формирование финансовой грамотности школьников в обучении

Формирование финансовой грамотности у обучающихся начальной школы

В статье рассмотрены особенности формирования финансовой грамотности у младших школьников. Данная тема является крайне актуальной, так как современная система образования в соответствии с ФГОС делает акцент на всестороннем развитии личности ребенка. Соответственно, вопрос финансовой грамотности так же актуален, так как является вспомогательным элементом в рамках взаимодействия младшего школьника с внешним миром. При помощи ряда игровых ситуаций формирование финансовой грамотности становится более простой задачей, к тому же позволяет проявлять (в зависимости от заданной ситуации) находчивость и самостоятельность, стимулируя тем самым развитие множества личностных качеств.

финансовая грамотность, младшие школьники, современное обучение, игровые методики, ФГОС, формирование финансовой грамотности.

Федеральный государственный стандарт общего образования делает акцент на развитии личности каждого школьника, стараясь уделять активное внимание не только обучающим моментам, но и воспитательным технологиям, которые направлены на развитие личностных качеств и формирование широкого личностного потенциала. Такой подход обеспечивает не только коллективное развитие учеников по усредненному показателю, но и развивает каждого ученика с учетом индивидуальных особенностей и возможностей.

Однако, стоит отметить, что именно в соответствии с данным образовательным стандартом необходимо в корне пересмотреть социальную позицию ребенка по отношению к окружающему миру. На сегодняшний день ребенок (даже дошкольник) – это личность, которая имеет свои наклонности, определенный уровень восприятия и усвоения информации, а так же свою социальную роль и группу, в которой уже строит или только учится строить коммуникативные связи.

Одна из основных задач учебно-воспитательного процесса в современных условиях заключается не в накоплении учебной информации по отдельным областям знаний, a прежде всего в формировании готовности к самостоятельному нахождению способов познавательной информации, построению человеческих отношений, взаимодействию, общению, и уже на этой основе обогащению собственного запаса знаний и опыта. То есть среди задач в рамках современного образовательного процесса не только задача правильно подать информацию и какие-либо навыки, но и правильно замотивировать ребенка на самостоятельный поиск нужной информации. В таком варианте процесс обучения и развития личности проходит максимально эффективно – помимо полученных знаний и навыков ребенок приобретает еще и самостоятельность, уверенность в принятии решений в отношении того или иного повода. Соответственно, все инструменты ФГОС становятся максимально эффективными, так как проводится комплексная работа с каждым ребенком.

Что касается развития в таком направлении, как финансовая грамотность, стоит отметить, что в данном случае речь идет не просто о расширении информативной базы младшего школьника, а о формировании понимания социальной жизни в отношении построения финансовых отношений (пусть на первых этапах довольно простых). Особенности жизни в современном социуме требуют снижения возрастных границ для начала экономического воспитания и формирования финансовой грамотности школьников как фундаментальной базы для дальнейшего экономического образования, что является неотъемлемым условием успешной социализации в целом.

В условиях нашей социальной действительности дети невольно, начиная с самого младшего возраста, так или иначе, приобщаются к экономической сфере жизни взрослых людей, ищущих новые, необычные, a иногда и неприемлемые ранее подходы к межличностным и трудовым отношениям. Ребенок невольно оказывается в потоке разнообразной информации: ему трудно разобраться в тех явлениях окружающей среды, которые отражают сущность современной экономики. Отдельные негативные проявления в области экономических взаимоотношений могут пагубно сказаться на развитии личности ребенка.

Когнитивный компонент ориентирован на общие знания о финансах, в том числе и экономические, которые дети осваивают в ходе социализации. Поведенческий компонент отражает образцы финансово-экономического поведения, которые ребенок усвоил в определенный возрастной период. Эмоционально-ценностный компонент представляет собой эмоциональное восприятие и отношение ребенка к финансово-экономической реальности. Составляющие процесса формирования финансовой грамотности, отражают изменения, происходящие в детстве.

