Мастер – класс
«Методы и формы работы по формированию финансовой грамотности у младших школьников в рамках дополнительного образования»
Дьякова Светлана Александровна,
педагог дополнительного образования
МОУ «СОШ №2 г. Ртищево»
: повышение профессиональной компетентности педагогов в области обучения младших школьников финансовой грамотности как одного из актуальных направлений современного образования.
1. Познакомить участников мастер-класса с активными методами, формами обучения финансовой грамотности младших школьников.
2. Повысить уровень мастерства педагогов и дать методические рекомендации по использованию различных форм при работе в данном направлении.
3. Мотивировать участников мастер-класса к созданию собственных разработок по обучению финансовой грамотности.
«Нажить много денег – храбрость; сохранить их – мудрость,
а умело расходовать – искусство». Бертольд Авербах
Как мы видим, человечество всегда неоднозначно относилось к такой экономической категории, как деньги.
Программы обучения действующей сегодня системы российскогообразования охватывают практически все сферы жизнедеятельностисовременного человека, что обеспечивает качественную подготовкумолодежи к взрослой жизни. Дополнительное образование детей даёт возможность практически подготовить учеников к нынешним экономическим условиям, то есть формировать финансовую грамотность у школьников.
Современные исследования показывают, что финансово грамотные люди более эффективны и успешны в жизни вне зависимости от того в какой стране, на каких позициях и в какой сфере они работают. Можно с уверенностью утверждать, что знание основ финансовой грамотности способствует повышению качества жизни и положительно влияет на благополучие людей. Именно поэтому, обучение финансовой грамотности касается каждого лично. Современные дети, подростки и молодежь являются активными потребителями и все больше привлекают внимание розничных торговых сетей, производителей рекламы и банковских услуг. В подобной ситуации недостаток понимания и практических навыков в сфере потребления, сбережения, планирования и кредитования может привести к необдуманным решениям и опрометчивым поступкам, за которые придется расплачиваться в течение многих лет на протяжении жизни.
Необходимость основ финансовой грамотности в школахобусловлена еще и тем, что современные дети достаточно активносамостоятельно покупают товары, пользуются пластиковыми картами имобильными приложениями. То есть, они с раннего возраста оперируют денежными знаками и являются активными участниками торгово – финансовых отношений, что требует от них определенного уровня финансовой грамотности.
изучения курса «Финансовая грамотность»:
Основными содержательными линиями курса являются деньги, их история, виды, функции, семейный бюджет.
Приемы для активизации познавательной деятельности обучающихся:
Интерес учащихся при изучении финансовой грамотности поддерживается внесением в занятия: работа над мини-проектами; самостоятельное составление презентаций.
Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы обучающихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализаи представления информации и публичных выступлений.
(умение конкретизировать способы действий для новых ситуаций)
Этапы работы над проектной задачей:
1)Анализ проблемной ситуации (в чем стоит проблема, противоречие, какую задачу нужно решить);
2)Постановка цели (чего нужно достичь);
3)Составление плана решения проектной задачи (что и в какой последовательности нужно сделать);
4) Выявление возможных вариантов решения проектной задачи;
5) Представление и оценка результатов и процесса решения проектной задачи ( достигнута ли цель, решена ли проблема, можно ли улучшить решение и как это сделать).
Если мы хотим научить детей решать практические задачи в финансовой сфере, то сделать это как нельзя лучше через решения практических задач, с которыми они столкнутся уже в ближайшем будущем, а может быть, с некоторыми из них сталкиваются уже сейчас. Как именно необходимо организовать учебную деятельность?
