КУРС ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ КОЛЛЕДЖ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ «АЗОВСКОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ № 45»

Рабочая программа разработана на основе:

– Методических рекомендаций Министерства Образования и Науки РФ «По включению основ финансовой грамотности в образовательные программы среднего профессионального образования»;

– требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Основы финансовой грамотности» и в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований ФГОС и получаемой профессии или специальности СПО (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015г. №06-259).

Организация разработчик: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение ростовской области «Азовское профессиональное училище № 45»

Разработчик Фоменко Н. В., должность: преподаватель

Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Основы финансовой грамотности» предназначена для изучения основных вопросов экономики и личных финансов в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) СПО на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих и служащих, специалистов среднего звена.

Программа учебной дисциплины «Основы финансовой грамотности» разработана в соответствии с Приказом Минобрнауки России «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413» от 29 июня 2017 г. № 613; стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 годы (распоряжение Правительства Российской Федерации от 25 сентября 2017 г. №2039-р); Методическими рекомендациями Министерства Образования и Науки РФ «По включению основ финансовой грамотности в образовательные программы среднего профессионального образования», с учетом требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Основы финансовой грамотности».

Целью курса учебной дисциплины «Основы финансовой грамотности» является формирование базовых навыков финансовой грамотности и принятия финансовых решений в области управления личными финансами у обучающихся профессиональных образовательных организаций.

Содержание программы общеобразовательной учебной дисциплины «Основы финансовой грамотности» направлено на формирование у обучающихся:

формирование у учащихся готовности принимать ответственные и обоснованные решения в области управления личными финансами, способности реализовать эти решения;

создание комфортных условий, способствующих формированию коммуникативных компетенций;

формирование положительного мотивационного отношения к экономике через развитие познавательного интереса и осознание социальной необходимости;

ормирование личности социально развитого, критически мыслящего, конкурентоспособного выпускника, обладающего экономическим образом мышления, способного взять на себя ответственность за свое будущее, за будущее своих близких и своей страны.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»

Повышение финансовой грамотности является одним из основных направлений формирования инвестиционного ресурса, обозначенных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Программа учебной дисциплины «Основы финансовой грамотности» предназначена для изучения основ финансовой грамотности в профессиональных образовательных организациях, образовательную программу среднего общего образования, при подготовке специалистов среднего звена, по следующим специальностям:

15.01.05 Сварщик (ручной и частично механизированной сварки (наплавки);

15.01.25 Станочник (металлообработка)

270802.09 (08.01.07) Мастер общестроительных работ;

100114.01 (43.01.01) Официант, бармен;

100701.01 (38.01.02) Продавец, контролер-кассир.

Обучение основам финансовой грамотности на базовом уровне в средних профессиональных образовательных учреждениях является актуальным, так как создает условия для развития личности подростка, мотивации к обучению, для формирования социального и профессионального самоопределения, а также является профилактикой асоциального поведения. Именно овладение основами финансовой грамотности поможет студентам применить полученные знания в жизни и успешно социализироваться в обществе.

Финансовая грамотность – необходимое условие жизни в современном мире, поскольку финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по управлению собственными средствами, чем 5-10 лет назад, и такие понятия как потребительский кредит, ипотека, банковские депозиты плотно вошли в нашу повседневную жизнь. Однако в настоящий момент времени ни нам, ни нашим студентам явно недостаточно тех финансовых знаний, которыми мы располагаем. При этом нужно учитывать, что сегодняшние студенты – это завтра активные участники финансового рынка.

Новизной данной программы является направленность курса на формирование финансовой грамотности обучающихся на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием финансовой информации на настоящий момент и в долгосрочном периоде и ориентирует на формирование ответственности у подростков за финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия.

Отличительной особенностью программы данной учебной дисциплины является то, что она базируется на системно-деятельностном подходе к обучению, который обеспечивает активную учебно-познавательную позицию обучающихся. У них формируются не только базовые знания в финансовой сфере, но также необходимые умения, компетенции, личные характеристики и установки согласно ФГОС последнего поколения.

