ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД К ОБУЧЕНИЮ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

Одной из существенных проблем, связанных с недостатком образования и навыков в области финансов у школьников, является отсутствие занятий по соответствующему направлению обучения в школе. Сегодня возникает необходимость специальной подготовки кадров, способных на профессиональной основе проводить занятия по основам финансовой грамотности. Решение данной проблемы возможно при использовании профессионального потенциала педагогических работников общеобразовательных организаций, владеющих теоретическими и методологическими основами преподавания в данном направлении и специальными знаниями по финансам.

Цель лекции: изучение вопросов теории и методологии преподавания финансовой грамотности для учащихся общеобразовательных учебных заведений.

В ходе лекции будут рассмотрены следующие вопросы:

1. Теоретические основы формирования культуры финансовой грамотности

2. Методологические основания формирования культуры финансовой грамотности

3. Методологические принципы формирования финансовой грамотности

4. Содержание образования по финансовой грамотности

5. Структура организации образовательной деятельности по формированию культуры финансовой грамотности

6. Формы организации образовательного процесса

7. Особенности оценки образовательных достижений обучающихся

8. Организационно-технические условия реализации образовательной деятельности в сфере формирования финансовой грамотности

Цын Марина Евгеньевна

учитель истории и обществознания

МБОУ СОШ имени П. П. Лановенчика

Новосибирская область, р.п. Маслянино

Системно
– деятельностный подход в обучении финансовой грамотности.

Главная
идея системно-деятельностного подхода – сформировать у учащихся какую-либо
деятельность, используя различные знаковые системы, связывающие культурную
норму деятельности и реальную деятельность субъекта.

Основной
целью является формирование у обучающихся понимания того, что в современном
мире крайне необходимо грамотное управление личными финансами, поэтому в
процессе преподавания курса «Финансовая грамотность» основное внимание следует
уделять не заучиванию финансовых терминов, а развитию у обучающихся умения
самостоятельно решать финансовые задачи, выбирая наиболее рациональные
стратегии поведения и принимая взвешенные, обдуманные решения. Именно
поэтому при изучении курса финансовой грамотности не должны использоваться
пассивные методы обучения. Наиболее эффективными в обучении финансовой
грамотности я считаю интерактивные методы обучения. Большую часть времени
нужно отводить выполнению практических заданий.

Хорошо
подойдет метод «обучение в сотрудничестве», потому, что при реализации данной
методики важная роль отводится обсуждению обучающимися конкретных жизненных
ситуаций. Учащиеся «проживают» ту или иную ситуацию.

Наташа хочет новый
ноутбук, который стоит 37.000 рублей, и родители предложили ей вести учет
доходов и расходов семьи, чтобы рассчитать возможность данного приобретения.
Записи за месяц таковы:


зарплата папы – 45 000 рублей;


зарплата мамы – 32 000 рублей;


продукты – 22000 рублей;


ЖКХ – 5158 рублей;


интернет – 399 рублей;


проезд – 1570 рублей;


пенсия бабушки – 13800 рублей;


репетитор по английскому языку – 8 400 рублей;


школьные обеды – 3398 рублей;


бензин – 7000 рублей;


корм собаке – 1300 рублей.

Сможет
ли семья Наташи в этом месяце купить новый ноутбук?

Составьте
бюджет своей семьи.

Интернет-провайдер (компания, оказывающая услуги по подключению
к сети Интернет)
предлагает           три
тарифных плана.

Пользователь предполагает, что его трафик составит 600 Мб в
месяц и, исходя из этого, выбирает наиболее дешевый тарифный план. Сколько
рублей заплатит пользователь за месяц, если его трафик действительно будет
равен 600 Мб?

Целесообразно
использовать такие формы, как командные игры, «мозговые штурмы» и подготовку
групповых проектов.

Составьте проект по теме: «Основные виды
финансового мошенничества» , отразив на плакате главные уловки мошенников.

Еще
одним методом, для изучения данного курса считаю тренинг. Так как при
использовании тренинга минимум теории, а основное внимание уделяется
практической отработке навыков и умений. В ходе проживания или моделирования
специально заданных ситуаций обучающиеся получают возможность развить и
закрепить необходимые навыки, освоить новые модели деятельности, изменить
отношение к собственному опыту и подходам, ранее применяемым в работе. В
тренингах обычно используются разнообразные методы и техники активного
обучения: деловые, ролевые, имитационные игры, разбор конкретных практических
ситуаций, групповые дискуссии.