Первый шаг – это постановка практической задачи. Что такое задача, чем она отличается от проблемы? Проблема – это есть противоречие между желаемым и действительным. Задача – это цель (модель конечного результата, то есть того, чего мы хотим достичь, например, хотим иметь собственную квартиру в хорошем районе) плюс условия, в которых необходимо достижение этой цели (например, ваш доход, возраст, состав семьи и др.). Пример практической задачи: «Вы хотите решить жилищную проблему – приобрести квартиру в Москве (или любом другом городе), но у вас в наличии только 200 тысяч рублей. Ваш доход равняется среднему доходу вашего региона. Какой наиболее приемлемый (то есть удовлетворяющий вашим критериям) вариант решения проблемы Вы выберете?»
Шаг второй. Постановка учебных задач. Далее предлагается подумать, каким именно способом можно решить эту задачу. Учащиеся будут предлагать пути решения задачи. Но что это будут за решения? Скорее всего, решения, навязанные рекламой, стереотипами, опытом знакомых и родственников. Задача учителя – подвести учеников к мысли о том, что без обращения к научному знанию в сфере финансов не обойтись. Поэтому следующим шагом будет постановка учебной задачи. Учебная задача – это такая задача, которая ставится на освоение способа решения практической задачи, а также тех знаний, которых не хватает для ее решения. Пример учебной задачи: «Мы не можем решить практическую задачу, так как не знаем, как устроен финансовой рынок, в частности, рынок ипотечных услуг. Поэтому учебная задача будет выглядеть так:
1. Освоить понятия «финансы», «банк», «инфляция» «ипотека».
2. Исследовать современные предложения в сфере ипотечного кредитования.
3. Научиться оценивать альтернативы решения задачи и выбирать наиболее подходящий вариант.
Шаг третий. Планирование. Следующим шагом должна быть деятельность по планированию решения учебных задач, а затем и практической задачи. Важно, чтобы учащиеся сами пытались составлять план, осваивали это умение. Ведь в жизни им самостоятельно, без чьей-либо помощи, придется осуществлять планирование решения своих личных задач, в том числе и в сфере финансов. Учитель должен корректировать план учеников, помогать, если возникают затруднения, но не сообщать готовый план.
Деньги – одно из величайших достижений человечества. Мы пользуемся деньгами каждый день, чтобы расплачиваться за вещи, которые покупаем. Деньги имеют далеко не последнее значение в отношениях между людьми. А всегда ли были такие деньги, что и сейчас? Оказывается, у разных народов на определенных этапах истории деньгами выступали различные продукты, предметы. Чтобы получить желаемое, нужно было произвести обмен. Это было не всегда удобно.
Поэтому люди, чтобы облегчить обмен, стали искать что – то равноценное. Так появились деньги.
Поездка на поезде стоит 400р. Чтобы проехать это расстояние на автомобиле,надо израсходовать 20л бензина. Цена бензина 30р. за литр. Какой вид транспорта выберет папа, если он поедет один? Изменит ли он своё решение, если с ним поедут мама и сын?
Ответ: Если папа поедет один, он выберет поезд: поездка на автомобиле выйдет дороже 30X20=600р.
Если же он поедет с семьёй, то на автомобиле. На поезде будет дороже:400×3=1200р.
Это проведение занятий в финансовых организациях, пенсионном фонде, страховой компании, в банке.
Занятие – экскурсия в банк
Цель: сформировать представление о банке (принимает деньги на хранение, предоставляет их в долг, оказывает различные финансовые услуги)
1. Мотивирование (через создание проблемной ситуации)
2. Исследование как поиск и обоснование решения проблемы
3. Представление индивидуальных результатов исследования
Это занятие предполагает выполнение учащимися практических заданий, решение задач в индивидуальной или групповой форме.
Эти задания выполняются в рабочей тетради. Она включает:
выполнение творческих работ
Кейс (работа в группах)
Заполните таблицу «Доходы».
Заполните таблицу «Расходы».
Определите, к какому виду относится бюджет семьи.
