ДЕньги настояЩиЕ и
нЕнастояЩиЕ
Ещё у Дум Думыча есть материалы и конкурсы по финансовой грамотности для детей (начальной школы). Познакомиться с ними можно по ссылкам ниже в разделе «Ещё по данной теме».
Чтобы добавить отзыв, войдите, пожалуйста, или зарегистрируйтесь на сайте – легко и быстро.
Перед вами
необычная учебная книга.
Потому что она состоит из жизненных ситуаций, каждая из которых
многому может научить.
А ещё потому, что ею можно пользоваться на занятиях по разным
школьным предметам. Например, на занятиях по окружающему миру и технологии.
Эта книга помогает приобрести полезные для каждого человека
знания и учит успешно применять их в своей собственной жизни. Приглашаем в мир
финансовой грамотности!
Если нУЖно вЗвЕШивать
- Овощи
- Ваша сдача
- Составьте текст
- Рискованные действия
- Трудное решение
- _______________________________________________________________ _______________________________________________________________ кто потеряет деньги
- Плакат-предупреждение
- Доходы и расходы семьи
- Экскурсия с классом
- Список расходов
- Составьте бюджет
- Какая у кого валюта
- В гостях у сказки
- Сколько рублей
- ЗАНЯТИЕ 5 ЕСЛИ НУЖНО ВЗВЕШИВАТЬ
- Составьте текст
- ЗАНЯТИЕ 6 ЗАЧЕМ СЕМЬЕ СБЕРЕЖЕНИЯ
- Поиграем в дизайнера
- Стихи-загадки
- Рекламный плакат
- ЗАНЯТИЕ 7 ДЕНЬГИ В РАЗНЫХ СТРАНАХ
- ЗАНЯТИЕ 4 КОГДА РИСКУЕШЬ ДЕНЬГАМИ
- Трудное решение
- Подсчитайте убытки
- Поговорки
- ЗАНЯТИЕ 3 ЛЕГКО ЛИ ВЕСТИ СВОЁ ДЕЛО
- Помогите Пекарю
- Рекламный плакат
- Два столбика
- Два столбика
- Занятие 5
- ____________________________________________________________ ____________________________________________________________ ____________________________________________________________
- Пирожки
- Текст с пропусками
- Рубли и копейки
Овощи
Цена 1 кг картофеля – 30 рублей, лука – 25 рублей, свёклы – 35
рублей.
Ваша сдача
Мама на рынке купила арбуз весом 11 кг по цене 15 рублей за 1
кг.
Сколько денег истратила мама?
Составьте
текст
Памятка покупателю на
рынке
Придя на овощной рынок и подойдя к прилавку, _______________
изучи ____________ и их ____________ .
Выбери _____________________________ тебе товар.
Сообщи продавцу, сколько ___________________ каждого товара тебе
необходимо.
Внимательно наблюдай, как продавец _________________ твою
покупку.
_________________________ стоимость, которую назовёт тебе
продавец.
Расплатись за _______________________.
товар, цена, внимательно, необходимый,
килограмм, взвешивать, пересчитать, сдача, покупка.
Елена Лазаревна Рутковская − руководитель
коллектива
Анастасия Владимировна Половникова
Анна Александровна Козлова
Мария Александровна Лангер
Галина
Владимировна Рыченкова Наталья Валерьевна Штильман
Рабочая тетрадь адресована младшим школьникам. Она является
частью учебно-методического комплекта по финансовой грамотности,
подготовленного по заказу Банка России. Тетрадь включает в себя задания,
способствующие формированию разумного финансового поведения младших школьников
на основе применения в жизненных ситуациях представлений о финансовых продуктах
и финансовых отношениях.
Генеральный директор М. Б. Миндюк
Редактор Д. П. Локтионов
Художественный редактор Е. Ю. Воробьёва
Компьютерная
вёрстка и макет Е. В. Лупенко Художник А. С. Хабибова
Подписано в печать 11.03.2019 г. Формат 60х84/8. Бумага
офсетная.
Печать офсетная. Усл. печ. л. 3,0.
