- От классических до современных
- Образовательные технологии, педагогические приемы и методы обучения финансовой грамотности школьников и студентов спо. Формы
- БАЗОВАЯ СХЕМА ЗАНЯТИЙ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
- ПРИМЕР ПРАКТИЧЕСКОЙ ФИНАНСОВОЙ ЗАДАЧИ
- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ СПО
- ПРИМЕР СПИСКА МОДУЛЕЙ ДЛЯ 10-11 КЛАССОВ, СПО
- 2) ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
- 3) КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ
- ОСОБЕННОСТИ КЕЙСОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
- 4) ТЕХНОЛОГИЯ ТВОРЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ
- ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ СПО
- III. Ф ОРМЫ ЗАНЯТИЙ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
От классических до современных
Разбираемся в методах обучения и их классификации.
Иллюстрация: Катя Павловская для Skillbox Media
Редактор направления «Образование» Skillbox Media.
Из этой статьи вы узнаете:
В педагогике существует множество определений этого термина. Например, известный советский педагог Юрий Бабанский называл методом обучения «способ упорядоченной взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, деятельности, направленной на решение задач образования, воспитания и развития в процессе обучения». А советский и российский педагог Исаак Лернер в книге «Дидактические основы методов обучения» сформулировал это понятие так:
«Метод обучения является системой последовательных действий учителя, организующего познавательную и практическую деятельность ученика, устойчиво ведущую к усвоению им содержания образования, то есть к достижению целей обучения».
Определения могут различаться в деталях, но сходятся в принципиальных аспектах: метод обучения всегда подразумевает организованную деятельность учителя и ученика для достижения целей обучения.
Методы обучения меняются со временем, так как они тесно связаны с социальным, культурным, технологическим контекстом. Например, на самых ранних этапах развития человечества главенствовал метод подражания — юные члены первобытного сообщества наблюдали за старшими и таким образом учились создавать орудия труда, добывать еду и так далее. Появление языка дало возможность обучать потомков устно. Письменность, а затем книгопечатание надолго закрепили чтение книг как один из основных методов обучения. И конечно, изобретение компьютеров и интернета тоже сыграло свою роль в том, как люди учат и учатся.
Философы во все времена искали и практиковали наиболее действенные методы обучения. Например, Сократ стал родоначальником эвристического метода, в котором учитель не просто передаёт ученику знание, а с помощью специально выстроенной беседы помогает самостоятельно его отыскать. А французский гуманист Мишель Монтень в XVI веке пропагандировал индивидуализацию обучения, поощрял любознательность и самостоятельное изучение явлений природы.
Не стоит путать методы с приёмами. Каждый метод складывается из отдельных элементов — методических (или дидактических) приёмов. Например, лекция — это метод обучения, а запись ключевых тезисов на доске преподавателем и ведение конспекта студентом — приёмы.
Одни и те же приёмы могут реализовываться в разных методах. И в то же время разные учителя могут включать разные приёмы и их сочетания в одни и те же методы. Скажем, работа с книгой может состоять из таких приёмов, как чтение вслух, заучивание текста наизусть, поиск ответа на вопрос, описание иллюстрации и так далее.
С понятием метода связаны также понятия методики и методологии. В отличие от метода, приёмы внутри которого могут варьироваться, методика обучения подразумевает совокупность конкретных алгоритмов и правил. И если один метод могут использовать в разных концепциях обучения, то у методики есть определённая теоретическая основа. Часто методики бывают авторскими: например, девять событий преподавания Роберта Ганье или eduScrum Вилли Вейнандса.
А методология, согласно Философскому энциклопедическому словарю, — это «система принципов и способов организации и построения теоретической и практической деятельности, а также учение об этой системе». То есть в методологию образования будут входить и методы, и методики, и другие аспекты педагогической и учебной деятельности. Перевёрнутое обучение, например, — это, по сути, методология.
В педагогике до сих пор не существует общепринятого подхода к классификации и систематизации методов обучения. Вероятно, потому, что сам процесс обучения состоит из множества взаимосвязанных элементов, к тому же его надо рассматривать как со стороны преподавателя, так и со стороны учащегося.
