ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ В 9 КЛАССЕ КУРСА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ И СБОРНИК СПЕЦИАЛЬНЫХ МОДУЛЕЙ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ УЧЕБНО МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9 КЛАССА

ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ В 9 КЛАССЕ КУРСА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ И СБОРНИК СПЕЦИАЛЬНЫХ МОДУЛЕЙ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ УЧЕБНО МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9 КЛАССА Финзачет

Пример диагностической работы в 9 классе

При проведении диагностической работы дополнительные материалы и оборудование не используются. Учащиеся записывают ответы в бланк тестирования.

Время выполнения диагностической работы:

На выполнение всей диагностической работы отводится 180 минут.

Максимальный первичный балл – 95 баллов.

В работе представлены задания базового и повышенного уровня сложности.

Содержание работы охватывает учебный материал согласно программе «Основы финансовой грамотности».

Модуль 1. « Личное финансовое планирование».

Модуль 2. « Депозит».

Модуль 3. « Кредит».

Модуль 4. « Расчетно-кассовые операции».

Модуль 5. « Страхование».

Модуль 6. « Инвестиции».

Модуль 7. « Пенсии».

Модуль 8. « Налоги».

Модуль 9. « Пирамиды и финансовое мошенничество».

Что из перечисленного входит в человеческий капитал?

Б) Домашний сейф

В) Умение составлять бюджет

Г) Всё вышеперечисленное

Стоимость автомобиля – это:

А) Сумма, за которую вы его когда-то купили

Б) Сумма, за которую его можно продать сейчас

В) Сумма, по которой банк оценит машину, в случае обращения за кредитом

Г) Сумма, за которую можно купить аналогичную новую модель

Какой вид капитала ставит целью формирование дополнительных источников дохода?

В) Текущий и Резервный

Верны ли следующие суждения?

А) Человеческий капитал можно конвертировать в деньги.

Б) При составлении бюджета сложнее планировать доходы, чем расходы.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

В чем основная цель резервного капитала?

А) Повседневные траты

Б) Дополнительные источники дохода

В) Защита от риска

Г) Всё выше перечисленное

Без сбережений невозможно сформировать резерв для защиты на черный день?

Что из перечисленного является инвестиционным активом?

А) Накопления (депозит)

Б) Доходы от акций

В) Собственный бизнес

В чем основная цель инвестиционного капитала?

Б) Защита от рисков

В) Дополнительные источники доходов

Г) Все вышеперечисленное

Страховая премия – это:

А) Плата, которую страхователь выплачивает страховщику по договору страхования

Б) Сумма, которую страховщик возвращает страхователю при отсутствии страховых случаев в течение срока действия полиса

В) Вознаграждение, которое получает страховой брокер от страховой компании

Г) Сумма, которую страховщик выплачивает страхователю при наступлении страхового случая

К страхованию ответственности относится:

А) Добровольное медицинское страхование

Б) Обязательное медицинское страхование

В) Открытие страхового счёта

. Верны ли следующие суждения?

А) Кредит может выдаваться по ставке 0 % годовых

Б) В случае непогашения кредита в срок банк имеет право начислять штрафные проценты на сумму просроченной задолженности

А) Получатель безналичного перевода денег обязательно должен иметь банковский счет

Б) Во многих странах дорожные чеки используются не только для обналичивания денег, но и для оплаты товаров и услуг

Что происходит с содержимым банковской ячейки в случае банкротства банка?

А) Его забирают кредиторы банка

Б) Его забирает Агентство по страхованию вкладов

В) Оно полностью возвращается клиенту банка

Г) Оно возвращается клиенту банка в части, застрахованной Агентством по страхованию вкладов

Что невозможно сделать с дебетовой картой?

А) Провести через границу без декларирования на таможне

Б) Снять деньги в банкомате

В) Взять в долг у банка

Г) Оплатить товары и услуги в безналичной форме

Что такое инвестиционный портфель?

А) Допустимый уровень риска при инвестировании

Б) Набор конкретных реальных и финансовых активов

В) Общий подход к формированию своих инвестиций и управлению ими

Г) Прогноз доходности по различным инвестиционным активом

Какой из нижеперечисленных активов является самым рискованным?

А) Банковский депозит

Б) Облигации нефтедобывающей компании

В) Акции этой же компании

Г) Портфель акций всех нефтедобывающих компаний в стране

А) Чем короче срок инвестирования, тем более рискованной может быть инвестиционная стратегия

Б) Цель инвестирования в том, чтобы найти актив, который является и доходным, и надежным, и ликвидным

Какая организация может выплачивать пожизненную пенсию?

А) Пенсионный фонд РФ

Б) Негосударственный пенсионный фонд

В) Страховая компания

Г) Все вышеперечисленные организации

В какой пенсионной системе ставка, по которой в стране взимаются пенсионные взносы, влияет на размер пенсии?

А) Только в накопительной

Б) Только в солидарной

В) Как в солидарной, так и в накопительной

Г) Ни в солидарной, ни в накопительной

Как лучше инвестировать пенсионные накопления?

А) Отложив момент инвестирования на момент выхода на пенсию

Б) С минимальным риском, чтобы обеспечить надежность инвестиций

В) Поддерживая риск на приемлемом уровне за счет диверсификации

Г) С максимальным риском, чтобы обеспечить высокий доход

Какой из нижеперечисленных видов налога является прямым?

Б) Земельный налог

В) Налог на добавленную стоимость

Г) Таможенная пошлина

Светлана получила от своей компании награду как «Лучший работник года» — путёвку в пансионат. По какой ставке облагается соответствующий доход, полученный Светланой?

