Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Теньгинская средняя общеобразовательная школа»
село Теньга, Онгудайский район, Республика Алтай.
Технологическая карта урока «Финансовая грамотность» в 7 классе
Трифанова Ирина Владимировна,
учитель истории и обществознания.
с. Теньга 2019г.
Схема конспекта урока
Ход классного часа.
включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне.
• эпиграф «С малой удачи начинается большой успех»;
• включение обучающихся в деятельность.
II. Создание проблемной ситуации.
Возникновение проблемной ситуации:
• актуализация ЗУН и мыслительных операций (внимания, памяти, речи);
проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.
III. « Открытие нового знания». Этап изучения новых знаний и способов действий (построение проекта выхода из затруднения)
решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта её решения.
диалог, групповая или парная работа:
побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог, подводящий без проблемы диалог.
• организация самостоятельной исследовательской деятельности;
V. Первичное закрепление. Этап закрепления знаний и способов действий.
проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала. фронтальная работа, работа в парах.
V. Рефлексия деятельности (итог урока).
осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.
Формулирование домашнего задания.
формирование домашнего задания для закрепления изученного материала.
Размер файла: 72.58 Кбайт
«Считаем налоги семьи»
Этап 1. Организационный – мотивационный
Проверка явки обучающихся. Проверка готовности обучающихся к занятию (готовность выполнения группой экспертов по налоговой грамотности предварительного задания (Приложение 2) и результатов заполнения анкет для родителей по уплате налогов (Приложение 3)), создание благоприятной эмоционально-психологической атмосферы.
Этап 2. Введение в жизненную ситуацию и постановка практической задачи
Учитель напоминает обучающимся, что ранее изученные темы курса «Основы финансовой грамотности» помогли понять, что такое налоги, почему их нужно платить, какие виды налогов бывают и узнать способы расчета прямых налогов, которыми облагаются физические лица.
Обучающимся предлагается проанализировать результаты заполненных родителями анкет, где представлен их опыт выплаты различных видов налогов. В результате группового обсуждения обучающиеся приходят к выводу, что налоговые выплаты в семьях разные в зависимости от их состава и финансового положения.
Учитель задает вопрос: «Кому-либо из вас приходилось участвовать в семейном совете, на котором решался вопрос о важном крупном приобретении (например, автомобиле, земельном участке и т.п), которое связано с увеличением расходов семьи по уплате налогов?
Большинство детей отвечают, что не имеют такого опыта.
Учитель задает вопрос: «Как вы думаете, какими умениями и навыками нужно владеть, чтобы грамотно, правильно решать такие вопросы и внести свой вклад в принятие ответственного и обоснованного семейного решения?».
Отвечая на наводящие вопросы учителя, обучающиеся формулируют цель и практическую задачу занятия.
Муниципальное образовательное учреждение
«Гурульбинская средняя общеобразовательная школа»
Внеклассное мероприятие по финансовой грамотности на тему «Как граждане участвуют в формировании бюджета страны, или почему надо платить налоги»
для учеников 10-11 классов
С. Гурульба, 2020 год
Технологическая карта занятия
Технологическая карта мероприятия
Описание хода занятия по этапам
Задание 1. Соотнесите понятие и его содержание
Задание 2. Определить, какую величину налога за истекший год должны заплатить граждане в каждом случае.
1. Цырен после долгих поисков работы 1 марта текущего года наконец-то её нашёл. В первые два месяца заработная плата была установлена в размере 20 000 руб., далее она повысилась до 25 000 руб. в месяц.
2. Сэсэг с 30 ноября текущего года владеет земельным участком для целей личного подсобного хозяйства. Кадастровая стоимость земельного участка 100 000 руб. Кроме того, в августе в одном из торговых центров г. Улан-Удэ она выиграла приз на 5000 рублей.
3. Зоригто в апреле текущего года приобрёл автомобиль стоимостью 300 000 руб. с двигателем мощностью 250 л. с.
4. Нима, обучаясь в очной бюджетной аспирантуре, на протяжении года получал стипендию в размере 3500 руб. в месяц.
Решения и ответы оформить в виде таблицы!
Образец выполнения задания 2.
Расчёт суммы налогов гражданина за год
О гражданине Бато известен ряд фактов.
1. Начисленная заработная плата Бато составляла с января по июнь включительно 23 тыс. руб. в месяц, с июля по декабрь — 25 тыс. руб. в месяц.
2. В августе Бато, участвуя в поэтическом конкурсе, был удостоен призового места и награждён электронной книгой стоимостью 10 тыс. руб.