Составьте семейный бюджет семьи за прошедший месяц на основе известных данных. Семья Сидоровых состоит из папы (инженер), мамы (библиотекарь), сына-первоклассника и дедушки (пенсионер). Зарплата папы за август составила 18000 рублей, зарплата мамы – 10000 рублей, пенсия дедушки – 9000 рублей. На продукты семья потратила – 15000 рублей, коммунальные услуги – 5000 рублей, школьная форма для первоклассника – 6000 рублей, лекарства заболевшему дедушке – 3000 рублей, ремонт крана в ванной – 2000 рублей, подарок на день рождения другу – 500 рублей, семейный поход в кино – 1000 рублей, поездка на экскурсию в горы – 4500 рублей.
Обсуждение. В семье Сидоровых доходы = расходам. Такой бюджет называется сбалансированным. Это хорошо или плохо? Хорошо, что не приходится занимать деньги, но и сделать сбережения нельзя.
Составьте семейный бюджет семьи за прошедший месяц на основе известных данных. Семья Соловьевых – неполная, состоит из мамы (врач), бабушки (пенсионерка) и трехлетнего Пети. За октябрь мама получила зарплату 15000 рублей, бабушке была выплачена пенсия 9000 рублей, детское пособие составило 800 рублей. Расходы составили: коммунальные услуги – 4000 рублей, продукты – 12000 рублей, лекарства для семьи во время эпидемии гриппа– 2000 рублей, зимняя одежда – 5000 рублей, игрушки – 300 рублей, поход на день рождения к друзьям – 500 рублей, расходы на транспорт – 1000 рублей, ремонт стиральной машины – 1000 рублей. Обсуждение. В семье Соловьёвых расходы превышают доходы, такой бюджет называется дефицитным. В чем причина такого положения? Как быть семье, которой не хватает средств для жизни?
а) Экономия ресурсов
На чем можно сэкономить? (Сладости и излишества в еде; транспорт (использование проездного билета); коммунальные услуги (экономия электричества); одежда и обувь (если беречь, то продлится срок службы).
– А на чём нельзя экономить? (На отдыхе, еде, здоровье, вещах первой необходимости.)
б) Поиск дополнительных источников дохода.
– Какие дополнительные источники дохода может найти семья?
1. Заниматься частным извозом на личном транспорте;
2. Иметь личное подсобное хозяйство;
3. Сдавать в аренду лишнее помещение.
4. Изготавливать на продажу различные вещи.
Составьте семейный бюджет семьи за прошедший месяц на основе известных данных. Семья Петровых состоит из папы (индивидуальный предприниматель), мамы (безработная), бабушки (пенсионерка) и сына (студент). За октябрь отец получил прибыль от предпринимательской деятельности в размере 30 000 рублей, бабушке была выплачена пенсия в размере 4500 рублей, мама не смогла найти работу, и получила пособие по безработице в сумме 2000 рублей. Сын получил стипендию в размере 1500 и потратил ее на покупку джинсов. Семья подарила маме на день рождения мобильный телефон стоимостью 4400 рублей. На покупку еды семье пришлось потратить 15000 рублей и транспортные расходы – 1200 рублей, на оплату жилищно – коммунальных услуг – 6300 рублей, ремонт холодильника – 2000 рублей. Помощь заболевшему родственнику – 1000.
Обсуждение. В семье Петровых доходы превысили расходы. Такой бюджет называется профицитным. Давайте подумаем, как можно распорядиться излишками средств? Где лучше хранить сбережения?
Благодаря использованию на уроках схем, мы лучше понимаем то, что изучаем, поэтому использую в своей работе метод кластера.
Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы. И уже вокруг «спутников» центральной планеты могут находиться менее значительные смысловые единицы, более полно раскрывающие тему и расширяющие логические связи. Группы составляют кластер «Деньги».
Её цель заключается в развитии практических умений вести учет личных финансов, составлять простой семейный бюджет, личный финансовый план, определение пути его достижения.
Игра требует определенных средств ( правила, карточки, описание ситуаций).
