Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 3 имени Тази Гиззата г. Агрыз
Разработка открытого внеклассного мероприятия
«День финансовой грамотности»
истории и обществознания
2 кв. категории
Гоголева Ирина Васильев
Сегодня мы проводим с вами урок, посвященный Дню финансиста, и будем говорить о профессии финансиста, ее значении и о ваших личных перспективах и возможностях в этой сфере. В нашей стране сейчас придается большое значение развитию финансовой сферы. Не случайно 19 августа 2011 года, президент России Дмитрий Медведев подписал Указ «О дне финансиста».
Установить профессиональный праздник — День финансиста и отмечать его 8 сентября. (из указа президента)
С чем же связано определение даты празднования этого дня?
Финансовое («казначейское») дело на Руси возникло еще в IX веке. А 8 сентября 1802 года император Александр I подписал Манифест об утверждении восьми министерств, в том числе Финансового, и учреждении должности министра финансов. Цель его деятельности была определена так: «Должность Министра финансов имеет два главных предмета: управление казенными и Государственными частями, кои доставляют Правительству нужные доходы, и генеральное всех доходов (ассигнование) по разным частям Государственных расходов».
Однако только через 20 лет система Министерства финансов сформировалась окончательно. В течение 1811–1821 гг. управление финансами было разделено между тремя ведомствами — Министерством финансов (ведало всеми источниками доходов), Государственным казначейством (ведало расходами) и Государственным контролером (вел ревизию всех счетов). В конечном итоге функции контроля над доходами и расходами государства были объединены в одном ведомстве — Министерстве финансов.
На протяжении своей истории Министерство финансов играло, играет и будет играть одну из самых ключевых ролей в проведении финансовой политики страны.
Задание: проанализируйте высказывание графа Егора Францевича Канкрина (министр финансов, 22 апреля 1823 г. — 1 мая 1844 г.): «Защита финансов — это защита жизненной силы существования государства».
Применение обучающей структуры ФИНК-РАЙТ-РАУНД РОБИН – «подумай-запиши-обсуди в команде». Во время выполнения данной структуры участники ОБДУМЫВАЮТ высказывание, ЗАПИСЫВАЮТ и по очереди ОБСУЖДАЮТ свои ответы в команде. Затем выслушиваются ответы каждой команды.
Учитель: За «защиту финансов» в полной мере ответственны финансовые работники. По основному определению, финансист — это специалист, ведущий крупные денежные операции на легитимной, другими словами, находящейся в соответствии с действующим в государстве законом (законной), основе.
В настоящее время в финансовой системе России работают первоклассные специалисты, ответственные, добросовестные, компетентные, которые способны решить самые сложные задачи, легко ориентируются в тонкостях бюджетного и налогового законодательства.
Задание: запишите 3 слова, которые у вас ассоциируются с понятием бюджет.
Выполнение обучающей структуры ДЖОТ ТОТС – «запишите мысли». Участники громко проговаривают придуманное слово по данной теме, записывают его на листочек и кладут в центр стола лицевой стороной вверх. Не соблюдая очередности, каждый участник должен заполнить 3 листочка. Затем с данными словами составляют по одному предложению и выслушиваются ответы каждой команды.
Учитель: Какие виды бюджета вам знакомы? (Вопрос уч-ся сидящим в зале)
В свете решения задачи формирования бюджета в полной мере будут востребованы высокий потенциал, профессионализм финансовых работников всех уровней.
Учитель: Как вы думаете востребована ли сегодня профессия финансиста?
Востребованность этой профессии для общества довольно велика. Ведь финансы — основа экономики любой страны и грамотно управлять ими, значит действовать на пользу не только себе, но и всему обществу в целом. Особенно это касается периодов кризиса, когда аналитические способности финансистов могут применяться для разработки финансовых расчетов целесообразности того или иного шага. Финансисты должны уметь моделировать ситуации, проводить анализ различных событий, делать аналитические выводы. Молодые специалисты, только что окончившие институт, идут работать бухгалтерами, помощниками экономистов, сотрудниками плановых отделов на предприятия, зарабатывая, таким образом, бесценный опыт, «набивая» руку. К тому же, на предприятии можно сделать карьеру — дорасти до финансового директора.
Задание: Назовите термины и понятия, тесно связанные с деятельностью финансиста?
Учитель: Хороший специалист должен отлично представлять, куда вложить капитал для получения максимальной выгоды. Если финансист имеет недостаточно опыта или знаний, он может совершить серьезную ошибку, неправильно вложив эти средства, что может привести к их пропаже.
Работа финансиста возможна в банках, страховых компаниях, биржах. Независимые финансовые аналитики проводят анализ ситуаций финансовых рынков, делают прогнозы, составляют бизнес-планы.
Учитель: Какими качествами, по-вашему, должен обладать финансист?
