КАК НАУЧИТЬ ДЕТЕЙ УПРАВЛЯТЬ ЛИЧНЫМИ ФИНАНСАМИ?
СЦЕНАРИЙ ВНЕУРОЧНОГО ЗАНЯТИЯ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ВО 2 КЛАССЕ.
Г. И. Жукова, учитель начальных классов МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №120 с углубленным изучением отдельных предметов» Московского района города Казани РТ.
В современном мире ребенок должен не только уметь считать деньги для покупки мороженого, шоколада в магазине, но и уметь управлять своими финансами. Таким образом, ребенок с начальной школы постепенно будет готовить себя к дальнейшей самостоятельной жизни, быть финансово грамотным и успешным человеком.
Тема денег в современном обществе достаточно «эмоционально заряжена». Можно услышать много разных суждений по данному вопросу, зачастую слишком противоречивых. Где взять деньги и на что их потратить? Являются ли деньги самоцелью и можно ли возводить их значимость в ранг культа? Эти вопросы сложны и для взрослого человека, и тем более ребенку тяжело сориентироваться в этих сложных денежных отношениях самостоятельно.
Решать эти вопросы призвано внедрение в школы Уроков финансовой грамотности. Особенно остро проблема доступности встает при попытках ввести экономику в курс начальной школы из-за основных противоречий: необходимости усвоения базовых экономических категорий и ограниченности их восприятия младшими школьниками. Компромисс может быть найден, если сузить круг изучаемых понятий до минимально необходимого базового уровня, определенного Государственным образовательным стандартом, и добиться при этом основательного их усвоения, чтобы подготовить почву для изучения экономической теории в среднем и старшем звене школы.
Обучение финансовой грамотности детей младшего школьного возраста реализуется в системе сюжетно-ситуативных занятий. Такая форма работы максимально соответствует современным требованиям, которые предъявляются к организации образовательного процесса в начальной школе.
Начиная с возраста 6-7 лет, дети уже осознают себя представителями общества, замечают взаимосвязи в социальном поведении, интересуются этими темами. Растет осознанность мыслей и действий. Ребенок способен предъявлять к себе требования без дополнительных указаний взрослых, в своих выборах исходить не только из принципа удовольствия, но и с осознанием «правильности-неправильности» поступка. Таким образом, можно ожидать, что на мероприятии дети действительно смогут ощутить себя в ситуации «выбора» и правильно повести себя, исходя из собственных представлений о финансовой грамотности.
Представляю краткий сценарий внеурочного занятия во 2 классе на тему «Управление личными финансами».
Сценарий занятия во 2 классе
Тема: Управление личными финансами
Возраст учащихся: 2 класс (7-9 лет)
Цель: Научить детей грамотно распоряжаться своими денежными накоплениями, соотнося потребности и желания с возможностями.
Задачи: 1. Помочь детям самостоятельно разбираться в личных финансах, ориентироваться в пространстве потребления, научить грамотно совершать покупки (от выбора товара до подсчета сдачи);
2. Продемонстрировать в процессе игры, как важно правильно формулировать свои желания и определять, что нужно для их исполнения (в финансовом смысле);
3. Освоение знаний терминологической базы по финансовой грамотности (монета, купюра, калькулятор, счёты, чек, сдача, банк, копилка).
Формируемые УУД: Предметные:
– знакомство с понятиями сбережения, личные сбережения (карманные деньги);
-создание полезных советов по распоряжению личными финансами.
Метапредметные: Личностные УУД:
– сформировать учебно – познавательный интерес к изучаемой теме;
– сформировать позитивную мотивационную основу изучения темы;
– осознавать ответственность за собственное благополучие человека и за благополучие семьи.
– принимать и ставить цели и задачи в финансовых вопросах;
– формирование умения планировать, контролировать и оценивать свои расходы, определять наиболее эффективные способы решения финансовых проблем своей семьи;
– освоение способов решения финансовых проблем в учебной ситуации и в условиях, приближенных к реальным;
– формирование культуры речи;
– формирование умения правильно вести диалог;
– признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
– аргументировать свою точку зрения и убеждать собеседника;
– формирование представления о личных сбережениях;
– продолжение работы над умением анализировать, обобщать, оценивать полученную информацию;
– познакомить с понятиями сбережения, личные сбережения;
Форма занятия: Внеурочная
1)Беседа-диалог (вступительное слово);
2)Просмотр и последующее обсуждение мультфильма
3) Игра с импровизированными «центрами потребления»;
5) Эвристическая беседа (подведение итогов).
Время занятия: 40-45 минут
Оснащение: Проектор (для демонстрации слайдов и мультфильма)
Дидактический материал: Нарисованные бумажные деньги (достоинством 50, 10 и 5 «рублей»), «чеки» (выдаются после совершения каждой покупки), «кошельки», копилки.
– Здравствуйте, ребята! Сегодня наша встреча не совсем обычная. Она посвящена грамотности, но мы сегодня не будем с вами правильно писать, а будем учиться правильно распоряжаться своими финансами. Наша встреча посвящена именно финансовой грамотности.
Учитель: Наше занятие предлагаю начать с небольшой разминки.
Учитель: Молодцы, ребята! Сегодня мы продолжим с вами постигать азы финансовой грамотности. Скажите, пожалуйста, а что нужно иметь, чтобы купить какой-нибудь товар: шоколадку, мороженое, ручку или блокнот?
(Дети отвечают: Деньги)
Далее учитель задает ряд вопросов, дети отвечают
– А что такое деньги, для чего они нужны?
– Получаете ли вы собственные деньги?
– На что вы потратили бы крупную сумму денег, если бы получили ее? купили бы что-то одно, но значительное, или израсходовали бы на приятные мелочи?
