К ОСНОВНЫМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ МОДЕЛЯМ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ОТНОСЯТСЯ ТЕСТ

Формирование основ финансовой грамотности в общеобразовательной школе.

1. Финансовая грамотность как фактор повышения уровня и качества жизни, финансовой безопасности граждан, роста общественного благосостояния.

2. Цели и задачи введения основ финансовой грамотности в общеобразовательной школе.

3. Нормативно-правовая база формирования финансовой грамотности в общеобразовательной школе.

В системе общего образования практически отсутствует адресное обучение основам личного финансового планирования, а опыт родителей, полученный на финансовом рынке, крайне ограничен и во многих случаях отрицателен.

Таким образом, обучение основам финансовой грамотности в школе является актуальным, так как создает условия для развития личности подростка, мотивации к обучению, для формирования социального и профессионального самоопределения, а также является профилактикой асоциального поведения. Именно овладение основами финансовой грамотности поможет учащимся применить полученные знания в жизни и успешно социализироваться в обществе.

Данный курс способствует самоопределению личности, что повышает ее социальную и личностную значимость и актуально и для получения квалификации, и для личностного развития ученика.

Известно, что лучшим этапом жизненного цикла человека, на котором ему может быть предоставлена возможность получить навыки финансовой грамотности, является этап получения образования в школе. Поэтому школа должна помогать учащимся начинать адаптацию к активной жизни в условиях рынка, к новым экономическим отношениям.

Преимущества изучения основ финансовой грамотности в школе:

– общеобразовательные школы являются стержнем всей системы образования, чем обеспечивается доступность аудитории, причем не только учеников разного возраста, но и их родителей, таким образом, через школьников идет воздействие на повышение финансовой грамотности всего населения России;

– в школе созданы условия для мотивации к обучению, особенно с учетом применения активных методов обучения и прогрессивных педтехнологий;

– регулярность занятий;

– имеющийся педагогический потенциал;

– развитые образовательные технологии;

– сформированная образовательная среда.

Введение преподавания основ финансовой грамотности в общеобразовательной школе позволит администрациям общеобразовательных учреждений решать следующие задачи:

1. Вводить новое направление в урочной и внеурочной деятельности, тем самым расширяя возможности образовательного учреждения, повышая его востребованность и конкурентоспособность.

2. Расширять спектр предлагаемых элективных курсов профильного обучения и предпрофильной подготовки обучающихся.

3. Формировать актуальные метапредметные и личностные компетенции обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС.

4. Использовать возможности интегрированного подхода путем включения тем по финансовой грамотности в образовательные программы различных учебных дисциплин (обществознание, экономика, математика, история, география и др.)

5. Реализовывать принцип преемственности путем изучения основ финансовой грамотности в начальной, основной и средней школе.

6. Расширять партнерские отношения школы путем организации урочной и внеурочной деятельности (приглашение представителей банков, страховых компаний, других профессиональных участников финансового рынка на уроки и внеклассные мероприятия, посещение финансовых учреждений с целью ознакомления с их деятельностью и др.)

7. Способствовать повышению финансовой безопасности обучающихся, их социальной защите и развитию в финансовой сфере.

Преподавание основ финансовой грамотности в общеобразовательной школе позволит учителям решать следующие задачи:

1. Обеспечить формирование финансовой культуры и заложить основы рационального финансового поведения обучающихся.

2. В целях обеспечения реализации современных требований к процессу и результатам обучения активно использовать компетентностный и системно-деятельностный подходы.

3. Сформировать у учащихся метапредметные, личностные компетенции, соответствующие ФГОС.

4. Расширить применение практико-ориентированного обучения, так как эффективное обучение финансовой грамотности невозможно без тесной связи с реальной жизнью и ее практическими задачами (например, выбор банка, уплата налогов, пенсионное страхование).

5. Обеспечить широкое применение активных и интерактивных методов обучения, разноуровневое и разновозрастное обучение, так как занятия по формированию финансовой грамотности целесообразнее всего проводить с ориентацией на проектную, исследовательскую, игровую деятельность обучающихся.

