КТП УРОКИ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

Календарно – тематическое планирование по курсу «финансовая грамотность» 7 класс (34 часа

Тема урока ( с

Модуль 1. Доходы и расходы семьи (19 часов)

«Почему так важно

Дает определение понятия финансовая

указывает сферы ее применения,

Умееобъяснять, что значит быть

финансово грамотным человеком;

От чего зависит

Дает определение понятиям: ежедневные

финансовые решения, потребности, блага. умеет

объяснять, от чего зависит финансовое

благосостояние человека и его семьи.

Дает оценку финансовому поведению людей в

соответствии с имеющимися знаниями.

Учимся оценивать свое

Оценивает свое финансовое поведение, строит

кластер на основе реальной информации.

«Деньги: что это такое?

Раскрывает значение терминов деньги, бартер.

умение объяснять назначение денег, в том числе

историю их возникновения, а также функции

Центрального банка Российской Федерации в

управлении денежной системой страны

Дает определение понятиям наличные и

безналичные деньги, фальшивые деньги.

Умеет объяснять, какие современные

разновидности денег существуют.

Из чего складываются

Раскрывает значение терминов: семейный

бюджет, доходы (доходы семьи и личные

доходы), источники доходов (заработная плата,

собственность, пенсия, стипендия, пособие,

проценты по вкладам).

Умеет называть основные источники основные

семьи. Практическая

направления дохдов семьи, указывая их

примерную величину с учётом региона

На основе реальной ситуации называть

основные источники доходов семьи, указывая

их примерную величину с учётом региона

Учебные минипроекты

Решает и составляет задачи, требующие

Как появляются расходы

Р и составляет задачи, требующие

денежных расчётовДает определение

понятиям: услуги, коммунальные услугиДает

определение понятию товары длительного

пользования, товары текущего потребления,

Учимся считать семейные

расходы. Практическая

Понима зависимость благосостояния семьи,

семейного бюджета от грамотности

принимаемых финансовых решений;

умеет объяснять, как формируется семейный

Раскрывает значение терминов: расходы,

направления расходов (обязательные платежи,

товары текущего потребления, товары

производит расчёт доходов и расходов

семейного бюджета, умеет делать выводы о

сбалансированности семейного бюджета

Дает определение понятиям денежный долг

реш и составляет задачи, требующие

сбалансированности семейного бюджета.

Как сформировать

семейный бюджет.

Ролевая игра «Семейный

совет по составлению

Понимает зависимость благосостояния семьи,

Обобщение результатов

модуля «Доходы и

Обобщает и систематизирует полученную

информацию, применяет ее в решении

Презентация портфолио

«Доходы и расходы

Владеет навыками публичного выступления.

Модуль 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься (9 часов)

Почему возникают риски

потери денег и

имущества и как от этого

Дает определение понятию непредвиденная

Осозна возможность возникновения в жизни

особенно сложных ситуаций (рождение ребенка,

потеря работы, болезни, несчастные случаи,

форсмажорные ситуации), которые могут

привести к снижению благосостояния семьи;

понима, что социальные пособия – это

помощь государства гражданам в определённых

сложных жизненных ситуациях;

Зет виды социальных пособий и их

примерную величину; уме приводить

примеры выплат различных видов социальных

пособий; уме высчитывать долю социальных

пособий в доходах семейного бюджета

Что такое страхование и

для чего оно необходимо

Знает основные понятия: материнский

(семейный) капитал, резервный фонд семьи,

банковская ссуда, залог, пособие по

Понима необходимость иметь сбережения

осозна возможности страхования для решения

финансовых проблем семьи в непредвиденных

Дает оценку условий и возможности

использования социальных пособий в

определённых жизненных ситуациях.

Что и как можно

Знает основные понятия: страхование, ОМС,

ДМС, ОСАГО, каско, страховая компания,

Анализирует финансовые последствия

непредвиденных жизненных ситуаций для

семьи; объясняет сущность страхования и его

целей; уме называть виды страхования;

соотнос виды страхования и его цели

имущества, автомобиля, жизни, здоровья с

помощью калькулятора на сайте страховой

компании; рассчитывает доли годовых

страховочных выплат в семейном бюджете.