Хороший финансист должен обладать некоторыми чертами характера, например, стратегическим мышлением, логикой, умением мыслить в больших масштабах и анализировать множество информации. Гибкость ума, стрессоустойчивость помогут финансисту преодолеть неприятности, случающиеся, порой, в различных, непредвиденных ситуациях. Организованность и лидерские задатки помогут завоевать авторитет в коллективе, а стойкость, приверженность принципам и порядочность — доверие. Профессия финансист требует от человека постоянного самообразования и усовершенствования его профессиональных и личных качеств. В этой деятельности есть множество нюансов, которые требуют отличного знания законодательной базы. На рынке труда финансист — одна из самых оплачиваемых профессий.
Задание: В произведении Ильи Ильфа и Евгения Петрова «Золотой теленок» великий комбинатор Остап Бендер произносит фразу: «Я, знаете, не финансист, я свободный художник и холодный философ». Как вы думаете, какое отношение к финансовой деятельности здесь отражено?
Финансист должен уметь выгодно вкладывать средства. Одной из главных задач такого специалиста можно назвать оценку оптимального сочетания риска и дохода.
Конечно, финансист — очень серьезная профессия. Но как вы думаете, нужна ли финансовая грамотность обычным людям, нам с вами? Что можно включить в понятие финансовая грамотность?
Но и в семье важно правильно и рационально расходовать денежные средства.
Откуда семья получает доходы? Какие расходы есть у семьи?
Необходимо, чтобы каждая семья умела правильно распределять свой бюджет. Каждый человек должен знать основы домашней бухгалтерии.
В расходы может входить и перечисление денежных средств в пенсионный фонд. Об этом более подробно нам расскажет заместитель начальника отдела пенсионного фонда Сафиуллина Эльвира Ильшатовна.
Вывод: Следовательно, изучение финансовой науки, как области знания, имеет большое значение для любого гражданина, чтобы реагировать на ситуации рыночной экономики.
C 26 октября по 15 декабря – методические вебинары для педагогов
ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
Для учащихся средних и общих образовательных организаций
Для студентов профессиональных образовательных организаций
Для воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
до 21 ноября участвуйте в ежегодном Всероссийском онлайн-зачете по финансовой грамотности
до 21 ноября учавствуйте в ежегодном Всероссийском онлайн-зачете по финансовой грамотности
Управление своими финансами. Личный и семейный бюджет. Как ставить и достигать финансовые цели. Финансовая подушка безопасности. Принципы осознанного потребления.
Главные принципы кредитования и ответственное отношение к взятым обязательствам. Сохранение и преумножение сбережений с помощью банковского вклада. Безопасное и выгодное использование банковских карт.
Основы страховой защиты для себя и близких. Страховые риски. Страховая ответственность. Как выбрать страховую компанию. Дополнительный доход при помощи страховки.
Что важно знать начинающему инвестору. Основные принципы инвестирования. Выбор финансовых инструментов для достижения цели. Как работает биржа, как выбрать посредника.
Правила ориентации в современном киберпространстве и главные свойства информации. Основы защиты своих данных при использовании электронных сервисов.
Бизнес и предпринимательство. Выбор идеи для бизнеса. Основы составления бизнес-плана. Ответственность и финансовые риски владельца бизнеса. Личные качества предпринимателя.
История денежной политики и финансовые интересы страны. Денежные реформы. Эмиссия. Банкноты и монеты в обращении: признаки подлинности и платежеспособности. Жизненный цикл денег.
Как работают налоговая и пенсионные системы. Виды имущественных налогов, как они рассчитываются, права и обязанности налогоплательщика. Понятие пенсии, принципы ее формирования и возможные варианты пенсионного обеспечения.
Правильный выбор и ориентация в мире профессий. Востребованность профессий финансиста, бизнес-информатика и педагога. Профессиональные требования к специалистам.
Выберите урок, дату и время в расписании или через каталог уроков
Зарегистрируйтесь на выбранный урок
Примите участие в уроке классом или индивидуально
Заполните форму отзыва после урока и получите сертификат участника на почту
Проект для педагогов и организаторов детского отдыха. Здесь можно найти развивающие игры, которые познакомят самых маленьких участников с основами финансовой грамотности и помогут учащимся старших классов закрепить свои знания, полученные на уроках.
Информационно-просветительский ресурс Банка России для широкой аудитории, а также для преподавателей финансовой грамотности. Здесь вы найдете понятные статьи про финансы, полезные сервисы и познавательные игры, методические рекомендации и готовые презентации для уроков.
Группа, в которой педагоги, методисты и волонтеры делятся лучшими практиками повышения финансовой грамотности, сценариями игр, викторинами и конкурсами, анонсами мероприятий, интерактивными уроками и другими интересными проектами.
