МОЙ ПЕРВЫЙ УРОК ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ. И СТОРИЯ ДЕНЕЖНОЙ ЕДИНИЦЫ
МОУ СШ № 101 г. Волгограда
Текст работы размещён без изображений и формул.
Полная версия работы доступна во вкладке “Файлы работы” в формате PDF
от руководителя исследования: «В наше нестабильное экономическое время, чтобы достойно жить, взрослым необходимо чётко планировать свой бюджет, делать накопления на будущее, умело распоряжаться денежными ресурсами. И поэтому, на наш взляд, важно, чтобы дети понимали ключевые финансовые понятия и принимали разумные решения, когда они начинают распоряжаться карманными деньгами. Чем раньше дети узнают, что такое деньги, откуда они берутся, что большая часть денег в семье тратится на необходимые потребности, тем прочнее будет у них основа финансовой безопасности и благополучия в будущем. Уже в младшем возрасте детей следует познакомить с элементарными экономическими понятиями и в процессе усложнения многократно повторять и закреплять их, учить применять полученные знания и навыки на практике».
Актуальность исследования. Мне, ученице 1 класса, стало интересно, знают ли другие ребята о том, откуда появились деньги, как они выглядили раньше и как выглядят сейчас в разных странах. Для этого я провела анкетирование в своём классе, (смотри приложение1,2), по результатам которого, я выяснила, что мои одноклассники не знакомы с историей возникновения денег, не знают, отккуда и почему они появились. Из 28 опрошенных мною одноклассников – 28 хотели бы об этом узнать.
Поэтому я поставила себе цель исследования: обосновать необходимость в разумном обращении с деньгами.
Объект исследования: торговые отношения между людьми мира на разных этапах развития человечества.
Предмет исследования: денежные единицы разных стран мира
Гипотеза: я предполагаю, что:
– возможно, изучая азы финансовой грамотности, можно разумнее тратить свои карманные деньги.
Давным-давно, в веке каменном, люди обходились без денег. Зачем они им были нужны? Всё необходимое для жизни они получали от природы. Ведь главное для человека – была еда да жильё.
Но оказалось, что не каждый человек, умевший делать топоры и прочее оружие, заодно являлся и хорошим охотником! Так возник взаимовыгодный обмен – бартер. Чем человеку всё самому делать, не лучше ли распределить обязанности и одну продукцию менять на другую, которую сам делать не можешь?
Со временем выделились товары, которые легко обменивались. Например, в Исландии вместо денег была сушеная рыба. Если бы это было сейчас, то мы увидели бы вот такую витрину: за ручку – 1 рыбина, за книгу – 3 рыбины, за портфель – 5 рыбин. В Китае, Японии – рис, чай, раковины. В Африке, Азии– раковины. На Тибете – грецкие орехи, шелк. У туземцев Америки – ткань. В Африке – бусы, украшения.(1,3)
На Руси деньгами служили и шкуры животных – песца, белки, соболя, куницы. Названия старинных монет непривычны для нашего слуха: куны, ногаты, резаны, белки. Куны – высоко ценились, это шкурки куницы. Ногаты – (мелкая единица), часть шкурки животного, лапка. Белки – шкурки белки. Резаны – обрезки серебряных монет. Если торговля шла на вес, то они служили как мелкие гирьки.
Блестящие, легкие, маленькие ракушки с Мальдивских островов в Индийском океане завоевали многие cтpaны Азии, Африки, Европы и с помощью арабских купцов попали на Русь, где им дали название «змеиная головка».
Итак, первыми деньгами были животные, меха, драгоценные камни, соль, зерно, посуда, мебель, обувь, одежда,драгоценные металлы и т.п. Как раз из драгоценных металлов (золота и серебра) стали чеканить первые монеты. Считают, что впервые монеты появились в 687 году до нашей эры, в Лидии (сегодня азиатской части Турции). Лидийские монеты чеканили из электрума – разновидности самородного золота. С большим содержанием серебра.