Исследуем, что

застраховано в семье и

сколько это стоит.

У приводить примеры добровольного

страхования и указывать примерную стоимость

страховки; уме приводить примеры

обязательного страхования и указывать

примерную стоимость страховки

Как определить

надежность страховых

Находит актуальную информацию о страховых

компаниях и их услугах.

Как работает страховая

модуля «Риски потери

денег и имущества и как

человек может от этого

«Риски потери денег и

имущества и как человек

Модуль 3. Семья и государство: как они взаимодействуют (5 часов)

Могут ли люди быть

Знает основные понятия: налог, налоговая

инспекция, подоходный налог, налоговая ставка,

налог на прибыль, физические лица,

юридические лица, налоговая декларация, пеня,

налоговые льготы, налог на добавленную

стоимость, акциз, социальное пособие, пособие

по безработице, материнский (семейный)

капитал, пособие по уходу за ребёнком, пенсия

по старости, пенсия по инвалидности,

Понима суть налогов и их роль в жизни

общества; осозна необходимости уплаты

налогов как важной составляющей

благосостояния общества и государства; умеет

различать прямые и косвенные налоги;

рассчитывает суммы подоходного,

транспортного налога, налога на имущество,

НДС; уме проверять на сайте налоговой

службы наличие налоговой задолженности

членов семьи; рассчитывает долю годовых

налоговых выплат в семейном бюджете; умеет

называть основные виды налогов в Российской

Федерации; у приводить примеры налогов,

которые выплачиваются семьёй, и указывать их

Какие бывают

перечислять основные условия

получения различных видов социальных

пособий в Российской Федерации; уме

высчитывать долю социальных пособий в

доходах семейного бюджета; уме находить

нужную информацию на сайтах

государственных ведомств и услуг.

модуля «Семья и

государство: как они

«Семья и государство:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

Администрация Обливского района

МБОУ «Леоновская СОШ»

Чернышкова Н. П.        Алсаева С. А.

Протокол №1 от “22” 08 22 г.

«Основы финансовой грамотности»

для  5-9 класса основного общего образования на 2022-23 учебный год

Составитель: Бондаренко Любовь Владимировна

Программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности»   разработана на основе:

программы «Основы финансовой грамотности»  выступают формирование активной жизненной позиции, развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье и обществе, приобретение опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

программы расширяются знания, полученные детьми при изучении школьных курсов математики, истории, обществознания, литературы, географии и т д.

В условиях партнерского общения обучающихся  и педагогов открываются реальные возможности для самоутверждения в преодолении проблем, возникающих в процессе деятельности людей, увлеченных общим делом. Курс также включает способы различных вычислений с помощью ИКТ.

Президент Российской Федерации

общую работу по улучшению финансовой грамотности наших людей, формировать в целом позитивное отношение и к финансовым институтам, и к тем процедурам, которые существуют».

Премьер-министр Российской федерации,

Финансовая грамотность — необходимое условие жизни в современном мире, поскольку финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по управлению собственными средствами, чем 5—10 лет назад, и такие понятия как потребительский кредит, ипотека, банковские депозиты все плотнее входят в нашу повседневную жизнь. Однако в настоящий момент времени ни нам, ни нашим детям явно недостаточно тех финансовых знаний, которыми мы располагаем. При этом нужно учитывать, что сегодняшние учащиеся — это завтрашние активные участники финансового рынка. Поэтому, если сегодня воспитаем наших детей финансово грамотными, значит, завтра мы получим добросовестных налогоплательщиков, ответственных заемщиков, грамотных вкладчиков. Сегодня ребёнок готов учиться самому современному и необходимому. Учиться сам и учить своих родителей. Научив ребёнка азам финансовой грамотности, можно  действительно сделать  первый шаг к массовому финансовому образованию. Назначение данной программы состоит в том, чтобы обеспечить доступность, эффективность, практическую направленность финансово-экономического образования учащихся.

