МЕРОПРИЯТИЯ В РАМКАХ АКЦИИ ДЕНЬ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ И ОНЛАЙН УРОКИ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ ШКОЛ

МЕРОПРИЯТИЯ В РАМКАХ АКЦИИ ДЕНЬ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ И ОНЛАЙН УРОКИ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ ШКОЛ Финзачет

Мероприятия Недель финансовой грамотности нацелена на привлечение интереса жителей страны темой финансовой грамотности, мотивации их к повышению своего уровня знаний и рационализации поведения.

ФинЗОЖ фест 2023

подробнее о мероприятиях акции

Финансовая грамотность – как один из факторов образовательного процесса

Министерство финансов РФ — федеральное министерство Российской Федерации, обеспечивающее проведение единой финансовой политики, а также осуществляющее общее руководство в области организации финансов в Российской Федерации. Минфин осуществляет правовое регулирование в следующих областях: финансы; бюджетная, налоговая, страховая, валютная и банковская деятельность; организация составления и исполнения федерального бюджета; межбюджетные отношения; кредитная кооперация; микрофинансовая деятельность; финансовые рынки; рынок ценных бумаг; государственный долг; аудиторская деятельность; бухгалтерский учёт и бухгалтерская отчётность; производство, переработка и обращение драгоценных металлов и драгоценных камней; таможенные платежи и определение таможенной стоимости товаров; таможенно-тарифное регулирование и др.

Что такое финансовая грамотность? Финансовая грамотность – способность принимать обоснованные решения и совершать эффективные действия в сферах, имеющих отношение к управлению финансами, для реализации жизненных целей и планов в текущий момент и будущие периоды.

Финансовая грамотность включает: способность вести учет всех поступлений и расходов, умение распоряжаться денежными ресурсами, планировать будущее, делать выбор соответствующего финансового инструмента, создавать сбережения, чтобы обеспечить будущее и быть готовыми к нежелательным ситуациям, включая потерю работы.

Зачем повышать финансовую грамотность? Финансово грамотные люди в большей степени защищены от финансовых рисков и непредвиденных ситуаций. Они более ответственно относятся к управлению личными финансами, способны повышать уровень благосостояния за счет распределения имеющихся денежных ресурсов и планирования будущих расходов. Таким образом, они могут положительно влиять на национальную и мировую экономику. Мир финансов усложняется. Возможности инвестирования, сбережения, кредитования огромны, и человеку, не разбирающемуся в этих вопросах, сложно определить, на что ему нужно обращать внимание при пользовании финансовыми инструментами, и как выяснить, какие возможности являются лучшим выбором лично для него. Люди, обладающие «здравым финансовым смыслом», принимают решения, которые позволяют обеспечить личную финансовую безопасность и собственное благосостояние, внести вклад в экономику и способствовать устойчивому развитию мировой экономической системы.

Считаете ли Вы себя финансово грамотным человеком? Отличные / хорошие знания и навыки Удовлетворительные знания и навыки Неудовлетворительные знания и навыки

Презентации разработаны в качестве вспомогательных материалов к учебно-методическим комплексам по финансовой грамотности для 2-3 классов и 4 класса и предназначены для использования в учебном процессе для сопровождения занятий по финансовой грамотности. Главная функция презентации – наглядное представление предмета занятий обучающимся.

Содержание
  1. От куниц до бумажных
  2. Как устроены наличные деньги
  3. Банки
  4. Банкоматы
  5. Банковские карты
  6. Виды доходов
  7. Виды и периодичность расходов
  8. Что такое бюджет и как его составлять
  9. Как и зачем сберегать
  10. Описание
  11. Автор продукта, координаты
  12. Особенности применения продукта
  13. Опыт применения продукта
  14. Организации, обладающие экспертизой в использовании продукта, координаты
  15. Речевая игра «Для чего нам нужны деньги?»
  16. Первое практическое задание. « Подсчитайте семейный бюджет»
  17. Второе практическое задание. « Найди российские деньги»
  18. Третье практическое задание
  19. Эксперимент
  20. Физкультминутка
  21. Итог. Рефлексия
  22. Занятие по обучению финансовой грамотности в подготовительной группе с элементами экспериментирования “Что такое деньги?”
  23. Виды денег
  24. Зачем нужны деньги
  25. Заработная плата
  26. Инфляция
  27. Как меняются финансовые цели на протяжении жизни
  28. Инструменты семейного бюджета
  29. Балансировка и оптимизация бюджета
  30. Сбережения
  31. Кто защищает права потребителей финансовых услуг
  32. Финансовые продукты для сбережений и кто их предоставляет
  33. Финансовые риски и как от них защититься
  34. Финансовые пирамиды
  35. Как создать бизнес
  36. Валютный рынок
  37. Обмен валют
  38. Сбережения в валюте
  39. Налоги и как мы их платим
  40. Что такое пенсия
  41. Страхование
  42. Стратегии крупных покупок
  43. Неблагоприятные жизненные ситуации
  44. Социальные пособия
  45. Мероприятия включают в себя следующие всероссийские события
  46. Организаторы