В рамках игры учащиеся выполняют:
– отыгрыш ролей;
– игровые действия, с помощью которых реализуют свои роли;
– замещение реальных вещей игровыми, условными;
– проживание реальных отношений с другими игроками;
– конкретизацию и исполнение сюжета как области действительности
Формы работы на занятиях по финансовой грамотности
Это фронтальная, групповая, парная и индивидуальная работа.
• устный опрос;
• тестовые задания;
• решение практических задач;
• решение кроссвордов и анаграмм;
• графическая работа: построение схем и диаграмм связей;
• творческая работа: постер, компьютерная презентация.
Добиться поставленной цели (то есть, ликвидации финансовой безграмотности среди населения) можно только в том случае, если вместе со школьниками курс финансовой грамотности будут проходить и родители.
С помощью нового курса рассчитывается повысить финансовую грамотность не только у школьников, но и у их родителей. Поэтому для мам и пап выпущены специальные пособия.
Английский экономист Френсис Бэкон высказал замечательную мысль: “Деньги – очень дурной господин, но весьма хороший слуга”. Именно так и надо относиться к данной экономической категории. С деньгами спокойно и радостно жить, но где-то ведь надо те деньги хранить.
-А где вы предпочитаете хранить сбережения?
(В сбербанке, дома под подушкой, закопать в огороде)
У вас на столах лежат банкноты методического мастерства. Я хочу, чтобы эти деньги были использованы. Если мастер-класс был полезен, то вложите свою денежку в сбербанк, набегут методические проценты.
Кому мастер-класс был не очень полезен, то положите под подушку, может, придется когда-нибудь достать.
А если время было проведено зря – закопайте в огороде, пусть ждет своего часа.
Давайте посмотрим, где сосредоточился методический капитал нашего мастер-класса.
Методы преподавания основ финансовой грамотности в начальной школе
Для успешного усвоения экономического материала в средней школе, необходимо начинать готовить детей к выполнению экономических и финансовых заданий уже с начальной школы. При изучении основ финансовой грамотности предполагается преобладание активных и интерактивных методов обучения. Рассмотрим их.
Этот метод может быть использован при ответе на вопросы или решении задач.
Класс делится на группы. В каждой группе число человек соответствует количеству задач.
Членам группы случайным образом (например, на каждом столе лежат карточки с номерами номером вниз) присваиваются номера, соответствующие номеру задачи.
Ученики пересаживаются таким образом, чтобы за одним столом оказались игроки с одинаковыми номерами, которые вместе решают задачу (задачи), соответствующую их номерам.
Все возвращаются в свои команды, и каждый «эксперт» представляет свою задачу остальным членам команды.
Из каждой команды к доске вызывают игроков для решения задач, в которых они не были экспертами.
«Один — два — вместе»
Тестовые задания с открытым ответом, задания, связанные с объяснением смысла (например, пословиц), могут также выполняться в группах следующим образом. На первом этапе каждый член группы пишет собственный ответ, далее ученики объединяются по двое и на основе индивидуальных ответов составляют общий, стараясь не потерять идеи каждого. На следующем шаге создают группу из двух или трёх пар и вырабатывают общий ответ. По этой методике может быть разработан эскиз постера, если он выполняется группой. В этом случае лучше ограничиться четырьмя участниками.
При выполнении заданий по классификации, например товаров и услуг, или принятию решений, например выбор варианта семейного отдыха, можно построить дерево решений. Оно обычно строится вершиной вниз.
В групповых проектах, например организации праздника в классе, эффективно начинать работу с мозгового штурма. В зависимости от количества участников идеи могут выдвигаться индивидуально или от группы. Роль ведущего, обязанностью которого является фиксирование идей, может исполнять учитель или ученик. На первом этапе важно чётко сформулировать проблему, которая должна быть решена. На втором этапе идеи выдвигаются, фиксируются, но не оцениваются. Число идей не ограничено. Третий этап посвящён группировке идей, близких по содержанию, оценке и отбору.
