КУРС ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА 4 КУРСА

Муниципальное образование Крымский район

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 58 станицы Варениковской

муниципального образования Крымский район

решением педагогического совета протокол №1

от 31.08.2020  года

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Тип программы: тематическая

Наименование: «Основы финансовой грамотности

Срок реализации программы: 1 год (4 класс)

Возраст обучающихся:  10- 11 лет

Количество часов:        34ч

Рабочая программа «Основы финансовой грамотности» разработана в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) и авторской программы Ю. Н. Корлюговой, Е. Е. Гоппе «Финансовая грамотность» для 4 класса, М.:ВАКО, 2018 год

Рабочая программа внеурочной образовательной деятельности разработана на основе примерной программы внеурочной деятельности в соответствии с требованиями к результатам освоения основного общего образования.

Авторы программы Финансовая грамотность: Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова, учебная программа. 2–4классы общеобраз. орг. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы обучающихся 4 классов в сфере экономики семьи.    При составлении программы учитывались особенности младшего школьного возраста. Программа рассчитана  на 1 час в неделю,  составлена на 34 часа  для  учащихся 4 классов.

является развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

ознакомление с историей возникновения и развития денег;

комплексное развитие личности и творческих способностей ребенка, формирование элементарной эрудиции и общей культуры, интереса к научно – исследовательской деятельности.

: воспитание ответственности, уважения к экономическим отношения в семье, ее истории и культуре; формирование навыков общения со сверстниками, младшими, взрослыми; совершенствование нравственных качеств, ориентация на общечеловеческие ценности.

Основные содержательные линии курса

• деньги, их история, виды, функции;

• семейный бюджет.

Освоение содержания «Основы финансовой грамотности» опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.

Срок реализации программы 1 год. Занятия проводятся один раз в  неделю.

Результаты освоения  курса «Основы финансовой грамотности»

результатами изучения курса «Финансовая грамотность» являются:

• осознание себя как члена семьи, общества и государства;

• овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;

• развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;

• развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях.

• освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

• использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации;

• овладение логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями;

Предметными результатами изучения курса «Финансовая грамотность» к  концу года являются:

• понимать и правильное использовать экономические термины;

• иметь представление о роли денег в семье и обществе;

• уметь характеризовать виды и функции денег;

• знать источники доходов и направлений расходов семьи;

• уметь рассчитывать доходы и расходы и составлять простой семейный бюджет;

• определять элементарные проблем в области семейных финансов и путей их решения;

• проводить элементарные финансовые расчёты.

Формы организации деятельности:

посещение музея Банка России посредством виртуальной экскурсии;

Календарно-тематическое планирование внеурочной деятельности «Финансовая грамотность»

• устный опрос;

• тестовые задания;

• решение задач;

• решение кроссвордов и анаграмм;

• графическая работа: построение схем и диаграмм связей;

• творческая работа: постер, компьютерная презентация.

• творческая работа;

Программа реализуется через следующие

Ситуационные игры — это подвид активного социально-психологического обучения, метод социального тренинга, при котором задаётся некоторая ситуация, и участники действуют в соответствии с ней. При этом они должны следовать как объективным свойствам сформулированной ситуации, так и своими субъективными представлениями о том, как действовать в таких ситуациях.

– это процесс более насыщенный, отражающий внутренний мир каждого ребенка, его активность, самостоятельность и т. д.

– это деятельность, главной целью которой является образовательный результат, она направлена на обучение учащихся, развитие у них исследовательского типа мышления.

– это уроки формирования умений и навыков, на которых ученики учатся проводить наблюдения, опыты, делать выводы. Здесь выполняются различные практические работы.

Деловая игра – метод осуществления образования, при котором имитируется принятие решений  руководящими работниками или специалистами в различных деловых ситуациях, нередко при наличии конфликтных ситуаций или информационной неопределённости, обучающиеся принимая функцию группы лиц (лица), принимающих решения вступают в диалог организатором игры или с персональным компьютером, который предъявляет им последствия принятого ими решения, задавая новый цикл «проблема – решение – последствие (проблема) и т.д.»

метод осуществления образования, при котором периодически организуется дискуссионная площадка, обучающиеся становятся участниками дискуссий, таким образом постепенно вырабатываются регламенты осуществления обсуждения – независимого, объективного анализа тех или иных социальных процессов, в качестве участников дискуссий могут приглашаться эксперты, специалисты, исследователи.

Чтобы интерактивная форма занятия была эффективной и продуктивной, обеспечиваются несколькими условиями:

в работу вовлечены все участники;

-используются технологии, позволяющие включить всех участников в процесс обсуждения;

-обеспечивается психологическая подготовка участников: постоянно поощряются за активное участие в работе, предоставляется возможность для самореализации.