– Кто предпочел бы не тратить деньги, а отложить в копилку?
– Где можно тратить деньги в реальной жизни?
– Вам уже доверяют самостоятельно совершать покупки?
Учитель: Хорошо, ребята, спасибо за ваши ответы.
В ходе беседы дети повторяют терминологию понятий: деньги, товар, покупки, и т.д.
3. Представление темы занятия, постановка целей и задач занятия
Учитель: – Задумайтесь над тем, зачем мы сегодня собрались, и о чем мы поговорим на нашем занятии? Если ваш ответ: «Узнать новое», то посмотрите на тему нашего занятия: Управление личными финансами. Подумайте, что бы вы хотели узнать сегодня или понять? (Дети ставят цели и задачи для работы на занятии)
Учитель: Да, вы правы, сегодня мы познакомимся с новыми словами и узнаем, что они означают. Узнаем, какой у вас бюджет, куда уходят деньги и как правильно их тратить, услышим полезные советы. Мы будем учиться планировать свои расходы и контролировать свои сбережения.
Учитель представляет тему занятия и цели и задачи предстоящей совместной работы.
Учитель: – Ребята вспомните сказочного персонажа, который не смог распорядиться своими деньгами, сбережениями, и остался с носом?
– Сегодня мы с вами научимся правильно распоряжаться личными финансами, вашими карманными деньгами, чтобы не остаться с носом, как произошло с Буратино.
Как же вам распоряжаться своими карманными деньгами, своими финансами с умом? Разобраться в этом вопросе нам поможет просмотр мультфильма «Карманные деньги» из цикла «Азбука денег, или Как помочь ребенку вырасти богатым».
Дети просматривают 4 серию «Карманные деньги» из мультфильма «Азбука денег, или Как помочь ребенку вырасти богатым», из цикла «Уроки тетушки Совы». Далее идет обсуждение просмотренного мультфильма, ответы на вопросы. Также следует поработать над терминологией, которая использовалась в мультфильме: финансы, накопления, личные сбережения, карманные деньги, экономия.
Учитель: – Мы с вами обсудили, что такое личные финансы, и как ими распоряжаться, а сейчас я предлагаю вам пойти в Торговый центр. Здесь есть:
1) Магазин игрушек (игрушки с ценниками (ценовые категории разные), выставленные на продажу, вывеска, касса);
2) Книжный магазин (книги с ценниками, вывеска, касса);
3) Магазин канцелярских товаров (ассортимент (фломастеры, тетради, блокноты и прочие мелкие канцелярские принадлежности), вывеска, касса);
4) Продуктовый магазин (ассортимент (карамель, шоколадки, печенье, вафли, соки, а также нарезной хлеб по меньшей цене), вывеска, касса).
«Деньги» раздаются – каждый получает по 100 «рублей», которые они могут потратить или положить в копилку. Теперь есть возможность их потратить. Нужно объяснить детям, что для начала лучше «прицениться» к товарам и услугам, поразмышлять, что хочется приобрести, от чего можно отказаться, на чем сэкономить. Обратить внимание на сдачу – ее важно пересчитывать, не отходя от кассы. После каждой покупки ребенок получает от продавца «чек» с указанием потраченной суммы. Нужно следить за тем, как уменьшается выданная сумма денег, размышлять, на что лучше потратить ее, чтобы не остаться в конце игры с пустым «кошельком» и вместе с тем не жадничать. Можно обратить внимание на то, что самый простой способ сэкономить деньги – вообще не расходовать их, но имеет ли это смысл? Может быть, лучше более четко определить свои приоритеты, не разбрасываться? Всё это можно обсуждать по ходу игры с отдельными детьми.
Следует обращать внимание на культуру поведения: соблюдать порядок очереди, вежливо общаться с продавцами, четко называть товар, который хочется приобрести. При большом скоплении детей возле одного «центра» учителю рекомендуется направить их в другой центр, заинтересовывая услугами этого другого «центра».
Изучив и проработав литературу по данной тематике, и разработав сценарий внеурочного занятия, можно прийти к выводу: проблема управления личными сбережениями среди младших школьников стоит очень остро. Этот вопрос решается не на одном уроке или внеурочном занятии. Должна быть организована целая система занятий, разработана программа, которая способствовала бы развитию финансовой грамотности младших школьников. Так ребята с начальной школы постепенно будут готовить себя к дальнейшей самостоятельной жизни, быть финансово грамотными и успешными людьми.
Решать вопросы финансового воспитания детей следует и с родителями. Необходимо создать родительский всеобуч, рассматривать вопросы расширения финансовой грамотности детей на собраниях. Эта работа также должна быть тщательно спланирована и организована. Ведь все вопросы воспитания детей, а тем более младшего школьного возраста, должны решаться совместно с семьей, где ребенок в основном и получает пример организации семейного бюджета.
А прежде всего, следует организовать работу по развитию собственной финансовой грамотности учителя. Необходимо тщательно изучить все вопросы и аспекты развития финансовой грамотности. Поэтому работа в данном направлении будет мною продолжена.
- Бокарев А. А. Повышение уровня финансовой грамотности населения в Российской Федерации/ А. А. Бокарев // Финансы- 2010
- Евгения Блискавка. Дети и деньги. Самоучитель семейных финансов для детей. – «Манн, Иванов и Фербер» -Москва, 2014
Основы финансовой грамотности 2 класс
Тема занятия: «Что такое деньги и откуда они взялись».
Цель занятия: Узнать, что такое обмен, бартер, товар, ликвидность и как появились деньги.