А вот в Древнюю Русь само слова «деньги» пришло с Востока. Д ЕНЬГИ – металлические и бумажные знаки, являющиеся мерой стоимости при купле-продаже, средством платежей и предметом накопления. « Толковый словарь С. Ожегова»
Насмену мехам пришли заграничные монеты (золотые дилары, серебряные диргемы и медные фельсы). Почему заграничные? А потому что на Руси в древности собственной добычи металлов не было. А прородительницей собственных русских денег можно считать гривну. Так назывались длинные полоски серебра, которые носили на шее. Надо что-то купить – снял с шеи – и расплатился. А если подешевле товар попался – не беда, – тут же топором гривну пополам. Такая половина называлась рубль. Когда товар стоил дешевле, рубль разрубали пополам – получались две полтины.
На Руси серебряные монеты Киевского князя Владимира появились в Х веке.
При Иване Третьем в 13 веке на новгородских монетах появилось изображение всадника с копьем – и стали они называться копейками.
Вот, оказывается, откуда пришло к нам название рубль и копейка – из глубокой древности.
Полкопейки – деньга, четверть- полушка,алтын- три копейки, грош – две копейки,гривенник- десять копеек, а также полтина и рубль существовали в качестве счетных единиц.
Курица стоила копейку, теленок – рубль, воз огурцов – копейка, одну копейку в день получал за свою работу плотник, за 3 копейки можно было купить крестьянскую избу.
При Петре I начался выпуск золотой монеты. В 18 веке распространённой золотой монетой стал червонец (3 рубля).
Бумажные деньги были изобретены в Китае в VIII веке. А в России бумажные деньги появились в 1769 г при Екатерине II.
Так, в XIX веке земский врач получал 10-15 рублей в месяц, шкура медведя стоила 1,5-2 рубля.
Переход к бумажно-денежному обращению резко расширил рамки товарного обмена. Бумажные деньги в отличие от металлических являются лишь знаками стоимости, представителями золота.
Электронные деньги впервые появились в 70-х годах. Пластиковая карточка представляет собой пластину стандартных размеров (85.6 мм 53.9 мм 0.76мм), изготовленную из специальной, устойчивой к механическим и термическим воздействиям, пластмассы.
Одна из основных функций пластиковой карточки – обеспечение идентификации использующего ее лица как субъекта платежной системы.
– Первой функции денег является способность измерять стоимость всех товаров.
– Деньги облегчают обмен товарами.
А как относились к деньгам наши предки?
Вот какие пословицы рождались на Руси:
-Деньги-хороший слуга, но плохой хозяин,
-На деньги ума не купишь
-Не имей сто рублей, а имей сто друзей
-Не хвались серебром, а хвались добром
– Не в деньгах счастье.
Представлена мною в виде презентации о том, что я узнала, когда проводила исследование.(Приложение3)
В результате своего исследования я узнала много нового о деньгах: о том, где их его родина и как они менялись с течением времени. Моя гипотеза подтвердилась. Мне было очень интересно узнать о том, как к моему исследованию отнесутся мои новые друзья-одноклассники. Я нашла информацию в литературе и в сети Интернет. По результатам исследования я сделала доклад в своём классе. Ребятам было интересно. Для себя я решила, что буду продолжать узнавать что-нибудь новое и делиться знаниями с ребятами.
Приложение 1 Анкета «Что вы знаете о деньгах»
1. Знаете ли вы, откуда появились деньги? Да / Нет/Не знаю
2. Хотели бы вы об этом узнать? Да / Нет/Не знаю
3. Вам было интересно моё выступление? Да / Нет/Не знаю
Всего приняли в опросе участие 28 человек
Приложение 3 «Презентация по теме работы»
Происхождение слова «деньги» в русском языке
Слово «тамга» переводят на русский язык как «знак», «штемпель».
На его основе возникло название монеты «тенга».