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.

Список использованной литературы

Корлюгова, Ю. Н. Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 2–4 классы общеобразоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 64 c.

Корлюгова, Ю. Н. Финансовая грамотность: Учебная программа. 2–4 классы общеобразоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 16 c.

Корлюгова, Ю. Н. Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. 2–4 классы общеобразоват. орг. / Ю. Н. Корлюгова. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014. — 8 c.

2, 3 классы общеобразоват. орг. В 2-х частях / С. Н. Федин. – М. : ВИТАПРЕСС, 2014.

Рабочая программа по внеурочной деятельности

курса внеурочной деятельности: «» предназначена  для 1 – 4 классов и составлена на основе

–  программы внеурочной деятельности  по

– примерной программы основного общего образования.

– образовательной программы  МБОУ «Зарубинская ООШ»;

– устава МБОУ «Зарубинская ООШ»

– учебного плана МБОУ «Зарубинская ООШ» на 2022-2023 учебный год

– положения о рабочей программе по внеурочной деятельности МБОУ «Зарубинская ООШ»

– Федерального государственного образовательного стандарта;

– Примерной программы  внеурочной деятельности социальной направленности начального общего  образования    и  авторской программы «Финансовая грамотность» под редакцией Ю. Корлюговой, Е. Гоппе, Москва 2019 год. Программа реализуется   с помощью  учебного пособия  в 2 частях и рабочей тетради под редакцией С. Федина.

Программа направлена на достижение планируемых результатов, обеспечивающих развитие личности младших школьников, их мотивации к познанию, приобщение к общечеловеческим ценностям.

изучения курса «Финансовая грамотность» выступают:

• развитие основ экономического образа мышления;

•  воспитание ответственного и грамотного финансового поведения;

•  развитие учебно-познавательного интереса в области экономических отношений в семье;

• формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи, а также для выполнения учебно-исследовательской и проектной деятельности.

создать основы для  финансово- грамотного поведения граждан.

развитие познавательной активности младших школьников, творческих способностей, любознательности. расширение кругозора учащихся; умения сравнивать, анализировать историко-природоведческие факты; умения проводить самостоятельные наблюдения в природе; умения видеть связь современности с прошлым родного края; умения оперировать с моделями и схемами; умения работать с историческими и географическими картами;

Характеристика учебного  предмета, курса

Премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал распоряжение об утверждении стратегии повышения финансовой грамотности населения на 2017-2023 гг.

Курс «Основы финансовой грамотности в начальной школе» – прикладной курс, реализующий интересы учащихся в сфере экономики семьи.

“Финансовая грамотность” – целостная система учебных курсов для внеурочной деятельности и дополнительного образования обучающихся, впервые разработанная в России.  Начиная учиться , ребёнок делает первые шаги во взрослую жизнь. Для того чтобы он не растерялся в ней и стал в будущем финансово благополучным человеком, ему необходим данный курс.

Программа реализуется через следующие формы занятий: ситуационная игра; образно-ролевые игры;  исследовательская деятельность;   урок-практикум;  дискуссия, обсуждение.

Место в учебном плане

2 часа  в неделю, 68 часов в год

Планируемые результаты обучения

результаты изучения курса «Финансовая грамотность»

У выпускника будут сформированы:

– осознание себя как члена семьи, общества и государства;

– учебно-познавательный интерес к учебному материалу курса и способам решения элементарных финансовых задач;

– самостоятельность и осознание личной ответственности за свои поступки в области финансов;

– ориентирование в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков окружающих людей в области финансов;

– понимание безграничности потребностей людей и ограниченности ресурсов (денег);

– понимание различия между расходами на товары и услуги первой необходимости и расходами на дополнительные нужды;

– навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных экономических ситуациях.

Выпускник получит возможность

– понимания необходимости освоения финансовой грамотности, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний в этой области;

– положительной адекватной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли финансово грамотного школьника;

– эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающейся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.

– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации в области финансов;

– производить логические действия сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег, сопоставления величины доходов и расходов, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей между финансовым поведением человека и его благосостоянием, построения рассуждений на финансовые темы, отнесения явлений или объектов к известным финансовым понятиям;

–  использовать знаково-символические средства, в том числе модели, схемы для решения финансовых задач;

– владеть элементарными способами решения проблем творческого и поискового характера;

– оценивать свою учебную деятельность по освоению финансовой грамотности.

– представлять финансовую информацию с помощью ИКТ;

– осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения финансовых задач в зависимости от конкретных условий.

