изучение преимуществ программы финансовой грамотности для учащихся начальной школы и обучение молодых учащихся финансовой грамотности 2 обновленный текст

ИЗУЧЕНИЕ ПРЕИМУЩЕСТВ ПРОГРАММЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ И ОБУЧЕНИЕ МОЛОДЫХ УЧАЩИХСЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ 2 ОБНОВЛЕННЫЙ ТЕКСТ Финзачет
Содержание
  1. Ошибки родителей
  2. С какого возраста давать деньги ребенку?
  3. Как развить финансовую грамотность у школьников
  4. Каких ошибок избегать при обучении финансовой грамотности
  5. Как заниматься финансовой грамотностью дома
  6. Школы финансовой грамотности для детей
  7. Как учить детей, если у вас не хватает знаний
  8. «Большая пятёрка» вопросов от американского нацбюро экономических исследований
  9. Учитесь вместе с ребёнком и развивайтесь сами
  10. Используйте игровые методы и проходите бесплатные онлайн-курсы по финграмотности
  11. Топ-10 игр по финансовой грамотности для детей
  12. Финансовая грамотность для детей разного возраста
  13. Ученики начальных классов
  14. Ученики средних и старших классов
  15. Какой курс по финграмотности выбрать
  16. Игры для обучения
  17. «Магазин»
  18. «Денежный поток»
  19. «Монополия»
  20. «Экономикус»
  21. Финансовая грамотность для детей дошкольного возраста
  22. Правила обучения финансовой грамотности для дошкольников
  23. Игры и мультфильмы о финансовой грамотности для дошкольников
  24. Как выбрать материалы и чем заниматься с ребёнком дома
  25. Ученики 1–4 классов
  26. Ученики 5–8 классов
  27. Ученики 9–11 классов
  28. Сколько денег давать?
  29. Резюме
  30. Необходимость учить ребенка финансовой грамотности
  31. Какие темы мы обсуждаем на уроках
  32. Финансовая грамотность для школьников
  33. Поощрение деньгами
  34. Как научить ребёнка финансовой грамотности

Ошибки родителей

Далее рассмотрим самые распространенные ошибки родителей, которые возникают при обучении ребенка обращению с деньгами и могут повлиять на процесс только негативно:

С какого возраста давать деньги ребенку?

Если просто так дать шестилетнему ребенку деньги, с которыми он только знает, что надо идти в магазин, а что делать дальше – не знает, ничем хорошим это точно не кончится. Основы финансовой гр­амотности детей дошк­ольного возраста закладываются с первыми карманными деньгами и первыми инструкциями от взрослых – одно без другого невозможно.

Как развить финансовую грамотность у школьников


ИЗУЧЕНИЕ ПРЕИМУЩЕСТВ ПРОГРАММЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ И ОБУЧЕНИЕ МОЛОДЫХ УЧАЩИХСЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ 2 ОБНОВЛЕННЫЙ ТЕКСТ

Школьники и подростки готовы к большей самостоятельности, в том числе в вопросе финансов

Уже в начальной школе ребенку можно давать небольшие карманные деньги, говорит Анна Мусихина. Это формирует ответственность за наличие и трату собственных финансов: ребенок сможет самостоятельно распоряжаться ограниченной суммой, и у него будет выбор, например, купить шоколадку в школьной столовой или отложить деньги на какую-нибудь игрушку.


ИЗУЧЕНИЕ ПРЕИМУЩЕСТВ ПРОГРАММЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ И ОБУЧЕНИЕ МОЛОДЫХ УЧАЩИХСЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ 2 ОБНОВЛЕННЫЙ ТЕКСТ

Анна Мусихина, академический директор и методист курса по финансовой грамотности онлайн-школы для детей и подростков Skysmart

«Каким образом выдавать школьнику финансы, на карту или наличными? И то и другое полезно. Лучше вводить оба варианта, чтобы ребенок был с ними знаком и понимал, как считать физические деньги и как отследить все траты в приложении банка. Карточку можно заводить примерно с восьми лет. Родители должны объяснить ребенку, как ей пользоваться».

Нередко подростки попадают в ловушку сравнения, говорит психолог Эльвира Кетлер. Просматривая в том числе социальные сети, они видят самые яркие моменты из жизни друзей, кумиров и совершенно незнакомых людей. Родитель может услышать, что у кого-то появился новый iPhone, а сын/дочь ходит со старым смартфоном. Удовлетворенность начинается в среде, констатирует эксперт. Поэтому для начала признайте желание ребенка, но приведите рациональные аргументы, почему на данный момент такая покупка невозможна. Отдельно не забывайте проговаривать важность нематериальной стороны жизни.


ИЗУЧЕНИЕ ПРЕИМУЩЕСТВ ПРОГРАММЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ И ОБУЧЕНИЕ МОЛОДЫХ УЧАЩИХСЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ 2 ОБНОВЛЕННЫЙ ТЕКСТ

Эльвира Кетлер, клинический психолог, детский психолог, специалист платформы Alter

«Если ребенок хочет дорогой велосипед, предложите более выгодную альтернативу. Расскажите, что, выбрав модель попроще, можно купить и рюкзак, который он давно хотел. Дети должны уметь взвешивать решения и понимать возможные результаты. Научите ребенка отдавать деньги на благотворительность. Позвольте ему выбрать организацию, приют для животных или даже кого-то из своих знакомых, кому нужна небольшая помощь. Со временем он увидит, что пожертвования влияют не только на людей, которым он их дает, но и на него самого. Подростки могут сильно интересоваться брендами, поэтому познакомьте их с идеей владения акциями компании, которую они любят. Для этого детям более старшего возраста можно открыть брокерский счет, выделив на эти цели небольшую сумму».