Сформируем предметных умений:
использование различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации: проявление познавательной и творческой инициативы; освоение способов решения задач поискового характера
понимание цели своих действий, проявление познавательной и творческой инициативы, адекватное восприятие предложений товарищей, учителей,
готовность слушать собеседника и вести диалог; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности, адекватно оценить собственное поведение и поведение окружающих
результаты: создать условия для развития умения оценивать результаты своей деятельности.
Понимание, освоение, овладение компетенцией:
Средства обучения: А) Технические (компьютер, экран, мультимедийный проектор)
Б) Дидактический материал (раздаточные материалы, карточки с изображением товаров для обмена: рыба, лук со стрелами, ожерелье из зубов акулы, кубики соли, коллекция монет, денежный мешочек, смайлики.)
1 этап. Организационно-мотивационный. 1 мин.
1. – Ребята, сегодня с вами мы отправимся в путешествие на много-много лет назад.
(Звучит фон крика индейцев)
2 этап. Этап актуализации знаний. 2 мин.
– Давайте подумаем, как люди совершали покупки в то далекое время, когда не было денег? Как люди обходились без них?(высказывания детей). В ходе занятия мы сможем объяснить, мнение какой группы оказалось верным.
Мотивирование обучающихся к учебному действию. Фиксация учебных затруднений
3 этап. Этап открытия новых знаний (30 мин)
– Ребята, а что это за странные каменные круги с острова Яп, который находится в Тихом океане?
Учащиеся учатся формулировать цель, определяя границы знания и незнания.
-Колечки для ожерелья великанши? /Нет/
– Колёса от древней колеснцы? /Нет/
-А, может быть это чьи-то пуговицы?/Нет/
Дают отрицательный ответ
– Кто догадался, что это?
– Да, да, деньги бывают и такими огромными – скорее, это уже деньжищи!
А ещё деньги бывают разными. Но не будем торопиться.
-Предположите, о чём сегодня пойдёт речь?
– А что бы вы хотели узнать о них и чему научиться? На какие вопросы о деньгах хотели бы найти ответ?
Кто догадался, какова тема нашего занятия?
– Это деньги. Что это такое? Откуда они взялись? Как их правильно тратить?
– Итак, представьте, что вы живете во времена, где люди охотятся на мамонтов, никаких денег у вас нет. Да, они и не нужны. У вас всё общее, вы живете в пещерах, еду получаете от природы – охотитесь или собираете плоды. Но время идет, вы выбрались из пещер и стали жить отдельными племенами. Вы научились изготавливать копья и топоры, одежду, посуду, строить дома и делать ещё много разных полезных вещей. Стали чаще встречаться с людьми из других племён.
– И тут выясняется, что в одном из племён лучше делали что-то одно, а в другом – другое.
Учащиеся учатся формулировать проблему; моделировать наиболее эффективный способ решения ситуаций, проявлять познавательную и творческую инициативы, работать в группе, строить речевое высказывание, узнают новые понятия
Разыгрывание 1 ситуации «Обмен».
– Представь, Захар, что ты – рыбак. Ты лучше всех умеешь ловить рыбу в реке. Ты поймал много рыбы и пошёл кормить свою семью, а навстречу тебе идёт Ярослав из дальних мест. Вы друг друга не знаете. Он мастер по изготовлению оружия, и как раз несёт новенький лук и стрелы. Тебе понравился его лук, а ему – твоя рыба.
Что вы тогда сделаете?
-Правильно! Вы обменяетесь: ты ему дашь рыбу, а он – тебе лук со стрелами.
Так люди стали обменивать что-то своё: вещи, еду и так далее – на то, что им было нужно.
– Ребята, закончите предложение.
Дети разыгрывают 1 ситуацию. Знакомятся с понятием «товар»
Разыгрывание 2 ситуации.
– И вот однажды Захар идёт опять домой уже с новым уловом, и повстречал Ярослава с новым изобретением. И Ярик тебе предлагает ещё раз совершить обмен, но лук у тебя уже есть. Зато тебе нужны новые сети для рыбы, которое плетёт Вероника в соседнем селении.
-Что же остаётся делать Ярославу?
(Бежать к этой девочке и предлагать поменять лук на сети, чтобы потом поменять его у тебя на рыбу.)
– Такие непростые ситуации возникали довольно часто.
И тогда люди додумались, использовать при обмене товары, которые нужны всем, долго хранятся и не портятся (рыба годится?) и при этом являются достаточно ценными. Такие удобные для обмена товары и называются
Дети разыгрывают 2 ситуацию. Знакомятся с понятием «деньги».
– Как вы думаете, у разных народов были одинаковые деньги?
У каждого народа были свои деньги. В Эфиопии (это такая страна в Африке) долгое время в качестве денег использовали небольшие плитки из соли. Соль нужна была каждому, а достать её было трудно – вот и договорились эфиопы считать эти плитки деньгами. Представим, что предыдущая сценка произошла в Эфиопии.
-Что сказал бы эфиоп Захару? (что лук тебе не нужен, а свою рыбу ты готов отдать за 2 плитки соли, чтобы посолить рыбу, чтобы она дольше сохранилась). Если бы его это устроило, он бы отдал бы тебе 2 «соляные» денежки и получил свою рыбу. А ты бы пошёл покупать на них сети у Веронки. Может быть, их бы и хватило, а может тебе пришлось бы добавить ещё несколько плиток соли.
А как вы думаете, какие необычные деньги были на островах Санта – Крус? деньгами служили длинные красные перья)
Что служило в Индии тысячу лет назад деньгами (красивые ракушки).
И что еще где-то могло служить в качестве денег?
-Шкурки ценных зверей, где-то железные гвозди и топоры, а где-то – даже – шерсть слона.
Как пользовались каменными деньгами с острова Яп?