Цели и задачи курса

Организация образовательного процесса

Представленная программа  базируется на современных принципах и подходах к экономическому образованию школьников.

Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, построение графиков и диаграмм, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, графиками, а также навыки поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.

Принципы функционирования программы

1. Принцип продуктивности – дети и взрослые в процессе взаимоотношений производят совместный продукт, при этом учитываются достижения самого ребенка с его интересами, чувствами, опытом и произведенным продуктом.

2. Принцип культуросообразности – ориентация на культурные, духовные, нравственные ценности, имеющие национальное и общечеловеческое значение.

3. Принцип творческо-практической деятельности – вариативность в рамках канона.

4. Принцип коллективности – воспитание у детей социально – значимых качеств, развитие их как членов общества.

– разновозрастная, состоящие из учащихся примерно разного уровня подготовки.

Место предмета в учебном плане.

Согласно учебному плану (недельному) МБОУ «Леоновская СОШ» на 2022-2023 учебный год для основного общего образования. В соответствии с его обязательной частью, и модели внеурочной деятельности программа для 5-9 классов предусматривает обучение финансовой грамотности в объёме 1 часа в неделю,  в год (35 учебных недель).

В связи с тем, что 1 урок выпадает на нерабочий праздничный день:  9 мая,  программа будет выполнена в полном объеме за 34 часа в год за счет уменьшения часов на повторение в конце учебного года.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА, КУРСА, МОДУЛЯ

РАЗДЕЛ 1. Д ОХОДЫ И РАСХОДЫ СЕМЬИ.

Люди обмениваются товарами и услугами. Прямой обмен неудобен из-за несовпадения интересов и определения ценности. Товарные деньги обслуживают обмен, но имеют собственную ценность. Драгоценные металлы и монеты из них являются товарными деньгами. Металлические монеты сложно изготавливать и опасно перевозить. Бумажные деньги являются символическими деньгами. Безналичные деньги представляют собой информацию. Денежной системой страны управляет центральный банк.

Деньги. Обмен. Товарные деньги. Символические деньги. Драгоценные металлы. Монеты. Купюры. Наличные деньги. Безналичные деньги. Гознак. Центральный банк. Банки. Фальшивые деньги.

Доходами семьи являются: заработная плата, доходы от владения собственностью, социальные выплаты и заёмные средства. Размер заработной платы зависит от образования, профессии, квалификации. Владение недвижимостью (квартирой, домом, гаражом, участком земли) может приносить арендную плату. Деньги, положенные в банк, приносят проценты. Владельцы акций могут получать дивиденды. Предприниматель получает прибыль. Государство выплачивает пенсии, стипендии, пособия. Банки предоставляют кредиты.

Заработная плата. Собственность. Доходы от собственности. Арендная плата. Проценты. Прибыль. Дивиденды. Социальные выплаты. Материнский капитал. Кредиты.

Семьи тратят деньги на товары и услуги. Расходы можно разделить на три группы: обязательные, желательные и лишние. Коммунальные услуги должны оплачиваться ежемесячно. На крупные покупки деньги можно накопить или занять. Долги надо отдавать в назначенный срок. В разных магазинах цены на одни и те же товары различаются. Расходы можно сократить, выбрав магазин с более низкими ценами или воспользовавшись скидками.

Предметы первой необходимости. Товары текущего потребления. Товары длительного пользования. Услуги. Коммунальные услуги.

Доходы и расходы следует планировать. План доходов и расходов называется бюджетом. Превышение доходов над расходами позволяет делать сбережения. Сбережения обычно хранятся в банке. Превышение расходов над доходами сокращает сбережения или приводит к образованию долгов.

Кредит. Проценты по кредиту. Долги. Сбережения. Вклады. Проценты по вкладам.

РАЗДЕЛ 2. Р ИСКИ ПОТЕРИ ДЕНЕГ И ИМУЩЕСТВА И КАК ЧЕЛОВЕК МОЖЕТ ОТ ЭТОГО ЗАЩИТИТЬСЯ.