Каких ошибок избегать при обучении финансовой грамотности

Правильное отношение к деньгам должно формироваться ещё в детском возрасте. В этом и состоит цель финансовой грамотности. Она дает возможность узнать основы работы общественной экономики и помогает проложить путь к успешному будущему.

Можно получать большую зарплату и не понимать, куда уходят деньги и почему их все равно нет. Количество играет значимую роль, но куда важнее уметь распоряжаться средствами с умом. Важно то, на что мы их тратим, куда инвестируем и откладываем ли капитал на заветные цели.


ИЗУЧЕНИЕ ПРЕИМУЩЕСТВ ПРОГРАММЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ И ОБУЧЕНИЕ МОЛОДЫХ УЧАЩИХСЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ 2 ОБНОВЛЕННЫЙ ТЕКСТ

Финансово грамотный человек умеет управлять своими доходами и расходами, правильно распределяет средства, откладывает, инвестирует и не участвует в подозрительных финансовых операциях.

Финансовая грамотность – это знания не про экономию и предпринимательство. Можно иметь невысокий доход, но при этом не брать необдуманные кредиты и займы, не принимать участие в очередной финансовой пирамиде и не оставаться с пустым кошельком спустя неделю после зарплаты.

Правильное отношение к деньгам нужно прививать с самого детства. Это не только умение считать свои расходы и доходы, но и способность контролировать свои «хочу» и обдуманно подходить к совершению покупок. Привить это может только семья.

Изучив основы финансовой грамотности, ребенок получит следующие навыки:

Осенью 2016 года во многих школах России ввели новое направление по развитию навыков финансовой грамотности в рамках дисциплины обществознание. В планах ввести основы этого курса и в такие предметы, как ОБЖ, история, математика и география.

Для того чтобы население России оперативно реагировало на все изменения в экономической сфере, дети должны получать первые знания уже сидя за партой. Темы денежных валютных операций, семейного бюджета, накоплений и финансовой стабильности – всё это поможет ребенку в будущем быть состоятельным. На мировом уровне практика использования в обучении программ по финансовой грамотности для детей хорошо повлияла на развитие государства.

На сегодняшний день любой ребенок совершает самостоятельные покупки и пользуется приложениями. А некоторые дети даже являются владельцами пластиковых карт. Это говорит о том, что уже с малого возраста они участвуют в торгово-финансовых отношениях и производят денежные операции. Именно поэтому внедрение финансовой грамотности для детей начальной школы является необходимой мерой.


ИЗУЧЕНИЕ ПРЕИМУЩЕСТВ ПРОГРАММЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ И ОБУЧЕНИЕ МОЛОДЫХ УЧАЩИХСЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ 2 ОБНОВЛЕННЫЙ ТЕКСТ

Летом 2021 года на законодательном уровне утверждено обязательное преподавание финграмотности. Закреплено это в Федеральных государственных образовательных стандартах образования как начального, так и общего. В разработке принимал участие Банк России. Они работали над частью про финансовое просвещение.

Учителя средней школы доносят до учеников риски, связанные с предпринимательской деятельностью, а также рассказывают о видах мошенничества и многом другом. Отдельное введение предмета по финансовой грамотности чиновниками не предусмотрено. Новая дисциплина будет частью таких предметов, как окружающий мир и обществознание, математика и география.

В некоторых образовательных учреждениях финграмотность преподают на факультативных мероприятиях. Это позволяет ученикам подходить к изучению с интересом и не думать об оценках.


ИЗУЧЕНИЕ ПРЕИМУЩЕСТВ ПРОГРАММЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ И ОБУЧЕНИЕ МОЛОДЫХ УЧАЩИХСЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ 2 ОБНОВЛЕННЫЙ ТЕКСТ

Также такой формат занятий дает больше свободы в выборе образовательной методики. Классическое донесение информации (лекции, конспекты, доклады) не пробуждают интерес у современных школьников. Совместный мозговой штурм и разработка общей идеи, в совокупности с проектной деятельностью – вот что популярно в нынешнем образовании. Это точно пробудит интерес к финансовой сфере.

Для учеников начальной школы можно включать познавательные мультфильмы и проводить занятие в формате финансовой игры. Отличную финансовую грамотность для детей дает игра монополия.

Как заниматься финансовой грамотностью дома

Я убеждена, что базу финграмотности дети получают дома. В семье не стоит делать тему денег табуированной. Лучше всего ребенок учится, следуя примеру родителей. Вот что советую.

Обсуждать семейный бюджет. Объясните ребенку, как распределяются деньги в семье, на что они уходят, накопления и финансовые планы.

Говорить о финансах по ситуации. Походы в магазин можно сделать полезными, если обсуждать, как формируются и растут цены, почему фрукты дороже зимой, чем летом, какими функциями банка пользуются члены семьи, какие сообщения от мошенников вы получали.

Вовлекать в процесс управления деньгами. Позовите ребенка вместе снять показания со счетчиков. Дайте возможность расплатиться самостоятельно на кассе. Сходите вместе в банк и обменяйте валюту перед отпуском.

Расскажите ребенку, сколько денег уходит на обязательные платежи и как оплачивать счета, чтобы во взрослом возрасте квитанция за квартплату не стала для него неприятным открытием. Школьникам желательно периодически выделять сумму на карманные расходы и на первых порах помогать с планированием трат.

Школы финансовой грамотности для детей

Обучить ребенка обращению с карманными деньгами и финансами в целом помогают специализированные школы и профильные курсы. Они полезны в случаях, когда у родителей нет времени на воспитательные процессы либо у них не получается выстроить с ребенком нужный контакт. Школы финансовой грамотности – мастхэв для тех родителей, которые сами не владеют представлениями о правильном распоряжении деньгами, но хотят исключить эту проблему из жизни ребенка.