6. Вовлекать в образовательный процесс родителей, тем самым укрепляя отношения внутри семьи, а также взаимоотношения с образовательным учреждением.

7. Повышать уровень финансовой безопасности свой личный, обучающихся, родителей.

Изучение основ финансовой грамотности в школе позволит решать следующие задачи обучающимся:

1. Сформировать финансовую компетентность школьников, то есть знание ими финансовых терминов и понятий, умение пользоваться финансовыми инструментами, оценивать свои риски при принятии финансовых решений, понимать ответственность и последствия необдуманных решений.

3. Научиться распознавать признаки финансового мошенничества и ориентироваться в других финансовых рисках, что позволит обезопасить себя и свою семью, а со временем повысит уровень финансовой безопасности в обществе.

4. Применять полученные знания для эффективного исполнения социально-экономических ролей – домохозяина, потребителя, заемщика, налогоплательщика, инвестора, работодателя и др.

5. Развивать навыки разработки личного финансового плана и формирования семейного бюджета, использования различных способов сбережения и накопления денежных средств, что позволит улучшать материальные условия жизни, ее уровень и качество, а также расширять возможности более полной самореализации личности.

6. Приобретать навыки сотрудничества со сверстниками и взрослыми в ходе обучения финансовой грамотности с помощью активных и интерактивных методов как в урочной, так и во внеурочной деятельности.

7. Укреплять взаимоотношения с родителями в ходе совместного процесса формирования финансовой грамотности.

8. Осваивать навыки научно-исследовательской, проектной и других видов деятельности, а также самостоятельного поиска способов решения практических задач в финансовой сфере.

9. Развивать способность к непрерывному обучению и самообразованию по вопросам финансовой грамотности.

Введение основ финансовой грамотности в школе позволит решать следующие задачи родителям обучающихся:

1. Совместно со школьниками изучать основы финансовой грамотности, развивая собственную финансовую компетентность в ходе освоения финансовых терминов и понятий, приобретения новых знаний о финансовых рынках, навыков и умений работы с финансовыми инструментами.

2. Грамотно и рационально подходить к формированию семейного бюджета и его практической реализации.

3. Расширять возможности использования финансовых услуг и продуктов и их эффективного использования.

4. Формировать и успешно реализовывать стратегию финансовой безопасности семьи.

5. Приобретать умения продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, уметь слышать позицию ребенка и уважать ее, развивать коммуникативные способности.

6. Укреплять семейные взаимоотношения, семейные ценности, формировать семейные традиции и ритуалы, объединяющие семью (например, совместный расчет бюджета для покупок в выходные дни)

7. Развивать навыки самостоятельного поиска способов решения задач и проблем в области финансов.

8. Развивать способность к непрерывному образованию, в том числе самообразованию, по вопросам финансовой грамотности, учитывая появление новых финансовых рисков и угроз, новых возможностей и в целом динамичность развития финансовой сферы и повышение ее роли в жизнедеятельности отдельной личности и всей семьи.

Таким образом, введение преподавания основ финансовой грамотности направлено на решение целого комплекса разнообразных задач, начиная с общегосударственного уровня до уровня отдельной семьи и личности.

В основе нормативно-правового обеспечения финансовой грамотности в школе лежит, прежде всего, федеральный закон об образовании, а также федеральные государственные стандарты общего образования, которые, закладывают методологическую основу формирования финансовой грамотности в школе и содержат требования к результатам обучения, без чего невозможно эффективно организовать образовательный процесс по изучению финансовой грамотности.

В Примерных основных образовательных программах основного (среднего) общего образования (ПООП ОО) отражены те вопросы по финансовой грамотности, которые должен знать выпускник школы.

В 2015-2016 гг. в ПООП ОО были включены дидактические единицы по финансовой грамотности (на основании предложений, инициированных Центральным банком РФ).

Нормативным обеспечением также служат Письма Министерства образования и науки РФ. Например, Письмо Минобра РФ от 07.08.2014 г. № 08-1045 «Об изучении основ бюджетной грамотности в системе общего образования», в котором еще в 2014 году было рекомендовано включать вопросы бюджетной грамотности при изучении обществознания и экономики в школе.

