КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОСНОВАМ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ И КОНСПЕКТ УРОКА ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ПЛАН УРОКА В МИРЕ ФИНАНСОВ 6 КЛАСС

Урок финансовой грамотности 1 «Б» класс

Цель:рассмотреть выгоды обмена, объяснить неудобства бартера и причины появления денег.

предметные: знакомство детей с экономическими понятиями: «деньги», «обмен», «бартер», «товар»; развитие познавательного интереса, мышления, памяти, внимания.

регулятивные: определять и формулировать цели деятельности на занятии с помощью учителя;оценивать правильность выполнения действий;

познавательные : добывать новые знания: находить ответы на вопросы, перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы;

коммуникативные: осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме; постановка и формулировка проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера; планирование учебного сотрудничества, умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; формировать умение работать в группе;

личностные: – развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки.

личностные: понимание того, что деньги – средство обмена, развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками.

метапредметные: умение сравнивать, анализировать, объяснять понятия и явления, овладение логическими действиями сравнения, обобщения, готовность слушать собеседника, умение формулировать и аргументировать свою точку зрения, умение работать в группах.

предметные: понимание и правильное использование термина «деньги», «товар», «обмен», «бартер».

Форма урока: игра. Дети сидят по группам (по желанию детей). Оборудование: презентация, компьютер, экран, мультимедийный проектор, раздаточные материалы: муляжи фруктов, овощей, животных, карточки с заданиями.

Сегодня вы не зря сели по группам, вам предстоитработа в команде, вы должны помнить о правилах поведения итехнике безопасности. Уважаем мнение других, с местане выкрикиваем.

А теперь положите ладошки друг другу на руку иповторите за мной:

Мы ребята просто класс! Всё получиться у нас!

Пусть хорошее настроение будет с нами на протяжении всего урока.

Сообщение темы урока

– Разгадайте ребус и определите тему нашего занятия.

– Какое слово получили? (деньги) Какова же тема нашего занятия?

II. Формулирование темы занятия, постановка цели

Тема сегодняшнего урока «Зачем нужны деньги?» (Учитель записывает тему на доске)

-Что мы знаем о деньгах? Сможем ли мы дать определение деньгам?

-Что вы знаете о том, как произошли деньги? Сможем ли мы прожить без денег? Какую функцию выполняют деньги?

(Деньги – это то, с помощью чего мы совершаем покупки. Мало знаем о функции денег. Без денег мы не сможем прожить, выполнять покупки, кушать, платить за квартиру и т.д. Но, возможно, мы еще знаем не все о деньгах и мы хотели бы узнать о них больше.)

– В ходе урока нам предстоит ответить на следующие вопросы:

1. Что такое «деньги»?

2. Зачем нужны деньги?

– Надеюсь, что на все эти проблемные вопросы вы сможете дать ответы в конце урока.

Скажите ребята, для чего нам нужны эти знания, а сможем ли мы без них обойтись?

III. Изучение нового материала.

-Я предлагаю всем группам отправиться в путешествие в прошлое.

– Давным-давно, в веке каменном, люди вполне обходились без денег. Все необходимое для жизни они получали от природы. И жили люди в пещерах, ходили на охоту с дубинками да каменными топорами, собирали растения, ловили рыбу.

– Все вы являетесь жителями различных племен: Ага- ага, Шики-таки, Тик-так, Чу-чу. У вас на столах есть карточка, в которой написано что имеется у народа и в чем нуждается. Один человек из племени должен представить своё племя, рассказать, чем занимается. ( Дети представляют племена)

– Теперь члены племени возьмите свои вещи пойдите в соседнее племя и

обменяйте предметы на необходимые вам.

– У кого получилось поменяться? – Так люди стали обменивать что-то свое: вещи, еду и так далее – на то, что им было нужно. Как называются предметы для обмена, в экономике, вы узнаете, разгадав шараду. Назовите первые звуки картинок.

– Предметы, которыми обменивались люди, называют товаром. – Написав первые буквы слов-картинок, вы узнаете экономический термин процесса взаимообмена товаром.

– Взаимообмен товарами называется бартер.

-У кого не получился совершить бартер? -Почему? ( Есть неудобства обмена.)

– Что необходимо сделать, чтобы обмен был удобен?

– Тогда люди додумались использовать при обмене предметы, которые нужны всем, долго хранятся, не портятся и при этом являются достаточно ценными.

– Я предлагаю вам вернуться в наше время, где есть деньги.

-Возьмите деньги, которые лежат в конвертах у вас на столах. Произведите обмен те племена, у которых не получилось обменяться в первый раз.

– Какой вы можете сделать вывод? (Любые товары можно обменять посредством денег)

– Что же такое «деньги»? Просмотр определения в словаре.

Деньги – все, что принимается в уплату за товары и услуги, служат для соизмерения различных видов труда.

Деньги – это металлические и бумажные знаки, являющиеся мерой стоимости при купле – продаже.

– Для чего нужны деньги? (Для облегчения обмена)

– Что произойдет, если исчезнут деньги?

– А сейчас я вам предлагаю немного поиграть. Ваша задача как можно быстрее собрать пазлы. У вас на партах лежат конверты, в которых находятся отдельные части разных купюр. Какие купюры у вас получились? ( 50 рублей, 10 рублей, 500 рублей, 100 рублей, 1000 рублей)

Мы нашли богатый клад(изображаем: копаем)

Каждый кладу очень рад (улыбаются друг другу).

Стали думать, как нам быть?  (повороты туловища)

Как же клад нам разделить? (руки в сторону)

Чтоб хватило всем друзьям, делим ровно пополам (наклоны туловища)

Работа в группах.

Игра Поход в магазин

Сейчас вы отправитесь в магазин

1 группа – сладости

У вас есть 10 рублей. Вы эти деньги должны потратить и купить сладости. – Я приготовила вам карточки, на которых указан товар и его цена. Должны составить список покупок и сдача, если останется.

Пирожок – 1 рубль

Конфета – 2 рубля

Печенье – 2 рубля

Кукла – 4 рубля

Зефир – 5 рублей

Пряник – 1 рубль

Подарок маме – 5 руб.

Помидор – 2 рубля

2 группа – школьные принадлежности

У вас есть 10 рублей. Вы эти деньги должны потратить и купить школьные принадлежности. – Я приготовила вам карточки, на которых указан товар и его цена. Должны составить список покупок и сдача, если останется.

Ручка – 2 рубля

Карандаш – 2 рубля

Огурец – 1 рубль

Пенал – 5 рубля

Ластик – 1 рубль

Тетрадь – 2 рубля

Машинка – 5 рублей

3 группа – овощами

У вас есть 10 рублей. Вы эти деньги должны потратить и купить овощи. – Я приготовила вам карточки, на которых указан товар и его цена. Должны составить список покупок и сдача, если останется.

Лук – 1 рубль

Стул – 3 рубля

Свекла – 2 рубля

Пенал – 5 рублей

Морковь – 1 рубль

Дневник – 7 рублей

4 группа – игрушки

У вас есть 10 рублей. Вы эти деньги должны потратить и купить игрушки. – Я приготовила вам карточки, на которых указан товар и его цена. Должны составить список покупок и сдача, если останется.