Денгой (по- татарски «звенящий») называли всего одну монету вплоть до XIX века.
Примитивные формы первых денег:
1 – раковины каури (моллюски);
2 – перламутровые подвески;
3 – связка денег-раковин;
4 – связка металлических денег-колец;
5 – железная мотыжка;
6 – бронзовый топорик;
7 – железные прутья из храма Геры в Аргосе;
8 – железный слиток из Британии;
9 – золотой диск из Микен;
10 – бронзовый слиток из Микен;
11 – медный слиток из Италии;
12 – римский слиток с клеймом .
Формы валюты в древности в различных странах: — каменные деньги (Исландия) — соль (Африка) — шерсть слона (Африка) — слоновая кость (Фиджи) — табак (Соломоновы Острова) — брикеты чая (Сибирь)
ВМЕСТО ДЕНЕГ ЧАСТО ИСПОЛЬЗОВАЛИ ПЛИТОЧНЫЙ ЧАЙ, КАКАО-БОБЫ, РЫБУ, КАМУШКИ, РАКУШКИ
Интересные факты о деньгах
Крупный рогатый скот, вероятно, является самой старой формой денег . В некоторых частях Африки он использовался в этом качестве вплоть до середины 20 века.
В Бирме до 20 века в качестве денег были соль и плиточный чай.
В Мексике — мешочки какао-бобов.
Деньгами в разных странах были: табак, сушеная рыба, зерна риса, кукурузы.
В Меланезии в роли денег выступали связки собачьих зубов, раковин .
Рупия, индийская монета, происходит от слова “рупа”, что значит “скот”. В Индии именно скот долгое время служил денежной единицей. В Риме с солдатами часто расплачивались мешками с солью (слово „жалование “ пришло оттуда) потому, что соли было мало и она была необходима для консервации продуктов. В Европе, в 1393 г., когда ввозимые специи ценились очень высоко и часто были редкостными, фунт шафрана стоил как тягловая лошадь. За фунт имбиря можно было приобрести корабль (сегодня имбирь стоит 2$ за фунт, но фунт шафрана стоит около 3.000$).
В период инфляции в начале 20-х годов XX века в Германии выпускались монеты из фарфора , которые однако, имели очень малый период обращения.
Монеты из фарфора использовались в Таиланде в начале 18-го столетия.
В XIII веке в Тибете имели широкое хождение соляные деньги – разновидность «натуральных денег», представлявшая собой палочки или кусочки соли со специальным штемпелем, который гарантировал качество и вес соли.
До того, как появились первые чеканные монеты, средством расчетов являлись полотна из льна. Лён очень высоко ценился в Европе, так как практически не произрастал на ее территории. От слова “полотно” берут свое начало слова с корнем “плата”. Кстати, слово “зарплата” на немецком звучит как der Lohn (дер Лоон).
В Китае много веков назад деньгами служили стандартные куски шелка.
Первые бумажные деньги появились в Китае в 812 году Н. Э.
Банкноты из полимерного пластика сейчас в ходу в Австралии, Бразилии, Малайзии, Таиланде и других странах.
Самая популярная банкнота в мире это 500 евро.
Френк Х. Макнамара стал изобретателем кредитной карты после того как у него не оказалось достаточно средств после ужина с друзьями. Так появился Diners Club.
Первым правителем приказавшим чеканить свою персону на монетах был Александр Македонский.
Денежная единица Ботсваны (Африка) — пула — переводится как «дождь». Также слово пула является приветствием на одном из языков этой засушливой страны.
На островах Яп в Тихом океане долгое время функцию денег выполняли огромные каменные монеты с дыркой в центре — «раи». Самые большие камни достигали 3 метров в диаметре и весили 4 тонны, поэтому при покупке их зачастую не перемещали с места на место, а просто писали на них имя нового владельца. Сегодня эти камни сохраняют своё символическое значение для местных жителей как атрибуты богатства.