3. Бато приобрёл с рук автомобиль 2010 г. выпуска стоимостью 90 тыс. руб. с мощностью двигателя 150 л. с. и поставил на учёт 5 января. 31 августа того же года гражданин продал свой автомобиль
4. С 1 августа владеет земельным участком с кадастровой стоимостью 200 000 руб.
Условия: ставка налога на доходы физических лиц в виде зарплаты составляет 13%; ставка налога на доходы физических лиц в виде выигрыша — 35%; ставка транспортного налога установлена на уровне 35 руб. за 1 л. с.; ставка налога на имущество — 0,1%
Ключ к заданию
Задание 3. Определить, верны ли суждения о налогах
Запишите рядом «Верно/неверно» или поставьте «+» и «-»
1. Налоги взимаются только с физических лиц
2. Налоги – это обязательные, безвозмездные платежи в пользу государства 3. Н ДС – налог на добавленную стоимость
4. Акцизами облагаются товары первой необходимости
5. Налоги идут на создание общественных благ
6. Налоги – основной источник формирования бюджета
7. Налог на имущество физических лиц исчисляется исходя из кадастровой стоимости земельного участка, находящегося в собственности налогоплательщика
8. Транспортный налог – это региональный налог
Образовательное учреждение: Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования г. Иркутска «Дом детского творчества № 1»
ФИО, должность: Мингажева Татьяна Максимовна, педагог дополнительного образования
Направленность:социально – гуманитарная
Тип занятия: изучение нового материала.
Цель:Повышение финансовой грамотности обучающихся в области налоговой политики государства.
познакомить с основным понятием «налоги», виды налогов;
рассказать историю появления налогов, изменения и современное состояние;
формировать представления о принципах построения налоговой системы Российской Федерации;
рассказать о налогообложении и на тратятся налоги.
формировать у обучающихся основы налоговой культуры;
развивать аналитическое и логическое мышление;
развивать познавательный интерес к экономическим процессам, происходящим в государстве;
развивать память, внимательность, логическое мышление.
формировать адекватное отношение обучающихся к налогам;
воспитывать грамотного, отвечающего за свои решения гражданина;
воспитывать чувства общности между гражданами и государством, ответственности, правильной гражданской позиции, выполнение обязанностей гражданина по Конституции РФ.
Дидактические средства: мультимедийная презентация, вопросы и задания по теме, наглядные карточки с заданиями.
Методы: словесный, репродуктивный, наглядный, аналитический, практический, игровой, проблемный.
ХОД ЗАНЯТИЯ (45 минут)
Организационный этап (1 минута)
Организация внимания всех обучающихся.
Этап подготовки к занятию (7 минут)
На предыдущих занятиях мы с вами познакомились с понятием «бюджет семьи». Вспомните, что это – доходы и расходы семьи. Но мы живем в государстве, а государство – это большая семья. Значит, и у государства должен быть свой бюджет. И как будет взаимодействовать человек и государство, мы узнаем сегодня на занятии.
Тему я спрятала в пословицах. Для того, чтобы найти ее, вам необходимо выполнить задание: соедините пословицы
Ключ: 1В; 2Д; 3А; 4Б; 5Г
Объясните смысл полученных пословиц.
Какое понятие их объединяет. Тема занятия «Налоги».
Этап объяснения нового материала (20 минут)
1. Налоги – это обязательные платежи, устанавливаемые и взимаемые государством с граждан и юридических лиц. Налоги являются средством покрытия расходов государства при выполнении им своих задач и функций. Налоговые (поступления) – главная статья доходов государства.
Подскажите, какие налоги Вы знаете?
На что же тратятся налоги? (Ответы)
Налоги поступают в доход государства, затем они идут на содержание армии, милиции, научных учреждений. На выплату пенсии пожилым и больным людям.
Государство оплачивает и расходы на образование (стипендии, з/плата учителям, строительство школ, детдомов и т.д.). Строит новые дороги, мосты.
Скажите, много налогов? (да).
Можно ли было придумать 1 налог? (нет)
Почему? (Разные налоги оплачиваются по разному исчислению для граждан и
Самый главный налог – прогрессивный подоходный налог – зависит от величины заработка человека, чем больше заработок, тем больше налог.
Как Вы считаете, это правильно? (да)
2. « Иной охоч, да не горазд, иной и горазд, да не охоч!»
Объяснение смысла пословицы.
Вот почему считается, что уплата налогов – одна их основных обязанностей гражданина. В ст. 57 Российской Конституции говорится просто и ясно: «Каждый обязан платить законно устанавливаемые налоги и сборы». Может вы подскажите, о каких сборах говорится? (таможенный сбор, пошлины в загсе и т.д.)
