- Коммерческий банк – это особая кредитная организация, которая функционирует на основании лицензии, выданной
- Банковская система Банк – это место, где вам дадут взаймы денег, если вы сможете доказать, что они вам не нужны
- 1 уровень
- Презентация по финансовой грамотности ” Банковская система” – 10 класс
- ОТВЕТЫ 1а, г; 2б; 3в; 4в; 5в
- Все операции банков, полезные для тебя, можно разделить на несколько групп
- ВАЖНО! В настоящее время распространены мошенничества с использованием банковских карт
- Чем они могут быть вам полезны в жизни 10 класс
- ПРОВЕРЬ СЕБЯ! Задание 1 Перечисли признаки, по которым
- Страховая компания – финансово-кредитная организация, которая занимается операциями по страхованию рисков сво- их клиентов
- ПРОВЕРЬ СЕБЯ! 4. Если банк принимает денежные средства при отсутствии у него лицензии на право привлечения денежных средств физических лиц во вклады, то такая операция
- Инвестиционные операции 6. Платежи и расчётные операции позволяют тебе и твоим родителям оплачивать в безналичном порядке различные услуги (коммунальные, образовательные), перечислять пошлины и пр
- ПРОВЕРЬ СЕБЯ! Задание 5 Ответь на вопросы теста
Коммерческий банк – это особая кредитная организация, которая функционирует на основании лицензии, выданной
Коммерческий банк – это особая кредитная организация, которая функционирует на основании лицензии, выданной Центральным банком, и осуществляет банковские операции, перечисленные в Федеральном законе «О банках и банков- ской деятельности». Центральный банк – это государственный орган управле- ния денежно-кредитной сферой государства, целью которого является регулирование темпов экономического роста, ин- фляции и валютного курса.
Основные понятия урока: банк, банковская
система, Центральный банк, активы, пассивы банка,
кредит, эмиссия, депозиты, залог, маржа.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: проектор, доска интерактивная,
презентация к уроку “Банковская система”.
I. Организационный момент: ознакомление со
структурой и задачами урока.
II. Контрольная проверка знаний:
Тест. Тестовое задание “Деньги”
1. Назовите функции денег.
А) мировые деньги;
Б) средство обращения;
В) средство платежа;
2. Уравнение И. Фишера определяет, что денежная
масса зависит от:
А) скорости обращения денег;
Б) уровня цен;
В) объема сделок;
Г) золотовалютных резервов.
3. Эмиссию наличных денег в Российской
Федерации монопольно осуществляет:
А) Министерство финансов и экономического
развития;
Б) Федеральное казначейство;
В) Центральный банк;
Г) Федеральная резервная система.
4. Если Центральный банк предполагает увеличить
предложение денег, то он может:
А) выполнять операцию по покупке ценных бумаг
на открытом рынке;
Б) снизить учетную ставку;
В) нет правильного ответа.
5. Покупательная способность денег в условиях
инфляции:
А) не изменяется;
Б) может и повышаться, и снижаться;
В) прямо пропорциональна темпу инфляции;
6. Денежная масса увеличивается за счет:
А) выпуска государственных облигаций;
Б) эмиссионного покрытия дефицита госбюджета;
В) увеличения золотого запаса государства;
Г) продажи валюты иностранных государств.
7. количество денег в обращении в течении
нескольких дней увеличилось, если:
А) кто-то взял взаймы некоторую сумму у своих
друзей;
Б) начался сезон отпусков;
В) предприятие задержало выплату зарплаты.
8. Ценность современных денег определяется:
А) золотым запасом страны;
Б) уровнем цен;
В) абсолютной ликвидностью.
Г) количеством денег находящихся в обращении.
9. Уравнение Фишера показывает, что:
А) ценность бумаг прямо пропорциональна их
количеству;
Б) мера стоимости денег не зависит от их
количества в обращении;
В) количество обращающихся денег находится в
прямой зависимости от имеющейся товарной массы;
Г) сумма товарных цен находится в прямой
зависимости от обращающейся денежной массы.
10. предложение денег увеличится, если:
А) бизнесмен занял крупную сумму наличных денег
под 5% ежемесячно;
Б) Центробанк представил займ коммерческому
банку;
В) Центробанк продал краткосрочные
государственные обязательства на открытом рынке
ценных бумаг.
III. Изучение нового материала.
1. Причины появления банков.
Банки – весьма древнее экономическое
изобретение. Считается, что впервые банк
возникли ещё на Древнем Востоке в VII-VI вв. до н.э.,
когда уровень благосостояния людей позволил им
делать сбережения при сохранении приемлемого
уровня текущего потребления. Затем эстафету
подхватил Древняя Греция. Здесь наиболее чтимые
храмы стали принимать деньги ни хранение на
время войн, поскольку воюющие стороны считали
недопустимым грабить святилища.