Учебная дисциплина «Основы финансовой грамотности» предполагает знакомство обучающихся с азами финансовой грамотности, формирование навыков работы с основными финансовыми инструментами, законами финансового рынка и нормативными документами, изучение основ финансовой арифметики.

В программу включено содержание, направленное на формирование у обучающихся компетенций, необходимых для качественного освоения основной профессиональной образовательной программы.

2.1 МЕСТО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

«Основы финансовой грамотности» является учебной дисциплиной по выбору из обязательной предметной области «Общественные науки» ФГОС среднего общего образования.

В ГБПОУ РО ПУ № 45 учебная дисциплина «Основы финансовой грамотности» изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС).

2.2 РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Освоение содержания учебной дисциплины «Основы финансовой грамотности» обеспечивает достижение обучающимися следующих

актуализация дополнительного экономического образования студентов с приоритетом практической, прикладной направленности образовательного процесса;

повышение социальной адаптации и профессиональной ориентации студентов;

развитие финансово-экономического образа мышления;

способности к личному самоопределению и самореализации;

воспитание ответственности за экономические и финансовые решения;

уважения к труду и предпринимательской деятельности;

формирование опыта рационального экономического поведения;

освоение знаний по финансовой грамотности для будущей работы в качестве специалиста и эффективной самореализации в экономической сфере.

на достижение следующих задач:

усвоение базовых понятий и терминов курса, используемых для описания процессов и явлений, происходящих в финансовой сфере, для интеграции экономических данных и финансовой информации;

формирование функциональной финансовой грамотности, позволяющей анализировать проблемы и происходящие изменения в сфере экономики, вырабатывать на этой основе аргументированные суждения, умения оценивать возможные последствия принимаемых решений;

развитие навыков принятия самостоятельных экономически обоснованных решений;

выработка навыков проведения исследований экономических явлений в финансовой сфере: анализ, синтез, обобщение финансово-экономической информации, прогнозирование развития явления и поведения людей в финансовой сфере;

формирование информационной культуры студентов, умение отбирать информацию и работать с ней на различных носителях, понимание роли информации в деятельности человека на финансовом рынке;

формирование сетевого взаимодействия образовательного учреждения с профессиональными участниками финансового рынка, представителями регулирующих, общественных и некоммерческих организаций.

Освоение содержания учебной дисциплины «Основы финансовой грамотности» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

развитие личностных, в том числе духовных и физических качеств, обеспечивающих защищенность студента для определения жизненно важных интересов личности в условиях кризисного развития экономики, сокращения природных ресурсов;

формирование системы знаний о финансово-экономической жизни общества, определение своего места и роли в экономическом пространстве, в финансовой сфере;

воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как к индивидуальной и общественной ценности;

воспитание мотивации к труду;

стремление строить свое будущее на основе целеполагания и планирования;

воспитание ответственности за настоящее и будущее собственное финансовое благополучие, благополучие своей семьи и государства.

освоение способ решения проблем творческого и поискового характера;

формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

активное использование средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

определение общей цели и путей ее достижения;

умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;

осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности;

развитие аналитических способностей, навыков принятия решений на основе  сравнительного анализа сберегательных альтернатив;

овладение умениями формулировать представление о финансах, финансовой системе РФ;

овладение студентами навыками самостоятельно определять свою жизненную позицию по реализации поставленных целей, используя правовые знания, подбирать соответствующие правовые документы и на их основе проводить экономический анализ в конкретной жизненной ситуации с целью разрешения имеющихся проблем;

формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, полученную в процессе изучения общественно-экономических наук, вырабатывать в себе качества гражданина РФ, воспитанного на ценностях, закрепленных в Конституции Российской Федерации.

