеет гораздо более широкое значение. Экономикой можно назвать хозяйство отдельного региона, страны, мира. Экономикой называют все отношения в обществе, связанные с деятельностью людей.
Наконец, экономика – это наука о том, как люди и общество в целом могут удовлетворять свои потребности в товарах и услугах, имея ограниченные ресурсы.
Задание 2: Сейчас мы с вами проведем викторину.
1. Какое животное всегда при деньгах? (поросенок: у него есть пятачок)
2. Как называли на Руси купцов, изгнанных из гильдии за систематические обманы и обвесы покупателей? (разгильдяи)
3. Назовите мероприятия, где цену набивают молотком? (аукцион)
4. Кто считает миллионы тысячами? (миллиардер)
5. Какую страну называют «банкиром всего мира»? (Швейцарию)
6.«Кока-кола» по отношению к «пепси – кола» это кто? (конкурент)
7. Назовите любимую монету попугая капитана Флинта? (пиастр)
8. Как называется лицевая сторона монеты? (аверс)
9. Как называется оборотная сторона монеты? (реверс)
10. Лицо торговой точки это что? (витрина)
11. Какое сказочное животное умело изготовлять монеты простым ударом копыт? (антилопа)
12. Какая русская народная сказка демонстрирует эффективность коллективного труда? (репка)
Задание № 3.
Давайте обсудим вопрос, позволяют ли вам ваши карманные деньги осуществить ваши желания? И если ваши запросы слишком велики, то что надо сделать для их реализации.
Я понимаю, что это может звучать очень странно, но если вы бежите сразу в магазин и покупаете то, что хотите, то ваше желание обходиться вам слишком дорого. Это не значит, что вы не будете ничего покупать. Может, и будете, но есть много способов получить желаемое. И гораздо дешевле , чем оно стоит.
Как позволить себе все, что хочется, на свои карманные деньги? Я думаю, что дело не в том, какой у человека доход, а в том, как он умеет определять то, что ему хочется.
Главное, начать с того, что именно вам не хватает и посмотреть, что в этом есть самого интересного? Потому что если вы это найдете, ваша жизнь начнет меняться. А не хватает большинству из нас денег только потому, что мы автоматически принимаем решения о покупках, и деньги уходят в неизвестном направлении.
Самый простой пример – пойти в магазин и потратить свои карманные деньги на бесполезные траты (чипсы, сухарики и т.п.). Иметь отложенные деньги полезно, так как это сберегает душевное равновесие и позволяет экономить и приобретать. Иметь деньги, которые вы можете свободно тратить на свои личные нужды (кино, театры , одежду, каток, кафе и т. д.), не менее важно. Вы пока не работаете, но родители Вам дают карманные деньги, дарят на день рождения.
Задание №4. ( Слайд 3) Я предлагаю нам всем вместе составить памятки с советами на будущее, как правильно управлять своими деньгами.
10 советов управления деньгами для ребенка:
1. Старайтесь планировать бюджет и следовать ему.
2. Не тратьте все деньги сразу.
3. Запомните, что финансовая грамотность играет огромную роль в вашем будущем и вашей независимости.
4. Учитесь отличать «потребности» от «желаний». Первые, обычно, менее затратные, чем желания.
5. Не стоит приобретать дорогую вещь, которая вам не по карману, найдите более дешевую альтернативу. Это тоже отличное решение и, к тому- же, за меньшие деньги.
6. Заведите копилку и вносите в нее сдачу от своих покупок, так вы сможете накопить сбережения.
7. Когда вы идете за покупками, то старайтесь выбрать те товары, в которых нуждаетесь. Если выберете сразу несколько товаров с одинаковыми функциями, то научитесь сравнивать цены и делать грамотный выбор.
8. Старайтесь не «брать взаймы». Нехорошо быть в зависимости от кого-либо, взяв чужие деньги.
9. Учитесь вести запись и учет всех своих покупок в специальном блокноте. Заведите лист доходов и расходов, так называемый финансовый отчет.
10. Старайтесь тратить деньги с умом. Родители зарабатывают деньги своим трудом.