Но едва в хранилищах древних банков появились
мешки с сокровищами, как в их сторону обратился
взор местных предпринимателей- купцов и
ремесленников. У них возник вполне резонный
вопрос: а нельзя ли на время воспользоваться
чужими сбережениями для расширения масштабов
своих операций? Естественно, за плату!
Так пересеклись интересы двух важнейших
участников экономики – владельца сбережений и
коммерсанта, нуждающегося в капитале для
расширения своей деятельности. Именно этому и
обязаны банки своим рождением.
2. Виды и функции банков.
Банк- это финансовая организация, основной
функцией которой является получение денежных
ресурсов от тех людей, у которых они временно
высвобождаются, и представляют их тем, кому они
сейчас необходимы.
Центральный банк – это главный банк страны,
который действует как банкир государства и всей
кредитной системы.
Практически во всех странах банковская система
организована по одному и тому же принципу двух
уровней банков – рассмотрим схему:
БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА Тема урока №1
Что же такое БАНК? Банк – это место, где вам дадут взаймы денег, если вы сможете доказать, что они вам не нужны. Боб Хоуп Цель: Дать понятие терминам БАНК и БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА
Финансовая организация Это совокупность коммерческих и национальных банковских учреждений всех видов, которые в своей работе придерживаются одного денежно-кредитного механизма. Банк Банковская система
Кредитно финансовые посредники Привлечение свободных денежных средств, либо их выдача в долг
На заметку Страховая компания (СК) – финансово-кредитная организация, которая занимается операциями по страхованию рисков своих клиентов. Пенсионный фонд (ПФ) – финансово-кредитная организация, которая оказывает услуги по управлению пенсионными накоплениями своих клиентов и обеспечивает выплату им пенсий по достижении оговоренного договором или законодательством возраста. Паевой инвестиционный фонд (ПИФ) – сформированный группой физических лиц фонд денежных средств, переданный управляющей компании для размещения на рынке ценных бумаг, рынке недвижимости и пр. с целью получения прибыли для владельцев денежных средств.
Работа всех банков регулируется специальным финансовым органом – Центральным банком России (ЦБ). финансово-кредитная организация, которая
На заметку Коммерческий банк – это особая кредитная организация, которая функционирует на основании лицензии, выданной ЦБ, и осуществляет банковские операции, перечисленные в Федеральном законе «О банках и банковской деятельности». Ц Б – это государственный орган управления денежно-кредитной сферой государства, целью которого является регулирование темпов экономического роста, инфляции и валютного курса.
Задачи ЦБ С одной стороны, не допустить излишнего увеличения денежной массы и повышения цен. С другой стороны регулирует валютный курс.
Банковскую систему нашего государства формирует совокупность ЦБ и коммерческих банков Историческая справка: БС зародилась еще в СССР в 1989 г., когда стали организовываться первые коммерческие банки. Тогда появились «монстры» современной БС Сбербанк России и банк ВТБ.
ОТЛИЧИЕ – круг обслуживаемых клиентов Обслуживает исключительно коммерческие банки Могут оказывать услуги любым клиентам при наличии соответствующей лицензии ЦБ Коммерческие банки
Операции проводимые банками: Операции с вкладами Кредитные операции Операции с драгоценными металлами Операции с банковскими картами Инвестиционные операции Платежи и расчетные операции
1. Операции с вкладами Для банков самая главная, основная операция, поскольку именно за счет вкладов своих клиентов формируют финансовую базу для кредитования своих клиентов. Банк может привлекать деньги от вкладчиков при наличии у него одной из следующих лицензий: -генеральной; -на право привлечения во вклады денежных средств физических лиц в рублях и иностранной валюте. Есть ли у банка лицензия можно узнать на сайте самого банка или на сайте Центрального банка России http://www.cbr.ru/credit/
2. Кредитные операции Это операции, при которых банк предоставляет свободные денежные средства во временное пользованием. За сет процентов банк получает прибыль. Кредитные операции могут проводиться банком при наличии любой лицензии ЦБ.
3. Операции с драгоценными металлами Данные операции предполагают привлечение драг. металлов от вкладчиков, размещение их в кредит, покупку и продажу. Осуществлять такие операции банки могут только при наличии у них лицензии на привлечение во вклады и размещение драгоценных металлов.