Когнитивная и поведенческая переменные взаимообусловлены и взаимозависимы. Как без элементарных знаний невозможно финансово-экономически компетентное поведение, так и во время финансово-экономического поведения ребенок усваивает новые экономические понятия. Когнитивная переменная финансовой грамотности младших школьников характеризуется зависимостью осведомленности детей от сложности финансово-экономических понятий, ограниченной возможностью непосредственного ознакомления с его проявлениями в реальности.

Формирование финансовой грамотности младших школьников с целенаправленным экономическим воспитанием обеспечивает приобретение ребенком экономического опыта и способствует реализации их главной цели – формированию экономической культуры.

Финансовая грамотность состоит из мотивационного, информационного, операционного компонентов. Эти компоненты невозможно рассматривать отдельно друг от друга. Следовательно, необходимо организовать такую деятельность, в результате которой происходило бы комплексное формирование всех компонентов финансовой грамотности. Однако на данный момент стоит ряд проблемных моментов, которые пока обойти не удалось, если говорить о стандартном образовательном процессе, в рамках которого дети получают только поверхностные знания, опираться на которые полноценно крайне сложно. Также сложности в отношении формировании финансовой грамотности возникают, как ни странно, и со стороны родителей, которые полагаются на школу и школьную программу, не желая самостоятельно принимать участие в формировании информативной базы детей (что, к слову, приветствуется школьной программой). Перечислим основные проблемы и противоречия. Отметим, что проблема финансово-экономического воспитания детей младшего школьного возраста, содержит много противоречий:

1. Экономическая сфера жизнедеятельности является привлекательной для младших школьников, но в большинстве школ отсутствует специально организованный процесс экономического воспитания детей.

2. Родители считают необходимой подготовку ребенка к участию в финансово-экономической сфере жизни, но преимущественно считают ответственным за это только школу.

3. Отсутствует взаимодействие между педагогами и родителями с целью формирования финансовой грамотности детей.

Серия занятий по экономическому воспитанию Г. Жадан и Г. Григоренко, в игровой форме не только раскрывает содержание основных экономических понятий, а также предоставляет возможность детям ознакомиться с типичными социально-экономическими ситуациями и попробовать самостоятельно выполнить элементарные экономические действия в условно созданной игровой ситуации.

Игровая деятельность младших школьников создает положительную финансово-экономическую плоскость для формирования финансовой грамотности, опирается на усвоенные знания из экономической сферы, формирует личностные качества, необходимые для успешной экономической деятельности, ориентируется на развитие корпоративных взаимоотношений детей. Использование разнообразных форм игровой деятельности предоставляет учителю начальных классов возможность проявить творчество, индивидуальность и в то же время сделать процесс познания экономики интересным, доступным.

Принципами организации образовательной работы по формированию финансовой грамотности детей являются следующие:

– принцип субъектности: направленность педагогического процесса на воспитание школьников как активных деятелей, где дети перестают быть объектами влияния и становятся участниками совместной со взрослыми деятельности;

– ориентации на ценности: формирование финансовой грамотности происходит через систему общечеловеческих ценностей и личностных качеств, необходимых для общения с людьми и успешной финансово-экономической деятельности в будущем;

– сознания: использование методов обучения, которые открывают детям возможность быть самостоятельными, активными, реальными субъектами процесса познания (творческие проекты, игровая деятельность, наблюдения и тому подобное);

– системности: рациональное, последовательное и целостное планирование познавательного материала, соблюдение логической последовательности во время его подачи;

– доступности: использование в образовательном процессе финансово- экономических понятий, доступных для восприятия младшими школьниками;

– целесообразности: направление усилий ребенка на достижение конкретной цели его деятельности, результатов, проектирование действий, изменение их в зависимости от собственных стремлений и конкретных обстоятельств;

– интегрированность задач экономического воспитания во все виды детской деятельности.

Таким образом, основываясь на исследованном материале, можно сделать вывод, что высокий уровень финансово-экономической культуры обеспечивается усвоением финансово-экономических знаний через приобретение финансовой грамотности, формирование которой начинается тогда, когда обучающийся выполняет самостоятельные волевые действия, налаживает взаимодействие с другими субъектами социальной действительности и на этой основе усваивает определенные знания и осваивает умения. Это становится возможным уже в младшем школьном возрасте, когда дети начинают позиционировать себя в системе взаимоотношений благодаря игровой и учебной деятельности.

