ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

«Основы финансовой грамотности»

Форма организации: кружок

Направление деятельности: общеинтеллектуальное

Возраст школьников:  14-16  лет

Срок реализации: 2 года

Количество часов: 68 ч. (34 часа в 1 год обучения, 34 часа во второй год обучения)

Периодичность: 1 час в неделю

Автор программы: Бареева Румия Вахитовна,

учитель высшей категории

МОУ СОШ пос. Титово

Обучение финансовой грамотности в МОУ СОШ пос. Титово начинают вводить в 8-9 классах во внеурочную деятельность в виде кружка «Основы финансовой деятельности» общеинтеллектуальной направленности по ФГОС.

Программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

1. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения РФ;

3. Проект Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ».

В обучение так же входят уроки-онлайн по финансовой грамотности, используя сеть интернет в школе в удобное учебное время.

Актуальность данной программы продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению которых они не всегда готовы.

В этом возрасте 14–16 лет обучаются дети, когда с правовой точки зрения они обретают часть прав и обязанностей, в том числе в финансовой сфере. Поэтому становится необходимым обучить подростков тем умениям, которые будут нужны для оптимального поведения в современных условиях финансового мира.

Вместе с тем учащиеся 8–9 классов способны расширять свой кругозор в финансовых вопросах благодаря развитию общеинтеллектуальных способностей, формируемых школой. Также в данном возрасте начинает осуществляться личностное самоопределение школьников, они переходят во взрослую жизнь, осваивая некоторые новые для себя роли взрослого человека. Поэтому в ходе обучения важно опираться на личные потребности учащегося, не только формировать в нём умение действовать в сфере финансов, но и подключать внутренние механизмы самоопределения школьника.

Финансовая грамотность – необходимое условие жизни в современном мире, поскольку финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по управлению собственными средствами, чем 5—10 лет назад, и такие понятия как потребительский кредит, ипотека, банковские депозиты плотно вошли в нашу повседневную жизнь. Однако в настоящий момент времени ни нам, ни нашим детям явно недостаточно тех финансовых знаний, которыми мы располагаем. При этом нужно учитывать, что сегодняшние учащиеся — это завтрашние активные участники финансового рынка. Поэтому, если мы сегодня воспитаем наших детей финансово грамотными, значит, завтра мы получим добросовестных налогоплательщиков, ответственных заемщиков, грамотных вкладчиков

Новизной данной программы является направленность курса на формирование финансовой грамотности учащихся на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием финансовой информации на настоящий момент и в долгосрочном периоде и ориентирует на формирование ответственности у подростков за финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия.

программы данного курса является то, что он базируется на  подходе к обучению, который обеспечивает активную учебно-познавательную позицию учащихся. У них формируются не только базовые знания в финансовой сфере, но также необходимые умения, компетенции, личные характеристики и установки.

Освоение содержания Финансовой грамотности опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и обществознания. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, а также навыки поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.

Сроки реализации программы – 2 года.

Объем часов, отпущенных на занятия – 34 часа в год при 1 часе в неделю.

Для реализации поставленных целей предлагаются следующие формы организации учебного процесса:

Дискуссия, проектно-исследовательская деятельность учащихся, деловая игра, практическая работа, юридическая консультация, правовая консультация, познавательная беседа, интерактивная беседа, мини-проект, мини-исследование, круглый стол, ток-шоу, творческая работа, викторина, ролевая игра, сюжетно-ролевая игра, выступления учащихся с показом презентаций, игра-путешествие, правовая игра, дидактическая игра, решение практических и проблемных ситуаций, решение практических и экономических задач, игра с элементами тренинга, работа с документами, аналитическая работа, конференция, конкурсы.

На уровне основного общего образования создаются условия для освоения учащимися образовательных программ, делается акцент на умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата) на развитие учебно-исследовательской деятельности учащихся.

В процессе обучения используются:

1. Приемы актуализации субъективного опыта учащихся;

2. Методы диалога и полилога;

3. Приемы создания коллективного и индивидуального выбора;

4. Игровые методы;

5. Методы диагностики и самодиагностики;

6. Технологии критического мышления;

7. Информационно-коммуникационные технологии;

8. Технологии коллективного метода обучения.

Освоение нового содержания осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами экономики, истории, обществознания, географии, литературы, искусства.

изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

– осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;

– овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;

– развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;

– развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях;

– участие в принятии решений о семейном бюджете.

– готовность пользоваться своими правами в финансовой сфере и исполнять возникающие в связи с взаимодействием с финансовыми институтами обязанности.

– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

– использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;

– формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);

– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

– овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

– понимание цели своих действий;

– планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;

– проявление познавательной и творческой инициативы;

– оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;

– адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.

– составление текстов в устной и письменной формах;

– готовность слушать собеседника и вести диалог;

– готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

– умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;

– определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,

– адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

– владение умением поиска различных способов решения финансовых проблем и их оценки;

деньги и денежная масса, покупательная способность денег, человеческий капитал, благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета, банк, инвестиционный фонд, финансовое планирование, форс-мажор, страхование, финансовые риски, бизнес, валюта и валютный рынок, прямые и косвенные налоги, пенсионный фонд и пенсионная система;

– владение знанием:

• структуры денежной массы

• структуры доходов населения страны и способов её определения

• зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи

• статей семейного и личного бюджета и способов их корреляции

• основных видов финансовых услуг и продуктов, предназначенных для физических лиц

• возможных норм сбережения

• способов государственной поддержки в случаях попадания в сложные жизненные ситуации

• видов страхования

• видов финансовых рисков

• способов использования банковских продуктов для решения своих финансовых задач

• способов определения курса валют и мест обмена

• способов уплаты налогов, принципов устройства пенсионной системы в РФ.

Способы определения результативности

• устный опрос;  • тестовые задания; • решение задач;

• решение кроссвордов и анаграмм;   • мини-исследования;

• графическая работа: построение схем и диаграмм связей;

• творческая работа: постер, компьютерная презентация;   • проект.

• викторина;         • тест.

Система оценивания курса «Финансовая грамотность» основана на критериальном    подходе и предполагает вовлечение учащихся в процесс оценивания, включая самооценку и взаимооценку. В основе критериев лежат универсальные учебные действия.

понимание основных принципов экономической жизни семьи; понимание и правильное использование экономических терминов.

анализ и представление информации в виде простых таблиц, схем и диаграмм.

установление аналогий и причинно-следственных связей.

подбор источников информации с помощью учителя.

Определение позитивных и негативных последствий решений и действий.

соответствие темы и содержания,  логичное и понятное изложение,  задавать вопросы и отвечать на них, использование видеоряда.

разнообразие выразительных средств,

Представленный далее тематический план состоит из отдельных разделов, каждый из которых разбит на несколько занятий. В каждом занятии содержится как теоретическая составляющая, так и практические задания, которые позволят ученику закрепить знания, полученные в ходе изучения содержания занятия. Последовательность разделов выстроена таким образом, чтобы школьник имел возможность изучить все вопросы для успешного решения в будущем стоящих перед ним финансовых задач. Однако представленная последовательность разделов курса не является безусловно заданной. В зависимости от логики преподавания учителя, особенностей класса и прочих причин преподаватель имеет право изменять представленную последовательность в оптимальном для выбранной ситуации варианте. В тематическом плане содержится общее количество часов, а также количество часов, за которые предполагается изучить выбранную тему и курс в целом.

Курс повышения финансовой грамотности требует деятельностного подхода к процессу обучения, т. е. знания должны не противопоставляться умениям, а рассматриваться как их составная часть. Знания не могут быть ни усвоены, ни сохранены вне действий обучаемого. Таким образом, изучение финансовой грамотности в школе даёт возможность обучающимся овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире денежных отношений.

1 год обучения  (34 часа)

Содержание учебного плана для 1 года обучения

Раздел 1. Доходы и расходы семьи (6 часов).

Введение. Познавательная беседа «Почему так важно изучать финансовую грамотность?» Познавательная беседа «Деньги». Интерактивная беседа «Драгоценные металлы. Монеты. Купюры». Творческое задание «Доходы семьи». Работа со статистикой «Расходы семьи». Викторина «Предметы первой необходимости». Викторина «Товары длительного пользования». Решение практических задач «Услуги. Коммунальные услуги». Ролевая игра «Семейный бюджет». Практическая работа «Долги. Сбережения. Вклады».

Раздел 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься (6 часов).