4. Операции с банковскими картами Банковские карты – это вспомогательный инструмент для привлечения денег от вкладчиков. Существую два вида карт: дебетовые (с возможностью только положительного остатка на счете) требуют одной из трех лицензий из п.1, приравниваются такие карты к депозитным операциям; кредитные , которые приравниваются к кредитам и требуют лицензию см. п.2. Расчеты банковскими картами невозможны без присоединения банка-эмитента, который выпускает карту, к одной из платежных систем. Крупнейшие платежные системы: MasterCard и Visa
5. Инвестиционные операции это операции по размещению свободных денежных средств граждан на рынке ценных бумаг. У банков есть способы оказания услуг по работе на рынке ценных бумаг. Один из вариантов называется приват-банкингом и предназначен для очень обеспеченных клиентов, которые могут вложить в банк несколько сот тысяч долларов.
ТЕСТ: Какие из перечисленных ниже организаций являются кредитно-финансовым посредником? А) банк Б ) предприятие В ) магазин Г ) инвестиционная компания . 2. Кто регулирует деятельность коммерческих банков? А) Пенсионный фонд России Б) Центральный банк Российской Федерации В) Сберегательный банк России. Г) Министерство Российской Федерации 3. Обслуживанием каких клиентов занимается ЦБ? А) граждан Б) торговых компаний В) коммерческих банков Г) всех выше перечисленных 4. Какая из ниже приведенных лицензий дает право коммерческому банку привлекать во вклады от физических лиц валюту иностранных государств? А) любая Б) лицензия на право привлечения во вклады и размещения драгметаллов В) генеральная Г) лицензия на право привлечения во вклады денежных средств физических лиц в рублях 5. В структуру БС включены: А) страховые компании Б) инвестиционные фонды В) коммерческие банки Г) ломбарды
Домашнее задание Учебник стр 6-17 вопросы
Тема:
«Банк и мы: решение финансовых задач»
Форма урока: занятие
:
повторение теоретического материала по теме «Проценты. Вклады и кредиты»,
формирование практических навыков
– способствовать запоминанию основной
терминологии,
– формировать умение упорядочить
полученные знания для рационального применения;
– развитие
вычислительных навыков учащихся;
-формирование логического мышления;
– способствовать развитию интереса к
математике; умений применять новый материал на практике и в жизни.
– развитие коммуникативных умений
учащихся через организацию групповой, фронтальной работы на уроке.
I.
Организационный момент (Урок сопровождается компьютерной
презентацией).
Сегодня мы немного отвлечемся от стандартных логарифмов, интегралов,
векторов и т.д., а вместо этого рассмотрим более жизненные задачи по
математике: задачи про вклады, проценты и кредиты. Это обычные текстовые
задачи, но с экономическим (финансовым) уклоном.
Чтобы правильно решать такие задачи, необходимо владеть
формулами процентов.
II.
Актуализация знаний обучающихся
1) Деньги взяты в долг на
срок
И возможно, под залог.
Делу это не вредит,
2) Мог вчера на сто рублей
Взять ты тыщу сухарей,
А сегодня сто рублей –
Это десять сухарей.
И такая ситуация
3) Свою ценную бумагу
Вам не стоит продавать.
С нее можно ежегодно
4) Тимофей носки связал
И на рынке их продал
Дешевле, чем нитки,
2. Какая минимальная сумма
денег рекомендована финансистами для «подушки безопасности»?
Б) три заработные платы;
Соотнесите страну с денежной единицей (слайд2)
Какой налог на доходы физических лиц (НДФЛ)в
России?
В) 13%;
4. В каком случае порванную купюру можно обменять в любом
банке на новую?
Когда от старой купюры
сохранилось не менее:
В) 55%;
8. С какого возраста молодой человек может работать и
зарабатывать деньги?
1. с 14 лет;
В
опросах прозвучало понятие –процент. Что это такое? Откуда оно
появилось?
Слово «процент»
происходит от латинского
– начисление на сотню. В дальнейшем
для сокращения писали: Р/С, а затем эта запись перешла в знакомое нам
начертание %.
Таким
образом, один процент – это сотая часть числа.
Процентами очень удобно
пользоваться на практике, так как они выражают части целых чисел в одних и тех
же сотых долях. Это даёт возможность упрощать расчеты и легко сравнивать части
между собой и с целыми.
1%=1/100 от числа
С простыми задачами на %
вы встречались в школе.
Товар
стоил 6000 руб. Какой станет цена товара, если сначала ее повысить на 10%, а
потом понизить на 10%? (слайд 3)
Если цена товара
повысилась на 10%, то товар стал стоить 6000+(6000*10/100)=6600руб.
После понижения на 10%,
цена стала 6600-(6600*10/100)=5940руб.
Цена товара
сначала повысилась на 10 %, а потом понизилась на 10 %. Как изменилась цена по
сравнению с первоначальной, если она была 200 рублей?