От куниц до бумажных

Презентация посвящена истории денег. Описывает предпосылки возникновения денег как экономического феномена, рассказывает об их поэтапной эволюции — от древних ракушек каури до металлических монет, а от них — до современных бумажных банкнот.

Как устроены наличные деньги

Презентация рассказывает о наличных деньгах — металлических монетах и бумажных купюрах. Она знакомит учащихся начальной школы с внешним видом российских денег, наглядно демонстрирует отличия банкнот и монет разного номинала, дает представление о понятиях «аверс» и «реверс», «орел» и «решка».

Банки

Презентация дает представление о банках как специальных учреждениях, где можно хранить деньги, взять в долг, обменять одни деньги на другие, заплатить кому-то, кто находится далеко.

Банкоматы

Презентация посвящена банкоматам. Банкомат — аппарат, в котором хранятся деньги и с помощью которого можно получать наличные, оплачивать покупку товаров и услуг, переводить деньги с одного своего счета на другой либо переводить деньги другому человеку.

Банковские карты

Презентация посвящена платежным (банковским) картам. В ней рассказывается об истории появления первых карт. Описываются преимущества использования платежных (банковских) карт по сравнению с наличными деньгами.

Виды доходов

Презентация рассказывает о возможных источниках доходов, которые позволяют людям совершать необходимые расходы и обеспечивать себя всем необходимым для жизни. Презентация акцентирует внимание на том, что для материального благополучия доходы должны быть регулярными, надежными, достаточными.

Виды и периодичность расходов

Презентация рассказывает, какие расходы приходится нести людям, чем расходы отличаются друг от друга и почему важно понимать эти различия, чтобы избегать ненужных трат и управлять своими деньгами. Выделяются расходы обязательные и желательные, плановые или непредвиденные, регулярные или нерегулярные.

Что такое бюджет и как его составлять

Презентация посвящена составлению и исполнению семейного бюджета. В ней рассказывается о том, что такое бюджет, что значит управлять своими деньгами.

Как и зачем сберегать

Презентация призвана разъяснить учащимся начальной школы важность сбережений — денежных средств, которые специально откладываются для использования в будущем. Презентация знакомит учащихся с основными целями сбережений.

Описание

Каждая презентация кратко объясняет одну из тем финансовой грамотности при помощи наглядной инфографики. Каждый видеоматериал — законченное самостоятельное произведение, рассчитанное на использование в рамках конкретного занятия. Презентации можно смотреть в любом порядке, так как они не объединены сквозным сюжетом.

Автор продукта, координаты

Разработчики методических рекомендаций:

Особенности применения продукта

Презентации разработаны как вспомогательный учебный материал к учебно-методическим комплектам по финансовой грамотности. Альтернативно педагог может использовать их в рамках любой программы для обсуждения в классе отдельных тем финансовой грамотности. Анимированную презентацию предполагается использовать для оживления восприятия материалов занятия, облегчения разбора наиболее сложных моментов, а также структурирования информации. Методические рекомендации удобно использовать, чтобы быстро ознакомиться с содержанием презентации.

Опыт применения продукта

Материал не требует актуализации.

Организации, обладающие экспертизой в использовании продукта, координаты

Ребята, я хочу прочитать вам стихотворение, послушайте пожалуйста.

«Три копейки на покупку»

Воспитатель: – Как вы думаете, ребята, можно ли на такую сумму купить такое большое количество товара? Почему?

Верно, и сейчас мы с вами будем учиться рассуждать, много это или мало.

