Конспект занятия с молодыми людьми с ОВЗ по финансовой грамотности “Деньги и как их экономить”
Расширить знания по финансовой грамотности.- Расширять активный и пассивный словарь, знакомя с экономическими терминами.- Формировать умения выражать свои мысли и анализировать.- Формировать навыки сотрудничества, умения договариваться друг с другом.- Опытным путём знакомить с различными свойствами металла и бумаги.- Развивать при выполнении задач экономического характера логическое мышление, память, внимание.- Закреплять умение выполнять математические вычисления.- Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.- Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.- Воспитывать личностные качества, связанные с экономической деятельностью (трудолюбие, бережливость). Интегрируемые образовательные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие. обучения детей финансовой, экономической грамотности: накопление у конкретных представлений о деньгах и экономике. погружение в игровую ситуацию, наглядный, словесный, практический, сюрпризный момент. Личностно-ориентированного обучения. Игровые. Сотрудничество. Реализует демократизм, равенство, партнёрство в субъектных отношениях педагога и ребёнка. Организация образовательной среды: для эксперимента: стол, магниты, доска, тарелка с водой, кошелёк 2шт., железная монета, бумажная купюра , карта куда будут воспитанники вносить результаты опытов. Настоящие и не настоящие деньги разного достоинства (купюры:50,100 рублей; монеты: 5, 10, 50 копеек, 1 рубль, 5 рублей). Копилка с сюрпризом, копилки на стол воспитанникам, конверты с заданиями, магазин с товарами. Жетоны, столы и стулья –по количеству детей. Воспитанники будут знать: как правильно вести себя в реальных жизненных ситуациях, носящих экономический характер (покупка в магазине), что товар в магазине – это результат труда многих людей, поэтому он стоит денег, а цена – это количество денег, которое надо отдать. Воспитанники будут уметь: следовать полученной инструкции, проявлять инициативу, договариваться. Задавать вопросы, искать ответы. Выдвигать гипотезы и проверять их. Отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности. Проводить посильные опыты и делать соответствующие выводы. экономика, экономный, потребности, цена, деньги (купюры и монеты) сюжетно ролевая – игра «Магазин», просмотр презентации «Откуда пришли деньги?», НООД «Что такое бюджет», «Услуги и товары», рассматривание валюты разных стран.
Методические аспекты формирования элементарных навыков
финансовой грамотности обучающихся с интеллектуальными
в данной статье представлено формирование элементарных навыков финансовой грамотности обучающихся с интеллектуальными нарушениями. Представлены определенные вопросы, связанные с методической стороной финансовой подготовки школьников с интеллектуальной недостаточностью. Вовлечение
Список ключевых слов: финансовая грамотность, школьники с интеллектуальными нарушениями, родители, финансовая жизнь семьи.
Рахимбердиева Ф. Х., учитель-дефектолог.
Методическое обеспечение процесса формирования элементарных навыков финансовой грамотности у учащихся, имеющих нарушение интеллекта, так же, как и весь процесс финансового (экономического) образования этой категории школьников, в последние годы претерпевает существенные изменения. Основная задача педагогов – приблизить его к требованиям современного общества с учетом меняющихся социальных и экономических условий и сделать доступным воспитанникам.
в сфере обучения – освоение основ финансовой грамотности, принципах и закономерностях ее функционирования, умений и навыков финансовой деятельности;
в сфере самосознания – осмысление своего индивидуального потенциала, формирование осознанного финансового поведения;
в сфере мотивации – развитие интереса к финансовым проблемам страны и семьи, потребности в знаниях, что должно стать средством социальной защиты, адаптацией к условиям рынка.
Методически верным началом при формировании основ финансовой грамотности у старшеклассников с нарушением интеллекта – это акцентирование внимания на элементарных понятиях, связанных с их жизненным опытом. В содержательную часть следует включить освоение настоящих и будущих ролей (я – личность и гражданин, я – собственник, я – участник финансового рынка, я – потребитель, я – производитель и др.). Для изложения теоретического материала используются следующие методы и приемы: элементы лекций, рассказ, диалоги, проблемные ситуации, видео сюжеты для размышления. Следует обязательно предусмотреть практические работы: расчет бюджета своей семьи, составление меню для школьника и расчет его стоимости, изготовление сувениров из вторичного сырья, решение задач с экономической направленностью.