Задание №5. «Литературный» конкурс (пословицы написаны на отдельных листах, которые разрезаны) (Слайд 4)
Задание: найти концовку к пословицам и поговоркам, начало которых записано на слайде.
1. Копейка рубль (бережет)
2. Без копейки (рубля нет)
3. День что пух (только дунь на них их нет)
4. Не имей сто рублей (а имей сто друзей)
5. Деньги любят (счет)
6. Чем богаты (тем и рады)
7. Бедному собраться (только подпоясаться)
8. Не с богатством жить (а с человеком)
9. Богатство (разум рождает)
4. Подведение итогов урока.
Давайте вспомним, с какими новыми экономическими понятиями мы познакомились ? (Предполагаемый ответ : финансы, финансовая грамотность). ( Слайд 5) .
Выделить активных учащихся за правильные ответы .
Итак, сегодня на мероприятии мы с вами познакомились с важнейшими экономическими понятиями – финансы и финансовая грамотность.
1. Из какого аппарата выдаётся нам зарплата? (банкомат)
4. Вносят в кассу платежи. Что за фирма, подскажи? (банк)
В заключении нашего мероприятия, хотелось бы сказать, что, на самом деле, каждому человеку не так уж много надо. Жаль, что это не все понимают. Все мы время от времени становимся заложниками рекламы. И все потому, что сами не знаем, что хотим.
Маленький доход – это всегда начало чего-то большого. Чтобы потом, когда денег станет больше, иметь четкое представление о том, что вам хочется!
Вы сегодня хорошо поработали и тоже заработали копеечку.
МБДОУ «Детский сад № 28 комбинированного вида» д. Лампово
по финансовой грамотности дошкольника
в группе раннего возраста
Воспитатель: Н. М. Шунина
Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре, и её нужно удовлетворять не потому, что играя, ребёнок учится и познаёт жизнь.
закрепление знаний основных цветов (красный, синий, жёлтый, зелёный), формирование элементарных представлений о финансовой грамотности. формировать элементарные представления о понятии монета и кошелёк. развивать зрительную память, мелкую моторику, цветовосприятие, речь. воспитывать интерес к занятию, бережное отношение к деньгам, коллективизм. Оборудование для игры: карточки кошельки четырёх цветов, фишки-монеты четырёх цветов (красный, жёлтый, зелёный, синий). ребёнок берёт монетку -фишку понравившегося цвета, он должен положить её в кошелечек, такого же цвета что и монетка-фишка.
формирование элементарных представлений о финансовой грамотности, закрепление знаний основных цветов (красный, жёлтый, синий, зелёный) формировать элементарные представления о понятии монета и копилка. развивать зрительную память, мелкую моторику, цветовосприятие, речь. воспитывать интерес к занятию, бережное отношение к деньгам, коллективизм. Оборудование для игры: четыре ведёрка с отверстиями основных цветов (красный, синий, зелёный, жёлтый-это копилки), монеты-фишки четырёх цветов. ребенок достает из мешочка монетку-фишку, он должен её отправить в копилку нужного цвета. Все монетки соответствует цвету копилок.
формирование элементарных представлений о финансовой грамотности, развитие умений различать монеты от бумажных купюр. формировать знания о понятиях монета, бумажная денежка, деньги, копилка, уметь различать бумажные купюры и монеты друг от друга. развивать зрительную память, моторику, речь.: воспитывать бережное отношение к деньгам, воспитывать чувство коллективизма, воспитывать интерес к занятию. Оборудование для игры: две копилки в виде ведерка с отверстиями сверху. Сбоку каждого ведёрко-картинка с монетой, бумажной купюрой. К монеты и купюры по 10 штук. Мешочек -кошелек. ребенок достает из мешочка Терек кошелька денежки, монеты или бумажные купюры, и отправляет их в нужную копилку, тем самым сортирует деньги.
Пазлы – это отличное решение для семейного отдыха, ведь работа по собиранию картинки интересна и увлекательна не только для малыша, но и для его родителей, а общение с мамой и папой является самым главным фактором успешного развития ребенка.