Тираж
130 экз. Заказ №
ООО «Издательство «Интеллект-Центр»
125445,
Москва, ул. Смольная, д. 24А, этаж 7, пом. I, ком. 14
А. А. Козлова и др., 2019
Финансовая грамотность
3 класс
Рабочая тетрадь адресована младшим школьникам. Она является
частью учебно-методического комплекта по финансовой грамотности,
подготовленного к апробации по заказу Банка России. Тетрадь включает в себя
задания, способствующие формированию разумного финансового поведения младших
школьников на основе применения в жизненных ситуациях представлений о финансовых
продуктах и финансовых отношениях.
Художественный редактор Е. Ю. Воробьева
Подписано в печать 07.12.2018 г. Формат 60х84/8. Бумага
офсетная.
Тираж
250 экз. Заказ №
А. В. Половникова и др., 2018
что могУт деньги
Наш Медведь на рынок шёл, Чтобы мёд купить у пчёл. Только мёд
купить, ребята, Будет Мишке трудновато. Ни купюр нет, ни монет,
Карт кредитных тоже нет.
Как медведю поступать?
Лапу зиму всю сосать?
Не сразу в жизни людей появились деньги. Рыбак вынужден был идти
к земледельцу, чтобы обменять пойманную рыбу на зерно, а охотник менял дичь на
нож, который ему изготавливал кузнец. Обмен одной вещи на другую (его называют
словом «бартер») был неудобным и не всегда равноценным.
Прошло много времени, прежде чем люди стали использовать деньги.
Оказалось, что применение денег значительно облегчает обмен между людьми.
Монеты и банкноты удобно хранить и использовать. Ещё более удобно использовать
современные банковские карты и электронные деньги.
Мишка по лесу идёт, Он себе малину рвёт. Для компота и варенья,
Для любимого печенья.
Подскажите, дети, Мишке:
Деть куда ему излишки?
С помощью денег мы определяем, сколько стоит любой товар. Деньги
позволяют нам покупать то, что необходимо для жизни. Часть денег мы можем
отложить, чтобы приобрести желаемую вещь через определённое время.
Деньгами мы оплачиваем
покупки и осуществляем сбережения.
когДа рискУЕШь ДЕньгами
Рискованные действия
Распределите действия в две группы – рискованные действия и
действия, лишённые риска.
Съесть невымытый фрукт.
Избегать безлюдных мест.
Перебегать улицу на красный свет светофора.
Дать деньги в долг.
Участвовать в уличной лотерее.
Проверить сдачу, которую дал продавец в магазине.
Взять конфету у незнакомого человека.
Трудное
решение
Медведь планирует вложить деньги в новую пасеку. Ему нужно
приобрести 4 улья с пчёлами по 60 монет каждый, закупить банки для мёда не
менее 40 штук (каждая банка стоит 3 монеты), арендовать место на рынке на три
дня (один день стоит 8 монет).
_______________________________________________________________
_______________________________________________________________ кто потеряет деньги
Деньги могут не вернуть – __________________________________
Банк может закрыться – _____________________________________ _____________________________________________________________
Может стать меньше покупателей – ____________________________
_____________________________________________________________
Предприятие может не заработать денег – _____________________
_____________________________________________________________ слова-подсказки:
владелец магазина; давший деньги в долг; вложивший деньги в предприятие;
положивший деньги на счёт в банке.
Плакат-предупреждение
Нарисуйте плакат, который напомнит об опасностях рискованных
действий.
ЗаЧЕм сЕмьЕ сБЕрЕЖЕния
Доходы и
расходы семьи
ВЫИГРЫШ В ЛОТЕРЕЮ
ПРИБЫЛЬ ОТ БИЗНЕСА
Экскурсия с классом
«Мама, папа! Весь класс едет на экскурсию в другой город, я бы
тоже хотела», – сказала Люся в день получения родителями зарплаты. « Хорошо, –
сказала мама. – Мы с папой как раз рассчитываем наши траты на предстоящий
месяц. Твою экскурсию мы не запланировали. Однако было бы совсем неплохо, если
бы ты съездила. Может быть, ты найдёшь, на чём можно сэкономить. Вот посмотри
список наших трат на следующий месяц». И мама протянула Люсе блокнот, в котором
были записаны предстоящие расходы.
Список расходов
Тёплые ботинки
трёхлетнему брату.
Оплата электричества,
воды, телефона.
Расходы на транспорт.
Совместный поход в
кафе.
Кум Тыква экономил деньги и покупал по 4 кирпича каждый год.