А) 0% Б) 9% В) 13% Г) 30%

До какой даты нужно подавать налоговую декларацию для указания дохода от продажи имущества?

А) 31 декабря текущего года

Б) 30 апреля последующего года

В) 15 июля последующего года

Г) Ограничения по дате отсутствуют

Где мошенники могут скопировать данные с банковской карты?

А) В банкомате через скиммер

Б) При оплате через платежный терминал в торговой точке

В) При покупке через Интернет-магазин

Г) Во всех вышеперечисленных ситуациях

Что из нижеперечисленного является наиболее вероятным признаком финансовой пирамиды?

А) В прошлые годы финансовая компания сумела заработать для клиентов высокий доход

Б) Компания инвестирует в высокодоходные финансовые инструменты

В) Основатель компании — иностранный гражданин

Г) Компания гарантирует доход выше уровня банковских депозитов

“Финансовая грамотность”

1. Финансовую защиту благосостояния семьи обеспечивает капитал:а) резервный +б) текущийв) инвестиционный

2. В соответствии с законом о страховании вкладчик получит право на возмещение по своим вкладам в банке в случае:а) потери доверия к банку у населенияб) отзыва у банка лицензии +в) повышения инфляции

3. Инфляция:а) повышение заработной платы бюджетникамб) повышение покупательной способности денегв) снижение покупательной способности денег +

4. Кредит, выдаваемый под залог объекта, который приобретается (земельный участок, дом, квартира), называется:а) ипотечный +б) потребительскийв) целевой

5. Счет до востребования с минимальной процентной ставкой, то есть текущий счет, открывается для карты:а) кредитнойб) дебетовой с овердрафтомв) дебетовой +

6. Фондовый рынок – это место, где:а) продаются и покупаются строительные материалыб) продаются и покупаются ценные бумаги +в) продаются и покупаются продукты питания

7. Биржа – это место, где:а) продаются и покупаются автомобилиб) продаются и покупаются ценные бумагив) место заключения сделок между покупателями и продавцами +

8. Страховые выплаты компенсируются в случае:а) материального ущерба +б) морального ущербав) желания страхователя получить прибыль

9. Выплачиваемая нынешним пенсионерам и формируемая пенсионерам будущим трудовая пенсия по старости, выплачиваемая государством:а) добавочнаяб) второстепеннаяв) базовая +

10. Выплачиваемая нынешним пенсионерам и формируемая пенсионерам будущим трудовая пенсия по старости, выплачиваемая государством:а) главнаяб) накопительная +в) дополнительная

11. Выплачиваемая нынешним пенсионерам и формируемая пенсионерам будущим трудовая пенсия по старости, выплачиваемая государством:а) страховая +б) единоразоваяв) основная

12. Дисконт:а) доходб) скидка +в) надбавка

13. Неспособность заемщика (эмитента долговых ценных бумаг) выполнять свои обязанности по займу (погашение, выплата текущего дохода и др.) называется:а) дефолт +б) коллапсв) девальвация

14. Такие обязательства как: банковский кредит, долги друзьям, алименты, квартплата, относят к:а) активамб) накоплениямв) пассивам +

15. Процент, который начисляется на первоначальную сумму депозита в банке, называется:а) простой +б) среднийв) сложный

16. Сумма, которую банк берет за свои услуги по выдаче кредита и его обслуживанию, называется:а) ремиссияб) комиссия +в) процент

17. Векселя и облигации относятся к бумагам:а) дарственнымб) долевымв) долговым +

18. Вчера курс евро составлял 85,6 рубля, а сегодня – 86,1 рублей. Как изменился курс рубля по отношению к евро:а) увеличилсяб) уменьшился +в) не изменился

19. Если человек является грамотным в сфере финансов, то в отношении своих доходов он будет вести себя следующим образом:а) будет стараться израсходовать все свои доходыб) будет стараться больше покупать как можно больше товаров и услугв) будет сберегать часть своего дохода +

20. Вы приобретете мобильный телефон компании S в салоне связи P в кредит. Кому Вы должны будете выплачивать кредит:а) производителю телефона – компании Sб) коммерческому банку +в) салону связи P

21. Вы решили оплатить покупку билета на самолёт через Интернет с помощью банковской карты. Потребуется ли Вам для оплаты покупки вводить ПИН-код:а) не потребуется +б) да, если на карте не обозначен код CVV2/CVC2в) да, если интернет-магазин обслуживает тот же банк, что является эмитентом карты покупателя

22. Какую сумму получит клиент банка через 1 год, если он сделал вклад в размере 100000 рублей под 12 % годовых:а) 101200 рублейб) 112000 рублей +в) 120000 рублей

23. Сколько денежных средств потребуется для ремонта помещения площадью 60 кв.м, если на аналогичное помещение площадью 20 кв.м. потребовалось 35000 рублей:а) 180000 рублейб) 70000 рублейв) 105000 рублей +

24. Какова максимальная сумма страховых выплат АСВ для вкладчиков, в случае прекращения деятельности банка:а) 500 000 рублейб) 1 400 000 рублей +в) 700 000 рублей

25. Если вы решили взять кредит, на что в первую очередь следует обратить внимание:а) не буду смотреть условия кредита, доверяя банкуб) не буду смотреть, потому что это бесполезнов) на полную стоимость кредита +

