Остроух Елена Сергеевна Формирование и развитие функциональной грамотности на уроках химии
«Формирование и развитие функциональной грамотности на уроках химии»
Современные процессы развития страны выдвигают к сфере образования РФ ряд новых требований и задач. Одна из важнейших задач современной школы – воспитание и обучение функционально – грамотных людей (вспомните основные цели национального проекта Образование).
В современном, стремительно меняющемся мире, функциональная грамотность становится одним из базовых факторов, содействующих активному участию людей в общественной, культурной, политической и экономической деятельности, а еще обучению на протяжении всей жизни.
Функциональная грамотность направлена на творческое, открытое мышление, нахождение нестандартных путей решения поставленных задач, опирается на имеющиеся знания и умение добывать недостающую информацию самостоятельно.
Задача системы образования 21 столетия состоит не в передаче знаний, не в определении уровня освоения школьных программ, а в способности учащихся использовать полученные в школе знания и умения в повседневной жизни.
Функциональная грамотность включает в себя:
Функциональная грамотность – понятие метапредметное, и следственно она формируется при изучении различных школьных дисциплин и имеет многообразные формы проявления:
Все виды грамотностей направлены на формирование ключевых компетенций обучающихся, позволяющих ученикам решать трудные задачи: критическое мышление, креативность, коммуникативность, командная работа в решении проблем. От того что мы живем в эру глобализации и взаимодействия, наши дети обязаны быть удачными и конкурентоспособными в современном мире. И наша с вами задача как педагогов выстроить свою работу так, дабы дети владели всеми нужными навыками 21 века и были готовы к жизни в постиндустриальном информационном обществе.
Представляю разработанную технологическую карту урока «Получение и применение кислот. Химические свойства кислот» для 8 класса, в которой представлены приемы формирования функциональной грамотности.
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА
Учебник: О. С. Габриелян. Учебник: Химия. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / О. С. Габриелян. – М.: Дрофа, 2013. – 286 с.
Тип урока: урок открытия нового знания (урок-исследование).
Цель урока: создание условий для проявления познавательной активности учеников: для знакомства с химическими свойствами кислот; для формирования практических умений.
Формы организации познавательной деятельности обучающихся: фронтальная работа, работа в группах, индивидуальная работа.
Средства обучения: мультимедийный проектор, компьютер, учебник, тетрадь, химическое оборудование и реактивы, периодическая система, таблица растворимости солей, оснований и кислот.
для 8 – 11 классов
ВЫВОД ФОРМУЛ ХИМИЧЕСКИХ СОЕДИНЕНИЙ
ПЕРИОДИЧЕСКАЯ СИСТЕМА ЭЛЕМЕНТОВ И ЭЛЕКТРОННОЕ СТРОЕНИЕ АТОМОВ
Определение положения элементов в ПСХЭ по электронным формулам:
Задания функциональной грамотности на уроках химии
Si – тон, Ar – оящ, Ne – др, Fe – ад,
Mg – – э, F – Ий, Cr – кл, Cl –аст,
Li – хо, Sc – Ий, N – рош, Na – уг.
Открыв дверь в квартиру, вернувшаяся из гостей семья ощутила «запах больницы». Первым провел расследование глава семьи – отец. На полу он обнаружил осколки флакона от 5%-го спиртового раствора йода, где его до этого было 8 г, а из-под шкафа мерцали две пары шкодливых глаз (кота и щенка). Отец все решил миром, объявив, что состоялась игра в футбол со счетом 1:1.
Определите, сколько граммов йода и спирта создали «запах больницы»?
Растения поглощают минеральные вещества и углекислый газ и под действием ультрафиолета синтезируют глюкозу, выделяя кислород. Какой объем CO2 усвоили зеленые листья сахарной свеклы для получения 100 г сахарозы, из которой можно изготовить 10 конфет (одна конфета содержит примерно 10 г сахара)?
Дайте обоснованный ответ, приведя уравнения соответствующих реакций.
«Выживает не самый сильный или самый умный, а тот, кто быстрее откликнется на изменения» Ч. Дарвин
Учитель биологии, химии
«Образование должно быть наполнено новым качеством и содержанием»
Государственная программа развития образования на 2011-2020 годы
«Функциональная грамотность на уроках химии и биологии»
Термин «функциональная грамотность»
на 2012-2016 годы, постановление Правительства РК от 25 июня 2012 года № 832
Научиться жить вместе.
