Директор МБОУ Ближнеборисовская СШ
«Неделя финансовой грамотности»
Зам.директора по ВР ФИО
Мероприятия Недель финансовой грамотности нацелена на привлечение интереса жителей страны темой финансовой грамотности, мотивации их к повышению своего уровня знаний и рационализации поведения.
ФинЗОЖ фест 2023
подробнее о мероприятиях акции
C 26 октября по 15 декабря – методические вебинары для педагогов
ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
Для учащихся средних и общих образовательных организаций
Для студентов профессиональных образовательных организаций
Для воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
Ребята, каждый день мы имеем дело с деньгами, они определяют финансовое положение семьи, состоятельность фирмы, благополучие государства. С детства вы знаете, что деньги – это такие бумажки, или монетки, на которые можно купить почти всё что угодно, что деньги всегда нужны, и что чаще всего их не хватает.
Что такое семья? (Группа, живущих вместе родственников.)
А может ли быть у семьи свой бюджет?
Так вот сегодня мы с Вами поговорим о семейном бюджете и как его грамотно составлять.
А для начала давайте посмотрим, насколько вы знаете основные понятия, связанные с финансовыми отношениями (викторина). ( Ребят за правильные ответы можно поощрять шоколадками в форме монеток).
Как называются в экономике продукты, необходимые для изготовления чего-либо? (
Чем является самовар? (
Как называется обмен товарами в экономике? (
Как называется работа, которую выполняют, чтобы удовлетворить потребности других. (
Как называется плата за работу?
Как называется плата за пользование собственностью? (
Как называется плата за нарушение? (
Как называются деньги, отложенные на будущее? (
Обязательный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме принадлежащих им денежных средств, в целях финансового обеспечения деятельности государства. (
Как называется в экономике то, что сделано своими руками для производства товаров? (
Недостаток отдельных товаров и услуг, которые покупатели не могут приобрести, несмотря на наличие денег (
Превышение доходов над расходами (
Ценная бумага, удостоверяющая участие ее владельца в капитале фирмы и приносящая ему доход (
Специализированное финансово-кредитное учреждение, предназначенное для сбережения средств (
Иностранные деньги (
Особый товар, который накапливают и сберегают, с помощью которых осуществляют платежи (
Уменьшение цены для покупателей, которые оперативно оплачивают счета или совершающих внесезонные покупки товаров или услуг (
Лицо или организация, финансирующие какое-либо мероприятие (
Вы все молодцы!
А теперь вместе давайте подумаем, из чего складывается семейный бюджет? (Из доходов и расходов.)
Почему порой происходит так: одни работают, получают приличный доход, ноживут, так, что порой не хватает до зарплаты. А другие вроде бы и получаютменьше, но всегда при деньгах? (Не умеют планировать свой семейный бюджет.)
Сегодня мы будем учиться, это делать. А для начала давайте попробуем дать определение понятию «семейный бюджет». ( Ребята предлагают)
Чаще всего понятие «бюджет» понимают как «экономия». А этот термин впервые введен древнегреческим философом Аристотелем и обозначало «законы хозяйства» или «искусство ведения домашнего хозяйства».
В современном смысле семейный бюджет — это упорядоченная система ведения учетов всех расходов и доходов всех членов семьи. Необходимо принимать во внимание не только возможность экономии, но и продумывать пути увеличения доходной части.
Планировать семейный бюджет нужно, исходя из потребностей конкретной семьи. Чаще всего выделяют такие категории: общий доход, налоги, жилье, еда, автомобиль, кредиты, ипотека, ссуда и т.п., одежда, отдых, школа, медицина, благотворительность, непредвиденные расходы и другое.
– Сейчас мы поиграем.
Групповая работа. Сформировать 3 группы участников – 3 семьи: Ивановы, Петровы и Сидоровы.
Каждая семья состоит из (сколько получится человек) человек: бабушки, дедушки – пенсионеров, мамы, папы, сына – студента и дочери – школьницы, например.
: Назовите, какие доходы могут поступать в бюджет этой семьи.
Семья должна быть дружной
В принятии решений
И каждый быть услышан
Должен, без исключений.
Обсудите в группах, какие доходы будут в семье.
Доход любой среднестатистической семьи складывается из зарплаты с различными премиями и другими начислениями и доплатами, учета социальных и страховых выплат (пенсии, пособия и т.п.). Некоторые семьи учитывают продукты, получаемые от своих участков (фрукты, овощи и т.д.).
А теперь давайте посмотрим «Азбука денег тетушки Совы – Семейный бюджет (Уроки тетушки Совы)»
2. Предложить детям схематичную проектную работу на тему семейный бюджет. На картографии можно схематически отобразить, куда в семье каждого участника расходуется общий семейный бюджет.