Всего он скопил 120 кирпичей.
Составьте бюджет
Помогите семье составить бюджет на месяц.
Запишите в
соответствующие колонки.
Питание – 33 тыс. рублей
Прибыль от бизнеса мамы и папы – 50 тыс. рублей
Товары для дома – 6 тыс. рублей
Оплата коммунальных услуг (свет, вода, электричество) – 7 тыс.
рублей
Пенсия дедушки – 12 тыс. рублей
Телефон, Интернет – 1 тыс. рублей
Уроки английского языка младшей сестры – 4 тыс. рублей
Стипендия старшего брата – 2 тыс. рублей
Транспорт – 3 тыс. рублей
ДЕньги в раЗнЫХ странаХ
Какая у кого валюта
Петя с родителями за границей. Он очень хочет попасть в парк
аттракционов. Входной билет стоит 25 евро. Нужно купить хотя бы два билета.
Папа говорит Пете, что у него остались только рубли и нужно обменять деньги. 1
евро стоит 75 рублей. У папы есть 4000 рублей.
Загадки в кроссворде
Знай
российскую валюту Ты в любое время суток!
Деньги местные – _______
Что
в деньгах в семью идёт, Называется ________.
Если
деньги отложить, Сможешь многое купить!
Забыть про все лишения Помогут ________________.
Рубли,
юани, кроны, евро – Знаете вы их, наверно. На них мы вещи покупаем, И словом
общим называем!
Только
те, кто трудятся, На неё любуются. Всем работникам за труд Дважды в месяц
выдают.
В
гостях у сказки
Давайте представим, что мы отправляемся в путешествие на родину
сказочных героев.
ЗОЛУШКА ПЕТРУШКА ЧИПОЛЛИНО
КОЛОБОК КАРЛСОН ТРИ
МЕДВЕДЯ
Сколько
рублей
Приехав во Францию, Кирилл и Михаил отправились менять рубли на
евро. После обмена у них оказалось 40 евро.
Ответы на кроссворд к занятию «Деньги в разных странах»
Гуляя в парке, Петя
нашёл среди листвы пятидесятирублёвую купюру. Он так обрадовался, что сразу же
кинулся к ближайшей палатке, чтобы купить мороженое.
Будьте добры, дайте мне эскимо! – Петя протянул про-давцу
найденную купюру.
Женщина взяла у Пети 50 рублей и уже было хотела дать мальчику
мороженое, но что-то её остановило. Она повертела денежную купюру в руках,
пристально её рассматривая, а потом вернула Пете со словами:
Мальчик, я не могу принять у тебя эти деньги. Они ненастоящие.
Под лавочкой на
автобусной остановке Маруся заметила лежащую 100-рублёвую купюру. Девочка
оглянулась по сторонам в надежде найти того, кто обронил деньги. Но поблизости
никого не было. Недавно ушедший автобус увёз всех пассажиров. Маруся подняла
деньги и стала рассматривать купюру. Припоминая, как в школе рассказывали, что
деньги бывают настоящими и фальшивыми, девочка задумалась: «А как же
определить? Эта 100-рублёвая бумажка – настоящая или нет?»
Печатать деньги государство доверило Банку России – единственной
организации, которая может выпускать денежные знаки.
Деньги, которые не были напечатаны Банком России, не являются
настоящими, подлинными.
Перед вами настоящие 100-рублёвые купюры, хотя на первый взгляд
в этом можно усомниться. Эти купюры называются памятными. Такие деньги
выпускаются небольшим количеством в память о важных событиях для нашей страны.
Купюры, которые перед вами, выпущены в честь проведения в России зимних
Олимпийских игр в Сочи. Расплачиваться памятными купюрами можно, ведь это самые
настоящие деньги, выпущенные Банком России.
Чем же
отличаются настоящие деньги?
Во-первых, в процессе печати денег используется особая прочная
бумага. Производят такую бумагу всего два завода на территории нашей страны.
Один из них расположен в городе Краснокамске, другой в Санкт-Петербурге.
Технология производства секретная, больше вы нигде не встретите подобную
бумагу.
Во-вторых, деньги печатаются особым способом, чтобы их
невозможно было подделать. Для производства бумажных денег используют следующие
виды печати:
офсетная
печать: на банкноту наносится специальная плёнка, которая защищает деньги от
влаги;
орловская
печать: можно сделать так, что один цвет будет переходить в другой;
высокая
печать: с её помощью можно делать выпуклые над-писи и символы.