На занятиях участники узнают, как безопасно и эффективно пользоваться банковскими услугами, выбирать финансовые инструменты, использовать современные онлайн-технологии и защищаться от мошенников.
способствовать формированию находчивости, сообразительности, экономической грамотности.
1. образовательная: закрепление и осмысление изученного материала;
2. развивающая: развивать познавательную активность и творческое начало личности, критического мышления и адаптивные возможности к изменяющимся внешним условиям;
3. воспитывающая: совершенствование методики воспитательного воздействия на личность обучающегося через групповые и игровые формы; воспитание интереса к игре, предмету экономике.
I. Вступительное слово учителя:
Сегодня в нашей школе проводится день финансовой грамотности. Как вы понимаете, что такое финансы простым и понятным языком?
В самом упрощенном варианте определение финансов звучит так: финансы — это деньги. Ведь не зря же говорят: «Финансы поют романсы» – и все понимают, что речь идет о недостатке денег.
Но это слишком простое, примитивное определение финансов. Ведь финансы — это не только наличные деньги, и денежные средства на счетах в банках, и чеки, и аккредитивы, и др. финансовые инструменты.
Вообще слово «финансы» произошло от латинского «financia» и переводится как наличные средства, доход. Если же переводить слово «finances» с французского языка, то финансы — это денежные средства.
Финансовая грамотность – понимание основных финансовых понятий и использование этой информации для принятия разумных решений.
Мы встретились здесь, чтобы показать свои знания и выявить лучших знатоков экономики. За каждое задание игроки получают монетки. Та команда, у которой в итоге окажется больше всего монет – выиграет.
Этот термин ввел в научный оборот философ древней Греции Аристотель, в переводе с древнегреческого термин означает «законы хозяйства». ( Ответ: Экономика).
Кто же впервые придумал слово «экономика»? Древне–греческий ученый, философ Аристотель.
Давайте вспомним, что же такое
ведения домашнего хозяйства. имеет гораздо более широкое значение. Экономикой можно назвать хозяйство отдельного региона, страны, мираЭкономикой называют все отношения в обществе, связанные с деятельностью людей.
экономика – это наука о том, как люди и общество в целом могут удовлетворять свои потребности в товарах и услугах, имея ограниченные ресурсы.
Задание 2: Сейчас мы с вами проведем экономическую викторину.
Задание 3: Вы должны разгадать шифр, в котором спрятаны слова, имеющие отношение к экономике:
Задание 4: Экономические загадки-добавлялки:
(Собственность) (Деньги)
(Налог) (Кредит)
«Литературный» конкурс (пословицы написаны на отдельных листах, которые разрезаны)
найти концовку к пословицам и поговоркам, начало которых у вас записано на карточках.
Объедини общими терминами
Участники должны перечисляемыми ведущими слова объединить общим экономическим термином.
Конкурс капитанов команд:
Какие выражения соответствуют понятиям «дорого» и «дешево». Показать сигнальными карточками (зеленой и красной).
Последний конкурс «Черный ящик»
Угадайте, что в «Черном ящике» (в ящике находятся шоколадные монеты на весь класс)
их делают из разного материала, у одних людей их много, а у других – мало, в разных странах их называют по-разному. Что это такое?
Наша игра закончилась. Но ваше путешествие в удивительную страну под названием «экономика» только начинается. И чтобы это было успешным, я хочу вам посоветовать прочесть книги Татьяны Смирновой «Белка и компания», Э. Успенскогого «Бизнес Крокодилы Гены»
Подведение итогов конкурса и всей игры. Награждение. Самому активному участнику вручается медаль «Знаток экономики».
«Путешествие в страну
финансовой грамотности»
Зайцева Ю. А., учитель русского языка и литературы.
в области финансовой грамотности.
сформировать
у учащихся представление о финансах простым и понятным языком;
– вспомнить название денежных единиц разных стран;
– в результате игровой деятельности формировать у
учащихся положительное отношение к внеклассным мероприятиям;
– методом соревнования привлечь к совместной работе сильных
и слабых учащихся, тем самым повысить качество усвоения материала.
Изготовить «деньги» достоинством в
1 и 5 долларов.
Разделить детей на команды.
Кроссворды – 2 листа.
Скороговорки – 2 листа.
«Деньги» – «доллары».
4.
Карточки-призы для самых активных.
Сегодня в нашей школе проводится викторина по
финансовой грамотности. Как вы понимаете, что такое финансы простым и понятным
языком? Финансы – это многогранное понятие, которое включает в себя и
наличные деньги, и безналичные денежные ресурсы, и др. формы и инструменты
денежных средств, а также финансовые отношения, связанные с расчетами денежными
средствами между субъектами рынка.
В самом упрощенном варианте определение финансов
звучит так: финансы – это деньги. Ведь не зря же говорят: «Финансы поют
романсы» – и все понимают, что речь идет о недостатке денег.