День финансовой грамотности DOC / 73 Кб
Внеклассное мероприятие «День финансовой грамотности».
Цель: информировать учащихся о воспитании культуры потребления финансовых услуг.
Задачи: знакомство с основами рационального использования финансовых ресурсов и грамотного потребительского поведения в отношении розничных финансовых услуг. Знание ключевых финансовых понятий и использование этой информации для принятия разумных решений о тратах и сбережениях, пониманию рисков, умению планировать личный бюджет и накапливать средства.
Введение: Всероссийская программа «Дни финансовой грамотности в учебных заведениях» организуется Ассоциацией «Сообщество профессионалов финансового рынка «САПФИР» и Международной Гильдией финансистов при поддержке Банка России, Министерства финансов Российской федерации и Министерства Просвещения Российской Федерации. Оператором Программы выступает АНО «Институт Развития Финансовых Рынков». Дата проведения мероприятий, посвященных этому дню, приходится на 8 сентября. Современное поколение российской молодежи в условиях рыночной экономики остро нуждается в освоении элементарных навыков планирования, сбережения и приумножения, в управлении своими личными финансами.
Вы наше будущее, и вам необходимо знать основы финансовой культуры, знакомиться с основными правилами личного финансового планирования и финансовой безопасности, чтобы завтра вам было легче вступить во взрослую жизнь. Экономика (от греч. oikonomia – управление домом, хозяйством) – область знаний, которые необходимы людям при использовании ими редких или ограниченных ресурсов (земля, лес, вода, труд, инвестиции и т.п.) с целью производства товаров и услуг, удовлетворяющих материальные и духовные потребности (пища, одежда, обувь, жилище, образование, культурный досуг и т.п.).
Наша встреча сегодня внеурочна, является групповым соревновательным конкурсом.
В ходе открытого занятия ученики встретятся с сотрудниками на выбор (мененджер; продавец; консультант и т.д.) (приглашенные гости)
Для проведения игры необходимо: создать 2 команды по 5-6 человек;
подготовлены листы с заданиями, вопросами для каждой команды;
Вначале конкурса слово предоставляется специалисту маркетологу (несколько слов о профессии и его место в магазине) 5-7 мин. Затем переходим к конкурсу.
На станции “ЭкономЗагадкино” участники должны ответить на загадки. (минута какая из команд даст больше правильных ответов).
На станции «Финансовый кроссворд» команды должны решить кроссворд. ( Определено время 5 мин.).
Станция «Торгово-экономическая» направлена на формирование знаний о торговле.
Приложения к конкурсу
7. Дела у нас пойдут на лад: Мы в лучший банк внесли свой . (вклад)
24. Из какого аппарата Выдаётся нам зарплата? (банкомат)
25. Если банк попросим мы, Денег нам он даст взаймы.
Ну а в древности, веками, Кто ссужал людей деньгами? (ростовщик)
26. Много знает он о сделках, Крупных денежных и мелких,
Ведь всегда меж двух сторон Их посредник в деле он. (маклер)
27. В этой фирме все бывают, Бланк сначала заполняют,
Вносят в кассу платежи. Что за фирма, подскажи? (банк)
28. Та бумага не простая, И владелец её знает,
Что она ему раз в год Дивиденды принесёт (акция)
29. Дядя Коля – нумизмат. Значит, каждый экспонат,
30. В наши дни не встретишь эту Очень малую монету.
31. Государственный денежный склад, Если полон, народ очень рад.
И налоги растут неспроста, Если вдруг она стала пуста (казна)
32. Чтоб хранить свои доходы На карманные расходы,
Хрюшка требуется мне, Та, что с дыркой на спине (копилка)
34. Есть он в банке, ресторане, И на фабрике, и в бане.
Он деньгам ведёт учёт: Где расход, а где приход.
Математику он знает, Цифры быстро сосчитает,
Здесь расход, а здесь приход –Ничего не пропадёт! (бухгалтер)
35. В фирме прибыль он считает, Всем зарплату начисляет. И считать ему не лень Все налоги целый день (бухгалтер)
36. Половинку от зарплаты Называют как, ребята? (аванс)
37. Всё, что в жизни продаётся, Одинаково зовётся:
38. Это крупный магазин, У него не счесть витрин.
Всё найдётся на прилавке – От одежды до булавки (универмаг, супермаркет.)
39. Фирмой крупной управляет И разумно, и умело.
Деньги так распределяет, Чтоб росло и крепло дело.
Порученья он даёт Всем сотрудникам своим,
Чтобы фирма шла вперёд, Приносила прибыль им (менеджер)
1. Это возможность приобрести необходимые вещи или услуги быстрее (кредит).