Сознательное использование фальшивых денег является серьёзным
преступлением.
Если случайно человеку попалась фальшивая купюра и он по
незнанию пытался ею расплатиться, купюра будет изъята полицией, но отвечать по
закону гражданин не будет. В тюрьме окажутся те, кто умышленно (то есть
специально) печатает и использует фальшивые деньги.
Нужно уметь отличать настоящие деньги от ненастоящих.
Ненастоящими деньгами нельзя расплачиваться.
Издание подготовлено в рамках совместного проекта Министерства финансов Российской Федерации и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».
«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы учащихся 2– 3 классов в сфере экономики семьи.
Курс рассчитан на 16 часов (2–3 классы).
Целью изучения курса «Финансовая грамотность» являются развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Основные содержательные линии курса:
Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.
Финансовая грамотность: учебная программа. 2 – 3 классы общеобразовательной организации
Программа курса «Финансовая грамотность» составлена для 2–3 классов (автор материалов для учащихся – С. Федин). В программе указаны цели и задачи курса, планируемые образовательные результаты и система их оценивания, приведён учебно-тематический план занятий, описаны формы и методы организации образовательного процесса, представлен перечень учебно-методических ресурсов.
Учебная программа 2020 (PDF, 246 Кб)
Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 2,3 классы общеобразовательной организации. В 2-х частях. Предлагаемое пособие поможет учащимся 2 и 3 классов освоить азбуку финансовой грамотности и научиться считать деньги. В доступной и занимательной форме в пособии изложены начальные базовые понятия из мира финансов, рассказывается об истории денег и о современных деньгах. Дети также узнают, как формируются доходы семьи, на что в семье тратятся деньги и как с умом ими управлять
Материалы для учащихся 2020 (часть 1) (PDF, 25.56 Мб)
Материалы для учащихся 2020 (часть 2) (PDF, 9.16 Мб)
Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 2 – 3 классы общеобразовательной организации
Пособие содержит методические рекомендации по преподаванию курса «Финансовая грамотность» во 2 и 3 классах общеобразовательной школы. Для каждого занятия определены цель и ключевой вопрос для обсуждения, описана организация учебной деятельности, приведены ответы к заданиям в рабочей тетради.
Методические рекомендации для учителя 2020 (PDF, 522 Кб)
Финансовая грамотность: материалы для родителей. 2 – 3 классы общеобразовательной организацииПособие фокусирует внимание родителей на темах курса «Финансовая грамотность», который их дети начали изучать на уроках в школе. В пособие включены следующие материалы: информация о том, что именно проходит ребёнок на занятиях в классе, содержание домашних заданий и ответы к ним, вопросы для совместного обсуждения с ребёнком, дополнительная информация для родителей по изучаемым темам, ссылки на полезные интернет-ресурсы.
Материалы для родителей 2020 (PDF, 311 Кб)
Финансовая грамотность: рабочая тетрадь. 2 – 3 классы общеобразовательной организации
В пособие включены задания для текущего и итогового контроля знаний обучающихся по всем темам курса «Финансовая грамотность» для 2 и 3 классов. Это проектные, исследовательские и тестовые задания, практические задачи и кроссворды. Предлагаемый материал позволит педагогам провести проверку знаний, скорректировать методику преподавания, выявить темы, которым необходимо уделить дополнительное внимание.
Рабочая тетрадь 2020 (PDF, 402 Кб)
Медведица напекла пирожков с малиной.
Вместе с медведем они решили, что 1 пирожок можно продать
за 12 рублей. Сколько пирожков сможет купить Лиса, если у неё 72 рубля?
ЗАНЯТИЕ
5 ЕСЛИ НУЖНО ВЗВЕШИВАТЬ
Цена 1 кг картофеля – 30 рублей, лука – 25 рублей, свёклы –
35 рублей.
Мама на рынке купила арбуз весом 11 кг по цене 15 рублей за
1 кг.
Составьте текст
Проверь ____________________ товара на контрольных весах.
товар, цена,
внимательно, необходимый, килограмм, взвешивать, вес, сдача, покупка.