Английский король Генрих VIII вместо изготовления серебряных шиллингов стал чеканить их из меди, покрывая затем серебром. Серебро быстро стиралось, особенно на самых выступающих частях, к которым относился и нос короля. Из-за этого король получил прозвище «старый медный нос».
Согласно опытам, на одной купюре может быть несколько сот тысяч микробов. Совет один: чаще мыть руки!
Обычные монеты регулируют ход самых знаменитых в мире часов — Биг Бен в Лондоне! Если часы уходят вперед, то главный хранитель часов кладет на маятник однопенсовую монету, которая убавляет секунду!
Монетку используют футбольные судьи при выборе ворот перед игрой.
В Японии из монеток, которые собрали дети, были отлиты колокола мира. Один из них установлен в Нью-Йорке.
Римская богиня Юнона имела титул Монета, что в переводе с латыни означает «предостерегающая» или «советница». Возле храма Юноны на Капитолии находились мастерские, где чеканили металлические деньги. Именно поэтому мы называем их монетами, а в английском языке от этого титула произошло общее название денег — «money» .
В средневековой Англии словом «pygg» назывался сорт глины, из которого делали домашнюю утварь. В горшках из такой глины люди часто хранили сбережения и называли их «pygg jar». Со временем термин превратился в «pig bank», и благодаря такому созвучию копилки стали делать исключительно в форме свиньи.
Первоначально талантом называлась самая крупная весовая и денежно-счётная единица в Древней Греции, Вавилоне, Персии и других областях Малой Азии. Из евангельской притчи о человеке, который получил деньги и закопал их, побоявшись вложить в дело, произошло выражение «зарыть талант в землю». В современном русском языке это выражение приобрело переносный оттенок в связи с новым значением слова талант и употребляется, когда человек не заботится о развитии своих способностей.
Самым необычным материалом для денег стала кожа тюленей.
Российско-американская компания в начале 19-го века выпустила в оборот 10 тысяч денежных единиц на сумму 42 тысячи рублей. До 1826 года эти деньги находились в обращении. На данный момент одна из этих монет стоит столько же, сколько кусочек золота равный ей по весу.
Существует забавная версия того, почему у монет ребристые края. Раньше у всех монет имелось достоинство, равное количеству содержащегося в них золота или серебра. Решение проблемы предложил Исаак Ньютон, который был по совместительству сотрудником Британского Королевского монетного двора. Мошенники пользовались этим, обрезая монеты по краям, тем самым уменьшая их номинал. Понятное дело обрезки отправлялись на переплавку. Именно поэтому ребристые края монет впоследствии устранили данный вид мошенничества. Эта часть на монетах оформляется таким образом по сей день и носит название гурт.
На индийских банкнотах всегда имеются булавочные проколы на левом поле. Они возникают потому, что в этой стране принято брошюровать денежные знаки в пачки. Раньше их прошивали нитками.
Самая распространенная валюта это “франк”. Франками рассчитываются в 34 странах мира.
Куна , денежная единица Древней Руси, находившаяся в обращении до конца 14 — начала 15 вв. Термин произошёл от названия меха куницы, имевшего хождение как меновая ценность в 10 — 11 вв.
Сегодня денежная единица в Хорватии.
Деньги времен кризиса 1921 года в Германии. Эти банкноты удивляют своим графическим оформлением
Купюры Зимбабве 2008 года в 10 миллионов долларов и 100 трлн. Долларов в условиях гиперинфляции
3 Ноября 1923 г. в Германии выходит купюра в 100 триллионов марок
На рубеже XIX-XX веков появились торговые и игровые автоматы, а также дорожные чеки.
В 1906 году Чарльз Кеттеринг изобрел электронный кассовый аппарат, имя которого связывают и с изобретением автоматического стартера для автомобильных двигателей, и с первым работающим от двигателя генератором.
История электронных денег
В 1918 году Федеральный Банк США впервые перевел деньги через телеграф. Так появились первые электронные деньги.