С шести лет ребенка можно отдать на онлайн-курс школы «Умназия», где за 20 часов он пройдет курс юного экономика: узнает о рынке и о том, как он устроен, погрузится в историю товарно-денежных отношений, научится ставить цели, вести бюджет и даже ориентироваться в банковских продуктах и инструментах.

Если ребенку от 8 до 17 лет, ему подойдут трехмесячные курсы онлайн-школы «Финик», по окончании которых ученик получит настоящий диплом.

Тем семьям, где финансовой грамотности хотят обучиться и родители, и дети, есть комбинированные программы, например, в «Школе молодого предпринимателя МГУ». В нее включены финансовые чемпионаты и решение кейсов.

Хорошая подборка проверенных онлайн-школ по обучению финансовой грамотности для детей есть в ТЖ.

Отметим, что онлайн-школы – это подспорье домашней работе, но начинать правильному обращению с деньгами нужно раньше, чем в 10 лет, пока деструктивное поведение и расточительство не стали привычками, от которых будет сложнее избавиться.

Как учить детей, если у вас не хватает знаний

Одни люди считают себя финансовыми гениями, другие ощущают небольшую или значительную нехватку знаний. При этом уровни фактической и кажущейся осведомлённости порой отличаются. Получить примерную оценку своей финансовой грамотности довольно легко.

С 2009 года Национальное бюро экономических исследований США использует «большую пятёрку» вопросов для оценки финансовой грамотности граждан. Аналогичные экспресс-диагностики на русском языке можно найти в сети.

«Большая пятёрка» вопросов от американского нацбюро экономических исследований


ИЗУЧЕНИЕ ПРЕИМУЩЕСТВ ПРОГРАММЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ И ОБУЧЕНИЕ МОЛОДЫХ УЧАЩИХСЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ 2 ОБНОВЛЕННЫЙ ТЕКСТ

ИЗУЧЕНИЕ ПРЕИМУЩЕСТВ ПРОГРАММЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ И ОБУЧЕНИЕ МОЛОДЫХ УЧАЩИХСЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ 2 ОБНОВЛЕННЫЙ ТЕКСТ

Учитесь вместе с ребёнком и развивайтесь сами

Финансовая грамотность — это знания, умение их применять и отношение к деньгам. Получить знания и натренировать навыки можно в интернете и дома. Сформировать здоровое отношение к финансам, богатству и заработку сложнее, потому что собственные убеждения по отношению к деньгам увидеть непросто. Мы не осознаём свои установки, однако они влияют на благосостояние.

Если человек верит, что деньги должны доставаться с трудом, он обречён тяжело работать за зарплату. В то же время некоторые получают сотни тысяч рублей, показывая свою жизнь или распаковывая киндер-сюрпризы в ютьюбе. Чтобы избавить детей от вредных убеждений, которые помешают им стать богатыми и успешными, нужно начать с себя.

Финансовая грамотность похожа на эмоциональный интеллект: ребёнку гораздо легче научиться владеть своими эмоциями или жить в достатке, если это уже умеют в его семье.

Приобретать знания и развивать умения необходимо, но не достаточно: нужно выявлять вредные убеждения и менять их на полезные установки. Такую работу легче всего делать на курсах развития денежного мышления и психологии денег.

Советы о том, как помочь ребёнку разобраться в финансах, вы найдёте в литературе для родителей. В книге «Как превратить своего ребёнка в финансового гения» американка Бет Коблайнер даёт рекомендации родителям малышей, школьников и студентов. Читателям с любым уровнем доходов будет полезно узнать 14 правил разговора о деньгах или как распознавать маркетинговые уловки.

Сингапурские авторы-предприниматели дают рекомендации в книге «Дети и деньги. Книга для родителей из страны, в которой научились эффективно управлять финансами». Адам Хо и Кеон Чи излагают основы финансовой грамотности на конкретных примерах и предлагают тесты для самопроверки по каждой теме.

Используйте игровые методы и проходите бесплатные онлайн-курсы по финграмотности

В целом знание основ экономики и финансовой грамотности помогает школьникам осознанно подходить к вопросу накоплений и трат. Для того, чтобы подросткам было легко и интересно погружаться в тему финансовой грамотности методисты «Фоксфорда» разработали бесплатный курс и игру-викторину «Потрачено! Как родители реагируют на ваши расходы».

В игре школьникам предстоит принять самостоятельные решения, например о вкладах, инвестициях и дорогих покупках, и не попасться на популярные схемы финансового мошенничества. По итогам игры каждый участник получит доступ к бесплатному мини-курсу по финансовой грамотности. За четыре коротких эпизода ребята узнают, как защититься от уловок мошенников, накопить и приумножить сбережения и заработать первые деньги. Викторина и курс доступны по ссылке.

Топ-10 игр по финансовой грамотности для детей

Наибольшая эффективность в усвоении знаний достигается посредством игровой формы. В рамках программы «Финансовая грамотность» разработаны игровые занятия, позволяющие получить опыт, который пригодится в реальной жизни. С их помощью растет уровень финансовой грамотности и закладывается интерес к грамотному финансовому поведению.

Эта деловая игра позволяет лично спланировать финансовые расходы на примере сказочных персонажей. Учит рационально тратить средства.

Игра помогает разобраться в существующих источниках дохода, знакомит с понятием инфляции и учит составлять личный финансовый план.

Игра знакомит с терминами в финансовой сфере и их значениями и помогает их актуализировать.

Карточная игра дает участникам возможность познакомиться с налоговыми обложениями. С её помощью можно понять, за что нужно платить налоги и какие последствия грядут в случае их неуплаты. Игроки узнают, что такое НДС, социальные выплаты и налог на доход.

Игра показывает, какие существуют риски утраты денежных средств и какие есть способы защитить себя от потери. Ученики узнают, что такое страхование.