ЗАНЯТИЕ
6 ЗАЧЕМ СЕМЬЕ СБЕРЕЖЕНИЯ
ПРИБЫЛЬ ОТ СВОЕГО ДЕЛА
«Мама, папа! Весь класс едет на
экскурсию в другой город, я бы тоже хотела», – сказала Люся в день получения
родителями зарплаты. « Хорошо, – сказала мама. – Мы с папой как раз рассчитываем
наши траты на предстоящий месяц. Твою экскурсию мы не запланировали. Однако
было бы совсем неплохо, если бы ты съездила. Может быть, ты найдёшь, на чём
можно сэкономить. Вот посмотри список наших трат на следующий месяц». И мама
протянула Люсе блокнот, в котором были записаны предстоящие расходы.
Кум Тыква очень хотел построить домик. Он экономил деньги и
покупал по 4 кирпича каждый год. Всего он скопил 120 кирпичей.
Питание – 33 тыс. рублей.
Прибыль от бизнеса мамы и папы – 50 тыс. рублей.
Товары для дома – 6 тыс. рублей.
Оплата коммунальных услуг (свет, вода, электричество) – 7
тыс. рублей.
Пенсия дедушки – 12 тыс. рублей.
Телефон, Интернет – 1 тыс. рублей.
Уроки английского языка младшей сестры – 4 тыс. рублей.
Стипендия старшего брата – 2 тыс. рублей. Транспорт – 3
тыс. рублей.
Поиграем в
дизайнера
Настоящие _____________ –
это купюры и ______________, выпущенные Центральным ____________ Российской
Федерации. Кроме настоящих денег могут встречаться и ____________. Деньги,
которые рисуют для _____________, – ненастоящие. Встретиться могут и ________________
деньги, – они так похожи на настоящие, что на первый взгляд их даже не
отличить. За подделку денег предусмотрено ____________________. Если в руки
попала фальшивая __________________, ею ни в коем случае нельзя даже пытаться
_____________________.
деньги, монеты, купюра, игры, Банк,
ненастоящие, фальшивые, наказание, расплатиться.
Стихи-загадки
Коль работаешь отлично,
Ждёт тебя твой стимул личный, Можешь смело, так и быть, Тратить
их или копить.
О чём речь? _________________
Раньше, в древние века
(денег не было пока),
Было всё лишь на обмен:
Хлеб орудию взамен.
Звался как у всех людей
Тот обмен? Пиши скорей ______________
Из кармана в кошельки
Скачут резво «кругляшки»,
Их можно тратить и
копить, Потом мечту осуществить.
А падая, звенят нередко,
Ведь из металла что? __________________
Рекламный плакат
У нашего Пекаря появился конкурент. Ему нужно привлечь внимание
покупателей к улучшенной булочке, а также к новому товару – безе. Нарисуйте
рекламный плакат для Пекаря.
Придумайте небольшое рекламное стихотворение или слоган.
1) ____________________________________________________________
2) ____________________________________________________________ 3) ____________________________________________________________
ЗАНЯТИЕ 7 ДЕНЬГИ В РАЗНЫХ
СТРАНАХ
Петя с родителями находится за границей. Всей семьей они
планируют посетить парк аттракционов. На сайте парка они узнали, что входной
билет стоит 25 евро. Нужно купить хотя бы два билета. Папа говорит Пете, что на
парк аттракционов они могут потратить 4000 рублей. в банке, где родители Пети
планируют обменять деньги, 1 евро стоит 75 рублей.
Давайте представим, что мы отправляемся в путешествие на
родину сказочных героев.
Перед поездкой во Францию Кирилл и Михаил отправились
менять рубли на евро. После обмена у них оказалось 40 евро.
«ДЕНЬГИ В РАЗНЫХ СТРАНАХ»
лЕгко ли вЕсти своЁ
ДЕло
ЗАНЯТИЕ 4 КОГДА РИСКУЕШЬ ДЕНЬГАМИ
Перебегать
улицу на красный свет светофора.
Дать
деньги в долг.
Участвовать
в уличной лотерее.
Проверить
сдачу, которую дал продавец в магазине.
Взять
конфету у незнакомого человека.
Трудное решение
Мишка планирует вложить накопленные деньги в новую пасеку.
Ему нужно приобрести 4 улья с пчёлами по 60 монет каждый, закупить банки для
мёда не менее 40 штук (каждая банка стоит 3 монеты), арендовать место на рынке
на три дня (один день стоит 8 монет).