Пазлы помогают развить мелкую моторику, координацию движений, сенсорику. Необходимость управляться с маленькими частями картинки развивает руку малыша, делает его движения более точными и осмысленными. Все это позволит в будущем избежать проблем с почерком и речью.
Собирание пазла тренирует способность принимать сложные решения. Для того чтобы определить место пазла в картинке, ребенку нужно учитывать сразу несколько факторов: форму элемента, то, что на нем изображено, то, на какой стадии в данный момент находится его работа. Все это, несомненно, пригодится малышу в будущей жизни, ведь практически все его взрослые решения должны носить комплексный характер.
Пазлы способствуют развитию воображения, пространственного мышления, фантазии и памяти. При работе над пазлами ребенок постоянно должен держать в памяти то, что должно получиться у него в итоге и соотносить часть с целой картинкой. Очень полезно при сборке головоломки не давать малышу постоянной возможности видеть конечное изображение – пусть он внимательно посмотрит на него в начале работы и потом обращается к «подсказке» лишь в случае сильного затруднения.
формирование элементарных представлений о финансовой грамотности, понятиях монета, бумажные деньги-купюра, развитие наглядно-образного мышления. формировать элементарные представления о финансовой грамотности, а понятия монета, бумажная купюра. развивать наглядно-образное мышление, моторику, зрительную память, речь. воспитывать бережное отношение к деньгам, воспитывать интерес к занятию, воспитывать чувства коллективизма во время игры. Оборудование для игры: монета разрезанная на 2-3 части, бумажная купюра разрезанные на 2 части два квадрата или два прямоугольных треугольника. ребенку предлагается собрать монету из двух или трех половинок, также собрать бумажную купюру из двух половин.
5. Лото – финансовая грамотность.
Одна из самых популярных и всем знакомая игра лото. Отличная классическая игра, в которую могут играть и взрослые и дети.
Играя в лото ребенок:
Тем для игры в лото, множество. С помощью этой увлекательной игры можно выучить: цвета, геометрические фигуры, профессии, растения, грибы, спецмашины, английские слова и много, много всего. Дети играют и запоминают названия различных предметов, цветов, деревьев, животных, еды, бытовых предметов, флору и фауну, финансовую грамотность и т.п.
Так как в игре лото должны принимать участие как минимум два игрока, то стоит отметить и такое положительное качество этой игры, как очередность. Дожидаясь своей очереди ребенок учится терпеливости.
Правила игры могут понять уже дети 2 — 3 лет. Первый раз поиграть можно в два года, в этом возрасте можно предложить самый простой вариант лото, например, познакомить ребенка с окружающими его предметами. Деткам в этом возрасте с интересом смотрят на картинки и увлеченно находят похожие. Продолжительность игры примерно 8-10 минут.
Оборудование для игры: большое поле лото на четыре и шесть фишек. Фишке с картинками. у ребёнка перед собой в поле из четырёх или шести ячеек. Он берёт фишку и должен поставить её на нужное поле в карточке, пока не соберёт всё.
6. Деньги на прищепку.
Игры с прищепками – это прекрасный тренажер для пальчиков. Ведь нужно приложить немало усилий, чтобы прикрепить прищепку. Но развивают они не только мелкую моторику. Однако об этом ниже.
Существует огромное число игр с прищепками. Я расскажу о наших любимых играх.
Это самые простые игры с прищепками, они подходят для детей от 1,5 – 2-х лет и до школьного возраста.
формирование элементарных представлений о финансовой грамотности, формирование знаний о бумажных купюрах.: закрепить знания понятия бумажная купюра, деньги, один и много. мелкую моторику, речь. воспитывать бережное отношение к деньгам, воспитывать интерес к занятию, воспитывать чувства коллективизма в игре. Оборудование для игры: бумажные купюры красного и зеленого цвета по 10 штук, два шнурка, прищепки. Командная игра. 2 команды в каждой по 3 человека. Два держат шнурок с обоих концов, а по 1 участнику на скорость прицепляют купюры приёмками к шнурку. Игра на скорость. Кто быстрее, тот и победил.