1. Грамма, Н. Г. Педагогическое воздействие как средство обучения детей экономической грамоте / Н. Г. Грамма // Наука и образование – 2016. – № 5. – С. 25.

5. Кузнецов В. В. Общая и профессиональная педагогика. М.: Юрайт, 2019. 156 с.

6. Патрушева И. В. Психология и педагогика игры. М.: Юрайт, 2019. 130 с.

7. Шатова, А. Д. Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание / А. Д. Шатова // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 8. – 46 с.

«Нажить много денег – храбрость;

сохранить их – мудрость,

а умело расходовать – искусство».

В современном мире без элементарной финансовой грамотности уже не обойтись даже ребенку. Все чаще можно встретить в магазинах детей, набирающих себе разных «вкусняшек», стараясь пересчитать драгоценные монетки и определить хватить ли им денег на все, что очень хочется купить в данный момент. Некоторым деткам такие практические навыки даются легко. Но не все рождаются финансистами.

Нельзя себе представить сегодня мир без денег. Эта острая и животрепещущая тема «Ребенок и деньги» интересует сейчас многих.  Общаясь с детьми, можно заметить, что многим из них дают карманные деньги, но они не имеют представления о том, как правильно их расходовать. Поэтому уроки финансовой грамотности сегодня особо актуальны.

Знание элементарных понятий, относящихся к финансовой грамотности, а также формирование отношения к деньгам семьи, к мелким карманным деньгам, которые были даны ребенку на небольшую покупку, многочисленной рекламе товаров и услуг, которую дети ежедневно видят по телевидению, формирование полезных привычек в сфере финансов опосредованно может способствовать будущему финансовому благополучию детей, когда они вырастут.

Выше уже отмечали, что современные дети в столь маленьком возрасте уже имеют карманные деньги и совершают покупки в магазинах. Давая своим детям средства на карманные расходы, многие родители начинают жаловаться, что учащиеся не умеют пользоваться средствами и не знают им цену

Необходимость внедрения уроков финансовой грамотности в школах обусловлена еще и тем, что современные дети достаточно активно самостоятельно покупают товары, пользуются пластиковыми картами, делают покупки в Интернете. То есть, они с раннего возраста оперируют денежными знаками и являются активными участниками торгово-финансовых взаимоотношений, что требует от них определенного уровня финансовой грамотности.

— это прежде всего знания и умения, показывающее степень осведомлённости в финансовых вопросах.

Изучение финансовой грамотности с самого детства позволит ребенку иметь в будущем высокий финансовый IQ, а значит и легко привлекать деньги в свою жизнь.

Грамотное отношение к собственным деньгам открывает множество возможностей и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.

Так или иначе большинство детей рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, посещают магазины с родителями или без них, участвуют в купле-продаже и других финансово-экономических отношениях. То есть постоянно сталкиваются с финансами на бытовом уровне.

В учебном плане начальной школы не предусмотрено изучение самостоятельного предмета, связанного с формированием финансовой грамотности. Данный учебно-методический комплекс рассчитан на встраивание изучения вопросов финансовой грамотности в целую группу предметов: окружающий мир, математика, русский язык и литературное чтение, технология.

Так, включение элементов финансовой грамотности в содержание предмета  возможно в следующие темы:

«Моя семья» (Что нужно семье)

«Зачем нужны автомобили» (Сколько стоит автомобиль)

«Опасные незнакомцы» (Кто такие мошенники)

«Опасные места» (Когда рискуешь деньгами)

«Что такое экономика и для чего она нужна» (Как разумно делать покупки),

«Семейный бюджет» (Зачем семье сбережения)

«Что такое деньги» (Из истории денег, денежные единицы, способы обмена товара)

«Путешествия по городам и странам» (Деньги в разных странах)

«Человек и информация» (Где можно делать покупки)

«Путешествие по России» (Как пользоваться банковской картой) и другие темы.