Деньги могут не вернуть –
__________________________________
_____________________________________________________________
Может стать меньше покупателей –
____________________________
_____________________________________________________________
Предприятие может не заработать денег –
_____________________
владелец магазина;
давший деньги в долг; вложивший деньги в предприятие.
Нарисуйте плакат, который напомнит об опасностях
рискованных поступков, которые могут привести к потере денег.
Подсчитайте убытки
Однажды Пекарь не смог работать целый день из-за сильной грозы,
– в пекарне отключили электричество.
Было воскресенье, жители
города ждали свежие булочки.
Накануне пекарь уже купил все необходимые продукты:
Муки – 2 мешка по 20 монет
Яиц – 7 десятков по 10 монет за десяток
Масла – 5 кг по 50 монет
Сахар – мешок за 30 монет
Изюм – коробка за 20 монет
Сухофрукты, орехи и посыпка – 20 монет
Этого должно было хватить на производство 300 булочек по 3
монеты каждая. Но булочек не было. Пекарь понёс убытки.
Поговорки
ЗДОРОВЬЕ НЕ КУПИШЬ
ЗАНЯТИЕ
3 ЛЕГКО ЛИ ВЕСТИ СВОЁ ДЕЛО
Однажды Пекарь не смог работать целый день из-за сильной
грозы, – в пекарне отключили электричество.
Муки – 2 мешка по 20 монет за мешок.
Яиц – 7 десятков по 10 монет за десяток.
Масла – 5 кг по 50 монет.
Сахар – мешок за 30 монет.
Изюм – коробка за 20 монет.
Сухофрукты, орехи и посыпка – 20 монет.
Помогите
Пекарю
На следующий день, в понедельник, Пекарю нужно было не
только изготовить булочки, но и оплатить работу хлебопёков и водителей.
Для производства изготовления булочек ему нужно было:
Муки – 3 мешка по 20 монет.
Яиц – 10 десятков по 10 монет за десяток.
Масла – 8 кг по 50 монет.
Пекарь посчитал: в цехе работало 3 хлебопёка. Каждый
хлебопёк должен получить 40 монет. Для транспортировки хлеба необходимо 2
машины. Работа каждого водителя стоит 40 монет.
За этот день Пекарь произведёт 330 булочек. Пекарь продаёт
одну булочку за 3 монеты.
Рекламный
плакат
У нашего Пекаря появился конкурент и Пекарь решил
производить новые товары. Ему нужно привлечь внимание покупателей к новой
булочке, а также к пирожному «Безе». Нарисуйте рекламный плакат для Пекаря.
Два
столбика
фальшивые, подлинные, законные, неподдельные.
ответ:
________________________________________________________ Пояснение:
___________________________________________________ _______________________________________________________________
_______________________________________________________________
Два столбика
Пекарь рассказал о том, как он ведёт своё дело.
Как вы помните, я веду своё дело и так зарабатываю деньги. Но
когда ты ведёшь своё дело, есть риск его потерять. Вы знаете, что мои булочки
нравятся жителям города.
Но однажды я просто не смог их испечь.
Что-то случилось с
машиной у поставщика муки. И Пекарь решил ему позвонить.
Скажи, пожалуйста, когда приедет машина с мукой? – спрашивает
Пекарь Мукомола. – У меня осталось совсем немного муки. Её не хватит на выпечку
булок.
К сожалению, машина сломалась. Нужно пару дней, что-бы её
починить. Как только мы её починим, мука приедет в Пекарню, – ответил Мукомол.
Что же делать? – пришёл в ужас Пекарь.
Яйца – 10 десятков по 10
монет за десяток Масло – 10 кг по 50 монет Сахар – мешок за 40 монет
Бидон молока
– 30 монет
Джем – 10 монет
На производство безе пошло 10 десятков яиц и мешок сахарного
песка. Плюс работа двух пекарей – по 40 монет в день.
Получилось испечь 1000 безе! Пекарь продал их по 1 монете за
штуку.
Что увидел Пекарь?
Так Пекарь узнал, что у
него появился конкурент – другой пекарь из соседнего городка, который привёз в
магазин свои булки.
«Что же делать?» –
задумался пекарь. И решил посоветоваться со своими помощниками. Вот что они
предложили.