ИЗУЧЕНИЕ ПРЕИМУЩЕСТВ ПРОГРАММЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ И ОБУЧЕНИЕ МОЛОДЫХ УЧАЩИХСЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ 2 ОБНОВЛЕННЫЙ ТЕКСТ

Игра про захват игровых территорий и крепостей, где финансовая грамотность позволит выйти в лидеры. В процессе игры приобретаются знания об источниках семейных доходов и расходов, и видах налогов, подлежащих к уплате.

Игра позволяет окунуться в популярную на сегодняшний день профессию блогера. В процессе игроки учатся писать тексты, анализировать полученную информацию и правильно формулировать советы относительно финансов для других участников. По окончании у каждого будет опыт в составлении индивидуального финансового плана, постановке материальной цели и прогноза по срокам её достижения.

Игра рассчитана на детей школьного и дошкольного возраста. Она знакомит с азами финансовой грамотности и дает понимание о том, что такое деньги и какова их роль в современном обществе. Через игровой опыт формируется правильное отношение к финансовому планированию и появляется представление о способах получения дохода. Всё это помогает достичь поставленной цели.

Эта деловая игра учит принимать верные решения на всех этапах запуска бизнеса в ужесточенных условиях конкуренции. Отлично знакомит с темой предпринимательства.


ИЗУЧЕНИЕ ПРЕИМУЩЕСТВ ПРОГРАММЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ И ОБУЧЕНИЕ МОЛОДЫХ УЧАЩИХСЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ 2 ОБНОВЛЕННЫЙ ТЕКСТ

Игра про семейный бюджет, где игроки сквозь призму собственного опыта осознают влияние всевозможных событий на увеличение или уменьшение расходов. Позволяет лично убедиться в ценности финансового планирования семьи.

Финансовая грамотность для детей разного возраста

К сожалению, на сегодняшний день программа детских садов не включает в себя такую финансовую грамотность для дошкольного возраста. Тут груз ответственности лежит целиком и полностью на родителях. Именно они объясняют ребенку, что прежде, чем совершить покупку желаемого, им приходится трудиться на работе.

Понятие о том, что за достаточным количеством денежных средств скрываются большие возможности, должно приходить в возрасте от 4 до 7 лет. Взаимодействие с ребенком на эту тему можно вести в форме ролевых игр. Должны доносится правила поведения в магазине и транспорте, а также другие основные моменты финансовых отношений в обществе. Малыш должен понимать, что за игрушку или проезд нужно заплатить.


ИЗУЧЕНИЕ ПРЕИМУЩЕСТВ ПРОГРАММЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ И ОБУЧЕНИЕ МОЛОДЫХ УЧАЩИХСЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ 2 ОБНОВЛЕННЫЙ ТЕКСТ

Ученики начальных классов

Первые осознанные шаги во взрослую жизнь дети делают в начальной школе. Знание основ финансовой грамотности не позволит ребенку растеряться и совершить большое количество ошибок. Он будет осознавать, для чего вообще существуют деньги, и научится их считать. Вводят курс в начале второго класса. В начальной школе дисциплина рассчитана на:

Ученикам рассказывают о том, что такое деньги, знакомят с историей их возникновения, дают понятие об их видах и выполняемых функциях. Также дети узнают про определение семейного бюджета. Курс включен в такие дисциплины, как математика и окружающий мир.


ИЗУЧЕНИЕ ПРЕИМУЩЕСТВ ПРОГРАММЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ И ОБУЧЕНИЕ МОЛОДЫХ УЧАЩИХСЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ 2 ОБНОВЛЕННЫЙ ТЕКСТ

Ученики средних и старших классов

Обучение финансовой грамотности в большей степени направлено на учащихся 5-11 классов. В этом возрасте дети уже имеют достаточно знаний о денежных средствах, товарно-денежных взаимоотношениях и институтах финансов. Это полноценные потребители, которые пользуются всеми ресурсами информации (сеть Интернет, мобильные приложения). Именно в этом возрасте начинается путь в освоении финансовых продуктов и инструментов.

Знания, полученные на уроках, должны не только отложиться на подкорке, но иметь в последующем активное применение в жизни. Это и есть главная цель обучения. Интерактивный формат моделирования различных ситуаций и ролевые игры позволяют подростками легче усваивать информацию. На уроках школьники узнают о финансовых рынках, различных услугах и продуктах, пытаются оценить риски в той или иной сфере.

Какой курс по финграмотности выбрать


ИЗУЧЕНИЕ ПРЕИМУЩЕСТВ ПРОГРАММЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ И ОБУЧЕНИЕ МОЛОДЫХ УЧАЩИХСЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ 2 ОБНОВЛЕННЫЙ ТЕКСТ

Подобрать курс можно практически для любого возраста, в том числе для ученика начальной школы

Предмет «Финансовая грамотность» включен в образовательную программу большинства школ. При желании уделить время этой науке можно на специальных курсах. Как правило, подобные программы доступны в разных форматах. Подобрать курс можно практически для любого возраста. Длительность любая — от нескольких недель до пяти дней. Вот некоторые платформы для детей, которые предоставляют курсы по финансовой грамотности:

Игры для обучения

Лучший способ обучить ребенка чему-либо – это игра. В начальной школе на игровой деятельности в разной степени строится весь процесс обучения. Освоение финансовой грамотности – не исключение. Предлагаем несколько вариантов полезных игр, которые познакомят ребенка с миром торгово-денежных отношений и рынков.

«Магазин»

Игра в магазин элементарна, подойдет для самых маленьких детей. Если ребята играют в нее сами по себе, то только воспроизводят покупателя и продавца в своем восприятии. Если в процесс включить взрослого, он поможет разобраться детально во всех нюансах:

Для большей реалистичности рекомендуем сделать имитацию денег с каким-то номиналом, так будет интереснее отсчитывать нужное количество купюр для расчета и сдачи.