Особые жизненные ситуации и как с ними справиться

Экономические последствия непредвиденных событий: болезней, аварий, природных катаклизмов. Расходы,  связанные с рождением детей. Страхование  имущества, здоровья, жизни. Принципы  работы страховой компании.

Аварии.   Болезни.  Несчастные случаи.  Катастрофы. Страхование. Страховая компания.  Страховой полис.

РАЗДЕЛ 3. С ЕМЬЯ И ГОСУДАРСТВО: КАК ОНИ ВЗАИМОДЕЙСТВУЮТ.

Налоги — обязательные  платежи, собираемые государством.  Направления  государственных расходов.  Виды налогов.  Организация сбора налогов.

Налог.  Налоговая инспекция. Подоходный налог.  Налоговая ставка.  Налог на прибыль. Физические лица. Пеня. Налоговые льготы. Налог на добавленную стоимость. Акциз.

Государство поддерживает некоторые категории людей: инвалидов, стариков, семьи с детьми, безработных.

Пособие. Пенсия. Пенсионный фонд. Стипендия. Больничный лист.  Пособие по безработице.

Мини-исследование в группах «Государство — это мы!».

РАЗДЕЛ 4. Ф ИНАНСОВЫЙ БИЗНЕС: ЧЕМ ОН МОЖЕТ ПОМОЧЬ СЕМЬЕ.

Банки принимают вклады и выдают кредиты. Процентная ставка по вкладам зависит от размера вклада и его срока. При прекращении деятельности банка вкладчикам гарантируется возврат средств. Процентная ставка по кредитам выше процентной ставки по вкладам.

Банки. Вклады (депозиты). Процентная ставка. Страхование вкладов. Агентство по страхованию вкладов. Кредит. Залог.

Организация бизнеса. Разработка бизнес-плана. Стартовый капитал. Организации по поддержке малого бизнеса.

Бизнес. Малый бизнес. Бизнес-план. Кредит.

Валюта в современном мире

Валюта — денежная единица страны. Разные страны имеют разные валюты. Цена одной валюты, выраженная в другой валюте, называется валютным курсом. Процентные ставки по валютным вкладам отличаются от ставок по вкладам в национальной валюте.

Валюта. Валютный курс. Обменный пункт. Валютный вклад.

Итоговая работа в рамках защиты проекта.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО РЕДМЕТА, КУРСА, МОДУЛЯ.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» формируется с учетом рабочей программы воспитания.

результатами изучения курса «Основы финансовой грамотности» являются:

• осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;

• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;

• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;

• развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях; участие в принятии решений о семейном бюджете.

• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;

• формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллекткарты);

• овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

• понимание цели своих действий;

• планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;

• проявление познавательной и творческой инициативы;

• оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;

• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.

• составление текстов в устной и письменной формах;

• готовность слушать собеседника и вести диалог;

• готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

• умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;

• определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

• понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;

• понимание и правильное использование экономических терминов;

• освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов.

• приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;

• развитие способностей обучающихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций; определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;

• развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

способностью осознавать стрессовую ситуацию, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

«Финансовая грамотность» И,Липсиц, Е. Вигдорчик  5.6,7 классы. Москва 2018г.

«Финансовая грамотность» И,Липсиц, Е. Вигдорчик  8.9 классы. Москва 2018г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

• Авторская программа по финансовой грамотности, 5—7 классы, авторы программы: Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова. М.: «ВИТА-ПРЕСС» – 2017.

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

https://resh.edu.ru, https://edu.skysmart.ru/ https://nsportal.ru/, https://infourok.ru/, https://multiurok.ru/  Онлайн-уроки dni-fg.ru

Список нормативных документов, на основе которых разработана рабочая программа:

рабочая программа внеурочной деятельности «Финансовая грамотность» для 3 класса разработана на основе авторской программы «Финансовая грамотность» /Ю. Н. Корлюгова.- М. : ВИТА- ПРЕСС,2014 г.