26. Если вы решили взять кредит, на что в первую очередь следует обратить внимание:а) не буду смотреть, потому что это бесполезноб) на величину процентной ставки +в) не буду смотреть условия кредита, доверяя банку

27. Выберите подходящее на ваш взгляд описание такого инструмента защиты как страхование:а) это «финансовый зонтик», который поможет в непредвиденных ситуациях – потеря работы, порча имущества, проблемы со здоровьем и т.д.+б) это пустая трата денег, со мной всё будет хорошов) это для богатых, а у меня нечего страховать

28. При каком уровне дохода на одного члена семьи в месяц нужно начинать планирование семейного бюджета:а) от 15 000 до 30 000 рублей в месяцб) более 100 000 рублей в месяцв) независимо от уровня дохода +

29. Представьте, что в предстоящие 5 лет цены на товары и услуги, которые вы обычно покупаете, увеличатся вдвое. Если ваш доход тоже увеличится вдвое, вы сможете купить меньше, больше или столько же товаров и услуг как и сегодня:а) столько же +б) большев) меньше

30. Представьте, что вы хотите взять в долг 100 000 рублей. Вам предложили деньги или на условиях возврата через год 125 000 рублей, или на условиях возврата через год 100 000 рублей плюс 20 % от суммы долга. Какое из предложений дешевле:а) первоеб) второе +в) одинаковы

учитель истории и обществознания МБОУ «Ромодановская СОШ №2»

ПРЕПОДАВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В ШКОЛЕ В РАМКАХ КУРСА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ.

В связи с переходом нашей страны к рыночной экономике большое значение придается формированию финансовой грамотности населения. Финансовый аспект в наше время является одним из ведущих аспектов жизнедеятельности человека, который должен обладать знаниями и навыками управления финансовыми инструментами, способностью принимать обоснованные решения по использованию финансовых средств,  для обеспечения личного благосостояния и финансовой безопасности.

Не делать сбережений, не следить за расходами, не планировать бюджет, держать деньги дома и не тратиться на страхование, к сожалению,  такое финансовое поведение по-прежнему типично для значительной части россиян. Возможно это связано с тем, что старшее поколение не имело возможности получения практических знаний в области финансов и передачи опыта своим детям и внукам. Современное же поколение российской молодежи в условиях рыночной экономики остро нуждается в освоении элементарных навыков планирования, сбережения и приумножения, иными словами, в управлении своими личными финансами.

Дети – наше будущее, и мы должны привить им основы финансовой культуры, познакомить с основными правилами личного финансового планирования и финансовой безопасности, чтобы завтра им было легче вступить во взрослую жизнь, а для кого-то – определиться с выбором будущей профессии.

Именно школа, являясь одним из важнейших социальных институтов, должна оказать помощь детям по формированию основ финансовой грамотности.

Финансовая грамотность формируется среди учащихся целым комплексом предметов, таких как математика, информатика, но особая роль принадлежит «Обществознанию».

Учебный предмет «Обществознание»  — один из основных предметов в системе социально-гуманитарного образования. При реализации программ основного общего образования изучение предмета «Обществознание» является обязательным в 6–9-х классах. Основа учебного предмета «Обществознание» — научные знания об обществе и его основных сферах, в том числе о социально-экономической сфере.

В 2015 году в раздел «Экономика» учебного предмета «Обществознание» в программу был внесен ряд положений, непосредственно связанных с финансами и финансовой деятельностью.

Предметными результатами в Примерной основной образовательной программе основного общего образования в подразделе «Выпускник научится» являются те, которые непосредственно выражают содержание финансовой грамотности, такие как:

– характеризовать функции денег и их роль в экономике;

– характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета.

В подразделе «Выпускник получит возможность научиться»:

– анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики и модели поведения потребителя;

– решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;

– грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

– сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет.

При реализации программ среднего общего образования в рамках изучения учебного предмета «Обществознание» на формирование финансовой грамотности выходит большой ряд содержательных аспектов: «Фирма в экономике. Фондовый рынок, его инструменты. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Предприятие. Основные источники финансирования бизнеса. Финансовый рынок. Банковская система. Финансовые институты. Рынок труда. Занятость и безработица, виды безработицы. Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина».

Среди обязательных результатов, представленных в рубрике «Выпускник научится», зафиксированы два комплексных требования:

– «объяснять поведение собственника, работника, потребителя с точки зрения экономической рациональности, анализировать собственное потребительское поведение;

– анализировать практические ситуации, связанные с реализацией гражданами своих экономических интересов».

Дидактический потенциал школьного курса «Обществознание» в единстве содержательных и деятельностных компонентов (способов учебно-познавательной деятельности, осваиваемых обучающимися при его изучении) создает особое пространство подготовки (выполнения) индивидуальных проектов по финансовой грамотности в рамках обществоведческой проблематики.

В 9 классе, изучая тему «Гражданские правоотношения», учащиеся знакомятся с гражданской дееспособностью несовершеннолетних, видами гражданско-правовых договоров (сделок), видами ответственности за неисполнение условий договора. Зная свои права и обладая частичной дееспособностью, подростки в 15 -16 лет могут самостоятельно распоряжаться своей стипендией, заработком, иными доходами. В качестве закрепления решается правовая задача рубрики «В классе и дома» №3:  «13-летний В. явился в банк, чтобы заключить договор банковского счета. Однако сотрудница отказала ему, предложив прийти с родителями. Права ли сотрудница банка? Свой ответ аргументируйте».

Эти и другие представленные темы в Программе и учебниках «Обществознание» создают необходимую базу для эффективного решения задачи повышения финансовой грамотности учащихся на уровне основного общего образования.