Решение практических задач «Особые жизненные ситуации и как с ними справиться». Дискуссия «Экономические последствия непредвиденных событий: болезней, аварий, природных катаклизмов». Решение логических задач «Страхование». Страховая компания. Страховой полис». Творческая работа «Страхование имущества, здоровья, жизни». Практическая работа «Принципы работы страховой компании».

Раздел 3. Семья и государство: как они взаимодействуют (5 часов).

Что такое налоги и зачем их платить. Мини-исследование «Налоги». Аналитическая работа «Виды налогов». Познавательная беседа «Социальные пособия». Решение экономических задач «Социальные выплаты». Проект «Государство – это мы».

Базовые понятия и знания: Налоговая система, налоги, пошлины, сборы, ИНН, налоговый вычет, пеня по налогам, налоговая декларация. Основания взимания налогов с граждан, налоги, уплачиваемые гражданами, необходимость получения ИНН и порядок его получения, случаи, в которых необходимо заполнять налоговую декларацию, знание случаев и способов

получения налоговых вычетов.

Личностные характеристики и установки: Осознание необходимости уплаты налогов, понимание своих прав и обязанностей в сфере налогообложения, ориентация в действующей системе налогообложения.

Пользоваться личным кабинетом на сайте налоговой инспекции и получать актуальную информацию о начисленных налогах и задолженности, заполнять налоговую декларацию, оформлять заявление на получение налогового вычета, рассчитывать сумму налогов к уплате.

Организовывать свои отношения с налоговыми органами, своевременно

реагировать на изменения в налоговом законодательстве.

Раздел 4. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье (8 часов).

Что такое банк и чем он может быть вам полезен. Решение проблемной ситуации «Как спасти деньги от инфляции». Творческое задание «Банковские услуги». Практическая работа «Вклады (депозиты)». Деловая игра «Кредит. Залог». Составление бизнес-плана «Собственный бизнес». Ролевая игра «Возможности работы по найму и собственного бизнеса». Сюжетно-ролевая игра «Примеры бизнеса, которым занимаются подростки». Разработка бизнес-плана. Решение логических задач «Валюта в современном мире». Познавательная беседа «Валюта разных стран». Проект «Личный финансовый план».

Базовые понятия и знания: Банковская система, коммерческий банк, депозит, система страхования вкладов, кредит, кредитная история, процент, ипотека, кредитная карта, авто-

кредитование, потребительское кредитование. Понятие банковской системы, виды депозитов, порядок начисления простых и сложных процентов, порядок возмещения вкладов, основные параметры депозита, виды кредитов, характеристики кредита, параметры выбора необходимого вида кредита.

Личностные характеристики и установки: Понимание особенностей функционирования банка как финансового посредника, взаимосвязей риск – процентная ставка по депозиту, вид кредита – процентная ставка по кредиту, ключевых характеристик выбора депозита и кредита.

Выбирать подходящий вид вложения денежных средств в банке, сравнивать банковские вклады и кредиты, защищать свои права, проводить предварительные расчёты по платежам по кредиту с использованием формулы простых и сложных процентов, оценивать стоимость привлечения средств в различных финансовых организациях.

Выбирать оптимальный вид инвестирования средств с использованием банков, рассчитывать собственную долговую нагрузку, подбирать оптимальный вид кредитования, знать свои права и порядок их защиты, сравнивать различные варианты вложения денежных средств в банке.

Раздел 5. Финансы и кредит (8 часов).

Познавательная беседа «Основные понятия кредитования». Практическая беседа «Виды кредитов». Познавательная беседа «Что такое кредитная история заемщика?» Решение экономических задач «Арифметика кредитов». Аналитическая работа «Плюсы моментальных кредитов». Аналитическая работа «Минусы моментальных кредитов». Круглый стол «Финансовые пирамиды». Познавательная беседа «Ипотека». Решение экономических задач «Арифметика ипотеки».

Итоговый контроль (1 час)

2 год обучения  (34 часа)

Содержание учебного плана для 2 года обучения

Раздел 1. Личное финансовое планирование

Дискуссия «Роль денег в нашей жизни». Решение проблемной ситуации «Потребление или инвестиции?» Аналитическая работа «Активы в трех измерениях. Враг личного капитала». Творческая работа «Модель трех капиталов». Мини-проект «Ресурсосбережение – основа финансового благополучия».