А давайте больше не будем выпускать наши булки! Мы лучше будем
печь хлеб и делать мороженое, – предложил первый помощник.
Сейчас большой урожай вишни. Она стоит недорого. Да-вайте
украсим наши булки вишенками, – предложил второй помощник.
А давайте всем рассказывать, что другие булки сдела-ны из плохой
муки, а мы печём свои булки только из хорошей, – предложил третий помощник.
А давайте будем продавать булки чуть подешевле, – предложил
четвёртый помощник.
Конкуренты – это обладатели своего дела, которые производят
одинаковый товар. Покупатели могут захотеть купить товар не у вас, а у вашего
соперника. Поэтому наш Пекарь должен подумать, как не потерять своих покупателей.
Своё дело
всегда связано с рисками. Владелец своего дела должен быть готов их
преодолевать.
После уроков к Пете подошёл приятель
Миша.
Петя, у тебя есть деньги? Не мог бы ты мне одолжить на время 30
рублей. Я забыл свои деньги дома, а мне очень хочется купить пирожок.
Петя знал, что у него
ровно три монеты по десять рублей. А все вместе они составляют 30 рублей. Те
самые 30 рублей, которые он хотел положить в копилку. Петя давно собирал
деньги, чтобы купить новый набор любимого конструктора. До заветной суммы
оставалось совсем чуть-чуть. Но как же отказать другу? «Не по-товарищески это
получится», – подумал Петя.
Петя полез в карман.
На, держи! – протянул Петя Мишке монетки.
Но ни на следующий день,
ни через неделю, ни даже через месяц Мишка так и не вернул долг.
Вы наверняка узнали нашего Пекаря, который успешно продаёт
булочки и пирожные жителям города. Но так было не всегда. Когда-то давно он
задумался о собственной пекарне. Пекарь смог накопить денег и решил открыть
пекарню, чтобы не только радовать жителей города, но и зарабатывать деньги.
Одолевали сомнения нашего Пекаря: хватит ли у него средств, сможет ли он
выпекать такие булочки, чтобы они понравились покупателям, получится ли
заработать.
Мы знаем, как Мишка любит мёд. Зная это, Лиса предлагает ему
общее дело: Мишка даёт денег Лисе, она покупает ульи и пчёл, получает мёд,
разливает его по банкам и продаёт на рынке. Доход обещает делить пополам.
Другими словами, Лиса предлагает Мишке вложить деньги в её дело.
Если человек одалживает деньги, есть риск, что он не сможет их
вернуть. Если человек имеет своё дело или участвует в совместном предприятии,
он рискует ничего не заработать и даже разориться. Риск потери денег является
финансовым риском.
Принимая
решения, связанные с деньгами, следует помнить о риске денежных потерь.
Занятие 5
Петя с мамой пришли на
рынок. Всё здесь для Пети интересно! Мальчик с любопытством смотрит по
сторонам: сколько здесь разных товаров! Какие большие прилавки!
Мама, а это что? – спрашивает Петя, указывая на боль-шие весы.
Это весы. Многие товары на рынке, прежде чем отдать покупателю,
продавец должен взвесить и рассчитать цену.
Мама с Петей подходят к продавцу
фруктов.
Взвесьте, пожалуйста, килограмм яблок и два килограм-ма слив, –
просит мама продавца. А Петя уже тянет маму дальше, ведь на соседнем прилавке
такое разнообразие шоколадных конфет и разноцветной карамели!
Но мама предупреждает Петю:
Не торопи меня, пожалуйста, и не отвлекай, пока я де-лаю
покупки.
За покупками можно ходить не только в магазины, но и на рынок:
там, как правило, больше выбор овощей и фруктов, а также можно выбрать товар за
невысокую цену. Но на рынке продавцы чаще всего сами взвешивают товар. И
покупателю надо быть очень внимательным, чтобы не быть обманутым.
Большой любитель грибов Ёж увидел на рынке Лису, которая
продавала прекрасные белые грибы. Подойдя к прилавку, он попросил взвесить два
килограмма грибов. Лиса поставила на весы корзину и начала складывать в неё
грибы. Когда стрелка достигла отметки два килограмма, продавец объявила цену
покупки. Но Ёж не спешит отдавать деньги. Ведь он поймал Лису на мошенничестве.