Поэтому, пытаясь привести всё многообразие методов к определённой системе, исследователи выбирают различные основания для классификации:
Юрий Бабанский склонялся к целостному подходу и предложил свою систему, которая в какой-то степени объединяет все остальные классификации. Так, по концепции Бабанского, методы обучения делятся на три большие группы:
Стоит заметить, что названные методы — общие для всех дисциплин, однако на практике они могут принимать форму, наиболее подходящую для конкретного предмета. Например, если воспользоваться классификацией Лернера и Скаткина, репродуктивным методом может быть как повторение за учителем фраз на иностранном языке, так и проведение химического опыта по образцу.
Педагогика не стоит на месте и пополняется новыми методами и методиками обучения. От традиционных они отличаются, как правило, тем, что студент играет куда более выраженную, скорее даже центральную роль в процессе обучения. Иными словами, это методы активного обучения — в отличие от пассивной модели, ученик не просто слушает преподавателя или читает учебник, а сам ведёт познавательную работу. Кроме того, эти методы помогают развивать софт-скиллы, объединяют знания и навыки из разных дисциплин.
Расскажем о нескольких современных методах обучения детей и взрослых, которые стоит взять на заметку.
Проектный метод обучения отличается от классических тем, что учащиеся самостоятельно ставят цель и определяют пути её достижения, ищут, отбирают, обобщают и анализируют необходимую им информацию, а преподаватель выступает в роли консультанта. Для проекта нужна практическая задача (проблема), поиск информации по ней, проектирование решения и конечный продукт, который обычно оформляется в виде презентации. Завершается проект защитой. Проекты бывают:
Метод проектного обучения позволяет:
Работа над проектом может проходить как индивидуально, так и в группах, и второй вариант также поможет развивать у учащихся навыки коммуникации и кооперации. Задача преподавателя — скоординировать их работу, помочь распределить роли, если нужно, составить план действий и так далее.
В зависимости от дисциплины, которую вы преподаёте, кейс может быть правовым, предпринимательским, медицинским, отражать какую-то социальную проблему, историческое событие либо практическую рабочую задачу — вариантов масса. Обычно это реальные факты о сложной и неоднозначной ситуации, имевшей место в жизни. Задача учащихся — исследовать и проанализировать эту ситуацию, после чего предложить для неё решение, как будто она произошла сейчас. В процессе дети и взрослые учатся применять теоретические знания на практике, правильно оценивать факты и соотносить их со своими знаниями, аргументировать свою позицию.
Кадр: фильм «Умница Уилл Хантинг»
Обычно для кейса используются ситуации, которые не имеют единственно верного решения: например, одни и те же факты можно интерпретировать с точки зрения закона по-разному, поэтому похожие судебные споры можно решить вариативно в зависимости от того, чьи аргументы покажутся судье более убедительными, а при одних и тех же симптомах возможны разные медицинские диагнозы и протоколы лечения.
По тому, как учащийся строит аргументацию для решения кейса, преподаватель видит, правильно ли он рассуждает, всю ли необходимую учебную информацию задействует, корректно ли понимает её.
Кейсы могут быть индивидуальными и групповыми.
Это метод коллективного обсуждения темы, проблемы или задачи, который предполагает свободное высказывание своих идей участниками. Суть в том, что преподаватель задаёт тему дискуссии, объясняет цель (например, предложить как можно большее количество идей за 15 минут) и правила (не отвергать никакие идеи и не критиковать их до следующего этапа, но можно развивать идеи других участников). Озвученные в процессе идеи записываются, а затем совместно анализируются, чтобы выбрать наилучшее решение.
Этот метод развивает креативность, умение концентрировать внимание на конкретной задаче, взаимодействовать в группе, анализировать свои и чужие идеи. Относится к методам активного обучения.