Иная логика легла в основу встраивания элементов финансовой грамотности в предмет  Здесь в целях развития финансовой грамотности обучающихся целесообразно проводить сюжетные уроки в соответствии с темами предлагаемых занятий.

В 1-м классе ученики знакомятся с числами, цифрами, чтобы писать эти числа; одновременно они знакомятся с единицами измерения стоимости – рублями, монетами достоинством 1, 5, 10 рублей. В этом возрасте дети должны научиться считать и выбирать монеты для оплаты любого продукта в пределах 20.

Во 2-м классе понятие денег вводит их функции: мера стоимости, средство обращения, средство платежа, средство накопления. Младшие школьники продолжают расширять свои знания о банкнотах: монеты и банкноты появляются в пределах 100 рублей.

В 3-м классе учащиеся знакомятся с денежными знаками: монетами, купюрами в пределах 1000 рублей. Начинают пользоваться формулой стоимости покупки: цена * количество = стоимость. Решают разные виды задач на нахождение цены, количества и стоимости товара. Карманные деньги могут быть в пределах 1000 рублей. Ребенок должен хорошо разбираться в ценах на продукты питания, канцелярские товары и т. д.

В 4-м классе школьники продолжают учиться переводить рубли в копейки и наоборот. Используя формулу стоимости покупки, они решают различные типы задач, чтобы определить цену, количество и стоимость продукта. В 4 классе появляются новые понятия: статья расходов и доходов семьи, семейный бюджет, планирование семейного бюджета. К концу 4 класса ребенок должен хорошо понимать, сколько стоит одежда, обувь и т.д.

Включение элементов финансовой грамотности в содержание предмета «Математика» возможно в следующие темы:

«Задачи на умножение» (Откуда в семье деньги)

«Приемы деления»  (На что тратятся деньги)

«Решение задач на увеличение» (Бумажные деньги)

«Решение текстовых задач» (Валюты)

«Арифметические действия» (Как правильно планировать семейный бюджет)

«Решение задач» (Личные деньги)

Можно утверждать, что финансовая грамотность в курсе математики дает положительные результаты, так как:

– значительно увеличивает активность детей на уроке;

– развивает внутреннюю мотивацию к учению;

– усиливает познавательные мотивы;

– расширяет личный опыт учеников;

– преодолевает изолированность математики от реальной жизни;

– повышает качество и прочность знаний;

– повышает роль детей в семье (участие в планировании покупок, работе по дому);

– приучает к бережливости, экономии, предприимчивости.

На уроках литературного чтения происходит обсуждение ситуаций, связанных с прочтением произведений, в которых упоминаются различные социальные и финансовые ситуации, учащимися высказывается собственная точка зрения и формируется устойчивое понимание выбора правильной модели социального и финансового поведения. Понятие расточительности и экономии можно формировать в ходе чтения специальных рассказов, сказок (например, «Приключения Буратино», «Мужик и медведь», «Жадный вельможа» и другие).

На уроках русского языка использование заданий по работе с пословицами, анаграммами, ребусами и т. д.

Соедини линиями продолжение пословицы

Береги хлеб для еды,                    богатый вора боится.

Без денег торговать                      а деньги для Беды.

Богатому не спится,                       как без соли хлебать.

Когда деньги говорят,                   прокладывает.

Денежка дорожку                          так будет и рожь.

Анаграммы. Расшифруйте слова.

принадлежит особая роль, так как решение практико-ориентированных финансовых задач позволяет адаптировать обучающихся к жизненным ситуациям, с которыми приходится сталкиваться каждый день. На уроках технологии, обучающиеся знакомятся с элементами финансовой грамотности. В темах «Работа с бумагой» (Что такое свое дело),  «В мастерской кондитера. Как работает мастер» (Сколько стоит торт), «Как изготовить несколько одинаковых прямоугольников» (Как правильно и экономно расходовать материал).