Это обусловлено характеристиками личности, среди которых:
Существуют проблемы, которые мешают доброкачественному развитию функциональной грамотности:
УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ ЗНАНИЙ НА ПРАКТИКЕ
Публикация «Формирование и развитие функциональной грамотности на уроках химии» размещена в разделах
Функциональная грамотность – тот уровень образованности, который может быть достигнут учащимися за время обучения в школе, и предполагает способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе преимущественно полученных знаний.
При достаточно высоких предметных знаниях и умениях вы наверное замечали, что школьники испытывают затруднения в применении своих знаний в ситуациях, близких к повседневной жизни.
Важнейшей задачей системы образования 21 века стоит не в передаче объема знаний, не в определении уровня освоения школьных программ, а в формировании способности учащихся применять полученные в школе знания и умения в жизненных ситуациях.
Что же такое функциональная грамотность?
Функциональная грамотность – понятие метапредметное, и поэтому она формируется при изучении разных школьных дисциплин и имеет разнообразные формы проявления :
На слайде представлены индикаторы функциональной грамотности школьников
Все виды грамотностей направлены на формирование ключевых компетенций обучающихся, позволяющих школьникам решать сложные задачи, формируют такие черты характера как: любознательность, инициативность, приспособляемость, социальная и культурная осведомленность, упорство, лидерство.
Итак, перед нами стоит четкая задача чтобы воспитать гармоничную и функционально грамотную личность нам необходимо развивать все составляющие функциональной грамотности.
Одним из эффективных приемов, направленных на формирование функциональной грамотностей школьников является решение практико-ориентированных задач.
На своих уроках я часто использую данные задания на этапе освоения нового материала, актуализации знаний, при закреплении и повторении тем, а также при подготовке к ГИА, и другим внешним и внутренним процедурам оценки качества образования.
Сегодня я хочу поделится своим опытом работы в данном направлении. И рассказать о тех практико-ориентированных задачах, которые включаю в урок химии для формирования и развития всех видов компетентностей учащихся.
И начну с Читательской грамотности.
Читательская грамотность формируется на всех предметах, где дети читают текст. Грамотность чтения – степень способности к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества. Оценивается не техника чтения и буквальное понимание текста.
Математическая грамотность – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину».
Естественнонаучная грамотность – степень способности использовать естественно-научные знания, выявлять проблемы и делать обоснованные выводы, необходимые для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, и для принятия соответствующих решений.
Глобальные компетенции. Это применение знаний из различных областей (химии, физики) для решения поставленных целей.
И если привести пример заданий, направленных на развития глобальных компетенция, то это конечно же проверка знаний в области химического производства, техники безопасности при работе в лаборатории. На слайде вы видите примеры таких заданий:
Креативное мышление позволяет продуктивно участвовать в процессе формулирования идей, предлагать оригинальные эффективные решения, проявлять воображение и творческий взгляд на мир. Креативное мышление конечно мы развиваем через проектную деятельность. А также при решении нестандартных задач одна из которых представлена на слайде.
Очень важно понять каждому педагогу, что данное направление работы касается каждого из нас. С каждым годом в КИМ внешних оценочных процедур (ЕГЭ, ОГЭ, ВПР) появляется все больше практико-ориентированных заданий, при выполнении которых наши ученики сталкиваются с определенными трудностями.
Мы все вместе работаем на результат, который покажут наши дети. Именно нам решать чему учить? зачем учить? как учить? А главное – как учить результативно?
Формирование функциональной грамотности на уроках химии и биологии. | Алина Ананьевна Иванова. Работа №324031
Что такое функциональная грамотность?
Функциональная грамотность- это тот уровень образованности, который может быть достигнут обучающими за время обучения в школе, и предполагает способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе преимущественно прикладных знаний, т. е. социализацию личности.
Функционально грамотный человек- это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и человеческих отношений.
Одной из приоритетных задач школы является необходимость формирования таких образовательных результатов, которые позволят современному выпускнику школы стать успешными в жизни, в профессиональной деятельности. Сегодня важна способность школьника ориентироваться в потоке информации, работать в команде, мобильно и оперативно находить правильные решения для возникающих проблем и ситуаций. Качество образовательных результатов современного школьника, оценивается через его функциональную грамотность.