Сюжетно –ролевые игры
Игры в магазин
формирование элементарных представлений о финансовой грамотности, формирование знаний основных понятий: монета, касса, продавец, кошелёк, бумажная купюра, магазин, товар, покупки, формировать навыки правильного поведения в магазине.: закрепить знания понятий : монета, касса, продавец, кошелёк, бумажная купюра, магазин, товар, покупки. развить зрительную память, мелкую моторику, речь. воспитывать бережное отношение к деньгам, воспитывать интерес к занятию, воспитывать бережное отношение друг к другу.
Игра-ситуация «Делаем покупки»
Воспитатель берет сумку и произносит, не обращаясь к детям: «Пойду я в магазин, надо купить яблок.
В магазине очередь.
– Бананы, яблоки.
Вот кукла Катя.
Катя, что ты хочешь купить?
Я встану в очередь за тобой.
Кто у нас продавец? (Обращается к девочке.)
Лиза, ты сегодня продавец?
Мы с Катей пришли в твой магазин».
Покупатель (воспитатель). Здравствуйте, я хочу испечь пирог, мне нужны яблоки. Дайте мне одно яблоко.
Продвец (ребенок). Вот, берите.
Покупатель: Возьмите денежку. Спасибо. До свиданья.
Игра-ситуация « Что надеть на ножки?»
Воспитатель обращается к кукле, стоящей босиком:
Катя, почему у тебя босые ножки?
Ты можешь замерзнуть! Некому тебя пожалеть. Где твоя мама?
Даша, это не твоя дочка бегает босиком?
Потом с ней хлопот не оберешься: горлышко заболит, температура поднимется, гулять нельзя будет. ( Даша подходит к кукле и берет ее на руки.)
Где ее обувь? Нет? Тогда надо идти в магазин. Пойдем подберем твоей дочке ботинки. Я работаю в магазине обуви. Там много товара. Бери сумку.
Воспитатель и девочка идут в магазин.
Продавец (воспитатель). В нашем магазине вы можете подобрать все, что хотите. Какую обувь вы хотите купить? Ботиночки?
Покупатель (ребенок). да.
Продавец. Вам больше нравятся красные или белые ботинки?
Продавец. Примерьте ботиночки вашей дочке. Подошли они ей?
Покупатель (примеряет кукле ботинки). Подошли.
Продавец. С вас одна монета – один рубль. Спасибо за покупку. Вы довольны?
Покупатель. Да. Спасибо.
Игры в парикмахерскую
формирование элементарных представлений о финансовой грамотности, формирование знаний основных понятий: монета, бумажная купюра, парикмахер, парикмахерская, прическа, стрижка, ножницы, расческа.: закрепить знания понятий : монета, бумажная купюра, парикмахер, парикмахерская, прическа, стрижка, ножницы, расческа. развить зрительную память, мелкую моторику, речь. воспитывать бережное отношение к деньгам, воспитывать интерес к занятию, воспитывать бережное отношение друг к другу.
Игра-ситуация «Модная прическа»
Воспитатель спрашивает у куклы, где она сделала такую красивую прическу.
Кукла (ютвечает), что ходила в парикмахерскую.
Воспитатель сообщает, что открывает парикмахерскую и приглашает ребят посетить ее.
Воспитатель. Ко мне пришла кукла Полина. Полина, что ты хочешь делать с волосами? Стрижку прическу? Прическу. Тогда садись поудобнее. (делает прическу.)
Посмотри в зеркало.
Нравится? С вас один рубль. (отдают парикмахеру монетку)
Кто ко мне следующий?
Здравствуй, Даня. Тебя подстричь? Садись. Вот ножницы, вот расческа. Стрижка готова. Тебе нравится? С вас один рубль.
Даня (отдают парикмахеру монетку)
Воспитатель говорит: «я — парикмахер. Очередь большая, мне одной тяжело работать. Кто будет работать парикмахером вместе со мной?
Ева, давай работать вместе. Вот мишка пришел стричься.
Ева работает, подражая воспитателю.
Дети приходят с игрушками или сами выступают в роли клиентов.
Воспитатель. Все, я закончила работу. Пойду в больницу, горло заболело. Кто будет вместо меня? Лиза, побудь вместо меня парикмахером. Поработаешь вместе с Евой?