формирование системы знаний об экономической и финансовой сфере в жизни общества, как пространстве, в котором осуществляется экономическая деятельность индивидов, семей, отдельных предприятий и государства;

понимание сущности экономических институтов, их роли в социально-экономическом развитии общества; понимание значения этических норм и нравственных ценностей в экономической деятельности отдельных людей и общества;

знание структуры и регулирования финансового рынка, финансовых инструментов;

формирование навыков принятия грамотных и обоснованных финансовых решений, что в конечном итоге поможет им добиться финансовой самостоятельности и успешности в бизнесе;

приобретение студентами компетенций в области финансовой грамотности, которые имеют большое значение для последующей интеграции личности в современную банковскую и финансовую сферы;

владение навыкам поиска актуальной экономической информации в различных источниках, включая Интернет;

умение различать факты, аргументы и оценочные суждения; анализировать, преобразовывать и использовать экономическую информацию для решения практических задач в учебной деятельности и реальной жизни;

формирование навыков проектной деятельности: умение разрабатывать и реализовывать проекты финансово-экономической и междисциплинарной направленности на основе базовых экономических знаний и ценностных ориентиров;

умение применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей (потребителя, производителя, заемщика, наемного работника, работодателя, налогоплательщика);

умение проявлять способности к личностному самоопределению и самореализации в экономической деятельности;

умение ориентироваться в текущих экономических событиях, происходящих в России и мире.

2.3 СОДЕРЖАНИЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ

Освоение содержания курса «Основы финансовой грамотности» осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами базового уровня обществознания, истории, технологии и математики.

I. Личное финансовое планирование

Человеческий капитал. Как применить свой человеческий капитал. Принятие решений. Как принимать решения, связанные с деньгами. Домашняя бухгалтерия. Активы и пассивы. Как вести учёт активов и пассивов. Доходы и расходы. Основные источники дохода. Расходы семьи. Оптимизация расходов. Составление бюджета. Составление личного финансового плана. Определение своих финансовых целей. Альтернативные способы достижения своих финансовых целей. Стратегия достижения своих финансовых целей. Использование SWOT-анализа для выбора карьеры.

Практическое занятие: «Составление текущего и перспективного личного (семейного) бюджета, оценка его баланса. Разбор и анализ основных статей затрат семейного бюджета. Поиск способов минимизирования затрат.

Накопления и инфляция. Зачем копить деньги. Как копить деньги. Что такое инфляция. Причины инфляции. Как рассчитывается инфляция. Как рассчитать “свою” инфляцию. Что такое депозит и какова его природа. Что такое депозит. В чём основные преимущества депозита. Какие недостатки есть у депозита. Какова роль депозита в личном финансовом плане. С какого возраста можно использовать депозит. Условия депозита. Что содержится в депозитном договоре. Как выбрать нужные вам условия депозита. Управление рисками по депозиту. Чем мы рискуем, используя банковские вклады. Особенности депозита в России.

Практическое занятие: «Делаем депозитный вклад». Рассмотрение типового депозитного договора. Расчеты прибыли по депозитным вкладам. Решение задач.

Что такое кредит. Основные виды кредита. Основные характеристики кредита. Из чего складывается плата за кредит. Срочность кредита. Возвратность кредита. Специфика автокредита. ипотечный кредит. Как учитывать кредит в личном финансовом плане. Выбор наиболее выгодного кредита. Как собрать информацию об условиях кредитования. Кредитные предложения. Как уменьшить стоимость кредита. Как уменьшить процентную ставку по кредиту. Как уменьшить размер комиссий. Как уменьшить плату за страховки. Как уменьшить выплаты по кредиту. Типичные ошибки при использовании кредита.

Практическое занятие: «Расчет кредитных рисков по кредитному займу». Решение задач, тесты. Рассмотрение типового кредитного договора.

IV. Расчётно-кассовые операции

Хранение, обмен и перевод денег. Банковская ячейка. Обмен валюты. Денежный перевод. Комиссия за денежный перевод. Различные виды платёжных средств. Дорожные чеки. Как пользоваться банковской картой. Как обеспечивается надёжность операций с картой. Как выбрать банковскую карту. Для чего нужна дебетовая карта. Как пользоваться кредитной картой. Дебетовая карта с овердрафтом. Электронные деньги. Формы дистанционного банковского обслуживания. Банкомат. Как защититься от мошенничества при пользовании банкоматом. Как использовать мобильный банкинг. Как защититься от мошенничества при использовании онлайн-банка.

– Тест «Расчетно-кассовые операции банка», закрепление полученных знаний по теме;

– решение задач по курсам покупки и продажи валют. Анализ процессов роста и падения курсов валют.