В 1920 г. появился первый инкассаторский автомобиль.
В 1937 году в Соединенных Штатах был выдан первый кредит.
В 1939 году появился первый банкомат! Первый банкомат по выдаче наличных денег был установлен 27 июня 1967 в районе Энфилд на севере Лондона (Великобритания) в отделении британского банка Barclays.
В 1950 году Фрэнк МакНарма выдал своим клиентам первые в мире кредитные карты.
В 1974 году Роланд Морено запатентовал первый микропроцессор под названием «смарт-карта», который позволил обмениваться информацией с центральным компьютером.
Четырьмя годами позже Дэн Бриклин произвел переворот в бухгалтерском учете, представив свои электронные таблицы, которые послужили прототипом сегодняшней Excel.
Происхождение слова «рубль»
Слово «рубль» появилось в XIII веке для названия «коротких, горбатых слитков» гривны. Гривну рубили и отсюда возникло слово «рубль». В то время рубль был счетной единицей, а в 1654 г. (по другим данным в 1704 г.) рубль впервые стал монетой.
Считается самой знаменитой русской монетой. Было изготовлено всего шесть полных пробных экземпляров.
По одной из версий название рубль происходит от мусульманской меры объема “рубь”, равной 4 литрам. Во времена Петра I медный рубль имел вид квадратной плиты из меди и весил чуть больше, чем полтора килограмма. В 14 веке на 1 рубль можно было приобрести 200 беличьих шкурок. В 18 веке около 41 килограмма соли.
В старину славянки носили на шее ожерелье из драгоценного металла – гривну (“грива” – шея). Украшения всегда были ходовым товаром. За гривну давали кусок серебра определенного веса. Этот вес назвали гривной. Он равнялся 0.5 фунта.
Первое приравнивание 1 рубля к 100 копейкам произошло в России в 1704 году. До этого не было точного соотношения денег.
В ходе денежной реформы 1535 года на Руси изображение всадника с саблей на монетах было заменено на изображение великого князя с копьём. На старинной русской серебряной копейке был изображен Георгий Победоносец с тем самым копьем. Позже такие монеты прозвали копейками.
Слово «копейка» появилось при Иване Грозном. В то время печатались серебряные монеты с изображением князя с копьем в руке. оттуда и пошло «копейные деньги».
Самая маленькая монета в России была «полушка», равнялась она 1/8 копейки. Впрочем были еще и монеты с оригинальным названием «чешуйки».
В 13 веке денежной и весовой единицей на Руси была гривна, делившаяся на 4 части («рубля»). Особенно увесистый остаток слитка называли «длинным рублём». С этими словами связано выражение про большой и лёгкий заработок — «гнаться за длинным рублём».
Монеты маленького достоинства составляли для людей большие неудобства. Их на себе прочувствовал даже сам М. В. Ломоносов, который один раз получил премию 2 тыс. рублей. Вес этой премии составил более трех тонн.
За все время существования Советского союза единственной золотой монетой был советский червонец. Примечательно то, что он являлся еще и единственной твердой валютой за всю советскую историю. Первые такие изделия отчеканили в 1923 году и выпускали их вплоть до 80-х годов.
Златник, золото, вес 4,15г. После принятия Христианства в 988г. чеканкой таких первых золотых монет Русь заявила о суверенитете своего государства. Вес златника надолго стал русской единицей веса под названием “золотник”.
Самая большая по размеру монета была отчеканена во времена правления Екатерины I в 1725 году. Ее размер составлял 18 на 18 сантиметров, толщина 5 миллиметров. Вес у монеты был нешуточный: 1 килограмм 636 граммов. В истории современной России самая крупная серебряная монета весом в 3 килограмма была выпущена в 1999 году
Русские кожаные деньги , выпущенные в обращение Российско-Американской компании в Аляске в 1816, 1826 и 1834 годах.