– определять личные цели развития финансовой грамотности; • ставить финансовые цели;

– составлять простые планы своих действий в соответствии с финансовой задачей и условиями её реализации;

– проявлять познавательную и творческую инициативу в применении финансовых знаний для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;

– осуществлять пошаговый контроль своих учебных действий и итоговый контроль результата;

– оценивать правильность выполнения финансовых действий и способов решения элементарных финансовых задач;

– корректировать учебное действие после его выполнения на основе оценки и учёта выявленных ошибок;

– использовать цифровую форму записи хода и результатов решения финансовой задачи;

– корректировать свои действия с учётом рекомендаций и оценочных суждений одноклассников, учителей, родителей.

Выпускник получит возможность научиться:

– преобразовывать практическую финансовую задачу в познавательную;

– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве при выполнении учебного мини-исследования или проекта;

– самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

– самостоятельно оценивать правильность выполнения учебного действия и корректировать его при необходимости.

– осознанно и свободно строить сообщения на финансовые темы в устной и письменной форме;

– слушать собеседника, вести диалог по теме и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

– признавать возможность существования различных точек зрения и право на своё мнение для каждого;

– излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку финансовых действий и решений;

– договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности при выполнении учебного проекта и мини-исследования, в учебной игре;

– осуществлять самоконтроль и контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

– учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию в обсуждении финансовых целей и решений;

– формулировать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

– оказывать в учебном сотрудничестве необходимую помощь партнёрам.

– правильно использовать термины (обмен, бартер, товар, услуга, продажа, покупка, деньги, виды денег, доходы семьи, потребности, благо, расходы семьи, семейный бюджет, дефицит семейного бюджета, пособия, банк, сбережения, вклад, кредит, долги, валюта); • объяснять причины и приводить примеры обмена товарами;

– объяснять проблемы, возникающие при обмене;

– приводить примеры товарных денег;

– объяснять на простых примерах, что деньги — средство обмена, а не благо; – понимать, что деньги зарабатываются трудом;

– описывать виды и функции денег;

– объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта;

– производить безналичный платёж с помощью платёжного терминала;

– называть основные источники доходов;

– приводить примеры регулярных и нерегулярных доходов семьи;

– называть основные направления расходов семьи;

– приводить примеры обязательных и необходимых расходов семьи; -• различать планируемые и непредвиденные расходы;

– считать доходы и расходы, составлять семейный бюджет на условных примерах;

– объяснять способы сокращения расходов и увеличения сбережений семьи;

– объяснять роль банков, для чего делают вклады и берут кредиты;

– называть ситуации, при которых государство выплачивает пособия, и приводить примеры пособий;

– объяснять, что такое валюта, и приводить примеры валют.

– описывать свойства товарных денег;

– сравнивать и обобщать финансовую информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;

– понимать особенности выполнения учебных проектов и мини-исследований в области финансов;

– осуществлять под руководством учителя элементарную проектную и исследовательскую деятельность в малых группах: выявлять практическую проблему, разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его, демонстрировать готовый продукт (расчёты, бюджет, финансовый план);

– распознавать финансовую информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, диаграмма);

– планировать элементарные исследования в области семейного бюджета, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм;

– объяснять суть финансовой информации, сравнивать и обобщать данные о финансах, полученные при проведении учебных исследований, делать выводы.

:- выделять общие и основные потребности, находить источники их удовлетворения;- пользоваться деньгами;- классифицировать профессии по изготовлению товаров и услуг;- определять цену товара.

Результаты 2-го года обучения:К концу 2-го года обучения школьники должны :- выделять физиологические и духовные потребности;- виды торговли; из чего складывается выручка, виды цен;- что такое себестоимость; из чего складывается себестоимость; затраты и издержки;- что такое сделки и посредники; доля посредника;- для чего нужен график; виды графиков;- что такое аренда; виды аренды;- крупные банки страны; функции банков; виды вкладов.

:- определять по формулам, чему равен доход и прибыль;- чертить элементарные графики доходов и расходов;- отличать настоящие деньги от фальшивых;- решать простейшие экономические задачи.

Результаты 3-го года обучения:К концу 3-го года обучения школьники должны – что такое конкуренция, ее достоинства и недостатки;- что такое акционерное общество, как оно создается;- почему бывают кризисы в экономике, кривая развития экономики;- виды рекламы, правила рекламы;- как появились профессии; почему возникают новые профессии, основные профессии вашей местности;- налоги, виды налогов, кто собирает налоги.

