ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ Финзачет

Формирование финансовой грамотности у обучающихся на уроках обществознания.

«Финансовая деятельность – то же искусство,

сложнейшая совокупность действий

людей интеллектуальных и эгоистичных».

Одной из самых важных задач, которые стоят перед школой, является воспитание делового человека, личности с развитием экономического мышления, готовой к жизни и хозяйственной деятельности в условияхсформировавшихся рыночных отношений. Повышение финансовой грамотности населения является одной из самых актуальных проблем в современном мире. Для значительной части россиян по-прежнему характерно такое финансовое поведение, как :не делать сбережений, не следить за расходами, не планировать бюджет, держать деньги дома и не тратиться на страхование. Возможно, это связано с тем, что старшее поколение не имело возможности получения практических знаний в области финансов и передачи опыта своим детям и внукам. Современное же поколение российской молодежи в условиях рыночной экономики остро нуждается в освоении элементарных навыков планирования, сбережения и приумножения, иными словами, в управлении своими личными финансами.

Дети – наше будущее, и мы должны привить им основы финансовой культуры, познакомить с основными правилами личного финансового планирования и финансовой безопасности, чтобы завтра им было легче вступить во взрослую жизнь, а для кого-то – определиться с выбором будущей профессии.

Финансовая грамотность формируется у обучающихся целым комплексом предметов , таких как математика, информатика, география, но особая роль здесь принадлежит учебному предмету обществознание.

В 9 классе, изучая тему «Гражданские правоотношения», учащиеся знакомятся с гражданской дееспособностью несовершеннолетних, видами гражданско-правовых договоров (сделок), видами ответственности за неисполнение условий договора. Зная свои права и обладая частичной дееспособностью, подростки в 15 -16 лет могут самостоятельно распоряжаться своей стипендией, заработком, иными доходами.

Эти и другие представленные темы в Программе и учебниках «Обществознание» создают необходимую базу для эффективного решения задачи повышения финансовой грамотности обучающихся на уровне основного общего образования. Но помимо теории на уроках нужно применять и активные формы и методы обучения.

Наиболее эффективными на уроках обществознания являются следующие

методы обучения:проблемный, исследовательский и частично-поисковый. Они предполагают активный подход, то есть, направлены на реализациюдеятельностного отношения обучающегося к процессу обучения. Применение этих методов обучения, при создании необходимых условий, позволяет раскрыть потенциальные возможности ученика.

Активные методы обучения можно использовать на любом этапе урока.

«Мозговая атака» и «мозговой штурм» используются, чтобы создать условия для умственного напряжения при решении важной проблемы абсолютно у всех обучающихся или, по крайней мере, у большинства. Именно умственное усилие, порожденное экстремальной ситуацией, в которую попадает каждый член группы, способ преодолеть сон разума, которым отличаются многие обучающиеся.

«Деловая игра» – это игровой метод обучения и воспитания. Формальная сторона, связанная с ходом игры не должна превалировать над содержанием. В деловых играх решения вырабатываются коллективно, коллективное мнение формируется и при защите собственной группы, и при критике решений других групп.

«Ролевая игра» – речь идет не о выработке управленческого решения, а о разрешении сложной проблемы при помощи распределения ролей специально придуманных действующих лиц.

Дискуссия – это обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы с целью правильного решения. Дискуссия возникает на основе общения учителя и обучающихся, а так же учеников друг с другом в процессе решения проблемы.

Все эти активные методы обучения не должны быть самоцелью, а должны являться средствами достижения поставленных педагогических задач. Для этого они должны быть детально подготовлены и проработаны в процессе подготовки к уроку.

Наши ученики активноучаствуют в онлайн-уроках по финансовой грамотности, в олимпиадах по экономике и финансовой грамотности, что позволяет им еще больше нового и интересного узнавать о мире финансов.

Подводя итоги, хочется сказать, что формирование у школьников финансовой грамотности является необходимостью, так как финансово грамотные люди в большей степени защищены от финансовых рисков и непредвиденных ситуаций. Они более ответственно относятся к управлению личными финансами, способны повышать уровень благосостояния за счёт распределения имеющихся денежных ресурсов и планирования будущих расходов. Не менее важно то, что они могут положительно влиять на национальную и мировую экономику.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/529562-formirovanie-finansovoj-gramotnosti-u-obuchaj

О курсе

На сегодняшний день внимание к повышению финансовой грамотности населения является закономерным процессом, поскольку надлежащий уровень финансовой грамотности способствует повышению уровня жизни граждан, развитию экономики и росту общественного благосостояния, формированию экономической культуры граждан. Вместе с тем международные исследования выявляют проблемы, связанные с наличием знаний о финансах, отсутствием в ряде случаев элементарных навыков использования различных банковских продуктов, неумением планировать семейный и личный бюджет, планировать свое пенсионное обеспечение и пр. В связи с этим финансовое просвещение и образование необходимо всем категориям граждан.

