гдз георгий любовный елена гоппе и материалы курса финансовой грамотности для учащихся 4 х классов в разные редакции

Елена Лазаревна Рутковская – руководитель коллектива

Анастасия Владимировна Половникова

Анна Александровна Козлова

Ольга Николаевна Исупова

Галина Владимировна Рыченкова Наталья Валерьевна Штильман

Рабочая тетрадь 
адресована младшим школьникам. Она является частью учебно-методического
комплекта по финансовой грамотности, подготовленного по заказу Банка России.
Тетрадь включает в себя задания, способствующие формированию разумного
финансового поведения младших школьников на основе применения в жизненных
ситуациях представлений о финансовых продуктах и финансовых отношениях.

Генеральный директор М. Б. Миндюк

Редактор Д. П. Локтионов

Художественный редактор Е. Ю. Воробьёва

Компьютерная
вёрстка и макет В. С. Торгашова Художник А. С. Хабибова

Подписано в печать 22.06.2020 г. Формат 60х84/8. Бумага офсетная.

Печать офсетная. Усл. печ. л. 3,5.

Тираж 130
экз. Заказ №

ООО «Издательство «Интеллект-Центр»

125445,
Москва, ул. Смольная, д. 24А, этаж 7, пом. I, ком. 14

А. А. Козлова
и др., 2019

Финансовая грамотность
4 класс

Е. Л. Рутковской. – Москва: Издательство «Интеллект-Центр»,
2018. – 28 с. I SBN 978-5-907157-17-0

Рабочая
тетрадь  адресована младшим школьникам. Она является частью
учебно-методического комплекта по финансовой грамотности, подготовленного к
апробации по заказу Банка России. Тетрадь включает в себя задания,
способствующие формированию разумного финансового поведения младших школьников
на основе применения в жизненных ситуациях представлений о финансовых продуктах
и финансовых отношениях.

Художественный редактор Е. Ю. Воробьева

Компьютерная вёрстка и макет В. С. Торгашова

Подписано в печать 10.12.2018 г. Формат 60х84/8. Бумага
офсетная.

Печать
офсетная. Усл. печ. л. 3,5. Тираж 250 экз. Заказ №

А. В. Половникова и др.,
2018

как
БЕЗоПасно ПольЗоваться Банковской картой

Зачем это нужно

кто
рискует потерять деньги

Олег записал ПИН-код карты
на бумаге и положил её в кошелёк.

Рената помнит ПИН-код своей
карты и никому его не называет.

Катерина сфотографировала
свою новую карту с двух сторон и выложила эти фотографии на странице в
социальной сети.

Валера потребовал от
официанта, чтобы он проводил расчёт по карте в его присутствии.

Алексей вставил карту в
банкомат и стал вводить ПИНкод, называя цифры вслух.

Маруся сочинила такие строки:

ПИН-код от карт не
забывай И никому не называй!

Она решила написать их крупными яркими буквами, добавить рисунок
и повесить в своей комнате.

сможет ли мама
заплатить

На дебетовой карте мамы Маруси осталось 2000 рублей. Она пришла
в магазин  в торговом центре. Мама хочет купить зонтик за 324 рубля, шарф за
899 рублей, варежки за 349 рублей, шапочку за 569 рублей.

советы по безопасному
использованию пластиковых карт

Когда вы вставили карту в банкомат и набираете ПИНкод,
________________________________________________ .

Все операции с картой должны происходить при вас, не
позволяйте_____________________________________ .

___________________________ посторонним людям номер вашей карты
или ПИН-код.

Если карта          утеряна,     обратитесь          в        банк
и

Если совершаете покупки в интернете, ______________
____________________________, если не уверены в надёжности сайта.

уносить карточку не вводите данные карты прикрывайте клавиатуру
рукой не сообщайте заблокируйте карту.

ЗанятиЕ 7

Блокноты на ярмарку

Четвероклассники решили  сделать блокноты для школьной ярмарки.

сколько стоит блокнот

Петя и Маруся решили, что
для производства одного блокнота им придётся закупить следующие материалы:
картон, бумагу белую и цветную, клей-карандаш и степлер. Они узнали, сколько
стоят необходимые материалы.

Картон для одного блокнота –
65 рублей

Бумага белая для одного
блокнота  – 28 рублей

Цветная бумага для одного
блокнота – 36 рублей

Клей-карандаш для
прикрепления аппликации на обложку – 27 рублей

Степлер и коробка скоб к
нему для скрепления листов блокнота – 209 рублей.