Юла – 2 рубля

Карандаш 2 рубля

Кукла – 3 рубля

Молоко – 3 рубля

Солдатик – 1 рубль

Ножницы – 2 рубля

Мяч- 3 рубля

Отчёт групп (на доске карточки каждой группы) – Сколько денег у вас было? – На что потратила свои деньги 1 группа? – Сколько денег потратили? –

– Вторая .

Игра «Собери пословицу»

(у детей на столах конверты, в которых находятся листочки с пословицами. Листы разрезаны на части, детям необходимо «собрать» пословицы)

Нелегко деньги нажить, а легко прожить.

Тот без нужды живет, кто деньги бережет.

Трудовая денежка всегда крепка.

Уговор дороже денег.

Деньги счет любят.

На деньги ума не купишь.

Монета карман не тянет.

Здоров буду — и денег добуду.

На деньги друга не купить.

Гулянку деньгами, как бездонную кадку, не наполнишь.

Деньги смогут много, а правда – все.

В чужом кармане трудно деньги проверять.

Вовремя копейка дороже рубля.

Деньги не грибы – можно и зимой найти.

Деньги – что галки, все в стаю сбиваются.

Деньги – хороший слуга, но плохой хозяин.

Из чужого кошелька легко платить.

Как деньги при бедре, так помогут при беде.

Когда деньги говорят, тогда правда молчит.

– Чтобы закрепить , то что вы узнали, я предлагаю разгадать кроссворд.

Наш урок подходит к концу.

Давайте вспомним тему нашего урока

Сейчас вы получите монету и купюру, ваша задача поднять вверх купюру, ЕСЛИ вы оцениваете свою работу на уроке на высший балл, у вас сегодня все получилось и урок был интересным, а ЕСЛИ сегодня на уроке у вас ничего не получилось поднимите монету.

Спасибо за урок, до новых встречи!

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Республики Карелия «Петрозаводский автотранспортный техникум»

Методическая разработка учебного занятия

«Обществознание, включая экономику и право»

Вострякова Ирина Евгеньевна, преподаватель социально-экономических дисциплин

Одобрена на заседании предметно-цикловой комиссии – Экономических дисциплин ПЦК

Протокол №01 от02 2019 Председатель ПЦК

Зарегистрирована в Методическом центре ГАПОУ РК «Петрозаводский автотранспортный техникум»

№Методист Сизова Т. В.

Методическая разработка открытого урока по УД «Обществознание, включая экономику и право» разработана с учетом остро стоящих перед обучающимися вопросов в сфере финансовой грамотности.

Знания в области «Финансовой грамотности» для современного человека, являются неотъемлемой частью его жизни, профессионального развития и качества жизни.

В современном мире финансовая независимость и благополучие человека остаются основными показателями его успешности и профессионализма.

Данное учебное занятие учит студентов не быть зависимыми от кредитов и других финансовых обязательств, а правильно рассчитывать расходы согласно полученному доходу. В ходе урока, студенты закрепляют полученные знания по теме финансы и финансовая грамотность, а также на практике применяют полученные знания. Они самостоятельно определяют возможные доходы семьи, учатся рационально распределять приоритеты в расходах и планируют семейный бюджет исходя из нужд каждого члена семьи.

В процессе изучения данной темы необходимо использовать комбинированный урок, на котором выделяются следующие этапы:

– Обобщение материала;

– Контроль полученных знаний (опрос);

– Практическое применение полученных знаний.

Подготовка к занятию включает:

– Подбор и определение необходимой литературы;

– Подготовка наглядных пособий;

– Составление плана изучаемой темы и определение вопросов включаемых в данную тему;

– Тщательное продумывание всех элементов урока последовательное применение наглядных пособий, использование межпредметных связей и т.д.

– Определение домашнего задания.

Для реализации данного учебного занятия, необходимо:

– дидактический материал.

1. Учебно-методическая карта учебного занятия

Методическая характеристика учебного занятия

2. План – конспект учебного занятия

1. Организационный момент

2. Краткий обзор полученных знаний в области финансовой грамотности (см. Приложение Презентация «Финансовая грамотность»)

«Если у Вас нет плана, как стать богатым,

то, скорее всего, Вы планируете быть бедным.

Просто Вы не догадываетесь об этом».

Что такое финансы?

Финансы – это совокупность экономических отношений, возникающих в процессе создания, а также использования фондов денежных средств, используемых для нужд государства и обеспечения условий для расширения производства.

Возникновение финансов связывают с наличием такого условия, как регулярный товарно-денежный обмен и потребность государства в привлечении дополнительных ресурсов. Не существует одного верного определения финансов, закрепленного в нормативных документах, однако, есть несколько определений понятия «финансы», единых в одном: финансы связаны с образованием, распределением и использованием денежных фондов и целью их существования является выполнение функций и задач государства.

Однако, узнать, что такое финансы, можно из таких публичных нормативных источников, как: Гражданский, Трудовой, Налоговый, Бюджетный, Семейный кодексы.

Если же рассматривать термин финансы с бытовой точки зрения, то в первую очередь этим понятием называются деньги – как наличные, так и безналичные (денежные средства на банковских счетах и в виде ценных бумаг).

Происхождение термина «финансы» обязано французскому языку, в котором слово «финансы» имеет дословный перевод как «денежные средства». И хотя определения финансов в основном сформированы вокруг денег, сами финансы могут включать в себя и другие активы, в том числе: драгоценные камни, металлы, предприятия, недвижимость, автомобильный транспорт.

Что такое финансовая грамотность?

Финансовая грамотность – это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их приумножать. Другими словами – это знание, позволяющее достичь финансового благополучия и оставаться на этом уровне всю свою жизнь. Финансово грамотные люди не живут от зарплаты до зарплаты, и берут кредиты только в тех случаях, когда уверены, что взятый кредит в перспективе принесёт прибыль. Они не поддаются панике даже в условиях экономического кризиса, поскольку имеют «резервный фонд» на случай различных форс-мажоров, они умеют планировать и предвидеть.

В современном мире просто необходимо учиться правильному обращению с деньгами. Есть такое выражение – деньги любят счёт. Это означает, что надо не только считать зарплату или подсчитывать сдачу. Это учёт всех своих затрат и их планирование, даже можно сказать – планирование своей жизни, ведь в ней всё продаётся и всё покупается.

С чего начать обучение финансовой грамотности?

Выработайте у себя правильные финансовые привычки. Для многих людей выработка у себя всего четырёх полезных финансовых привычек может оказаться достаточной, для того, чтобы их финансовое положение изменилось к лучшему. Вот эти 4 полезные привычки:

Начните вести учёт доходов и расходов. Планируйте свои расходы на месяц вперёд.

Избегайте долгов и кредитов – живите по своим средствам.

Всегда сразу после получения дохода откладывайте и инвестируйте не менее 10% полученной суммы. А уже из оставшихся денег оплачивайте свои обычные расходы, начиная с самых важных.

Ниже Вашему вниманию предоставлен список из пяти основных навыков, которые должен освоить каждый человек, который хочет научиться уметь считать деньги.