Но это слишком простое, примитивное определение
финансов. Ведь финансы – это не только наличные деньги, но и денежные
средства на счетах в банках, и чеки, и аккредитивы, и многое другое.
Вообще слово «финансы» произошло от латинского
«financia» и переводится как наличные средства, доход. Если же переводить слово
«finances» с французского языка, то финансы – это денежные средства.
– понимание основных финансовых понятий и
использование этой информации для принятия разумных решений, способствующих
благосостоянию людей. К ним относятся принятие решений о тратах и сбережениях,
выбор соответствующих финансовых инструментов, планирование бюджета, накопление
средств на будущие цели, например, получение образования или обеспеченная жизнь
в зрелом возрасте.
А что такое экономика? Экономика – это наука о
правильном ведении хозяйства. Экономика – это особая сфера жизни
общества, охватывающая производство товаров и услуг, обмен ими, распределение и
потребление созданных в обществе благ.
Конкурс «Экономические загадки». Вопросы задаются по очереди каждой команде. За
правильный ответ команда получает 1 «доллар».
Стал владельцем, братцы, я –
Люди ходят на базар:
Как ребёнка нет без мамы,
Чуть оплошаешь – в тот же момент
Коль трудился круглый год,
Журчат ручьи, промокли ноги,
Дела у нас пойдут на лад:
Приносить доходы стал
На рубль – копейки, на доллары – центы,
Мебель купили, одежду, посуду.
Чтобы дом купить я смог,
И врачу, и акробату
В банке для всех вас висит
прокламация:
Чтобы партнёров не мучили споры,
Он финансовый факир,
В море коварном товаров и цен
Расчёт зарплаты – знать пора
Мебель, хлеб и огурцы
За сметану, хлеб и сыр
Конкурс «Финансовый грамотей»
Игра «Кто больше знает финансовых терминов?»
Команда на выданном бланке должна за 2 минуты записать
безошибочно как можно больше терминов. По истечению времени команды сдают
листочки членам жюри.
1 правильное слово = 1 «доллар».
Конкурс «Финансовый эрудит»
В какой кубышке деньги не прячут?
Ответ: В цветке под названием кубышка.
Где цену набивают молотком? Ответ:
НА АУКЦИОНЕ.
Делать это ни в чужом, ни тем
более в своём доме не стоит: деньгу выжить можно. Ответ: СВИСТЕТЬ.
Для всех мы в обилии рождаемся на
свет. У одних нас много, а у других нас нет. Ответ: ДЕНЬГИ.
И марка российского самолета, и
французская разменная монета. Ответ: СУ.
И очень длинная табуретка, и маленький
магазин. Что это? Ответ: ЛАВКА.
Какое животное всегда при деньгах?
Ответ: Свинья: у нее всегда есть пятачок.
Какую валюту возят в автомобилях
марки «Шевроле»? Ответ: шЕВРОле – евро.
Кто главный рекламный агент
болота? Ответ: КУЛИК: «Всяк кулик знай свое болото».
Кто меня сделал – не сказывает,
Кто меня не знает – принимает,
А
кто знает – на двор не пускает. Ответ: ФАЛЬШИВАЯ МОНЕТА.
Кто считает миллионы тысячами?
Ответ: МИЛЛИАРДЕР.
Из кармана в карман скачет. Ответ:
МОНЕТА.
На каком базаре самый большой шум?
Ответ: НА ПТИЧЬЕМ БАЗАРЕ (РЫНКЕ).
У какого русского
художника-иконописца была «валютная» фамилия? Ответ: У АНДРЕЯ РУБЛЁВА.
У кого нет денег, чтобы обуться?
Ответ: У БОСЯКА.
Чем богачи гребут деньги? Ответ:
ЛОПАТОЙ.
Что проверяют, не отходя от кассы?
Ответ: ДЕНЬГИ
Что стоит дёшево, а ценится очень
дорого? Ответ: ВЕЖЛИВОСТЬ.
Что считать в чужом кармане
нехорошо, но очень интересно? Ответ: ДЕНЬГИ.
Что сколачивают из денег? Ответ:
КАПИТАЛ.
Кто быстрее и правильнее скажет скороговорку, получает
5 «долларов». ( У каждого капитана карточка со
скороговоркой).
Петр Петрович по имени Перепелович
Пошел погулять, поймал перепелку,
Пошел продавать. Понес по рынку, просил полтинку,
Подали пятак, он продал так!
Судьи в этом туре – члены жюри. Подводим итоги тура,
объявляем промежуточного победителя.
Вопросы к кроссворду:
1. Символьное обозначение в англоязычных текстах: $.
Буквенный код валюты: USD.
2 Обмен одного товара на другой.
4. Современная денежная единица Китайской Народной
Республики
5. Медная монета сначала достоинством в две копейки, а
позднее с 1838 г. в полкопейки.