Какие другие способы
изготовления блокнота вы знаете?

Какой способ выберете
вы для следующего блокнота? Почему?

ЗаЧЕм сЕмьЕ вЕсти БюДжЕт . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . 3

Что такоЕ страхованиЕ . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . 6

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9

когДа БЕрёшь в Долг . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . 13

гДЕ можно ДЕлать ПокуПки . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . 16

ЗанятиЕ 6 как БЕЗоПасно ПольЗоваться Банковской картой . . . . 19

. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . 23

Олег записал ПИН-код карты на бумаге и
положил её в кошелёк рядом с картой.

Рената помнит ПИН-код своей карты и никому
его не называет.

Катерина сфотографировала свою новую карту
с двух сторон и выложила эти фотографии на странице в социальной сети.

Валера потребовал от официанта, чтобы он
проводил расчёт по карте в его присутствии.

Алексей вставил карту в банкомат и стал
вводить ПИНкод, называя цифры вслух.

Маруся
сочинила такие строки:

ПИН-код от карт не забывай И никому
не называй!

Она
решила написать их крупными яркими буквами, добавить рисунок и повесить в своей
комнате.

сможет ли мама заплатить

На
банковской карте мамы Маруси осталось 2000 рублей. Она пришла в магазин в
торговом центре. Мама хочет купить зонтик за 324 рубля, шарф за 899 рублей,
варежки за 349 руб- лей, шапочку за 569 рублей.

советы по безопасному использованию
пластиковых карт

Когда
вы вставили карту в банкомат и набираете ПИНкод,
________________________________________________ .

Все
операции с картой должны происходить при вас, не
позволяйте_____________________________________ .

___________________________
посторонним людям номер вашей карты или ПИН-код.

Если
карта          утеряна,     обратитесь          в        банк и

Если
совершаете покупки в интернете, ______________ ____________________________,
если не уверены в надёжности сайта.

уносить карточку; не вводите данные карты; прикрывайте клавиатуру рукой; не
сообщайте; заблокируйте карту.

Четвероклассники
решили  сделать блокноты для школьной ярмарки.

Петя и Маруся решили сделать блокноты в
подарок своим бабушкам. Для производства блокнотов им придётся закупить
следующие материалы: картон, бумагу белую и цветную, клей-карандаш и степлер.
Они узнали, сколько стоят необходимые материалы.

Картон для одного блокнота – 65 рублей.

Бумага белая для одного блокнота – 28
рублей.

Цветная бумага для одного блокнота – 36
рублей. Клей-карандаш для прикрепления аппликации на обложку – 27 рублей.

Степлер и коробка скоб к нему для
скрепления листов блокнота – 209 рублей.

Какие другие способы изготовления
блокнота вы знаете?

Какой способ выберете вы для
следующего блокнота? Почему?

ЗанЯтие 5 где можно делать ПокуПки . . . . . . . . . . .
. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16

Издание подготовлено в рамках совместного проекта Министерства финансов Российской Федерации и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».

«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы учащихся 4 классов в сфере экономики семьи.

Курс рассчитан на 16 часов (4 класс).

Целью изучения курса «Финансовая грамотность» являются развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Основные содержательные линии курса:

Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.

Финансовая грамотность: учебная программа. 4 класс общеобразовательной организации (начальное общее образование)

Программа курса составлена для 4 класса (авторы материалов для учащихся Ю. Корлюгова, Е. Гоппе). В программе указаны цели и задачи курса, планируемые образовательные результаты и система их оценивания, описаны формы и методы организации образовательного процесса, а также дан перечень учебно-методических и материально-технических ресурсов.

Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 4 класс общеобразовательной организации

Из этой книги учащиеся узнают о мире денег: как и откуда они появились, какими они бывают, в чём разница между наличными и безналичными деньгами, что такое семейный бюджет и почему важно его правильно планировать, как люди повышают свои доходы, как защититься от мошенников и о многом другом.

Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 4 класс общеобразовательной организации Методические рекомендации включают описание методов преподавания, формы и системы оценивания, краткое тематическое планирование для начальной школы. Для каждого занятия приведены цель изучения, ключевой вопрос для обсуждения на занятии, ссылка на тот или иной учебный материал, жизненные ситуации, отвечающие теме занятия, план занятия и задания для учащихся с ответами. В связи с тем, что курс может изучаться во 2–3 классах или 4 классе, учитель может использовать материал полностью или выбрать отдельные задания в зависимости от уровня подготовки учащихся.