1. Правильный подход к деньгам. Свое отношение к деньгам нужно изменить с потребительского («что заработал, то и потратил») на управленческое. Вы должны осознать, что у Вас нет личных денег, а есть личные финансы,

2. Планирование и учет финансов. Необходимо начать вести учет доходов и расходов каждый день (благо современные технологии значительно упростили эту задачу), освоить планирование и учет личных финансов, Вы должны научиться составлять и планировать бюджет предприятия, личный и семейный бюджеты, вести учёт всех финансов. Это нужно для того, чтобы всегда быть в курсе своих финансовых результатов, рационально использовать имеющиеся финансовые ресурсы, создавать сбережения и капитал для инвестирования. И обязательно, в целях безопасности, на случай форс-мажора нужно скопить фонд, размера которого должно хватить на 6-12 месяцев Вашего привычного уровня жизни в случае потери бизнеса или работы!

3. Сотрудничество с финансовыми учреждениями. Обязательное условие финансовой грамотности, как простого обывателя, так и предпринимателя – это освоение взаимоотношений с финансовыми учреждениями. Сегодня, чтобы стать успешным и богатым, необходимо уметь налаживать взаимоотношения с банками, страховыми компаниями, брокерами и другими участниками финансового рынка, использовать инструменты для эффективного управления финансами, сбережения и приумножения денег.

4. Дополнительные источники дохода. Финансовая грамотность населения продолжает оставаться на низком уровне еще и потому, что подавляющее большинство людей, воспринимают работу по найму как единственно возможный способ пополнения личного или семейного бюджета, предприниматели вкладывают все деньги только в своё предприятие.

Поэтому, осваивая азы финансовой грамотности, Вы должны понимать, что возможен не только активный заработок, но и пассивный доход, что способы заработка следует диверсифицировать, чтобы надежнее защитить бюджет предприятия, личный или семейный бюджеты от возникновения форс-мажорных ситуаций (например, на случай увольнения).

Уметь диверсифицировать источники дохода. Иметь всего один источник дохода в наши дни очень опасно, особенно если от этого источника зависите не только Вы, но и Ваши близкие. В этом случае Вы подвергаете себя и свою семью слишком большому риску. Когда у человека есть несколько различных источников дохода, ему живётся гораздо комфортнее. Ощущение стабильности, безопасности и уверенности в будущем своей семьи бесценно.

И обязательно некоторую часть дохода нужно выделять на повышение собственной квалификации, на саморазвитие. Повышение разряда сварщика или получение дополнительных смежных профессий поможет Вам быть востребованным на рынке труда. Это инвестиции, которые обязательно окупятся в перспективе!

5. Инвестиции. Каждому человеку необходимо знать, вне зависимости от того занимается он предпринимательской деятельностью или нет, что деньги способны создавать другие деньги, и их можно не проедать, а заставлять работать и приносить пассивный доход. При этом следует понимать, что инвестиции всегда связаны с рисками, этими рисками необходимо управлять и диверсифицировать их, вкладывая капитал в разные финансовые инструменты.

Какими навыками финансовой грамотности должен обладать каждый человек? Уметь сохранять баланс между потреблением и инвестициями. Жить хорошо сегодня и при этом откладывать и инвестировать достаточно денег, для обеспечения комфортного уровня жизни в будущем – не простая задача. Если не откладывать на будущее ничего – то Вас ожидает убогая нищенская пенсия от государства. Если откладывать и инвестировать по максимуму, а сейчас жить впроголодь «на сухарях и воде» – возникает риск не дожить до того самого «светлого будущего» или заплатить за него слишком большую цену – в виде ненавистного прошлого. Поэтому очень важно придерживаться «золотой середины», которая позволит и сейчас жить комфортно, и в будущем – не хуже. Уметь эффективно управлять личными финансами, планировать доходы и расходы заранее.

В наши дни существуют различные сервисы для учёта доходов и расходов. Все они позволяют буквально за пару минут в день с экрана телефона вносить информацию о расходах и доходах.

Если Вы не хотите доверять такого рода информацию различным сторонним сервисам, Вы можете воспользоваться обычным МS Excel. Важно при этом осуществлять планирование расходов на следующий месяц, а так же проводить анализ, сравнивать планируемые показатели с фактическими. 30 минут в месяц, уделённых планированию и анализу личного бюджета позволяют найти дыры в бюджете, определить куда именно утекают деньги, и принять правильные решения для увеличения количества денег в Вашем кошельке.

Планировать своё будущее на 10 – 30 – 50 лет вперёд и следовать своему личному финансовому плану. Личный финансовый план – это ваш лучший друг и помощник в реализации ваших финансовых целей. Те люди, которые следуют личному финансовому плану, гарантированно достигают финансового благополучия.

Давайте вспомним основные статьи доходов семьи:

доход от бизнеса

помощь (родителей, супруга, детей)

проценты по депозиту

А теперь расходы в семье:

Автомобиль (бензин, мойка, ремонт, запчасти, страховка, стоянка, техосмотр, налоги, штрафы, парковка)

Благотворительность, помощь, подарки

Бытовая техника, компьютер, расходные материалы

Дети (одежда, питание, игрушки, книги, няня, мебель, услуги, развлечения)

Домашние животные (питание, товары для животных, услуги ветеринара)

Здоровье и красота (косметика, парфюмерия, салоны красоты, спорт, лекарства, услуги)

Ипотека, долги, кредиты (выплата по кредиту, выплата по ипотеке, досрочное гашение долга, покрытие процентов)

Квартира и связь (электричество, вода, тепло, газ, радио, телефон, интернет, аренда, вывоз мусора, кабельное телевидение, охрана, консьерж)

Налоги и страхование

Образование (учебники, канцтовары, плата за обучение, репетитор)

Одежда и аксессуары (одежда, обувь, аксессуары, украшения, химчистка, ателье, ремонт обуви)

Отдых и развлечение (игры, фильмы, книги, диски, журналы, кафе и рестораны, кино, фото, театр, выставки, боулинг)

Питание (основные продукты, деликатесы, алкоголь, еда на работе, школьные завтраки)

Разное (служебные расходы, карманные расходы, чаевые, взносы, банковские комиссии, нотариус, утеря денег, доставка товара)

Ремонт и мебель

Товары для дома (белье, мелкая техника, инструменты, посуда, кухонная утварь, товары для ванной, предметы интерьера)

Транспорт (автобус, проездные, авиа, метро, такси, электричка)

Какие из них постоянные, а какие переменные? Какие расходы мы учитываем в первую очередь? Какие расходы мы можем отложить? Можем ли мы научиться накапливать необходимые средства для крупных покупок – автомобиль, холодильник, отпуск?

Теперь давайте научимся планировать наш бюджет и расходы

3. Мотивационный этап

Кейс – это заданная ситуация, приближенная к реальности, в которой вам необходимо предложить план решения. Правильного ответа нет, но есть критерии, по которым можно оценить, насколько выбранный вами вариант является оптимальным. Решение кейса представляет собой, во-первых, работу с раздаточными материалами – в них содержится информация, которая вам поможет. А во-вторых, вы будете основываться на собственном мировоззрении и жизненном опыте.