V. Страхование. Сущность и основные виды страховых продуктов

Что такое страхование. Страховая компания. Участники страхования. Виды страхования. Личное страхованиеСтрахование имущества. Страхование ответственности. Как использовать страхование в повседневной жизни. Как выбрать страховую компанию. Страховой полис и правила страхования. Страховой тариф. Страховая премия. Страховой случай. Страховщик. Страхователь. Застрахованный. Посредники на страховом рынке. Агенты. Брокеры. Страховой фонд. Личное страхование. Страхование жизни. Медицинское страхование. Обязательное и добровольное медицинское страхование. Страхование граждан, выезжающих за рубеж. Страхование имущества. Страховые накопительные программы. Мошенники на рынке страховых услуг. Что делать, если страховая компания затягивает с выплатой или необоснованно отказывается в страховом возмещении. Типичные ошибки при страховании.

Практическое занятие: составление карт рисков; решение задач на сумму страховых выплат.

Что такое инвестиции. Во что можно инвестировать. Как работают инвестиции. Что можно инвестировать, кроме денег. Инвестиции в бизнес. Выбор активов. Как измерить привлекательность активов. Доход с разных активов. Риски при инвестировании. Какие финансовые посредники могут помочь инвесторам. Финансовые посредники. Инвестиционные предпочтения. Стратегия инвестирования. Инвестиционный портфель. Типичные ошибки инвесторов. Куда вложить деньги.

Практическое занятие «Расчет доходности финансовых вложений»:

– Тест по теме

– решение задач.

VII. Пенсии – пенсионный фонд: возможности пенсионного накопления

Пенсионная система. Пенсия. Виды пенсий. Государственная пенсионная система. Как устроена государственная пенсионная система в России. Страховая часть. Накопительная часть. Государственная управляющая компания. Частная управляющая компания. Негосударственный пенсионный фонд. Корпоративные пенсионные программы. Как сформировать частную пенсию. Инструменты для получения пенсии. Как накопить и приумножить пенсионные сбережения.

Практическое занятие: расчеты объемов пенсии физических лиц, анализ пенсионной системы РФ.

Зачем нужно платить налоги. Виды налогов. Как менялась система налога на доход физических лиц в России. Как рассчитывать НДФЛ для обычных доходов. В каких случаях применяется нестандартная ставка НДФЛ. Как уменьшить выплаты по НДФЛ с помощью налоговых вычетов. Налоговая декларация. Имущественный налог. Транспортный налог. Налог на землю. Государственные пошлины.

Практическое занятие: расчеты различных налогов физических лиц, анализ и оценка налоговой системы РФ.

IX. Финансовые махинации

Махинации с банковскими картами. Защита банковских карт. Что делать, если вы всё же стали жертвой мошенников. Махинации с кредитами. Как не стать жертвой кредитной махинации. Что делать, если вы стали жертвой мошенников. Махинации с инвестициями. Признаки финансовой пирамиды. Как отличить добросовестные инвестиционные проекты от мошеннических схем. Что делать, если вы стали жертвой мошеннической инвестиционной компании.

Практическое занятие: рассмотрение самых известных финансовых пирамид, подготовка презентаций.

Темы рефератов (докладов), индивидуальных проектов:

Семейный бюджет. Основные статьи затрат

Функции денег в экономической системе.

Наличное денежное обращение.

Безналичное денежное обращение.

Основные этапы развития денег.

Понятие и виды инфляции.

Функции Центрального банка в экономической системе.

Основные виды банковских операций.

Финансовый рынок Р. Ф.

Основные виды кредитов.

Понятие и элементы налогов.

Права и обязанности налогоплательщиков.

Права и обязанности налоговых органов.

Ответственность за нарушение налогового законодательства.

Налоговая система РФ.

Основные виды налогов РФ.

Система государственного пенсионного обеспечения.

Негосударственные пенсионные фонды.

Роль и задачи пенсионного фонда РФ.

Роль страховых компаний в экономической системе.

Система социальной защиты в РФ.

Виды социальной защиты.

Государственный финансовый контроль.

Роль страховых компаний в экономике государства.

Личный финансовый план.

Система страхования рисков.