В 1897 году Россия по инициативе министра финансов С. Ю. Витте чуть было не лишилась рубля в качестве денежной единицы. Он предлагал ввести в обращение новую валюту с названием «Русь» или «Рус».
В 1919 г. в России была проведена попытка ввести в обращение весьма специфические деньги под названием «совзнаки». Это были кредитные билеты размером со спичечный коробок и больше похожие на крупные марки. Они печатались на одном листе по 25 штук, так что при необходимости приходилось отрезать купюры от листов.
Цены в России XVI века
Лошадь – 1 рубль 38 копеек
Корова – 67 копеек
Курица – 1,5 копейки
Утка – 3 копейки
100 яиц – 5 копеек
Пуд меда – 41 копейка
12 часов работы – 1 копейка
Особенности банкнот России
Памятник « Тысячелетие России» на фоне Софийского собора в Новгороде.
Мост через р. Енисей и часовня в г. Красноярске.
Плотина Красноярской ГЭС.
Скульптура в основании Ростральной колонны на фоне Петропавловской крепости.
Здание Биржи и Ростральная колонна в С-Петербурге.
Квадрига на портике здания Большого театра (г. Москва)
Здание Большого театра в Москве.
Памятник Петру I на фоне парусника в порту Архангельска.
Памятник Ярославу Мудрому, часовня на фоне кремля г. Ярославля.
Колокольня и церковь Иоанна Предтечи в г. Ярославле .
Памятник Н. Н. Муравьеву-Амурскому, набережная в г. Хабаровске.
Мост через р. Амур в г. Хабаровске.
Монеты разных стран мира
Спасибо за внимание !
Урок по финансовой грамотности “Как появились деньги”
учитель английского языка
Урок по финансовой грамотности на тему “Как появились деньги” для обучающихся 4 класса, проводится в рамках внеурочной деятельности. Представляет собой лекцию беседу с использованием интерактивных средств обучения.
– Здравствуйте ребята! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами. Сегодня нас ждет увлекательное занятие – урок по финансовой грамотности. Все ли готовы к уроку?
– Тогда мы начинаем! (Слайд 2)
– Сначала отгадайте загадки:
Это — средство обращения,Это — средство накопления. Средство стоимости также,Также средство платежа. А всякому нужна. (деньги)
– Сегодня мы будем разговаривать о деньгах. Выясним, что мы знаем о них, а что нам только предстоит узнать.
– Даже самые маленькие дети знают, что такое деньги. Они бывают бумажными и железными. Если их много, мы можем купить все, что захотим. А если у нас их мало, мы вынуждены экономить.
– Но что такое деньги по своей сути, мало кто задумывается. Как получается так, что в обмен на красивые бумажки и монетки, мы можем получать разные вещи??
– Зачем нам нужны деньги?
Без денег невозможно купить продукты, одежду, невозможно приобрести жилье, пользоваться коммунальными услугами, путешествовать, ходить в кино и кафе. ( Слайд 3)
-Какое значение имеют деньги в жизни человека?
Большое. Человек не может без них обходиться.
– Какие бывают деньги?
Дети: Бумажные, монеты. ( Показывают какие деньги сейчас есть у них).
– Все верно! Деньги бывают бумажными и в виде монет, они выражают стоимость товара, услуги, труда. По их количеству можно определить: богат человек или беден. Каждый день нам приходится иметь дело с деньгами. Деньги определяют достаток семьи, состоятельность фирмы, благополучие государства. Поэтому каждый, уважающий себя человек, должен уметь обращаться с деньгами и мы с вами тоже этому научимся на наших уроках финансовой грамотности.
– Самые первые деньги совершенно не были похожи на современные. В глубокой древности люди обменивались продуктами своего труда. Они обменивали товар на товар. Такие отношения между людьми получили название «бартер».
– Давайте посмотрим мультфильм, который поможет нам понять, как же происходил бартер.