Воспитатель. Ребята, скоро вы пойдёте в школу, и вам необходимо научиться расходовать деньги, уметь правильно заплатить в магазине за товар, выбрать нужный товар. Сможете ли вы правильно потратить их по назначению?

Воспитатель: Вот сегодня мы с вами об этом и поговорим. Ребята вы знаете, что такое Экономика?

Экономика — это наука, о том, как правильно вести хозяйство. Она учит нас разумно тратить деньги, экономить их.

– А что значит быть экономным?

Воспитатель: Сегодня я хочу вас пригласить в школу «ЭКОНОМИКИ». Там мы научимся быть экономными, познакомимся с экономическими названиями и решим экономические задачи.

Для того, чтобы произошло наше перемещение в школу экономики, мы с вами должны закрыть глаза, взяться за руки и посчитать от 10 до 1.

Воспитатель: Открываем глаза. Вот мы и в школе.

Воспитатель демонстрирует копилку.

– Ребята, что это такое?

– Для чего нужна копилка?

– Правильно, чтобы копить деньги. Но мне очень интересно узнать, на что люди копят и тратят деньги?

Речевая игра «Для чего нам нужны деньги?»

Воспитатель: Все верно. А сейчас мы с вами поиграем в игру «Для чего нам нужны деньги?». Давайте встанем в круг и будем передавать копилку друг другу и называть, для чего нам нужны деньги.

Воспитатель: Отлично. Давайте сейчас с вами немного поразмышляем.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, как в семье появляются деньги?

Воспитатель: Как называются деньги, которые зарабатывают родители?

Воспитатель поясняет: Зарплата — это деньги, полученные за работу, за месяц, за неделю, за один день.

Ребята, а кто еще кроме родителей является членом семьи? Ответы детей

Воспитатель: Как вы думаете, вносят ли дедушка и бабушкой в семейный бюджет деньги, если они живут вместе с нами? Ведь пенсия бабушки и дедушки – это тоже деньги. Её платят пожилым людям, которые отработали много лет. Кто ещё живёт в семье?

Воспитатель: Могут ли дети приносить в бюджет семьи деньги?

Воспитатель обобщает ответы детей.

Например, взрослые дети, которые закончили школу и учатся в колледжах, институтах уже получают стипендию.

Воспитатель: Зарплата, пенсия, стипендия, пособия – все эти слова можно объединить и назвать – семейный бюджет.

Сегодня вы будете тоже зарабатывать монеты, за правильные ответы. Заработанные монеты мы с вами сложим в свои копилки, которые стоят у вас на столах.

Первое практическое задание. « Подсчитайте семейный бюджет»

Воспитатель: Папа зарабатывает 4 рубля. Мама зарабатывает 3 рубля. Бабушка с дедушкой — пенсию 2 рубля. Сестра – стипендию 1 рубль.

Выложите нужное число. ( Дети выполняют математическое вычисление и получают число 10). ( Получили первую монету за правильный ответ)

Второе практическое задание. « Найди российские деньги»

Воспитатель: Ребята, вы все знаете, что за покупками в магазин ходят с чем? Ответы детей

– Посмотрите сколько у меня разных денег. ( Демонстрация разных купюр)

Помогите мне определить с какими мне деньгами можно идти в наши магазины.

Ответы детей (дети рассматривают деньги разных стран и находят наши российские рубли)

– Скажите, пожалуйста, как называются наши деньги? (Рубль).

– Ребята, а какие деньги появились раньше металлические или бумажные?

Воспитатель: Правильно, металлические. А вы знаете, как называют металлические деньги, по-другому?

Воспитатель: Правильно они называют монетами. А бумажные деньги как называются? (купюрами). ( Получили вторую монету)

А как вы думаете, какие деньги удобнее монеты или купюры? Ответы детей

Третье практическое задание

Воспитатель: Давайте проверим. Сейчас мы с вами пройдем в мини – лабораторию. Напомните мне правило – как надо вести себя в лаборатории? Итак, зачем же мы сюда пришли? А пришли мы, чтобы узнать, что удобней монеты или купюры. Давайте возьмем лист бумаги, разделим его пополам – правая половина – это монеты, левая – бумажные деньги. Наши колонки будут пополняться плюсами, и в конце мы сделаем общий вывод.

Начинаем проводить эксперименты.