Если цена товара повысилась сначала на
10%, то товар стал стоить 200+200:100*10=220(р.)
А так как затем цена понизилась на 10 %,
то цена стала 220-220:100*10=198(р.)
А значит, мы видим, что первоначальная
цена уменьшилась на 2 рубля, но 2 рубля это 1 % от первоначальной цены товара.
Переход к основной теме (слайд5)
2. У
каждого из вас бывает ситуация, когда необходимо что-то приобрести, а денег
нет. Как в этом случае поступают ваши родители (ответы). Общий ответ:взять
кредит в банке. В наше время люди всё чаще берут кредит на приобретение жилья,
автомобиля, потребительские кредиты и кредиты на образование. Нам необходимо научиться
просчитывать каждую ситуацию, если мы собираемся открыть вклад или взять кредит
с определенной процентной ставкой.
Процентная ставка по кредиту
рассчитывается банком, исходя из риска, что заёмщик не вернёт деньги. Этот риск
определяется тремя основными факторами:
• надёжностью конкретного заёмщика;
• общей экономической обстановкой в
стране;
• сроком кредита (чем он дольше, тем
выше неопределённость по первым двум пунктам).
Конечно, банк не знает, насколько
благонадёжен каждый конкретный заёмщик. Это знают о себе только сами клиенты
банка, но даже они не всегда в состоянии здраво оценить свою платёжеспособность
в будущем. Вот почему банк собирает информацию о заёмщике и на её основе
составляет мнение о его надёжности. Так, критериями надёжности могут
быть стабильная занятость, уровень заработной платы, наличие поручителя или
возможность предоставления залога. Чем надёжнее заёмщик, тем ниже будет ставка.
Будьте осторожны, читая рекламные
предложения банков. Зачастую ставка по кредиту, указанная в рекламе, не будет
иметь ничего общего с той ставкой, которую вам придётся платить.
в рекламе всегда указана самая низкая из всех возможных ставок. Например,
кредит по такой ставке может взять 35-летний сотрудник государственного
учреждения с зарплатой 100 тыс. р./мес. под залог своего автомобиля. Если вам
25 лет, ваша зарплата ниже 50 тыс. р. и вам нечего предоставить в залог, ставка
будет гораздо выше.
Это первое различие не самое опасное,
потому что о нём вам обязательно сообщит сотрудник банка после проверки
документов и расчёта процента, полагающегося в вашем конкретном случае. Намного
более неприятным может оказаться второе различие, о котором вы не
узнаете в банке, но которое указано в договоре.
Банки почти всегда включают в
кредитный договор дополнительные условия, которые значительно увеличивают
заявленную в договоре ставку. Самые распространённые дополнительные условия
— это:
– комиссия банка за обслуживание
кредита;
– страхование вашей жизни (за которое
платите вы сами);
– подключение дополнительных платных
услуг: sms-оповещений, интернет-банка и т. д.
Ставку, которая выходит с учётом всех
этих дополнительных платежей, принято называть эффективной ставкой (т.е.
настоящей). Если вы невнимательно ознакомитесь с условиями договора, то об
эффективной ставке по своему кредиту узнаете уже после того, как начнёте делать
выплаты.
До 2007 г. банки вообще не были
обязаны называть клиенту эффективную ставку. В конце 2006 г. Ц Б РФ обязал
российские банки раскрывать эффективную ставку по кредиту с учётом всех
дополнительных комиссий и платежей.
И наконец, третий фактор,
способный повлиять на реальную процентную ставку по кредиту, — это ваша
собственная неосторожность. За просрочку регулярных платежей банки начисляют
очень высокие штрафы. Поэтому внимательно отслеживайте свое временность выплат
(поставьте напоминание на телефоне!) и не берите кредит, если не уверены, что
сможете платить по назначенному графику.
Вопреки тому, чему учили в школе
наших бабушек и дедушек, брать в долг само по себе не плохо. Занятые деньги
могут открыть перед вами новые возможности: например, предпринимателям почти
всегда приходится брать в долг, чтобы построить бизнес. Но есть «хорошие» долги
и есть долги «плохие». В чём между ними разница?
Для подсчета своих кредитов и вкладов
обычно применяют формулы простых и сложных процентов (слайд 7)
— Проценты, начисляемые только на первоначальную сумму инвестирования (а
не на процентный доход)
Сложные
проценты — это такой вариант, при котором происходит капитализация процентов,
то есть их причисление к сумме вклада и последующий расчет дохода не от первоначальной,
а от накопленной суммы вклада
:100) – (формула простых процентов).
– (формула
сложных процентов).
Наконец,
взяли кредит. Теперь необходимо расплачиваться.