За все документы и бумаги, которые тебе выдает государство, нужно платить такой вид налога, как пошлина. За уклонение от уплаты налогов наступает административная или уголовная ответственность.
3. Отгадывание кроссворда на доске.
1) Средства, получаемые в результате какой-либо деятельности (доход).
2) Список доходов и расходов (бюджет).
3) Один из видов косвенного налога (вклад).
4)Денежные сборы с населения и предприятий за определенные услуги (пошлина).
5) Денежная единица какой-либо страны (валюта).
6) Вывоз товаров за границу (экспорт).
7) Обязательные платежи, взимаемые государством с физических и юридических лиц (налоги).
8) Обесценивание денег (инфляция).
9) Печатание гос. денег и иных бумаг (эмиссия).
10) Денежное обеспечение нетрудоспособных и пожилых людей (пенсия).
4. История налогов.
В древние времена государство собирало налоги натурой: продуктами, шкурами зверей, глиняными горшками и другими полезными в быту предметами. Как правило, размер этих налогов был не фиксированным и всё зависело от аппетита конкретного руководителя: короля, вождя племени или князя. Очень часто он действовал по принципу «беру столько, сколько считаю нужным», что нередко приводило к недовольству подданных.
Несмотря на это, взамен даже такие горе-правители обеспечивали своим поданным защиту, как минимум от уплаты налогов другим «господам».
Позднее шотландский экономист Адам Смит предложил четыре принципа налогообложения:
· подданные государства должны участвовать в покрытии расходов правительства соразмерно своему доходу;
· налог, который будет уплачивать каждый, должен быть точно определён. Размер налога, время и способ его уплаты должны быть ясны и известны плательщику;
· каждый налог должен взиматься в такое время и таким способом, какие наиболее удобны для плательщика;
· каждый налог должен быть так устроен так, чтобы извлекать из кармана плательщика как можно меньше сверх того, что поступает в кассы государства.
Во-первых, платить налоги теперь нужно деньгами. Так их удобно считать и договариваться об их размерах. Во-вторых, законом чётко определены разные виды налогов и установлены их размеры.
Финансовая система на Руси начала складываться с конца 9 в., с момента образования Древнерусского государства. История знает множество разнообразных форм изымания денег и ценностей у населения: дань, барщина, полюдье, оброк, церковная десятина.
Хочу рассказать о некоторых старинных налогах, о которых Вы не знаете. Начну с барщины – обязанности крепостных крестьян работать даром в хозяйстве своего господина несколько дней в неделю. Все городские жители, владевшие имуществом, платили – подомовой налог. Сейчас такой налог называется имущественным налогом. Крупные промышленники и купечество облагались промысловым налогом. Состоятельные люди платили налог на роскошь. Для выкупа пленных (взятых в полон) государство собирало полоняничные деньги, на которые их выкупало.
Были налоги «на печи», на «бороды» и многие др. Я рассказала о них с одной целью – показать, что налоги всегда были, есть и будут.
Сейчас в нашей стране существуют налоги трёх видов: федеральные, региональные и местные. Перечень налогов каждого из видов установлен Налоговым кодексом Российской Федерации – это закон, который определяет, кто, когда и в каких размерах должен платить налоги.
Основная масса россиян платит подоходный налог. В нашей стране он составляет 13 %. Официально он называется НДФЛ (налог на доходы физических лиц). Когда ты начнёшь получать зарплату, то, допустим, из начисленных 50 000 рублей на руки выдадут на 13 % меньше: 43 500 рублей.
В большинстве случаев налогоплательщикам не нужно предпринимать активных действий для уплаты налога на доход физических лиц. Как правило, этот налог автоматически с зарплат удерживает работодатель и переводит в Федеральную налоговую службу – специальную государственную организацию, которая занимается сбором и учётом налогов в нашей стране.
Однако в некоторых случаях необходимо самостоятельно рассчитать и уплатить налог на доходы физических лиц. В частности, это касается людей, занимающихся предпринимательской деятельностью и получающих доход от продажи имущества.
Помимо налога на доходы физических лиц, для граждан нашей страны есть и другие налоги. И не только на доходы физических лиц, но также на имущество, выигрыши, призы и проценты по вкладам, дивиденды с ценных бумаг, транспортные и земельные. Ещё целый ряд обязательных платежей существует для предпринимателей и организаций.