При реализации содержания учебной дисциплины «Основы финансовой грамотности» в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС, ППССЗ) максимальная учебная нагрузка обучающихся вне зависимости от профиля профессионального образования, получаемой профессии или специальности составляет 53 часа. Из них аудиторная (обязательная) учебная нагрузка обучающихся, включая практические занятия, — 34 часов, внеаудиторная самостоятельная работа студентов — 19 часов.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ и СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.

ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ ВИДОВ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ И МАТЕРИАЛЬНОТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ОСНОВЫ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ»

Освоение программы учебной дисциплины «Основы финансовой грамотности» предполагает использование в профессиональной образовательной организации, реализующей образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования, учебного кабинета экономики.

Помещение кабинета должно удовлетворять требованиям Санитарных правил и норм (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.

В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Основы финансовой грамотности» входят:

многофункциональный комплекс преподавателя;

средства информационно-коммуникационных технологий;

комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;

В библиотечный фонд входят учебники, учебно-методические комплекты (УМК), обеспечивающие освоение учебной дисциплины «Основы финансовой грамотности», рекомендованные или допущенные для использования в профессиональных образовательных организациях, реализующих образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения ОПОП СПО на базе основного общего образования.

Библиотечный фонд может быть дополнен рабочими тетрадями, справочниками, словарями, научной и научно-популярной литературой и т.п. по разным вопросам изучения основ финансов, в том числе основ экономики.

В процессе освоения программы учебной дисциплины «Основы финансовой грамотности» студенты должны иметь возможность доступа к электронным учебным материалам, имеющимся в свободном доступе в системе Интернет (электронные книги, практикумы, тесты и др.).

В. В. Чумаченко, А. П. Горяев «Основы финансовой грамотности», М. « Просвещение», 2019

Брехова Ю. В., Завьялов Д. Ю., Алмосов А. П. Финансовая грамотность.— М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016 (материалы для учащихся, Учебная программа, Методические указания для учителя)

Н. И. Берзон «Основы финансовой экономики», М. Вита-пресс, 2011

Н. Н. Думная, О. А. Абелев, И. П. Николаева «Я – инвестор», М. Интеллект-центр, 2011

А. П. Горяев, В. В. Чумаченко «Финансовая грамота для школьников», Российская экономическая школа, 2010

А. В. Паранич «Путеводитель по финансовому рынку», М. И-трейд, 2010

Н. Н. Думная, О. В. Карамова, О. А. Рябова «Как вести семейный бюджет: учебное пособие», М. Интеллект-центр, 2010

Н. Н. Думная, М. Б. Медведева, О. А. Рябова «Выбирая свой банк: учебное пособие», М. Интеллект-центр, 2010

Н. Н. Думная, С. И. Рыбаков, А. Ю. Лайков «Зачем нам нужны страховые компании и страховые услуги?», М. Интеллект-центр, 2010

Н. Н. Думная, Б. А. Ланин, Н. П. Мельникова «Заплати налоги и спи спокойно», М. Интеллект-центр, 2011

Для внеаудиторной самостоятельной подготовки:

Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» от 22.04.1996 N 39-ФЗ

Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 N 395-1 http://base.garant.ru/10105 800/ 3

Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 N 208-ФЗ http://base.garant.ru/10105 712/ 4

Закон РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» от 27.11.1992 N 4015-1

Федеральный закон «Об инвестиционных фондах» от 29.11.2001 N 156-ФЗ.

Федеральный закон «О кредитных историях» от 30.12.2004 N 218-ФЗ

Федеральный закон «О негосударственных пенсионных фондах» от 07.05.1998 N 75-ФЗ http://base.garant.ru/12111 456/ 8

Федеральный закон «О жилищных накопительных кооперативах» от 30.12.2004 N 215-ФЗ http://base.garant.ru/12138 285/ 9

Федеральный закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 N 173-ФЗ http://base.garant.ru/12133 556/ 10

Федеральный закон «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» от 05.03.1999 N 46-ФЗ http://base.garant.ru/12114 746/ 11

Налоговый кодекс, часть 1 от 31.07.1998 N 146- ФЗ, часть 2 от 05.08.2000 N 117-ФЗ http://base.garant.ru/10900 200/ 12