Знакомство с понятием «
– Во всех этих случаях деньгами служили товары, которые хорошо обменивались. В таком случае говорят, что все эти товары обладают высокой . Чем нужнее всем товар, тем выше его ликвидность. Значит, деньги – товар с самой высокой ликвидностью. Если мы отдаём свой товар за деньги, мы продаём его. А если наоборот, отдаём деньги, а взамен получаем нужный товар, то покупаем его.
Игра «Давай обменяемся»
-Ребята, а вы знаете, как это называется обмен друг с другом различными предметами? Это – бартер. Как вы думаете, чем обменивались между собой рыбаки и охотники? А гончары и сапожники?
Чтобы узнать об этом, поиграем в игру «Давай обменяемся».
– Ребята, сейчас мы представим себя жителями древней Руси. В каждой группе будут купцы, ремесленники, охотники, крестьяне. У каждого из вас есть карточки с изображением разных предметов и задание, что вам необходимо привезти домой с ярмарки. Попробуйте сейчас обменять собственный товар на необходимый.
(Затем задание можно усложнить: детям выдаются карточки с названием товара, чтобы они смогли обменять свой предмет на нужную вещь только через двойной обмен).
Время на выполнение задания – 3 минуты. Узнают новое понятие. Приходят к новым выводам. Получают представления о роли обмена. Умеют объяснять выгоды обмена, его неудобства и причины появление денег. Учатся взаимодействовать друг с другом в группе.
– Понравилось ли вам на ярмарке древней Руси?
– Кто не смог произвести обмен?
– Какие сложности возникли при обмене?
– Согласны ли вы с тем утверждением, что обменивать товары действительно было очень сложно? Удобны ли были такие деньги?
– Как вы думает, что придумали люди, чтобы облегчить себе жизнь?
– Для чего нужны деньги? (для обмена, покупки и продажи товара)
– Что же такое деньги? (Деньги – это универсальное средство обмена)
Знакомство с понятием «Монеты»
– Как появились первые деньги, мы с вами разобрались. А что же было дальше?
Люди стали путешествовать, ездить в другие места и к другим народам. Они привозили для продажи свои товары, а для покупки чужих товаров – свои деньги. И вдруг, выяснилось, что ты живёшь на том самом острове Яп, и решил повидать мир и купить что-нибудь в других странах. Ты с великим трудом закатываешь свои огромные каменные деньги на корабль и отправляешься в путь, если судно не потонет от такой тяжести, то после долгого плавания ты доберёшься, например, до живущих в холодной Америке индейцев. Тебе захочется купить у них копьё, и ты будешь предлагать приобрести его за 1 твою яповскую денежку – большое каменное кольцо, весом, как лошадь.
-Что ты можешь услышать от индейца?
«А зачем мне эта каменное колесо?» – удивится индеец. « Мне этого не нужно!». И возвратишься домой ты без копья.
– А теперь обратная ситуация: на следующий год приплывёт к тебе тот самый индеец со своими деньгами, которыми у его народа являются меховые шкурки. Он видит у тебя хороший топор и предлагает купить его за 2 свои денежки, то есть за 2 шкурки.
-Что может услышать индеец?
«А зачем они мне? У нас всегда здесь тепло, и мех нам не нужен» И индеец тоже уплывёт ни с чем.
Для того, чтобы такого больше не случалось, люди стали искать , который ценился бы повсюду.
-Как вы думаете, они нашли такой товар?
-Лучше всего для этого подошли драгоценные металлы.
-Вы догадались какие? Золото и серебро.
-Почему именно они оказались очень удобным материалом для денег?
Первые золотые и серебряные деньги были в виде слитков – небольших кирпичиков самого различного размера и массы, что было неудобно – их всё время приходилось взвешивать, поэтому слитки стали рубить на мелкие кусочки. Их взвешивали и помечали клеймом с указанием веса, чтобы во время торговли не терять времени на взвешивание. Потом на эти кусочки стали наносить надписи и картинки – название страны, города, портрет короля или герб. Это и были первые монеты, которые со временем стали делать круглыми.
Покупать и продавать товары с помощью монет стало удобнее, поэтому они распространились по всему миру и используются до сих пор.
Показ коллекции монет
Очень давно –2 с лишним тысяч лет назад – в Лидии (была такая страна на территории Турции). А само слово «монета» придумали жители Древнего Рима. Там был правитель Юлий Цезарь, от имени которого произошло известное слово – царь. До наших времён дошло много старинных монет из разных стран. Вот так выглядит серебряная монета – денарий времён Цезаря.
Дети знакомятся с понятиями: первые монеты, драгоценные металлы (золото, серебро), грош.
Человечество менялось, монеты вместе с ними. Товаров становилось всё больше, и нужно было всё больше денег. А золота и серебра не так уж много. К тому же монеты из этих металлов дорогие, и покупать на них что-то дешёвое, неудобно. Поэтому очень скоро люди стали делать монеты из более дешёвых металлов и сплавов: меди, бронзы, чугуна и т.д. Они оказались удобным материалом, так как красивые и прочные, и не ржавеют, и не портятся, встречаются редко. Из них можно сделать украшения, короны, кольца и другие дорогие украшения, изделия.
Узнают новое понятие. Учатся понимать и правильно их использовать
– А вы знаете, какая монета на Руси считалась самой мелкой малоценной монетой?
– монета две копейки.
Объясните, что означает фразеологизм : него нет ни гроша за душой», «Ломанного гроша не стоит».
-Раньше об очень бедном человеке говорили, что у него нет ни гроша за душой. А про то, что никуда не годится или совсем не имеет ценности говорили: « Ломанного гроша не стоит».