Преимущества игры в «магазин» – она не ограничивает участников, играть можно дома, в гостях, на улице, в детском саду, продавая абсолютно все вокруг, если нет специального игрового реквизита.

«Денежный поток»

Настольная игра для дошкольников «Денежный поток» изобретена Робертом Кийосаки для повышения финансовой грамотности людей. Она показывает ребенку, как заставить деньги работать на себя.

В ходе игры дети и взрослые учатся обращаться с финансами, организовывать хороший финансовый старт и пассивный доход. Участники действия инвестируют, получают зарплату, занимаются благотворительностью, в итоге достигают цели. Кто первый – тот молодец. « Денежный поток» – это практическое пособие по финансовой грамотности, основам экономики, финансовым операциям. Кроме того, ребенок учится искать выходы из нестандартных и кризисных ситуаций.

«Монополия»

Игра для школьников и взрослых «Монополия» показывает детям, как с одной стартовой позиции, в которой все участники равны, одни становятся богатыми, а другие теряют все, что нажили в ходе инвестирования, ведения бизнеса, получения прибыли при движении к монополии – хозяйствованию на рынке. «Монополия» способствует формированию предпринимательского мышления.

«Экономикус»

Еще одна игра для повышения финансовой грамотности у детей – «Экономикус». Есть две версии: попроще, подходящая для дошколят и начального звена, и посложнее – для старшеклассников.

Задача участников игры – построить бизнес. На старте у всех по две компании. В ходе игры соперникам предстоит покупать новый бизнес, инвестировать. Победителем станет тот участник, который сможет заполучить максимум репутационных звезд за доминирование в отрасли.

На первый взгляд может показаться, что карточные игры далеки от реальной практики. На самом деле, у ребенка формируются новые нейронные связи на узнавании новых стратегий, алгоритмов, в том числе обращению с финансами, которые постепенно переходят в реальную жизнь.

Финансовая грамотность для детей дошкольного возраста


ИЗУЧЕНИЕ ПРЕИМУЩЕСТВ ПРОГРАММЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ И ОБУЧЕНИЕ МОЛОДЫХ УЧАЩИХСЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ 2 ОБНОВЛЕННЫЙ ТЕКСТ

Первое понимание денег как инструмента, с помощью которого получают желаемое, приходит примерно в три года

Разговоры о деньгах эксперты по финансовой грамотности советуют начинать как можно раньше. За ориентир можно взять время, когда ребенок начинает говорить и понимать причинно-следственные связи. Первые объяснения должны быть максимально доступными, говорит Анна Мусихина, академический директор и методист курса по финансовой грамотности онлайн-школы для детей и подростков Skysmart.

«О деньгах можно рассказать на примере обмена игрушками: то же самое происходит в магазине и на работе, когда взрослые отдают свое время и знания, а взамен получают зарплату. Ограничения трат в детском магазине стоит пояснять не короткими фразами вроде «Денег нет», а причинно-следственными связями, чтобы ребенок понял нерелевантность покупки в конкретный момент», — отмечает эксперт.

Также важно показывать отношение к деньгам на своем приеме. Денежные сценарии формируются через наследственные убеждения от родителей и собственный опыт, говорит Эльвира Кетлер, клинический психолог, детский психолог, специалист платформы Alter. « Установки вроде «я не могу себе этого позволить», «честным путем много денег не заработать», «большие деньги — большие проблемы» и тому подобные часто порождены страхом, который передается. В жизни ребенка могло и не быть ситуаций, которые подтверждали бы справедливость таких выводов, но так говорили значимые взрослые, и ребенок принял это на веру», — объясняет эксперт.

Еще один фактор, по словам психолога, — самооценка. Ее фундамент закладывается также в детстве под влиянием родителей: критиковали или поддерживали, объясняли спокойно или ругали, были теплыми, понимающими и сочувствующими или отстраненными. « Что касается готовности тратить деньги, то она, по-видимому, зависит от того, насколько сильный психологический дискомфорт ощущает человек в этот момент. Он может возникать по разным причинам. Например, в детстве было много лишений и этот опыт не хочется повторять. Это может быть смесь различных переживаний, в том числе более глубокая проблема или травма», — говорит эксперт.

Правила обучения финансовой грамотности для дошкольников

Вот несколько приемов, которые, по совету экспертов, можно использовать для развития финансовой грамотности у дошкольника:

Игры и мультфильмы о финансовой грамотности для дошкольников

Если ребенок посещает детский сад, то дополнительные знания о том, что такое деньги и как с ними обращаться, он может получить там. Например, в программах некоторых дошкольных заведений проводят тематические недели, в том числе на тему финансов. Дома в распоряжении родителей есть всевозможные игры, вот некоторые из них:

Включайте детям мультфильмы, в которых доступно проигрываются ситуации бережного отношения к деньгам. Например, «Жирафа и очки» или «Азбука финансовой грамотности» из «Смешариков».

Помимо учебников и ситуативных задач есть еще масса вариантов изучать финграмотность.

Игры. Расскажу о нескольких онлайн-играх, которые, на мой взгляд, смогут пробудить у ребенка интерес к финансам:

Еще я рекомендую не забывать о классической настольной игре «Монополия»: она поможет заинтересовать темой финансов даже самых маленьких.

Книги. Для младшеклассников посоветовала три наиболее увлекательные и познавательные книги:

Родителям, которые понимают, что говорить с детьми о финансах важно, но не знают, с чего начать, советую книгу «Как научить ребенка обращаться с деньгами» Джолайн Годфри. Она подскажет, как выработать у подрастающего поколения ключевые навыки обращения с деньгами.

Интернет-ресурсы. Для занятий с детьми более старшего возраста можно использовать, например, сайт про финансы от ЦБ и Минфина. Там можно найти калькуляторы для подсчета инфляции, полезные образовательные статьи и рекомендации родителям, как беседовать с ребенком о деньгах.