Материалы для учителя

Финансовая грамотность: материалы для родителей. 4 классы общеобразовательной организации Курс имеет практическую направленность и даёт возможность каждому ребёнку получить представление о деньгах, финансах семьи, управлении бюджетом семьи и её взаимодействии с финансовыми институтами. Позитивное отношение родителей к изучению их детьми этого курса и их активное участие в этом процессе будет способствовать реализации учебных целей. В пособии подробно описаны формы взаимодействия родителей с детьми, с учителем. Приведены виды исследовательских и творческих работ, игры, моделирующие жизненные ситуации.

Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. 4 классы общеобразовательной организации

Контрольные измерительные материалы включают разнообразные задания для текущего, промежуточного и итогового контроля по изучаемому курсу.

ЗанЯтие 2

Для
того чтобы застраховаться в страховой компании, надо купить полис. Рассмотрите
два страховых полиса.

Спросите
у родителей, какие страховые полисы есть в вашей семье.

такие разные водители

Перед
нами два водителя. Волк не очень внимательный водитель. И хотя он не попадает в
серьёзные аварии, но за два года стал участником трёх транспортных
происшествий. Барсук – дисциплинированный водитель, никогда не попадавший в
аварии.

Волк и
Барсук пришли страховать автомобили в страховую компанию.

ЗанятиЕ 3

У Маруси ¾ всех карманных денег составляют деньги,
подаренные на праздники. У Пети таких денег – половина.

В известной сказке К. И. Чуковского Муха-Цокотуха нашла денежку.

«Муха по полю пошла. Муха
денежку нашла».

Цели
личные и общественные

Представьте мир, в котором живёт Муха-Цокотуха, и её возможные
желания.

Детская площадка для кузнечиков.  Новое
платье с бантиком

Сумочка для покупок.

Подарок для Комара.       Библиотека для муравьёв.

Бесплатные столовые для шмелей.

траты личные и семейные

как научиться
распоряжаться личными деньгами

только на своём опыте

мы сможем научиться

эффективно
их тратить, хранить и вкладывать

Бабушка Маруси уже с 6 лет
приучала  внучку откладывать карманные деньги и планировать траты. Для этих целей
она подарила Марусе красивый кошелёк с разными отделениями. Вместе они обсудили
Марусины мечты и на каждом отделении приклеили красивую надпись названия этой
мечты.

Теперь Маруся складывает в
кошелёк купюры и монеты в разные отделения-секции.

Напишите названия
секций.

Рассмотрите рисунки и сделайте кошелёк с секциями.

Для того, чтобы застраховаться в страховой компании, надо купить
полис. Рассмотрите два страховых полиса.

Спросите у родителей,
какие виды страхований они используют.

Перед нами два водителя. Волк не очень внимательный водитель. И
хотя он не попадает в серьёзные аварии, но за два года стал участником трёх
транспортных происшествий. Барсук – дисциплинированный водитель, никогда не
попадавший в аварии.

Волк и Барсук пришли страховать автомобили от несчастных случаев
к страховому агенту.

У
Маруси ¾ всех карманных денег составляют те, которые ей дарили на
праздники. У Пети таких денег – половина.

В
известной сказке К. И. Чуковского Муха-Цокотуха нашла денежку.

Представьте
мир, в котором живёт Муха-Цокотуха, и её возможные желания.

Детская
площадка для кузнечиков.

Новое
платье с бантиком.

Подарок
для Комара.       Библиотека для муравьёв.

Бесплатные
столовые для шмелей.

как научиться распоряжаться личными
деньгами

только
на своём опыте

рационально
тратить, сберегать, страховать свои риски

Бабушка Маруси уже с 6 лет приучала 
внучку откладывать карманные деньги и планировать траты. Для этих целей она
подарила Марусе красивый кошелёк с разными отделениями. Вместе они обсудили
Марусины желания и на каждом отделении приклеили красивую надпись с его
названием.

Теперь Маруся складывает в кошелёк
банкноты и монеты в разные отделения-секции.

Напишите названия секций.

Рассмотрите
рисунки и сделайте кошелёк с секциями.

ЗанЯтие 1

ЗаЧем семье вести
Бюджет

доходы и расходы

Мама и папа
каждый месяц планируют свой семейный бюджет.

В
январе сумма доходов была равна 87 000 рублей, а сумма расходов – 94 000
рублей.