Учеников распределяю на две команды по 5-6
человек. Я называю или показывает какой-либо предмет и предлагаю рассказать о
его назначении. После этого детям дается задание придумать, как еще можно
использовать его в несколько измененном или в том же состоянии, однако при
условии, что он уже устаревший и не может быть использован по своему
назначению.

Обучающимся в реальной жизни придется решать финансовые
вопросы, с учетом имеющейся информации и ресурсов.

системно – деятельностный подход в
обучении финансовой грамотности позволяет погрузить учащихся в жизненные
ситуации и рассмотреть их в жизни, учитываю личный опыт.

14 февраля 2019 г. Институт МФЦ совместно с Южным федеральным университетом в рамках Проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» провели онлайн-консультация по теме «Особенности организации современного урока на основе системно-деятельностного подхода. Типы уроков».

Онлайн-консультация была организована в рамках информационной, консультационной и методической поддержки педагогам (тьюторам), осуществляющих обучение учителей сельских школ.
В рамках консультации выступил учитель обществознания, Почетный работник общего образования Российской Федерации И. А. Лобанов.
Благодарим слушателей за активное участие и докладчика за интересное выступление.

Методологические подходы, принципы и модели формирования финансовой грамотности в общеобразовательной школе

1. Системно-деятельностный подход как методологическая основа формирования финансовой грамотности в соответствии с ФГОС общего образования.

2. Принципы формирования финансовой грамотности в общеобразовательной школе: социально-педагогические, психолого-педагогические и организационно-педагогические.

3. Образовательные модели формирования финансовой грамотности школьников: контекстная, предметная, внеурочная, проектная.

Суть системно-деятельностного подхода заключается в представлении, что качества личности и ее способности представляют собой результат трансформации внешней деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований.

Данный подход основывается на работах Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, в которых описываются основные психологические закономерности процесса обучения и рекомендации по структуре учебной деятельности с учетом возраста обучающихся.

Образовательный процесс по формированию финансово грамотной личности, построенный в соответствии с требованиями ФГОС ОО, должен быть направлен на ее развитие в социальном, личностном, познавательном и коммуникативном плане, что выражается в ориентации на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов обучения. Метапредметные, в свою очередь, делятся на познавательные, регулятивные и коммуникативные.

Не случайно в качестве методологической основы ФГОС ОО выбран именно системно-деятельностный подход, так как он позволяет:

– сформировать готовность обучающихся к постоянному саморазвитию и непрерывному образованию;

– проектировать и конструировать развивающую образовательную среду;

– стимулировать активность учебно-познавательной деятельности обучающихся;

– ориентировать образовательный процесс на учет индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровьесбережения обучающихся.

Применение системно-деятельностного подхода в обучении финансовой грамотности обусловливает переход:

– от усвоения набора базовых финансовых знаний и понятий к формированию компетентностей;

– от изучения научных терминов и понятий, не связанных с реальной жизнью, к ориентации на решение обучающимися жизненно важных проблем и задач;

– от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли сотрудничества в достижении целей обучения, в том числе коммуникативных, личностных.

1. Принцип природосообразности основан на учете природных факторов развития человека, на обеспечении его безопасности и здоровьесбережения. В рамках реализации данного принципа приобретают особую актуальность вопросы финансовой безопасности гражданина, ценности здоровья подрастающего поколения, ориентации его на ЗОЖ.

2. Принцип культуросообразности основан на ориентации уроков по финансовой грамотности на общечеловеческие ценности, но в тоже время на особенности культурной среды, к которой принадлежит обучающийся (национальной, конфессиональной и т.д.). То есть в процессе формирования финансово грамотной личности необходимо учитывать специфику менталитета, традиций, обычаев.

3. Принцип гуманистической направленности – предполагает ориентацию образовательного процесса на такие гуманистические ценности как свобода личности и ее выбора, взаимное уважение, всестороннее развитие личности, творчество.