На рынках и в магазинах должны быть контрольные весы, с помощью
которых можно проверить реальный вес покупки. Лучше потратить несколько минут
на повторное взвешивание, чем потерять деньги.
Для того, чтобы не быть обманутым при
покупке товара, который необходимо взвесить, важно наблюдать за
взвешиванием и проверять
названную продавцом цену покупки.
Зайчиха
собрала в огороде морковь.
Мы помним, как важно планировать расходы семьи. Зная, какими
доходами будет обладать семья, ей предстоит распределить свои средства на
определённый срок.
В конце каждого месяца семья Маруси собирается вместе и
планирует, на что будут тратиться денежные средства семьи.
Сначала члены семьи учитывают обязательные расходы: продукты
питания, плату за квартиру, за транспорт, товары для дома. И только затем
решают, может ли семья позволить себе необязательные расходы, такие как
развлечения, экскурсии, покупка игрушек или новой техники. Такое планирование
называется составлением семейного бюджета.
Семейный
бюджет чаще всего составляется на месяц.
Часто семье требуется совершить крупную покупку, на которую не
хватает денег сразу.
И семья решает накопить денег, чтобы приобрести желаемую вещь.
Ведь если сейчас купить то, что очень хочется, в ближайшее время может не остаться
денег на обязательные расходы.
Накопления для будущей покупки по-другому называют сбережениями.
Если семья тратит слишком много, у неё не получится осуществить
сбережения.
Получив доходы, стоит сначала подумать о сбережениях, а
потом начать планировать расходы.
Петя и его семья прилетели на отдых в другую страну. Сразу же в
аэропорту они направились в пункт обмена валюты.
Медведь решил посетить своих родственников. Его двоюродный брат
живёт в другом городе России, а троюродный племянник – в далёкой Австралии.
В каждой стране есть своя валюта – деньги, которые выпускаются и
используются на территории этого государства.
Валюта России
называется рубль.
В любом городе нашей страны мы можем приобрести желаемые товары
на рубли.
Но если мы едем за границу и попадаем в другую страну,
расплатиться рублями у нас не получится.
И путешественники идут в пункт обмена валюты и обменивают рубли
на валюту той страны, куда они приехали.
Итак, наш
Мишка прилетел в Австралию.
Валюта в этой
стране называется австралийский доллар.
В аэропорту в обменном пункте предлагают за один австралийский
доллар 47 рублей, а в банке – 45 рублей.
Собираясь обменять валюту, мы знакомимся с условиями обмена и
видим, сколько получим местных денег, если обменяем имеющиеся у нас рубли.
Часто банки и обменные пункты предлагают разные условия обмена
валюты, и путешественники стремятся найти наиболее выгодные для них.
Чтобы покупать товары в другой стране, необходимо обменять
рубли на валюту этой страны. Важно сделать это на выгодных для себя условиях.
____________________________________________________________
____________________________________________________________
____________________________________________________________
На следующий день, в понедельник, Пекарю нужно было не только
изготовить булки, но и оплатить работу хлебопёков и водителей.
Для производства изготовления булок ему нужно было:
Пекарь считал: в цехе работало 3 хлебопёка. Каждый хлебопёк
должен получить 40 монет. Для транспортировки хлеба необходимо 2 машины. Работа
каждого водителя стоит 40 монет.
За этот день Пекарь произведёт 330 булочек. Пекарь продаёт одну
булочку за 3 монеты.
Пирожки
Вместе с медведем они решили, что 1 пирожок можно продать за 12
рублей. Сколько пирожков сможет купить Лиса, если у неё 72 рубля?
Текст с пропусками
Настоящие _____________
– это банкноты и _____________, выпущенные Центральным ____________ Российской
Федерации. Кроме настоящих денег могут встречаться и ____________. Деньги,
которые рисуют для _____________, – ненастоящие. Встретиться могут и ________________
деньги, – они так похожи на настоящие, что на первый взгляд их даже не
отличить. За подделку денег предусмотрено ____________________. Если в руки
попала фальшивая __________________, ею ни в коем случае нельзя даже пытаться
_____________________.
деньги, монеты, купюра,
игра, банк, ненастоящие, фальшивые, наказание, расплатиться.
Рубли и копейки
300 копеек ______
500 копеек ______
643 копейки _______
945 копеек _______