Поскольку цель курса — вовлечение школьников в реальную жизнь, формирование активной жизненной позиции и ответственности, исследовательская деятельность является, вероятно, самым эффективным методом обучения. Любое исследование предполагает определение цели, сбор, обработку и анализ информации, оценку полученных результатов. Естественно, что учащиеся 2–4 классов находятся на разных этапах освоения этой деятельности. Для проведения мини-исследования используется один источник, результаты представляются в простой форме, например в виде таблицы или короткого текста.
Учебные кейсы, которые используются в школе, отличаются от кейсов университетских, которые предполагают разработку ситуации с последующими пошаговыми изменениями, зависящими от принятых решений. Говоря об учебном кейсе, имеется в виду ситуация из реальной жизни с разработанными к ней вопросами. Для младших детей ситуация может быть приближенной к реальной, но упрощённой.
Проверка знаний и умения логически мыслить успешно проходит в форме аукциона. Эта игра мотивирует даже не особенно успешных учеников. Игра проходит по следующим правилам:
У каждого участника в начале игры 100 баллов (очков, фунтиков, тугриков и т. п.).
Право ответа на вопрос покупается.
Стартовая цена простого вопроса — 5 баллов, сложного — 10 баллов.
Цена может меняться с шагом 5 баллов.
Окончательная цена определяется в результате торгов.
При верном ответе цена вопроса прибавляется к баллам того, кто отвечал, при неверном — вычитается. Роль аукциониста могут выполнять и учитель и ученик. Кроме них необходима комиссия из нескольких человек (число зависит от количества участников), которая будет проверять начисление баллов самими участниками игры или вести собственные ведомости.
(интеллект-карта, ментальная карта, карта памяти, карта разума, mind-map)
(ментальная карта, или карта памяти) — способ схематического изображения какой-то идеи или системы. В русских переводах термин может звучать по-разному: карта ума, карта разума, карта памяти, интеллект-карта, майнд-мэп. Эта техника позволяет наглядно показать связи между отдельными компонентами в виде ветвящегося «дерева». Этот способ активно применяется при обучении и мозговых штурмах. Диаграмма связей может быть построена в любой теме курса: функции денег, доходы, расходы, семейный бюджет и т. д. Диаграммы можно строить вручную, иллюстрировать собственными рисунками, готовыми картинками. Существуют компьютерные программы построения диаграмм. Специально для детей предназначена программа Kidspiration (i-Pad).
Для определенного класса с учётом уровня подготовки учащихся педагог имеет возможность самостоятельно подобрать метод для разъяснения материала по финансовой грамотности.
Экономические знания полезны и доступны для усвоения учащимися 1–4 классов, интересны детям, родителям и педагогам.
Получив финансовые знания, ребенок сможет более осознанно подумать о своем будущем. При управлении личными финансами он сможет принимать разумные решения, формировать у себя правильные финансовые привычки и использовать свои знания на практике. Финансово образованный человек способен сам выбирать наиболее привлекательные пути в жизни, создавая материальную основу для развития общества.
Современные методы обучения основам финансовой
грамотности в школе.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новоусманский образовательный центр»
Целью статьи является раскрытие возможностей и особенностей использования интерактивных форм и методов на занятиях по финансовой грамотности.
рассматриваются вопросы актуальности и необходимости нетрадиционных методов в современной образовательной системе, анализируется особенности использования кейс-технологии на занятиях по финансовой грамотности. Обосновывается мысль о том, потребность общества в активных, целеустремленных, творческих специалистах в современных экономических условиях постоянно возрастает, и финансовая грамотность становится необходимым условием жизни в современном мире.
интерактивные методы, кейс-технология, финансовая грамотность, современное образование, компетентности, активное обучение.
Interactive forms and methods of teaching the basics of financial
Literacy at school.