– И правда, если малоценный грош погнуть на части, испортить или разломать, он уж точно не будет ничего стоить.
Знакомство с понятием «грош». Формулируют высказывания.
-С тех пор каких только монет не выпускали.
Была монета – трансформер
Золотая монета Палау. ( Это одна из самых маленьких в мире золотых монет, она выпущена в небольшой стране Палау. Она имеет форму редко встречающегося цветка клевера с четырьмя лепестками, и говорят, приносят удачу. Жители Палау верят, что если её носить с собой, то в жизни обязательно повезёт)
Гигантская австралийская золотая монета «Кенгуру». Это самая большая и дорогая в мире! Этот великан весит больше тысячи килограммов и стоит несколько миллионов долларов!
Людей, которые коллекционируют деньги называют нумизматами .
4 этап. Этап подведения итогов (5 мин)
– Предлагаю вам заглянуть в копилку интересных фактов через игру “Верю, не верю”.
1. Павда ли, что товар – это то, что люди предлагали для обмена? (Да)
2. А существовали ли раньше «съедобные деньги»? (Да. Съедобными деньгами считалось зерно, треска, растительное масло, какао, сахар, плиточный чай, рисовые зерна, грецкие орехи, сушеная кожура бананов).
3. А правда ли, что жители островов Санта-Крус применяли деньги в виде перьев? (Да. Они представляли собой тонкие красные перья длиной до 10 сантиметров).
4. Верите ли вы, что на Руси в качестве денег использовали бронзовые колокольчики? (Нет. На Руси в качестве денег использовали шкурки белок, лис, куниц.)
5. Верите ли вы, что в бескрайнем Тихом океане среди тысяч островов Океании есть «Остров каменных денег»? (Да. Это остров Яп, известный всему миру как «Остров каменных денег».)
6. Верите ли вы, что деньги – это товар с самой высокой ликвидностью? (Да)
Учащиеся проявляют умения структурироватьзнания, оценивать конечный результат работы на уроке
5. Оценочно-рефлексивный этап (2 мин)
-Ребята, а как называется домик для денег?
Положите в кошелёк монеты, соответствующие вашему настроению в конце нашего урока. (золотой- всё понятно, понравилось, серебряный- всё понял, но не интересно, ракушка- не интересно, скучно)
Обучающиеся выражают свое настроение с помощью старинных монет .
Учатся анализировать свое психоэмоциональное состояние, взаимодействие с учителем и одноклассниками
Издание подготовлено в рамках совместного проекта Министерства финансов Российской Федерации и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».
«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы учащихся 2– 3 классов в сфере экономики семьи.
Курс рассчитан на 16 часов (2–3 классы).
Целью изучения курса «Финансовая грамотность» являются развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.
Основные содержательные линии курса:
Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.
Финансовая грамотность: учебная программа. 2 – 3 классы общеобразовательной организации
Программа курса «Финансовая грамотность» составлена для 2–3 классов (автор материалов для учащихся – С. Федин). В программе указаны цели и задачи курса, планируемые образовательные результаты и система их оценивания, приведён учебно-тематический план занятий, описаны формы и методы организации образовательного процесса, представлен перечень учебно-методических ресурсов.
Учебная программа 2020 (PDF, 246 Кб)
Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 2,3 классы общеобразовательной организации. В 2-х частях. Предлагаемое пособие поможет учащимся 2 и 3 классов освоить азбуку финансовой грамотности и научиться считать деньги. В доступной и занимательной форме в пособии изложены начальные базовые понятия из мира финансов, рассказывается об истории денег и о современных деньгах. Дети также узнают, как формируются доходы семьи, на что в семье тратятся деньги и как с умом ими управлять
Материалы для учащихся 2020 (часть 1) (PDF, 25.56 Мб)
Материалы для учащихся 2020 (часть 2) (PDF, 9.16 Мб)
Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 2 – 3 классы общеобразовательной организации
Пособие содержит методические рекомендации по преподаванию курса «Финансовая грамотность» во 2 и 3 классах общеобразовательной школы. Для каждого занятия определены цель и ключевой вопрос для обсуждения, описана организация учебной деятельности, приведены ответы к заданиям в рабочей тетради.
Методические рекомендации для учителя 2020 (PDF, 522 Кб)
Финансовая грамотность: материалы для родителей. 2 – 3 классы общеобразовательной организацииПособие фокусирует внимание родителей на темах курса «Финансовая грамотность», который их дети начали изучать на уроках в школе. В пособие включены следующие материалы: информация о том, что именно проходит ребёнок на занятиях в классе, содержание домашних заданий и ответы к ним, вопросы для совместного обсуждения с ребёнком, дополнительная информация для родителей по изучаемым темам, ссылки на полезные интернет-ресурсы.
Материалы для родителей 2020 (PDF, 311 Кб)
Финансовая грамотность: рабочая тетрадь. 2 – 3 классы общеобразовательной организации
В пособие включены задания для текущего и итогового контроля знаний обучающихся по всем темам курса «Финансовая грамотность» для 2 и 3 классов. Это проектные, исследовательские и тестовые задания, практические задачи и кроссворды. Предлагаемый материал позволит педагогам провести проверку знаний, скорректировать методику преподавания, выявить темы, которым необходимо уделить дополнительное внимание.
Рабочая тетрадь 2020 (PDF, 402 Кб)
- Разработка дидактических материалов по темам «Кондитерская фабрика» и «Хочу и надо»
- Методические разработки занятий по формированию финансовой грамотности младших школьников.
- Бизнес игра «Юные взрослые».
- Деловая игра в рамках повышения финансовой грамотности для 1- 2 класса “Лесная ярмарка”.