Таким образом, в настоящее время создана достаточно полная и современная нормативно-правовая база для обучения финансовой грамотности в общеобразовательной школе. Особенно заметно процесс ее формирования активизировался в последние годы, что подтверждает своевременность и значимость введения изучения основ финансовой грамотности в школе.

Литература, рекомендуемая для изучения:

  • Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации, 2009.
  • Совершенствование национальных стратегий финансового образования. Совместная публикация председательства Российской Федерации в «Группе двадцати» и ОЭСР, 2013. (зарубежный опыт ПФГ)

Думченко О. Образовательные модели формирования финансовой грамотности школьников

Оригинал материала размещен в выпуске № 06

https://f.almanah.su/32.pdf

Методологические подходы, принципы и модели формирования финансовой грамотности в общеобразовательной школе

1. Системно-деятельностный подход как методологическая основа формирования финансовой грамотности в соответствии с ФГОС общего образования.

2. Принципы формирования финансовой грамотности в общеобразовательной школе: социально-педагогические, психолого-педагогические и организационно-педагогические.

3. Образовательные модели формирования финансовой грамотности школьников: контекстная, предметная, внеурочная, проектная.

Суть системно-деятельностного подхода заключается в представлении, что качества личности и ее способности представляют собой результат трансформации внешней деятельности во внутреннюю психическую деятельность путем последовательных преобразований.

Данный подход основывается на работах Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, в которых описываются основные психологические закономерности процесса обучения и рекомендации по структуре учебной деятельности с учетом возраста обучающихся.

Образовательный процесс по формированию финансово грамотной личности, построенный в соответствии с требованиями ФГОС ОО, должен быть направлен на ее развитие в социальном, личностном, познавательном и коммуникативном плане, что выражается в ориентации на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов обучения. Метапредметные, в свою очередь, делятся на познавательные, регулятивные и коммуникативные.

Не случайно в качестве методологической основы ФГОС ОО выбран именно системно-деятельностный подход, так как он позволяет:

– сформировать готовность обучающихся к постоянному саморазвитию и непрерывному образованию;

– проектировать и конструировать развивающую образовательную среду;

– стимулировать активность учебно-познавательной деятельности обучающихся;

– ориентировать образовательный процесс на учет индивидуальных, возрастных, психологических, физиологических особенностей и здоровьесбережения обучающихся.

Применение системно-деятельностного подхода в обучении финансовой грамотности обусловливает переход:

– от усвоения набора базовых финансовых знаний и понятий к формированию компетентностей;

– от изучения научных терминов и понятий, не связанных с реальной жизнью, к ориентации на решение обучающимися жизненно важных проблем и задач;

– от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию решающей роли сотрудничества в достижении целей обучения, в том числе коммуникативных, личностных.

1. Принцип природосообразности основан на учете природных факторов развития человека, на обеспечении его безопасности и здоровьесбережения. В рамках реализации данного принципа приобретают особую актуальность вопросы финансовой безопасности гражданина, ценности здоровья подрастающего поколения, ориентации его на ЗОЖ.

2. Принцип культуросообразности основан на ориентации уроков по финансовой грамотности на общечеловеческие ценности, но в тоже время на особенности культурной среды, к которой принадлежит обучающийся (национальной, конфессиональной и т.д.). То есть в процессе формирования финансово грамотной личности необходимо учитывать специфику менталитета, традиций, обычаев.

3. Принцип гуманистической направленности – предполагает ориентацию образовательного процесса на такие гуманистические ценности как свобода личности и ее выбора, взаимное уважение, всестороннее развитие личности, творчество.

4. Принцип вариативности – говорит о том, что необходимо таким образом построить образовательный процесс, чтобы сочетать в его рамках различные виды и формы обучения финансовой грамотности. Предопределяет дифференциацию как самого содержания курса финансовой грамотности, так и средств, технологий и методов обучения в соответствии с категориями образовательных учреждений и обучающихся.