Municipal Budgetary Educational Institution “Novousmansky Educational Center”
The purpose of the article is to reveal the possibilities and features of using interactive forms and methods in financial literacy classes.
In this article, we discuss the relevance and necessity of non-traditional methods in the modern educational system, analyses the features of using case technology in financial literacy classes. The idea is substantiated that the need of society for active, purposeful, creative specialists in modern economic conditions is constantly increasing and financial literacy is becoming a necessary condition of life in the modern world.
interactive methods, case technology, financial literacy, modern education, competencies, active learning.
Важнейшая задача образования сегодня – воспитывать новое поколение людей, обладающих культурой финансового поведения, умеющих грамотно управлять финансами. Наши ученики — это завтрашние активные участники финансового рынка, именно от образования во многом зависит формирование их как самодостаточных граждан нашей страны, добросовестных налогоплательщиков, ответственных заёмщиков, грамотных вкладчиков и инвесторов.
Основной преподавания финансовой грамотности является формирование у обучающихся понимания того, что в современном мире крайне необходимо грамотное управление личными финансами. Основной акцент делается на изучение различных видов и форм экономической и финансовой деятельности, формирование навыков самостоятельного принятия нестандартных решений в сложных ситуациях, овладение элементарными, но необходимыми навыками компетентного потребителя финансовых услуг.
На сегодняшний день очевиден тот факт, что обучающиеся больше, чем когда-либо должны уметь решать сложные задачи, критически анализировать обстоятельства и принимать продуманное решение на основе анализа соответствующей информации.
В процессе преподавания курса «Финансовая грамотность» основное внимание следует уделять развитию у обучающихся умения самостоятельно решать финансовые задачи, выбирая наиболее рациональные стратегии поведения и принимая взвешенные, обдуманные решения. Именно поэтому при изучении курса финансовой грамотности не должны использоваться пассивные методы обучения. Наиболее эффективными в обучении финансовой грамотности я считаю интерактивные методы обучения.
Интерактивность обретает в наши дни особое значение. Высоко ценятся в обществе такие качества, как коммуникабельность, умение общаться с людьми, договариваться, находить компромиссы, работать в команде.
Внедрение интерактивных форм обучения – одно из важнейших направлений совершенствования подготовки, обучающихся в современной школе. Большую часть времени нужно отводить выполнению практических заданий.
Вот перечень наиболее популярных технологий интерактивного обучения:
1. Игровая технология.
2. Проблемное обучение.
3. Рефлексивно-ситуационная технология.
4. Проектная технология.
5. Групповые технологии.
6. Информационная (компьютерная) технология.
Кейсовая технология (метод) обучения – это обучение действием. Будучи активным методом обучения, кейс-метод позволяет в учебном процессе проявить инициативу каждому ученику, почувствовать самостоятельность в освоении теоретических положений и овладении практическими навыками.
В старших классах при изучении предмета «Основы финансовой грамотности» я предлагаю детям кейсы «Покупка машины», «Страхование жизни», «Верное решение» и др. Они разработаны для обучения на основе реальных или вымышленных проблемных ситуаций и направлены не только на освоение знаний, сколько на формирование у школьников новых качеств и знаний.
Для успешного обучения с использованием данной технологии необходимо помнить, что большую роль играет педагог, который выступает в роли модератора. Он фиксирует все идеи обучающихся, организует открытый обмен мнениями. Планируя проведение занятия с использованием кейсов, учителю важно продумать структуру последовательных шагов в соответствие с учебной деятельностью:
Особенности кейсов на занятиях по финансовой грамотности:
Преимущества использования кейс-технологии в образовательном процессе заключаются в том, что акцент обучения переносится на выработку знаний, а не на овладение готовым знанием. Обучающиеся получают жизненно важный опыт. У ребят формируется навык слушать и слышать других участников процесса обучения, навык работать в команде. В жизни каждого пригодится умение логически мыслить и быстро принимать решения, аргументировать свои ответы, отстаивать собственное мнение.