Каждая команда получит вводные об одном домохозяйстве. Вы будете планировать расходы своего домохозяйства на 1 год, а затем анализировать структуру расходов и распределять их по типам. Когда вы спланируете расходы, вам нужно будет предположить, какие источники дохода могут быть у вашего домохозяйства, чтобы покрыть все расходы.

Давайте посмотрим, какая у нас есть информация.

Знакомство с раздаточными материалами и пояснения по решению кейса

Модераторы раздают каждой команде индивидуальные вводные о домохозяйстве, общие дополнительные материалы, предлагают игрокам ознакомиться с ними и дают пояснения по представленным материалам.

Давайте рассмотрим комплект раздаточных материалов:

Содержит информацию о составе семьи, основных жизненных приоритетах, роде занятий, месте проживания. Всего в чемпионате 3 разные легенды – у каждой команды своя. Остальные характеристики домохозяйства вы можете формулировать самостоятельно, но они не должны противоречить заданной легенде и здравому смыслу.

Уровень цен на некоторые товары и услуги

В качестве ориентиров, вы можете использовать их или опираться на собственный жизненный опыт. Учтите, что это неисчерпывающий список. Если вам не хватает каких-то данных, вы можете найти их в интернете или прикинуть, посоветовавшись друг с другом и объединив опыт всех членов команды.

Уровень инфляции и ее прогноз на ближайшие годы

На уроках мы уже изучили это понятие: инфляция – это устойчивая тенденция к повышению цен. Инфляция влияет на изменение цен в общем на товары и услуги между годами – цены повысятся, и вам нужно учитывать ее, когда вы будете планировать расходы на второй год.

Бланк решения кейса

Бланк содержит три таблицы, в которых вы будете отражать расходы. После заполнения вы сдадите бланк для оценки мне (или жюри).

Памятка по решению кейса

Здесь вы найдете описание примерного алгоритма решения. Если в процессе решения у вас будут затруднения, заглядывайте в памятку, чтобы понять следующий шаг. Давайте разберем ее вместе с вами.

Для визуального представления своего решения вам следует использовать ватман, на который вам необходимо вынести основные черты вашего домохозяйства и основные цифры.

После того, как участники ознакомились с тем, какие материалы им доступны, модератор поясняет, как следует построить решение кейса – данный порядок также есть у участников в памятке.

Для решения кейса вам необходимо:

Проанализировать легенду домохозяйства. На основе легенды определить его потребности и выделить приоритеты по расходам.

Обсудить и принять решение командой о всей совокупности расходов, которые должны быть у домохозяйства.

Проанализировать все полученные материалы, понять, какая информация имеется, и где она должна быть использована.

На основании имеющейся информации и выработанных суждений относительно структуры расходов составить план расходов домохозяйства.

Проверить, что предложенный уровень расходов домохозяйства сделает его «счастливым».

Проанализировать структуру расходов по типам и ее изменение структуры по годам.

Предположить уровень и источники доходов домохозяйства и сопоставить с уровнем запланированных расходов.

Подготовиться к презентации: визуализировать ваше решение на листе и подготовить устное выступление.

Во время презентации вам могут быть заданы уточняющие вопросы, а по ее итогам жюри поставит оценку каждой команде.

Оценка команд проводится по трем критериям:

соответствие решения кейса легенде персонажа (4 балла);

обоснование суждений команды (4 балла);

качество презентации (включая визуализацию на ватмане) и выступления (4 балла).

Решение кейсов – 40 минут

Участники заполняют бланки решений и готовят презентацию, отражая решение на листе.

Модератор отвечает на возможные вопросы участников, поясняя, как работать с раздаточными материалами, где взять необходимую информацию, если она есть в раздаточных материалах или, рекомендуя сделать командное предположение. Также модератор проверяет, насколько команды продвигаются в своем решении и успевают по времени: просят показать степень заполнения бланка и подготовки презентации. В случае, если команда движется очень медленно, разбирают с командой, какие вопросы возникают. Желательно, чтобы модератор помогал также следить за верностью расчетов команд.

За 10 минут до конца времени решения модератор уточняет, начала ли команда заниматься подготовкой презентации, напоминает о ней, уточняет, все ли понятно по критериям оценки, при необходимости, поясняет.

Задача кейса состоит в том, чтобы участники по итогам тематических мастер-классов попытались спланировать все виды расходов, которые есть у домохозяйства, и оценить их уровень.

Во время презентаций команд необходимо уточнять, каким образом определялся уровень расходов, почему были выбраны данные статьи расходов, какие источники дохода у домохозяйств, считают ли участники свои домохозяйства «счастливыми» при таком плане расходов.

При проверке уровня расходов необходимо проверить соотношение расходов и предполагаемых доходов – насколько обоснованный уровень доходов предложили участники, чтобы покрыть запланированный уровень расходов.

При подведении итогов мероприятия жюри может напомнить участникам цели, которые ставились перед мероприятием. По итогам решения кейса у участников должны появиться вопросы об уровне конкретных расходов, ответы на которые они смогут получить у родителей, вернувшись домой. Задача кейса состоит не в том, чтобы участники составили максимально приближенную к реальности картину уровня расходов, а в том, чтобы они прошли цепочку «легенда – потребности – расходы». Также мероприятие помогает выявить пробелы в понимании уровней расходов у участников.

При проверке уровня расходов можно в качестве ориентира можно использовать уровень прожиточного минимума и сравнить его с уровнем расходов, предложенным участниками.

В процессе проведения учебного занятия повторяется большой объем изученного материала, идет глубокое закрепление знаний. У студентов развивается большой интерес к дисциплине, осваиваются компьютерные технологии, нарабатываются навыки общения, права добровольного участия. Работают все студенты, даже  неуверенные в своих знаниях.

обосновать использование практических и теоретических знаний;

использовать технологию проведения ролевой игры в решении сложных конфликтных ситуациях;

сформировать у студента  навыки и умения выходить из различных конфликтных ситуаций, повысить мотивацию к обучению.

Подготовка к такому занятию развивает ответственность у студентов за результаты своего труда, нацеливает и подготавливает к будущей профессиональной деятельности.

Проведение контроля знаний при помощи активных форм работы позволяет развить и углубить творческие возможности студентов.

Новизна данной работы в том, что студент сам в процессе обучения включается в процесс расчёта доходов и расходов, осуществляет поиск путей дополнительного заработка и создания накоплений, что является необходимым условием  в личной и профессиональной деятельности будущих специалистов-технологов.

Исаев Л. И. К.Д. Ушинский: основатель русской дидактической и методической школы. – М.: Ин-т общего образования, 2009. – 352 с.

Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно –научного, гуманитарного профилей: учебник для учреждений нач. и сред. Проф. Образования/ А. Г. Важенин. – 9-е изд., стер. – Издательский центр «Академия», 2016. – 432 с.

Основы экономики: учеб. Для учащихся учреждений нач. проф. Образования / О. Н. Терещенко. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 176 с.

Основы экономики: учеб. Пособие для студ. Сред. Проф. Учеб. Заведений/ Н. Н. Кожевников, Т. Ф. Басова, В. В. Болгова и др.; под ред. Н.Н. Кожевникова. – М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 288 с.