ИЗУЧЕНИЕ ПРЕИМУЩЕСТВ ПРОГРАММЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ И ОБУЧЕНИЕ МОЛОДЫХ УЧАЩИХСЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ 2 ОБНОВЛЕННЫЙ ТЕКСТ

Материалы для детей на сайте «Финансовая культура» от Центрального банка

Эти мультфильмы мы смотрим даже со старшеклассниками — отдыхаем так после контрольных.

Смешарики расскажут, как сделать так, чтобы денег становилось больше, и почему важно иметь финансовую подушку безопасности

Как выбрать материалы и чем заниматься с ребёнком дома

Дети от 3 до 7 лет понимают, что деньги помогают удовлетворить многие потребности. Однако откуда берутся деньги и на что их приходится тратить, дети узнают постепенно. К школьному возрасту полезно рассказать ребёнку о появлении денег вообще и в вашей жизни в частности. В этом помогут книги «Финансовая грамотность в сказках. История монетки» Елены Ульевой и «Волшебный банкомат» Татьяны Поповой и Анастасии Булавкиной.

Если в семье сохранились купюры и монеты советского периода, времён Российской империи или наличные из заграничных поездок, стоит показать их ребёнку.

Чтобы научить дошкольников сравнивать цены на товары, многие родители выдают им карманные деньги каждую неделю. Если вы готовы учить ребёнка на практике, решите, сколько денег и на каких условиях готовы выделять. Имейте в виду, что психологи не советуют наказывать ребёнка невыдачей карманных денег за проступки. Однако разумные ограничения необходимы: например, запрет покупать спички, сладости, на которые у ребёнка аллергия, или делать ставки.

Иногда у детей возникает идея заработать собственные деньги, например, продавать печенье или домашний лимонад. Возможно, до открытия бизнеса дело не дойдёт, но обсудить бизнес-план с дошкольником — отличная идея. Скорее всего для ребёнка станет открытием факт, что выручка и доход не одно и то же, а муку или лимоны нужно сначала на что-то купить.

Находите повод для разговора о деньгах в житейских ситуациях: поход в магазин, просьбы купить игрушку, назойливые звонки с предложением кредита из банка, выбор тарифа у оператора сотовой связи. Также можно смотреть цикл мультфильмов «Уроки финансовой грамотности» со Смешариками. Вы лучше других знаете своего ребёнка и можете найти подходящие слова, чтобы доступно объяснить сложные вещи из мультиков и повседневной жизни.

Ученики 1–4 классов

Если для дошколят карманные деньги являются приятной привилегией, то для младших школьников — потребностью. Многие ребята самостоятельно добираются до школы, покупают еду и канцелярские принадлежности, поэтому получают деньги на необходимые покупки. Чтобы младшеклассник учился планировать бюджет и понимал цену денег, ему нужно оставлять фиксированную сумму для свободных трат.

На взрослый взгляд детские желания часто кажутся глупыми и бессмысленными, однако важно позволять ребёнку самостоятельно выбирать товары. Лучше в школьном возрасте купить задёшево некачественную вещь и огорчиться, когда она придёт в негодность, чем получить этот опыт будучи взрослым.

Материал для обсуждения с ребёнком вы найдёте в книгах Джерри Бейли и Фелиции Ло: «Твои деньги», «Они работают с деньгами», «Богатые и бедные». Авторы и иллюстраторы наглядно показывают, где можно заработать, что такое налоги, как формируется пенсия, откуда берётся разрыв между богатством и бедностью и многие другие важные понятия. Эти книги ребёнок может читать сам, однако взрослым они тоже будут интересны.

Школьники не всегда охотно прислушиваются к советам родителей. Чтобы научить ребёнка копить деньги и планировать бюджет, стоит использовать специальные пособия, например, «Обращайся с деньгами “по-взрослому”. Финансовая грамотность для детей от мобайликов» и «Обращайся с деньгами по-взрослому. Мой первый финансовый дневник» Алексея Гридина. Книга легко читается, а дневник содержит загадки, вопросы и задания для развития представлений о финансах и навыков ведения бюджета.

Ученики 5–8 классов

В 2015 году Минфин РФ совместно со Всемирным банком разработал образовательный проект для повышения финансовой грамотности школьников. В этом проекте перечислены девять компонентов финансовой компетентности для подростков:

Трудно найти школу или образовательную программу, которая охватывала бы все перечисленные темы. Редкий взрослый способен разобраться в вопросах инвестирования и страхования финансовых рисков. Однако этот перечень будет полезен в качестве ориентира: с чего начать повышение финансовой грамотности и в каком направлении двигаться.

Отличным поводом поговорить о финансах со школьником станет прохождение онлайн-теста на тему денег. Например, на сайте проекта «Дружи с финансами» вы найдёте вопросы по всем девяти аспектам компетентности. Проходите тесты вместе, обсуждайте понятия и способы расчёта показателей.


ИЗУЧЕНИЕ ПРЕИМУЩЕСТВ ПРОГРАММЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ И ОБУЧЕНИЕ МОЛОДЫХ УЧАЩИХСЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ 2 ОБНОВЛЕННЫЙ ТЕКСТ

На сайте проекта Минфина школьники, студенты и родители могут проверить и расширить свои знания по теме финансов

Там же вы найдёте статьи, видео, комиксы, советы для родителей и обзоры обучающих настольных игр. Старшеклассникам будет интересно изучать материалы сайта самостоятельно. Подросткам помладше видеоролики и тексты могут показаться скучными, поэтому родителям лучше исследовать сайт вместе со школьниками.

Не бойтесь загрузить ребёнка слишком сложной информацией. Делитесь с ним своими размышлениями о покупках, заработке и кредитах — это естественный и безопасный способ познакомиться с миром финансов.