Скажите
пожалуйста, что вы знаете о видах платежей в кредитовании? Какие они бывают? (Аннуитетный
платеж – представляет собой равные ежемесячные транши (платежи),
растянутые на весь срок кредитования и Дифференцированный платеж –
представляет собой неравные ежемесячные транши, пропорционально уменьшающиеся в
течение срока кредитования.)
Так
сокрушался Иудушка Головлёв о не доставшихся ему деньгах. Но если Иудушку
волновал возможный доход, то нам интересно знать, исходя из какого процента
делался расчёт? Иначе говоря, под какой процент годовых надо было маменьке
Арине Петровне положить сторублёвый вклад, чтобы через n лет он увеличился
в восемь раз? (Для определённости будем считать, что Порфирию Владимировичу
50 лет.)
Так
как мы уже знаем, что такое сложные и простые проценты, то согласно условию
задачи ломбард, взяв на хранение деньги, предположим, начислял на них сложные
проценты, следовательно, = 100 рублей,
n = 50 и S50 = 800 рублей. Процент годовых найдём
из уравнения
р
= (1,0425 – 1)*100,
Получим
p ≈ 4,25%. Прямо скажем, не так уж и много, даже по нынешним
меркам!
Но
если ломбард начислял простые проценты, то вычислим процент исходя из формулы
100×(1 + 0,01*50p)= 800,
р = (8 – 1):0,5, р = 14 %.
Александр
Семенов работает менеджером в торговом предприятии. Средний доход в виде
заработной платы составляет 25 000 рублей. Семенов хочет приобрести 7, который стоит 53 000
рублей.
В салоне сотовой связи
«Мегафон» предлагают взять в кредит с первоначальным взносом 3 000 рублей
под 13% годовых сроком на один год.
В микрофинансовой
организации «БыстроЗайм» предлагают кредит на 1 год под 1,85% в день. Переведем
процентную ставку в годовую.1,85*365=675,25
В Сбербанке предлагают
кредит на 1 год под 14,9% годовых.
Проанализируйте стоимость
кредита, где будет выгоднее взять кредит. Опишите документы, необходимые для
оформления кредита (воспользуйтесь информацией с сайта данных организаций).
Опишите плюсы и минусы кредитования в данных организациях.
3. Заемщик
хочет взять в кредит 1,5 млн рублей. Погашение кредита происходит раз в год
равным суммами (кроме, может быть, последней) после начисления процентов.
Ставка процента 10% годовых. На какой минимальное количество лет Заемщик может
взять кредит, чтобы ежегодные были не более 350 тысяч рублей?
Ответ: Заемщик
может взять кредит согласно условиям на 6 лет.
Прежде, чем взять
кредит, обязательно учитывайте: (памятка)
Скачано с www.znanio.ru
Методическая разработка урока на тему: «Банки. Банковская система».
Зайкина А. В. учитель математики и экономики
МКОУ «Многопрофильная гимназия г. Лагани»
10 класс. 27.11.2019г.
учебник под ред. С.И. Иванова, А. Я. Линькова, компьютер, проектор, презентация. Раздаточный материал (Приложение 2,4,5), surface (планшет) для работы с интернет ресурсами.
Основные понятия урока: Банк, банковская система, Центральный банк, коммерческие банки.
: усвоения новых знаний.
: интегрированный урок с применением технологий критического мышления.
словесный, наглядный, практический.
: Какова роль банков в жизни современного человека?
: формирование у обучающихся умения работать с информацией, самостоятельно получать новые знания: коллективная работа с текстом и видеоматериалом, работа с интернет-ресурсами.
1. Организационный этап. Актуализация знаний (1 минута)
Здравствуйте ребята и гости нашего урока! Эпиграфом нашего урока послужат слова Герберта Николоса Кессона: «Это – центральная фигура. Он держит на своих плечах весь мир». О чем он говорил нам с вами предстоит определить. И для этого давайте ответим на некоторые вопросы.
Прочитайте слайд. Назовите понятие, которое обобщает все термины, представленные на слайде. (функции денег)
Приведите примеры, каждой функции денег.
Мера стоимости – на каждый товар есть цена. Пришел в магазин купить хлеб, надо иметь деньги, чтобы заплатить цену за хлеб.
– за деньги можно купить товары и услуги, и рассчитаться по своим долгам. То есть двигаются от одних людей к другим, поэтому их называют средство обращения.
Средство платежа – деньги, которые взяли как кредит, то есть надо будет заплатить деньги в будущем независимо от того какие изменения произойдут.
Средства сбережения и накопления – деньги, которые лежат в банке до совершеннолетия, деньги в копилке.
Мировые деньги – поездка заграницу, оплата гостиницы заграницей и др.