Налоги есть прямые и косвенные, или скрытые. Прямой – это когда взимается с дохода и имущества (например, автомобиля или загородного дома). А косвенный – это когда в цене товара (например, молока или хлеба), который покупается в магазине или в стоимости услуги (типа стрижки в парикмахерской) заложена надбавка. Возможно, ты слышал такую аббревиатуру – НДС, или налог на добавленную стоимость. Это как раз то самое. Представьте себе торт, который нарезан на кусочки, так вот, как минимум один из кусочков всегда съедает государство, в виде НДС.
Этап закрепления ЗУН (12 мин)
1. В статье 7 Конституции Российской Федерации отмечается, что наша страна- «социальное государство, в котором обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты». Какую функцию в связи с этим выполняют налоги?
2. Налог на транспортное средство. Величина этого налога различается по регионам России, но везде рассчитывается исходя из мощности двигателя.
Чем мощнее двигатель, тем выше налог.
Решите задачу. Сережины родители собираются купить автомобиль. Но они не могут выбрать какой именно- Lada Priora или Honda Civic Type R. Помогите им сделать правильный выбор с учетом величины транспортного налога, если мощность двигателя первого автомобиля составляет 132 л/с, а второго- 201 л/с, из расчета, что они владели бы автомобилем 6 месяцев.
Подсказка: транспортный налог на автомобили
Ставка транспортного налога меняется в зависимости от мощности автомобиля. Мощность измеряется в лошадиных силах (л/с). Чем больше мощность, тем больше сумма денег, которую владелец платит за каждую лошадиную силу.
3. Делимся на команды. Каждой команде в течение 5 минут необходимо будет придумать и представить:
– рекламный слоган;
– лаконичную, легко запоминающуюся фразу, выражающую суть рекламного сообщения; которыми вы должны убедить граждан о необходимости и важности уплаты налогов. Я думаю, что каждый из вас уже составил своё мнение о налогах. Итак, давайте попробуем ответить на проблемный вопрос: Налоги – зло или благо?
Заключительный этап (5 минуты)
1. Что такое налоги?
Выберите слова, которые характеризуют налог
– по возможностям.
На что государство тратит деньги, собранные в качестве налогов?
Что делает государство, если граждане не платят налоги?
Сколько процентов в Казахстане составляет подоходный налог?
Что такое пеня?
2. Тест «Да»- «нет» (да «+», нет «-»).
1. Налог является обязательным платежом +
2. Налоги нужны государству для содержания государственных структур +
3. Налогоплательщикам могут быть только фирмы –
4. Юридические лица – это фирмы, учреждения и организации +
5. Примером товара (услуги) общественного пользования может служить услуга портного –
Сравнение знаний по теме, которые уже имелись у обучающихся в начале занятия, сравнение их с новыми полученными знаниями. Что для обучающихся показалось самым интересным и неожиданным?
Педагог дополнительного образования Мингажева Т. М.
Презентация к уроку “Виды налогов”PPTX / 1.06 Мб
/data/files/g1681207991.pptx (Презентация к уроку “Виды налогов”)
Данная публикация – это конспект урока по экономике/обществознанию/финансовой грамотности блок «Налоговая культура» для 5-6 классов. В ходе урока происходит знакомство учащихся с видами налогов, рассматриваются примеры начислений разных видов налога, анализируется информация о начисленных суммах налогов, формируется умение работать с дополнительной информацией, делать выводы. Результат урока – новое знание о налогах, умение начислять некоторые виды налогов.
Методическая разработка урока:
Раздел: «Налоги и налоговая культура» (экономика, 5-6 класс)
учебник «Основы экономической культуры» 5-6 класс В. М. Гончарова, Е. Г. Баранюк
Урок закрепление знаний
ознакомить учащихся видами налогов, показать способы начисления налогов.
продолжить развитие общеучебных умений (анализировать, рассуждать, аргументировать, делать выводы).
научить принимать ответственное решение за начисление и уплату налогов.
Сформировать навыки анализа и обобщения информации.
Продолжить развитие навыков, необходимых для коммуникации с одноклассниками.
мультимедийный проектор, компьютер, экран; презентация; учебник, раздаточный материал по налогам, жетоны (это могут быть купюры из банка приколов) для раздачи за правильный ответ.
Формы организации учебно-познавательной деятельности:
индивидуальная (участие в беседе, формулировка собственного мнения, решение задач);
Изучение нового материала. Раскрытие понятий «ставка налога», «виды налогов».
Решение задач. Индивидуальная, фронтальная работа.
Настройка презентации, раздать на парты заготовку таблицы по налогам для каждого ученика.
Здравствуйте, ребята! Начнем урок с нашего упражнения «Улыбка». (улыбнитесь друг другу).