Эксперимент: Давайте попробуем сжать в одном кулаке монетку, а в другом бумагу. Что произошло? (помялась, не помялась). Теперь давайте попробуем порвать. (бумага мнётся, рвется; монета – нет.)

Воспитатель: Какой вывод можно сделать?

Воспитатель: Правильно монета лучше. Она не мнётся и не рвется. На карточке напротив монеты ставим плюс, в этом эксперименте монета показала лучшие качества.

ВЫВОД: монетка (За правильный ответ – монетка в копилку)

Эксперимент

Воспитатель: Нам нужен стакан с водой. Кладем бумагу в воду. Что происходит?

Воспитатель: А если она намокнет, что произойдёт?

Воспитатель: А теперь проверим монету. Что произойдёт? Какой вывод сделаем, кто в этом эксперименте выигрывает?

ВЫВОД: опять монетка (Получаем монетку за правильный ответ)

– А теперь в одну руку возьмите монетку, а в другую бумажную купюру.

Давайте определим, что тяжелее монета или купюра.

– Может, подуем?

– Что происходит с монетой?

– А что происходит с купюрой?

– Какой вывод сделаем? Что легче?

ВЫВОД: Что выигрывает? Бумажная купюра (Еще монетка за ответ)

Воспитатель: Теперь возьмите бумажную купюру в 10 рублей и 10 монеток (монетки берем по одной). Скажите пожалуйста, какие деньги мы возьмем быстрее?

Правильно – бумажные (Заработали еще монетку)

Давайте посмотрим на наши колонки, (По одним свойствам выигрывают монеты, а по другим купюры), а в наших колонках одинаковое количество плюсов. Какой можно сделать вывод?

Правильно, нужны нам и монеты и купюры. ( Получили еще одну монету )

– Ребята, а какое средство оплаты может быть в кошельке?

– Что кроме денег можно использовать при оплате?

Ответы детей. Правильно – карта (Она еще удобнее, мы не носим в кошельке ни монеты, ни купюры, а одну карту). Денег не видим, но они есть! (Еще монета в нашу копилку)

Мы хорошо потрудились, а сейчас немного отдохнем!

Физкультминутка

Продаются в магазине (руки вверх подняли и сделали крышу над головой)
Йогурт, молоко, кефир, (соединять пальчики левой и правой руки)
Ряженка, сметана, сыр, (поочередно начиная с мизинцев, а на слове «сыр» – делаем хлопок)
Чай, конфеты, шоколад, (разъединяем пальчики, поочередно начиная с больших пальчиков, при этом запястья обеих рук плотно прикасаются друг к другу)
Яблоки и виноград.
Детский мячик в магазине (крутят руки влево вправо упр. «цветок» – запястья вместе, ладони вверх, пальцы широко расставлены)
Продают в большой корзине (пальцы в замок и вытянуть перед собой)
Нужно важное купить, (хлопнуть в ладоши над головой)
Чтобы экономным быть! (хлопнуть в ладоши перед собой)

Воспитатель: А теперь давайте посмотрим, сколько вы заработали монет за сегодняшний день. Теперь вы можете смело идти в магазин и купить то, что вы захотите.

Проводится игра «Магазин» после покупок дети выполняют вычисления, и объясняют свою экономию

Но сначала рассмотрите товар, определите вместе с напарником, что бы вам хотелось купить и хватит ли у нас на всё это денег. Каждый товар имеет свою цену. Обратите внимание, в нашем магазине есть товар с разными ценами. Почему? Как вы считаете? (У нас есть два яблока: красное яблоко стоит 5 рублей, а зелёное 2 рубля) Как считаете, по какой цене лучше покупать товар, за меньшую, или за большую цену? Почему? Да, конечно за меньшую цену, потому что так мы экономим, сохраняем часть наших денег. Тогда определим, по какой цене будем покупать, и сколько мы сэкономим.

Воспитатель: Ребята, мы отлично поиграли, очень многое узнали, а теперь нам пора возвращаться домой. Давайте опять закроем глаза и посчитаем от 1 до 10.

Итог. Рефлексия

Воспитатель: Ребята, в заключение хотела бы вам сказать, что есть такие вещи, которые не продаются и не покупаются. Многое в жизни нужно беречь. Бережливость – это не просто умение экономить, но и умение жить.

Вы все большие – Молодцы!