Раздел 2. Потребитель и закон (6 часов).

Работа с документами «Права потребителя». Правовая консультация «Как и где потребитель может защитить свои права». Практическая работа «Знакомство со штрих – кодами». Конкурс на самое экономное использование ресурсов.

Расчетно-кассовые операции (6 часа).

Валюта. Виды валют. Факторы влияющие на обменный курс валюты. Методы котировки. Решение практических задач «Обмен валют». Познавательная беседа «Банковская ячейка и банковский перевод». Круглый стол «Банковские карты: риски и управление ими».

Раздел 4. Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов  (5 часов).

Базовые понятия и знания: Фондовый рынок, ценная бумага, акция, облигация, вексель, пай, паевой инвестиционный фонд, общий фонд банковского управления, брокер, дилер, валюта, валютный курс, рынок FOREX. Понятие фондового рынка, виды ценных бумаг, разновидности паевых инвестиционных фондов, отличия паевых инвестиционных фондов от общих фондов банковского управления, виды профессиональных участников ценных бумаг, типы валютных сделок.

Личностные характеристики и установки:  Понимание порядка функционирования фондового рынка, функций участников рынка, особенностей работы граждан с инструментами такого рынка, осознание рисков, с которыми сталкиваются участники фондового рынка в процессе его функционирования, понимание структуры и порядка работы валютного рынка.

Выбирать подходящий инструмент инвестирования на фондовом рынке, выявлять риски, сопутствующие инвестированию денег на рынке ценных бумаг, рассчитывать уровень доходности по инвестициям, анализировать информацию для принятия решений на фондовом рынке.

Что такое ценные бумаги и какие они бывают. Профессиональные участники рынка ценных бумаг. Граждане на рынке ценных бумаг. Зачем нужны паевые инвестиционные фонды и общие фонды банковского управления. Операции на валютном рынке: риски и возможности.

Раздел 5. Инвестиции (4 часа).

Правовая консультация «Основные правила инвестирования: как покупать ценные бумаги». Основные правила инвестирования: как продавать ценные бумаги». Решение экономических задачИнвестиции в драгоценные металлы». Что такое ПИФы?» Выступления учащихся «Депозиты и их виды». Ролевая игра «Управляющие».

Раздел 6. Обеспеченная старость: возможности пенсионного накопления (4 часа).

Что такое пенсия и как сделать ее достойной? Как формируется пенсия. Как распорядиться своими пенсионными накоплениями. Познавательная беседа «Государственное пенсионное страхование». Как выбрать негосударственный пенсионный фонд. Обучающая игра «Выбери свой негосударственный пенсионный фонд».

Базовые понятия и знания: Пенсия, пенсионная система, пенсионный фонд, управляющая компания, негосударственное пенсионное обеспечение. Способы финансового обеспечения в старости, основания получения пенсии по старости, знание о существующих программах пенсионного обеспечения.

Личностные характеристики и установки: Осознание факторов, влияющих на размер будущей пенсии, рисков, присущих различным программам пенсионного обеспечения, понимание личной ответственности в пенсионном обеспечении.

Влиять на размер собственной будущей пенсии, с помощью калькулятора,

размещённого на сайте Пенсионного фонда России, рассчитывать размер пенсии, выбирать негосударственный пенсионный фонд.

Управление собственными пенсионными накоплениями, выбор оптимального направления инвестирования накопительной части своей будущей пенсии, выбор негосударственного пенсионного фонда с точки зрения надёжности и доходности.

Раздел 7. Жилье в собственность: миф или реальность

Круглый стол «Жилье в собственность: миф или реальность?» Правовая консультация «Жилищные накопительные кооперативы: как с их помощью решить квартирный вопрос». Практическая работа «Социальный найм жилья».

Раздел 8. Итоговая дискуссия по курсу «Финансовая грамотность». (1 час).

  • Зачем нужны страховые компании и страховые услуги? / Авторский коллектив под руководством Н. Н. Думной. — М.: Интеллект- Центр, 2010.
  • Как вести семейный бюджет: учеб. пособие / Н. Н. Думная, О. А. Рябова, О. В. Карамова; под ред. Н.Н. Думной. — М.: Интеллект- Центр, 2010.

7.   Уроки-онлайн по финансовой грамотности.

Оцените статью