На прошлом уроке мы с вами узнали, что такое налог, кто является налогоплательщиком, какими льготами могут они пользоваться. Чтобы продолжить дальше изучать тему Налоги, давайте немного повторим пройденный материал. А домашнее задание мы проверим в конце урока.
(3–4 слайд)
Перед вами будут появляться вопросы, попробуйте дать ответ. Прошу поднимать руки при желании дать ответ. А за каждый правильный ответ я буду выдавать вам жетон. В конце урока Вы можете обменять их на оценку в журнале по курсу 3 жетона -отметка «5», 2 жетона -отметка «4».
!!Каждый вопрос и ответ -отдельный клик
Что такое налог? (это обязательный платеж, который взимается в соответствии с законом.)
Кто является налогоплательщиком? (производители товаров и услуг, получатели доходов (зарплаты, прибыли, наследства), владельцы имущества (автомобиля, квартиры, земли)
Как называется главный закон о налогах?
Кто может пользоваться льготами по налогам? (производители особых товаров и услуг (образование, медицина) или работающие на определенных территориях, вновь открывшиеся ИП, инвалиды, ветераны войн, благотворители)
отлично! Вспомните, какие уровни бюджета существуют? (ответ учеников) (федеральный, региональный, муниципальный/местный)
: Молодцы! Сегодня мы продолжаем с вами изучать главу о налогах. И сегодня мы поговорим о видах налогов. Я не зря спросила вас об разных уровнях бюджета, так как в зависимости от того в какой бюджет платится налог такой вид он и имеет.
Изучение нового материала. Раскрытие понятия «ставка налога», «виды налога»
приложение 5) ~1 мин.
перед вами на столах у каждого лежит таблица видов налогов по уровням бюджетов. Вы можете дома вклеить ее в тетрадь или перечертить ее дома, чтобы у вас всегда была под рукой подсказка. Посмотрите на нее, и вы увидите, каждый налог записан в определенный столбик и является федеральным, или региональным, или местным. Далее мы рассмотрим несколько налогов и принцип их начислений.
для определения налога необходимо знать налоговую ставку, ее можно найти для каждого налога в Налоговом кодексе.
Давайте запишем- Ставка налога – это величина платы, которую налогоплательщик должен внести в бюджет государства в расчете на единицу обложения. ( Ученики записывают определение в тетрадь
Учитель: Налоговая ставка бывает: Твердая – устанавливается в абсолютной сумме на единицу обложения и Процентная – устанавливается в процентах от стоимости объекта обложения. Перенесите схему также в тетрадь. ( Ученики записывают схему в тетрадь)
Учитель: Давайте рассмотрим некоторые налоги и правила их исчисления.
Один из главных налогов в стране, так как он приносит очень большую долю в доходы бюджета, это налог на доходы физических лиц или сокращенно НДФЛ.
Платят его физические лица, если у них есть какие-либо доходы, например, заработная плата, дивиденды, выигрыш в лотерею, некоторые индивидуальные предприниматели, платят его и те, кто продал свое имущество (квартиру, машину, дачный участок и т. д.).
Ставка налога на доходы физлиц составляет от 13 -30%, зависит от вида дохода и полученной суммы.
Сделайте необходимые краткие записи в тетрадь, на слайде указана информация для отражения у вас в конспекте.
например, ваша зарплата за май месяц составила 10000руб, то государству вы отдадите налог 1300руб (10000* 13%), а на карточку вы получите 8700руб (10000 – 1300)
приложение 10) ~1 мин.
Учитель- Давайте попробуем решить легкую задачу. Условие указано на слайде.
Предложение ученикам решить ее в тетради, возможно кто-то захочет выйти к доске. Правильно решившему первому или решающему у доски выдать жетон.
Задача 1. Вам начислили зарплату 20000руб. Рассчитайте сумму НДФЛ и сумму к получению на карточку.
1) 20000* 0.13=2600 – сумма налога 2) 20000-2600= 17400 – сумма к выдаче
) (приложение 11) ~3 мин.
Давайте попробуем решить следующую задачу, чуть посложнее. Условие указано на слайде.
Задача 2. Вам начислили зарплату 20000 рублей и премию 15% от зарплаты. Рассчитайте сумму НДФЛ и сумму к получению.
1) 20000*0.15=3000 – 2) 20000+3000=23000 –сумма з/п с премией
3) 23000* 0.13=2990 – 4) 23000-2990= 20010 – сумма к получению
) (приложение 12)
Также важный налог в стране, так как он также составляет немалую долю в доходах бюджета, это налог на прибыль.
Платят его юридические лица, если у них есть прибыль, полученная от продажи товаров или оказания услуг, выполненных каких-либо работ, а также полученных дивидендов от участия в других компаниях.