В
феврале доходы составили 85 000 рублей, а расходы составили 83 000 рублей. А
еще по итогам работы за предыдущий год мама и папа получили премию в размере 55
000 руб- лей.

от чего придётся отказаться

Мама и
папа Пети сравнили доходы и расходы, которые они запланировали на следующий
месяц. Они увидели, что расходы превышают доходы на 7 000 рублей. Решено было
пересмотреть запланированные расходы. Вот их список:

Поход в кино – 2500 рублей.

Ремонт автомобиля – 7000 рублей.

Ремонт крана на кухне – 3500 рублей.

Покупка роликовых коньков – 4500 рублей.

Покупка учебников для занятий английским
языком – 1500 рублей.

Поздравление родственника с днём рождения
– 3000 рублей.

Каждый
месяц семья Маруси откладывает 3 тысячи рублей в качестве сбережений.

Представьте,
что вам нужно объяснить одноклассникам понятие «финансовая подушка
безопасности».

Не кладут под ушко,

В
семье Маруси в день получения зарплаты деньги распределяются по семи конвертам.
В каждый из них деньги откладываются на какие-то особые траты:

деньги
на содержание и обучение детей;

деньги
на покупку вещей, мебели, бытовой техники;

деньги
на семейный отдых, развлечения, отпуск;

средства
на «радость» – деньги, оставшиеся с предыдущего месяца после всех трат, которые
пойдут на приятные подарки.

ЗанЯтие 4

волк в магазине мотоциклов

Мотоцикл
стоит 1500 монет. Если Волк покупает его в кредит, то ему придётся в течение 5
месяцев выплачивать по 350 монет.

А)
ровно 1500 монет;

Б)
менее 1500 монет;

В)
больше 1500 монет.

Что нужно помнить о кредите

Кредит – это ___________________________ чужими
деньгами. Получив кредит, важно понимать, что полученные деньги – не
ваши. Эти деньги необходимо будет ____________________________.

Необходимо чётко выполнять взятые на
себя обязательства – ___________________________ кредит (и проценты за
пользование кредитом) по установленному графику – определённые суммы в
определённые сроки.

Нельзя забывать оплачивать кредит,
иначе банк насчитает штрафы, и сумма долга существенно

Прежде чем взять кредит, надо _________________________,
как потом его ______________________________.

пользование, ответственность, отдавать, увеличится, вернуть, подумать,
погашать.

кому откажут в кредите

Кирилл брал кредит дважды и каждый раз
полностью возвращал всю сумму кредита с процентами в срок.

Тимофей недавно взял кредит, но уже
несколько раз забывал вовремя вносить очередной платёж.

Лизавета  сейчас студентка, учится в
университете и живёт на небольшую стипендию.

Артём работает программистом, имеет
высокую зарплату. Инга работает официанткой несколько часов в неделю.

Придумайте
историю, сказку или притчу, которую можно назвать: «Не тяжело в долги влезть,
да тяжело из них выбраться». Опишите расходы, которые совершают герои вашей
истории для достижения своей цели, как они погашают долг.

ЗанЯтие 5

где можно делать
ПокуПки

Петя долго искал книгу о путешествиях в
Африку. Наконец ему удалось найти её в интернет-магазине, где она стоит 350
рублей, но нужно заплатить за доставку 150 рублей. В книжном магазине она стоит
390 рублей, и проезд в автобусе от дома до магазина стоит 35 рублей.

Стоимость в интернете
________________________ рублей.

Стоимость в магазине
_________________________ рублей.

Книгу выгоднее купить в
______________________________

Мишка решил оклеить потолок обоями. Ему
нужно рассчитать, сколько придётся купить рулонов. Для этого нужно узнать
площадь потолка. Медведь померил потолок берлоги: длина – 5 метров,  ширина – 4
метра. Одного рулона обоев хватает на 5 м2. Один рулон обоев в
магазине стоит 43 монеты, а на оптовом рынке 38 монет.

Соедините
стрелочками изображения товаров и типы магазинов, куда бы вы направились, чтобы
купить этот товар.

Правила
покупок в интернете

В журнале Маруся прочитала, почему 
покупки в Интернете не всегда могут быть удачными. Вот что было написано в
статье:

трудно
бывает понять, как на самом деле выглядит товар;

вы
можете получить товар, который вам не подойдёт;

доставка
товара может быть слишком долгой или дорогой.