Приходит новый парикмахер—Лиза—и принимает клиентов.
Организаторы
Эссе Залозной Марии Вадимовны, ученицы МАОУ “Школа № 26 г. Благовещенска”.
Эссе Быковой Алёны Витальевны, ученицы ОБПОУ “Курский автотехнический колледж”, г. Курск.
Эссе Переваловой Анны Владимировны, ученицы МКОУ “Средняя Общеобразовательная Школа № 85” имени Героя Советского Союза Никола Дмитриевича Пахотищева г. Тайшета.
Эссе Покусаева Игната Сергеевича, ученика МБОУ “Елизовская средняя школа № 9”, г. Елизово.
Эссе Гурского Артёма Геннадьевича, ученика МБОУ “Лицей” № 102, г. Ростов-на-Дону.
Эссе Цимик Виктории Владимировны, ученицы Обласного государственного казённого образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, “Ивановский детский дом “Ровестник”.
Глав региональных Администраций
Дети вместе с воспитателем входят в музыкальный зал под музыку.
Встают в круг.
В: Ребята, когда я сегодня пришла в группу, то нашла что-то необычное. Посмотрите что это?
В: Да, интересно от кого же оно. А чтобы нам узнать, кто его отправил, надо отгадать такую загадку:
На тарелочке лежал,
Как остыл и убежал.
Встретил он зверей в лесу,
На беду свою — лису.
Ей попался на зубок
Круглый, вкусный. ( Колобок)
В: Ребята, письмо написал нам Колобок, давайте узнаем, что же он нам пишет:
«Здравствуйте дорогие ребята! я приготовил для вас сюрприз, вы сможете его найти, если пройдёте все испытания. Задания будут сложными, но интересными; выполнив их, вы узнаете, где лежит клад. Двигайтесь строго по инструкции. Вы готовы к путешествию? Тогда удачи!»
В: Дело в том, что он никак не может найти клад, так как на пути встречаются трудности. Ребята, а мы не боимся трудностей? Давайте поможем Колобку найти клад!
В: И так ребята, мы начинаем свое путешествие!
Первая подсказка : в музыкальном зале спрятана корзинка в ней и лежит первой задание для вас! Удачи!
В: Ребята, нам скорее надо найти корзинку в музыкальном зале! Давайте вместе ее поищем.
Дети вместе с воспитателем под музыку ищут корзинку.
Корзинка стоит возле пианино прикрытая платком.
В: Ребята вот мы нашли с вами корзинку. Давайте, посмотрим, что же там.
Воспитатель достает из корзинки копилку.
В: Ребята, что это такое?
В: Молодцы, ребята! Совершенно верно, это копилка. А кто знает, для чего она нужна?
Ответы детей. ( Если дети затрудняются ответить, воспитатель помогает им)
В: Правильно, ребята! Копилка, чтобы мы могли копить в ней деньги. А наш Колобок копил, копил себе новую машинку, прибежала Лиса и все денежки его рассыпала. Давайте, поможем Колобку вернуть их на место!
В: Каждый собирает по одной монетке, и несем их в копилку Колобку.
Воспитатель рассыпает по музыкальному залу монетки. Включается музыка. Дети собирают монетки в копилку.
В: Молодцы, ребята! Какие вы ловкие и быстрые! Помогли все монетку Колобку собрать!
В: А нам уже пора отправляться на следующее задание!
Вторая подсказка: чтобы следующее задание нам отыскать, сначала разыщите Зайчика!
В: Ребята, чтобы нам выполнить следующее задание, надо найти Зайчика! Давайте с вами его поищем!
Включается музыка, дети вместе с воспитателем ищут Зайчика (он сидит на окне).
В: Здорово, как быстро мы с вами его отыскали.
В: Зайчик что-то говорит мне. Ребята, Зайчик хотел сходить в магазин, но совсем не знает, что же там можно купить. Давайте ему поможем и расскажем, что же продается в магазине!
В: Садитесь на стульчики.
Дети садятся на стулья. Воспитатель берет мяч.
В: Я бросаю мяч по очереди каждому, а вы должны назвать что же можно купить в магазине! Давайте я начну!