2. Это все средства производства, созданные людьми для роста ресурсов (капитал).
3. Предварительная выплата заказчиком некоторой денежной суммы в счёт предстоящих платежей за поставляемые товары, выполняемые работы (аванс).
4. Это совокупность материальных ресурсов (финансы).
5. Смета доходов и расходов частного лица, организации или государства в целом, устанавливаемая на определенный временной период – как правило, на год (бюджет).
6. Это специализированное финансово-кредитное учреждение, занимающееся операциями с деньгами, ценными бумаги и драгоценными металлами и предоставляющее услуги финансового характера частным и юридическим лицам (банк).
7. Процедура приобретения прав собственности на определённые виды товаров/продуктов/услуг покупателем (покупка).
8. Денежные средства или материальные ценности, полученные государством, физическим или юридическим лицом в результате какой-либо деятельности за определённый период времени (доход).
Торгово – экономический конкурс (вопросы)
Приведите фольклорный пример неудачного бартера.(Шило на мыло)
На каком базаре самый большой шум? (На птичьем базаре)
Что представляет собой брутто без нетто? (Тару)
Что стоит дёшево, а ценится очень дорого? (Вежливость)
О каком любимом детьми продукте экономисты говорят: «это умение продать одну картофелину по цене килограмма»? (Чипсы)
Какие банки создаются только биологами, медиками и программистами?
(Банк генов, банк крови, банк органов, банк данных и пр.)
Аудитор – это обладатель иномарки «Ауди» или лицо, на основе специального контракта проверяющее финансово-хозяйственную деятельность компании? (Второе)
(Банкир, заставляющий деньги работать)
Какие знаки внимания предпочитают банкиры? (Водяные)
Кто считает миллионы тысячами? (Миллиардер)
Назовите профессию человека, вынужденного каждый свой рабочий день писать только о том, что он кому-то верит, и что он кому-то должен?
(Бухгалтер. « Дебет» – я верю, «кредит» – я должен)
Алтухова, Н. В. Рекламное дело: учеб. пособие / Н. В. Алтухова. – Саратов; Сарат. гос. техн. ун-т. , 1997. – 60 с.
1. Выставочная деятельность
Книжно-тематические выставки и полки
«Финансовая грамотность – путь к успеху»,
«Финансы и общество», «Финансовый гид»
В течение года
Библиотеки-филиалы МБУ «ЦБС Омского района»
2. Формирование информационных ресурсов на сайте
МБУ «ЦБС Омского района» (https://cbs.omsk.muzkult.ru)
Онлайн-тесты по финансовой грамотности
Лютикова И. Ю., зам. директора,
Бабицкая С. А., художник
3. Информационно-просветительская деятельность
3.1. Цикл мероприятий в рамках Недели финансовой грамотности
Час финансовой грамотности
Беседа «Планирование бюджета у сельского населения»
Игра-викторина «Экономические загадки»
Урок-дискуссия «Деньги в Интернете»
Беседа «Учись считать деньги по-взрослому»
Тематический час «История денег»
«Финансовое воспитание ребенка»
Чернолучинская библиотека № 50
Познавательная программа «Мини-Мани»
Урок финансовой грамотности с героями мультфильма «Смешарики»
Исторический час «Как появились деньги»
Андреевская библиотека № 2
Игра «Банкрот или миллионер»
Час финансовой грамотности «Финансовая грамотность-основа благополучия»
Познавательный час «Деньги в твоей жизни»
Красноярская библиотека им. Н. Ф. Чернокова
Беседа «Как стать финансово свободным?»
Урок экономии «Как спланировать покупки: учись считать деньги по-взрослому»
Правовой час «Финансовая безопасность»
Урок финансовой грамотности «Покупка и безопасность»
Мастер-класс «Работа с 14 лет»
Деловая игра «Мои карманные деньги»
Урок финансовой грамотности «Дети и деньги»
Центральная библиотека им. Н. П. Разумова
Информационный час «Экономия для жизни»
Познавательный час «Труд – основа доходов»
Финансовый экскурс «Как появились деньги»
Тематический час «Формирование финансовой грамотности школьников»
Литературно- экономическая игра для детей «Сказочные герои и их денежные истории»
Информминутка «Финансовое мошенничество»
Беседа «Что такое сберегательные банки?»
Презентация «Азбука денег»
Комсомольская библиотека № 9
Час просвещение «Азбука финансовой грамотности со Смешариками»
Познавательный час «Просто о финансах»
Клуб дебатов «Карл Маркс против Людвига фон Мизеса»
Встреча «Как выглядеть красиво и приумножить свои доходы»
Финансовый квест «Дружи с финансами!»