Мы сегодня хорошо потрудились и у меня для вас сюрприз

(воспитатель раздает медальки – «Юный финансист»)

Занятие по обучению финансовой грамотности в подготовительной группе с элементами экспериментирования “Что такое деньги?”

Воспитатель: – Как вы думаете, ребята, можно ли на такую сумму купить такое большое количество товара? Почему?

Воспитатель. Ребята, скоро вы пойдёте в школу, и вам нужно научиться грамотно расходовать деньги, уметь правильно заплатить в магазине за товар, выбрать нужный товар. Сможете ли вы правильно потратить их по назначению?

Воспитатель: Вот сегодня мы с вами об этом и поговорим. Ребята вы знаете, что такое Экономика? Если нет,то я вам подскажу.

Воспитатель: Сегодня я хочу вас пригласить в школу «Экономистов». Там мы научимся быть экономными, познакомимся с экономическими названиями и решим важные задачи.

Мы сейчас с вами встанем в круг,закроем глаза и  посчитаем от 10 до 1 и попадем в школу “Экономистов”

– Есть ли у вас дома копилка?

Воспитатель: Все верно. А сейчас мы с вами поиграем в игру «Для чего нам нужны деньги?».  Мы будем передавать копилку друг другу и называть, для чего нам необходимы деньги.

Воспитатель: Отлично. Давайте сейчас с вами немного поразмышляем.

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, как в семье появляются деньги?

Воспитатель: Как называются деньги, которые зарабатывают родители?

Воспитатель поясняет: Зарплата — это деньги, полученные за работу, за месяц, за неделю, за один день.

Ребята, а кто еще кроме родителей является членом семьи? Ответы детей

Воспитатель: Как вы думаете, вносят ли дедушка и бабушкой в семейный бюджет деньги, если они живут вместе с нами? Ведь пенсия бабушки и дедушки – это тоже деньги. Её платят пожилым людям, которые отработали много лет. Кто ещё живёт в семье?

Воспитатель: Могут ли дети приносить в бюджет семьи деньги?

Воспитатель: Зарплата, пенсия, стипендия, пособия – все эти слова можно объединить и назвать – семейный бюджет.

Воспитатель: Папа зарабатывает 4 рубля. Мама зарабатывает 3 рубля. Бабушка с дедушкой — пенсию 2 рубля. Сестра – стипендию 1 рубль.

Выложите нужное число. (Дети выполняют математическое вычисление и получают число 10). (Получили первую монету за правильный ответ)

Воспитатель: Ребята, вы все знаете, что за покупками в магазин ходят с чем? Ответы детей

– Скажите, пожалуйста, как называются наши деньги? (Рубль).

Воспитатель:  А вы знаете, как называют металлические деньги, по-другому?

Воспитатель: Правильно они называют монетами. А бумажные деньги как называются? (купюрами). (Получили вторую монету)

А как вы думаете, какие деньги удобнее монеты или купюры? Ответы детей

Воспитатель: Давайте проверим. Сейчас мы с вами пройдем в мини – лабораторию школы “Экономистов”. Напомните мне правило – как надо вести себя в лаборатории? Итак, зачем же мы сюда пришли? А пришли мы, чтобы узнать, что удобней монеты или купюры. Давайте возьмем лист бумаги, разделим его пополам – правая половина – это монеты, левая – бумажные деньги. Наши колонки будут пополняться плюсами, и в конце мы сделаем общий вывод.

Эксперимент: Давайте попробуем сжать в одном кулаке монетку, а в другом бумагу. Что произошло? (помялась, не помялась). Теперь давайте попробуем порвать. (бумага мнётся, рвется; монета – нет.)

Воспитатель: Какой вывод можно сделать?

Воспитатель: Правильно монета лучше. Она не мнётся и не рвется. На карточке напротив монеты ставим плюс, в этом эксперименте монета показала лучшие качества.

ВЫВОД: монетка (За правильный ответ – монетка в копилку)

Воспитатель: Нам нужен стакан с водой. Кладем бумагу в воду. Что происходит?

Воспитатель: А если она намокнет, что произойдёт?

Воспитатель: А теперь проверим монету. Что произойдёт? Какой вывод сделаем, кто в этом эксперименте выигрывает?

ВЫВОД: опять монетка (Получаем монетку за правильный ответ)

– А теперь подуем?