В свое время И. В. Белякова, А. Р. Ибрагимова, О. И. Кукушкина, В. Г. Петрова, Н. И. Романова, к вопросу о разнообразии форм, методов, приемов и технологий обучения детей с нарушенным интеллектуальным развитием, выделяя среди них следующие, способствующие изучению финансовой тематики:
деловые и ролевые игры («Мир профессий», «Праздничный стол», «Робинзон», «Путешествие на остров Бартер», «Строительство домов», «Безработные и предприниматели» и др.);
компьютерные и настольные игры («Жизнь или кошелек», «Монополия», «Банкир» и др.);
дискуссии на проблемные финансовые темы;
уроки-конкурсы («Самая экономная хозяйка», «Конвейер», «Знаешь ли ты цены», «Аукцион знаний» и др.);
уроки-презентации с использованием возможностей компьютерных технологий.
Учитывая психологические и возрастные особенности школьников с интеллектуальными нарушениями, их наглядно образное мышление, в процесс формирования элементарных финансовых навыков у таких учащихся следует вводить экскурсии на предприятия города, в банк, в страховую компанию, в музей. Для некоторых заданий необходимы творческие тетради-альбомы. Для запоминания и правильного написания, произношения финансовых терминов можно вести «Словарь финансовых терминов», который они сделают сами.
Логически предположить, что концептуальной основой содержания финансовой грамотности, которая представляется для обучения учащимся с интеллектуальными нарушениями, является система финансовой компетентности, разработанная в проекте «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». Однако следует использовать ее упрощенный вариант, с учетом специфики познавательной сферы таких воспитанников. А именно учесть следующую структуру из 7 сфер:Доходы и расходы. Финансовое планирование и бюджет. Риски и финансовая безопасность. Общие знания экономики и азы финансовой арифметики.
Таким образом, вслед за авторами представленных теорий, мы приходим к выводу, что финансовая грамотность и точнее будет сказать финансовая подготовка, поскольку речь идет о формировании элементарных навыков в этой области, если она организована методически верно, с учетом особенностей интеллектуального развития учащихся, их потребности в практическом сопровождении этого процесса, выступает важным фактором повышения жизнеспособности, жизнестойкости школьников с нарушением интеллекта в современном социуме.
И. М. Экономический практикум в школе для детей с умственной отсталостью. Программа // Дефектология. – 2000. – № 5. – С. 37-43.
., Н. Г. Ивановой, В. Г.
Финансовая грамотность: учебник и практикум для школьников
старших классов и их родителей.
. – СПб, 2016. – 223 с.
. Формирование основ финансовой грамотности работников сферы дополнительного образования. Сборник
– Калининград: КОИРО, 2018.
В. А. Дети с нарушением умственного развития. – М.: Мысль, 2002. – 159 с.
Финансовая грамотность // https://ru.wikipedia.org/wiki
Хмелевская М. А., Филимонова Н. В.
Формирование компетенций в сфере финансовой грамотности у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, как одно из направлений социального партнерства //
. Электронный научный журнал Курского государственного университета. – 2019. – № 2
. – С. 18-22.
ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ.
Н. Г. Мухина-воспитатель.
Детский дом №24 «Аврора»
детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в повседневной жизни.
«Финансовая грамотность – это не только умение распределять деньги и ходить в магазин, это, прежде всего, необходимая социализация детей с ограниченными возможностями.
Дети с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью постоянно сталкиваются со сложностями в получении банковских услуг из-за дефектов речи, задержки умственного развития, поведенческих особенностей, нарушений эмоционального развития.
Крупнейшая проблема в повседневной финансовой сфере для этой группы инвалидов – неумение распоряжаться деньгами. У данной категории детей отсутствуют соответствующие навыки и минимальная финансовая грамотность.
детей с инвалидностью основам финансовой грамотности необходимо начинать со школьного возраста, что позволит минимизировать риски со всех сторон.
На Ставрополье обучение финансовой грамотности детей-инвалидов организовано на системной основе. В том числе активную позицию в развитии этого направления их социализации заняли педагоги нашего детского дома.
Вы верно заметили: несмотря на то, что опасности принять неправильное финансовое решение или стать жертвой мошенников подвержены все, есть группы, которые в силу психологических или физических особенностей рискуют больше других. И действительно, формирование финансовой грамотности детей-инвалидов в настоящее время актуально и востребовано особенно остро. Не случайно этому отводится отдельное внимание в национальной Стратегии повышения финансовой грамотности населения в Российс
Потому выработка полезных привычек в сфере финансов, начиная со школьного возраста, поможет избежать детям-инвалидам многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.