6. Денежная единица Японии.
Ответы: 1. Доллар 2. Барт 3. Фунт 4. Юань 5. Грош 6. Иена
Правильный ответ – 1 «доллар».
Вопрос для размышления
– Как вы думаете, какую роль играют деньги в нашей
жизни?
Древнегреческий философ СОФОКЛ так говорил 2 тыс. лет
назад о деньгах.
– А как вы думаете, виноваты ли деньги во всех тех
преступлениях, в которых их обвиняет Софокл?
В современном мире деньги
могут способствовать добру, а могут помогать или даже совершать зло. Все
зависит от того, в чьих руках они находятся.
Каждой команде по очереди задаются вопросы, если
команда не отвечает, вопрос переходит к соперникам. Каждый правильный ответ
приносит команде 1 «доллар».
1. Какое «удобрение» увеличивало урожайность золотых
монет на Поле Чудес в Стране дураков? (заклинание «Крекс – фекс –
пекс»)
2. На чём разбогател сказочный коротышка Пончик на
Луне? (соль)
3. Героине какой сказки удалось за нетрудовую денежную
единицу сделать выгоднейшую покупку к своему юбилею? (Муха-Цокотуха)
4. Какой сказочный персонаж периодически нёс золотые
яйца? (Курочка Ряба)
Бонусный вопрос всем командам.
– Вспомните мультфильм по стихотворению С. Михалкова и
скажите: «Почему старик передумал корову продавать?»
5 «долларов» получает та команда, которая даст полный,
подробный и аргументированный ответ. Сначала смотрим, затем минуту обсуждаем.
Если команда готова ответить, поднимите все вместе вверх руки.
На рынке корову старик продавал,
Никто за корову цены не давал.
Хоть многим была коровёнка нужна,
Но, видно, не нравилась людям она.
– Хозяин, продашь нам корову свою?
– Продам. Я с утра с ней на рынке стою!
– Не много ли просишь, старик, за неё?
– Да где наживаться! Вернуть бы своё!
– Уж больно твоя коровёнка худа!
– Болеет, проклятая. Прямо беда!
Весь день на базаре старик торговал,
Никто за корову цены не давал.
Один паренёк пожалел старика:
– Папаша, рука у тебя нелегка!
Я возле коровы твоей постою,
Авось продадим мы скотину твою.
Идёт покупатель с тугим кошельком,
И вот уж торгуется он с пареньком;
– Корову продашь?
– Покупай, коль богат.
Корова, гляди, не корова, а клад!
– Да так ли! Уж выглядит больно худой!
– Не очень жирна, но хороший удой.
– А много ль корова даёт молока?
– Не выдоишь за день – устанет рука.
Старик посмотрел на корову свою:
– Зачем я, Бурёнка, тебя продаю?
Корову свою не продам никому –
Такая скотина нужна самому!
А давайте попробуем составить Памятку, которая поможет
вам и другим ребятам экономно расходовать карманные деньги.
Сначала вы работаете в командах – обсуждаете и
формулируете. А затем составляем общую Памятку.
Старайтесь тратить деньги с умом!
Родители зарабатывают деньги свои трудом.
Учитесь отличать «потребности» от
«желаний». Первые, обычно, менее затратные, чем желания.
Заведите копилку и вносите в нее
сдачу от своих покупок. Так вы сможете накопить сбережения.
Когда вы идете за покупками, то
старайтесь выбрать те товары, в которых нуждаетесь. Если выберете сразу
несколько товаров с одинаковыми функциями, то научитесь сравнивать цены и
делать грамотный выбор.
Купите игру «Монополия» (или
аналог) и регулярно играйте в неё. Это будет весело и научит вас понимать всю
ценность денег.
Запомните, что финансовая
грамотность играет огромную роль в вашем будущем и вашей независимости!
VIII. Блиц – опрос
1. Что делает с рублём копейка? (бережёт).
2. Что известная пословица предлагает взамен ста
рублей? (сто друзей).
3. Как называется место продажи Новогодних ёлок?
(ёлочный базар).
5. Какое животное всегда при деньгах? (поросёнок).
6. Какие деньги родители выделяют своим детям?
(карманные).
7. О каком любимом детьми продукте экономисты говорят:
«это умение продать одну картофелину по цене килограмма»? (чипсы).
9. Продукцию какого народного промысла часто называют
золотой? (Хохлома).
10. « Жила-была монетка. Она только что вышла из
чеканки – чистенькая, светленькая, – покатилась и зазвенела: «Ура! Теперь пойду
гулять по белу свету!» Назовите автора сказки. ( Андерсен).
Правильный ответ – 1 «доллар» команде.
Подведение итога викторины. Рефлексия
– Во время нашей викторины мы повторили некоторые
темы, связанные с финансовой грамотностью.