В 10 классе учащиеся изучают темы «Роль экономики в жизни общества. Экономическая культура». В 11 классе на изучение экономики и формированию финансовой грамотности отводится первое полугодие. В этот период учащиеся углубленно изучают такие темы как: «Экономика: наука и хозяйство. Экономический рост и развитие. Рыночные отношения в экономике. Фирма в экономике. Правовые основы предпринимательской деятельности. Слагаемые успеха в бизнесе. Экономика и государство. Финансы в экономике. Занятость и безработица. Мировая экономика. Человек в системе экономических отношений».

Задания по финансовой грамотности включены в контрольно-измерительные материалы ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию, что также отражает возросшее значение формирования финансовой культуры среди членов общества.

Обучение основам финансовой грамотности старшеклассников способствует развитию личности подростка, социализации, формированию профессионального самоопределения. В будущем выпускники станут добросовестными налогоплательщиками, ответственными заемщиками, грамотными вкладчиками; будут умело ориентироваться в экономической ситуации государства; смогут принять правильное решение в любой экономической ситуации.

Подводя итоги, хочется сказать, что формирование у школьников финансовой грамотности является необходимостью, так как финансово грамотные люди в большей степени защищены от финансовых рисков и непредвиденных ситуаций. Они более ответственно относятся к управлению личными финансами, способны повышать уровень благосостояния за счёт распределения имеющихся денежных ресурсов и планирования будущих расходов. Не менее важно то, что они могут положительно влиять на национальную и мировую экономику.

Невозможно
представить жизнь современного человека, пользующегося благами цивилизации, без
денег. Каждый человек знает, что такое деньги, но далеко не все люди умеют с
ними обращаться.

А
ведь именно с деньгами связано огромное количество важных решений в нашей
жизни: на еду нужны деньги, на одежду опять нужны деньги, на транспорт снова
нужны деньги, деньги нужны и на приобретение жилья, развлечения, открытие
собственного бизнеса, для формирования накопительной пенсии, инвестиций в
ценные бумаги и так далее. Чего ни коснись, везде они нужны. Для кого-то деньги
становиться мерилом счастья, а для кого-то жизненной необходимостью.

Вы
никогда не ловили себя на мысли о том, что денег всё время не хватает? Тысячи
рублей в месяц — мало. Кажется, что, когда буду зарабатывать десять тысяч, мне
будет гораздо легче. А когда буду получать сто тысяч, тогда зажиму
по-настоящему. А на практике денег оказывается всё равно мало.

Как
говорил Кот Матроскин: «Для того чтобы продать
что-нибудь ненужное, нужно сначала купить что-нибудь ненужное! А у нас денег
нет!»

Так
где же взять деньги?

Если
поразмышлять на эту тему, то выяснится, что каждый человек сказочно богат. Но
богат, как правило, не деньгами, а данными с рождения способностями, талантами,
здоровьем и внешностью, которые со временем он может дополнять знаниями,
навыками и опытом.

Всё
это и составляет основной капитал молодого человека — так называемый
человеческий капитал. Человеческий капитал и есть то, что можно конвертировать
в деньги.

Ведь
как говорил Бенджамин Франклин: «Инвестиции в знания всегда дают наибольшую
прибыль».


ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ В 9 КЛАССЕ КУРСА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ И СБОРНИК СПЕЦИАЛЬНЫХ МОДУЛЕЙ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ УЧЕБНО МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9 КЛАССА

Например,
в 2007 году трое ребят со второго курса одного из парижских университетов
задались вопросом, как они могут использовать свои знания, чтобы заработать
деньги. Они нашли простую до гениальности идею: почему бы студенческую энергию
и азарт не направить на решение задач бизнеса, требующих креатива? Вложив
тысячу евро, они создали интернет-портал, объединивший в одну сеть студенческие
ассоциации нескольких вузов. На этот сайт компании могут подавать заявки с
указанием проблемы и цены, которую компания готова заплатить за её решение.
Студент предлагает своё видение решения этой проблемы, а компания выбирает
наилучшее и оплачивает услуги студента. Для компании это гораздо дешевле, а
зачастую даже эффективнее, чем обращаться в консалтинговые компании. Комиссия
портала составляет 15-20 % от суммы, уплаченной за успешно реализованный
проект. Портал постоянно растёт и объединяет более 40 вузов по всему миру.
Сегодня им пользуются крупнейшие международные корпорации, а наблюдательный
совет портала возглавляет бывший глава французского Центробанка.

Конечно,
скажете вы, это просто единичный случай, а кто-то даже подумает, что фраза
«каждый человек сказочно богат» звучит уж слишком оптимистично. Почему же тогда
нас не окружают только успешные и состоятельные люди? Если всё так просто, то в
чём проблема?

Проблема,
во-первых, в том, что требуется многолетняя работа, направленная на поиск
своего человеческого капитала и его развитие.

Во-вторых,
в том, что применить человеческий капитал и конвертировать его в деньги удаётся
не всем.

И
в-третьих, даже человеку, нашедшему применение своему человеческому капиталу и
сумевшему заработать, зачастую не удаётся грамотно распорядиться своими
деньгами.


ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ В 9 КЛАССЕ КУРСА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ И СБОРНИК СПЕЦИАЛЬНЫХ МОДУЛЕЙ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ УЧЕБНО МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9 КЛАССА

Ведь
большинство из нас полагают, что главное — заработать деньги, а уж потратить
всегда легко. В результате денег не хватает ни на крупные покупки, ни на
непредвиденные расходы.