– различать качественный и некачественный товар,- чертить кривую развития экономики,- определять вид ценной бумаги,- составлять рекламный текст;- решать задачи на нахождение прибыли, выручки, цены.

Результаты 4-го года обучения:К концу 4-го года обучения школьники должны – какие бывают потребности;– каковы источники удовлетворения потребностей;– почему все потребности нельзя удовлетворить;– что такое деньги; их роль в жизни человека;– что такое доходы и расходы;– где можно приобрести товары и услуги;– что такое «источники доходов»;– что такое «собственность», «себестоимость», «выручка», «товар», «цена», «зарплата» и другие экономические понятия;– о взаимоотношениях продавца и покупателя;– значение труда в удовлетворении потребностей;– о домашнем хозяйстве и его возможностях в удовлетворении потребностей людей. Учащиеся должны– анализировать свои потребности;– выделять основные и особые потребности;– определять источники удовлетворения различных потребностей;– пользоваться деньгами;

– определять источники доходов и расходов;– объяснять значение труда в удовлетворении потребностей;– совершать элементарные покупки в магазине;– анализировать возможности семейного хозяйства в удовлетворении потребностей.

Темы планирования повторяются в каждом классе, но содержание программы расширяется и усложняется по годам обучения с учетом индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей, обучающихся с ТНР.

Тема 1. Введение в экономику

Введение в экономику. Знакомство с понятием «экономика». Для чего нужна экономика?

Тема 2. Потребности

Потребности. Что такое «потребность». Какие бывают потребности.

Тема 3. Источники удовлетворения потребностей

Источники удовлетворения потребностей. Почему все потребности нельзя удовлетворить. Виды потребностей. Мои желания и потребности.

Тема 4. Домашнее хозяйство

Домашнее хозяйство. Распределение ролей в семье. Домашние обязанности в семье. Что такое бюджет семьи. Что такое «доходы» и «расходы». Важно ли быть богатым. Посчитаем семейный бюджет.

Тема 5. Товары и услуги

Тема 6. Деньги

Зачем нужны деньги. Как появились деньги. Деньги и страны. Где и как хранятся деньги. Что такое источник дохода.

Тема 7. Маркетинг

Что такое «маркетинг». Обмен. Рынок. Торговля. Взаимоотношения продавца и покупателя. Конкуренция.

Тема 8. Задачи от Гнома – Эконома

Задачи с экономическим содержанием от Гнома – Эконома.

Тема 1. Знакомство с Бурундуком и компанией

Знакомство с лесными героями – Бурундуком и его компанией. Вспомним понятие «экономика»

Потребности человека. Значение труда в удовлетворении потребностей. Труд и удовлетворение потребностей.

Тема 3. Торговля

Когда и где возникла торговля. Зачем современному человеку нужна торговля. Как и где производятся товары. Какие бывают товары. Почему одни товары стоят дороже, а другие дешевле.

Тема 4. Графики

Что такое «график». Какие бываю графики. Графики «доходов» и «расходов»

Тема 5. Деньги (5 часов)

История денег. Деньги бумажные и металлические. Деньги России и мира. Почему каждый народ имеет свои деньги. Что изображено на деньгах. Защита денег от подделки

Тема 6. Занимательная экономика

Занимательная экономика. Экономические ребусы и кроссворды от Бурундука и компании. Экономика и русский язык. Экономика и окружающий мир. Взаимодействие экономики с другими науками

Тема 7. Экономические задачи

Решаем задачи с экономическим содержанием

Тема 8. Аренда

Аренда. Что такое «аренда». История аренда

Тема 9. Банки. Вклады

Банки. Для чего нужны банки. Зачем люди вкладывают деньги в банк. Крупные банки России.

Тема 1. Встреча в лесной экономической школе

Бурундук и компания юных экономистов вместе с нами продолжают изучать азы экономики!

Тема 2. Основы экономического развития

Что такое экономическое развитие. Акционерное общество, как оно создаётся. Акции. Ценные бумаги. Понятие «кризиса». Почему происходит кризис в экономике. Монополия и конкуренция. Роль правительства в экономике

Тема 4. Банки. Ценные бумаги

Банки. Ценные бумаги. Виды вкладов. Виды ценных бумаг (общие черты и отличия). История вкладов. Функции сберегательной книжки

Тема 5. Штрафы

Виды штрафов. Кто и когда платит штрафы. Кто взимает штрафы

Тема 6. Деловая этика

Деловая этика. Этика и этикет. Почему надо соблюдать этику. Правила делового этикета. Бизнес – этикет;

Тема 7. История профессий

Появление профессий. История профессий. Популярные современные профессии

Тема 8. Налоги

Что такое «налоги». Кто собирает налоги. Куда идут налоги. Виды налогов (подоходный, транспортный, имущественный)

Тема 9. Международная торговля (1 час)

Торговля между странами. Ввоз и вывоз товаров. Таможня. Экспорт. Импорт

Тема 10. Экономические задачи

Решаем экономические задачи на нахождение прибыли

Тема 11. Занимательная экономика

Занимательная наука – экономика. Конкурсы и творческие задания по пройденным темам.