– Какие термины вспомнили? (деньги, обмен, экономия)
способствовать формированию находчивости, сообразительности, экономической грамотности.
2. развивающая: развивать познавательную активность и творческое начало личности, критического мышления и адаптивные возможности к изменяющимся внешним условия
Многие из вас уже сейчас задумываются о взрослой жизни, о том, как выбрать хорошую профессию, реализовать свои планы и мечты. А для этого не в последнюю очередь важно достичь финансовой независимости и уметь грамотно обращаться со своими деньгами. Ведь вам придется самостоятельно принимать множество финансовых решений во взрослой жизни. Мы начинаем с вами делать первые шаги по повышению финансовой грамотности и проведем несколько мероприятий, по итогам которых вы представите свои проекты, как контролировать расходы, как сделать так, чтобы приручить деньги, и они стали вашими, домашними. Вы получите задание провести исследование бюджета вашей семьи. По завершении работы над проектом представите его на итоговом мероприятии. Учащиеся, представившие лучшие проекты, будут отмечены дипломами.
Сегодня мы с вами поговорим о финансовой грамотности
Основную ответственность за свое будущее человек несет сам. Но для того, чтобы его выбор жизни был правильным, человек должен быть всесторонне грамотным, в том числе и финансово грамотным.
Финансово грамотные люди в большей степени защищены от финансовых рисков и непредвиденных ситуаций. Они более ответственно относятся к управлению личными финансами, способны повышать уровень благосостояния за счет распределения имеющихся денежных ресурсов и планирования будущих расходов.
Послушайте, пожалуйста, эту притчу
Жил-был мудрец. К нему все шли за советами, его все уважали. Но один завистник сказал, что мудрец не такой уж умный, и он может это доказать: «Я задам вопрос, на который он не сможет ответить. Я поймаю бабочку, зажму ее в руках и спрошу – что у меня в руках: живое или неживое. Если он скажет: «Неживое», я выпущу ее. Если он скажет: «Живое», я ее задавлю, и он будет неправ». Завистник на глазах у толпы подошел к мудрецу с зажатой в руках бабочкой и спросил: «Отгадай, что у меня здесь: живое или неживое?».
«Все в твоих руках и все зависит от тебя!» – ответил мудрец.
Эта притча как нельзя лучше подходит к вопросу об ответственности человека за свое будущее – оно в руках каждого из нас, и каждый сам выбирает свою дорогу в жизни. Финансовая грамотность позволит человеку не зависеть от обстоятельств, от воли других людей, системы. Образованный человек сам станет выбирать те пути в жизни, которые будут для него наиболее привлекательными. Возможно, вы считаете, что сегодня еще рано думать об этом. Но уже сегодня вы можете начать с малого: планирования собственных расходов и участия в планировании бюджета вашей семьи, моделирования различных ситуаций и принятия практических финансовых решений (как заработать на каникулах и на что использовать эти деньги, какой мобильный телефон вам реально нужен — дорогой или просто удобный). По мере того как вы будете упражнять свои навыки, качество решений будет возрастать. Удачи вам на пути построения собственного счастья и благополучия!
Сценка с игрушкой гнома Эконома (кукольный театр)
Здравствуйте, ребята! Я – гном, а зовут меня Эконом. Живу я в лесу. Вот пришел вам подарить замечательный подарок – волшебный цветок – ромашку из моего леса. Ой, а где он? ( У гнома Эконома в руках один стебель). Наверное, всемогущий ветер разбросал по всему лесу лепестки волшебной ромашки. А я старенький, мне 150 лет. Помогите собрать волшебный цветок и разгадайте формулу благополучия. Почему он волшебный, вы узнаете позже, когда его соберете. Вам необходимо будет выполнить определенное количество заданий. С выполнением каждого задания мы будем открывать один из компонентов нашей формулы благополучия. И в конце всех заданий вы узнаете эту формулу и ту команду, которая лучше всех справлялась с заданиями.
Ведущий, возьмите, пожалуйста, то, что осталось от моей любимой ромашки.
Спасибо вам, гном Эконом, что пришли к нам в гости, да еще и с подарком. Мы постараемся собрать цветок.
Но, а я отправляюсь восвояси, домой в лес. Стар я для таких приключений.
Не волнуйтесь, дедушка, мы все вместе соберем лепестки и разгадаем формулу благополучия.
Дети, а мы с вами отправляемся на поиски лепестков. Нам предстоит не легкий путь.
Задание №1. « Откуда берутся деньги?»
Из папиного кошелька или маминой сумочки.
И это правильный ответ стандартного ребенка-потребителя, коим до поры до
времени является каждый из нас в силу своего нежного возраста. Хорошо бы при этом понимать, что деньги — это труд наших родителей, их здоровье, их мастерство и их время. Кошелек и сумочка — последние звенья сложной цепочки. Пока ты сам не начнешь работать, ты никогда не узнаешь настоящую цену деньгам.