– А теперь мы поиграем в игру «Найди и обменяй». Ваша задача выменять нужные вам предметы!
(детям раздается по одной карточке, на одной стороне которой нарисована картинка-предмет, то есть тот товар, который принадлежит игроку, а на другой стороне написано слово-название, которое необходимо получить в обмен на этот товар, далее дети начинают искать у игроков товар, который им нужен).
– Со временем, при обмене выбирался какой-то товар, который становился равнозначным ко всем товарам. То есть, все товары, которыми торговали в данной местности, приравнивались к определенному количеству этого товара. Так, например, в древней Монголии это был прессованный чай, а на Каролинских островах это были огромные камни. Среди народов Африки, Азии и Океании очень долгое время деньгами служили раковины. Раковины каури с Мальдивских островов были первыми мировыми деньгами. В этих раковинах просверливали отверстие, нанизывали на веревку и носили как бусы. Так, за одного быка отдавали тысячу таких раковин, совершенно бесполезных и ненужных. В Мексике деньгами были какао-бобы; в Канаде, Аляске и Сибири древние предки использовали в качестве денег шкурки ценных зверей; у некоторых племен Южной Америки и на островах Океании, деньгами были морские ракушки или жемчужины; племена Новой Зеландии вместо денег использовали камни, имеющие в середине отверстие. Кое-где деньгами служили зерно или соль. До изобретения монет одной из самых распространенных форм денег в древние времена был скот. Овца, бык, корова – это те деньги, которые использовали многие древние народы до того, как у них появились настоящие деньги. Таким образом, чем больше появлялось различных товаров, тем становилось сложнее их обменивать друг на друга. ( Слайд 4)
– Как вы думаете, удобны ли были такие деньги?
– Давайте посмотрим еще один мультфильм, чтобы понимать с какими проблемами сталкивались люди в древности и как они пришли к изобретению денег.
– А теперь поговорим о том, как же появились монеты. В древнем мире, в таких государствах, как Египет и Междуречье пользовались слитками металла различной формы, так как металл не портился, и не нужно было много места при перевозке или хранении. Металл легко делился на части и эти части использовались для мелких торговых операций. Но находились люди, которые жульничали, и пытались добавить медь и олово в слиток из чистого золота или серебра, или делали его облегченным. Тогда приходилось снимать пробу металла и проверять его на вес. Для того, чтобы предотвратить подделку денег, их стали клеймить. Так появились монеты.
До наших времен дошли сведения о том, что первые монеты чеканили в государстве Лидии в VII веке до нашей эры. Их изготавливали из электра- это сплав золота и серебра. На греческом острове Эгине почти в этот же период появляются серебряные монеты. Их называли «черепашками», так как на них изображалась черепаха – животное, которое почиталось на этом острове. Далее монеты начали чеканить на всем Средиземноморье, в Китае и Индии. Форма таких монет долгое время оставалась различной. Монеты были в виде чешуек, лепешек, в форме дельфина и т.д. Постепенно общим эквивалентом становятся золото и серебро. Такие новые деньги сильно упростили торговлю за счет своего удобства и расширили границы.
Как же стали называть, величать деньги? На римских монетах, выбитых еще в 45 году до нашей эры, на лицевой стороне изображена голова богини Юноны и написано слово: «монета». Слово: «монета» – это одно из прозвищ богини Юноны. Так и появилось это слово.