Кейс-технологии, таким образом, развивают умения:
Активно применяя данный метод на занятиях по финансовой грамотности, можно однозначно сделать вывод, что кейс-метод необходимо использовать как один из практико-ориентированных методов. Каждый из школьников, работающий с кейсом, не только имеет возможность получать, закреплять и совершенствовать знания, умения и навыки, но и проявлять свои креативные способности, развивать интеллектуальный и коммуникативный потенциал.
Обучающимся в реальной жизни придется решать финансовые вопросы с учетом имеющейся информации и ресурсов. Кейс-метод лучше других методов учит решать возникающие проблемы с учетом конкретных условий и фактической информации.
В нашем образовательном центре финансовая грамотность изучается как учебным курсом в 10-11 классах «Основы финансовой грамотности», так и в рамках внеурочной деятельности по двум ступеням 5-7 и 8-9 классы. Так как наше образовательное учреждение новое, мы работаем только первый год, а ребята пришли к нам из множества других образовательных организаций, в некоторых из которых финансовая грамотность не изучалась совсем, то пришлось столкнуться с трудностями вовлечения, учащихся в изучение нового для них предмета.
В данном случае стала очевидна необходимость применения интерактивных форм как в качестве отдельных элементов на определенных этапах урока, так и использование их на протяжении всего урока.
В начале 2021-2022 учебного года желающих посещать внеурочный курс по финансовой грамотности было не велико, но со временем, количество учащихся стало возрастать, а к концу года стало больше в два раза (таблица № 1). Произошло это, в том числе, благодаря широкому использованию активных и интерактивных методов в учебном процессе, которое способствует повышению познавательной активности и мотивации учащихся.
Таблица №1 «Динамика посещаемости курса внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» в 2021-2022 учебном году».
В 10-11 классах, когда дети ориентированы на подготовку в большей степени предметов необходимых им для поступления в ВУЗ, также приходилось наблюдать недостаточную познавательную активность, но только в начале изучения курса. По сравнению с результатами первого полугодия у старшеклассников значительно повысился средний балл, а также процент успеваемости в 10 классе стал значительно выше, что видно из приведенной таблицы №2.
Таблица №2 «Динамика успеваемости по Основам финансовой грамотности в 10-11 кл»
В рамках учебного курса «Основы финансовой грамотности» в старших классах с целью повышения успеваемости, учащихся мы всегда стараемся участвовать во внеурочных мероприятиях. Ребята с удовольствием участвуют в онлайн-уроках по финансовой грамотности, во «Всероссийских онлайн-зачетах», «онлайн-олимпиадах», в мероприятиях «Всероссийских недель», в супермарафоне Всероссийского чемпионата по финансовой грамотности. В марте этого года учащиеся 7-8 классов приняли участие во «Всероссийской олимпиаде по финансовой грамотности и предпринимательству», по результатам которой шесть учеников получили диплом победителя олимпиады. По сравнению с «осенней сессией» онлайн-уроков, количество участников в «весеннею сессию» среди старшеклассников выросло с 25 до 41. В декабре 2021 года учащиеся 10 класса приняли участие в личном финансовом зачете, получив сертификаты базового (12 человек) и продвинутого (5 человек) уровня.
Активное применение интерактивных, практико-ориентированных методов несомненно дает свои результаты: развивается интеллектуальная деятельность, раскрывается практическая ценность знаний, повышается успеваемость, формируется финансовая грамотность. Налицо более прочное усвоение материала, так как учащиеся добывают знания самостоятельно, сознательно, переживая каждый шаг обучения. Именно интерактивные методы позволяют учащимся почувствовать свои силы, свои способности. У ребят повышается самооценка, уверенность в себе.