Тема 1. Как появились деньги и какими они бывают

Как появились деньги? История монет. Монеты Древней Руси (выполнение творческих работ). Представление творческих работ «Монеты Древней Руси». Бумажные деньги. Безналичные деньги. Дебетовая карта и кредитная карта, в чем разница? Исследование «Деньги современности». Представление результатов исследования. Валюты. Интерактивная викторина «Деньги». Мини-исследование «Сколько стоят деньги?» Представление результатов мини-исследования «Сколько стоят деньги?»

Из чего складываются доходы в семье

Тема 3. Почему семье иногда не хватает денег на жизнь и как этого избежать

На что семья тратит деньги. Подсчитаем все расходы семьи. Семейный бюджет. Как планировать семейный бюджет? Правила составления семейного бюджета.  Бюджет Российской Федерации.

Тема 4. Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал

Как тратить с умом? Примерный бюджет школьника. Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Если расходы превышают доходы, образуются долги. Игра «Древо решений». Товары и услуги. Странное слово «Монополисты». Игра «Монополия». Творческий проект «Мое предприятие». Защита проекта «Мое предприятие». Обзорное занятие «Что нового я открыл для себя?»

  • Программа по финансовой грамотности Ю. Н. Корлюгова. Москва «ВИТА-ПРЕСС», 2020
  • «Финансовая грамотность». Методические рекомендации для учителя. Ю.Н. Корлюгова. Москва «ВИТА-ПРЕСС», 2020
  • «Финансовая грамотность». Материалы для родителей . Ю.Н. Корлюгова. Москва «ВИТА-ПРЕСС», 2020
  • «Финансовая грамотность». Контрольные измерительные материалы . Ю.Н. Корлюгова. Москва «ВИТА-ПРЕСС», 2020

Издание подготовлено в рамках совместного проекта Министерства финансов Российской Федерации и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».

«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы учащихся 4 классов в сфере экономики семьи.

Курс рассчитан на 16 часов (4 класс).

Целью изучения курса «Финансовая грамотность» являются развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Основные содержательные линии курса:

Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.

Финансовая грамотность: учебная программа. 4 класс общеобразовательной организации (начальное общее образование)

Программа курса составлена для 4 класса (авторы материалов для учащихся Ю. Корлюгова, Е. Гоппе). В программе указаны цели и задачи курса, планируемые образовательные результаты и система их оценивания, описаны формы и методы организации образовательного процесса, а также дан перечень учебно-методических и материально-технических ресурсов.

Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 4 класс общеобразовательной организации

Из этой книги учащиеся узнают о мире денег: как и откуда они появились, какими они бывают, в чём разница между наличными и безналичными деньгами, что такое семейный бюджет и почему важно его правильно планировать, как люди повышают свои доходы, как защититься от мошенников и о многом другом.

Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 4 класс общеобразовательной организации Методические рекомендации включают описание методов преподавания, формы и системы оценивания, краткое тематическое планирование для начальной школы. Для каждого занятия приведены цель изучения, ключевой вопрос для обсуждения на занятии, ссылка на тот или иной учебный материал, жизненные ситуации, отвечающие теме занятия, план занятия и задания для учащихся с ответами. В связи с тем, что курс может изучаться во 2–3 классах или 4 классе, учитель может использовать материал полностью или выбрать отдельные задания в зависимости от уровня подготовки учащихся.

Материалы для учителя

Финансовая грамотность: материалы для родителей. 4 классы общеобразовательной организации Курс имеет практическую направленность и даёт возможность каждому ребёнку получить представление о деньгах, финансах семьи, управлении бюджетом семьи и её взаимодействии с финансовыми институтами. Позитивное отношение родителей к изучению их детьми этого курса и их активное участие в этом процессе будет способствовать реализации учебных целей. В пособии подробно описаны формы взаимодействия родителей с детьми, с учителем. Приведены виды исследовательских и творческих работ, игры, моделирующие жизненные ситуации.

Финансовая грамотность: контрольные измерительные материалы. 4 классы общеобразовательной организации

Контрольные измерительные материалы включают разнообразные задания для текущего, промежуточного и итогового контроля по изучаемому курсу.

Оцените статью