Логика изложения и содержание рабочей программы полностью соответствуют требованиям федерального компонента государственного стандарта начального образования.

Возрастная группа учащихся

Программа рассчитана на детей 8-9 лет.

Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность».

К концу обучения младшие школьники должны научиться логически рассуждать; обоснованно делать выводы; доказывать своё мнение, пользуясь приемами анализа, сравнения, обобщения, классификации, систематизации; находить решения в новых и неожиданных ситуациях; взаимодействовать в парах и группах, применять полученные знания и умения для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Личностные, метапредметные и предметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность».

результатами изучения данного курса являются:

• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;

• развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;

• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.

результаты (формирование УУД)

• составление простых планов с помощью учителя;

•использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

• овладение логическими действиями сравнения, обобщения,

• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями;

• умение слушать собеседника и вести диалог;

• умение признавать возможность существования различных точек

• умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

• умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной

изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

• представление о роли денег в семье и обществе;

• умение характеризовать виды и функции денег;

• знание источников доходов и направлений расходов семьи;

• умение рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;

• определение элементарных проблем в области семейных финансов и путей их решения;

• проведение элементарных финансовых расчётов.

Результаты первого уровня

— приобретение младшим школьником знания об интеллектуальной деятельности, о способах и средствах выполнения заданий, формирование мотивации к учению через внеурочную деятельность;

Результаты второго уровня

— младший школьник самостоятельно, во взаимодействии с педагогом, значимым взрослым, сможет выполнять задания данного типа, для данного возраста: высказывать мнения, обобщать, классифицировать, обсуждать;

Результаты третьего уровня

— младший школьник самостоятельно сможет применять изученные способы, аргументировать свою позицию, оценивать ситуацию и полученный результат.

Содержание курса внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»

протокол № от «_____» _____________ 2021 г.

председатель педсовета_____________ /

по внеурочной деятельности

Финансовая грамотность «Современный мир»

Уровень образования (класс) 8 класс

Количество часов 17

Рабочая программа внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» для учащихся 8 классов разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования.

1. Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

2. Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения РФ;

3. Проект Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ».

Актуальность данной программы продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению которых они не всегда готовы.

Финансовая грамотность – необходимое условие жизни в современном мире, поскольку финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по управлению собственными средствами, чем 5—10 лет назад, и такие понятия как потребительский кредит, ипотека, банковские депозиты плотно вошли в нашу повседневную жизнь. Однако в настоящий момент времени ни нам, ни нашим детям явно недостаточно тех финансовых знаний, которыми мы располагаем. При этом нужно учитывать, что сегодняшние учащиеся — это завтрашние активные участники финансового рынка. Поэтому, если мы сегодня воспитаем наших детей финансово грамотными, значит, завтра мы получим добросовестных налогоплательщиков, ответственных заемщиков, грамотных вкладчиков

Новизной данной программы является направленность курса на формирование финансовой грамотности учащихся на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием финансовой информации на настоящий момент и в долгосрочном периоде и ориентирует на формирование ответственности у подростков за финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия.

Отличительной особенностью программы данного курса является то, что он базируется на системно-деятельностном подходе к обучению, который обеспечивает активную учебно-познавательную позицию учащихся. У них формируются не только базовые знания в финансовой сфере, но также необходимые умения, компетенции, личные характеристики и установки.

Это определило цели данного курса:

– формирование у учащихся готовности принимать ответственные и обоснованные решения в области управления личными финансами, способности реализовать эти решения;

– создание комфортных условий, способствующих формированию коммуникативных компетенций;

– формирование положительного мотивационного отношения к экономике через развитие познавательного интереса и осознание социальной необходимости.

– освоить систему знаний о финансовых институтах современного общества и инструментах управления личными финансами;

– овладеть умением получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;

– формировать опыт применения знаний о финансовых институтах для эффективной самореализации в сфере управления личными финансами;

– формировать основы культуры и индивидуального стиля экономического поведения, ценностей деловой этики;

– воспитывать ответственность за экономические решения.