Почему
денег всё время не хватает?

Многие
люди постоянно задаются этим вопросом. Самый частый ответ, независимо от уровня
дохода человека, — «Мой доход слишком мал». Такой ответ можно услышать как от
школьника, получающего карманные деньги от родителей, так и от вполне успешного
топ-менеджера, получающего высокую зарплату. И тот и другой не правы, ведь дело
тут не доходах каждого конкретного человека, а в его расходах.

Многие
люди просто не знают, куда утекают их кровные денежки, потому что не умеют
планировать и контролировать свои расходы. Наверняка вы знакомы со многими
людьми, которые весьма неплохо зарабатывают уже несколько лет и при этом едва
сводят концы с концами. Они прекрасно делают то, чем занимаются — это может
быть программирование, искусство, наука, спорт. Однако некоторые из них
умудряются даже при этом залезать в долги. И ладно бы ещё они покупали себе
вещи и продукты, которые действительно им необходимы. Как правило, эти товары
совершенно бессмысленны и их покупка становится обременительной.

И
вот, когда до зарплаты остаётся несколько дней, их кошелёк, как правило, уже
пуст. И человек не может сам себе ответить на вопрос, на что же он потратил все
деньги. И так происходит из раза в раз.

Как
следствие неконтролируемых расходов возникает другая проблема — отсутствие
сбережений. Денег не хватает ни на крупные покупки (например, автомобиль или
квартиру), ни на непредвиденные расходы, которые могут быть связанны с лечением
или временной потерей работы.

Ещё
одна проблема — отсутствие дополнительных источников дохода, которые могли бы
появиться при грамотном вложении сбережений в бизнес, ценные бумаги,
недвижимость или что-то ещё. Эти вложения позволили бы увеличить благосостояние
человека и снизить зависимость от единственного источника дохода.

Все
эти проблемы — закономерный результат неумения управлять личными финансами.
Поэтому для современного человека очень важна достаточная подкованность в
финансовых вопросах.

Это позволит выстроить лучшую
стратегию управления своими личными финансами, сделать правильный выбор в
конкретной жизненной ситуации, например, взять ли для крупной покупки кредит
или копить деньги на депозите. Ведь универсального ответа на такие вопросы нет
— в разных случаях нужны разные подходы. Именно от возможности взвесить все за
и против и зависит во многом ваше благосостояние.

Такую
подкованность в различных финансовых вопросах и принято называть финансовой
грамотностью. Именно она помогает разобраться, как управлять деньгами —
зарабатывать и тратить, сберегать и инвестировать, защищаться от финансовых
рисков и махинации, составлять бюджет и личный финансовый план.

То
есть мы можем с вами говорить о том, что финансовая грамотность — это
совокупность знаний в сфере финансового поведения человека, направленного на
улучшение качества жизни.

Ведь как говорится, богатые
платят за финансовую грамотность, а бедные платят за финансовую безграмотность.

Главными
задачами финансовой грамотности являются:

· научить человека
критически оценивать финансовые предложения с учётом их преимуществ и
недостатков и делать осознанный выбор для достижения личных финансовых целей;

· научить человека грамотно
использовать финансовые инструменты (депозиты, платёжные карты, кредиты и так
далее), которые могут помочь в той или иной жизненной ситуации;

· помочь разобраться в том,
чем владеет человек и сделать так, чтобы имущество работало на человека, а не
человек на имущество, то есть приносило доход или удовлетворяло те потребности,
которые действительно необходимы;

· научить человека
планировать и контролировать доходы и расходы, для того чтобы не только
покрывать свои текущие расходы, но и постепенно создавать сбережения на
будущее.

И
это далеко не полный перечень задач из повседневной жизни, в которых может
помочь овладение финансовой грамотностью.

Чтобы
стать финансово грамотным, необязательно получать докторскую степень по
экономике или поступать на бухгалтера. Каждый сам определяет уровень финансовой
грамотности в зависимости от вовлечённости в
различные финансовые вопросы. Например, бухгалтер по определению должен знать
больше о финансах, чем водитель. Однако если водитель хочет разбираться во
вкладах и кредитах, научиться инвестировать и обезопасить себя от финансовых
мошенников, он вполне может разобраться, что такое деньги и как с ними
обращаться.


ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ В 9 КЛАССЕ КУРСА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ И СБОРНИК СПЕЦИАЛЬНЫХ МОДУЛЕЙ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ УЧЕБНО МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9 КЛАССА

Не
важно, на какой машине вы ездите, какую одежду носите и в каком ресторане
обедаете. Покажите свой финансовый отчёт. Он расскажет о вас намного больше,
чем дорогая машина, купленная в кредит!

Существует
множество подходов к обучению навыкам финансовой грамотности.

Одни
эксперты полагают, что нужно последовательно изучать различные финансовые
инструменты — от простых (например, депозиты) до более сложных (ценные бумаги).
Обладая этими знаниями, человек сможет принять правильное решение в той или
иной ситуации.

Другие
специалисты считают, что личные финансы лучше изучать, отталкиваясь от наиболее
типичных жизненных ситуаций, например, как приобрести квартиру, как купить
автомобиль, как правильно взять кредит или как накопить на пенсию.

Таким
образом, человек приобретает не просто знания об отдельно взятом финансовом
инструменте, а получает уже готовые варианты финансовых решений тех или иных
проблем, с которыми он столкнулся.