О чем курс и что нового вы узнаете

Учебные материалы курса направлены на обеспечение качественной подготовки учителей обществознания, экономики, права для внедрения учебного модуля «Финансовая грамотность» в курс обществознания (включая экономику и право).

В результате освоения программы слушатели:

Для кого курс: для преподавателей обществознания, экономики, права.

Что входит в курс: лекции, онлайн-тестирования.


ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

13:10 28.09.2023
(обновлено: 13:52 28.09.2023)

В учебнике по обществознанию уделят внимание финансовой грамотности

год педагога и наставника

7 495 645-6601

ФГУП МИА «Россия сегодня»

сн_образование, общество, сергей кравцов, социальный навигатор, россия, москва

Год педагога и наставника, СН_Образование, Общество, Сергей Кравцов, Социальный навигатор, Россия, Москва

В учебнике по обществознанию уделят внимание финансовой грамотности

“Готовится новый учебник по обществознанию. На протяжении всего периода обучения по предмету будет уделяться большое внимание работе по освоению финансовой грамотности”, – сказал Сергей Кравцов.

Он напомнил, что Минпросвещения России заключило соглашение с Министерством финансов России и Банком России.

Тематика финансовой грамотности включена в такие предметы школьной программы, как обществознание, математика, физика, химия, ОБЖ, история и другие.

“Сегодня в начальной школе на уроках “Окружающего мира” дети знакомятся с такими понятиями, как семейный бюджет, безопасность в Интернете, учатся различать расходы и доходы семьи, ориентироваться в признаках мошеннических действий. Задачи практического характера ребята выполняют на уроках математики”, – отметил глава Минпросвещения.

По словам Министра просвещения, во многих школах в старших классах формируется социально-экономический профиль, где обучение финансовой грамотности ведется на углубленном уровне. Есть также дополнительные внеклассные мероприятия.

Разработано пять программ учебных курсов по финансовой грамотности для всех классов, которые школы используют в том числе для профильного и предпрофильного обучения. Например, это курсы по финансовой грамотности для 5-7-х классов, по финансовой грамотности и финансовой культуре для 5–9-х и 10–11-х классов.

Сергей Кравцов отметил, что ежегодно для школьников страны проводится Всероссийский тематический урок “Финансовая безопасность”, проводится Всероссийская акция “Я – гражданин России”, в которой есть номинации по финансовой грамотности и предпринимательству.

Министр просвещения рассказал о том, что сегодня освоение элементов финансовой грамотности является обязательным на всех уровнях школьного и среднего профессионального образования.

В учреждениях СПО студенты изучают финансовую жизнь современного общества, финансовые институты, продукты, риски, учатся анализировать ситуации и принимать индивидуальные финансовые решения в рамках дисциплины “Основы финансовой грамотности”.

Уделяется внимание повышению квалификации педагогов по этой предметной области. За три года более 60 тысяч педагогов повысили свою квалификацию по финансовой грамотности по 8 программам на базе Академии Минпросвещения России. Обучение по обновленным программам, включающим блок по финансовой грамотности, проходят также учителя из новых регионов.

В рамках форума министр просвещения принял участие в церемонии награждения победителей Ежегодного Всероссийского конкурса профессионального мастерства педагогов финансовой грамотности “Финансовая перемена”.

VII Московский финансовый форум (МФФ) проходит 28 сентября 2023 года в Центральном выставочном зале “Манеж”. Главная тема Форума в этом году – “В поисках нового баланса: российская финансово-экономическая система в период мировой трансформации”.

Организаторы – Министерство финансов Российской Федерации и Правительство Москвы.

Методические разработки, презентации и конспекты

Жизнь современного человека многообразна, сложна, а порой и вовсе непредсказуема. Изо дня в день мы сталкиваемся с новым, не совсем понятным, особенно в области финансов. Финансовые сервисы расширяются, а вместе с ними растут и финансовые риски. Особое внимание хотелось бы обратить на мошеннические действия.