ВЫВОД: Что выигрывает? Бумажная купюра (Еще монетка за ответ)

Воспитатель: Теперь возьмите бумажную купюру в 10 рублей и 10 монеток (монетки берем по одной). Скажите пожалуйста, какие деньги мы возьмем быстрее?

Правильно – бумажные (Заработали еще монетку)

Правильно, нужны нам и монеты и купюры. (Получили еще одну монету )

Ответы детей. Правильно – карта (Она еще удобнее, мы не носим в кошельке ни монеты, ни купюры, а одну карту). Денег не видим, но они есть! (Еще монета в нашу копилку)Как мы можем воспользоваться картой?

Продаются в магазине (руки вверх подняли и сделали крышу над головой)Йогурт, молоко, кефир, (соединять пальчики левой и правой руки)Ряженка, сметана, сыр, (поочередно начиная с мизинцев, а на слове «сыр» – делаем хлопок)Чай, конфеты, шоколад, (разъединяем пальчики, поочередно начиная с больших пальчиков, при этом запястья обеих рук плотно прикасаются друг к другу)Яблоки и виноград. Детский мячик в магазине (крутят руки влево вправо упр. «цветок» – запястья вместе, ладони вверх, пальцы широко расставлены)Продают в большой корзине (пальцы в замок и вытянуть перед собой)Нужно важное купить, (хлопнуть в ладоши над головой)Чтобы экономным быть! (хлопнуть в ладоши перед собой)

Воспитатель: А теперь давайте посмотрим, сколько вы заработали монет за сегодняшний день. Теперь вы можете смело идти в магазин и купить то, что вы захотите.

Проводится игра «Магазин» после покупок дети выполняют вычисления, и объясняют свою экономию

Но сначала рассмотрите товар, определите вместе с напарником, что бы вам хотелось купить и хватит ли у нас на всё это денег. Каждый товар имеет свою цену. Обратите внимание, в нашем магазине есть товар с разными ценами. Почему? Как вы считаете? (У нас есть два яблока: красное яблоко стоит 5 рублей, а зелёное 2 рубля) Как считаете, по какой цене лучше покупать товар, за меньшую, или за большую цену? Почему? Да, конечно за меньшую цену, потому что так мы экономим, сохраняем часть наших денег. Тогда определим, по какой цене будем покупать, и сколько мы сэкономим.

Воспитатель: Ребята, мы отлично поиграли, очень многое узнали, а теперь нам пора возвращаться домой. Давайте опять закроем глаза и посчитаем от 1 до 10.

Воспитатель: Ребята, в заключение хотела бы вам сказать, что есть такие вещи, которые не продаются и не покупаются. Многое в жизни нужно беречь. Бережливость – это не просто умение экономить, но и умение жить.

(воспитатель раздает медальки – «Юный экономист»)

Презентации разработаны в качестве вспомогательных материалов к учебно-методическим комплексам по финансовой грамотности для 8-9 классов и предназначены для использования в учебном процессе для сопровождения занятий по финансовой грамотности. Главная функция презентации – наглядное представление предмета занятий обучающимся.

Виды денег

Презентация описывает виды денег — наличные и безналичные, способы их появления в экономике. Дается краткая история видоизменения денег от монет из ценных металлов до электронных денег. Объясняется, что такое символические деньги.

Зачем нужны деньги

Презентация посвящена понятию денег и их роли в современном мире. Начинается презентация кратким экскурсом в историю товарных денег. Затем следует развернутое описание четырех основных функций современных денег — как средства обращения, средства измерения, средства накопления и средства платежа. Одна из задач презентации — дать учащимся понимание того, что деньги являются многосторонним элементом человеческой цивилизации, имея ключевое значение не только для обмена ценностями, но и для планирования, и для анализа результатов хозяйственной деятельности.

Заработная плата

Задача презентации — дать учащимся представление о заработной плате как основном источнике дохода для большинства граждан. Поясняется, что зарплата — это вознаграждение, регулярно выплачиваемое наемному работнику за его труд.

Инфляция

Презентация объясняет учащимся, что такое инфляция, показывает, как ее измерить на примере потребительской корзины. При этом отмечается, что измерения инфляции могут быть только очень примерными и усредненными. Поскольку цены на разные товары и услуги растут с разной скоростью и структура потребления у людей тоже разная, реальный уровень инфляции у каждого свой. На конкретном примере проводится расчет реального дохода.