Оба
подхода по-своему хороши. Однако знание финансовых инструментов и понимание
типичных решений разных жизненных проблем лишь кирпичики для построения
целостного взгляда на личные финансы. В основе же любого качественного строения
должен быть прочный фундамент. А фундаментом в изучении основ финансовой
грамотности должны быть навыки принятия финансовых решений и умение строить
личный финансовый план.


ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ В 9 КЛАССЕ КУРСА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ И СБОРНИК СПЕЦИАЛЬНЫХ МОДУЛЕЙ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ УЧЕБНО МЕТОДИЧЕСКИХ МАТЕРИАЛОВ ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ 9 КЛАССА

Практически
во всех развитых странах проводились исследования уровня финансовой грамотности
населения. К сожалению, мало где он по-настоящему высокий. Но не стоит
облегчённо вздыхать и думать, что мы не хуже других. Если хочешь изменить мир —
начни с себя. Повышение финансовых компетенций сегодня уже завтра принесёт свои
плоды в виде наличия финансовой подушки безопасности, в виде отдыха в
экзотической стране, в виде покупки автомобиля и достижения других финансовых
целей.

Можно
выделить следующие качества и привычки финансово грамотного человека:

· Ежемесячный
учёт личных доходов и расходов.

· Организация
жизни исходя из имеющихся средств (без лишних долгов). То есть нельзя покупать
то, на что не хватает денег, иначе долги будут расти, как снежный ком.

· Планирование
расходов и доходов в перспективе (учёт расходов по непредвиденным
обстоятельствам и готовность к пенсии). Формирование финансовой подушки
безопасности. То, что иногда называют «отложить на чёрный день». Вклады,
кредиты, инвестиции.

· Рациональный
выбор финансовых продуктов и финансовых услуг. Нельзя просто пойти и открыть
первый попавшийся счёт в банке или завести в пяти банках по карте. Необходимо
сравнить условия, выбрать наиболее подходящие, отказаться от избыточных услуг.

· Знания
и навыки в сфере финансов. Выгодно ли брать кредит при большой инфляции? Что
случится с долларом, если цены на нефть резко упали? Можно ли вводить пин-код от платёжной карты в интернет-магазине? Если вы
знаете ответы на эти вопросы, то гораздо легче не потерять собственные деньги,
а возможно, получится и заработать.

Как
мы с вами видим, для того чтобы стать на путь финансовой грамотности, нужно не
так уж и много. Главное — это желание сделать первый шаг. А вот куда вы
направитесь по дороге финансовой грамотности — это зависит только от вас самих.
Ведь как говорил немецкий писатель Бертольд Авербах: «Нажить много денег —
храбрость; сохранить их — мудрость, а умело расходовать их — искусство».

В
конце нашего урока давайте попробуем ответить на следующие вопросы.

1. Что
такое финансовая грамотность?

2. Почему
денег всё время не хватает?

3. Почему
нас не окружают только успешные и состоятельные люди?

4. Назовите
главные задачи финансовой грамотности.

5. Какого
человека можно назвать финансово грамотным?

Финансовая грамотность — важная составляющая благополучия человека в современном обществе. Финансовая грамотность помогает эффективно планировать и использовать личный бюджет, принимать решения в области личных финансов, исходя из своих долгосрочных интересов и желаний, избегать излишних расходов, долгов, ориентироваться в сложных услугах и продуктах, предлагаемых банками и другими финансовыми институтами, распознавать угрозы и снижать риски мошенничества. Человек финансово грамотный лучше подготовлен к кризисным ситуациям в экономике, он знает, как защитить себя, выбрать пенсионный план, сберечь накопления, принять правильные инвестиционные и финансовые решения.

Задача повышения финансовой грамотности населения в Российской Федерации является актуальной и требует комплексных решений. В частности, эту задачу можно и нужно решать уже на этапе школьного образования — давая обучающимся необходимые теоретические знания в курсе соответствующих предметов и приучая школьников анализировать свой опыт в обращении с денежными средствами, что возможно уже на этапе начального общего образования.

Отметим, что федеральные государственные образовательные стандарты основного и среднего общего образования в качестве одного из важных качеств выпускника выделяют: «владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений». Таким образом, повышение уровня финансовой грамотности современных школьников, с одной стороны, является задачей государства, а с другой, отвечает социальному запросу со стороны обучающихся и их родителей.

Формирование финансовой грамотности через курс «Обществознание»

Финансовая грамотность — это совокупность знаний, умений и навыков в сфере финансового поведения человека, ведущих к повышению качества жизни. Внедрение тем финансовой грамотности в курс «Обществознание» в основной и средней школе направлено на формирование способности обучающихся выполнять в будущем социально-экономические роли (владельца недвижимого и движимого имущества, заемщика, налогоплательщика и т. д.) и позволяет с легкостью реализовывать на занятиях деятельностный подход. Такая интеграция активно способствует модернизации содержания и методов преподавания обществознания в соответствии с Концепцией преподавания учебного предмета «Обществознание» (от 30 декабря 2018 года). Обучающиеся средней школы, находясь в переходном возрасте, частично получают возможность самостоятельно организовывать свое финансовое поведение.

Находясь в состоянии «мнимой взрослости», постоянных исканий и самоутверждения в обществе сверстников, характерных для этого возрастного периода, они наиболее подвержены рискам принятия неверных решений. Поэтому темы финансовой грамотности, рассматривающие вопросы банковских карт, наличных денег, семейного бюджета, экономии и защиты от действий мошенников в данный возрастной период особенно актуальны. Вопросы финансовой грамотности для обучающихся старшей школы направлены на формирование представления о деньгах как источнике финансовой независимости, рассматривают возможности накопления и инвестирования, нацеливают обучающихся на финансовое планирование.