Ставка налога на прибыль составляет 20%. Правда сумма налога платится в пропорции 3% в федеральный бюджет, а 17% в местный, но он считается федеральным налогом. Посмотрите в свою таблицу, которую вы записали ранее.
) (приложение 13) ~1 мин.
Давайте попробуем решить еще задачу. Условие указано на слайде.
За май прибыль банка составила 250 000руб. Рассчитайте налог на прибыль предприятия за этот месяц?
250 000* 20% = 50000руб. налог на прибыль
) (приложение 14)
Немаловажный налог для бюджета налог на добавленную стоимость или сокращенно НДС. Платят его в бюджет предприятия, но включают в цену товара или услуги, поэтому фактически оплачивают его потребители, когда совершают покупки в магазинах или получают различные услуги
Ставка налога составляет 0–10–20%. И зависит от важности товара или услуги для потребителя. Например, услуги образования облагаются налогом по ставке 0%, такие товары, как молоко, хлеб по ставке -10%. Это все товары и услуги первой необходимости, поэтому ставки НДС понижены. В основном все товары и услуги облагаются 20-процентным налогом.
К подобного рода налога относятся такие разновидности налога – как акциз и таможенная пошлина, они тоже включаются в стоимость товаров и являются федеральными налогами, посмотрите в таблицу.
) (приложение 15)
существует в России такой налог как налог на имущество.
Его платят как физические, так и юридические лица, если у них есть недвижимое имущество.
Ставка налога для предприятий составляет -2,2%. Для физических лиц – от 0.1% до 0.5% от стоимости имущества.
Родственный ему налог на землю или Земельный налог. Похож он тем, что земля является тоже недвижимым имуществом, платят его собственники земли, рассчитывается он также как и налог на имущество путем умножения налоговой ставки на стоимость земли.
) (приложение 16) ~2 мин.
Давайте попробуем решить задачу. Условие указано на слайде.
Задача У вас есть дом стоимостью 1.000.000 рублей и земельный участок стоимостью 500.000 руб.
Рассчитайте налог на имущество за год при ставке 1%.
(1000000+500000) * 1% = 15.000руб налог на имущество
) (приложение 17)
если у вас есть движимое имущество, например, автомобиль, вам придется заплатить транспортный налог.
Ставка налога установлена в рублях за 1 лошадиную силу.
) (приложение 18) ~1 мин.
Задача У вас есть машина, количество лошадиных сил у нее 200. Рассчитайте транспортный налог за год при ставке 50 руб. за 1 л.с.
200 * 50= 10000руб транспортный налог
) (приложение 19) ~1 мин.
Учитель: есть еще такие налоги как Налог на дарение, наследство,
Налог на выигрыш в лотерею, в букмекерской конторе
Налоги на игорный бизнес, на операции с ценными бумагами, на покупку валюты.
) (приложение 20) ~3 мин.- ***если ребята решают быстро – то можно предложить решить такую задачу.
Задача. Вы выиграли за год в лотерею 14000 рублей. Рассчитайте налог на выигрыш за год по ставке 13% с дохода и сумму, которая у вас останется после уплаты налога.
Здесь внимание -*** Согласно Налогового кодекса налогом не облагается выигрыш, не превышающий 4.000 рублей в год, поэтому эта сумма вычитается из полученного дохода, когда исчисляется налог.
(14000–4000) * 13%= 1300руб –сумма налога
14000–1300= 12700 рублей – сумма после уплаты налога
) (приложение 21) ~3 мин.
Учитель: В России платятся взносы, они приравнены к налогам, обязательны к перечислению в бюджет предприятиями, если начисляется заработная плата работникам. Он называется Социальный взнос, перечисляется во внебюджетный фонд, который объединил в себе пенсионный, медицинский, социальный)
Его платят предприятия за своих работников.
Ставка взноса составляет -30% от всей начисленной заработной платы
А сейчас я предлагаю поделиться информацией тем ребятам, кто выбрал домашнее задание -сообщение о необычном налоге. Предлагаю высказывание построить следующим образом «Где-как называется налог – кто должен платить и за что» (Ответы учеников) -Опрос 3-5 учащихся.
. Рефлексия ~
итак, сегодня на уроке мы узнали, что такое ставка налога, рассмотрели виды налогов, решали задачи и тем самым попробовали себя в роли бухгалтеров, которые начисляют налоги. Узнали, какие бывают необычные налоги в мире. Давайте закончим подведение итога урока слушанием синквейна на тему «Деньги». Отвечают те, кто выбрал это домашнее задание с прошлого урока. ( Ответы 1-2 учеников
приложение 22) ок.1 мин
Учитель: ну и в заключении урока. Попробуйте выбрать картинку, которая отражала бы ваше настроение после урока.