Вот какую байку рассказывают американские родители своим подрастающим
«Сын богатых родителей рос в благополучии и ни в чем не знал отказа. Что бы он ни попросил, ему покупали. Но он никогда не просил денег, потому что был еще маленьким. И вот однажды он пришел к отцу и попросил 10 долларов. « Тебе уже шестнадцать, — сказал отец, — пойди и заработай сам». Получив такой отказ, мальчик обиделся и пошел к маме. Она дала ему 10 долларов. Желая отомстить отцу за обиду, сын показал ему деньги и сказал: «Вот, заработал!» Папаша взял купюру и бросил ее в камин. 10 долларов сгорели мгновенно. От обиды мальчик чуть не плакал. « Ты не заработал эти деньги. Ты обманул меня», — сказал отец, — теперь ты тем более не получишь ни цента». На этот раз сын разозлился. Он пошел на бензоколонку и договорился, что будет помогать заправлять машины, пока не заработает 100 долларов. Со своими заработанными деньгами он опять пришел к отцу. Реакция отца поразила мальчика: тот взял деньги и без колебаний бросил их в огонь. Разъяренный сын бросился к камину и стал руками разгребать угли, чтобы спасти деньги. « Вот теперь я верю: эти деньги ты заработал. За них ты готов полезть в огонь, потому что ты теперь знаешь цену деньгам».
Прошу подняться на сцену двум ученикам. Сейчас вы получите карточки с вопросами. Вам необходимо ответить на вопросы.
Карточка №1. Какова для тебя цена денег?
Карточка №2. Как можно, применив свои способности и талант, сделать деньги?
Карточка №3. Какие полезные навыки ты мог бы приобрести, продавая газеты, подрабатывая мытьем машин?
Пока я сам не начну работать, я никогда не узнаю настоящую цену деньгам.
Способности и талант – это уникальный капитал, который можно использовать и конвертировать в деньги. Например, если я хорошо играю на гитаре, то могу: создать свою группу и выступать; могу научить любого желающего и т.д.
Полезные навыки: общения с людьми, профессиональные.
Пока наши участники будут готовиться, мы выполним следующее задание.
Задание №2. Здоровье – одна из самых больших ценностей жизни. Некоторым ученикам было дано домашнее задание и сейчас они проведут физкультурные минутки.
Сейчас вам ______________ покажет упражнения для поддержания всего организма.
Оздоровительная минутка «Упражнения животных»
«Жираф» – голова вверх-вниз, круговые движения вправо-влево.
«Осьминог» – круговые движения плечами назад – вперед, плечи поднять, опустить (оба вместе, затем по очереди).
«Птица» – руки поднять, опустить (как крылья), круговые движения назад – вперед.
«Обезьяна» – наклон вперед, круговые движения туловищем вправо-влево.
«Лошадь» – поднятие ног по очереди, сгибая в коленях.
«Аист» – подняться на носки, опуститься, круговые движения правой ногой, затем левой (по полу).
«Кошка» – понягивание всем телом, поднять вытянутую правую руку, а затем – левую.
Сейчас ____________ покажет упражнения для поддержания осанки.
Поставьте ноги вместе, руки опустите, спина прямая. Сделайте спокойно вдох и выдох, плавно поднимите руки вверх. Держите их ладонями друг к другу, пальцы вместе. Потянитесь всем телом. Вытягиваясь вверх, представьте крепкое, сильное деревце. Высокий, стройный ствол тянется к солнцу. Организм, как дерево, наливается силой, бодростью, здоровьем. Опустите руки и расслабьтесь. Упражнение выполнить 5 раз.
Сейчас ____________ покажет упражнения, которые помогают нашим глазам зорко видеть.
Гимнастика для глаз
Если глаза устали, выполните такие упражнения:
Зажмурьте глаза, а потом откройте их. Повторите 5 раз.
Делайте круговые движения глазами: налево- вверх – направо – вниз – направо – вверх налево – вниз. Повторите 10 раз.
Вытяните вперед руку. Следите взглядом за ногтем пальца, медленно отодвиньте обратно. Повторите 5 раз.
Посмотрите в окно вдаль 1 минуту.
Cтаринная русская пословица гласит: «Легче деньги прожить, чем нажить. Легче деньги нажить, чем сберечь».
Переходим к следующему заданию. Вам необходимо составить пословицы.
Ближняя копеечка дороже дальнего рубля.
Копейка рубль бережет.
Худо жить тому, у кого ничего нет в дому.
Долго спать с долгом вставать.
На дырявый кошелек денег не наберешься.
Денежка дорожку прокладывает.
Без копейки рубля не бывает.
Деньги – пух, только дунь на них – и нет.
Деньги – как навоз: если их не разбрасывать, от них будет мало толку.
Не спеши языком, спеши делом.
