Основные подходы к преподаванию курса «Финансовая грамотность на уроках истории»
Материалы курса финансовой грамотности выступают дополнением к уже существующему учебнику по истории и структурируются последовательностью исторических тем, а не внутренней логикой курса финансовой грамотности.
В УММ учтено, что некоторые предлагаемые нами материалы могут быть проигнорированы преподавателем (в частности, из-за нехватки времени) и финансовые знания и умения, заложенные в каком-то одном конкретном историческом примере, не будут переданы ученику.
Отсюда следует, что наша основная задача — предложить школе такие материалы, которые одновременно:
Такие материалы могут быть изучены тремя основными способами:
Авторы УММ также учли, что:
Поэтому финансовые знания и умения, преподаваемые на уроках истории, сведены к нескольким простым, но постоянно повторяющимся тезисам (знаниям, установкам). Такое повторение не будет выглядеть навязчивым, поскольку эти тезисы будут чередоваться, а обращение учителя истории к материалам по финансовой грамотности будет происходить не на каждом уроке истории, а через некоторые паузы.
Типичный сценарий подачи проблематики финансовой грамотности на уроках истории построен следующим образом:
При этом каждый материал содержит следующие обязательные элементы:
За каждым таким материалом следуют выводы, контрольные вопросы и проверочные задания, вопросы для обсуждения или самостоятельной проработки. Через эти вопросы и материалы реализуются все необходимые аспекты методики обучения (в частности, активные и интерактивные методы) в духе системно-деятельностного подхода.
Через них показывается связь исторических явлений с современностью (например, говоря об отличиях настоящих и поддельных ассигнаций времен Отечественной войны 1812 года, мы обращаем внимание ученика на сайт Банка России для того, чтобы он нашел степени защиты современных банкнот).
Через контрольные вопросы фокусируется внимание учащегося на понятиях финансовой грамотности, которые могут быть неочевидны при раскрытии какого-то исторического сюжета (это может быть обусловлено существенными различиями в проявлениях исторических и современных финансовых инструментов — например, между историческими полноценными серебряными монетами и современными фиатными бумажными деньгами).
Разноуровневые вопросы позволяет сделать курс более дифференцированным.
Некоторые материалы носят ярко выраженный национально-региональный или этнокультурный характер. Являясь при этом дополнениями к основной программе по истории, они могут быть использованы в отдельных субъектах Российской Федерации в качестве основного материала на уроках, обозначенных в Примерной программе основного образования как «Наш регион» (например, материалы про сибирскую монету или марки Российско-американской компании, имевшие ограниченную территорию обращения).
Необходимо также отметить, что в УММ опубликован цикл учебных материалов, рассматривающих финансовые вопросы в контексте ценностей различных религий (православия, католицизма, протестантизма, иудаизма, ислама, буддизма, то есть всех основных религий, которые исповедуют народы Российской Федерации). Эти материалы также носят ярко выраженный национально-региональный или этнокультурный характер.
Учебники по истории из федерального перечня
При разработке курса «Финансовая грамотность на уроках истории» акцент делался прежде всего на обязательных темах, сформулированных в Примерных программах, которые в силу своей обязательности должны быть включены во все учебники из Федерального перечня. Таким образом, большинство тем учебного пособия синхронизированы с темами, раскрываемыми во всех учебниках истории, включенных в Федеральный перечень.
В то же время в учебном пособии есть материалы, которые связаны с темами, не упоминаемыми в Примерных программах (например, «Золотая лихорадка в Австралии»). В таких случаях, в методическом пособии для каждого учебника указано, в рамках изучения какого раздела имеет смысл обратиться к соответствующему материалу учебного пособия по финансовой грамотности.
Финансовая грамотность на уроках всеобщей истории и истории России, Учебное пособие для 5-11 классов, Худокормов А. Г., Дроздов В. В., Калмычкова Е. Н., 2018.