Беседа «Финансовая грамотность начинается в семье»
Игра-викторина «За покупками в сказочный лес»
Комсомольская библиотека № 37
Викторина «Финансовая тема в сказках: деньги, торговля»
Час экономии «Мобильные мошенничества»
Просмотр мультфильма с обсуждением «Смешарики и финансовая грамотность»
Беседа «Бюджет семьи»
Финансовый квест «Путешествие в страну Капиталия»
«Кто хочет стать миллионером»
Квест «Личная финансовая грамотность»
Час финансовой грамотности «Деньги в твоей жизни»
Интеллектуальное шоу «Литература и финансы»
Игра «Азы финансовой грамотности»
Познавательное приключение «Неразрешимые проблемы острова Капитал»
Игра «Основы финансовой грамотности»
Квест-игра по финансовой грамотности «Гуси-лебеди»
Беседа с элементами чтения «Уроки бережливого Знайки»
Час финансовой грамотности «Как пенсионеру распознать хитрые махинации мошенников?»
Путешествие «По стране финансовой грамотности с героями книг»
Практикум для родителей «Учим ребенка пользоваться деньгами»
Обзор книжной выставки «Как стать успешным и богатым»
Информационный час «Банковская карта. Безопасное использование»
3.2. Мероприятия для обучающихся образовательных учреждений (I ступень обучения)
Экономическая игра «С финансами на «Ты»»
Урок «Управление личным бюджетом»
Демонстрация видеороликов «Как хранить и копить?»
Мастер-класс «Потребности и ресурсы»
Познавательный час «Азбука финансовой грамотности»
Информационный час «Финансы и их роль в жизни общества»
Беседа «Бережное потребление и сбережение»
Практикум «Бюджет Колобковых»
Познавательный час «Денежки разные, денежки важные»
Квест-игра «Азбука финансовой грамотности»
Видеопрезентация «История денег»
Красноярская библиотека им. Н. Ф. Чернокова
Квест-игра «Путешествие в страну финансов»
Познавательная игра «Азбука финансовой грамотности»
Урок финансовой грамотности «Деньги и их функции»
Урок-игра «В гостях у гнома Эконома. Все о деньгах»
Квест «В мире финансов»
«Твой первый бюджет»
Игра «Дружи с финансами»
Урок финансовой грамотности «Мой первый финансовый план»
Книжная экскурсия «Величайшие состояния современности»
Урок инвестиций «Помоги Мурзилке накопить на пенсию»
Игра «Юные финансисты»
Инфо-панорама «Кредиты и займы»
Час финансовой грамотности «Учись считать деньги по-взрослому»
3.3. Мероприятия для граждан трудоспособного возраста
Встреча со специалистом «Всё о детских пособиях»
Информина «Правила бережливости в обращении с деньгами»
Консультационный онлайн-час «15 советов по экономии семейного бюджета»
Беседа «Что я знаю об инвестициях»
Тест «Банкрот или миллионер» (Онлайн-тестирование на сайте «Хочу-могу-знаю»)
Мастер-класс «Через сказку в экономику»
Комсомольская библиотека № 37
Консультация со специалистом БУ КЦСОН Омского района «Возможности соцконтракта»
Час информации-консультации «Особенности налогообложения граждан»
Онлайн-лекция по финансовой грамотности для взрослого населения «Как избежать ошибок при выборе вклада»
Воркшоп «Бюджет семьи и бережное потребление»
Беседа «Как защититься от риска потери денег и имущества. Значение страхования для семейного бюджета»
Тренинг-игра « Планирование семейного бюджета»
Познавательная беседа «Планирование личного и семейного бюджета»
Интеллектуальная игра-тестирование «Есть ли жизнь на пенсии?»
Беседа «Дети и деньги»
Беседа-тренинг «Личное финансовое планирование»
Час финансового просвещения «Финансовое воспитание: дети и карманные деньги»
Познавательная онлайн-беседа «Обеспеченное будущее»
Беседа «С финансами на «Ты»»
Видеоролик «Финансовое воспитание в семье»
Информационный час-онлайн «Энергосбережение – это умное потребление»
Познавательная беседа «Обеспеченное будущее»
Лекция «Кредиты и займы»
Деловая игра «Управление финансами и планирование семейного бюджета»
Консультация специалиста «Страхование. Вклады. Займы»
Тест «Финансовая грамотность. Проверь свои знания»
Дискуссия «Непредвиденные обстоятельства. Подушка безопасности»
Беседа-размышление «Как человеку жить по средствам своим»
Своя игра «Особенности налогообложения граждан»
3.4. Мероприятия для граждан предпенсионного, пенсионного возраста и лиц с ограниченными возможностями здоровья (III ступень обучения)
Урок финансовой грамотности «Сам себе финансист»
Беседа «В кредит жить можно, только осторожно»
Информационная беседа «Деньги в интернете»
Урок – предупреждение «Как не стать жертвой мошенников!»