Сроки реализации программы – 1 полугодие 2021-2022 уч.года.

Объем часов, отпущенных на занятия – 17 часов в год при 1 часе в неделю.

Личностными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

– осознание себя как члена семьи, общества и государства; понимание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; понимание финансовых связей семьи и государства;

– овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений: сопоставление доходов и расходов, расчёт процентов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;

– развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов собственного заработка;

– развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях;

– участие в принятии решений о семейном бюджете.

Метапредметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

– использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;

– формирование умений представлять информацию в зависимости от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы, диаграммы связей (интеллект-карты);

– овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

– овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.

– понимание цели своих действий;

– планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;

– проявление познавательной и творческой инициативы;

– оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимооценка;

– адекватное восприятие предложений товарищей, учителей, родителей.

– составление текстов в устной и письменной формах;

– готовность слушать собеседника и вести диалог;

– готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

– умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;

– определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности,

– адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

– понимание основных принципов экономической жизни общества: представление о роли денег в семье и обществе, о причинах и последствиях изменения доходов и расходов семьи, о роли государства в экономике семьи;

– понимание и правильное использование экономических терминов;

– освоение приёмов работы с экономической информацией, её осмысление; проведение простых финансовых расчётов;

– приобретение знаний и опыта применения полученных знаний и умений для решения типичных задач в области семейной экономики: знание источников доходов и направлений расходов семьи и умение составлять простой семейный бюджет; знание направлений инвестирования и способов сравнения результатов на простых примерах;

– развитие способностей учащихся делать необходимые выводы и давать обоснованные оценки экономических ситуаций, определение элементарных проблем в области семейных финансов и нахождение путей их решения;

– развитие кругозора в области экономической жизни общества и формирование познавательного интереса к изучению общественных дисциплин.

8 класс (17 часов)

Раздел 1. Доходы и расходы семьи (5 часов).

Введение. Познавательная беседа «Почему так важно изучать финансовую грамотность?» Познавательная беседа «Деньги». Интерактивная беседа «Драгоценные металлы. Монеты. Купюры». Творческое задание «Доходы семьи». Работа со статистикой «Расходы семьи». Викторина «Предметы первой необходимости». Викторина «Товары длительного пользования». Решение практических задач «Услуги. Коммунальные услуги». Ролевая игра «Семейный бюджет». Практическая работа «Долги. Сбережения. Вклады».

Раздел 2. Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься (3 часов).

Решение практических задач «Особые жизненные ситуации и как с ними справиться». Дискуссия «Экономические последствия непредвиденных событий: болезней, аварий, природных катаклизмов». Решение логических задач «Страхование». Познавательная беседа «Страховая компания. Страховой полис». Творческая работа «Страхование имущества, здоровья, жизни». Практическая работа «Принципы работы страховой компании».

Раздел 3. Семья и государство: как они взаимодействуют (2 часов).

Мини-исследование «Налоги». Аналитическая работа «Виды налогов». Познавательная беседа «Социальные пособия». Решение экономических задач «Социальные выплаты». Проект «Государство – это мы».

Раздел 4. Финансовый бизнес: чем он может помочь семье (6 часов).

Решение проблемной ситуации «Как спасти деньги от инфляции». Творческое задание «Банковские услуги». Практическая работа «Вклады (депозиты)». Деловая игра «Кредит. Залог». Составление бизнес-плана «Собственный бизнес». Ролевая игра «Возможности работы по найму и собственного бизнеса». Сюжетно-ролевая игра «Примеры бизнеса, которым занимаются подростки». Разработка бизнес-плана. Решение логических задач «Валюта в современном мире». Познавательная беседа «Валюта разных стран». Мини-проект «Благотворительность». Проект «Личный финансовый план».

Раздел 5. Что такое финансовая грамотность (1 час)

Обощение по курсу «Финансовая грамотность».

Заместитель директора по ВР

_______________ подпись

« __» ____________ 2021 г

Количество часов: всего ______17____ часов; в неделю ____1_______ час

Оцените статью