Наиболее эффективным методом обучения детей основам финансовой грамотности является игровой метод. Игровое обучение – это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности. Достоинство игрового метода заключается в том, что он вызывает у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогает концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится не навязанной извне, а желанной, личной целью.

Воспитывать финансовую грамотность можно и через интеграцию в урочную деятельность, классные часы,

        «Развитие речи» (работа с текстом, тесты, загадки,

        «Учись учиться» (работа с различной информацией)

        «Разговор о правильном питании» (игры)

        «Я – гражданин и патриот России» (Путешествие по России – умение пользоваться пластиковой картой и проездным билетом, основной закон России – Конституция, государственный бюджет и др.)

На современном этапе знание финансовой грамотности необходимо также при выполнении ВПР и Комплексных метапредметных работ.

Формирование финансовой грамотности обучающихся невозможно без электронно-образовательных ресурсов, которые мы применяем при подготовке к урокам и внеклассным мероприятиям:

1.     Электронные приложения к учебникам.

2.     Интернет – ресурсы:

Азбука финансов – универсальный портал о личных финансах и финансовой грамотности. Объединяет в себе информацию о финансовой грамотности населения, личном бюджете, личном финансовом плане; семинары и уроки финансовой грамотности

«Сеть творческих учителей» сообщество учителей экономики «Экономика в школе»  где можно найти разработки уроков, ученические проекты,  материалы по внеклассной работе, для олимпиад, викторин, конкурсов. Получить информацию о проведении дистанционного детского конкурса «Экономический калейдоскоп»

Уроки, мультимедийные тесты, печатные тесты, планирование, контрольные работы, КВН по финансовой грамотности.

Можно разместить свои уроки и мероприятия по данной тематике.

«Клуб умные родители»

Бесплатная презентация, рассказывающая детям об основах личных финансах. Бесплатный курс «Карманные деньги», который  расскажет ВСЁ про карманные деньги для  детей.

Книга «Денежные сказки. Уроки финансовой грамотности.»

Животные из сказочного леса совершают финансовые ошибки и помогают друг другу справиться с соблазнами. Дети читают сказки и учатся на ошибках сказочных персонажей.

 Методические материалы по финансовой грамотности для начальной школы

 Сборник математических задач «Основы финансовой грамотности» для обучающихся 1-11 классов

1. Серии мультфильма «Смешарики» под названием «Азбука финансовой грамотности»

2. Серии мультфильма «Фиксики»:

-Как делают деньги.

4.«Азбука денег. Уроки тётушки Совы».

5.«Незнайка на Луне»

Таким образом, деятельность, направленная на воспитание финансовой грамотности школьников, может быть проведена в разных формах. Эти мероприятия способствуют формированию у обучающихся общих, и в то же время достаточно цельных представлений о процессах, связанных с экономикой, бизнесом, ресурсами и их разумным потреблением, формированию успешной личности каждого ученика.

А также позитивное отношение родителей к изучению финансовой грамотности их детьми и активное участие в этом процессе будут способствовать достижению учебных целей. Поэтому родительская помощь очень необходима в решении таких вопросов: как потратить карманные деньги, как скопить на желанный подарок, где приобрести качественную и недорогую вещь, как получить денежное вознаграждение или поощрение за инициативу в помощи по разным делам и др.

В результате изучения основ финансовой грамотности на уровне НОО, обучающиеся

       понимание природы и функции денег;

       умение ценить деньги;

       умение считать деньги;

       умение составлять финансовый отчёт (доходы и расходы семьи);

       умение экономить и сберегать;

       умение тратить деньги и жить по средствам;

Обучение основам финансовой грамотности – это необходимый этап полноценного развития ребёнка. Знания о мире финансов помогут ему в дальнейшем сформировать правильное отношение к деньгам и разумное экономическое поведение.

Современные  методы   обучения основам финансовой

грамотности в школе.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новоусманский образовательный центр»

Целью статьи является раскрытие возможностей и особенностей использования интерактивных форм и методов на занятиях по финансовой грамотности.