2. Этап мотивации (самоопределение)(1-2 минуты)
с вами уже вспомнили, что одна из функций денег это функция накопления. Как вы можете поступить с вашими сбережениями? (ответы ребят)
Давайте вспомним с вами фильм – сказку «Приключения Буратино» режиссёра
Слайд 2: видео-отрывок из кинофильма «Буратино»
Что демонстрирует нам этот видео фрагмент?
Ответы: То, что наши деньги не всегда находятся под надёжной защитой
Так как же поступать гражданам, чтобы их деньги были под надёжной защитой и даже приносили доход?
Ответы: Мы можем хранить их в специальных учреждениях – банках.
Молодцы! Итак, так о чем же мы будем сегодня с вами говорить?
урока: банки или банковская система.
Слайд 3: Тема урока.
Герберта Николос Кессон, что имел ввиду, когда говорил, что он держит весь мир на плечах своих? (Банк)
3. Этап постановки задачи (создание нового знания)(5 минут)
Давайте попробуем дать определение понятию Банк.
крупное кредитное учреждение, финансовая организация, основные виды деятельности которой – привлечение и размещение денежных средств, а также проведение расчетов.
Ознакомьтесь с терминами и словосочетаниями на слайде.
Попробуйте объяснить некоторые из них.
Попытайтесь сгруппировать термины.
Ответы: 1 группа: Банковская система, центральный банк, коммерческие банки.
2 группа: Банк, частный(комерческий), государственный.
3 группа: Центральный банк,
4 группа: Коммерческие банки, заёмщик, вкладчик,
Слайд 5: Термины по группам.
Сгруппировав термины, вы определили 3 основных направления, которым мы сегодня уделим особое внимание. Понятие банка вы уже определили. Это крупная финансовая организация имеющая право осуществлять банковские операции предусмотренные законом. Существуют несколько видов банков. Банк может быть частным, если он создан по инициативе граждан или коммерческих организаций, и государственным, если их учредителем (основателем) является государство.
Вернемся к первой группе.
Какую схему мы с вами можем на основе этих терминов изобразить? (ученик чертит на доске)
Слайд 6: (Банковская система, коммерческие банки, центральный банк)
Давайте сформулируем те цели и задачи, которые будут стоять сегодня перед нами
Определить уровни банковской системы; 2. Понять что такое коммерческий и центральный банк; 3. Определить их функции.
Давайте сделаем вывод о различии в деятельности центрального банка и коммерческих банков.
Вывод: ЦБ – управляет денежно-кредитной сферой государства, регулирует темпы экономического роста, инфляции и валютного курса.
осуществляет банковские операции перечисленные в Федеральном законе, только на основании лицензии.
Следует обратить ваше внимание на то, что одна из главных функция банка это эмиссия денежных средств. Так, где же в России выпускают денежные знаки?
Ответы: На специальных фабриках. Госзнак и Монетном дворе.
«Эмиссия денежный средств в РФ» (1-2 минуты). Пан доклада: 1. Объяснение учащимся понятия эмиссии; 2. История развития фабрики Госзнак; 3. История развития Монетного двора.
Нам с вами нужно быть предельно внимательными используя деньги в обращении. По данным ЦБ РФ наиболее часто подделываемыми являются 1000-рублёвые купюры. Какие меры защиты мы можем выделить для бумажных денег и монет?
Видеоролик ЦБ РФ «Знай, свои деньги» (как определить подлинность купюр) (1,5 минуты)
Сейчас в наш век новых технологий существует множество мобильных приложений, которые помогут вам определить подлинность купюр. Мои помощники сейчас вам покажут мастер класс по определению 200 рублей.
по определению подлинности денежных купюр (4 человека помощники).(1,5 минут)
6. Этап – Конструктор знаний по теме – Деятельность коммерческих банков.
практическая работа (7-10 минут)
А теперь задумайтесь: чем банки могут быть полезными каждому из нас в жизни?
Ответы: Коммерческие банки могут выполнять, как минимум две функции хранить сбережения и выдавать некоторые сумы под процент.
Но это не все функции. Давайте, прямо сейчас, познакомится с услугами частных банков, которые они предлагают частным лицам, т. е. нам с вами.
(работа в парах) Работаем в парах. Каждая пара заходит на сайт определенного банка и выясняет спектр услуг предоставляемый этим банком.
Использование предложенных интернет- ресурсов: 1 парта, 2 парта: , 3 парта: , 4 парта: , 1 парта, 2 ряд: , 2 парта, 2 ряд: , 3 парта, 2 ряд: ) и т.д.
Более подробно рассмотрите функцию платёж. Совершает ли ваша семья платежи через данный банк или какой другой банк и какие платежи?