Федеральный закон «Об ипотеке (залоге недвижимости) от 16.07.1998 N 102-ФЗ

Федеральный закон «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» от 30.12.2004 N 214- ФЗ http://base.garant.ru/12138 267/ 14

Федеральный закон «О драгоценных металлах и драгоценных камнях» от 26.03.1998 N 41-ФЗ

Федеральный закон “О защите конкуренции”от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ

Сайт Банка России

Сайт информационного агентства Росбизнесконсалтинг http://www.rbc.ru/

Сайт «Всё о страховании в России»

Сайт «Страховая информация»

Всероссийский союз страхования http://ins-union.ru. /

Официальный сайт Федеральной антимонопольной службы

Сайт «Страхование в России» http://www.allinsurance.ru /

Сайт «Парус инвестора» http://www.parusinvestora .ru/

Институт биржевой торговли

Финансовая видеоэциклопедия http://www.incomepoint.tv /

Сайт «Финансовая грамота» http://fingramota.org/lichn ye-finansy/investitsii-isberezheniya

Сайт «Развитие бизнеса»

Министерство РФ по налогам и сборам http://

Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг

Экономика и жизнь: агентство консультаций и деловой информации http://

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ХАНТЫ – МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

Б Ю Д Ж Е Т Н О Е   У Ч Р Е Ж Д Е Н И Е

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

«Ю Г О Р С К И Й   П О Л И Т Е Х Н И Ч Е С К И Й   К О Л Л Е Д Ж»

Рабочая программа учебной дисциплины

подготовки специалистов среднего звена

44.02.02 «Преподавание в начальных классах»

Елена Юрьевна Костоусова, преподаватель высшей квалификационной категории, БУ  «Югорский политехнический  колледж»

1. П АСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ «Основы финансовой грамотности»        6

2.        СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ        10

3. У СЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ        15

4. К ОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ        19

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы финансовой грамотности» составлена на основе:

Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования 44.02.02. « Преподавание в начальных классах» Утвержден приказом Министерства образованияи науки Российской Федерации

Рабочая программа «Основы финансовой грамотности» предназначена для изучения и формирования базовых навыков финансовой грамотности и принятия финансовых решений в области управления личными финансами у обучающихся  в профессиональных образовательных организациях

Ведущие педагогические технологии, используемые при реализации дисциплины – интерактивные, ИКТ – технологии, что соответствует Стратегической миссии и Программе развития колледжа. В основу Программы развития Югорского политехнического колледжа положена технологически ориентированная модель организации содержания образования, направленная на реализацию информационно-коммуникативных технологий обучения (ИКТ).

При изучении курса «Основы финансовой грамотности» наиболее эффективными являются практико-ориентированные образовательные технологии, которые предусматривают приобретение специальных компетенций в процессе решения практических учебных задач. Учитывая высокую степень актуальности текущих сведений о состоянии финансового рынка, уместно в качестве основных образовательных технологий применить игровую и проектную, а также обратить внимание на учебную исследовательскую деятельность по данной тематике.

Изучение данного курса тесно связано с такими дисциплинами, как «Обществознание», «Экономика организации», «Налоги», «Финансы, денежное обращение и кредит», «Основы предпринимательской деятельности».

В структуре изучаемого курса включены темы профессиональной направленности, дающие знания в области управления личными финансами, собственного жизненного опыта в этой сфере, а также  знаний и опыта при оценке финансовых рисков; социализации отдельных групп молодежи; знания направленные на формирование молодежной культуры, направленной на  сбережение и инвестирование; умения применять полученные знания и сформированные навыки для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей (потребителя, производителя, заемщика, наемного работника, работодателя, налогоплательщика), что в конечном итоге поможет им добиться финансовой самостоятельности и успешности в бизнесе.

«Основы финансовой грамотности»

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности специальность 44.02.02. « Преподавание в начальных классах»

входящей в состав укрупнённой группы профессий 44.00.00 Образование и педагогические науки.