Действенным путем достижения этого является проведение среди детей с ограниченными возможностями здоровья соответствующей целенаправленной просветительской работы, осуществление их обучения основам финансовой грамотности. При этом эффект будет при условии, что создана интересная среда для обучения и дети максимально вовлечены в процесс. Ведь методика проведения занятий по финансовой грамотности несколько отличается от и предусматривает обязательное использование в процессе обучения интерактивных технологий – игр, соревнований, тренингов, викторин, проектной деятельности, тестов и т.д. Все это обязательно применяется и у нас в детском доме Педагоги ответственно относятся к проведению занятий.
– Обучение нацелено на то, что ребята получают именно практические финансовые знания, которые нужны в обыденности.
Практическая направленность формирования финансовой грамотности у во с ограниченными возможностями здоровья – наиболее эффективный и методически верный способ улучшения социально-адаптивных возможностей ребят за счет многократного повторения и моделирования практико Далее пример работы с детьми ОВЗ по формированию и обучению финансовой грамотности в нашем учреждении
5 блок «Коммуникативные навыки»
Вводное занятие. Человеческий капитал.
Что такое человеческий капитал? Как применить свой человеческий капитал?
Какие бывают решения? Как принимать решение? Как определить цель?
Как подобрать альтернативы? Как выбрать лучший вариант? Как принимать решения, связанные с деньгами?
Каковы ваши активы и пассивы? Как лучше использовать свои активы и пассивы? Каковы ваши доходы и расходы?
Каковы основные источники дохода? Какие расходы бывают у семьи? Как оптимизировать расходы? Как составить ваш бюджет?
Составление личного финансового плана.
Как определить свои финансовые цели? Как подобрать альтернативные способы достижения своих финансовых целей?
Как выбрать стратегию достижения своих финансовых целей? Что делать после составления личного финансового плана?
-анализа для выбора карьеры.
Накопления и инфляция.
Зачем копить деньги? Как копить деньги? Что такое инфляция?
В чем причины инфляции? Как рассчитывается инфляция? Как рассчитать «свою» инфляцию?
Что такое депозит и какова его природа.
Откуда берет начало депозит? Что такое банк? Что такое депозит?
В чем основные преимущества депозита? Какие недостатки у депозита? Какова роль в личном финансовом плане? С какого возраста можно использовать депозит?
Что содержится в депозитном договоре?
Как выбрать нужные вам условия депозита?
Управление рисками депозита.
Чем мы рискуем, используя банковские вклады? Каковы особенности депозита в России?
Что такое кредит? Что такое банковский кредит? Каковы основные виды кредитов?
Основные характеристики кредита.
Из чего складывается плата за кредит? Что такое срочность кредита? Как обеспечивается возвратность кредита?
В чем специфика автокредита? Что такое ипотечный кредит? Как учитывать кредит в личном финансовом плане?
Как выбрать наиболее выгодный кредит.
Какой вид кредита вам больше подходит? Как собрать информацию об условиях кредитования? Как сравнить кредитные предложения?
Подготовка к празднованию Нового года.
Как уменьшить стоимость кредита.
Как уменьшить процентную ставку по кредиту? Как уменьшить размер комиссий? Как уменьшить плату за страховки? Как уменьшить выплату по кредиту?
Типичные ошибки при использовании кредита.
Кейс. Покупка машины.
Хранение, обмен и перевод денег.
Для чего нужна банковская ячейка? Как обменять валюту? Как сделать денежный перевод? От чего зависит комиссия за денежный перевод?
Различные виды платежных средств.
Для чего нужны дорожные чеки? Как пользоваться дорожным чеком? Как пользоваться банковской картой? Как обеспечивается надежность операций с картой?
Как выбрать банковскую карту? Для чего нужна дебетовая карта? Как пользоваться кредитной картой? Что такое электронные деньги?
Формы дистанционного банковского обслуживания.
Как пользоваться банкоматом? Как защититься от мошенничества при использовании банкоматом?
Как использовать мобильный банкинг? Как работает онлайн-банкинг? Как защититься от мошенничества при использовании онлайн-банка?
Что такое страхование? Чем занимается страховая компания?
Кто является участником страхования?
От чего страхуются люди? Что такое личное страхование?
Что такое страхование имущества?
Что такое страхование ответственности?
Как использовать страхование в повседневной жизни.
Что мы не хотим потерять или какие риски считаются критическими?
Как выбрать страховую компанию?