В данный момент каждая семья пользуется услугами банков и поэтому для вложения средств необходимо выбирать надежный банк. Как проверить надежность банка? (ответы учеников)
План действий: I – набрать адрес сайта.
платежи или переводы
(вниз до конца)
раскрытие информации о банке как о профессиональном участнике рынка ценных бумаг
В поисковике набрать на русском название банка. В таблице кликаем на название банка и получаем подробную информацию.
Слайд 11: План
согласно плану который мы с вами составили вы можете охарактеризовать любой, интересующий вас банк. У вас на столах имеются оценочные таблицы. Согласно этой таблице охарактеризуем банк.
Зачем и как правильно выбрать банк? (ответы обучающихся)
Итак! Наше занятие подошло к концу. Что нового и интересного вы сегодня узнали. Что было не понятным и что новым. О чем бы вы хотели узнать более подробно?
7. Рефлексия (4 минуты)
Чтобы подытожить нашу с вами большую и плодотворную работу я предлагаю вам составить синквейн на тему нашего урока. Давайте свяжем воедино два понятия банк и банковская система.
Синквейн. Например: Банк!
Выпускает, аккумулирует, размещает.
Много коммерческих банков, над ними стоит ЦентроБанк.
Слайд 15: Домашнее задание
Назовите, пожалуйста, структуру банковской системы РФ. Какой она является? Почему?
Почему право эмиссии денег принадлежит только ЦБ РФ?
Какому банку вы доверите свои денежные средства?
Спасибо за внимание! Урок окончен!
Банковская система Банк – это место, где вам дадут взаймы денег, если вы сможете доказать, что они вам не нужны
Тема: Банковская система
1 уровень
Центральный банк – главный банк страны,
который имеет исключительное право на эмиссию
национальной валюты и контролирует деятельность
других банков.
Основные функции Центрального банка:
Презентация по финансовой грамотности ” Банковская система” – 10 класс
2 уровень кредитной системы представлен
коммерческими банками, которые непосредственно
работают с клиентами: физическими или
юридическими лицами.
Коммерческий банк – фирма, которая
занимается привлечением сбережений
домохозяйств и других фирм на депозиты и выдачей
кредитов.
Функции коммерческих банков –
Виды коммерческих банков (групповая
работа – 2 учащихся) – ребята получают задание
соотнести название коммерческого банка и
выполняемые функции (в таблице указать
стрелками):
3. Принципы кредитования.
Термин “кредит” происходит от латинского
“creditum” – ссуда, долг . Кредит имеет денежную
природу. Банк как посредник аккумулирует
временно свободные средства, формируя ссудный
капитал, и предоставляет его во временное
распоряжение тем лицам, которые испытывают
потребность в привлечении дополнительных
финансовых ресурсов на определенных условиях.
Кредит – форма движения ссудного капитала.
Кредитование – это предоставление
денежных средств во временное пользование и за
плату.
Депозиты – все виды денежных средств,
преданные их владельцами на время хранение банк
с предоставлением ему права использовать эти
деньги для кредитования.
Кредитный договор – соглашение между
банками и тем, кто одалживает у него деньги
(заемщик), определяющее обязанности и права
каждой из сторон, и, прежде всего, срок
предоставления кредита, плату за использование
им и гарантии возврата денег банку.
Кредитоспособность – наличие у заемщика
готовности и возможности вовремя выполнить свои
обязательства по кредитному договору, то есть
вернуть основную сумму займа и выплатить процент
по нему.
Залог – собственность заёмщика, которую он
передает под контроль или в распоряжение банка,
разрешая её продать, если он сам не сможет
вернуть долг.
Кредитная эмиссия – увеличение банком
денежной массы страны за счёт создания новых
депозитов для тех клиентов, которые получили от
него ссуды.
Формы обеспечения кредитов:
Принципы современной системы кредитования в
России:
– цена кредита (ставка ссудного процента)
определяется соотношением спроса на кредитные
ресурсы и предложением; естественно с учетом
денежно-кредитной политики ЦБ РФ ;
– кредитование осуществляется на договорной
основе, обязательства кредитора и заемщика имеют
реальную юридическую силу;
– переход от кредитования объекта –
государственного предприятия к кредитованию
субъекта кредитных отношений – заемщика;
– демонополизация единого ссудного фонда,
кредитные ресурсы формируются каждым банком
самостоятельно;
– Банк России может оказать косвенное
воздействие на размер ресурсов путем
установления экономических нормативов вместо
лимитов кредитования.