Рабочая  программа учебной дисциплины может быть использована в программах дополнительного профессионального образования.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: Учебная дисциплина изучается в рамках общеобразовательного цикла.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен

– анализировать состояние финансовых рынков, используя различные источники информации;

– применять теоретические знания по финансовой грамотности для практической деятельности и повседневной жизни;

– сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет и личный финансовый план;

– грамотно применять полученные знания для оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, налогоплательщика, страхователя, члена семьи и гражданина;

– анализировать и извлекать информацию, касающуюся личных финансов, из источников различного типа и источников, созданных в различных знаковых системах (текст, таблица, график, диаграмма, аудиовизуальный ряд и др.);

– оценивать влияние инфляции на доходность финансовых активов;

– определять влияние факторов, воздействующих на валютный курс;

– применять полученные теоретические и практические знания для определения экономически рационального поведения;

– применять полученные знания о хранении, обмене и переводе денег; использовать банковские карты, электронные деньги; пользоваться банкоматом, мобильным банкингом, онлайн-банкингом.

– применять полученные знания о страховании в повседневной жизни; выбор страховой компании, сравнивать и выбирать наиболее выгодные условия личного страхования, страхования имущества и ответственности;

– применять знания о депозите, управления рисками при депозите; о кредите, сравнение кредитных предложений, учет кредита в личном финансовом плане, уменьшении стоимости кредита.

– определять назначение видов налогов, характеризовать права и обязанности налогоплательщиков, рассчитывать НДФЛ, применять налоговые вычеты, заполнять налоговую декларацию.

-оценивать и принимать ответственность за рациональные решения и их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом.

Обучающийся по специальности 44.02.02 «Преподавание в начальных классах» должен обладать общей компетенцией, включающей в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

Освоение содержания дисциплины  обеспечивает достижение студентами следующих личностных результатов согласно Программе воспитания ППКРС/ППССЗ:

ЛР5/СОО. Отражать сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности.

ЛР9/СОО Отражать готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы «Основы финансовой грамотности»:

максимальной учебной нагрузки обучающегося  часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося

в том числе в форме практической подготовки   20 часов.

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

2.2 Содержание учебной дисциплины «Основы финансовой грамотности»

УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Организации коммерческой деятельности и логистики»;

Оборудование учебного кабинета:

– рабочее место преподавателя;

– рабочие места, оборудованные персональными компьютерами по числу обучающихся;

– программное обеспечение (MS Office, КонсультантПлюс, учебное пособие в электронной оболочке Moodle, слайд-фильмы, локальная компьютерная сеть, Интернет);

– учебно-методическое обеспечение (учебное пособие, рабочая тетрадь, методические указания для студентов, раздаточные материалы);

– классная доска.

Технические средства обучения:

– компьютеры с лицензионным программным обеспечением;

– средства мультимедиа (проектор, экран).

3.3. Спецификация учебно-методического комплекса

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения учебной дисциплины должны позволять, проверять у обучающихся не только сформированность усвоенных знаний, освоенных умений, но и развитие общих компетенций.

УМК для учащихся образовательных организаций среднего профессионального образования (в формате PDF).

При изучении данного курса желательно, чтобы обучающиеся уже владели базовыми знаниями (в объеме основной школы) об источниках денежных средств семьи и возможных направлениях расходов, о семейном бюджете, инфляции и валютных курсах.

Материалы для обучающихся

Методические рекомендации для преподавателя

Материалы для родителей

Издания подготовлены в рамках совместного проекта Министерства финансов Российской Федерации и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».

Описание

Программа курса посвящена традиционным для дисциплин по финансовой грамотности вопросам: простым и сложным процентам, учету разновременных финансовых потоков, расчету цены финансовых инструментов и оценке инвестиционных проектов. В курсе активно используются понятия теории вероятностей и математической статистики для описания и оценки рисков, связанных с финансовыми операциями. Особенность программы – включение элементов распределения непрерывных случайных величин, построения доверительных интервалов, процедур проверки статистических гипотез и меры риска.

Автор продукта, координаты

В процессе изучения у школьников формируются умения и навыки работы с текстами, таблицами, схемами, а также складывается опыт поиска, анализа и представления информации посредством публичных выступлений.