Зачем читать страховой полис и правила страхования? Каковы типичные ошибки при страховании?
Кейс страхование жизни.
Что такое инвестиции.
Для чего нужны инвестиции?
Во что можно инвестировать? Как работают инвестиции? Что можно инвестировать кроме денег? Как инвестировать в бизнес? Как заставить время работать на вас?
Как выбирать активы.
Как измерить привлекательность активов? Какой доход приносят разные активы? Как выбирать финансовых посредников?
Как делать инвестиции.
Как определить свои инвестиционные предпочтения? Как выбрать стратегию инвестирования?
Как сформировать инвестиционный портфель? Какие типичные ошибки допускают инвесторы? Кейс. Куда вложить деньги?
Что такое пенсия, и какой она бывает? Как менялось пенсионная система? Как устроена государственная пенсионная система в России?
Как сформировать частную пенсию.
Каким должен быть размер моей пенсии? Какие инструменты можно использовать для получения моей пенсии? Как накопить и приумножить мои пенсионные накопления?
Зачем нужно платить налоги? Что дает знание о налогах? Какие бывают налоги? Как рассчитывать НДФЛ для обычных доходов? В каких случаях применяется нестандартная ставка НДФЛ?
Как уменьшить выплаты по НДФЛ с помощью налоговых вычетов? В каких случаях нужно подавать налоговую декларацию? Как взимается имущественный налог?
Махинации с банковскими картами.
Что угрожает банковским картам? Как защитить банковские карты? Что делать, если вы все же стали жертвой мошенничества?
Махинации с кредитами.
Каковы типичные махинации с кредитами? Как не стать жертвой кредитной махинации? Что делать, если же вы стали жертвой мошенников?
Махинации с инвестициями.
В чем суть мошеннических инвестиционных предложений? Каковы признаки финансовой пирамиды? Как отличить добросовестные инвестиционные проекты от мошеннических схем?
Что делать, если вы стали жертвой мошеннической инвестиционной компании? Кейс. Заманчивое предложение.
«Знатоки финансов основ»
Детям с ограниченными возможностями здоровья финансовое образование дает представление о ценности денег, закладывает фундамент для дальнейшего развития навыков планирования бюджета и сбережений. Но вместе с тем обучение основам финансовой грамотности призвано помочь данной категории в последующем решении проблем финансирования образования, улучшения жилищных условий, привлечения и эффективного управления кредитными ресурсами, оптимизации личных расходов и доходов, обеспечения благосостояния через грамотное осуществление инвестиций.
Кроме того, повышение финансовой грамотности должно уменьшить риски попадания в ситуации финансового мошенничества со стороны недобросовестных участников рынка. Да и в целом обучение способствует лучшей адаптации детей-инвалидов к современным экономическим условиям и их социальной интеграции.
Социализация – очень важный момент для таких ребят.
Как и многие другие уязвимые группы населения, дети-инвалиды без специальной подготовки не могут расширить границы доступного им мира, приобщиться к современным достижениям цивилизации, а то и вовсе найти себя в предстоящей взрослой жизни.
Организация обучения финансовой грамотности детей-инвалидов с элементами социальной направленности является важной задачей повышения квалификации и переподготовки работников образования. Так, дети-инвалиды почти не социализированы в вопросе развития предпринимательства, так как не имеют возможности в полной степени удовлетворить свои возможности в организации досуга, культуры быта, в выборе профессии, в том числе и в получении знаний по предпринимательской культуре.
Финансовое будущее детей из числа ОВЗ, инвалидностью будет определяться степень готовности к самостоятельной жизни, уровнем развития компетенции в сфере финансовой грамотности, адекватном выборе профессии.
В настоящее время финансовый аспект тесно связан со всеми сферами активности общества.
Финансовая грамотность представляет собой определенный уровень знаний и навыков в сфере финансов, который позволяет человеку жить и работать в современном обществе, и принимать правильные решения в реализации своих планов.