Час финансовой грамотности «Безопасность платёжных услуг»
«Что нужно знать о коллекторах»
Онлайн-час финансовой грамотности «7 правил бережливости»
Беседа-консультация «Финансовые знания – пожилым людям»
Час финансовой грамотности «Правовая и финансовая защита пожилого человека»
Час полезной информации «Онлайн платежи»
Час полезной информации «Осторожно, звонят!»
Онлайн беседа-консультация «Что делать, если банкомат не вернул карту»
Встреча с юристом администрации Лузинского сп «Права и возможности работающих пенсионеров»
Круглый стол «Жизнь без купюр»
Беседа-предупреждение «Будь бдительным!»
Информационный час «Безопасность платёжных услуг»
«Осторожно, мошенники! Будь бдительным»
Круглый стол «Пенсия: Способы сбережения и преумножения»
Инфочас «Оплата ЖКХ через электронные средства»
Познавательный час-консультация «Оплата коммунальных услуг и других платежей через банкоматы»
Час вопросов и ответов «Виртуальная кубышка: как безопасно пользоваться удалёнными услугами и онлайн-банкингом»
Час информации «Льготы, субсидии и прочие актуальные формы финансовой поддержки»
Беседа «Осторожно, мошенники! Будь бдительным!»
Онлайн-беседа «Что делать, если цена в кассе не совпадает с ценником»
Обучающий тренинг «Финансовый ЗОЖ»
Беседа – предупреждение «Осторожно, финансовые мошенники!»
4. Издательская деятельность
Издание информационных буклетов «Быть финансово грамотным – это модно!», «10 шагов к новой финансовой жизни», «Покупай разумно!»
Апрель – май
способствовать формированию находчивости, сообразительности, экономической грамотности.
1. образовательная: закрепление и осмысление изученного материала
2. развивающая: развивать познавательную активность и творческое начало личности, критического мышления и адаптивные возможности к изменяющимся внешним условия
3. воспитывающая: совершенствование методики воспитательного воздействия на личность обучающегося через групповые и игровые формы; воспитание интереса к игре, предмету экономике.
I. Вступительное слово учителя:
Сегодня в нашей школе проводится день финансовой грамотности. Как вы понимаете, что такое финансы простым и понятным языком?
Многие из вас уже сейчас задумываются о взрослой жизни, о том, как выбрать хорошую профессию, реализовать свои планы и мечты. А для этого не в последнюю очередь важно достичь финансовой независимости и уметь грамотно обращаться со своими деньгами. Ведь вам придется самостоятельно принимать множество финансовых решений во взрослой жизни. Мы начинаем с вами делать первые шаги по повышению финансовой грамотности и проведем несколько мероприятий, по итогам которых вы представите свои проекты, как контролировать расходы, как сделать так, чтобы приручить деньги, и они стали вашими, домашними. Вы получите задание провести исследование бюджета вашей семьи. По завершении работы над проектом представите его на итоговом мероприятии. Учащиеся, представившие лучшие проекты, будут отмечены дипломами.
Сегодня мы с вами поговорим о финансовой грамотности
Основную ответственность за свое будущее человек несет сам. Но для того, чтобы его выбор жизни был правильным, человек должен быть всесторонне грамотным, в том числе и финансово грамотным.
Финансово грамотные люди в большей степени защищены от финансовых рисков и непредвиденных ситуаций. Они более ответственно относятся к управлению личными финансами, способны повышать уровень благосостояния за счет распределения имеющихся денежных ресурсов и планирования будущих расходов.
Послушайте, пожалуйста, эту притчу
Жил-был мудрец. К нему все шли за советами, его все уважали. Но один завистник сказал, что мудрец не такой уж умный, и он может это доказать: «Я задам вопрос, на который он не сможет ответить. Я поймаю бабочку, зажму ее в руках и спрошу – что у меня в руках: живое или неживое. Если он скажет: «Неживое», я выпущу ее. Если он скажет: «Живое», я ее задавлю, и он будет неправ». Завистник на глазах у толпы подошел к мудрецу с зажатой в руках бабочкой и спросил: «Отгадай, что у меня здесь: живое или неживое?».
«Все в твоих руках и все зависит от тебя!» – ответил мудрец.