Материалы по финансовой грамотности в рамках урока «Обществознание» разнообразны и могут быть использованы на всех его этапах. Согласно дидактической схеме преподавания финансовой грамотности, в обучении выделяют три стадии: вызов, осмысление и рефлексия. Рассмотрим возможные варианты включения темы «Источники доходов» в курс «Обществознание» в 8 классе. Тема «Источники доходов» рассматривается на уроке в качестве мотивационного задания, побуждающего к работе с новой информацией по теме «Распределение доходов» (Боголюбов Л. Н. Обществознание. § 24). Текст задания: «Представьте, что мальчик из вашей школы, Иванов Иван, ученик 10 класса, занимается футболом и английским языком с репетитором. Все занятия платные, однако они очень важны для успешной учебы Ивана в будущем. Расходы семьи постоянно растут. Что можно посоветовать Ивановым в данной ситуации?» Чтобы ответить на вопрос, обучающиеся пробуют перечислить всевозможные источники денежных поступлений (заработная плата, стипендия, пенсия, алименты, пособия, наследство и т. д.). После обсуждения обучающиеся приходят к обобщению, из чего складывается совокупный доход граждан. После этого учитель переходит непосредственно к теме урока «Распределение доходов». Обучающиеся обсуждают перечень товаров и услуг потребительской корзины, перераспределение доходов и экономические меры социальной поддержки населения.

На стадии закрепления изученного материала можно вновь использовать материалы по финансовой грамотности, вернувшись к ситуационной задаче, поставленной в начале урока. На этот раз задача дается с цифрами: «Представьте себе мальчика из вашей школы, Иванова Ивана, ученика 10 класса. На занятия с репетитором по английскому языку из семейного бюджета тратится 4 тысячи рублей в месяц. На занятия в футбольной секции — 5 тысяч рублей. В семье Ивана пять человек: мама, папа, бабушка, сам Иван и его старший брат. Бабушка получает пенсию 10 тысяч рублей в месяц. Папа работает частным предпринимателем, его доход составляет 40 тысяч в месяц. Мама Ивана работает кассиром в супермаркете и получает зарплату 25 тысяч рублей. Брат Ивана учится в университете и получает стипендию 1500 рублей. Сколько рублей составляет совокупный доход семьи Ивановых и сколько процентов от него семья тратит на дополнительные занятия Ивана?»

Таким образом, используя предметную область финансовой грамотности лишь на двух этапах урока (вызов и рефлексия), обучающиеся овладевают базовым уровнем компетенций финансовой грамотности. К таковым относятся: понимание, что такое личные расходы, знание общих принципов управления расходами, умение давать финансовую оценку расходам на различные потребности и желания, умение оценивать ежемесячные расходы. Решить проблему неумения обучающихся связывать теоретический материал урока с социальной реальностью и отсутствие системного мышления возможно лишь благодаря метапредметному подходу в преподавании общеобразовательных дисциплин. Метапредметные технологии обеспечивают усвоение обучающимися универсальных учебных действий. Таким образом, благодаря введению тем финансовой грамотности в курс «Обществознание» деятельность обучающихся организуется не только с целью передачи им знаний, но и с целью передачи способов работы с информацией, а содержание составляют деятельностные единицы, носящие универсальный характер (понятия, задачи, проблемы, схемы).

Рассмотрим другой вариант включения темы «Источники доходов» на этапе осмысления и реализации полученных знаний на уроке обществознания по теме «Распределение доходов». Обучающимся предлагается ситуация-тренинг, которая предполагает личностное вовлечение в решение проблемы и активное сотрудничество друг с другом. Класс делится на две группы, каждая начинает обсуждение предложенной ситуации: «Представьте, что ваша подруга окончила школу и решила, что больше учиться не хочет, потому что и без этого сможет найти хорошую работу. Она долго искала работу, денег катастрофически не хватало, а предлагаемая ей работа была низкооплачиваемой и неинтересной». Вопрос: «Что вы посоветуете своей подруге»? При формулировке ответа обучающиеся должны указать, от каких показателей, по их мнению, зависит величина заработной платы. Команды выслушивают ответы друг друга и пробуют оценить советы одноклассников с точки зрения их рациональности. На данном уроке происходит активное включение обучающихся в процесс, активизация их познавательной деятельности, систематизация социального опыта и выстраивание цепочки рассуждений, то есть реализуется широкий спектр универсальных учебных действий.

Помимо этого, к теме «Распределение доходов» можно применить надпредметное задание, направленное на формирование умений работать с диаграммами. Пример задания: «Изобразите примерную диаграмму по доходам семьи. Поясните указанные в ней позиции, расставьте примерное процентное соотношение». При этом в качестве модели можно использовать как собственную, так и вымышленную семью. Отработка подобных навыков особенно полезна в части подготовки к государственной итоговой аттестации в 9 классе по обществознанию (задание 12).