- Разработка игры для обучающихся 3-х классов по теме
- Обобщение материала за 1 класс «Путешествие по семейной галактике»
- Дидактическое и методическое обеспечение обучения младших школьников по теме «Деньги» для 4-х классов
- Разработка урока для 1 класса
- Методический материал для изучения темы «Что такое деньги и какими они бывают»
- «Школьный буфет – финансовая головоломка»
- Разработка дидактических материалов по теме «Платежи» для учащихся 2-4 классов.
- Организация проектной деятельности по курсу «Финансовая грамотность» в 4-х классах.
- Методическая разработка «Профессии нашей семьи» для учащихся 1 класса.
- Методическая разработка по теме «Семейный бюджет».
- Разработка обучающих дидактических игр по теме «Профессии» для старших дошкольников.
- Разработка дидактических материалов по теме «Деньги» для учащихся 2-3 классов.
- Разработка уроков для учащихся начальной школы по темам «Товары и услуги», «Деньги».
- Урок-обобщение по теме «Деньги».
- Игра-путешествие для учащихся 4 класса «Деньги разных стран»
- Театральный проект для 4 класса «Белка и Ко» и «Новые приключения Белки» (экономическая сказка). Итоговое занятие «Трудности малого бизнеса». Создание и продвижение Ко Белки.
- Практический опыт. Журнал «Школьная жизнь».
- “Хочу, надо, могу”
- Разработка дидактического материала (кроссворд) по теме «ПРОФЕССИИ В НАШИХ СЕМЬЯХ» для учащихся 1 класса»
- Разработка дидактических материалов. Задания «Хочу. Надо» для 1 класса. Кроссворд «Деньги» для 2 класса.
- Подготовка детей к восприятию темы «Хочу и надо».
- Разработка интерактивной игры по финансовой грамотности «Своя игра»
- Путешествие с Пином. Игра-квест.
Разработка дидактических материалов по темам «Кондитерская фабрика» и «Хочу и надо»
Бабылина Ирина Валерьевна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №1288, Ки Екатерина Эдуардовна – Педагог дополнительного образования ГБОУ Школа №2083, Мокиенко Елена Александровна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №1375 Панюкова Светлана Николаевна – Учитель начальных классов ГБОУ многопрофильный лицей № 1799,
Бабылина И. В. Тесты ФГ (PDF, 629 Кб)
Фрагмент 1 (RAR, 1,08 Мб); Фрагмент 2 (RAR, 7,62 Мб); Фрагмент 3 (RAR, 2,17 Мб); Фрагмент 4 (RAR, 3,52 Мб)
Ки Е. Э. Кроссворд для детей 2 класс (PDF, 303 Кб)
Мокиенко Е. А. Упражнения кондитерские изделия. ( PDF, 895 Кб)
Панюкова С. Н. Профессия пекаря (PPT, 19,38 Мб)
Методические разработки занятий по формированию финансовой грамотности младших школьников.
Лындина Оксана Николаевна – Учитель начальных классов ГБОУ «Школа Перспектива», Зеленцова Елена Алексеевна – Учитель начальных классов ГБОУ «Школа Перспектива;, Лошакова Екатерина Николаевна – Учитель начальных классов ГБОУ «Школа Перспектива
Методические разработки занятий по формированию финансовой грамотности младших школьников (PPTX, 14,04 Мб)
Бизнес игра «Юные взрослые».
Егорова Александра Алексеевна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №448, Дворникова Анна Александровна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №448
Проект (PPTX, 2,73 Мб)
Анкета (приложение 1) (PDF, 161 Кб)
Лист материальных благ (приложение 2) (PDF, 259 Кб)
Деловая игра в рамках повышения финансовой грамотности для 1- 2 класса “Лесная ярмарка”.
Иванова Любовь Николаевна – Учитель начальных классов ГБОУ гимназия №1799 «Экополис, Кононенко Татьяна Михайловна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №1862, Круглова Ирина Михайловна – Учитель начальных классов ГБОУ гимназия №1799 Экополис
Игра для 1 кл-2 классов по финансовой грамотности (PPTX, 12,14 Мб)
Деловая игра в режиме on-line «Лесная ярмарка» (PDF, 399 Кб)
Тест. ( PDF, 101 Кб)
Парные картинки (PDF, 507 Кб)
Ответы на миниатюры (PDF, 208 Кб)
Разработка игры для обучающихся 3-х классов по теме
Пашкевич Наталия Александровна – Учитель начальных классов ГБОУ лицей №1557, Пикалова Мария Андреевна – Учитель начальных классов ГБОУ лицей №1557
Разработка игры для обучающихся 3-х классов по
Обобщение материала за 1 класс «Путешествие по семейной галактике»
Грачева Наталия Евгеньевна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №814, Гвоздева Нина Викторовна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №814, Быткэ Ирина Владимировна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №814, Хохулина Наталья Александровна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №814, Сафронова Юлия Сергеевна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №814, Мухина Наталья Анатольевна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №814.
Путешествие по семейной галактике (PPT, 8,84 Мб)
Дидактическое и методическое обеспечение обучения младших школьников по теме «Деньги» для 4-х классов
Максимова Светлана Аркадьевна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №843, Коняшина Елена Николаевна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №843, Новосельцева Ольга Александровна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №843, Франтовская Елена Владимировна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №843, Тараканова Антонина Алексеевна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №843.
Все о деньгах (PPTX, 10,59 Мб)
Разработка урока для 1 класса
Сомова Ольга Владимировна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №1212, Репина Анна Ивановна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №1212, Барская Ирина Алексеевна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №1212, Абрамова Марина Николаевна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №1212.