Эта притча как нельзя лучше подходит к вопросу об ответственности человека за свое будущее – оно в руках каждого из нас, и каждый сам выбирает свою дорогу в жизни. Финансовая грамотность позволит человеку не зависеть от обстоятельств, от воли других людей, системы. Образованный человек сам станет выбирать те пути в жизни, которые будут для него наиболее привлекательными. Возможно, вы считаете, что сегодня еще рано думать об этом. Но уже сегодня вы можете начать с малого: планирования собственных расходов и участия в планировании бюджета вашей семьи, моделирования различных ситуаций и принятия практических финансовых решений (как заработать на каникулах и на что использовать эти деньги, какой мобильный телефон вам реально нужен — дорогой или просто удобный). По мере того как вы будете упражнять свои навыки, качество решений будет возрастать. Удачи вам на пути построения собственного счастья и благополучия!
Сценка с игрушкой гнома Эконома (кукольный театр)
Здравствуйте, ребята! Я – гном, а зовут меня Эконом. Живу я в лесу. Вот пришел вам подарить замечательный подарок – волшебный цветок – ромашку из моего леса. Ой, а где он? ( У гнома Эконома в руках один стебель). Наверное, всемогущий ветер разбросал по всему лесу лепестки волшебной ромашки. А я старенький, мне 150 лет. Помогите собрать волшебный цветок и разгадайте формулу благополучия. Почему он волшебный, вы узнаете позже, когда его соберете. Вам необходимо будет выполнить определенное количество заданий. С выполнением каждого задания мы будем открывать один из компонентов нашей формулы благополучия. И в конце всех заданий вы узнаете эту формулу и ту команду, которая лучше всех справлялась с заданиями.
Ведущий, возьмите, пожалуйста, то, что осталось от моей любимой ромашки.
Спасибо вам, гном Эконом, что пришли к нам в гости, да еще и с подарком. Мы постараемся собрать цветок.
Но, а я отправляюсь восвояси, домой в лес. Стар я для таких приключений.
Не волнуйтесь, дедушка, мы все вместе соберем лепестки и разгадаем формулу благополучия.
Дети, а мы с вами отправляемся на поиски лепестков. Нам предстоит не легкий путь.
Задание №1. « Откуда берутся деньги?»
Из папиного кошелька или маминой сумочки.
И это правильный ответ стандартного ребенка-потребителя, коим до поры до
времени является каждый из нас в силу своего нежного возраста. Хорошо бы при этом понимать, что деньги — это труд наших родителей, их здоровье, их мастерство и их время. Кошелек и сумочка — последние звенья сложной цепочки. Пока ты сам не начнешь работать, ты никогда не узнаешь настоящую цену деньгам.
Вот какую байку рассказывают американские родители своим подрастающим
«Сын богатых родителей рос в благополучии и ни в чем не знал отказа. Что бы он ни попросил, ему покупали. Но он никогда не просил денег, потому что был еще маленьким. И вот однажды он пришел к отцу и попросил 10 долларов. « Тебе уже шестнадцать, — сказал отец, — пойди и заработай сам». Получив такой отказ, мальчик обиделся и пошел к маме. Она дала ему 10 долларов. Желая отомстить отцу за обиду, сын показал ему деньги и сказал: «Вот, заработал!» Папаша взял купюру и бросил ее в камин. 10 долларов сгорели мгновенно. От обиды мальчик чуть не плакал. « Ты не заработал эти деньги. Ты обманул меня», — сказал отец, — теперь ты тем более не получишь ни цента». На этот раз сын разозлился. Он пошел на бензоколонку и договорился, что будет помогать заправлять машины, пока не заработает 100 долларов. Со своими заработанными деньгами он опять пришел к отцу. Реакция отца поразила мальчика: тот взял деньги и без колебаний бросил их в огонь. Разъяренный сын бросился к камину и стал руками разгребать угли, чтобы спасти деньги. « Вот теперь я верю: эти деньги ты заработал. За них ты готов полезть в огонь, потому что ты теперь знаешь цену деньгам».
Прошу подняться на сцену двум ученикам. Сейчас вы получите карточки с вопросами. Вам необходимо ответить на вопросы.
Карточка №1. Какова для тебя цена денег?
Карточка №2. Как можно, применив свои способности и талант, сделать деньги?
Карточка №3. Какие полезные навыки ты мог бы приобрести, продавая газеты, подрабатывая мытьем машин?
Пока я сам не начну работать, я никогда не узнаю настоящую цену деньгам.
Способности и талант – это уникальный капитал, который можно использовать и конвертировать в деньги. Например, если я хорошо играю на гитаре, то могу: создать свою группу и выступать; могу научить любого желающего и т.д.
Полезные навыки: общения с людьми, профессиональные.
Пока наши участники будут готовиться, мы выполним следующее задание.
Задание №2. Здоровье – одна из самых больших ценностей жизни. Некоторым ученикам было дано домашнее задание и сейчас они проведут физкультурные минутки.