приложение 23) ок.1 мин
И как обычно-Домашнее задание: на выбор учащегося (что интересно-что по силам)
Дайте письменно ответ на вопросы:
Чем НДФЛ отличается от налога на прибыль?
Почему каждому государству нужны налоги?
Доходы за май – Вам начислили зарплату 30000 руб., премию 10%, дивиденды в сумме 20000руб., также вы продали свой велосипед за 5000руб. Рассчитайте сумму НДФЛ за май?
те, кто получили жетоны, могут подойти и обменять их на свои отметки по курсу.
Всем спасибо. До встречи.
Соотносить размеры годовых сумм доходов семьи и расходов на выплаты налогов при принятии решения о крупном приобретении, связанном с увеличением расходов семьи по налогам и отработать навыки расчета налоговых выплат семьи.
Этап 3. Постановка и решение учебных и практической задач.
На сегодняшнем занятии вы попробуете сами принять решение на семейном совете, стоит ли совершать крупную покупку, с учётом того, как это изменит в бюджете семьи расходы на уплату налогов.
Для этого мы поиграем в ролевую игру «Считаем налоги семьи».
Для игры нам нужно создать 4 игровые «семьи» – семья Орловых, семья Беловых, семья Богдановых и семья Ивановых.
Обучающиеся делятся на 4 команды-семьи (количество членов определяется по составу семьи) и получают инструктаж по участию в игре (Приложение 4).
Каждая команда-семья получает карточку с описанием состава семьи и особенностями ее финансового положения, в которой содержится задание рассчитать общую сумму выплаты налогов, которая составляют часть расходов семьи за год и принять на семейном совете решение либо о совершении задуманной крупной покупки или об отказе от приобретения (Приложение 5).
Так же они получают маршрутные листы, в которых пошагово изложены задания для каждого члена семьи, конечной целью выполнения которых является продуктивное участие в семейном совете по поводу принятия решения о крупном приобретении, связанном с увеличением расходов семьи по уплате налогов (Приложение 6).
Перед началом игры группа экспертов по налоговой грамотности (состав которой был определен заранее – от 4 до 6 учеников, показавших лучшие результаты по итогам изучения предыдущих 4-х тем 3 модуля) в помощь игровым семьям представляют подготовленную заранее презентацию на основе информации ФНС по Тамбовской области, где представлен материал о видах налогов, налоговых базах и налоговых ставках и формулах при исчислении отдельных видов налогов: транспортного налога, налога на имущество физических лиц, земельного налога, налога на доходы физических лиц и др. ( Приложение 7).
Также эксперты раздают командам-семьям подготовленные ими заранее памятки «Считаем налоги семьи» (Приложение 8).
В ходе игры команды-семьи заполняют маршрутные листы, последовательно выполняя предложенные задания. Результаты этой работы в виде заполненной итоговой таблицы каждая команда выводит вместе с карточкой с заданием на интерактивную доску. Затем команды-семьи поочередно разыгрывают сценку семейного совета, на котором, опираясь на полученные результаты, должны принять решение – либо о совершении задуманной крупной покупки или об отказе от приобретения с учетом того, как это изменит в бюджете семьи расходы на уплату налогов.
Члены незадействованных команд-семей по итогам сценки оценивают вместе с группой экспертов артистичность и убедительность разыгранных семейных ролей (посредством грустных и веселых смайликов). Члены группы экспертов подсчитывают количество веселых смайликов, полученных каждой командой, и производят по заданным учителем критериям (Приложение 9) оценку правильности выполненных командами заданий посредством проверки представленных итоговых таблиц (выполняется проверка на интерактивной доске).
Поводятся итоги ролевой игры «Считаем налоги семьи» путем подсчета полученных каждой командой веселых смайликов и выводов экспертов по правильности выполненных заданий. Команды, набравшие большее количество веселых смайликов и высокую положительную оценку экспертов, являются победителями игры.
Победителям вручаются дипломы семейных консультантов по расчету расходов семьи на уплату налогов, а членам группы экспертов – дипломы экспертов по налоговой грамотности ( Приложения 10,11).
Этап 4. Рефлексия.
В завершении игры каждая команда-семья демонстрирует на интерактивной доске основные выводы по результатам выполнения своего задания и озвучивает их. Например, семья Орловых представляет следующий вывод:
1. Семья Орловых ежегодно выплачивает следующие виды налогов: НДФЛ, налог на имущество физических лиц, налог на индивидуальную предпринимательскую деятельность.