рассматриваются вопросы актуальности и необходимости нетрадиционных методов в современной образовательной системе, анализируется особенности использования кейс-технологии на занятиях по финансовой грамотности. Обосновывается мысль о том, потребность общества в активных, целеустремленных, творческих специалистах в современных экономических условиях постоянно возрастает, и финансовая грамотность становится необходимым условием жизни в современном мире.

интерактивные методы, кейс-технология, финансовая грамотность, современное образование, компетентности, активное обучение.

Interactive forms and methods of teaching the basics of financial

Literacy at school.

Municipal Budgetary Educational Institution “Novousmansky Educational Center”

The purpose of the article is to reveal the possibilities and features of using interactive forms and methods in financial literacy classes.

In this article, we discuss the relevance and necessity of non-traditional methods in the modern educational system, analyses the features of using case technology in financial literacy classes. The idea is substantiated that the need of society for active, purposeful, creative specialists in modern economic conditions is constantly increasing and financial literacy is becoming a necessary condition of life in the modern world.

interactive methods, case technology, financial literacy, modern education, competencies, active learning.

Важнейшая задача образования сегодня – воспитывать новое     поколение людей, обладающих культурой финансового поведения, умеющих грамотно управлять финансами.  Наши ученики — это завтрашние активные участники финансового рынка, именно от образования во многом зависит формирование их как самодостаточных граждан нашей страны, добросовестных налогоплательщиков, ответственных заёмщиков, грамотных вкладчиков и инвесторов.

Основной преподавания финансовой грамотности является формирование у обучающихся понимания того, что в современном мире крайне необходимо грамотное управление личными финансами. Основной акцент делается на изучение различных видов и форм экономической и финансовой деятельности, формирование навыков самостоятельного принятия нестандартных решений в сложных ситуациях, овладение элементарными, но необходимыми навыками компетентного потребителя финансовых услуг.

На сегодняшний день очевиден тот факт, что обучающиеся больше, чем когда-либо должны уметь решать сложные задачи, критически анализировать обстоятельства и принимать продуманное решение на основе анализа соответствующей информации.

В процессе преподавания курса «Финансовая грамотность» основное внимание следует уделять развитию у обучающихся умения самостоятельно решать финансовые задачи, выбирая наиболее рациональные стратегии поведения и принимая взвешенные, обдуманные решения.  Именно поэтому при изучении курса финансовой грамотности не должны использоваться пассивные методы обучения. Наиболее эффективными в обучении финансовой грамотности я считаю интерактивные методы обучения.

Интерактивность обретает в наши дни особое значение.  Высоко ценятся в обществе такие качества, как коммуникабельность, умение общаться с людьми, договариваться, находить компромиссы, работать в команде.

Внедрение интерактивных форм обучения – одно из важнейших направлений совершенствования подготовки, обучающихся в современной школе.   Большую часть времени нужно отводить выполнению практических заданий.

Вот перечень наиболее популярных технологий интерактивного обучения:

1. Игровая технология.

2. Проблемное обучение.

3. Рефлексивно-ситуационная технология.

4. Проектная технология.

5. Групповые технологии.

6. Информационная (компьютерная) технология.

Кейсовая технология (метод) обучения – это обучение действием. Будучи активным методом обучения, кейс-метод позволяет в учебном процессе проявить инициативу каждому ученику, почувствовать самостоятельность в освоении теоретических положений и овладении практическими навыками.

В старших классах при изучении предмета «Основы финансовой грамотности» я предлагаю детям кейсы «Покупка машины», «Страхование жизни», «Верное решение» и др. Они разработаны для обучения на основе реальных или вымышленных проблемных ситуаций и направлены не только на освоение знаний, сколько на формирование у школьников новых качеств и знаний.

Для успешного обучения с использованием данной технологии необходимо помнить, что большую роль играет педагог, который выступает в роли модератора. Он фиксирует все идеи обучающихся, организует открытый обмен мнениями. Планируя проведение занятия с использованием кейсов, учителю важно продумать структуру последовательных шагов в соответствие с учебной деятельностью:

Особенности кейсов на занятиях по финансовой грамотности:

Преимущества использования кейс-технологии в образовательном процессе заключаются в том, что акцент обучения переносится на выработку знаний, а не на овладение готовым знанием. Обучающиеся получают жизненно важный опыт. У ребят формируется навык слушать и слышать других участников процесса обучения, навык работать в команде. В жизни каждого пригодится умение логически мыслить и быстро принимать решения, аргументировать свои ответы, отстаивать собственное мнение.