Сейчас вам ______________ покажет упражнения для поддержания всего организма.
Оздоровительная минутка «Упражнения животных»
«Жираф» – голова вверх-вниз, круговые движения вправо-влево.
«Осьминог» – круговые движения плечами назад – вперед, плечи поднять, опустить (оба вместе, затем по очереди).
«Птица» – руки поднять, опустить (как крылья), круговые движения назад – вперед.
«Обезьяна» – наклон вперед, круговые движения туловищем вправо-влево.
«Лошадь» – поднятие ног по очереди, сгибая в коленях.
«Аист» – подняться на носки, опуститься, круговые движения правой ногой, затем левой (по полу).
«Кошка» – понягивание всем телом, поднять вытянутую правую руку, а затем – левую.
Сейчас ____________ покажет упражнения для поддержания осанки.
Поставьте ноги вместе, руки опустите, спина прямая. Сделайте спокойно вдох и выдох, плавно поднимите руки вверх. Держите их ладонями друг к другу, пальцы вместе. Потянитесь всем телом. Вытягиваясь вверх, представьте крепкое, сильное деревце. Высокий, стройный ствол тянется к солнцу. Организм, как дерево, наливается силой, бодростью, здоровьем. Опустите руки и расслабьтесь. Упражнение выполнить 5 раз.
Сейчас ____________ покажет упражнения, которые помогают нашим глазам зорко видеть.
Гимнастика для глаз
Если глаза устали, выполните такие упражнения:
Зажмурьте глаза, а потом откройте их. Повторите 5 раз.
Делайте круговые движения глазами: налево- вверх – направо – вниз – направо – вверх налево – вниз. Повторите 10 раз.
Вытяните вперед руку. Следите взглядом за ногтем пальца, медленно отодвиньте обратно. Повторите 5 раз.
Посмотрите в окно вдаль 1 минуту.
Cтаринная русская пословица гласит: «Легче деньги прожить, чем нажить. Легче деньги нажить, чем сберечь».
Переходим к следующему заданию. Вам необходимо составить пословицы.
Ближняя копеечка дороже дальнего рубля.
Копейка рубль бережет.
Худо жить тому, у кого ничего нет в дому.
Долго спать с долгом вставать.
На дырявый кошелек денег не наберешься.
Денежка дорожку прокладывает.
Без копейки рубля не бывает.
Деньги – пух, только дунь на них – и нет.
Деньги – как навоз: если их не разбрасывать, от них будет мало толку.
Не спеши языком, спеши делом.
Голод не тетка, пирожка не подсунет.
Жюри оценивает правильность и быстроту по 3-х бальной системе.
Открываемая фраза формулы благополучия: «Экономия и накопление денег».
Задание №4. Интеллектуальное
Ребята, имейте в виду – вопросы будут необычные. Первый правильный ответ получает 1 балл.
Что случилось 31 февраля? Ответ: такого дня нет.
Что надо иметь, чтобы потратить? Ответ: деньги.
В каком учреждении можно хранить деньги? Ответ: в банке.
Что тяжелее: 1 кг пуха или 1 кг пятирублевых монет? Ответ: одинаково.
Практическое занятие № 1. На листе бумаги с соседом по парте написать или нарисовать то, что вам больше всего хочется в настоящее время. И посчитать минимальные затраты на свое желание. Все это должно быть в пределах размера карманных денег.
Давайте обсудим ваши рисунки и ответьте на вопрос, позволяют ли вам ваши карманные деньги осуществить желаемое? И если ваши запросы слишком велики, то что надо сделать для их реализации.
Я понимаю, что это может звучать очень странно, но если вы бежите сразу в магазин и покупаете то, что хотите, то ваше желание обходиться вам слишком дорого. Это не значит, что вы не будете ничего покупать. Может, и будете, но есть много способов получить желаемое. И гораздо дешевле , чем оно стоит.
Как позволить себе все, что хочется, на свои карманные деньги? Я думаю, что дело не в том, какой у человека доход, а в том, как он умеет определять то, что ему хочется.
Главное, начать с того, что именно вам не хватает и посмотреть, что в этом есть самого интересного? Потому что если вы это найдете, ваша жизнь начнет меняться. А не хватает большинству из нас денег только потому, что мы автоматически принимаем решения о покупках, и деньги уходят в неизвестном направлении.
Самый простой пример – пойти в школьную столовую или пойти в магазин и потратить свои карманные деньги на бесполезные траты (чипсы, сухарики и т.п.). Иметь отложенные деньги полезно, так как это сберегает душевное равновесие и позволяет экономить и приобретать. Иметь деньги, которые вы можете свободно тратить на свои личные нужды (кино, каток, кафе и т. д.), не менее важно. Вы пока не работаете, но родители Вам дают карманные деньги, дарят на день рождения.