2. При покупке автомобиля необходимо предусматривать в семейном бюджете расходы на автомобильный транспортный налог.
3. Величина автомобильного транспортного налога определяется по формуле: действующая ставка налога • количество лошадиных сил (л. с.) • количество полных месяцев владения автомобилем 12 (количество месяцев в году).
Используя сигнальные карточки, отвечают на вопрос: «После сегодняшней игры было бы вам интересно принять участие в семейном совете по вопросам о расходах семьи на уплату налогов и смогли бы вы внести свой вклад в принятие грамотного, правильного семейного решения?».
Этап 5. Творческое задание
Творческое задание для выполнения совместно с родителями (Приложение 12).
Шарандина Валентина Владимировна, 11.06.18 в 13:35Ответить Пожаловаться
В целом мне урок понравился, Данила Геннадьевич.
Только появилось несколько вопросов, которые хотелось прояснить:
1) Каков возраст учеников (предполагаю, что старшая школа)?
2) Насколько необходимо сообщение “Налоговая система Древнего Египта” (так ли принципиально, что именно этого государства)?
3) Почему Вы не используете простые задания ЕГЭ (например, сайта ФИПИ) в 3 этапе урока при приобретении новых знаний (виды налогов, объекты налогооблажения) (мне кажется, что это эффективнее, чем репродуктивное восприятие)?
4) Как дети определяют различия между системами налогооблажения (прогрессивная, регрессивная, пропорциональная) – есть очень хорошие задачи (с несложными расчетами) повышенного уровня из КИМов ЕГЭ (например, на сайте Решу ЕГЭ)?
5) Задачи на правила расчета НДФЛ замечательные!!! Дают хороший практический навык.
Тикунов Данила Геннадьевич, 11.06.18 в 15:43Ответить Пожаловаться
Добрый день! Спасибо за краткий обзор моей работы. Обязательно внесу некоторые исправления и дополнения, указанные Вами!
Урок с мультимедийной поддержкой по теме «Налоги»
Конспект урока по обществознанию и основам финансовой грамотности
Тема урока: «Налоги. Как работает налоговая система в России?»
Тип урока: урок изучения нового материала.
Познавательная – познакомить с историей появления налогов в период истории Древнего мира, с их изменениями и современным состоянием.
Развивающая – развитие навыков для последующей информационной, исследовательской и научной деятельности.
Воспитательная – воспитывать интерес к явлениям, имеющим место быть на территории РФ.
Методы обучения: сопоставительный, исследовательский методы.
Формы организации познавательной деятельности учащихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Учебно-методический комплект: В. В. Чумаченко, А. П. Горяев «Основы финансовой грамотности» (учебное и методическое пособия и рабочая тетрадь), Л. Н. Боголюбов «Обществознание».
Заготовки, необходимые для работы по расчету НДФЛ для обычных видов дохода;
Презентация к уроку;
Домашнее задание, которое ученики должны были подготовить к этому уроку: обсудить правила пенсионных накоплений (учебное пособие по основам финансовой грамотности, стр. 215 – 217), подготовить ответ на вопрос о том, почему важно начинать копить на пенсию как можно раньше.
Индивидуальное домашнее задание: подготовить сообщению о появлении налогов в эпоху Древнего мира
1. Работник организации, инвалид из числа военнослужащих III группы вследствие ранения, полученного при защите Российской Федерации, ежемесячно получает заработную плату в сумме 6000 руб. Определить доход работника и сумму удержанного налога за период с января по июнь.
2. Налогоплательщик, имеющий троих детей, в течение налогового периода получал доходы от выполнения работ по договорам гражданско-правового характера 7000 руб. ежемесячно в течение года. Стандартные вычеты налогоплательщику в течение года не предоставлялись. По окончании отчетного года физическим лицом подана налоговая декларация в налоговый орган по месту жительства и заявлены стандартные вычеты на налогоплательщика и каждого его ребенка. На основании декларации и документов, подтверждающих право на стандартные налоговые вычеты, налоговый орган производит перерасчет налоговой базы и налоговых обязательств налогоплательщика. Определите излишне уплаченную и возвращенную налогоплательщику сумму налога.
3. Рассчитать сумму удерживаемого в течение года налога с доходов физического лица, имеющего двоих детей в возрасте до 18 лет и одного ребенка – студента вуза дневной формы обучения, по каждому месту работы и сумму доплаты при подаче физическим лицом налоговой декларации по окончании года.
Задачи взяты с портала “Налог-Налог. РУ”
Презентация в формате PDF PDF / 6.41 Мб
Размер файла: 21.96 Кбайт