Настоящее учебное пособие входит в состав учебно-методических материалов, созданных в рамках совместного проекта Министерства финансов России и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». Основная цель этого проекта — содействовать формированию разумного финансового поведения российских граждан и повысить эффективность защиты их интересов как потребителей финансовых услуг. Одна из целевых групп проекта — будущие активные потребители финансовых услуг, то есть сегодняшние учащиеся общеобразовательных школ. Пособие представляет собой первый опыт разработки учебных материалов по финансовой грамотности для использования при изучении всеобщей истории и истории России в рамках курсов основного и среднего общего образования. Главы пособия синхронизированы с темами примерных основных образовательных программ основного и среднего общего образования, а также с параграфами учебников федерального перечня. В пособии представлены образцы текстов, по аналогии с которыми или на базе которых могут быть созданы главы в рамках регионального компонента.
Примитивные деньги. Длительный процесс изменения первобытного общества, начавшийся в VIII–VII тысячелетиях до н.э., был назван неолитической революцией. Одним из её последствий стало появление денег. Основными видами хозяйственной деятельности первобытных людей были собирательство, охота и рыболовство. В результате неолитической революции некоторые племена собирателей стали превращаться в земледельцев. Основные очаги древнего земледелия сформировались в долинах таких рек, как Нил, Тигр, Евфрат, Ганг, Хуанхэ, примерно к IV–III тысячелетиям до н. э. При- близительно в III–I тысячелетиях до н.э. сложились древние хозяйства кочевников-скотоводов. Они занимались одомашниванием диких и разведением домашних животных. Тогда же бывшие рыболовы стали мореплавателями. Следующий важный шаг — постепенное выделение из среды земледельцев и скотоводов людей, которые занимались обработкой металлов, изготовлением керамики, деревянной домашней утвари, — ремесленников.
Содержание. Введение. Часть 1. Всеобщая история. Раздел 1. Древний мир. Раздел 2. Средние века VI–XV века. Раздел 3. Новое время XVI–XVII века. Раздел 4. Новое время XVIII век. Раздел 5. Новое время XIX век. Раздел 6. Новейшая история XX–XXI века. Часть 2. История России. Раздел 7. Древняя Русь VIII–XV века. Раздел 8. Русское царство XVI–XVII века. Раздел 9. Российская империя XVIII век. Раздел 10. Российская империя XIX — начало XX века. Раздел 11. СССР и Российская Федерация XX–XXI века. Часть 3. Исторические обзоры. Органайзеры. Указатели. Приложения.
Дата публикации: 01.07.2021 15:01 UTC
Худокормов :: Дроздов :: Калмычкова :: книги по истории :: история :: финансы
Следующие учебники и книги:
Финансовая грамотность на уроках всеобщей истории и истории России. Учебное пособие для 5–11 классов.
Пособие представляет собой первый опыт разработки учебных материалов по финансовой грамотности для использования при изучении всеобщей истории и истории России в рамках курсов основного и среднего общего образования. Главы пособия синхронизированы с темами примерных основных образовательных программ основного и среднего общего образования, а также с пара графами учебников федерального перечня. В пособии представлены образцы текстов, по аналогии с которыми или на базе которых могут быть созданы главы в рамках регионального компонента.
Каждая глава завершается контрольными вопросами и заданиями, которые помогают учащимся освоить материал. Для их выполнения в конце пособия приводятся удобные графические органайзеры. Предусмотрены задания повышенной сложности.
Для изучения материалов пособия на сайте fingram-history.oc3.ru приводятся дополнительные цифровые образовательные ресурсы.
Учебное пособие может быть использовано в качестве дополнительного материала на уроках истории, для внеклассного и самостоятельного изучения.
Учебное пособие (PDF, 16.53 Мб)
Финансовая грамотность на уроках всеобщей истории и истории России. Методическое пособие.
Настоящее методическое пособие входит в состав учебно-методических материалов, созданных в рамках совместного проекта Министерства финансов России и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». Основная цель этого проекта — содействовать формированию разумного финансового поведения российских граждан и повысить эффективность защиты их интересов как потребителей финансовых услуг. Одна из целевых групп проекта — будущие активные потребители финансовых услуг, то есть сегодняшние учащиеся общеобразовательных школ.
Пособие представляет собой методическую часть комплекта, которая призвана помочь педагогам использовать учебные материалы по финансовой грамотности для преподавания курсов всеобщей истории и истории России в рамках основного и среднего общего образования.
Эти материалы синхронизированы с темам примерных основных образовательных программ основного и среднего общего образования, а также с параграфами учебников федерального перечня.
Методическое пособие (PDF, 3.97 Мб)