В процессе использования этого метода достигаются такие педагогические задачи:
Это метод визуального представления какой-либо концепции, темы или проблемы, который помогает наглядно увидеть связи между её составляющими. Интеллект-карта представляет собой схему, в центре которой находится ключевая тема или задача, а от неё расходятся «ветви» связанных идей. Этот метод может пригодиться как для того, чтобы объяснить ученикам сложную тему, так и для коллективной или самостоятельной работы школьников и студентов — в процессе они учатся собирать, анализировать и систематизировать информацию.
Ролевые игры — это метод, который позволяет обучаться на собственном опыте с помощью определённым образом смоделированных ситуаций. Как предполагает название метода, учащиеся берут на себя некие роли. А учитель придумывает игровую ситуацию, сюжет и контролирует процесс игры. Ролевая игра помогает в безопасном контексте отработать разные сценарии поведения и взаимодействия, проявить навыки и умения, и этот метод широко применяется от дошкольного обучения до бизнес-тренингов.
Кадр: фильм «Общество мёртвых поэтов»
Деловая игра представляет собой сочетание анализа кейса и ролевой игры — это смоделированная профессиональная ситуация, в которой участники, принявшие определённые профессиональные роли, должны найти решение проблемы. Как правило, она используется для того, чтобы перевести теоретические знания в область практического применения.
Вот ещё несколько оригинальных подходов к обучению:
Методов обучения существует огромное множество, и исследователи сходятся во мнении, что среди них не бывает «плохих» и «хороших» — каждый будет более или менее действенным в разных образовательных контекстах. Нельзя сказать, например, что инновационные методы всегда эффективнее традиционных, а обучение на практике лучше теории — в каких-то образовательных ситуациях работа с учебником или лекция будут полезнее проектной работы или ролевой игры.
Юрий Бабанский сформулировал принцип оптимальности в выборе методов обучения, исходя из того, что каждый из них ориентирован на решение определённых педагогических и учебных задач. Поэтому педагогу, тренеру или методисту очень важно понимать преимущества и недостатки разных методов, чтобы применять их наиболее эффективно.
Кроме целей и задач обучения, на выбор методов влияют, конечно, особенности возрастного и индивидуального развития учащихся (детей и взрослых учат по-разному), прочие психологические факторы, особенности учебного курса и конкретной темы. Например, гуманитарные дисциплины предлагают больший простор в формулировании проблем для дискуссий, чем технические, а для развития командных навыков отлично подходит групповая проектная работа. Конечно, большое значение имеет и фактор времени — чтобы внедрить и постоянно использовать некоторые методы обучения, нужно гораздо больше времени и усилий, чем на применение более простых и привычных методов.
При использовании совсем новых, инновационных методов обучения важно полагаться не на моду и хайп, а на доказательный подход: брать в работу только то, эффективность чего доказана, или, по крайней мере, внедрять новые методы с осторожностью. Есть примеры, когда некогда очень популярные подходы не оправдывались. Например, так было с идеей учить людей в зависимости от их типа — аудиал, визуал или кинестетик.
Больше интересного про образование в — нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!
Жизнь можно сделать лучше!Освойте востребованную профессию, зарабатывайте больше и получайте от работы удовольствие. А мы поможем с трудоустройством и важными для работодателей навыками.
Образовательные технологии, педагогические приемы и методы обучения финансовой грамотности школьников и студентов спо. Формы
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ,
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ
ОБУЧЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ СПО.
ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ
БАЗОВАЯ СХЕМА ЗАНЯТИЙ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
ШАГ 1: Предъявление практической финансовой задачи.
ШАГ 2: Анализ практической финансовой задачи и
выявление проблемы, заложенной в практической задаче.
ШАГ 3: Постановка учебной задачи.
ШАГ 4:Освоение учебного материала финансовой
грамотности (решение учебной задачи).
ШАГ 5:Решение практической финансовой задачи.
ШАГ 6: Рефлексия, перенесение способа решения
практической задачи на подобные задачи и по возможности
другой класс задач.
2
ПРИМЕР ПРАКТИЧЕСКОЙ ФИНАНСОВОЙ ЗАДАЧИ
5-7 КЛАССЫ, Расходы семейного бюджета
Представьте, что ваша семья
планирует бюджет на следующий
месяц. Доходы вашей семьи
составляют 50 тыс. р. На
семейном совете вами был
составлен список всего
желаемого, и обнаружилось, что
именно в следующем месяце
предстоит очень много
дополнительных трат (этот
список оказался на 60 тыс. р.),
отказаться от которых очень
сложно. Как решить данную
проблему, чтобы не ущемлять
членов семьи?
Расходы:
Коммунальные услуги – 4 тыс. р.
Продукты питания – 11 тыс. р.
Оплата кредита – 6 тыс. р.
Покупка сезонной одежды – 6 тыс. р.
Закупка для школы – 1 тыс. р.
Посещение кинотеатра и кафе семьей – 2 тыс. р.
Оплата бассейна для детей – 2 тыс. р.
Покупка нового чайника – 1 тыс. р.
Карманные деньги для детей – 3 тыс. р.
Покупка проездных карт – 2,2 р.
Празднование дня рождения папы – 6 тыс. р.
Поездка на экскурсию с классом в другой город – 1 тыс. р.
Покупка предметов личной гигиены и бытовой химии – 1,8 р.
Ремонт автомобиля – 4 тыс. р.
Покупка нового шкафа – 4 тыс. р.
Текущие мелочи – 5 тыс. р.
Подарок на свадьбу двоюродной сестры – 5 тыс. р.
3
9 класс, Банковский вклад
Александру Гумилеву в наследство от бабушки досталась половина квартиры в
соседнем городе. Он продал эту часть второму наследнику за 1 500 000 р. Наследство
было неожиданным. Александр не хотел сгоряча принимать решение, как лучше
распорядиться деньгами. Решил пока сделать банковский вклад, но был в
растерянности, так как не знал, в какой именно банк следует обратиться. Тем более
что недавно закрылся достаточно крупный банк, в одном из которых хранил свои
сбережения друг Александра – Михаил. Свои сбережения он так и не смог вернуть.
Какому банку может доверить деньги Александр, чтобы не попасть в такую же
неприятную ситуацию, как Михаил?
4
10-11 класс, тема: «Какие бывают налоги и зачем они нужны»
Представим, что вы устроились на работу с заработной платой 30 тыс.
р., у вас есть автомобиль «Лада – Калина, 2012 г. выпуска и ваша
бабушка переписала на вас квартиру 30 кв.м. в вашем городе и 1/2
земельного участка в дачном поселке. Какую сумму всех налогов вы
будете платить за год и как лучше их встроить в свой бюджет?»
Список амбассадоров и рекомендации по взаимодействию с ними
5
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ СПО
1) Модульная технология обучения:
– учебный материал разбит на модули;
– каждый модуль объединен общим содержание и
практической задачей или группой практических задач;
– изучение учебного материала имеет логическое начала –
проблему в области личных финансов и логическое
завершение – решение проблемы (или группы проблем,
освоение способа решения подобного рода проблем);
– завершение изучение модуля может проходит в
различных формах презентации учебных достижений.
6
ПРИМЕР СПИСКА МОДУЛЕЙ ДЛЯ 10-11 КЛАССОВ, СПО
• Банки: чем они могут быть вам полезны в
жизни
• Страхование
• Фондовый рынок
• Собственный бизнес
• Пенсионное обеспечение
• Налоги
• Риски в мире денег
Список амбассадоров и рекомендации по взаимодействию с ними
7
2) ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и
усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется
самоуправление поведением.
По характеру педагогической деятельности и ее целям:
1) Обучающие (оформление договора вклада)
2) Тренинговые (выбор страховой компании)
3) Обобщающие (разработка долгосрочного финансового плана)
4) Контролирующие (презентация проектов собственного бизнеса)
По игровой технологии:
1) Настольные (игра «Не в деньгах счастье»)
https://www.youtube.com/watch?time_continue=6&v=wqD6Yhsb7JA (фильм №1)
2) Интеллектуальные (Что? Где? Когда?)
3) Деловые (разработка идеальной модели пенсионной системы)
4) Имитационно-ролевые (взаимодействие с различными финансовыми организациями в
меняющихся условиях): кейс-игра для профильной смены
https://www.youtube.com/watch?v=-cRh56NA-4Q (фильм №2)
Много игр: вашифинансы.рф, http://edu.pacc.ru.
8
3) КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ
Кейс-технология – это интерактивная технология обучения, на основе
реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на
освоение знаний, сколько на формирование у учащихся новых качеств
(способов деятельности) и умений.
Например:
Представьте, что вы уже окончили институт, начали работать и хотели бы купить
свое жилье. Но у вас в наличии только 200 тыс. р. Квартира, которую вы
присмотрели, стоит 2 млн р. Что будете делать, чтобы решить данную проблему
без обращения к родителям и друзьям, самостоятельно?
Представьте, что вам уже 30 лет, вы работаете по трудовому договору и
получаете заработную плату 20 тыс.р. Именно сейчас вы решили определиться
со своими пенсионными накоплениями и способом их управления. Какую
стратегию увеличения своих доходов на пенсии вы сейчас разработаете, чтобы
после выхода на пенсию иметь достаточный уровень жизни
9
ОСОБЕННОСТИ КЕЙСОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
• Направлены на исследование и разработку решений относительно
будущих возможных событий, а не уже свершившихся;
• Имеют ярко выраженный личностно-значимых характер;
• Вариант решения зависит от личных предпочтений и финансовых
установок обучающегося;
• Имеют большой воспитательный потенциал (формирование
ценностей грамотного финансового поведения).
Список амбассадоров и рекомендации по взаимодействию с ними
10
4) ТЕХНОЛОГИЯ ТВОРЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ
Мастерская – это технология, при которой учитель – мастер вводит
своих учеников в процесс познания через создание эмоциональной
атмосферы, в которой ученик может проявить себя как творец.
Особенности:
– знания не даются (не предъявляются в готовом виде), а
выстраиваются самими учениками в паре или группе с опорой на
свой личный опыт, или новые знания ими добываются
самостоятельно;
– учитель – мастер направляет, предоставляет ученикам
необходимый материал в виде заданий и возможных способов их
выполнения;
– Должен быть материализованный конечный продукт учебной
деятельности (плакат, фильм, сказка, рассказ, манифест, театральная
постановка и др.)
11
Например:
Представим, что вчера вечером ваша бабушка пришла к родителям за советом. Она
рассказала, что ее подруга Виолетта Владимировна вложила в компанию «Процветай»
свою пенсию 10 тыс. р. и ей пообещали через месяц вернуть 15 тыс. р. Причем их общая
знакомая уже носила туда деньги и получила их обратно с хорошей прибавкой. К тому же
эта компания предлагала не забирать деньги через месяц, а оставить на год, обещая
вернуть через год 80 тыс. р. Бабушка сняла 30 тыс. р. своих сбережений и уговаривала
маму тоже вложить свои деньги.
О какой проблеме идет речь? Как вы посоветуете поступить бабушке и маме?
В такой ситуации могут оказаться и другие пенсионеры. Давайте им поможем разобраться
в ситуации и не стать жертвами мошенников.
Подготовьте свое предостережение для людей, находящихся в подобной ситуации.
• Группа №1: в форме сказки или рассказа (художественная форма) – не более
1 стр.
• Группа №2: в форме (социальной рекламы на радио) – 1-2 минуты.
• Группа №3: в форме заметки в газете или журнале – не более 1 стр.
• Группа №4: выступления на заседании клуба пенсионеров – 1-2 мин.
• Группа №5: просветительского плаката: формат А3.
12
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ СПО
• Педагогические приемы, используемые при обучении ФГ
– использование актуальной для обучающегося тематики (например, для
подростков тему вкладов);
– использование инфографики (схемы, таблицы, мультфильмы);
– использование сайтов для поиска информации, ее интерпретации;
– привлечение знаний из других областей знания (например, из истории,
географии, литература);
– театрализация, использование художественных образов;
– включение духа соревнования в учебную деятельность (кто больше
заработает, кто больше сэкономит и др.);
– моделирование содержания темы (позволяет удерживать общий смысл);
– анализ материалов СМИ
13
–
Исправление ошибок в тексте финансового характера;
Создание какого-то творческого продукта своими руками (деньги, плакаты и др.)
Подбор иллюстраций к финансовой проблеме;
Подбор афоризмов, цитат, пословиц и поговорок;
Разработка алгоритмов финансового поведения;
Придумывания проблемных ситуаций (как положительных, так и отрицательных);
Анализ (и или поиск) финансовых вопросов (тем, моделей поведения) в фильмах,
мультфильмах, литературе;
Трансформация финансового текста в таблицу, график, диаграмму;
Написание эссе;
разработка вопросов, заданий для других команд.
Список амбассадоров и рекомендации по взаимодействию с ними
14
• Методы обучения, используемые при обучении ФГ
Определяются:
– Целью обучения;
– Способом усвоения учебного материала;
– Характером взаимодействия учеников.
Методы обучения финансовой грамотности (по характеру учебной
деятельности):
Репродуктивные методы:
– рассказ учителя по финансовой тематике,
– рассказ-беседа с актуализацией опыта учащихся
– Работа с учебным текстом (смысловое чтение, пересказ)
– Иллюстрация /демонстрация финансовых явлений и процессов
– Решение репродуктивных тестов, задач, заданий
15
Продуктивные методы:
– Проблемно-поисковые (найти способ решения проблемы,
найти ответ на практическую задачу);
– Исследовательско-поисковые (проведение соцопросов,
замеров, наблюдений, расчетов и др.)
– Проектные (создание проекта в области личных, семейных
финансов; финансовые расчеты других проектов; управление
проектом);
16
Проблемные задачи и ситуации, квесты, игры и викторины
http://www.financialfootball.ru
https://cashgo.ru
https://money-island.biz
https://teachbanzai.com
http://fgramota.org
Обучающие мультфильмы по финансовой грамотности
1.https://www.youtube.com/watch?v=8hQXvcOFRMg
Мультфильм о стратегиях инвестирования «Как размножаются деньги»
расскажет о том, как добываются деньги и главное, как правильно их
тратить.
2. https://www.youtube.com/watch?v=sCDrF1wQZ6s
«Азбука финансовой грамотности для детей» от полюбившихся
сказочных персонажей – смешариков.
3. https://www.youtube.com/watch?v=F5n821NyBRM
«Азбука денег тетушки Совы» расскажет малышам о семейном бюджете.
ИНТЕРАКТИВНЫЙ МУЛЬТ-СЕРИАЛ
для детей в возрасте
от 8 до 12 лет
(2-7 классы)
МОНЕТКИНЫ
Обучение основам ведения бюджета
https://монеткины.рф
для учащихся
2-8–х классов
Финзнайка
Социальная он-лайн игра
https://финзнайка.рф
для учащихся
5-9-х и 10-11–х классов
Понимаю финансовый договор
Интерактивный практикум
для учащихся
8-9-х и 10-11–х классов
и для взрослых
https://intpract.oc3.ru/
Организация проектной деятельности по ФГ
Проектная деятельность – обязательная
составляющая основного и среднего общего
образования
Направления
проектной
деятельности:
исследовательское, инженерное, прикладное,
информационное,
социальное,
игровое,
творческое, конструкторское
Из требований ФГОС ООО, ФГОС СОО
III. Ф ОРМЫ ЗАНЯТИЙ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
Виды учебной деятельности
По характеру взаимодействия
учащихся
Коллективная
Групповая
Индивидуальная
По содержанию учебной
деятельности
Учебно-практическая
Учебно-исследовательская
Учебно-проектная
Учебно-управленческая
28
Лекция-беседа
Проблемный семинар
Проектный семинар
Практикум
Учебная игра
Экскурсия
Презентация учебных достижений
29