5. Принцип развития конструктивно-финансовой активности и духовно-нравственного отношения к миру является центральным при формировании финансово-грамотной личности, так как он основан на субъектности обучающегося, то есть его личность признается самостоятельной, осознанной, ответственной за результаты обучения и дальнейшее развитие. Особый интерес представляет такое понятие как «конструктивно-финансовая активность», которую можно определить как совокупное личностное образование, проявляющееся во внутренней готовности к конструктивному взаимодействию с другими для устойчивого развития. Не случайно данный принцип дополнен таким положением как ориентация на духовно-нравственное отношение к миру, без полноценной реализации данного аспекта о конструктивной направленности личности говорить не приходится.

Психолого-педагогические принципы – основаны на учете психологических аспектов при обучении финансовой грамотности

1. Принцип созидательной деятельности предопределяет развитие и успешную реализацию созидательного потенциала личности. Данный принцип тесно связан с организацией культуросообразной деятельности, постоянным исследованием новых сфер, инициативностью, творческой и поисковой активностью, созданием нового.

2. Принцип диалогичности и толерантности взаимодействия отражает ориентацию на такие ценности как принятие отличий другой личности, гуманизм, милосердие, доброе отношение к другим, умение понимать мотивы и интересы другого, признавать и уважать их, строить конструктивный диалог и достигать общих целей, что особенно важно в финансовой сфере, где всегда присутствует конфликт интересов.

3. Принцип преемственности предполагает такое построение образовательного процесса, который позволяет обеспечить преемственность обучения основам финансовой грамотности на разных возрастных этапах.

4. Принцип проблемно-ситуативного познания (контекстного обучения) отражает ориентацию на учет ситуативности при формировании финансовой грамотности, то есть обучение должно строиться в контексте сложившейся ситуации, в соответствии с задачами и проблемами текущего момента времени. Реализуется данный принцип при решении контекстных задач, проблемных ситуаций, проведении деловых игр, кейсов.

5. Принцип эмпатии способствует пониманию мотивов и интересов другого субъекта. Человек как бы «вживается» в другую личность, пытаясь понять ценности, принципы, мотивы, установки, которые предопределяют ее поведение, в том числе в финансовой сфере.

6. Принцип элективности направлен на формирование умения делать осознанный выбор в различных ситуациях (от выбора банка-кредитора до выбора пути жизненного самоопределения) и нести личную ответственность за его последствия.

Организационно-педагогические принципы – предопределяют учет важности организационных аспектов при обучении основам финансовой грамотности

1. Принцип адаптивности как ведущий принцип управления. Без адаптации развитие невозможно, в связи с чем, современное управление в любой сфере строится на использовании этого принципа, в том числе и в образовательном процессе, направленном на формирование финансовой грамотности. Необходимо использовать «мягкие», адаптивные методы управления обучением, такие как создание определенных условий и мотивации к развитию желаемых качеств обучающихся.

2. Принцип сочетания традиционных и инновационных направлений деятельности нацелен на поиск баланса между ориентацией на традиции (консервативный, традиционный подход к обучению) и инновации (новаторский, инновационный подход). Однако стоит учесть, что использование необоснованных экспериментов в процессе формирования финансовой грамотности молодого поколения недопустимо.

3. Принцип адекватного кадрового обеспечения. Одной из ключевых проблем организации финансового просвещения является проблема обеспечения соответствующими кадрами. Основы финансовой грамотности изучаются в рамках обществознания, которое традиционно преподают учителя, не имеющие специального экономического образования, что повышает актуальность и значимость разработки и реализации программ повышения квалификации в данной сфере.

4. Принцип интеграции программ финансовой грамотности предполагает повышение финансовой грамотности населения в широком смысле, то есть по всему комплексу вопросов, связанных с финансами, а не отдельных программ, направленных на умение управлять личными финансами, эффективно взаимодействовать с банками, страховыми компаниями и другими субъектами финансового рынка. Особую роль в этом процессе играет обучение основам финансовых знаний в школе, так как невозможно осуществлять повышение финансовой грамотности населения страны без реализации полномасштабной программы обучения подрастающего поколения, которое выступает не только активным пользователем финансовых услуг в настоящем и будущем, но и своеобразным «проводником» знаний о финансах для всего общества.