В таких условиях без финансового образования просто не обойтись. Сегодня финансовая грамотность повсеместно признается необходимой для жизни компетенцией. Так в чем же заключается потенциал уроков истории и обществознания по формированию финансовой грамотности.

Чтобы разобраться с заявленной темой, давайте обратимся к определению финансовой грамотности. Финансовая грамотность — это совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.

Определение вполне прикладное. Оно даёт ориентир, ЧТО именно нужно формировать и развивать. Первое о чем должен задуматься учитель это есть ли в его предмете такие моменты, которые помогут учащимся сформировать знания, навыки и установки, необходимые для того, чтобы быть готовыми к финансовым вызовам, с которыми они столкнуться в жизни.

При изучении истории в школе мы, так или иначе, рассматриваем все этапы формирования финансовой сферы. Это история появления денег, история торговли и того, как складывались рыночные отношения. Причем, рассматриваем в перспективе — от зарождения до начала 21 века.

В конечном итоге всё это направлено на то, чтобы у ребёнка сложилось осознанное понимание:

— Я существую в реальности денежных отношений;

— Я понимаю, почему в современном мире экономическая составляющая жизни нашего государства так же важна, как, например, и духовная;

— Я не могу игнорировать эту финансовую реальность, потому что Я — часть этой экономической системы. И я не смогу прожить жизнь, никак не соприкасаясь с этой системой — значит, я должен быть готов к решению финансовых вопросов.

Чтобы для ребенка история не стала набором выученных дат и имен, необходимо сопоставлять эти знания и факты с современностью. Создавать ситуации, в которых учащиеся действуют от имени людей разных исторических эпох. Дать возможность попробовать применить те исторические знания, которые они получили.

И в этот момент перед учителем встает вопрос выбора тех приёмов и форм работы, с помощью которых он будет формировать финансовую грамотность на своих уроках и во внеурочной деятельности.

Следующая задача — найти соответствующий ресурс

.

На сегодняшний день для подготовки занятий по финансовой грамотности создан огромный ресурсный потенциал для учителей всех предметов и, в частности, для учителей истории и обществознания. Эти ресурсы разрабатывают и крупные финансовые организации, и банки, и высшая школа — в общем, все заинтересованные структуры.

У учителя есть возможность включать в занятия игры, в том числе онлайн, мультфильмы, фильмы, видеоролики, анимированные презентации, различные мобильные и ПК-приложения и тем самым делать свои занятия интересными для учащихся, разнообразными и эффективными. Такое множество вспомогательных образовательных ресурсов создает некоторую сложность для педагога в вопросе подбора конкретных ресурсов к конкретным занятиям по финансовой грамотности. Наиболее интересные, на мой взгляд, следующие:

Это УМК для 5–11 классов

«

Финансовая грамотность на уроках всеобщей истории и

истории России

», разработанное в рамках совместного проекта Министерства финансов России и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».

В состав УМК входит учебное пособие; методическое пособие; программный комплекс, включающий сайт, приложения для персональных компьютеров и мобильное приложение.

Разделы и параграфы данного учебного пособия структурированы в соответствии с федеральными учебными пособиями по истории, содержат материал практически для каждого урока. При этом материал вполне самодостаточный, для того чтобы использоваться при проведении других учебных мероприятий, в частности, для проведения игр, турниров и т. д.

«

Финансовая грамотность в

сказках. История монетки»

автор Елена Ульева. В этой книге в очень доступной и увлекательной форме показана история возникновения и развития денег. Книга содержит интересные игры и задания на закрепление материала. Формулировка заданий, например, такая: «Попробуй пожить, как древний человек», «Узнай, сколько стоит крестьянская изба на Руси».

Естественно, предпочтение отдается активным формам, в формате которых учащиеся получают или подтверждают знания через самостоятельную творческую деятельность.

Чаще всего на уроках дети делают проекты и рассматривают стартапы только в современных условиях, а ведь можно в форме внеурочной игры перенестись и в другие исторические реалии.

Стать человеком, живущим в другую эпоху в другой стране, например, в конце 19 века в Европе, когда начинается промышленный переворот. После того, как дети изучили, что из себя представляет промышленный переворот, кто такой предприниматель они могут примерить на себя роль того самого предпринимателя, составить свой бизнес-план в условиях конца 19 века.

В ходе игры они работают и с картами, и с историческими данными, и с законами того времени. В результате, защищают свои, пусть примерные, но бизнес-планы.