Опыт применения продукта

Материалы УМК издания 2018 г. не апробировались. Материалы 2015 г. апробированы в 28 образовательных организациях. Апробация была организована ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования». 46 педагогов провели занятия по рекомендованным темам УМК с участием 1075 обучающихся; 38 учителей были привлечены в качестве экспертов; в обсуждении материалов для родителей приняли участие 797 родителей (законных представителей) обучающихся.

Актуальность материала

Фактическая информация, статистические данные, масштаб цен актуальны на 2018 г., также могут потребоваться доработки для учета региональной конъюнктуры.

Организации, обладающие экспертизой в использовании продукта, координаты

Издание подготовлено в рамках совместного проекта Министерства финансов Российской Федерации и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».

При изучении данного курса желательно, чтобы обучающиеся уже владели базовыми знаниями (в объёме основной школы) об источниках денежных средств семьи и возможных направлениях расходов, о семейном бюджете, инфляции и валютных курсах.

Целями учебно-методического комплекса являются:

Финансовая грамотность: учебная программа. Среднее профессиональное образование.

В пособии представлены цели и задачи курса «Финансовая грамотность» для образовательных организаций среднего профессионального образования, а также планируемые образовательные результаты. Программа включает два варианта учебно-тематического планирования (34 и 68 учебных часов), обзор форм и методов организации учебно-познавательной деятельности, описание подходов к оцениванию образовательных результатов обучающихся.

Учебная программа 2020 (PDF, 254 Кб)

Финансовая грамотность: материалы для обучающихся. Среднее профессиональное образование.  В пособии в простой и доступной форме излагаются вопросы финансового благополучия семьи и распоряжения денежными средствами. Помимо таких стандартных тем, как сбережения, кредит, страхование, налоги и пенсии, рассматриваемых в пособии, освещены правовые аспекты взаимоотношений сотрудников с работодателем, вопросы трудоустройства и карьерного роста, организации частного предпринимательства, меры защиты от финансового мошенничества и др. Участвуя в разборе реальных жизненных ситуаций и бизнес-кейсов, в групповых проектах и дискуссиях и выполняя задания на поиск и анализ данных, обучающиеся готовятся к использованию полученных знаний на практике. Материалы для учащихся 2020 (PDF, 16.20 Мб)

Финансовая грамотность: методические рекомендации для преподавателя. Среднее профессиональное образование.

Издание содержит общую характеристику методики обучения финансовой грамотности в организациях системы СПО и раскрывает особенности организации занятий (представлены сценарии и планы их проведения). В пособии даны ответы к заданиям из материалов для обучающихся и рабочей тетради, представлены проверочные работы для промежуточного оценивания и итоговая работа по курсу в целом.

Методические рекомендации для учителя 2020 (PDF, 1.06 Мб)

Финансовая грамотность: материалы для родителей. Среднее профессиональное образование.

В пособии содержатся информационно-образовательные материалы, которые помогут родителям обучающихся учреждений СПО расширить свой финансовый кругозор, научиться сберегать и инвестировать деньги, вести собственный бизнес и пользоваться такими финансовыми услугами, как кредиты, вклады, ПИФы и страхование (в том числе пенсионное).

Материалы для родителей (PDF, 3.55 Мб)

Финансовая грамотность: рабочая тетрадь. Среднее профессиональное образование.  В пособие включены задания для текущего контроля знаний обучающихся по всем темам курса «Финансовая грамотность» для организаций системы СПО. Это задания для самоконтроля и самостоятельной работы. Предлагаемый материал позволяет педагогам проводить проверку знаний, используя различные формы контроля, корректировать методику преподавания, выявлять темы, которым следует уделить пристальное внимание. Рабочая тетрадь 2020 (PDF, 350 Кб)

Курс используется как дополнительное пособие в рамках изучения дисциплины “Основы финансовой грамотности” обучающимися колледжа сервиса и туризма и направлен на приобретение знаний и навыков в работе с различными финансовыми институтами и инструментами для достижения финансовой независимости.

О курсе

Курс направлен на повышение уровня финансовой грамотности по основным направлениям:

В результате освоения курса Вы научитесь:

Для кого этот курс

без особых требований

Оцените статью