5. Принцип социально-педагогического партнерства – один из принципов обучения основам финансовой грамотности в школе, базирующийся на равноправном сотрудничестве учеников и учителя, поиске общего в различных точках зрения и достижения консенсуса. Это важно, потому что практическая деятельность в области финансов построена на принципах партнерства и предполагает добровольность, взаимовыгодность, согласование интересов в процессе переговоров, закрепление отношений в договорах, взаимную ответственность.

6. Принцип активного использования обратной связи, оценки и мониторинга эффективности. Необходимым условием эффективности программ повышения финансовой грамотности является ориентация на получение обратной связи от обучающихся. Регулярно проводя оценку таких программ и корректируя их в соответствии с результатами анализа обратной связи, можно постоянно повышать их качество и адаптировать к ситуации и особенностям и запросам обучающихся. В целях обеспечения эффективности образовательного процесса по формированию финансовой грамотности необходимо перманентно осуществлять мониторинг качества образовательных и методических материалов, для чего необходима разработка специальных стандартов качества.

Контекстная модель предполагает формирование финансовой грамотности в рамках изучения общеобразовательных и профильных предметов.

Так, уже в начальной школе можно изучать основы финансовой грамотности на уроках математики, окружающего мира и технологии. Интеграция финансовой грамотности и предметного содержания дисциплин начальной школы может осуществляться через организацию проектной деятельности и решения контекстных задач.

Контекстную модель обучения финансовой грамотности можно реализовывать в школе с помощью разработки проектов и решения контекстных задач.

В рамках проекта решается набор учебных задач межпредметного характера, которые обычно объединены общим сюжетом, связанным с решением финансовой проблемы. В качестве сюжета выступают реальные ситуации и проблемы, которые должны вызывать естественный интерес у обучающихся в соответствии с их возрастом (например, в начальной школе в качестве такого коллективного проекта может выступить совместная подготовка к празднику, к поездке в другой город, к туристическому походу, к благотворительному мероприятию, в том числе с учетом финансовых аспектов). В старших классах проектная деятельность в большей степени ориентирована на поисково-научный, творческий характер.

Еще одним эффективным способом формирования финансовой грамотности в школе в рамках изучения общеобразовательных предметов выступает решение контекстных задач.

Использование контекстных задач выражается в том, что преподаватель создает на уроке реальную или моделирует ситуацию из практической жизни и предлагает обучающимся стать ее активными участниками, решить ее, для чего необходимо использовать знания и навыки из различных предметных областей. Таким образом, при использовании метода контекстных задач в обучении формируются метапредметные и личностные результаты обучения, на которые ориентируют учителя системно-деятельностный подход и ФГОС общего образования.

Предметная модель подразумевает формирование финансовой грамотности в рамках отдельного предмета «Основы финансовой грамотности», а также элективных и факультативных курсов по финансовой грамотности. В первую очередь, направлена на формирование у обучающихся предметных результатов обучения.

Внеурочная модель основана на формировании финансовой грамотности путем ориентации системы дополнительного образования и воспитательной работы с учащимися на финансовое просвещение.

Как показывает практический опыт, наиболее эффективной формой реализации данной модели является постоянно действующий клуб (например, Клуб финансовых умников или финансовых гениев). Клубная форма организации внеурочной работы способствует повышению мотивации обучающихся на постоянной основе участвовать во внеурочной деятельности, стимулирует проявление творчества, самореализации, развитие навыков самопрезентации и ораторского искусства.

Широкое и систематическое использование внеурочной модели организации обучения финансовой грамотности направлено на достижение обучающимися личностных результатов обучения (помогает формировать желаемые качества личности), а также метапредметных результатов во всей их совокупности (познавательных, регулятивных, коммуникативных).

Проектная форма основана на разработке и реализации различных проектов, связанных с финансовой проблематикой. Данная форма получила широкое распространение ввиду ориентации образовательного процесса на системно-деятельностный подход, который определен в качестве основного подхода к обучению на современном этапе требованиями ФГОС ОО. Направлена на формирование метапредметных и личностных результатов обучения финансовой грамотности.

Оцените статью