Игры, в ходе которых учащиеся закрепляют пройденный материал, оперируя знаниями, понятиями и применяя их в реальной деятельности очень эффективный прием работы. При этом у детей появляется интерес, азарт что-то узнать, вникнуть. А самое главное, у них есть успешный опыт решения финансовых вопросов, опыт самостоятельного прохождения определенного пути — в данном случае, пути от выбора «чем я буду заниматься» как человек конца 19 века до человека, который нашел выход и готов следовать плану.

Потенциал истории по формированию финансовой грамотности заключается в том, что она даёт ребёнку возможность вместе с человечеством пройти все стадии становления финансовой системы, увидеть начало и увидеть результат, научиться анализировать, делать выводы.

Потенциал ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ по формированию финансовой грамотности закреплен, в новых государственных стандартах ООО и СОО.

Существует множество ресурсов для подготовки занятий по финансовой грамотности. И эти ресурсы успешно можно использовать также и на уроках обществознания.

Например, материалы национальной программы «Дружи с финансами», электронного учебного пособия информационно-образовательной среды «Российская электронная школа».

Огромные возможности для обучения финансовой грамотности и для самостоятельных занятий предоставляют ПРОЕКТЫ Центрального Банка России. Проект «Онлайн-уроки финансовой грамотности», который позволяет ребятам не только узнать о финансах, но и «вживую» пообщаться с профессионалами финансового рынка.

Методические рекомендации для средней и старшей школы, которые можно использовать для разработки программ внеурочной деятельности ил для внедрения вопросов формирования финансовой грамотности в предметных областях. Там и перечень тем и планирование.

Проект Банка России — информационно-просветительский ресурс Финкульт.инфо. Здесь много интересной и полезной информации и для взрослых, и для детей, и для учителей, и для учащихся, и для предпринимателей. В том числе на этом ресурсе есть раздел «Преподавательская», в которой собран материал для различных целевых аудиторий учащихся. Это готовые презентации, видеоролики и аудиолекции. Есть 10-минутные ролики «Финансовые сказки», которые позиционируются для начальной школы, но могут использоваться и в средней.

(https://fincult.info/entertainment/

)

Еще на Финкульте есть раздел «Игровая», где учащимся предлагается спасти или преумножить сбережения, игры учат распознавать фальшивые деньги или мошенников и т. д.

У

чащиеся ежегодно могут принимать участие в фестивале финансовой грамотности «ФинЗожФест» для школьников, где можно не только получить необходимые знания, но и проверить их.

(https://learningapps.org/9953500

)

Для тех, кто любит самостоятельно разрабатывать задания, есть сервис Ленинг.апс. Это своего рода конструктор для создания интерактивных учебных заданий по разным предметным дисциплинам для применения на уроках и во внеклассной работе. На сервисе есть и готовые разработки, можно что-то выбрать.

Помимо таких глобальных информационных проектов и банков заданий учитель может использовать простые, но очень действенные приёмы.

Например, в 7 классе во время прохождения темы «Экономика семьи» Можно предложить учащимся выполнить несложное задание — проставить примерные цены на товары первой необходимости. Это необходимо для того, чтобы спланировать свой бюджет.

Иногда такие простые задания заставляют серьезно задуматься о жизни и могут стать мотивацией для более осознанного изучения предмета. После этого задания учащиеся могут провести небольшое исследование — анкетирование, чтобы проверить, как обстоят дела у молодых людей в целом. Далее может следовать работа над проектом или творческим заданием — всё зависит от «погружения в тему».

Люди во все времена уделяли, уделяют, а по тому, как усиленно мы изучаем финансовую грамотность, в обозримом будущем еще будут уделять деньгам большое внимание.

Но при этом не стоит забывать и про очевидный парадокс денег: на одну и ту же «цифру на бумаге» можно приобрести и невидимую глазом вещь, и неподъёмно тяжёлую вещь, и жизненно необходимую, и совершенно бесполезную

.

Деньги сами по себе ничего не значат. Только то, что мы вкладываем в них, придает им смысл.

Поэтому следует помнить известную фразу английского философа и государственного деятеля Фрэнсиса Бэкона: «Деньги очень дурной господин, но весьма хороший слуга». Именно такое отношение к данной экономической категории нужно воспитывать у детей.

Основные термины (генерируются автоматически): финансовая грамотность, учащийся, внеурочная деятельность, задание, знание, подготовка занятий, проект, промышленный переворот, учебное пособие, финансовое образование.

Оцените статью