В: В магазине можно купить продукты.
Воспитатель кидает каждому ребенку мяч, и он называет что можно приобрести в магазине. Если ребенок испытывает затруднение, воспитатель ему помогает. ( Игру можно повторить два раза, если не большое количество детей).
В: Зайчик говорит вам большое спасибо! Теперь он знает, что купить в магазине.
В: А нам ребята, пора отправляться дальше, нам надо скорее клад найти, который Колобок для нас спрятал!
Третья подсказка: чтобы клад вам скорей отыскать надо правильно за воспитателем движения и слова повторять!
В: Ой, ребята, знаю, я одну интересную игру «Будем денежки считать!» Вставайте со стульчиков и повторяйте за мной!
Физ. минутка «Будем денежки считать»
Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)
Будем денежки считать. (сжимаем и разжимаем пальцы рук)
Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)
Дом, в котором мы живём.
Третья монетка – одежду купить, (отгибаем средний палец)
На четвёртую монетку купим есть, и пить (отгибаем указательный палец)
Ну, а пятую пока (шевелим большим пальцем)
Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец, в кулак согнув все пальцы)
(повторить два раза)
В: Молодцы, ребята! Хорошо мы с вами денежки посчитали!
Четвертая подсказка: показать картинку горы.
В: Чтобы клад нам отыскать, надо найти гору. Давайте поищем ее.
Включается музыка. Дети вместе с воспитателем ищут гору (макет). Стоит за занавесом.
В: Ребята, какие мы молодцы! Нашли сундук! Что может в сундуке лежать?
В: правильно. Наш клад находится в сундуке. Но открывается он только тогда, когда видит, что у всех детей хорошее настроение. Чтобы нам с вами показать наше настроение, мы должны взять смайлики и показать какое у нас настроение. Сейчас вы все поднимете вверх свои смайлики, и сундук увидит ваше настроение и откроется. Готовы? (Дети показывают смайлики и сундук открывается)
В сундуке находятся шоколадные монеты. Ребята, вам понравилось наше путешествие?
В: Очень здорово! Теперь пора нам возвращаться в группу. Там мы и попробуем угощение Колобка.
Дети под музыку вместе с воспитателем возвращаются в группу.
Публикация «Сценарий развлечения по финансовой грамотности для первой младшей группы „В поисках клада“» размещена в разделах
• Воспитательная: воспитывать чувство ответственности и желание помогать другим.
Предварительная работа с детьми: беседы о том, что такое деньги и для чего они нужны, рассматривание иллюстраций, просмотр мультфильм, чтение художественной литературы.
Оборудование: конверт с письмом, корзинка, копилка, монетки (по количеству детей, платок, игрушка зайчика, мяч, макет горы, сундук, шоколадные монеты (по количеству детей, смайлики (по количеству детей).
Дни финансовой грамотности
ПЛАНИРОВАНИЕ И УПРАВЛЕНИЕ ФИНАНСАМИ
Информационные партнеры
-расширять и активизировать словарный запас детей.
-развивать речевую активность детей.
-воспитывать правильное отношение к деньгам, уважение к людям, умеющим хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги.
Методы и приемы: рассказ воспитателя, беседа, вопросы.
Словарная работа: деньги, монеты, бумажные купюры.
Предварительная работа: беседа о деньгах, рассматривание купюр и монет; чтение произведения К. Чуковского «Муха цокотуха»; разучивание физкультминутки «Покупаем продукты», сюжетно-ролевой игры «Магазин».
Оборудование и материалы: денежные купюры, монеты, картинки кошельков, карточки денежных знаков и монет, клей, заготовка для аппликации.
Последовательность образовательной деятельности
Дети сидят в группе на стульчиках. Раздается стук в дверь.
Воспитатель: Дети, кто-то к нам стучится? Вы хотите узнать кто там? (Воспитатель открывает дверь, а там стоит буратино и плачет)
Воспитатель: «Милый буратино, что случилось?»
Буратино: «Вот ребята я нашел клад, а не знаю что это такое». ( Достает сундучок с денежными знаками и монетами)
Воспитатель: «Не плачь, Буратино, мы тебе обязательно поможем разобраться».