IV. Закрепление изученного материала.
Заемщик берет в банке кредит в размере 10 тысяч
рублей под 100% годовых сроком на 2 года. Какую
сумму он заплатит банку по истечении этого срока
в качестве платы за кредит. ( Ответ: 30 тысяч рублей)
Начислите проценты по кредиту выданному на 2
года и семь месяцев под 12 % годовых. Используйте
правила обычной практики банков. ( Ответ: 34,22 %)
V. Подведение итогов урока.
VI. Домашнее задание.
Учебник И. В. Липсица глава 6. 1-3 задания.
ОТВЕТЫ 1а, г; 2б; 3в; 4в; 5в
1а, г; 2б; 3в; 4в; 5в.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
Введите ваш email
Все операции банков, полезные для тебя, можно разделить на несколько групп
Все операции банков, полезные для тебя, можно разделить на несколько групп:
1. Операции с вкладами2. Кредитные операции3. Операции с драгоценными металлами4. Операции с банковскими картами предполагают их выпуск и проведение операций со средствами клиентов с использованием банковских карт.
ВАЖНО! В настоящее время распространены мошенничества с использованием банковских карт
В настоящее время распространены мошенничества с использованием банковских карт. Многочисленные жу- лики устанавливают считывающие устройства на банкоматы и воруют номера карт и пин-коды к ним. Для того чтобы данные твоей карты не были использованы посторонними, никогда не пользуйся банкоматами незнакомых банков, проверяй их на наличие внешних необычных устройств (именно они сканируют данные твоей карты).
Чем они могут быть вам полезны в жизни 10 класс
Модуль 1. Банки: чем они могут быть вам полезны в жизни
ПРОВЕРЬ СЕБЯ! Задание 1 Перечисли признаки, по которым
Задание 1 Перечисли признаки, по которым Центральный банк отлича- ется от коммерческих банков. Задание 2 Зайди на сайт Сбербанка и изучи, какие банковские услуги для физических лиц он оказывает. Подумай и ответь: какие услуги могут понадобиться твоим родителям уже сейчас, а какие могут тебе понадобиться в будущем? Задание 3 Как ты думаешь, почему в российской банковской системе выделяют два уровня? Задание 4 Зачем тебе знать, какие банковские лицензии есть у коммер- ческого банка? Где посмотреть сведения о наличии лицензии у коммерческого банка?
Страховая компания – финансово-кредитная организация, которая занимается операциями по страхованию рисков сво- их клиентов
Страховая компания – финансово-кредитная организация, которая занимается операциями по страхованию рисков сво- их клиентов. Пенсионный фонд – финансово-кредитная организация, которая оказывает услуги по управлению пенсионными на- коплениями своих клиентов и обеспечивает выплату им пен- сий по достижении оговорённого договором или законода- тельством возраста. Паевой инвестиционный фонд – сформированный группой физических лиц фонд денежных средств, переданный управляющей компании для размещения на рынке ценных бумаг, рынке недвижимости и пр. с целью получения прибы- ли для владельцев денежных средств.
ПРОВЕРЬ СЕБЯ! 4. Если банк принимает денежные средства при отсутствии у него лицензии на право привлечения денежных средств физических лиц во вклады, то такая операция
4. Если банк принимает денежные средства при отсутствии у него лицензии на право привлечения денежных средств физических лиц во вклады, то такая операция: а) допустима, но проценты по вкладу будут ниже, чем в других банках; б) допустима, но проценты по вкладу будут выше, чем в других банках; в) допустима, но проценты по вкладу будут на том же уровне, что и в других банках; г) недопустима. 5. Центральный банк регулирует денежно-кредитную сферу для того, чтобы: а) контролировать уровень инфляции; б) контролировать издержки производства предприятий; в) повышать уровень собираемости налогов; г) поддерживать экологическую ситуацию в стране.
Инвестиционные операции 6. Платежи и расчётные операции позволяют тебе и твоим родителям оплачивать в безналичном порядке различные услуги (коммунальные, образовательные), перечислять пошлины и пр
5. Инвестиционные операции6. Платежи и расчётные операции позволяют тебе и твоим родителям оплачивать в безналичном порядке различные услуги (коммунальные, образовательные), перечислять пошлины и пр.
ПРОВЕРЬ СЕБЯ! Задание 5 Ответь на вопросы теста
Задание 5 Ответь на вопросы теста. Центральный банк оказывает услуги: а) гражданам; б) организациям; в) коммерческим банкам; г) всем перечисленным субъектам. 2. Коммерческие банки не могут оказывать банковские услу- ги, если: а) у них нет лицензии на осуществление банковских опе- раций; б) они не принимают деньги во вклады; в) они не выдают кредиты; г) они устанавливают слишком высокие процентные ставки по кредитам. 3. Считывающие устройства устанавливаются на: а) компьютере; б) эскалаторе;в) банкомате;г) мобильном телефоне.