Кейс-технологии, таким образом, развивают умения:

Активно применяя данный метод на занятиях по финансовой грамотности, можно однозначно сделать вывод, что кейс-метод необходимо использовать как один из практико-ориентированных методов. Каждый из школьников, работающий с кейсом, не только имеет возможность получать, закреплять и совершенствовать знания, умения и навыки, но и проявлять свои креативные способности, развивать интеллектуальный и коммуникативный потенциал.

Обучающимся в реальной жизни придется решать финансовые вопросы с учетом имеющейся информации и ресурсов. Кейс-метод лучше других методов учит решать возникающие проблемы с учетом конкретных условий и фактической информации.

В нашем образовательном центре финансовая грамотность изучается как учебным курсом в 10-11 классах «Основы финансовой грамотности», так и в рамках внеурочной деятельности по двум ступеням 5-7 и 8-9 классы.  Так как наше образовательное учреждение новое, мы работаем только первый год, а ребята пришли к нам из множества других образовательных организаций, в некоторых из которых финансовая грамотность не изучалась совсем, то пришлось столкнуться с трудностями вовлечения, учащихся в изучение нового для них предмета.

В данном случае стала очевидна необходимость   применения   интерактивных форм как в качестве отдельных элементов на определенных этапах урока, так и использование их на протяжении всего урока.

В начале 2021-2022 учебного года желающих посещать внеурочный курс по финансовой грамотности было не велико, но со временем, количество учащихся стало возрастать, а к концу года стало больше в два раза (таблица № 1).  Произошло это, в том числе, благодаря широкому использованию активных и интерактивных методов в учебном процессе, которое способствует повышению познавательной активности и мотивации учащихся.

Таблица №1 «Динамика посещаемости   курса внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» в 2021-2022 учебном году».

В 10-11 классах, когда дети ориентированы на подготовку в большей степени предметов необходимых им для поступления в ВУЗ, также приходилось наблюдать недостаточную познавательную активность, но только в начале изучения курса. По сравнению с результатами первого полугодия у старшеклассников значительно повысился средний балл, а также процент успеваемости в 10 классе стал значительно выше, что видно из приведенной таблицы №2.

Таблица №2 «Динамика успеваемости по Основам финансовой грамотности в 10-11 кл»

В рамках учебного курса «Основы финансовой грамотности» в старших классах с целью   повышения успеваемости, учащихся мы всегда стараемся участвовать во внеурочных мероприятиях. Ребята с удовольствием участвуют в онлайн-уроках по финансовой грамотности, во «Всероссийских онлайн-зачетах», «онлайн-олимпиадах», в мероприятиях «Всероссийских недель», в супермарафоне Всероссийского чемпионата по финансовой грамотности.  В марте этого года учащиеся 7-8 классов приняли участие во «Всероссийской олимпиаде по финансовой грамотности и предпринимательству», по результатам которой шесть учеников получили диплом победителя олимпиады.  По сравнению с «осенней сессией» онлайн-уроков, количество участников в «весеннею сессию» среди старшеклассников выросло с 25 до 41. В декабре 2021 года учащиеся 10 класса приняли участие в личном финансовом зачете, получив сертификаты базового (12 человек) и продвинутого (5 человек) уровня.

Активное применение интерактивных, практико-ориентированных методов несомненно дает свои результаты: развивается интеллектуальная деятельность, раскрывается практическая ценность знаний, повышается успеваемость, формируется финансовая грамотность. Налицо более прочное усвоение материала, так как учащиеся добывают знания самостоятельно, сознательно, переживая каждый шаг обучения. Именно интерактивные методы позволяют учащимся почувствовать свои силы, свои способности. У ребят повышается самооценка, уверенность в себе.

Оцените статью