Изучение тем финансовой грамотности в курсе обществознания в основной и средней школе способно повысить результативность сдачи ГИА. Например, задание № 6 в основном государственном экзамене по обществознанию с 2020 года проверяет уровень финансовой грамотности обучающихся в сфере противодействия финансовому мошенничеству. Такой вид заданий не подразумевает расчетов, но требует владения базовыми компетенциями финансовой грамотности. Пример задания: «Совершеннолетней Ксении Ярославовне на смартфон пришло сообщение: «Уважаемая Ксения Ярославовна, наш банк, клиентом которого Вы являетесь, проводил розыгрыш 1 млн рублей, вы оказались победителем. Для подтверждения вашей готовности принять денежный приз пройдите по ссылке ниже в ваш аккаунт в интернет-банкинге нашего банка и нажмите кнопку согласия. После этого Вам на счет будет перечислен выигрыш». В чем состоит опасность данной ситуации для личных финансов Ксении Ярославовны? Как ей правильно поступить в данной ситуации? Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания».

В единый государственный экзамен по обществознанию вопросы финансовой грамотности включены с 2018 года. Элементы содержания, проверяемые на экзамене, прописаны в кодификаторе под номером 2.16 «Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина, гражданина». Помимо этого, вопросы по теме «Финансовая грамотность» в основной и средней школе целесообразно применять в рамках подготовки к государственной итоговой аттестации для отработки навыков написания мини-сочинения. В качестве домашнего задания обучающимся предлагается цитата известного деятеля в сфере бизнеса и финансов, с позицией которого они могут согласиться или не согласиться в рамках своего эссе. Таким образом, за счет такой внедрения в курс «Обществознание» тем финансовой грамотности происходит развитие навыков анализа, сравнения и обобщения, которые являются одними из основных в рамках обществоведческого образования.

Обосновывая свою позицию по отношению к высказыванию того или иного автора, приводя примеры из личного социального опыта, а также истории и литературы, обучающиеся овладевают универсальными учебными действиями, необходимыми в жизни, в том числе и теми, которые проверяются на экзамене. Примеры высказываний, которые можно предложить обучающимся в 11 классе на уроке обществознания по теме «Занятость и безработица» в качестве домашнего задания для написания мини-сочинения:

1. « Спад — это когда ваш сосед теряет работу, кризис — когда работу теряете вы» (Гарри Трумэн).

2. « Уровень безработицы составляет 100 %, если без работы остались вы» (Дэвид Курц).

3. « Вечную занятость обеспечивает только сизифов труд» (Леонид Леонидов).

Не стоит забывать о проектных технологиях, за счет которых у обучающихся происходит осмысление практического опыта с точки зрения теоретических знаний, полученных на уроке. Удобно применять темы финансовой грамотности в качестве проектных работ после завершения блока «Экономика» в 8 и 11 классах. Темы проектных работ для 8 класса могут быть следующими:

1. « Способы самозанятости, существующие в Российской Федерации».

2. « Источники доходов современной молодежи».

3. « Материнский капитал: за и против».

4. « Влияние банкротства финансовых компаний на финансовое положение семей».

5. « Налоги в Древнем мире».

Темы проектных работ для 11 класса могут быть следующие:

1. « Рейтинг самых востребованных профессий на рынке труда вашего региона».

2. « Таможенные тарифы на импорт. Виды. Цель».

3. « Перспективы развития среднего класса в России».

4. « Источники экономического роста в Российской Федерации».

5. « Мероприятия для поддержки малых предприятий в вашем регионе».

Таким образом, поскольку финансовая грамотность становится неотъемлемой частью современного образования, представляя собой набор знаний и практических навыков, используемых в повседневной жизни, а также ввиду того, что данная область плотно соприкасается с предметом «Обществознание», их изучение приводит к высоким результатам в формировании универсальных учебных действий у обучающихся, позволяет переосмыслить общую структуру организации обучения, активно включить обучающихся в образовательный процесс.

Конкурс «Цифровой урок с “Российским учебником”»

Состоялось 15 ноября 2019

Финансовая грамотность на уроках ОБЖ

Состоялось 15:00, 25 октября 2017

Сценарии уроков и классных часов в курсе финансовой грамотности по обществознанию

Состоялось 16:00, 24 октября 2017

Формирование финансовой грамотности в курсе алгебры 7-9 классов

Состоялось 16:00, 23 октября 2017

Основы финансовой грамотности на уроках географии

Состоялось 16:00, 6 октября 2017

Финансовая грамотность на уроке английского языка

Состоялось 16:00, 28 сентября 2017

Как встроить модуль «Финансовая грамотность» в курс обществознания

Состоялось 16:00, 21 сентября 2017

Формирование финансовой грамотности в курсе обществознания и экономики основной и старшей школы

Состоялось 11:45, 11 апреля 2017

Формирование финансовой грамотности в курсе математики для 5–11 классов (на примере УМК Г. К. Муравина, О. В. Муравиной)

Состоялось 11:45, 9 апреля 2017

Формирование финансовой грамотности на уроках обществознания: содержательные и методические аспекты” (на примере УМК под ред Г. А. Бордовского)

Состоялось 13:00, 8 ноября 2016

Формирование финансовой грамотности в курсе математики для 5-11 классов

Состоялось 16:00, 22 сентября 2016

Сборник специальных модулей по финансовой грамотности для УМК по географии 9 класса

Уроки финансовой грамотности

Каким должен быть курс основ финансовой грамотности в школе

Вебинары. Июнь 2018

Вебинары. Май 2018

Новый бесплатный УМК «Личные финансы»

Сборник специальных модулей по финансовой грамотности для УМК по обществознанию 9 класса

Сборник Специальных модулей по финансовой грамотности для УМК по основам безопасности жизнедеятельности для 9 класса

Сборник специальных модулей по финансовой грамотности для УМК по алгебре 9 класса

Финансовая грамотность на уроках математики в 5-11 классах

Оцените статью