Буратино кладет сундучок с монетами на стол. Воспитатель совместно с детьми рассматривает деньги и объясняет детям, что это такое и для чего они нужны.
Воспитатель : «Ребята, а как Вы думайте что бы деньги не рассыпались и нам было удобно ими пользоваться, что нам нужно. ( Дети затрудняются ответить)
Воспитатель: «Я вам подскажу, послушайте загадку» :
В нем деньги я храню,
И в магазин я с ним хожу.
Туда иду – он полный,
Обратно как идем –
Заметно друг худеет мой.
Воспитатель показывает детям разные виды кошельков.
Воспитатель: «Вот буратино тебе кошелек, в кошельке хранят деньги» (убирают деньги в кошелек)
Воспитатель: «Буратино вот мы убрали все монетки в кошелек, а как ты думаешь для чего?» (ответ буратино)
Воспитатель: «Ребята, а где выдают деньги, или их находят как Буратино?»
Воспитатель: Деньги выдают людям за их труд – это заработная плата. Чтобы каждый мог покупать то, что ему нужно. А какие виды денег вы знаете?
Ответы детей (монеты, бумажные купюры).
Воспитатель: Молодцы, ребята.
«А что на них можно купить?
Ответы детей (игрушки, еду, книги).
Воспитатель: «Ребята, а где это все продают?»
Воспитатель: «Давайте отправимся вместе с Буратино в магазин».
Физкультминутка «Покупаем продукты»
Сумку в руки мы берём,
(наклоняются и берут воображаемую сумку)
В магазин с тобой идём.
(шагают на месте)
В магазине же на полках
Не шарфы и не футболки.
(поднимают руки вверх и отрицательно покачивают головой)
Вкусно пахнет здесь всегда,
(поворот головы вправо, затем влево с вдыханием воздуха)
В доме – вкусная еда.
(дом» над головой)
Воспитатель: Ребята, вот эта дорожка ведет к магазину.
Вместе весело пойдём,
В магазин мы попадём!
ВОСПИТАТЕЛЬ: «Вот ребята и дорогой Буратино мы и пришли в магазин.
Сюжетно-ролевая игра «Магазин»
Воспитатель: Молодцы, ребята! Наш гость узнал много нового о деньгах. Но пришла пора прощаться с Буратино и чтоб Буратино не потерял знания, давайте на память ему сделаем совместную аппликацию «Денежное дерево» (Дети приклеивают денежные знаки и монеты на дерево)
Буратино: «Вот спасибо, ребята я много узнал и обязательно поделюсь своими знаниями со сказочными героями».
«До свиданье детвора»
Воспитатель: О чем мы сегодня говорили?
Ответы детей (о деньгах).
Воспитатель: Ребята, давайте вспомним, какие бывают деньги?
Кто может провести открытый урок
Для написания эссе были предложены следующие тематические направления:
• «Семейный бюджет и финансовые цели»;
• «Осторожно – мошенники! Или как распознать финансовых мошенников»;
• «Я – будущий предприниматель!»;
• «Рассказ об успешном Российском финансисте»;
• «Деньги как инструмент благотворительности».
Эссе победителей конкурса “День Рубля 2019”
Эссе Белкина Артура Александровича, ученика муниципального общеобразовательного учреждения “Кушалинская средняя общеобразовательная школа”. Село Кушалино, Тверская область.
Эссе Вычегжанина Савелия Сергеевича, ученика кировского областного государственного общеобразовательного бюджетного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей “Школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья г. Слободского”. Кировская область.
Эссе Кель Екатерины Александровны, ученицы МБОУ СОШ № 7 имени Ф. А. Кошевого. Краснодарский край, Кущевский район, поселок Первомайский.
Эссе Переяслова Евгения Анатольевича, ученика МБОУ СОШ № 111. Ставрапольский край, г. Минеральные Воды.
Эссе Устинова Николая Игоревича, ученика МОУ “Захаровская средняя общеобразовательная школа № 1” муниципального образования – Захаровский муниципальный район Рязанской области.