Как меняются финансовые цели на протяжении жизни

Презентация дает определение финансовой цели. Показано, что главная финансовая цель может заключаться в достижении финансового благополучия (финансовой независимости). Подчеркивается, что большую цель имеет смысл «разбить» на несколько более маленьких.

Инструменты семейного бюджета

Задача презентации — объяснить учащимся, что такое семейный бюджет, разъяснить задачи и продемонстрировать инструменты ведения бюджета. Презентация говорит о том, что семейный бюджет — это план регулярных доходов и расходов, следование которому обеспечивает комфортный уровень жизни.

Балансировка и оптимизация бюджета

Презентация разъясняет учащимся важность балансировки семейного бюджета. Объясняется, что такое профицит бюджета. На примере показано, как оценить сбалансированность бюджета за несколько периодов. При этом подчеркивается, что, если в одни месяцы доходы оказываются меньше расходов, а в другие больше, — это не страшно, при условии, что суммарный бюджет за квартал или за год оказывается профицитным. Презентация рассматривает кредиты и займы как доходы в одном периоде, ведущие к расходам в других периодах.

Сбережения

Презентация разъясняет учащимся, для чего и как следует создавать денежные сбережения. Перечисляются три основные цели сбережений: формирование финансовой подушки безопасности на черный день; для совершения крупной покупки; для получения дополнительного дохода в будущем. Показано, что сбережения могут формироваться за счет сохранения части регулярного дохода, продажи какого-либо имущества или получения незапланированного дохода.

Кто защищает права потребителей финансовых услуг

Презентация дает учащимся представление о финансовых организациях и услугах, которые они оказывают. Упоминаются различные задачи, в решении которых могут помочь финансовые организации — банки, инвестиционные и пенсионные фонды, страховые компании, фондовые биржи и ряд других. Подчеркивается, что эти организации оказывают свои услуги на основании государственной лицензии.

Финансовые продукты для сбережений и кто их предоставляет

Цель презентации — дать учащимся представление о том, как можно защититься от финансовых рисков при управлении личными финансами. Подчеркивается, что вероятность частичной или полной потери денег в результате различных обстоятельств существует всегда.

Финансовые риски и как от них защититься

Финансовые пирамиды

Презентация рассказывает об одном из распространенных видов мошенничества — финансовой пирамиде. Задача презентации — продемонстрировать учащимся признаки финансовой пирамиды, которые необходимо знать, чтобы не быть обманутым.

Как создать бизнес

Презентация разъясняет учащимся, что бизнес — это воплощение в жизнь идеи о производстве продукции или оказании услуги, которые принесут покупателю пользу, а предпринимателю — доход от их продаж. Подробно рассматривается схема создания бизнеса: от рождения идеи и проработки бизнес-плана через изучение рынка и поиск необходимых ресурсов до реализации. Презентация указывает, какие управленческие навыки необходимы для создания бизнеса.

Валютный рынок

Презентация дает учащимся представление о том, что такое валютный рынок, и как он функционирует. Объясняется, что такое валюта. Показано, что валюта — это товар, а курс валюты — это его цена, подверженная колебаниям. Перечисляются потребители валюты, объясняется, что вместе они — банки, финансовые организации, компании и физические лица, осуществляющие операции с валютами, — формируют валютный рынок. Рассказано, где и как различные потребители могут приобретать валюту.

Обмен валют

Презентация дает учащимся представление об обмене валют — приобретении одной валюты за счет денежных средств, выраженных в другой валюте, по определенному курсу. Описываются случаи, в которых граждане обменивают валюты. Показано, что валюту в форме банкнот и монет можно обменять в отделениях коммерческих банков или в специальных обменных пунктах. Отмечается, что курсы покупки и продажи валюты устанавливаются банками и обменными пунктами самостоятельно и могут существенно различаться. В презентации сообщается, что валюту можно обменять на валютной бирже. При этом отмечается, что для этого гражданину необходимо воспользоваться услугами брокера. Разъясняется, кто такой брокер.

Сбережения в валюте

Презентация показывает, что валюта может быть формой хранения сбережений. Разъясняется, что курсы валют склонны к колебаниям в зависимости от реакции валютного рынка на различные социально-экономические события, поэтому валютный портфель следует создавать из двух-трех устойчивых валют: падение курса одной валюты может быть компенсировано ростом другой.