Финансовая грамотность позволяет получить опыт и навыки в области финансов. Она помогает населению грамотно планировать и использовать собственный бюджет, принимать решения в сфере кредитования, налогообложения, пенсионного обеспечения, способствует развитию бизнеса и предпринимательства.(слайд 2)
Основные признаки финансово грамотного населения(слайд 3)
Проблема низкой финансовой грамотности является для России очень болезненной. В РФ разработкой программы развития и повышения финансовой грамотности населения занимается Министерство финансов РФ. Проект называется: «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». Целью Проекта является повышение финансовой грамотности российских граждан (особенно учащихся школ и высших учебных заведений, а также взрослого населения с низким и средним уровнями доходов)(слайд 5)
I О проекте «Финансовая грамотность»
По статистике, в нашей стране только одна из десяти семей планирует свой бюджет. С помощью курса “предполагается повысить финансовую грамотность не только у школьников, но и у их родителей. Поэтому для родителей так же выпустили специальные учебные пособия и по
Необходимо развивать критическое мышление населения (слайд 7)
В рамках курса школьникам станет известно, как планировать семейный бюджет, распоряжаться карманными деньгами, куда можно инвестировать накопленные средства и как не попасть на уловки мошенников. Обучение финансовой грамотности будет со 2 по 11 классы по учебникам, разработанными в Минфине. Уже имеются электронные формы учебников с 2-11 класс. Также охватывается обучающиеся средних специальных и высших учебных учреждений. Вся подробная информация находится на сайте
“Повышение финансовой грамотности должно начинаться с самого раннего возраста, чем раньше, тем лучше. Когда можно заложить основы поведенческие, поменять менталитет человека, чтобы он мог потом во взрослом возрасте спокойно плавать в мире финансовых продуктов, финансовых рисков, и мог себя более уверенно чувствовать в целом”, – заявила заместитель директора департамента международно-финансовых отношений Министерства финансов РФ Анна Валькова.
Ожидается, что, вступая в экономические отношения, молодой человек должен быть носителем экономической культуры. Основами этой культуры являются экономическое сознание и ответственное экономическое поведение.
II Финансовая грамотность для детей с особенностями развития(слайд 10)
Часть выпускников школ оказывается не вполне готовой к самостоятельному жизнеустройству как в бытовом, так и в социально-экономическом аспекте. В значительной мере это относится к выпускникам, воспитывавшимся в специализированных учреждениях: детских домах, интернатах, социальных центрах и т. д. Эта категория молодых людей обладает в целом низкой социальной компетентностью.
Что касается детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), то финансовая грамотность является одним из приоритетов социализации и адаптации данной категории воспитанников.
Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего, тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития.
Вследствие разнообразного состава группы, диапазон различий в требуемом уровне финансовой грамотности тоже должен быть максимально широким, соответствующим возможностям и потребностями всех детей с ОВЗ, т.е. для каждой категории требуется разработка вариантов, на практике обеспечивающих охват всех детей образованием связанным с фин.грамотностью. Основной же задачей нашей разработки является привитие финансовой грамотности детям с задержкой в психическом развитии.
Задачи преподавания “Финансовой грамотности” для детей с особенностями развития состоят в следующем: (слайд 11)
1) дать учащимся такие доступные количественные, пространственные, временные представления, которые помогут им в дальнейшем включиться в трудовую деятельность;
2) использовать процесс обучения для повышения уровня общего развития учащихся вспомогательных школ;
3) корректировать недостатки их познавательной деятельности;
4) воспитывать целенаправленность, терпеливость, работоспособность, трудолюбие, самостоятельность, навыки контроля и самоконтроля;
5)развивать точность, умение планировать работу и доводить начатое дело до конца.
При обучении разделов – добиться четкости и точности в действиях. Распределение материала по классам представлено концентрически с учетом познавательных и возрастных возможностей учащихся. Поэтому в каждом классе материал усваивается учащимися на различном уровне, т. е. программа предусматривает необходимость дифференцированного подхода к учащимся в обучении.