Квест В поисках клада (PDF, 384 Кб)
Презентация к выступлению (PPT, 14,45 Мб)
Приложение 1. Простаквашино (RAR, 10,10 Мб)
Приложение 2. Карточки-подсказки местоположения (PDF, 178 Кб)
Приложение 3. Раздаточный материал (RAR, 38,96 Мб)
Приложение 4. Задание 6 (RAR, 23,86 Мб)
Методический материал для изучения темы «Что такое деньги и какими они бывают»
Гребнева Юлия Анатольевна – Учитель начальных классов ГБОУ гимназия №1518, Громкова Юлия Борисовна – Учитель начальных классов ГБОУ гимназия №1518, Герасименко Наталья Валерьевна – Учитель начальных классов ГБОУ гимназия №1518, Белаева Анастасия Сергеевна – Учитель начальных классов ГБОУ гимназия №1518, Витько Наталья Валентиновна – Учитель начальных классов ГБОУ гимназия №1518
Презентация (PPTX, 2,23 Мб)
Урок (PDF, 644 Кб)
Тетрадь заданий по теме Деньги (PDF, 1,70 Мб)
Деловая игра повторение пройденного в 4 кл. ( PDF, 406 Кб)
«Школьный буфет – финансовая головоломка»
Тутыгина Светлана Геннадьевна – Учитель начальных классов ГБОУ лицей №1557, Великороссова Елизавета Иналовна – Учитель начальных классов ГБОУ лицей №1557, Касаткина Анастасия Васильевна – Учитель начальных классов ГБОУ лицей №1557, Стрелкова Елена Сергеевна – Учитель начальных классов ГБОУ лицей №1557.
Презентация (PPT, 555 Кб)
Разработка дидактических материалов по теме «Платежи» для учащихся 2-4 классов.
Лукьянова Наталья Владимировна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2097, Янкович Елена Владимировна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2097.
Разработка дидактических материалов по теме:«Платежи» для учащихся 2-4 класса. ( PPTX, 18,19 Мб)
Организация проектной деятельности по курсу «Финансовая грамотность» в 4-х классах.
Бейлина Марина Виленовна – Тьютор ГБОУ Школа №2095
Проведение проектных работ по курсу «Финансовая грамотность» (PPTX, 62 Кб)
Методическая разработка «Профессии нашей семьи» для учащихся 1 класса.
Проказина Ирина Ивановна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070, Шорникова Ольга Валерьевна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070, Тихонова Жанна Александровна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070, Охотникова Елена Юрьевна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070, Андронова Лариса Юрьевна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070, Корнилова Юлия Валентиновна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070, Сергеева Татьяна Викторовна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070, Захарова Вероника Васильевна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070, Процкая Наталья Михайловна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070, Исмагилова Гузаль Раисовна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070, Балашова Виктория Валерьевна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070, Коняева Маргарита Ивановна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070, Галенко Ирина Олеговна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070, Рябинина Анастасия Павловна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070, Голубева Екатерина Сергеевна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070.
Защита проекта по финансовой грамоте (PPTX, 62,70 Мб)
Методическая разработка по теме «Семейный бюджет».
Кузнецова Надежда Николаевна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №626
Презентация (PPTX, 1,60 Мб)
Разработка обучающих дидактических игр по теме «Профессии» для старших дошкольников.
Учителя ГБОУ гимназии № 1811:
Копылова Людмила Ивановна, Медведева Алла Сергеевна, Смирнова Татьяна Геннадиевна, Малова Светлана Игоревна, Распопова Наталья Александровна, Соколовская Мария Викторовна, Чупракова Ольга Николаевна, Петрова Дарья Сергеевна, Кириченко Людмила Викторовна, Миронова Алёна Андреевна
Разработка обучающих дидактических игр на тему «Профессии» для старшего дошкольного возраста (PPTX, 9,57 Мб)
Проект «Ресторан» (PPTX, 3,57 Мб)
Бюджет семьи (PPTX, 1,12 Мб)
Разработка дидактических материалов по теме «Деньги» для учащихся 2-3 классов.
Барбуцкая Елена Владимировна – учитель начальных классов АНО СОШ «Академическая гимназия», Маркина Надежда Павловна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 1073, Ботнева Татьяна Викторовна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 597, Фирсова Наталья Борисовна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 2097, Киреева Инна Юрьевна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 2097, Бизяева Наталья Владимировна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 2097, Бизяева Наталья Дмитриевна – учитель информатики ГБОУ школа № 2097, Дробуш Екатерина Васильевна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 2070, Зубов Александр Иванович – учитель физической культуры ГБОУ ВЛГ № 1389.
«Деньги» (PPT, 6,16 Мб)
Разработка уроков для учащихся начальной школы по темам «Товары и услуги», «Деньги».
Солопова Наталья Алексеевна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 2045, Павлова Маргарита Павловна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 2045, Гольдзберг Татьяна Фёдоровна – учитель начальных классов ГБОУ гимназия № 1569, Позднякова Светлана Ивановна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 1297, Монько Александра Дмитриевна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 1297, Смольянинова Светлана Николаевна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 1297, Птушка Cветлана Анатольевна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 1297, Никитина Виктория Игоревна – учитель начальных классов ГБОУ гимназия № 201, Соколова Клавдия Владимировна – учитель начальных классов ГБОУ гимназия № 201.
Деньги (PPTX, 13,10 Мб)
Разработка дидактических материалов по теме “Что такое деньги?” (PPTX, 14,15 Мб)
Тест (DOCX, 14 Кб)
Разгадывание кроссворда (DOCX, 261 Кб)
Товар. Услуга (PPTX, 3,98 Мб)
Урок-обобщение по теме «Деньги».