Монеты имеют разные названия, например, древнегреческая монета – драхма получила свое название от пучка железных прутьев, которые использовались до появления самих монет. Все дело в том, что шесть таких прутьев составляли «драхму»- пучок, который в то время считался денежной единицей. Названия же других монет восходят к единицам веса. У римлян была весовая единица – либра. Далее это слово перекочевало к византийцам, но уже в измененном виде и стало – литра, а к итальянцам – лира. А у англичан фунт стерлингов означал фунт серебра. ( Слайд 5)
(Слайд 6) А у нас, на Руси деньги имели свою историю. Ученые изучали монеты, и им стало ясно, что на Руси деньги появились с 9 века и возникли самостоятельно. Они пришли не с Востока, и не с Запада. На Руси существовала весовая единица-гривна, куна, резана и ногата. Со временем гривну стали называть денежной единицей. А вот происхождение слова «рубль» связано со словом «рубить». Дело в том, что денежные слитки рубили на отдельные кусочки. Впервые слово «рубль» встречается в берестяных грамотах 13 века. В то время рублями называли новгородские гривны – серебряные слитки весом около 200 грамм. В 14 веке рубль становится счетной единицей равной 200 московских денег или 100 копейкам, но как самостоятельная монета рубль впервые появился только в середине 17 века. Но изготавливалась эта монета недолго, и лишь в начале 18 века царь Петр первый возобновил чеканку монет достоинством в один рубль. ( Слайд 7) И с тех пор рубль является денежной единицей нашего государства. Сегодняшний рубль равняется 100 копейкам. А само слово «копейка» произошло от изображения всадника с копьем. Со временем люди перешли к чеканке монет из драгоценных металлов, далее придумали бумажные деньги, которые обеспечивались драгоценными металлами. Но у металлических денег оказались недостатки -они тяжёлые и занимают немало места. Но люди придумали выход – золото сдавали в банк на хранение, а взамен брали с собой в дорогу бумажные расписки на это золото. Вот так впервые появились на свет бумажные деньги, на которых было написано какому количеству золота, хранящегося в банке, они равны. И лишь при Екатерине II появились бумажные деньги, их еще называли «катенька». ( Слайд 8)
4. Закрепление новых знаний. Практическая работа.
– Ребята, у каждого из вас на столах есть монеты разного достоинства: 1 рубль, 5 рублей, 10 рублей. Посмотрите внимательно и скажите, что изображено на монетах?
Дети: Орел! Год выпуска!
– Сравните их. Далее найдите на монетах лицевую и оборотную сторону. Оборотная сторона, на которой указан её номинал, то есть достоинство, называется «реверс» или «решка». Кто из вас знает, почему «решка»?
– Решка – это сокращенное или искаженное от слова «решетка». Во время денежной реформы, которая произошла при царе Петре первом в обращение ввели серебряный рубль с монограммой царя, составленной из четырех переплетенных букв П и римской цифры 1. Это очень напоминало решетку, и так в разговоре появилось слово «решка».
– Сторона монеты, на которой изображен герб, портрет или какой-то другой рисунок- лицевая. Она называется «аверс» или «орел». Ребро монеты называется «гурт», а надпись на монете называется «легенда». Давайте найдем все эти части монеты!
– Давайте еще немного поиграем! Игра называется «Денежные пазлы». Ваша задача как можно быстрее собрать пазлы. У вас на партах лежат конверты, в которых находятся отдельные части разных купюр. Какие купюры у вас получились?
Дети: 50 рублей, 10 рублей, 500 рублей, 100 рублей, 1000 рублей!
– Ребята, мы с вами отлично поработали сегодняшнем на уроке! Давайте подведем итоги и продолжим следующие фразы:
Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/514195-urok-po-finansovoj-gramotnosti-kak-pojavilis-
Также вас может заинтересовать
«Свидетельство участника экспертной комиссии»
КОНСПЕКТ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ
«Как появились деньги?»
Цели деятельности учителя: ознакомление обучающихся с историей возникновения денег, названий некоторых денежных знаков; формирование представления об экономических причинах возникновения денег; ознакомление с понятиями «бартер», «деньги».
значение понятий «деньги», «бартер»; о товарно-денежных отношениях, об истории появления денег;
соотносить денежные средства со временами их использования.
умение определять, высказывать свое мнение, выражать свои эмоции, формировать мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
«открытие» нового знания
учебная презентация, раздаточный материал, «Толковый» словарь им. Ожегова, металлические деньги.