Педагогические технологии: учеб. пособие для студентов пед. специальностей / под ред. В. Кукушина. – 5-е изд., перераб. и доп. – Ростов нД.: Издательский центр «Мар»; Феникс, 2015.

Памятка для выполнения задания

Легенда домохозяйства 1

Семья состоит из трех человек: двое взрослых Иван и Мария и дочь-подросток Аня. Семья проживает в небольшом городе N, Иван занимается преподаванием в области физики в институте. Когда Иван получил степень кандидата наук, семье дали здесь двухкомнатную квартиру. Мария работает личным помощником в компании. Она добирается до работы своим ходом. Аня учится в 7 классе и занимается танцами, школа находится в трех остановках от дома. Она отличница и состоит в онлайн-сообществе молодых ученых. Иван и Мария рассчитывают, что Аня через несколько лет сможет самостоятельно подготовиться к поступлению на бюджетное место в ведущий технический вуз. Раз в год вся семья ездит в отпуск. Отдыхать семья предпочитает в России, в санатории, куда они добираются поездом.

Легенда домохозяйства 2

Роман и Ольга – молодая семейная пара, живущая в городе Z. Роман и Ольга работают юристами и успели сделать неплохую карьеру. Год назад пара переехала в Город Z из места N, в котором оба родились. Сейчас пара снимает однокомнатную квартиру в центре Города, чтобы тратить минимальное количество времени на дорогу до работы. В ближайшие годы они планируют продолжать развиваться в профессиональном плане и через 3 года завести ребенка. Роман и Ольга занимаются дайвингом и два раза в год ездят в тропические страны. Роман очень любит автомобили и много времени проводит в гараже, перебирая детали своей машины. Ольга же занимается спортом и 3 раза в неделю посещает фитнес-клуб. У Романа и Ольги много друзей, их компания любит ходить на выставки или в театр.

Легенда домохозяйства 3

Мадам Корсикова – пожилая дама, она проживает в собственной квартире в центре Мегаполиса со своим сыном Александром и мужем Альбертом. Александр – студент третьего курса одного из престижных университетов, куда он поступил на бюджет. Всё свое время он посвящает учебе и общению с друзьями, правда мадам Корсикова считает, что ему следовало бы больше времени посвящать учебе. Корсикова работает нотариусом и за годы карьеры собрала обширную клиентскую базу. Офис фирмы «Корсикова и Ко» находится в деловом районе Мегаполиса, куда мадам добирается каждый день на личном автомобиле. Она считает, что ее сын должен сам заработать себе на автомобиль, поэтому Александр пока пользуется общественным транспортом. Александр следит за собой и три раза в неделю посещает с друзьями тренажерный зал. Мадам Корсикова проводит свободное время с подругами, встречаются они обычно в кафе или на выходных выезжают к кому-нибудь на дачу. Мадам Корсикова тоже следит за собой и раз в неделю посещает косметолога. Муж мадам Корсиковой безработный, особо ни чем не интересуется, ездит на рыбалку.

Цены на некоторые товары и услуги

Данные Росстата о средних потребительских ценах на отдельные виды товаров и услуг в 2018 году. Средние данные по России могут быть использованы в качестве ориентиров или заменены на собственные суждения, касающиеся конкретных условий проживания домохозяйства.

Данные Росстата о средних потребительских ценах в России, 2018 год

1. Говядина (кроме бескостного мяса), 1 кг 314,94

2. Подсолнечное масло, 1 литр 107,62

3. Яйца куриные, 10 шт. 65,02

4. Картофель, 1 кг 19,91

5. Яблоки, 1 кг 87,43

6. Рис шлифованный, 1 кг 67,87

7. Макаронные изделия из пшеничной муки высшего сорта, 1 кг 66,01

8. Шампунь, 250 мл 125,66

9. Стрижка модельная в женском зале, 1 шт. 412,35

10. Проезд в автобусе, 1 поездка 28,00

11. Абонентская плата за неограниченный объем местных телефонных соединений, месяц 450,00

12. Санаторий, день с человека 2 521,46

13. Первичный консультативный прием у врача-специалиста, 1 шт. 610,84

14. Бензин автомобильный марки АИ 92, 1 л 46,00

Инфляция – повышение общего уровня цен на товары и услуги. При инфляции на одну и ту же сумму денег по прошествии некоторого времени можно будет купить меньше товаров и услуг, чем прежде.

Инфляция считается по следующей формуле в процентах:

Инфляция за год t =((Цены года t+1)/(Цены года t) – 1)*100%

Бланк решения участников

Участники заполняют бланк по ходу решения кейса и передают его жюри после презентации. Приложение состоит из нескольких таблиц, все их необходимо заполнить участникам.

Основные черты домохозяйства

Количество людей в семье

Приоритетные расходы домохозяйства: (в порядке уменьшения приоритетности)

Типы расходов для целей решения кейса:

текущие расходы – это расходы на текущее потребление для поддержания ежедневной жизнедеятельности;

инвестиционные расходы – это расходы на то, что может принести пользу в течение нескольких лет. Как правило это дорогостоящие покупки, такие как автомобиль, крупная бытовая техника, жилье;

чрезвычайные расходы – это непредвиденные расходы, которые нельзя запланировать, но которые, тем не менее, периодически случаются и на них стоит откладывать деньги. Например, затраты на ремонт в результате случайного затопления.

Содержание
  1. Архангельский региональный методический центр
  2. Лучшие проектные работы Моcковского межрегионального методического центра План методической разработки. pdf
  3. Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» для 8-9 классов
  4. Азбука финансовой грамотнос
  5. Рабочая тетрадь «Первые шаги в финансовую грамотность»
  6. Спортивно-ролевая игра по финансовой грамотности для школьного лагеря
  7. Интерактивная игра-симулятор «Инвестиции
  8. Квест «Иллюзия обмана или финансовая кругосветка».
  9. День финансовой грамотности
  10. Налоги
  11. Разработка внеклассного занятия «Семейный бюджет»
  12. Квест-игра “Деньги любят счет”
  13. Игра «Семейный бюджет»
  14. Дидактические материалы для проведения деловой игры по теме «Банковские услуги и отношения людей с банками».
  15. Семейный бюджет поколений
  16. Варианты подачи темы «Налоги» для разных возрастных групп
  17. Метапредметная неделя финансовой грамотности для 10 кл. « Осторожно! Мошенники!».
  18. Метапредметное занятие для 8 кл. « Управление личными финансами».
  19. Понятие «деньги» и умение их распределять
  20. Урок-дебаты «Клуб молодых политиков
  21. Квест-игра «Копейка рубль бережет»
  22. Какие налоги мы платим?
  23. Методическая разработка по изучению темы «Налоги с физических лиц»
  24. Путешествие за кладом.
  25. Как накопить на мечту?
  26. Бюджет семьи
  27. Викторина к модулю «Финансовое мошенничество» «СКАЗКА ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЕК»
  28. Консервативные инвестиции
  29. Практикум «Налоги на имущество физических лиц».
  30. Экономическая игра.
  31. Дидактическая разработка «Страхование. Личное страхование».
  32. Чем он может помочь семье
  33. Сущность и базовые понятия
  34. Доходы и расходы семьи
  35. Методическая разработка «Игра “Карта или кошелек”»
  36. Методическая разработка «Что такое семейный бюджет»
  37. Методическая разработка «Основные этапы создания собственного бизнеса»
  38. Методическая разработка «Квест-игра “Налоговый калейдоскоп”»
  39. Методическая разработка «Агентство “Теремок”»
  40. Методическая разработка «Создание собственного бизнеса»
  41. Методическая разработка «Чем предпринимательская деятельность отличается от работы по найму» (PDF, 1,42 Мб) Методическая разработка «Валюты» Методическая разработка (PDF, 2,06 Мб) Методическая разработка «Города России на денежных купюрах» (PDF, 4,21 Мб) Методическая разработка «На что тратятся деньги. Расходы на самое необходимое»
  42. (PDF, 1,42 Мб) Методическая разработка «Валюты»
  43. Методическая разработка «Современные деньги России и других стран»
  44. Методическая разработка «Как правильно планировать семейный бюджет»
  45. Методическая разработка «История российских денег»
  46. Методическая разработка «Изучение темы “Налоги
  47. Методическая разработка «Семейный бюджет, его составление»
  48. Методическая разработка «Семейный бюджет»
  49. Методическая разработка «Финансовое мошенничество
  50. Методическая разработка «Изучение темы “Фондовый рынок” в 10-11 классах и на 1-2 курсе СПО на базе внеурочной деятельности»
  51. Рабочий лист для урока по финансовой грамотности (Банковские услуги. Вклады)
  52. Методическая разработка «Семейный бюджет. Круизная прогулка по городам Русской равнины»
  53. Методическая разработка “Финансовый мир глазами детей”
  54. Лучший методпроект «Технологическая карта урока ИКТ»,