4. Принцип вариативности – говорит о том, что необходимо таким образом построить образовательный процесс, чтобы сочетать в его рамках различные виды и формы обучения финансовой грамотности. Предопределяет дифференциацию как самого содержания курса финансовой грамотности, так и средств, технологий и методов обучения в соответствии с категориями образовательных учреждений и обучающихся.

5. Принцип развития конструктивно-финансовой активности и духовно-нравственного отношения к миру является центральным при формировании финансово-грамотной личности, так как он основан на субъектности обучающегося, то есть его личность признается самостоятельной, осознанной, ответственной за результаты обучения и дальнейшее развитие. Особый интерес представляет такое понятие как «конструктивно-финансовая активность», которую можно определить как совокупное личностное образование, проявляющееся во внутренней готовности к конструктивному взаимодействию с другими для устойчивого развития. Не случайно данный принцип дополнен таким положением как ориентация на духовно-нравственное отношение к миру, без полноценной реализации данного аспекта о конструктивной направленности личности говорить не приходится.

Психолого-педагогические принципы – основаны на учете психологических аспектов при обучении финансовой грамотности

1. Принцип созидательной деятельности предопределяет развитие и успешную реализацию созидательного потенциала личности. Данный принцип тесно связан с организацией культуросообразной деятельности, постоянным исследованием новых сфер, инициативностью, творческой и поисковой активностью, созданием нового.

2. Принцип диалогичности и толерантности взаимодействия отражает ориентацию на такие ценности как принятие отличий другой личности, гуманизм, милосердие, доброе отношение к другим, умение понимать мотивы и интересы другого, признавать и уважать их, строить конструктивный диалог и достигать общих целей, что особенно важно в финансовой сфере, где всегда присутствует конфликт интересов.

3. Принцип преемственности предполагает такое построение образовательного процесса, который позволяет обеспечить преемственность обучения основам финансовой грамотности на разных возрастных этапах.

4. Принцип проблемно-ситуативного познания (контекстного обучения) отражает ориентацию на учет ситуативности при формировании финансовой грамотности, то есть обучение должно строиться в контексте сложившейся ситуации, в соответствии с задачами и проблемами текущего момента времени. Реализуется данный принцип при решении контекстных задач, проблемных ситуаций, проведении деловых игр, кейсов.

5. Принцип эмпатии способствует пониманию мотивов и интересов другого субъекта. Человек как бы «вживается» в другую личность, пытаясь понять ценности, принципы, мотивы, установки, которые предопределяют ее поведение, в том числе в финансовой сфере.

6. Принцип элективности направлен на формирование умения делать осознанный выбор в различных ситуациях (от выбора банка-кредитора до выбора пути жизненного самоопределения) и нести личную ответственность за его последствия.

Организационно-педагогические принципы – предопределяют учет важности организационных аспектов при обучении основам финансовой грамотности

1. Принцип адаптивности как ведущий принцип управления. Без адаптации развитие невозможно, в связи с чем, современное управление в любой сфере строится на использовании этого принципа, в том числе и в образовательном процессе, направленном на формирование финансовой грамотности. Необходимо использовать «мягкие», адаптивные методы управления обучением, такие как создание определенных условий и мотивации к развитию желаемых качеств обучающихся.

2. Принцип сочетания традиционных и инновационных направлений деятельности нацелен на поиск баланса между ориентацией на традиции (консервативный, традиционный подход к обучению) и инновации (новаторский, инновационный подход). Однако стоит учесть, что использование необоснованных экспериментов в процессе формирования финансовой грамотности молодого поколения недопустимо.

3. Принцип адекватного кадрового обеспечения. Одной из ключевых проблем организации финансового просвещения является проблема обеспечения соответствующими кадрами. Основы финансовой грамотности изучаются в рамках обществознания, которое традиционно преподают учителя, не имеющие специального экономического образования, что повышает актуальность и значимость разработки и реализации программ повышения квалификации в данной сфере.