Проблема формирования функциональной грамотности учащихся и всего подрастающего поколения отражена в Послании Президента РФ В. В. Путина Федеральному собранию 2018г. «Необходимо также уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей, в целом всего подрастающего поколения. Это важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни»
Особенность функциональной грамотности проявляется в ее назначении решать жизненные задачи в различных сферах человеческой деятельности на основе прикладных знаний, необходимых всем в современном обществе. Таким образом она является фактором, влияющим на участие людей в социальной, культурной, политической и экономической деятельности, в образовании на протяжении всей жизни.
– познавательную базу, представляющую собой органическое единство предметных, метапредметных, интегративных знаний, умений и навыков, которые обеспечивают понимание и выполнение определенных правил, норм и инструкций;
– образовательное пространство, представляющее осваиваемую обучающимися совокупность источников информации о сущности функциональных проблем и способов их решения;
– методы решения функциональных проблем, которые активно востребуются обучаемыми в процессе деятельности.
При этом системообразующим компонентом в структуре функциональной грамотности, является осознание обучаемым значимости решаемой проблемы для себя лично.
Эффективность процесса обучения будет лишь при условии, когда он имеет деятельностные организационные формы и, обладая соответствующим содержанием, в определенном возрасте способствует формированию тех или иных типов деятельности. Задача педагога – создание соответствующих педагогических условий для самостоятельной познавательной деятельности обучающихся, массовое внедрение проблемного обучения и проектного метода, групповой и коллективной работы на уроке, использование электронных образовательных ресурсов, технических средств.
Функциональная грамотность – понятие метапредметное, и поэтому она формируется при изучении разных школьных дисциплин и имеет разнообразные формы проявления:
-Культурная и гражданская грамотность.
Все виды грамотностей направлены на формирование ключевых компетенций обучающихся, позволяющих школьникам решать сложные задачи: критическое мышление, креативность, коммуникативность, сотрудничество в решении проблем. Как школьники решают задачи в новых изменяющихся условиях – формируют такие черты характера как: любознательность, инициативность, приспособляемость, социальная и культурная осведомленность, упорство, лидерство.
«Формирование функциональной грамотности на уроках химии» учителя химии МБОУ « им. И. Я. Яковлева Ивановой А. А.
Проблема формирования функциональной грамотности учащихся и всего подрастающего поколения отражена в Послании Президента РФ Федеральному собранию 2018г. «Необходимо также уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей, в целом всего подрастающего поколения. Это важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни»
– познавательную базу, представляющую собой органическое единство предметных, , интегративных знаний, умений и навыков, которые обеспечивают понимание и выполнение определенных правил, норм и инструкций;
Эффективность процесса обучения будет лишь при условии, когда он имеет организационные формы и, обладая соответствующим содержанием, в определенном возрасте способствует формированию тех или иных типов деятельности. Задача педагога – создание соответствующих педагогических условий для самостоятельной познавательной деятельности обучающихся, массовое внедрение проблемного обучения и проектного метода, групповой и коллективной работы на уроке, использование электронных образовательных ресурсов, технических средств.
Функциональная грамотность – понятие , и поэтому она формируется при изучении разных школьных дисциплин и имеет разнообразные формы проявления:
Все виды грамотностей направлены на формирование ключевых компетенций обучающихся, позволяющих школьникам решать сложные задачи: критическое мышление, креативность, , сотрудничество в решении проблем. Как школьники решают задачи в новых изменяющихся условиях – формируют такие черты характера как: любознательность, инициативность, приспособляемость, социальная и культурная осведомленность, упорство, лидерство.
Обозначив одним из приоритетных направлений образовательной деятельности социализацию личности ребенка, работаю над проблемой формирования функциональной грамотности обучающихся.
На своих уроках я часто использую данные задания на этапе актуализации знаний.
Приведу пример практико-ориентированных заданий для учащихся 9
Дождевая вода имеет
Что это значит?
Какое вещество, содержащее в воздухе, при растворении в воде создает эту среду.
Выброс в
атмосферу каких кислотных оксидов приводит к выпадению кислотных дождей?