Архангельский региональный методический центр

Санкт-Петербурский межрегиональный методический центр

Лучшие проектные работы Моcковского межрегионального методического центра План методической разработки. pdf

Пример рабочей тетради.pdf

Сколько стоит кредит.ppt

Проектная работа 2

Личное финансовое планирование и семейный бюджет.pptx

Викторина для начальной школы.pdf

Задания с использованием приемов ТРКМ.pdf

Примеры задач для расчета депозитов.pdf

Своя игра. Правила.pdf

Своя игра. Пример.pptx

Творческие задания по ЛФП и СБ.pdf

Тестирование по теме Семейный бюджет.pdf

Проектная работа 3

Пенсионные системы в России и Великобритании.avi

Проектная работа 4

Проектная работа 5

Методические рекомендации к игре Обгони инфляцию.pdf

Интерактивная игра – Обгони инфляцию.ppsm

Рабочая программа курса «Финансовая грамотность» для 8-9 классов

Финансовая грамотность для 8 – 9 классов (PDF, 17,27 Мб)

Азбука финансовой грамотнос

Подборка методических материалов

Игра-квест “Банк и Я” (PDF, 673 Кб)

Презентация игры-квест “Банк и Я” (PPTX, 2,87 Мб)

Задачи и тесты (PDF, 419 Кб)

Кейсы (PDF, 243 Кб)

Материалы для буклета “Будь бдителен” (PDF, 161 Кб)

Мошенники в литературе (PDF, 227 Кб)

Понятия и термины (PDF, 364 Кб)

Буклет (PPT, 1,39 Мб)

Презентация (PPT, 1,40 Мб)

Тема: Страхование (PPTX, 1,39 Мб)

Тема: Страхование от финансовых рисков (PDF, 167 Кб)

Материалы и оборудование по теме Страхование (PDF, 127 Кб)

Проект квест-игра “Азбука налогоплательщика” (PPTX, 848 Кб)

Квест-игра “Азбука налогоплательщика” (PDF, 801 Кб)

Презентация “Как на пенсию жить красиво” (PPT, 7,77 Мб)

Рабочая тетрадь «Первые шаги в финансовую грамотность»

Первые шаги в финансовую грамотность (PPTX, 4,78 Мб)

(PDF, 3,92 Мб)

Спортивно-ролевая игра по финансовой грамотности для школьного лагеря

Что значит быть финансово грамотным (презентация) (PPTX, 1,20 Мб)

Квест-игра «Стань первым» (PDF, 413 Кб)

Экономически спортивная игра по финансовой грамотности (PDF, 230 Кб)

Правила обращения с личными денежными средствами (PPT, 5,82 Мб)

Технологичская карта (PDF, 293 Кб)

Методическая разработка занятия по финансовой грамотности для обучающихся 7-8 классов (PPTX, 2,47 Мб)

Экономическая игра «Банки. Деньги. Два стола» (PPTX, 10,11 Мб)

Игра “Право” (PDF, 108 Кб)

Банки и их роль в жизни людей (PDF, 358 Кб)

Вопросы по истории (PDF, 107 Кб)

Вопросы по экономике (PDF, 210 Кб)

Видео на тему “Деньги” (MP4, 8,17 Мб)

Проект “Страхование” (PDF, 1,26 Мб)

Презентация проекта (PPTX, 22,19 Мб)

Понятие о страховании (PDF, 30,63 Мб)

Интерактивная игра-симулятор «Инвестиции

Интерактивная игра-симулятор (PPTX, 1,74 Мб)

Квест «Иллюзия обмана или финансовая кругосветка».

Технологическая карта занятия (PDF, 345 Кб)

Письмо 1 (PDF, 147 Кб)

Письмо 2 (PDF, 312 Кб)

Письмо 3 (PDF, 364 Кб)

Письмо СМС (PDF, 116 Кб)

Как правильно дать деньги в долг. (PDF, 204 Кб)

Варианты расписок (PDF, 305 Кб)

Почему Чичикову удалось приобрести мертвые души (PDF, 354 Кб)

Раздатка детям. Гондурас (PDF, 220 Кб)

Дети СМС (PDF, 77 Кб)

Моисейкина Г. Б. Учимся финансовому успеху (PDF, 1,83 Мб)

Моисейкина Г. Б. Сценарий станционной игры “Финансовое путешествие по любимым сказкам 3-6 класс” (PDF, 240 Кб)

Крицкая О. Н. Анкетирование Проект семейное благополучие (PDF, 209 Кб)

Классный час (PDF, 56 Кб)

Геросьянова Г. Н. Квест -игра (PDF, 89 Кб)

Цветкова Л. П. Бюджет семьи (PPT, 1,53 Мб)

Цветкова Л. П. Сюжетно-ролевая игра_Бюджет семьи. (PDF, 273 Кб)

Интеллектуальная викторина по финансовой грамотности (PPTX, 3,64 Мб)

Проект курсы (PDF, 206 Кб)

Проект Разбогатей если сможешь (PDF, 202 Кб)

(PPTX, 254 Кб)

Легенда (PDF, 71 Кб)

Старт (PDF, 54 Кб)

(PDF, 86 Кб)

(PDF, 70 Кб)

(PDF, 101 Кб)

День финансовой грамотности

Проект группы СИБИРЬ (PPTX, 1,15 Мб)

День финансовой грамотности – группа СИБИРЬ (PDF, 716 Кб)

Налоги

Итоговый проект (PPTX, 1,12 Мб)