4. Принцип интеграции программ финансовой грамотности предполагает повышение финансовой грамотности населения в широком смысле, то есть по всему комплексу вопросов, связанных с финансами, а не отдельных программ, направленных на умение управлять личными финансами, эффективно взаимодействовать с банками, страховыми компаниями и другими субъектами финансового рынка. Особую роль в этом процессе играет обучение основам финансовых знаний в школе, так как невозможно осуществлять повышение финансовой грамотности населения страны без реализации полномасштабной программы обучения подрастающего поколения, которое выступает не только активным пользователем финансовых услуг в настоящем и будущем, но и своеобразным «проводником» знаний о финансах для всего общества.

5. Принцип социально-педагогического партнерства – один из принципов обучения основам финансовой грамотности в школе, базирующийся на равноправном сотрудничестве учеников и учителя, поиске общего в различных точках зрения и достижения консенсуса. Это важно, потому что практическая деятельность в области финансов построена на принципах партнерства и предполагает добровольность, взаимовыгодность, согласование интересов в процессе переговоров, закрепление отношений в договорах, взаимную ответственность.

6. Принцип активного использования обратной связи, оценки и мониторинга эффективности. Необходимым условием эффективности программ повышения финансовой грамотности является ориентация на получение обратной связи от обучающихся. Регулярно проводя оценку таких программ и корректируя их в соответствии с результатами анализа обратной связи, можно постоянно повышать их качество и адаптировать к ситуации и особенностям и запросам обучающихся. В целях обеспечения эффективности образовательного процесса по формированию финансовой грамотности необходимо перманентно осуществлять мониторинг качества образовательных и методических материалов, для чего необходима разработка специальных стандартов качества.

Контекстная модель предполагает формирование финансовой грамотности в рамках изучения общеобразовательных и профильных предметов.

Так, уже в начальной школе можно изучать основы финансовой грамотности на уроках математики, окружающего мира и технологии. Интеграция финансовой грамотности и предметного содержания дисциплин начальной школы может осуществляться через организацию проектной деятельности и решения контекстных задач.

Контекстную модель обучения финансовой грамотности можно реализовывать в школе с помощью разработки проектов и решения контекстных задач.

В рамках проекта решается набор учебных задач межпредметного характера, которые обычно объединены общим сюжетом, связанным с решением финансовой проблемы. В качестве сюжета выступают реальные ситуации и проблемы, которые должны вызывать естественный интерес у обучающихся в соответствии с их возрастом (например, в начальной школе в качестве такого коллективного проекта может выступить совместная подготовка к празднику, к поездке в другой город, к туристическому походу, к благотворительному мероприятию, в том числе с учетом финансовых аспектов). В старших классах проектная деятельность в большей степени ориентирована на поисково-научный, творческий характер.

Еще одним эффективным способом формирования финансовой грамотности в школе в рамках изучения общеобразовательных предметов выступает решение контекстных задач.

Использование контекстных задач выражается в том, что преподаватель создает на уроке реальную или моделирует ситуацию из практической жизни и предлагает обучающимся стать ее активными участниками, решить ее, для чего необходимо использовать знания и навыки из различных предметных областей. Таким образом, при использовании метода контекстных задач в обучении формируются метапредметные и личностные результаты обучения, на которые ориентируют учителя системно-деятельностный подход и ФГОС общего образования.

Предметная модель подразумевает формирование финансовой грамотности в рамках отдельного предмета «Основы финансовой грамотности», а также элективных и факультативных курсов по финансовой грамотности. В первую очередь, направлена на формирование у обучающихся предметных результатов обучения.

Внеурочная модель основана на формировании финансовой грамотности путем ориентации системы дополнительного образования и воспитательной работы с учащимися на финансовое просвещение.

Как показывает практический опыт, наиболее эффективной формой реализации данной модели является постоянно действующий клуб (например, Клуб финансовых умников или финансовых гениев). Клубная форма организации внеурочной работы способствует повышению мотивации обучающихся на постоянной основе участвовать во внеурочной деятельности, стимулирует проявление творчества, самореализации, развитие навыков самопрезентации и ораторского искусства.

Широкое и систематическое использование внеурочной модели организации обучения финансовой грамотности направлено на достижение обучающимися личностных результатов обучения (помогает формировать желаемые качества личности), а также метапредметных результатов во всей их совокупности (познавательных, регулятивных, коммуникативных).