. Задание. « Каждый раз во время еды вы подвергаете свои зубы воздействию бактерий, вырабатывающих кислоту» с этого утверждения начинается текст, рекламирующий одной из жевательных резинок. Как с точки зрения химии и биологии прокомментировать это утверждение? Просмотрите в рекламные ролики жевательных резинок, выберите два любых ролика, в которых есть ошибки рекламного текста. Отчет представьте в виде таблицы, оформленной в «
Рекламный текст (содержащий ошибки)
2. На магазинных полках мы видим большой ассортимент сливочного масла. Часто данный продукт становится объектом фальсификации. Обнаружить подделку и доказать ее можно с помощью дорогостоящих анализов. Но есть и такие способы, с помощью которых можно доказать факт фальсификации даже в домашних условиях.
Используя материалы сети Интернет, учебника, дополнительной литературы предложите способы определения фальсификации сливочного масла в домашних условиях.
«Добываю, применяю, оцениваю. Функциональная грамотность на уроках химии»
Мастер-класс
на тему:
«Добываю, применяю, оцениваю.
Функциональная грамотность на уроках химии»
Цель и задачи
познакомить участников с планом проведения мастер-класса, его целевыми установками;
раскрыть содержание мастер-класса посредством ознакомления с разными типами заданий.
познакомить с опытом работы по развитию естественнонаучной функциональной грамотности школьников на уроках химии.
показать практическую значимость использования разных типов заданий при работе.
04
Задачи
Недостатками сегодняшнего образования являются, то что ребята:
Недостаточно владеют смысловым чтением
Недостаточно сформировано умение работать с моделями
Не умеют высказывать предположения, строить доказательства
Не справляются с задачами на интерпретацию информации
Затрудняются в решении задач, требующих анализа, обобщения
Сущность функциональной грамотности состоит в способности личности самостоятельно или в сотрудничестве осуществлять учебную деятельность и применять приобретенные знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности.
А функционально грамотная личность: это человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей, обладающий определёнными качествами, ключевыми компетенциями. ( Искать. Изучать. Думать. Сотрудничать. Оценивать.)
Сущность функциональной грамотности школьника заключается в готовности его:
Добывать информацию
Применять её в жизни
Оценивать себя
Давайте вместе с вами пройдем все эти этапы.
Так при изучении темы: «Сера и ее соединения» в 9 классе обучающимся предлагается выполнить следующее задание, я использую прием «Проблемная ситуация»
Цель – побудить ребенка самостоятельно искать выход из затруднения. Это задание я даю на начальном этапе урока
Задание 1. Изучить рисунок и ответить на следующие вопросы:
-перечислите основные источники оксида серы (IV)
Задание 2
Вы директор предприятия.
Экспертами-экологами обнаружены отклонения от нормы состава воды из близлежащего озера и установлена причина: большие выбросы SO2 вашим предприятием.
Что вы предпримете?
А) закроете предприятие; (не реально, этого никто не сделает )
Б)совершенствуете очистные сооружения;
В) займетесь очисткой воды в озере. (газ продолжит выделяться и будет тоже самое)
Функциональная грамотность не обошла стороной ВПР и ГИА. При подготовке учащихся к ГИА на уроке закрепления знаний, ребятам, которые собираются сдавать экзамен по химии (в основном это 9 и 11 классы).
Я использую индивидуальный или групповой прием. Дети получают карточки с заданиями из КИМ ОГЭ или ЕГЭ по химии, где встречаются вопросы по функциональной грамотности.
Пример 1. Задание ОГЭ
Ребятам предлагается выбрать нужное суждение о правилах обращения с веществами, которые встречаются в быту. В каждой семье наверняка был такой случай, что разбился градусник, что сделать в этом случае ребята должны знать/вспомнить о физических и химических свойствах ртути.
А какие действия предпримете вы?
Пример 2. Задание ЕГЭ
Ребятам предлагается сопоставить вещество и область его применения. Это задание охватывает как органическую, так и неорганическую химию. Здесь понадобиться знания, как из личного опыта, так и знания физических свойств веществ и способах их применения.
А как ответите вы?
Пример 3. В ПР. 8 класс.
При подготовки к ВПР учащихся 8- 11 классов. На уроке закрепления знаний, Я выборочно или если позволяет время, всему классу раздаю задания из ВПР прошлых лет или беру на различных сайтах.
При выполнении этого задания ребятам без математике никуда! Вот вам метапредметные связи.
Задания на формирование функциональной грамотности, есть на некоторых цифровых платформах. Например,
в Яндекс. Учебнике и РЭШ