(PDF, 78 Кб)

Картина (PDF, 192 Кб)

Рефлексия (PDF, 81 Кб)

Итоговый проект (PPTX, 1,31 Мб)

Домашнее задание 2 (PDF, 66 Кб)

Кейс 2 (PDF, 73 Кб)

Рефлексия 2 (PDF, 59 Кб)

Налоги (итоговый проект) (PPTX, 2,79 Мб)

Расчет зарплаты и налогов сотрудников предприятия. (PPTX, 80 Кб)

Задание Расчет зарплаты и налогов сотрудников предприятия. (PDF, 347 Кб)

География подоходного налога (PPTX, 646 Кб)

Школьникам о налогах (PPTX, 5,21 Мб)

Взаимоотношения человека с государством: налоги (PPTX, 40 Кб)

История возникновения налогов (PPTX, 1,51 Мб)

Разработка внеклассного занятия «Семейный бюджет»

Теремок (PPTX, 2,55 Мб)

Финансовый конспект (PDF, 167 Кб)

Квест-игра “Деньги любят счет”

(PPTX, 399 Кб)

(PDF, 970 Кб)

Игра «Семейный бюджет»

Семейный бюджет (PPTM, 1,06 Мб)

Семейный бюджет наш проект (PDF, 393 Кб)

Шаблон.pptx (PPTX, 3,08 Мб)

Элемент урока в электронном пространстве ресурсов московской электронной школы с использованием игры Kahoot по теме: «Семейный бюджет» (PDF, 1,12 Мб)

Лекция Все о налогах (PDF, 1,56 Мб)

(PPTX, 566 Кб)

План урока 5 -11 Почему важно платить налоги (PDF, 681 Кб)

Дидактические материалы для проведения деловой игры по теме «Банковские услуги и отношения людей с банками».

Банковские услуги и отношения людей с банками. (PPTX, 1,02 Мб)

Кейсы (PDF, 108 Кб)

Задачи (PDF, 51 Кб)

Защита проекта (PDF, 59 Кб)

Конфликт и способы его преодоления (PDF, 114 Кб)

Тесты и кейсы (PDF, 123 Кб)

Семейный бюджет поколений

Семейный бюджет поколений (PPT, 1,97 Мб)

Варианты подачи темы «Налоги» для разных возрастных групп

Методы и приемы при изучении темы “Налоговая система РФ” (PPTX, 1,42 Мб)

Метапредметная неделя финансовой грамотности для 10 кл. « Осторожно! Мошенники!».

Осторожно мошенники! (PPTX, 44,82 Мб)

Метапредметное занятие для 8 кл. « Управление личными финансами».

Цикл метапредметных занятий для старшеклассников (PPTX, 1,99 Мб)

Понятие «деньги» и умение их распределять

Цели проекта (PPTX, 914 Кб)

Деньги и денежные знаки (PPT, 2,72 Мб)

(PDF, 185 Кб)

Кроссворд (PDF, 6,20 Мб)

Ребусы (PPT, 4,99 Мб)

Ребусы-шары (PDF, 12,04 Мб)

Тест ПРО ДЕНЬГИ (PDF, 44 Кб)

Финансовые задачи (PDF, 210 Кб)

Экономические задачи для детей (PDF, 374 Кб)

Методические разработки урока для 10-11 класса (Налоги) (PPTX, 1,93 Мб)

Технологическая карта по финансовой грамотности (PDF, 177 Кб)

Taxes (PDF, 115 Кб)

Урок-дебаты «Клуб молодых политиков

(PPTX, 3,17 Мб)

Презентация проекта Семейный бюджет (PPTX, 10,49 Мб)

Семья (PDF, 250 Кб)

Задача (PDF, 59 Кб)

Таблицы (PDF, 37 Кб)

Викторина по материалам музея (PPTX, 16,42 Мб)

Квест-игра «Копейка рубль бережет»

Презентация (PPTX, 2,22 Мб)

Сценарий Игры-квеста Копейка рубль бережет (DOCX, 1,90 Мб)

Квест 1 (PNG, 3,69 Мб)

Квест 2 (PNG, 3,70 Мб)

Квест 3 (PNG, 3,69 Мб)

Квест 4 (PNG, 3,67 Мб)

Квест 5 (PNG, 3,70 Мб)

Квест 6 (PNG, 3,69 Мб)

Макеты фишек (DOCX, 286 Кб)

Какие налоги мы платим?

Презентация (PPTX, 826 Кб)

Методическая разработка по изучению темы «Налоги с физических лиц»

Налоги с физических лиц при Петре I (PPTX, 1,79 Мб)

Налоги (PPTX, 2,28 Мб)

Устный счет. (DOCX, 13 Кб)

Путешествие за кладом.

Презентация (PPTX, 5,03 Мб)

Конспект (DOCX, 20 Кб)

Как накопить на мечту?

Структура занятия (Игра) (DOC, 55 Кб)

Презентация (PPTX, 4,35 Мб)

Бюджет семьи

Презентация (PPT, 340 Кб)

Семейный бюджет или как жить дальше Савелий Крамаров. (MP4, 6,36 Мб)

Викторина к модулю «Финансовое мошенничество» «СКАЗКА ЛОЖЬ, ДА В НЕЙ НАМЕК»

Викторина к модулю Финансовое мошенничество ( Палеес) (PPTX, 2,27 Мб)

Консервативные инвестиции

Инвестиции в золото (PPTX, 1,96 Мб)

Деловая игра «Знатоки налогов» (PPT, 584 Кб)

Содержание и методика изучения вопросов, посвященных взаимоотношению человека и государства: налоги (PPTX, 90 Кб)

Индивидуальный Инвестиционный счет: преимущества применения (PPTX, 413 Кб)

Налоги. Платить или не платить? И, если платить, то как? Технологическая карта учебного занятия. (PDF, 445 Кб)

Правовые последствия неуплаты налогов в РФ (PDF, 272 Кб)

Инвестиционные Налоговые вычеты по НДФЛ (PDF, 497 Кб)

Интеллектуальная игра «ЭРУДИТ» для обучающихся 5-6 классов (PDF, 342 Кб)

Актуальность деловой игры на уроках повышения финансовой грамотности (PPT, 843 Кб)

Что такое деньги и откуда они взялись? (PDF, 359 Кб)

Викторина “Своя игра. Деньги” (PPT, 8,89 Мб)

Что такое деньги и откуда они взялись (PPTX, 8,16 Мб)

Рассмотрим деньги поближе. Защита от подделок (PPTX, 5,38 Мб)

Содержание и методика преподавания тем по управлению личными финансами и формированию семейного бюджета (PPTX, 447 Кб)

Сценарий интерактивного спектакля. Как рубль на Русь пришел (PDF, 127 Кб)

План методической разработки квест-игры «Heads or tails» (PDF, 1,62 Мб)

Дети говорят. Что такое деньги? (WMV, 111,43 Мб)

Практикум «Налоги на имущество физических лиц».

Практикум по решению задач Налоговое бремя семьи (PDF, 887 Кб)

Экономическая игра.

Игра по финансовой грамотности. « Рынок ценных бумаг. Акции и облигации» (PDF, 457 Кб)

Дидактическая разработка «Страхование. Личное страхование».