Проектная форма основана на разработке и реализации различных проектов, связанных с финансовой проблематикой. Данная форма получила широкое распространение ввиду ориентации образовательного процесса на системно-деятельностный подход, который определен в качестве основного подхода к обучению на современном этапе требованиями ФГОС ОО. Направлена на формирование метапредметных и личностных результатов обучения финансовой грамотности.

Структура организации образовательной деятельности по формированию культуры финансовой грамотности

Организация образовательной деятельности должна соответствовать содержанию образования и его основным особенностям. В обучении финансовой грамотности сформировать компетенцию в сфере принятия решений в проблемных ситуациях финансового характера невозможно на занятиях, проводимых в форме традиционной лекции или рассказа педагога, поскольку главный принцип финансового образования, как мы уже отмечали, заключается в осуществлении практической деятельности, которая по существу и является осваиваемым способом деятельности с обязательной рефлексией результатов учебного процесса, осуществляемой на занятии.

Сначала для личного пользования обозначаем цель проводимого занятия и задачи, которые необходимо решить в ходе урока. Затем намечаем характеристики занятия, для этой цели можно использовать сводную таблицу, которая представлена ниже (таблица 2)

Таблица 2. – Сводные характеристики занятия по финансовой грамотности в 5-9 классах

В ходе урока педагог, прежде всего, как мы уже отметили, использует системно-деятельностный подход, поэтому обсуждение базовых понятий начинается с приведения практической ситуации проблемного характера, характеризующей эти понятия. Педагог дает представление о практической финансовой задаче и формулирует проблему как результат противоречий между желаемым и реальным финансовым результатом (а, чаще всего, отсутствием результата). Поскольку практика применения финансовой грамотности имеет непосредственное отношение к жизненным ситуациям, с которыми постоянно напрямую или косвенно сталкивается ребенок, такой прием сразу же дает учащимся ощущение важности получаемых практических знаний и навыков и пробуждает интерес к ним. Ситуации обсуждаются с обучаемыми. Здесь необходимо учитывать возрастные ограничения обучаемых и предлагать задачи, адекватные их возрастным особенностям и правовому статусу. Учащиеся, опираясь на свой жизненный опыт, могут давать правильные и неправильные варианты ответов.

На втором этапе занятия ставится учебная задача, что позволит сформировать у учащихся понимание важности и назначения теоретических финансовых знаний. Здесь педагог решает задачу – как сделать явной и показательной связь между теорией и практикой повседневной финансовой жизни. Обучаемые участвуют в лекции-беседе, в ходе которой осваивают базовые понятия и формируют понимание сути представленных вопросов. Содержание и ход обсуждения зависит от темы занятия. Посредством обсуждения с обучаемыми, у них должно сложиться общее понимание, каких знаний (умений, компетенций) им недостаточно, чтобы решить заявленную практическую задачу. Таким образом, учебная задача как задача на овладения учащимися знаниями, умениями, компетенциями (или их элементами, или же их тренировка), необходимыми для достижения практической цели, является всего лишь звеном в системе обучения, а не самоцелью, как в традиционной системе ассоциативно-репродуктивного обучения.

Как вариант – может быть организован «мозговой штурм», направленный на поиск вариантов решения проблемы, поставленной педагогом в начале занятия. Необходимо учесть все варианты, записать их на доске, обсудить и оценить с точки зрения выполнимости и эффективности.

Приведем пример. В случае, если в задачи занятия входило освоение способа выбора банка и конкретного вклада в определенных жизненных условиях (заданных практической задачей), то схематически этот способ может быть перенесен на выбор банка и конкретного потребительского кредита (задача такого же класса) или на выбор финансовых инструментов при решении задачи формирования портфеля сбережений семьи (задача более широко класса и требует большего количества знаний и предметных умений).

За коллективной рефлексией педагог может организовать индивидуальную рефлексию (если есть возможность задавать домашние задания).

Далее следует обсуждение домашнего задания, – какие понятия даются для усвоения, каким образом подготовиться к дискуссии по теме занятия, какие вопросы необходимо обсудить с родителями.

Если время позволяет, можно организовать дискуссию и обсудить один из проблемных вопросов, которые возникают при изучении темы.