кто поступил правильно

Виталий внимательно прочитал отзывы о
товаре на сайте и только потом сделал заказ.

Людмила решила купить шубу в
интернет-магазине.

Перед тем как оплатить заказ, Кирилл осмотрел
товар, который ему принёс курьер.

Иван поехал покупать телевизор в магазин
бытовой техники.

волк в магазине
мотоциклов

Мотоцикл
стоит 1500 монет. Если Волк берет его в кредит, то ему придется в течение 5
месяцев выплачивать по 350 монет.

А) ровно 1500 монет

Б) менее 1500 монет

В) больше 1500 монет

Что нужно помнить о
кредите

Кредит – это ___________________________
чужими деньгами. Получив кредит, важно
понимать, что полученные деньги – не ваши. Эти деньги необходимо будет ____________________________.

Необходимо чётко
выполнять взятые на себя обязательства – ___________________________
кредит (и проценты по нему) по установленному графику – нужные суммы в
определённые сроки.

Нельзя забывать
оплачивать кредит, иначе банк насчитает штрафы, и сумма долга существенно

Прежде чем взять
кредит, надо _________________________, как потом его ______________________________.

пользование,
ответственность, отдавать, увеличится, вернуть, подумать, погашать.

Кирилл брал кредит дважды и
каждый раз полностью возвращал всю сумму.

Тимофей недавно взял кредит,
но уже несколько раз забывал вовремя платить проценты.

Лизавета  сейчас студентка,
учится в университете и живёт на небольшую стипендию.

Артём работает программистом,
имеет высокую зарплату. Инга работает официанткой несколько часов в неделю.

Придумайте историю, сказку или притчу, которую можно назвать «Не
тяжело в долги влезть, да тяжело из них выбраться».

Муж и жена каждый месяц планируют свой семейный бюджет. В январе
предварительная сумма доходов была равна 87 000 рублей, а сумма расходов – 94
000.

В феврале доходы остались прежними, а расходы составили 83 000
рублей.

от чего придётся
отказаться

Мама и папа Пети сравнили доходы и расходы, которые они
запланировали на следующий месяц. Они увидели, что расходы превышают доходы на
7 000 рублей. Решено было пересмотреть запланированные расходы. Вот их список:

Замена колеса автомобиля –
7000 рублей.

Ремонт крана на кухне – 3500
рублей.

Покупка роликовых коньков –
4500 рублей.

Покупка учебников для
занятий английским языком – 1500 рублей.

Поздравление родственника с
днём рождения – 3000 рублей.

Каждый месяц семья Маруси откладывает 15 тысяч в качестве
сбережений.

Представьте, что вам нужно объяснить третьеклассникам понятие
«финансовая подушка безопасности».

В семье Маруси в день получения зарплаты деньги распределяются
по семи конвертам. Каждый из них предполагает какие-то особые траты:

затраты на детей

средства на питание

деньги на покупку вещей, мебели, бытовой техники

деньги на семейный отдых, развлечения, отпуск

средства на «радость» – деньги, оставшиеся с предыдущего месяца
после всех трат, которые пойдут на приятные подарки

Петя долго искал книгу о
путешествиях в Африку. Наконец ему удалось найти её в интернет-магазине, где
она стоит 350 рублей, но нужно заплатить за доставку 150 рублей. В книжном
магазине она стоит 390 рублей, и проезд в автобусе от дома до магазина стоит 35
рублей.

Мишка решил оклеить потолок
обоями. Ему нужно рассчитать, сколько придётся купить рулонов. Для этого нужно
узнать площадь потолка. Медведь померил потолок берлоги: длина – 5 метров,  ширина
– 4 метра. Одного рулона обоев хватает на 5 м2. Один рулон обоев в
магазине стоит 43 монеты, а на оптовом рынке 38 монет.

Соедини стрелочками изображения товаров и типы магазинов, куда
бы вы направились, чтобы купить этот товар.

В журнале Маруся прочитала,
почему  покупки в Интернете не всегда могут быть удачными. Вот что было
написано в статье:

трудно бывает понять, как на самом деле выглядит товар

вы можете получить  неподходящий товар

доставка товара может быть слишком долгой или дорогой.

Виталий внимательно прочитал
отзывы о товаре на сайте и только потом сделал заказ.

Перед тем, как оплатить
заказ, Кирилл осмотрел товар, который ему принёс курьер.

Иван поехал покупать
телевизор в магазин бытовой техники.

Оцените статью