(PPTX, 211 Кб)

Групповой проект представление.pptx (PPTX, 2,24 Мб)

Личные финансы и семейный бюджет презентация (PPTX, 1010 Кб)

Презентация Решение практических задач по теме Бюджет семьи. (PPT, 606 Кб)

Методические разработки к модулю (PPTX, 1,48 Мб)

Основы налогообложения. (PPTX, 3,06 Мб)

Cоциальные вычеты (PPTX, 403 Кб)

Презентация к 1 уроку понятие вклад. (PPTX, 2,86 Мб)

Критерии условия исследовательской работы. (PPTX, 448 Кб)

План методической разработки (PDF, 393 Кб)

Практикум бюджет (PPT, 4,19 Мб)

(XLS, 22 Кб)

Интернет мошеничество (PDF, 472 Кб)

Интернет мошеничество (PPTX, 1,42 Мб)

Мошенничество на улице (PPTX, 1,51 Мб)

Неэлектронные виды мошенничества (PDF, 281 Кб)

Профилактика финансовой безопасности. Мошеничество и риски. 5-7 класс (PPTX, 1,70 Мб)

Разработка элементов занятий по изучению модуля «Содержание и методика преподавания тем по взаимоотношению человека с государством: налоги» в 5-7 классах (PPTX, 326 Кб)

(PPTX, 4,92 Мб)

Задания для 5-6 класса (PDF, 166 Кб)

Кроссворд на тему Налоги (PPTX, 66 Кб)

Игра-конкурс по теме -Налоги и налогообложение (PDF, 419 Кб)

Копкина Н. М. Бизнес-викторина (PDF, 434 Кб)

Сергиенко О. В. Викторина по финансам (PDF, 351 Кб)

Великая Е. В. Классный час (PDF, 222 Кб)

Ширяева И. И. Игровой квест (PDF, 354 Кб)

Банки in action (PPTX, 3,49 Мб)

(PDF, 352 Кб)

Вводный практикум (PDF, 556 Кб)

(PDF, 190 Кб)

Тест (PDF, 200 Кб)

Методическая разработка урока для 8 класса по теме: «Банки». (PDF, 459 Кб)

Что такое оффшорная зона, когда и где они появились (PDF, 263 Кб)

Чем он может помочь семье

Проект (PDF, 436 Кб)

Проектная работа по теме Финансовый бизнес (PPTX, 86 Кб)

Сущность и базовые понятия

Налоги сущность и базовые понятия (PDF, 606 Кб)

Презентация: Налоги сущность и базовые понятия (PPTX, 104 Кб)

Доходы и расходы семьи

Проект ФГ 5-7 класс: Бюджет семьи (PDF, 1004 Кб)

Презентация_Мухаметзянова (PPTX, 2,63 Мб)

Презентация Хайруллина (PPTX, 3,15 Мб)

Презентация Гилязова (PPTX, 2,72 Мб)

Презентация Хузеева. (PPTX, 9,78 Мб)

Методическая разработка (RAR, 8,92 Мб)

(RAR, 2,58 Мб)

(RAR, 1,01 Мб)

Методическая разработка «Игра “Карта или кошелек”»

Методическая разработка (PDF, 2,04 Мб)

Методическая разработка «Что такое семейный бюджет»

Методическая разработка (PDF, 1,93 Мб)

Методическая разработка «Основные этапы создания собственного бизнеса»

Методическая разработка (PDF, 1,55 Мб)

Методическая разработка «Квест-игра “Налоговый калейдоскоп”»

Методическая разработка (PDF, 1,17 Мб)

Методическая разработка «Агентство “Теремок”»

Методическая разработка (PDF, 1,22 Мб)

Методическая разработка «Создание собственного бизнеса»

Методическая разработка (PDF, 1,88 Мб)

Методическая разработка «Чем предпринимательская деятельность отличается от работы по найму»

(PDF, 1,42 Мб)

Методическая разработка «Валюты»

Методическая разработка (PDF, 2,06 Мб)

Методическая разработка «Города России на денежных купюрах»

(PDF, 4,21 Мб)

Методическая разработка «На что тратятся деньги. Расходы на самое необходимое»

Методическая разработка (PDF, 1,44 Мб)

Методическая разработка «Современные деньги России и других стран»

(PDF, 226 Кб)

Методическая разработка «Как правильно планировать семейный бюджет»

Методическая разработка (PDF, 299 Кб)

Методическая разработка «История российских денег»

(PDF, 1,98 Мб)

Методическая разработка «Изучение темы “Налоги

Методическая разработка (RAR, 6,13 Мб)

Методическая разработка «Семейный бюджет, его составление»

Методическая разработка (PDF, 1,60 Мб)

Методическая разработка «Семейный бюджет»

(RAR, 3,40 Мб)

Методическая разработка «Финансовое мошенничество

Методическая разработка (RAR, 15,55 Мб)

Методическая разработка «Изучение темы “Фондовый рынок” в 10-11 классах и на 1-2 курсе СПО на базе внеурочной деятельности»

Методическая разработка (RAR, 1,28 Мб)

Рабочий лист для урока по финансовой грамотности (Банковские услуги. Вклады)

(RAR, 1,09 Мб)

Методическая разработка (RAR, 2,98 Мб)

(RAR, 33,44 Мб)

Методическая разработка (RAR, 979 Кб)

(RAR, 9,66 Мб)

Методическая разработка «Семейный бюджет. Круизная прогулка по городам Русской равнины»

Методическая разработка (DOCX, 1,67 Мб)

Методическая разработка “Финансовый мир глазами детей”

(DOCX, 17 Кб)

Презентация (PPT, 1,80 Мб)

Гудовичева Е. А. Деловая игра (PDF, 407 Кб)

Гудовичева Е. А. Практическая работа. (PDF, 557 Кб)

Гудовичева Е. А. Разработка бизнес-плана (PPTX, 303 Кб)

Мартынов П. К. Урок по предпринимательству (PDF, 789 Кб)

Романов Д. С. Урок по стартапам (PDF, 265 Кб)

Скопин П. А. Урок как начать бизнес (PDF, 302 Кб)

Лучший методпроект «Технологическая карта урока ИКТ»,

Технологическая карта урока ИКТ Макарова ОЕ (PDF, 189 Кб)

Проценты по вкладам Макарова ОЕ (XLS, 63 Кб)

Кейс Кураева (PDF, 133 Кб)

Кейс 2 Кураева пирамиды (PDF, 244 Кб)

Классный час Своя игра Младинская Ю. А. (PDF, 141 Кб)

Мошенничество в современном мире исключительном многообразием Разумова И. В. (PDF, 129 Кб)

Практикум Бредихина Л. В. (PDF, 144 Кб)

Разработка урока Зайцева Н. А., Филина Е. В. (PDF, 212 Кб)

Своя игра (PPTX, 26,10 Мб)

Тест по теме «Финансовое мошенничество»-1 Маркова Е. М (PDF, 97 Кб)

УМК Группа 1 (PPTX, 4,45 Мб)

Юрьева ЕА Викторина Мошенничество (PPTX, 1,15 Мб)

Оцените статью