Жунисалиева Инга Петровна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 1862, Фатхулаева Светлана Темиртасовна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 1862, Фазлова Эльвира Рустямовна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 630, Нижегородцева Наталья Александровна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 630, Гилёва Мария Игоревна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 687.
Презентация (PPT, 3,91 Мб)
Игра-путешествие для учащихся 4 класса «Деньги разных стран»
Доронина Александра Алексеевна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 630, Чумакова Катерина Вячеславовна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 870, Коровина Юлия Вадимовна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 870, Хрусталева Анастасия Михайловна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 870, Каракулова Вероника Львовна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 400, Новоселецкая Ольга Александровна – учитель начальных классов ГБОУ школа Перспектива, Чаус Татьяна Евгеньевна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 448.
Презентация (PPTX, 25,34 Мб)
Театральный проект для 4 класса «Белка и Ко» и «Новые приключения Белки» (экономическая сказка). Итоговое занятие «Трудности малого бизнеса». Создание и продвижение Ко Белки.
Попова Любовь Алексеевна – ГБОУ школа № 843, учитель начальных классов.
Описание проекта (PDF, 8,78 Мб)
Практический опыт. Журнал «Школьная жизнь».
Беева Ирина Владимировна – ГБОУ школа № 1411, учитель начальных классов.
Журнал “Школьная жизнь” (PPTX, 14,45 Мб)
“Хочу, надо, могу”
Карцева Юлия Борисовна – ГБОУ школа № 814, учитель начальных классов, Громова Екатерина Александровна – ГБОУ школа № 814, учитель начальных классов.
Описание проекта игры (PDF, 404 Кб)
Разработка дидактического материала (кроссворд) по теме «ПРОФЕССИИ В НАШИХ СЕМЬЯХ» для учащихся 1 класса»
Колосова Екатерина Валерьевна – ГБОУ школа № 514, учитель начальных классов, Елисеева Наталья Евгеньевна – ГБОУ школа № 514, учитель начальных классов, Горохова Елена Николаевна – ГБОУ школа Перспектива, педагог дополнительного образования, Грачева Вита Витальевна – ГБОУ школа № 2000, учитель начальных классов.
Описание проекта (PPTX, 1,32 Мб)
Разработка дидактических материалов. Задания «Хочу. Надо» для 1 класса. Кроссворд «Деньги» для 2 класса.
Мазаева Наталья Ивановна – ГБОУ школа № 2001, учитель начальных классов, Стойкина Лариса Александровна – ГБОУ гимназия № 1748 «Вертикаль», учитель начальных классов, Химичева Анастасия Дмитриевна – ГБОУ гимназия № 1748 «Вертикаль», учитель начальных классов.
Презентация (PPTX, 6,34 Мб)
Подготовка детей к восприятию темы «Хочу и надо».
Куликова Татьяна Николаевна – ГБОУ школа № 814, учитель начальных классов, Блинова Ольга Анатольевна – ГБОУ школа № 814, учитель начальных классов, Матющенко Наталья Андреевна – ГБОУ школа № 814, учитель начальных классов.
Описание проекта (PDF, 398 Кб)
Презентация (PPTX, 3,22 Мб)
Разработка интерактивной игры по финансовой грамотности «Своя игра»
Бирюкова Светлана Валерьевна – ГБОУ школа № 1370, учитель начальных классов, Ухина Татьяна Ивановна – ГБОУ школа № 2083, учитель начальных классов.
Описание проекта (PDF, 285 Кб)
Презентация (PPTX, 4,43 Мб)
Опыт работы. Бирюкова С. В. ( PPTX, 87,83 Мб)
Путешествие с Пином. Игра-квест.
Болотина Екатерина Сергеевна – ГБОУ школа № 843, учитель начальных классов, Жукова Вера Сергеевна – ГБОУ школа № 843, учитель начальных классов, Кириллова Елена Владимировна – ГБОУ школа № 843, учитель начальных классов, Дворак Ольга Васильевна – ГБОУ школа № 843, учитель начальных классов, Гуськова Ольга Дмитриевна – ГБОУ школа № 843, учитель начальных классов, Абу Хадер Елена Валерьевна – ГБОУ школа № 843, учитель начальных классов, Бочарова Марина Александровна – ГБОУ школа № 843, учитель начальных классов, Петухова Татьяна Валентиновна – ГБОУ школа № 843, учитель начальных классов, Короткова Марина Юрьевна – ГБОУ школа № 843, учитель начальных классов, Семенова Алла Григорьевна – ГБОУ школа № 843, учитель начальных классов.
Описание игры (PDF, 383 Кб)
Квест (PPTX, 10,75 Мб)
Квест- приложение (PPTX, 1,41 Мб)
Форма проведения: путешествие
Цель: формирование у учащихся понимания необходимости выстраивания финансового плана и культуры обращения с деньгами.
1. Сформировать познавательный интерес у детей к значению экономии;
2. Сформировать представление о ресурсах, на которых можно экономить;
3. Научить проводить элементарные финансовые расчёты.
1. Познавательные УУД: дети учатся ориентироваться в системе знаний; добывать новые знания: находить необходимую информацию в учебнике, извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, схема, иллюстрация); перерабатывать полученную информацию: наблюдать и делать самостоятельные выводы;
2. Регулятивные УУД: дети учатся определять цель деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно; учиться планировать учебную деятельность на уроке, свои действия и координировать действия членов своей группы; умение соотносить образец со своей работой;
3. Коммуникативные УУД: дети учатся выслушивать собеседника, вести диалог, оформлять свои мысли в устной и письменной форме, аргументировать свои высказывания; договариваться с товарищами при работе в паре;
1. Овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;
2. Развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях;
3. Развитие самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки.