МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ФИНАНСОВО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА УЧЕБНЫЙ КОМПЛЕКТ ПО МАТЕМАТИКЕ СТАРШАЯ ГРУППА

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ФИНАНСОВО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА УЧЕБНЫЙ КОМПЛЕКТ ПО МАТЕМАТИКЕ СТАРШАЯ ГРУППА Финзачет

Государственное образовательное учреждение

высшего образования Московской области

Московский государственный областной Университет

Методы, приемы и средства обучения дошкольников финансово-экономической грамотности

Тикушина Светлана Евгеньевна

Методы, приемы и средства обучения экономическому воспитанию старших дошкольников

На современном этапе развития экономических отношений проблема низкой финансовой грамотности в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экономического сознания, культуры сбережения. Человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным: научиться уважительно относиться к труду, раскрыть понятие «деньги», способы их применения, развивать навыки взаимопомощи и общения и т.д. Т.о. формирование основ финансовой грамотности необходимо начинать в детском саду со старшего дошкольного возраста.

Именно в дошкольном возрасте у детей приобретается первичный опыт ориентировки в элементарных экономических явлениях, формируется основа в создании будущего экономического мышления. В этот период закладывается позитивное отношение к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. Ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнает, что такое «мое», «твое», «обмен», «деньги», «цена», «дорого», «дешево», «купить», «заработать». Дети быстрее познают современный «цифровой» мир, лучше адаптируются к нему.

Успех формирования основ финансовой грамотности у детей во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки.

Деятельность ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в следующем сочетании: педагог-воспитанник, воспитанники-родители.

Методы и приемы обучения дошкольников

основам финансовой грамотности:

включает в себя: комплексно-тематические занятия, сюжетно-ролевые, дидактические, настольные игры, интеллектуальные игры и развлечения. Участвуя вместе со взрослым в решении проблемной ситуации, ребенок приобщается к экономической действительности, учиться думать, ориентироваться в окружающем, проявлять инициативу, высказывать собственную и принимать чужую позицию, растет и реализуется его творческий потенциал. Решение логических и арифметических задач, задач-шуток, выполнение задания по рисунку, повышает интерес ребенка к экономическим знаниям, учит видеть за названиями и терминами жизнь, красоту мира вещей, природы, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений.

Занятия по ручному труду являясь продуктивным видом деятельности представляют собой большие возможности для формирования основ экономического мышления.

детей прежде всего направлено на формирование познавательных и творческих способностей. Математические знания можно рассматривать как основу развития у старших дошкольников элементарных экономических представлений.

Метод проектной деятельности, основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, развивает у детей познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества. Под проектом понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое.

В дидактических играх уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки.

в сюжетно-дидактические игры поможет сделать экономику понятной. Дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике: моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др.

Овладение экономическим содержанием осуществляется в процессе чтения художественной литературы. Сказка – литературный жанр с огромными дидактическими возможностями. Чтение стихов, сказок, заучивание пословиц и поговорок воспитывает у детей лучшие нравственные качества. Многие пословицы и поговорки в обобщенной форме содержат идеи экономической целесообразности, нравственных ценностей, отношения к труду. Чтение художественной литературы способствует выделению мотивации и поступков героев и характеристике их действий, формирует словарь детей, а главное – даст объяснение многим непонятным экономическим явлениям.

включает в себя анкетирование с целью выявления проблемы; проведение консультаций по ознакомлению родителей с необходимостью воспитывать у детей экономическое начало; проведение родительских собраний для выявления трудностей в усвоении детьми или родителями экономических знаний; проведение совместных праздников и развлечений повышают интерес, доставляют радость, оживляют путь познания сложных экономических явлений.

Для организации изучения основ финансовой грамотности должна быть

создана развивающая среда с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов. Для изучения основ финансовой грамотности решающее значение имеют средства обучения.

Общепринято их деление на:

– демонстрационные (применяемые взрослыми) и раздаточные (используемые детьми); визуальные (для зрительного восприятия);

– аудиальные (для слухового восприятия); аудиовизуальные (для зрительно-слухового восприятия); естественные (натуральные) и искусственные (созданные человеком);

– реальные (существующие) и виртуальные (не существующие, но возможные) и др.

В первую очередь рекомендуется использовать средства, направленные на развитие деятельности детей:

– чтения (восприятия) художественной литературы (книги для детского чтения, в том числе аудиокниги, иллюстративный материал);

– познавательно-исследовательской (натуральные предметы для исследования,

макеты, карты, модели, картины и др.);

– игровой (игры, игрушки); трудовой (оборудование и инвентарь для разных видов труда);

– коммуникативной (дидактический материал, электронные образовательные ресурсы);

– продуктивной (оборудование и материалы для лепки, аппликации, рисования и конструирования);

– музыкально-художественной (детская музыка, музыкальные инструменты,

дидактический материал и др.);

– двигательной (оборудование для ходьбы, бега, ползания, лазанья, прыгания, занятий с мячом и другими предметами).

Анализируя все вышеизложенное, можно сделать вывод о необходимости планомерного экономического воспитания детей. Для достижения высоких результатов по формированию основ экономической грамотности у дошкольников, целесообразно проводить данную работу не только в дошкольных учреждениях, но и в семье.

Содержание
  1. Методика обучения финансовой грамотности детей в разных возрастных группах ДОУ
  2. Публикация «Методика обучения финансовой грамотности детей в разных возрастных группах ДОУ» размещена в разделах
  3. Прикреплённые файлы
  4. Публикация «„Технологии и методы формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста“, Консультация для педагогов ДОУ» размещена в разделах
  5. Для изучения основ финансовой грамотности важное значение имеют средства обучения
  6. Педагогам ДОУ рекомендуется активно внедрять и использовать средства, носящие интерактивный характер в диалоговом режиме, как взаимодействие ребенка и соответствующего средства обучения, поскольку наличие обратной связи значительно повышает эффективность изучения. Интеграция должна осуществляться гармонично, объединяя различные предметы для того, чтобы внести целостность в познание дошкольником окружающего мира, в том числе его экономической и финансовой областей.
  7. Публикация «Основные формы работы с дошкольниками по формированию основ финансовой культуры и экономического мышления» размещена в разделах

Методика обучения финансовой грамотности детей в разных возрастных группах ДОУ

Галина Иващенко Методика обучения финансовой грамотности детей в разных возрастных группах ДОУ

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Оно неотделимо от ребенка с самых ранних лет его жизни. Малыши рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже и других финансово-экономических отношениях. Обучение, осуществляемое с помощью игры, естественно для дошкольника. Его целью является не только расширение экономического кругозора дошкольника, но и возможность дать ему представления о таких экономических качествах. как бережливость, трудолюбие, хозяйственность. Поэтому в презентации я разбила детей по возрасту : младший и старший. Детей обучают от простого к более сложному. Постарайтесь объяснить ребёнку, что товар в магазине- это результат труда многих людей, поэтому он стоит денег, а цена -это количество денег, которое надо отдать. Развивайте познавательный интерес и бережное отношение к природным ресурсам. Существуют игровые персонажи, с помощью которых ребёнок вовлекается в ситуацию. Это Рублик, кот Белобок, Денежка, пёс по имени Мани.

Публикация «Методика обучения финансовой грамотности детей в разных возрастных группах ДОУ» размещена в разделах

Буду рада, если презентация “Методика обучения детей финансовой грамотности ” заинтересует Вас.

Прикреплённые файлы

Расскажите коллегам и друзьям!

Всего комментариев: 3.

Для просмотра комментариев


МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ФИНАНСОВО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА УЧЕБНЫЙ КОМПЛЕКТ ПО МАТЕМАТИКЕ СТАРШАЯ ГРУППА

В процессе организации образовательной деятельности по изучению основ финансовой грамотности рекомендуется использовать как традиционные, классические формы (игра, беседа, чтение, экскурсии, наблюдения и др., так и современные (проектная деятельность, ситуационные задачи, мастерские, викторины и конкурсы, театрализованные постановки и др.). Все формы носят интегративный характер, позволяют развивать разные виды деятельности дошкольников.

Публикация «„Технологии и методы формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста“, Консультация для педагогов ДОУ» размещена в разделах


МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ФИНАНСОВО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА УЧЕБНЫЙ КОМПЛЕКТ ПО МАТЕМАТИКЕ СТАРШАЯ ГРУППА

Ведущим видом деятельности дошкольников является игра. Игра – одна из самых предпочтительных форм для формирования основ финансовой грамотности. Тематика таких игр может быть очень разнообразной: «Мы идём в магазин», «Шаги к успеху», «Занять и одолжить», «Копим и сберегаем», «Выбираем самое важное», игра-соревнование «Мои домашние обязанности», «Супермаркет» и пр.


МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ФИНАНСОВО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА УЧЕБНЫЙ КОМПЛЕКТ ПО МАТЕМАТИКЕ СТАРШАЯ ГРУППА

Тематические стенды, фотовыставки с наглядным и консультативным материалом по различным вопросам. Например:«Советуют специалисты», «Школа для родителей», «Учимся бережливости», «Деньги будущего», «Деньги: какие они были и какие стали» и др.


МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ФИНАНСОВО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА УЧЕБНЫЙ КОМПЛЕКТ ПО МАТЕМАТИКЕ СТАРШАЯ ГРУППА

В обучении дошкольников финансовой грамотности могут быть использованы следующие современные технологии.

Проектная деятельность позволяет детям самостоятельно или совместно с взрослыми открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путем, анализировать его и преобразовывать. С помощью проектов дети осваивают новые понятия и представления о мире личных и семейных финансов. Примерные темы проектов, позволяющих формировать основы финансовой грамотности дошкольника: «Копейка – рубль бережёт», «Юный финансист», “Финансовые знания -залог успеха”.


МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ФИНАНСОВО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА УЧЕБНЫЙ КОМПЛЕКТ ПО МАТЕМАТИКЕ СТАРШАЯ ГРУППА

Ситуационные задачи – обучение на примере разбора конкретной ситуации. Развитие ребенка-дошкольника предполагает организацию включения его в череду разнообразных, меняющихся ситуаций, которые позволяют узнавать что-то новое о людях, семье, обществе, мире экономики и финансов. Ребенок учится предвидеть последствия собственного поведения, анализировать причины того или иного развития событий, что активизирует у ребенка познавательный интерес и формирует определенный опыт.

Образовательные ситуации можно разделить на следующие виды: ситуации морального выбора; ситуации общения и взаимодействия; проблемные ситуации; игровые ситуации; практические ситуации по интересам детей и др.

Мастерская в первую очередь является формой организации продуктивной деятельности, однако в силу ярко выраженного интегративного характера позволяет развивать двигательную (мелкую моторику, социально-коммуникативную, познавательно-исследовательскую, трудовую деятельность, речевое и физическое развитие. Такая работа может стать более эффективной, если привлекать к участию в ней родителей.

Викторины и конкурсы можно рассматривать как своеобразные формы познавательной деятельности с использованием информационно-развлекательного содержания. Происходит интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое и физическое развитие. Примерами викторины могут быть: «Разумные траты сказочных героев», «Угадай профессию», «Угадай вид труда» и пр.

Театрализованные интерактивные мини-постановки (обучающие сказки) имеют особое значение для социализации и развития дошкольника. Эта форма может успешно использоваться для закрепления пройденных понятий: работать и зарабатывать, деньги, желания и потребности, тратить, расходовать, экономить, беречь, откладывать, копить, сберегать, план, планировать, занимать, долг и пр.

Теория решения изобретательских задач. Умелое использование воспитателем приемов и методов данной технологии позволяет развить у дошкольников творческое воображение, диалектическое мышление, учит их мыслить системно с пониманием происходящих процессов. Исходным положением данной концепции по отношению к дошкольнику является принцип природосообразности обучения.


МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ФИНАНСОВО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА УЧЕБНЫЙ КОМПЛЕКТ ПО МАТЕМАТИКЕ СТАРШАЯ ГРУППА

Моделирование. Одним из наиболее перспективных методов освоения финансовой грамотности является моделирование, поскольку мышление старшего дошкольника отличается предметной образностью и наглядной конкретностью. Этот метод открывает перед педагогом ряд дополнительных возможностей в интеллектуальном развитии ребенка, в том числе и в ознакомлении с окружающим миром.

Для изучения основ финансовой грамотности важное значение имеют средства обучения

Демонстрационные – применяемые взрослыми;

Раздаточные – используемые детьми;

Визуальные – для зрительного восприятия;

Аудиальные – для слухового восприятия;

Аудиовизуальные – зрительно-слухового восприятия;

Естественные – натуральные;

Искусственные – созданные человеком;

Реальные – существующие;

Виртуальные – не существующие, но возможные.


МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ФИНАНСОВО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА УЧЕБНЫЙ КОМПЛЕКТ ПО МАТЕМАТИКЕ СТАРШАЯ ГРУППА

При знакомстве с финансовой грамотностью, организации сюжетно-ролевых игр можно использовать макеты объектов, предметов, связанных с данной темой, например, магазин “Пятёрочка”, зданий банков и т. д. У многих педагогов есть значимая практика в данном направлении.

Педагогам ДОУ рекомендуется активно внедрять и использовать средства, носящие интерактивный характер в диалоговом режиме, как взаимодействие ребенка и соответствующего средства обучения, поскольку наличие обратной связи значительно повышает эффективность изучения. Интеграция должна осуществляться гармонично, объединяя различные предметы для того, чтобы внести целостность в познание дошкольником окружающего мира, в том числе его экономической и финансовой областей.


МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ ОБУЧЕНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ФИНАНСОВО ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА УЧЕБНЫЙ КОМПЛЕКТ ПО МАТЕМАТИКЕ СТАРШАЯ ГРУППА

Елена Солохина Основные формы работы с дошкольниками по формированию основ финансовой культуры и экономического мышления

1 слайд- Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике.

2-й – Финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни. Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи : сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая таким образом первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне.

Публикация «Основные формы работы с дошкольниками по формированию основ финансовой культуры и экономического мышления» размещена в разделах

3-й – Формирование общей культуры личности детей – задача федерального государственный образовательного стандарта дошкольного образования. Она включает и экономическую или (финансовую) культуру. Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, рачительность, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности).

4-й – Сущность экономического воспитания заключается не в организации специального обучения экономике, а в обогащении разных видов детской деятельности экономическим содержанием. Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию предпосылок формирования реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным.

5-й – Успех формирования финансовой грамотности у детей во многом зависит от того, какие формы работы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки. Использование разнообразных форм дает педагогу возможность проявить творчество, индивидуальность и в то же время, что особенно важно, сделать процесс познания экономики интересным, доступным.

Главное — говорить ребенку о сложном мире экономики на языке, ему понятном. Поэтому приоритет закрепляется за такими формами, которые интересны, эффективны в плане познавательного и личностного развития, действенны и значимы для ребенка, способствуют саморазвитию личности, формированию финансовой грамотности и экономического мышления.

6-й – В процессе организации образовательной деятельности по изучению основ финансовой грамотности используются как традиционные, классические формы (игра, беседа, чтение, экскурсии, наблюдения, театрализованные постановки и др., так и современные (проектная деятельность, ситуационные задачи, мастерские, викторины и конкурсы). Все формы носят интегративный характер, позволяют развивать разные виды деятельности дошкольников.

7-й – Игра. Ведущим видом деятельности дошкольников является игра. Использование игры эффективно при организации коммуникативной, познавательной, двигательной деятельности. Это одна из самых предпочтительных форм для формирования основ финансовой грамотности. Тематика таких игр может быть очень разнообразной.

8-й – Игра-праздник «Русская ярмарка», «Где что купить?», «Выбираем самое важное», «Денежкин домик», «Как потопаешь, так и полопаешь», «Что создается трудом»

• Игра-соревнование «Мои домашние обязанности», «Супермаркет», «Кому, что нужно для работы» и др.

• Игры- путешествия с применением ИКТ При помощи компьютера дети могут совершить виртуальные путешествия, побывать в различных музеях в разных уголках Земли, понаблюдать за деятельностью представителей знакомых и незнакомых профессий. Так же можно устроить реальное путешествие по детскому саду с целью познакомиться с профессиями сотрудников.

• В дидактических, настольных играх уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки. Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения знаний.

• Интеллектуальные игры, викторины хорошо использовать в качестве итоговых мероприятий по нескольким темам. Интеллектуальная игра позволяет в игровой – соревновательной форме подвести итог по изученному материалу, обобщить и систематизировать знания, провести анализ насколько хорошо дети усвоили материал. Примерами викторины могут быть: «Разумные траты сказочных героев», «Угадай профессию», «Угадай вид труда» и пр.

Основной принцип в организации игровой деятельности – это тематический подход. « Игра в одной теме» помогает поэтапно вводить ее содержание в воспитательно-образовательный процесс. Взаимосвязано проходят ролевые игры: «Рекламное агентство», «Фермерская ярмарка», «Супермаркет». Дети учатся планировать свою деятельность, действовать сообща и договариваться. Что особенно ценно, у них появляется интерес к новым, современным профессиям. На занятиях поддерживается этот интерес, формируется желание работать красиво, быстро, как «мастер своего дела». Это дает свои положительные плоды в будущем.

• Одной из современных и увлекательных форм работы с детьми по формированию финансовой грамотности является Квест – игра, в основе которой лежит проблемно – поисковый метод, что сближает её с развивающим обучением. Дети не только овладевают необходимыми представлениями, умениями и навыками, но и учатся самостоятельно мыслить, принимать решения, учатся отстаивать свою точку зрения, пытаются самостоятельно придумывать объяснения, т. е. добывают знания самостоятельно.

9-й – Чтение художественной литературы, пословиц, отгадывание загадок могут быть использованы при реализации всех образовательных областей. Чтение – является основной формой восприятия художественной литературы. Особое место занимает работа над народными сказками. Ведь народные сказки – это кладезь векового экономического опыта народа. Например, работая над сказкой «Колобок» дети познакомятся с такими экономическими категориями, как труд, изделие; «Терем – теремок» – труд, разделение труда, польза, выгода; «Морозко» – награда, расплата, убытки и т. д. В сказках экономическое содержание развертывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, решение которых развивает логику, самостоятельность, нестандартность мышления, коммуникативно-познавательные навыки.

11-й – Тематические стенды, фотовыставки с наглядным и консультативным материалом по различным вопросам. Например, «Торговые предприятия», «Советуют специалисты», «Школа для родителей», «Поход в магазин», «Учимся бережливости», «Деньги будущего», «Деньги: какие они были и какие стали» и др. Дошкольники готовят рисунки на тему «Деньги будущего», придумывают, какие должны быть деньги, какой формы, что на них должно быть нарисовано и какие защитные признаки должны иметь банкноты. Рисунки дошкольников будут размещены на специальном стенде, который смогут просматривать родители.

12-й – Проектная деятельность позволяет детям самостоятельно или совместно с взрослыми открывать новый практический опыт, добывать его экспериментальным, поисковым путем, анализировать его и преобразовывать. С помощью проектов дошкольники осваивают новые понятия и представления о мире личных и семейных финансов. Примерные темы проектов, позволяющих формировать основы финансовой грамотности дошкольника : «Трудиться полезно и почетно», «Наше богатство – формируем представление об истинных ценностях и богатстве человека».

13-й – Ситуационные задачи – обучение на примере разбора конкретной ситуации. Эта новая технология лучше учит решать возникающие проблемы с учетом конкретных условий и фактической финансовой информации. Развитие ребенка-дошкольника предполагает организацию включения его в череду разнообразных, меняющихся ситуаций, которые позволяют узнавать что-то новое о людях, семье, обществе, мире экономики и финансов. Ребенок учится предвидеть последствия собственного поведения, анализировать причины того или иного развития событий. Усложняясь, такие ситуации, как правило, позволяют активизировать у ребенка познавательный интерес, а также сформировать определенный опыт.

практические ситуации по интересам детей.

Источником для разработки ситуационных задач, как формы образовательной работы с дошкольниками, может послужить многое: факты из окружающей жизни, художественная литература, рассказы людей, средства массовой информации и др.

14-й – Мастерская– это форма организации продуктивной деятельности, однако в силу ярко выраженного интегративного характера позволяет развивать социально-коммуникативную, познавательно-исследовательскую, трудовую деятельность, речевое и физическое развитие. Такая работа может стать более эффективной, если привлекать к участию в ней родителей. Дошкольники готовят рисунки, лепят из пластилина, теста, глины, вырезают из цветной бумаги или клеят «деньги будущего», рисуют «Моя будущая профессия», «Мои добрые дела». Создают рекламные буклеты и поделки «Мой товар на ярмарку», «Игрушка своими руками». При этом важно приучить ребенка к самостоятельности: сам придумал и сам слепил, склеил, вырезал и т. д. (но, не отказывая ему в поддержке и помощи).

15-й – Театрализованные постановки (обучающие сказки) имеют особое значение для социализации и развития дошкольника. Эта форма может успешно использоваться для закрепления пройденных понятий: работать и зарабатывать деньги, желания и потребности, тратить, экономить, беречь, откладывать, копить, сберегать, планировать, занимать, долг и пр. Участие детей в театрализованных постановках позволяет осуществлять образование и развитие по всем направлениям: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое.

Все перечисленные выше формы работы с дошкольниками по формированию основ финансовой культуры и экономического мышления позволяют сформировать у детей представление об экономике и тем самым повысит уровень их компетентности в вопросах потребительства и укрепления экономических знаний в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Спасибо за внимание

МБДОУ ЦРР – «Детский сад №125»

Практические методы и приемы по формированию финансовой грамотности дошкольников

(консультация для педагогов)

Бахметьева Ольга Викторовна,

Для того, чтобы обучение финансовой грамотности стало продуктивным и результативным необходимо, в первую очередь, вызвать интерес у участников образовательного процесса: . И если педагог изначально заинтересован в учебном процессе, в силу своей профессиональной деятельности, то заинтересовать родителей и, прежде всего, воспитанников помогают методы и приемы, который позволяют  им стать активными участниками этого процесса.

Так какие же методы и приемы помогают включить ребенка в образовательный процесс, стать его активным участником?

В процессе работы по освоению финансовой грамотности мы используем те же методы, что и при работе с другими темами. Эти методы можно разделить на 4 группы:

сюжетно-ролевые игры, дидактические игры и игровые упражнения, интерактивные мини-спектакли(на основе обучающих сказок); викторины и т.д.

объяснения, чтение художественных произведений и обсуждение, рассказ взрослого и рассказы из личного опыта детей, проблемные ситуации, пояснения и др.

наблюдение, просмотр мультфильмов и презентаций, рассматривание плакатов, зарисовок, сюжетных картин, иллюстраций и т.д.;

продуктивная деятельность, исследование, экспериментирование, решение арифметических задач, задач-шуток, проекты, лэпбуки и пр.

Далее хотелось бы более подробно остановиться на каждом виде.

и игровые упражнения такие как:

«Что перепутал художник?», «Где что купить?», «Дорого-дешево, выгодно – невыгодно», «Составляем план покупок», «Что нельзя купить?», способствую усвоению следующих задач:

, как часть игровой деятельности, – это самый распространенный вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, потому что связана с игрой. Занятия в форме театрализованной деятельности помогают развить интересы и способности ребенка, способствуют общему развитию; проявлению любознательности, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления.

Театрализация может включать в себя как интерактивные мини-спектакли по сюжетам обучающих сказок, где актерами выступают сами дети, так и кукольные спектакли. Материалом для обыгрывания может служить как народные сказки («Колосок», «Теремок», «Репка» и др.), так и множество современных авторских сказок «Приключение копеечки», «Лесная ярмарка», «Мишкина копилка», «Денежный домик» и др.  Последние знакомят детей непосредственно с экономическими понятиями такими как: деньги, натуральный обмен, сбережения, расходы, стоимость и др.

Словесные методы позволяют в кратчайший срок передавать детям информацию, поставить перед ними учебную задачу, указывать пути ее решения. Как правило, словесные методы и приемы сочетаются с наглядными, игровыми, практическими методами.

заучивание пословиц и поговорок у детей воспитываются не только морально-нравственные качества, но и даются представления об экономической целесообразности, отношению к труду, к деньгам и пр.  же, помимо развития поисковой активности, помогают формированию экономического словаря.

Чтение и обсуждение художественных  является одним из наиболее продуктивных методов освоения мира финансов. Большой плюс работы с художественной литературой в том, что этот метод можно применять с раннего возраста и через сказку постепенно вводить понятия: труд, торговля, продукт, товар и т.д.

Беседа – это активный метод умственного воспитания, когда мы в процессе вопросно–ответного характера общения побуждаем ребенка  сравнивать, рассуждать, обобщать, выделять наиболее значимые факты.

Большим подспорьем в усвоении ребенком основ финансовой грамотности я является работа с ситуационными задачами, направленными на анализ конкретных финансовых ситуаций. В отличии от беседы, ребенок и педагог выступают как равноправные партнеры, где воспитатель выступает как помогающий взрослый. Такой метод позволяет ребенку, на основе своего опыта, найти пути выхода из проблемной ситуации, тем самым приобретая новый опыт.

Наглядные методы позволяют детям на практике увидеть и зафиксировать определенные факты. Используя метод  мы можем приобщать детей к труду взрослых (на примере сотрудников детского сада), развивать интерес к совершению покупок, усвоению норм и правил разумного экономического поведения. Наблюдение может быть и целенаправленным, когда взрослый задает вектор, так и полевое, когда ребенок в процессе жизни семьи, усваивает определенное экономическое поведение.

Наибольший интерес у детей представляет просмотр мультфильмов и презентаций. Через яркие, красочные картинки, доступным языком объясняются различные экономические понятия. Сейчас очень много материала, созданного для экономического воспитания детей. Созданы целые серии

Рассматривание плакатов, картин, коллажей, демонстрационного материала. Информация всегда лучше воспринимается через визуализацию. Поэтому беседы желательно подкреплять демонстрационным материалом. Очень хорошим подспорьем служат материалы, сделанные своими руками, например коллажи («Наш семейный бюджет»).

Один из самых действенных методов усвоения материала – это практический метод. Всегда интересно потрогать, посмотреть, сделать своими руками и т.д. И здесь мы можем использовать  (экспериментирование с деньгами (купюры и монеты):  с водой;  вес; форма(бумага мнется) и др.) .  помогает активизировать поисковую активность и по ее результатам сделать определенные выводы(пример: путь товара от производителя к  потребителю (продукты, одежда) и пр.; ценообразование и пр.)

развитию умственной активности, любознательности, самостоятельности, инициативности. Такие виды деятельности способствуют закреплению полученных знаний через продукт своего труда.

Решение экономических задач (логические, задачи-шутки), так же способствует развитию поисковой активности. И в процессе поиска решения ребенок лучше усваивает имеющуюся информацию, применяет ее на практике.

Так же к практическим методам обучения финансовой грамотности можно отнести работу с лэпбуком и проектную деятельность. Объединяет эти два метода систематичность и целенаправленность. И в лэпбуке и в проекте можно использовать все вышеперечисленные методы.

Третий участник образовательного процесса – это семья. И для того, чтобы обеспечить единство целей и задач экономического воспитания ребенка,  мы должны взаимодействовать и с . Для этого могут быть использованы анкеты(пр. для оценки степени готовности родителей участвовать в форсировании у детей основ финансовой грамотности), памятки(пр. « Богатство и бедность», «Планирование» и т.д.), папки-передвижки – «Мы копим!», «Личные сбережения», консультации – «Дети и деньги» и др.

Таким образом, можно сделать  о том, что используя все эти методы в совокупности, мы сформируем первоначальные представления о финансовой культуре и подготовим ребенка к дальнейшему восприятию более сложных экономических представлений.

Оцените статью