С учебно-тематическим планом курса можно ознакомиться (Приложение1)(слайд12)
III Из опыта работы школ-интернатов, работающих по АОП
В нашей школе-интернате активно ведется работа по улучшению финансовой грамотности обучающихся. Часть понятий и знаний ребята получают на уроках социально-бытового ориентирования. На уроках математики решаются бытовые задачи. Ребята получают ответы на все интересующие их вопросы, в том числе связанные с риском взятия кредита. Недавно прошло занятие по теме «Семейный бюджет». Работа с кейсом была активной и познавательной. Учащиеся рассчитывали простейший семейный бюджет, добавляя в статьи доходов и расходов новые направления. На сегодняшний день, проанализировав кейс, ребята готовят свои работы по теме «Оптимизация семейного бюджета». (слайд 16)При разборе материала предложили даже такой аспект, как отказ от вредных привычек. Завершение работы над этим планируется на середину апреля. 9 апреля 2017 года стартует III Всероссийская неделя финансовой грамотности для детей и молодежи – крупнейшее событие федерального масштаба, цель которого – познакомить детей и подростков с основами финансовой грамотности и защиты прав потребителей финансовых услуг. В рамках этих мероприятий мы пойдем на экскурсию в ЦентроБанк.(слайд 17)
Я в свою очередь стараюсь подбирать доступную и интересную информацию. Принимаю участие в вебинарах на сайте «Просвещения». Вебинары по финансовой грамотности специалисты проводят ежемесячно.(слайд 18)
Перечисленные методы, применяемые на занятиях, по сути своей не только активизируют познавательную деятельность у учащихся, формируют и развивают грамотное отношение к финансам, практическую деятельность, но и так же действуют в следующих межпредметных направлениях:
– выработка навыков хорошего счета, как устного, так и письменного;
– умение кратко и ясно излагать свои мысли при ответе, умение вести диалог – дискуссию при изложении нового материала;
– рациональность, наглядность и самостоятельность при выборе решения;
– умение привести пример или задачу по теме или по поставленному вопросу;
– разностороннее развитие на уроке.
Развивать активность учащихся в учении можно системой определенных действий учителя и ученического коллектива. И прежде всего творчество должно начинаться на уроке. Здесь учащиеся должны активно рассуждать вслух или про себя. Споры, начатые на уроке, несомненно, могут продолжаться и после уроков. Создавать на уроке ситуацию «накала» нелегко, однако, уже с самого начала преподавания урока, можно создать для этого благоприятную обстановку.
Ни одно дело не может достигнуть своего совершенства без подлинного интереса к нему. Вот почему главной задачей считаю привить интерес у учащихся к изучению финн.грамотности посредством различных форм обучения и воспитания, развить и активизировать познавательный интерес к предмету, а также научить учеников логическому мышлению и умению формулировать изучаемые термины, грамотно излагать свои мысли и шаги при решении примеров и задач. Конечно, способности у учащихся различные, но научить ребят любить то, что не всегда легко дается – основная наша задача.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА
Проект адаптированного тематического планирования составлен на основе программы для 5-9 классов «Финансовая грамотность» общеобразовательных школ и школ-интернатов. Является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 89 классов для детей с интеллектуальными нарушениями и с расстройствами аутистического спектра (РАС), в сфере экономики семьи.
Курс рассчитан на 34 часа.
Целями изучения курса «Финансовая грамотность» выступают формирование социально адаптированного поведения, финансовой социализации, воспитание ответственности и нравственного поведенияв области экономических отношений в семье и обществе, приобретениеопыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Основные содержательные линии курса:
• Деньги, их история, виды, функции;
• Семейный бюджет;
• Экономические отношения семьи и государства;
• Семья и финансовый бизнес;
• Собственный бизнес.
Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, истории, географии, обществознания, развития речи и социально- бытовой ориентировки.
Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными и психофизическими особенностями детей и включают задачи, практические задания, построение графиков и диаграмм, игры, мини-исследования и проекты. Впроцессе изучения формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, а также навыки поиска.
результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:
• осознание себя как члена семьи, общества и государства; пони-
мание экономических проблем семьи и участие в их обсуждении; пони-
мание финансовых связей семьи и государства;
• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых
отношений: сопоставление доходов и расходов, сопоставление доходности вложений на простых примерах;
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои
поступки; планирование собственного бюджета, предложение вариантов возможного собственного заработка;
• развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в
разных игровых и реальных экономических ситуациях; участие в принятии решений о семейном бюджете.
• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
• использование различных способов поиска, сбора, обработки,
анализа, организации, передачи и интерпретации информации; поиск информации в газетах, журналах, на интернет-сайтах и проведение простых опросов и интервью;
• формирование умений представлять информацию в зависимости
от поставленных задач в виде таблицы, схемы, графика, диаграммы,
диаграммы связей (интеллект-карты);
• овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,
обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями.
• понимание цели своих действий;
• планирование действия с помощью учителя и самостоятельно;
• проявление познавательной и творческой инициативы;
• оценка правильности выполнения действий; самооценка и взаимоцка;
• адекватное восприятие предложений товарищей, учителей,
• готовность слушать собеседника и вести диалог;
• готовность признавать возможность существования различныхточек зрения и права каждого иметь свою;
• умение излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку событий;
• определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности,
“Финансовая грамотность” в школе для детей с ОВЗ является фундаментальной основой самостоятельной жизни.