Если вы планируете приобрести машину, предложите ребёнку вместе подобрать вариант автомобиля и автокредита с учётом требований и имеющихся средств. Обсуждайте свой выбор, задавайте вопросы и объясняйте, чем одно предложение банка выгоднее другого, что такое трейд-ин и как связаны «лошади» и расход бензина.

При поломке блендера можно привлечь ребёнка к выбору нового прибора, а в супермаркете попросить сравнивать цену на продукты разных производителей с учётом веса или объёма упаковки. Такое обучение на практике должно проходить легко, без назиданий. Важно не превращать поход в магазин в урок арифметики. Если трудно перевести рубли в граммы, пусть считает на калькуляторе. Главное — чтобы ход мысли был правильным.

Чем старше ребёнок, тем больше карманных денег ему обычно доверяют родители. Однако можно пойти ещё дальше и позволить ребёнку взять ответственность за часть существенных расходов: покупать не только гаджеты, лакомства и развлечения, но также одежду и обувь. Вы по-прежнему ограничиваете бюджет на эти покупки, но ответственность за процесс и результат вполне можно переложить на подростка.

Ученики 9–11 классов

Старшеклассники могут самостоятельно смотреть документальное и художественное кино. Например, фильм «Восхождение денег: финансовая история мира» снят по книге профессора Нила Фергюсона, а «Капитал в XXI веке» объясняет природу социального неравенства.

Помимо онлайн-тестов по финграмотности для учеников 7–11 классов проводят олимпиады по предпринимательству и экономике: например, «Ломоносов», Плехановская олимпиада школьников, «Высшая проба».

Некоторые выпускники запускают стартапы, копят на крупные покупки или начинают осваивать диджитал-профессии. Избежать ошибок, правильно распорядиться деньгами и заработать первый миллион им помогут книги: «Самый богатый человек в Вавилоне» Джорджа Клейсона, «Мани, или Азбука денег» Бодо Шефера и «Краткая история денег. Откуда они взялись? Как работают? Как изменятся в будущем» Андрея Остальского.

Сколько денег давать?

Вопрос животрепещущий для многих родителей: сколько давать карманных денег ребенку и как часто?

В первую очередь следует определиться родителям: на что этих денег ребенку должно хватать? Для одних мам и пап важно, чтобы хватало на походы в магазин за продуктами и мелкие радости, другие дают на минимальное обеспечение самого ребенка: на канцтовары, носки, косметические средства, проезд.

Сколько давать – вопрос индивидуальный. Поинтересуйтесь у родственников или знакомых, сколько денег они дают своим детям, чтобы ребенок не чувствовал себя сильно ущемленным, если сумма его карманных финансов будет меньше, чем у сверстников, или, наоборот, богачом.

При выделении денег на крупные покупки предоставляйте выбор: телефон или велосипед. Обозначьте сумму, на которую чадо может рассчитывать, это даст ему хорошую пищу для размышлений. Он научится договариваться с самим собой, искать компромиссы, отметать ненужные и навязанные желания.

Резюме

Научить ребенка чему-то, в частности финансовой грамотности, можно только в том случае, если родители владеют предметом. Правильно обращаться с деньгами – это базовый навык современного человека, который хочет поддерживать достойный уровень комфортной жизни и быть в финансовой безопасности в любой ситуации.

В условиях стремительно меняющегося мира стоит держать нос по ветру и адаптироваться к новым видам финансового поведения, анализировать ситуацию и действовать в зависимости от условий здесь и сейчас. Для этого важно постоянно учиться и быстро схватывать новую информацию.

Чтобы прокачать навыки быстрого обучения и трансформации знаний в практику, приглашаем вас на программу «Самообразование», после изучения которой вы будете как орешки щелкать новые приемы финансового поведения и без колебаний внедрять их в жизнь. А находить нужные потоки информации, оценивать их и отсеивать лишние поможет программа «Критическое мышление».

Позаботьтесь о благополучном будущем своих детей уже сегодня! А для закрепления материала статьи пройдите небольшой тест:

Необходимость учить ребенка финансовой грамотности

«Нас не учили, но мы выросли нормальными» в данном случае не работает – много россиян признаются, что недовольны своим финансовым положением. Как показала статистика Центробанка, ситуация в стране и правда неблагоприятная в плане финансовой грамотности населения.

Задача родителей – заложить детям фундамент грамотного обращения с деньгами и отношения к ним. В некоторых семьях эта тема табуирована по разным причинам. Родители считают, что ребенок сам научится обращаться с деньгами.

Можно пойти другим путем – сразу найти педагога, который за пару месяцев научит вас двигаться, поставит движения, хореографию, вы освоите азы танца.

То же самое с ребенком: чем больше структурированной информации он получит на старте, тем быстрее освоит основные принципы управления собственными финансами и избежит ошибок, на разрешение которых могут уйти годы.

Формирование финансо­вой грамотности детей на руку родителям:

Ребенок поймет, что деньги не берутся из ниоткуда, что баланс банковской карты родителей не безлимитный, сможет самостоятельно ставить реалистичные цели и обретет частичную финансовую независимость.

Правильное использование карманных денег облегчит жизнь и ребенку, и родителям.

Какие темы мы обсуждаем на уроках

Экономика и финансовая грамотность — это две разные дисциплины, хотя, на первый взгляд, они могут показаться похожими.

Экономика рассказывает про устройство мирового хозяйства. Многие темы могут быть неинтересны детям, но изучать их мы обязаны, так как соответствующие вопросы встретятся на экзаменах. А вот финансовая грамотность ближе к нашей повседневной жизни, поэтому вызывает у школьников больший отклик.

На мой взгляд, самое важное — научить детей грамотно управлять своими финансами.

Ребенок должен знать, как платить налоги и зачем это нужно, как выбрать банк, как не попасться на уловки мошенников. Вот список основных тем по финграмотности, которые мы изучаем.