Налоги и как мы их платим

Задача презентации — дать учащимся представление о видах налогов, которые уплачивает гражданин. Разъясняется, что налоги — это обязательные регулярные платежи, которые граждане и организации уплачивают в бюджет государства, чтобы оно могло осуществлять свою деятельность. Подробно описываются виды налогов. Презентация объясняет, кто такой налоговый агент, показывает, какие налоги граждане платят сами, а какие нет. Разъясняется, почему важно платить налоги вовремя и в полном объеме. Описываются возможные последствия неуплаты налогов для гражданина.

Что такое пенсия

В презентации учащимся дается представление о пенсии как гарантированной ежемесячной денежной выплате для обеспечения граждан в старости, в случае полной или частичной нетрудоспособности, потери кормильца, а также в связи с достижением установленного стажа работы. Подробно разбираются солидарная пенсионная система, сопутствующие ей проблемы и способы, с помощью которых государство старается их смягчить. В качестве возможной альтернативы системе, основанной на «солидарности поколений», рассматривается накопительная пенсия, выплачиваемая из пенсионного капитала, накопленного работником.

Страхование

Презентация разъясняет, что идея страхования заключается в финансовой защите людей или организаций от возможного ущерба в связи с риском наступления неблагоприятного события. В презентации объясняется, что страхование бывает двух типов — обязательное и добровольное. Подчеркивается, что обязательное страхование защищает интересы общества в целом, а не отдельного страхователя. Добровольное страхование осуществляется по инициативе самого страхователя и распространяется на те риски, которые он определяет в качестве угроз для себя. Подробно описываются основные виды страхования. Разъясняется, как определить, следует ли страховаться, оценивая степень вероятности рисков.

Стратегии крупных покупок

Презентация разъясняет, что «крупная покупка» — это приобретение значимых для семьи товаров или услуг, которое невозможно совершить за счет текущих доходов. Отмечается, что для совершения крупной покупки нужно аккуратно оценить свои возможности на текущий момент и в будущем, составить финансовый план, в котором посчитать различные варианты получения суммы, требуемой для крупной покупки.

Неблагоприятные жизненные ситуации

Презентация описывает так называемые неблагоприятные жизненные ситуации с точки зрения финансового благополучия человека и семьи. Эти ситуации объединяет то, что привычный баланс бюджета нарушается из-за неожиданных событий. Объясняется идея накоплений — как плановых, так и подушки финансовой безопасности; затрагивается тема государственной поддержки граждан в тех или иных сложных финансовых ситуациях; объясняются возможные выгоды добровольного медицинского страхования.

Социальные пособия

Презентация описывает, кто и в каких ситуациях может рассчитывать на помощь со стороны государства. Перечисляются различные категории граждан, получающие от государства пособия, пенсии и другие выплаты. Подробно описаны социальные пособия, связанные с рождением детей, в частности, материнский капитал. Задача презентации — разъяснить учащимся, что такое социальные пособия, почему государство оказывает поддержку гражданам, которые в ней нуждаются, и откуда берет на это деньги. Отмечается, что существенная часть собранных государством налогов идет на то, чтобы помочь людям, находящимся в затруднительном финансовом положении.

Презентации разработаны как вспомогательный учебный материал к учебно-методическим комплектам по финансовой грамотности для учащихся 8-9 классов. Альтернативно педагог может использовать их в рамках любой программы для обсуждения в классе отдельных тем финансовой грамотности. Анимированную презентацию предполагается использовать для оживления восприятия материалов занятия, облегчения разбора наиболее сложных моментов, а также структурирования информации. Методические рекомендации удобно использовать, чтобы быстро ознакомиться с содержанием презентации.

Мероприятия включают в себя следующие всероссийские
события

Руководство для участников

Всероссийских осенних недель финансовой грамотности 2023

Все регионы Российской Федерации приглашаются присоединиться к
Всероссийской акции, провести просветительские и образовательные мероприятия
по финансовой грамотности в рамках Всероссийских осенних недель финансовой
грамотности.

Организаторы


МЕРОПРИЯТИЯ В РАМКАХ АКЦИИ ДЕНЬ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ И ОНЛАЙН УРОКИ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ ШКОЛ

Оцените статью