«Литературный» конкурс (пословицы написаны на отдельных листах, которые разрезаны)
найти концовку к пословицам и поговоркам, начало которых у вас записано на карточках.
Копейка рубль (бережет)
Без копейки (рубля нет)
День что пух (только дунь на них их нет)
Не имей сто рублей (а имей сто друзей)
Деньги любят (счет)
Чем богаты (тем и рады)
Бедному собраться (только подпоясаться)
Не с богатством жить (а с человеком)
Богатство (разум рождает)
4. Подведение итогов урока.
Давайте вспомним, с какими новыми экономическими понятиями мы познакомились на уроке? : финансы, финансовая грамотность).
Выделить активных учащихся за правильные ответы .
Итак, сегодня на уроке мы с вами познакомились с важнейшими экономическими понятиями – финансы и финансовая грамотность. Хотелось бы сказать, что, на самом деле, каждому человеку не так уж много надо. Жаль, что это не все понимают. Все мы время от времени становимся заложниками рекламы. И все потому, что сами не знаем, что хотим.
Маленький доход – это всегда начало чего-то большого. Чтобы потом, когда денег станет больше, иметь четкое представление о том, что вам хочется!
Из какого аппарата выдаётся нам зарплата? (банкомат)
Вносят в кассу платежи. Что за фирма, подскажи? (банк)
Целевая аудитория
до 21 ноября участвуйте в ежегодном Всероссийском онлайн-зачете по финансовой грамотности
до 21 ноября учавствуйте в ежегодном Всероссийском онлайн-зачете по финансовой грамотности
Управление своими финансами. Личный и семейный бюджет. Как ставить и достигать финансовые цели. Финансовая подушка безопасности. Принципы осознанного потребления.
Главные принципы кредитования и ответственное отношение к взятым обязательствам. Сохранение и преумножение сбережений с помощью банковского вклада. Безопасное и выгодное использование банковских карт.
Основы страховой защиты для себя и близких. Страховые риски. Страховая ответственность. Как выбрать страховую компанию. Дополнительный доход при помощи страховки.
Что важно знать начинающему инвестору. Основные принципы инвестирования. Выбор финансовых инструментов для достижения цели. Как работает биржа, как выбрать посредника.
Правила ориентации в современном киберпространстве и главные свойства информации. Основы защиты своих данных при использовании электронных сервисов.
Бизнес и предпринимательство. Выбор идеи для бизнеса. Основы составления бизнес-плана. Ответственность и финансовые риски владельца бизнеса. Личные качества предпринимателя.
История денежной политики и финансовые интересы страны. Денежные реформы. Эмиссия. Банкноты и монеты в обращении: признаки подлинности и платежеспособности. Жизненный цикл денег.
Как работают налоговая и пенсионные системы. Виды имущественных налогов, как они рассчитываются, права и обязанности налогоплательщика. Понятие пенсии, принципы ее формирования и возможные варианты пенсионного обеспечения.
Правильный выбор и ориентация в мире профессий. Востребованность профессий финансиста, бизнес-информатика и педагога. Профессиональные требования к специалистам.
Выберите урок, дату и время в расписании или через каталог уроков
Зарегистрируйтесь на выбранный урок
Примите участие в уроке классом или индивидуально
Заполните форму отзыва после урока и получите сертификат участника на почту
Проект для педагогов и организаторов детского отдыха. Здесь можно найти развивающие игры, которые познакомят самых маленьких участников с основами финансовой грамотности и помогут учащимся старших классов закрепить свои знания, полученные на уроках.
Информационно-просветительский ресурс Банка России для широкой аудитории, а также для преподавателей финансовой грамотности. Здесь вы найдете понятные статьи про финансы, полезные сервисы и познавательные игры, методические рекомендации и готовые презентации для уроков.
Группа, в которой педагоги, методисты и волонтеры делятся лучшими практиками повышения финансовой грамотности, сценариями игр, викторинами и конкурсами, анонсами мероприятий, интерактивными уроками и другими интересными проектами.
На занятиях участники узнают, как безопасно и эффективно пользоваться банковскими услугами, выбирать финансовые инструменты, использовать современные онлайн-технологии и защищаться от мошенников.
Ключевые темы
Руководство для участников
Всероссийских осенних недель финансовой грамотности 2023
Все регионы Российской Федерации приглашаются присоединиться к
Всероссийской акции, провести просветительские и образовательные мероприятия
по финансовой грамотности в рамках Всероссийских осенних недель финансовой
грамотности.
Организаторы