Источники доходов. Доходы бывают разного вида: зарплата, социальные пособия, доходы от собственности. На уроках дети учатся отличать реальный заработок от других поступлений, например подарков и выигрышей. К сожалению, в этом контексте часто всплывает тема азартных игр и букмекерских ставок — идея легких денег кажется школьникам классной. В таком случае я объясняю, что лучше полагаться на работу, где человек в силах влиять на исход событий, чем надеяться на удачу и проиграть все.


ИЗУЧЕНИЕ ПРЕИМУЩЕСТВ ПРОГРАММЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ И ОБУЧЕНИЕ МОЛОДЫХ УЧАЩИХСЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ 2 ОБНОВЛЕННЫЙ ТЕКСТ

На эту тему я написала свою книгу. Ученики помогали мне в процессе написания обратной связью, говорили: «Вот тут здорово, а здесь лучше добавить еще пример»

Расходы. Цель уроков по этой теме — донести до детей, что обязательства нужно исполнять, а траты — считать. Вместе с учениками мы группируем расходы на обязательные, постоянные, переменные и прочие. Еще решаем задачи на долю вида трат в общем объеме расходов, обсуждаем мобильные приложения для удобства контроля за деньгами.

Личный бюджет и бюджет семьи. На таких занятиях мы объединяем знания о доходах и расходах, обсуждаем виды бюджета: дефицитный, профицитный и сбалансированный. Я объясняю, что сбалансированный лучше профицитного, потому что в бюджете должна быть заложена такая статья расходов, как финансовая подушка безопасности, на которую идет фиксированная сумма и излишки, если они есть.


ИЗУЧЕНИЕ ПРЕИМУЩЕСТВ ПРОГРАММЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ И ОБУЧЕНИЕ МОЛОДЫХ УЧАЩИХСЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ 2 ОБНОВЛЕННЫЙ ТЕКСТ

Банк. Выясняем, какую основную пользу несут банки для физических лиц: проводят наши транзакции, выдают деньги в кредит, размещают деньги на вкладах, обменивают валюту. Вспоминаем известные банки. Многие ученики только на уроках финграма узнают, что главный банк страны — не Сбер, а Центральный.

Инвестиции. В старших классах говорим, в какие инструменты можно инвестировать, чтобы добиться финансового благополучия. Основные варианты — недвижимость, металлы, фондовый рынок. обсуждаем принцип диверсификации, доходность и риски.

Налоги. Обсуждаем бюджет государства: какие есть налоги, на какие нужды тратятся собранные средства. Так у детей появляется понимание, что такое НДФЛ, НДС и зачем нужно платить, например, налог на транспорт или имущество.

Финансовое мошенничество. Мы рассматриваем варианты, где можно встретиться с мошенниками: в интернете, по телефону, у банкомата и даже просто на улице. Узнаем главное правило — не раскрывать личные данные, пароли, номера карт, CVV.

Некоторые темы, например функции Центрального банка, не вызывают у детей особого интереса. Но обсуждение ключевой ставки становится увлекательнее в свете текущих событий: школьники узнают, что кредиты становятся дороже, а вклады — выгоднее. Поэтому, чтобы оперативно отвечать на возникающие у детей вопросы, преподавателю нужно быть в курсе последних новостей.

С этим связана и необходимость импровизировать на уроках: так или иначе разговор с детьми может уйти в обсуждение актуальной ситуации. Например, на одном из уроков у детей возник вопрос: «А что с долларом?» Пришлось отсутпить от запланированной темы банков и обсудить, как образуется курс валют.

Финансовая грамотность для школьников

Программы по обучению финансовой грамотности для детей начальной и средней школы разработаны совместно с экспертами Центрального Банка России. Методика на широкое обозрение не представлена, но известно, что дети в начальной школе научатся:

Начиная с пятого класса, ученикам предстоит:

Министерство образования планирует возложить на школу решение основных вопросов, касающихся финансовой грамотности детей, которые точно пригодятся каждому человеку во взрослой жизни.

В школах для обучения финансовой грамотности детей используют презентации и другие наглядные пособия, ведь на словах юной аудитории далеко не все будет понятно, а что-то скучнее сухой словесной теории для школьника придумать сложно.

Первый заместитель Председателя Банка России Сергей Швецов: «Введение новых образовательных стандартов позволит каждому школьнику в нашей стране гарантированно получить необходимый для жизни запас знаний о финансах, чтобы понимать, как распорядиться своими доходами, приумножить сбережения и защитить их от финансовых мошенников. Следующее поколение уже сможет более разумно решать финансовые проблемы, а значит, повышать уровень благополучия своей семьи и населения в целом».

Поощрение деньгами

В рамках обучения детей финансовой грамотности не может быть речи о поощрении деньгами выполнения домашних заданий, уборки комнаты, оценки в дневнике. Не стоит оплачивать то, что делают обычные люди не из соображений выгоды, а для жизнеобеспечения. Домашние обязанности не следует привязывать к платным услугам, иначе эта связка закрепится в еще формирующейся картине мира ребенка и в дальнейшем с этим возникнут сложности.

Если вы да­ете карманные деньги детям раз в месяц, а они кончаются быстрее, не ведитесь на провокацию, напоминайте о необходимости укладываться в рамки срока. Если желание добавить все же возникает, предложите ребенку формат работы, пусть он получит средства за то, что обычно делают специалисты: помыть машину, вычесать собаку.

Как научить ребёнка финансовой грамотности


ИЗУЧЕНИЕ ПРЕИМУЩЕСТВ ПРОГРАММЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ И ОБУЧЕНИЕ МОЛОДЫХ УЧАЩИХСЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ 2 ОБНОВЛЕННЫЙ ТЕКСТ

Изображение: Lucas Sales / Dribbble

Оцените статью