Представленная структура занятий имеет обобщённый вид и может быть использована при организации образовательной деятельности в части финансовой грамотности, как в системе общего, так и в системе дополнительного образования. Ее можно применять относительно решения очень мелких, даже частных задач, задач на один-два урока (занятия), и даже на решение большой задачи на целый модуль.

Формы организации образовательного процесса

В рамках образовательного процесса формирования финансовой грамотности учащихся 5-9 классов, с учетом вышеобозначенных принципов, может осуществляться в контекстной, предметной, внеурочной или проектной формах.

В идеале, конечно, финансовая грамотность может быть выделена в качестве отдельного предмета или элективного курса. Но в настоящий момент большинство школ не используют такую форму обучения при формировании финансовой культуры учащихся.

В контекстной форме предполагается введение разделов финансовой грамотности в курсы общеобразовательных и профильных дисциплин.

По идее контекстного обучения в учебном процессе должны быть объединены теория и практика, т.е. интегрируется обучение, наука и практическое применение знаний. Любой теоретический вопрос необходимо изучать именно в связи с практическим применением.

Интеграция финансовой грамотности и предметного содержания дисциплин среднего звена школы может осуществляться через организацию проектной деятельности. Сюжетами для формирования финансовой грамотности с использованием проектной деятельности могут стать организация туристического похода, изготовление поделок для школьной ярмарки, озеленение школьного участка, выпуск газеты и др.

Так, занятия в предметных кружках позволяют углубить и расширить знания в области финансов, развить познавательный интерес к финансовым процессам и способности учащихся. Здесь важно помнить, что право выбора кружка принадлежит учащимся, но состав группы должен не меняться в течение всего периода освоения темы.

Учебные экскурсии также являются внеурочной формой учебного занятия, проводимого вне учебного заведения: на производство, в банки и другие финансовые организации и т.д.

Встречи и общение с представителями финансовой сферы также может использоваться как форма внеурочной работы с учащимися по формированию культуры финансовой грамотности.

Домашняя учебная работа учащихся, в направлениях формирования навыков самостоятельной работы, закрепления знаний и способов учебно-познавательной деятельности. Например, детям могут быть даны задания исследовать вопросы формирования бюджета своей семьи, заполнить таблицу по группам доходов и расходов своей семьи и т.п.

По финансовой грамотности в рамках внеурочных форм работы могут также быть проведены различные викторины, брейн-ринги и т.п.

Особенности оценки образовательных достижений обучающихся

Например, в качестве формы презентации учебных достижений можно выбрать «конференцию», в ходе которой будет проводиться презентация мини-исследований по тематике финансовой грамотности, практических проектов. Другой формой такой презентации может стать «круглый стол», на котором дети могут потренироваться в выработке способов решения общих финансовых проблем. Также одной из самых иллюстративных форм проверки, которая показывает на практике, кто и что умеет, является имитационно-ролевые игры, в процессе которых отрабатываются и презентуются учебные достижения (можно четко проследить, кто добивается игровых целей, а кому еще многому нужно учиться).

При проведении оценочных занятий необходимо задать четкие критерии оценки учебных достижений обучающихся и соответствующие ей инструменты, в зависимости от объекта этой оценки.

Важно, чтобы оценка образовательных достижений на занятиях по финансовой грамотности носила интересный живой характер и приучала учащихся фиксировать свои незнания (или неумения) в вопросах финансовой грамотности, и служила способом личного роста, то есть способствовала дальнейшему обучению.

Организационно-технические условия реализации образовательной деятельности в сфере формирования финансовой грамотности

Для эффективной организации обучения финансовой грамотности желательно подобрать наиболее подходящие учебно-методические комплекты, которые разработаны как целостный логически выстроенный методический комплекс. Важно, чтобы материалы были у каждого обучающегося, и он мог ими пользоваться не только на занятиях, но и дома. Очень облегчит работу педагога наличие в УМК рабочих тетрадей, которые в значительной степени позволят технологизировать образовательную деятельность.

Таким образом, мы определили базовые элементы образовательной модели формирования культуры грамотного финансового поведения обучающихся, на основе которой образовательная организация или педагог может выстраивать собственную систему формирования финансовой грамотности обучающихся, усиливая определенные параметры или дополняя их.

Оцените статью