Голод не тетка, пирожка не подсунет.
Жюри оценивает правильность и быстроту по 3-х бальной системе.
Открываемая фраза формулы благополучия: «Экономия и накопление денег».
Задание №4. Интеллектуальное
Ребята, имейте в виду – вопросы будут необычные. Первый правильный ответ получает 1 балл.
Что случилось 31 февраля? Ответ: такого дня нет.
Что надо иметь, чтобы потратить? Ответ: деньги.
В каком учреждении можно хранить деньги? Ответ: в банке.
Что тяжелее: 1 кг пуха или 1 кг пятирублевых монет? Ответ: одинаково.
Практическое занятие № 1. На листе бумаги с соседом по парте написать или нарисовать то, что вам больше всего хочется в настоящее время. И посчитать минимальные затраты на свое желание. Все это должно быть в пределах размера карманных денег.
Давайте обсудим ваши рисунки и ответьте на вопрос, позволяют ли вам ваши карманные деньги осуществить желаемое? И если ваши запросы слишком велики, то что надо сделать для их реализации.
Я понимаю, что это может звучать очень странно, но если вы бежите сразу в магазин и покупаете то, что хотите, то ваше желание обходиться вам слишком дорого. Это не значит, что вы не будете ничего покупать. Может, и будете, но есть много способов получить желаемое. И гораздо дешевле , чем оно стоит.
Как позволить себе все, что хочется, на свои карманные деньги? Я думаю, что дело не в том, какой у человека доход, а в том, как он умеет определять то, что ему хочется.
Главное, начать с того, что именно вам не хватает и посмотреть, что в этом есть самого интересного? Потому что если вы это найдете, ваша жизнь начнет меняться. А не хватает большинству из нас денег только потому, что мы автоматически принимаем решения о покупках, и деньги уходят в неизвестном направлении.
Самый простой пример – пойти в школьную столовую или пойти в магазин и потратить свои карманные деньги на бесполезные траты (чипсы, сухарики и т.п.). Иметь отложенные деньги полезно, так как это сберегает душевное равновесие и позволяет экономить и приобретать. Иметь деньги, которые вы можете свободно тратить на свои личные нужды (кино, каток, кафе и т. д.), не менее важно. Вы пока не работаете, но родители Вам дают карманные деньги, дарят на день рождения.
«Литературный» конкурс (пословицы написаны на отдельных листах, которые разрезаны)
Копейка рубль (бережет)
Без копейки (рубля нет)
День что пух (только дунь на них их нет)
Не имей сто рублей (а имей сто друзей)
Деньги любят (счет)
Чем богаты (тем и рады)
Бедному собраться (только подпоясаться)
Не с богатством жить (а с человеком)
Богатство (разум рождает)
4. Подведение итогов урока.
Давайте вспомним, с какими новыми экономическими понятиями мы познакомились на уроке? : финансы, финансовая грамотность).
Выделить активных учащихся за правильные ответы .
Итак, сегодня на уроке мы с вами познакомились с важнейшими экономическими понятиями – финансы и финансовая грамотность. Хотелось бы сказать, что, на самом деле, каждому человеку не так уж много надо. Жаль, что это не все понимают. Все мы время от времени становимся заложниками рекламы. И все потому, что сами не знаем, что хотим.
Маленький доход – это всегда начало чего-то большого. Чтобы потом, когда денег станет больше, иметь четкое представление о том, что вам хочется!
Из какого аппарата выдаётся нам зарплата? (банкомат)
Вносят в кассу платежи. Что за фирма, подскажи? (банк)
Спасибо большое, Ольга Михайловна!
Уважаемые коллеги! Спасибо за внимание к работе и отзывы о ней!
Елена Владимировна! Спасибо за интересную работу! Понравилась!
Любовь Николаевна! Спасибо за чудесную работу! Творческих Вам идей!
Спасибо, Лидия Петровна, за Ваше внимание к моим ресурсам!
Содержится в разделах:
План мероприятий по ознакомлению детей с финансовой грамотностью «Уроки кота Белобока»
“Уроки кота Белобока” Сентябрь 1 Уроки Кота Белобока «Труд и профессии»
: повышение финансовой грамотности детей, закреплять понятия «труд», «профессии» 2 Уроки Кота Белобока «Экономия»
Финансовая грамотность для школьников – Игра «Умные деньги» для учеников 4 класса для формирования финансовой грамотности
Библиотека изображений «МААМ-картинки»
Конспект занятия «Уроки финансовой грамотности для Бабы-Яги. Формирование первичных экономических понятий: монета, банкнота»
Фотоотчет о проведении марафона финансовых игр для школьников в рамках чемпионата «Финансовая грамотность на каникулах»
Финансовая грамотность для школьников – Формирование финансовой грамотности у обучающихся начальной школы
Главная 2 3 4 5 6