В настоящее время финансовая грамотность становится важной составляющей образования. Отсутствие базовых навыков и знаний в области финансов может привести к серьезным проблемам взрослой жизни. Поэтому задача школы заключается не только в формировании академических знаний, но и в подготовке учащихся к деятельности в сфере финансов.
Для достижения этой цели необходимо использовать современные методические подходы. Одним из таких подходов является организация уроков, на которых учащиеся имеют возможность практически применить свои знания на практике. Например, можно провести игру-квест по основам финансов, где ученики будут выполнять задания, связанные с планированием бюджета, управлением сбережениями и инвестициями.
Важно также проводить уроки с использованием интерактивных методов обучения, чтобы сделать материал более привлекательным и запоминающимся. Например, можно организовать игру-путешествие «Финансовая грамотность в галактике», где учащиеся будут проходить различные задания и испытания, связанные с финансовой грамотностью. Такой подход поможет детям лучше усвоить материал и применить его на практике.
- Важность обучения финансовой грамотности в школе
- Современные методы обучения основам финансовой грамотности
- Преимущества эффективных стратегий обучения финансовой грамотности
- Практические подходы к обучению финансовой грамотности в школе
- Организация проектной деятельности по курсу «Финансовая грамотность»
- Важность включения курса «Финансовая грамотность» в учебную программу
Важность обучения финансовой грамотности в школе
Обучение финансовой грамотности становится все более важной задачей для школы и образовательных организаций. Современное общество требует от людей умения правильно управлять своими финансами и принимать осознанные финансовые решения. В этом контексте обучение основам финансовой грамотности детей в школе играет ключевую роль.
Одним из эффективных методов организации учебной работы по формированию финансовой грамотности в школе является использование интерактивных методов обучения. Интерактивные уроки, игры и путешествия позволяют детям на практике применить полученные знания и умения.
Например, в рамках урока «Финансовая грамотность» для учащихся младших классов можно организовать игру-квест «Путешествие в мир денег». В ходе игры дети будут выполнять различные задания и задачи, связанные с понятиями денег, доходов, расходов, бюджета и т.д. Это поможет им лучше понять, как управлять финансами и принимать взрослые решения.
Для старших классов можно провести бизнес-проект или деловую игру, где учащиеся создадут свою компанию и будут вести ее финансовое планирование. Организация такой деятельности поможет студентам развить не только навыки финансовой грамотности, но и командной работы, лидерства и предпринимательства.
Организация урока финансовой грамотности в рамках предмета «Обществознание» позволяет детям получить необходимые знания и навыки для управления своими финансами, понимания принципов рыночной экономики и различных финансовых организаций.
Для успеха в реализации задачи по формированию финансовой грамотности учащихся важна не только хорошая методическая разработка урока, но и использование разнообразных учебно-методических материалов и игровых технологий. Например, можно создать классный журнал или газету «Юные финансисты», где учащиеся будут делиться своими знаниями и опытом в области финансовой грамотности.
Также, рекомендуется интегрировать изучение финансовой грамотности в другие предметы, такие как математика, экономика или информатика. Использование практических примеров и задач из реальной жизни поможет учащимся лучше понять применение финансовых знаний в разных сферах деятельности.
Таким образом, формирование финансовой грамотности учащихся, начиная с младших классов, является важным направлением образования. Обучение детей умению планировать бюджет, принимать ответственные финансовые решения и разбираться в основных принципах финансовой деятельности поможет им успешно справиться с финансовыми вызовами, с которыми они столкнутся в будущем.
Современные методы обучения основам финансовой грамотности
Обучение основам финансовой грамотности является важной задачей современной школы. Ведь умение правильно управлять своими финансами и принимать финансовые решения является неотъемлемой частью успешной жизни. Для эффективного обучения основам финансовой грамотности существуют различные методы и подходы, которые помогают детям и подросткам освоить необходимые навыки и знания.
Один из возможных методов – это интегрированный подход, когда в рамках урока или проектной деятельности изучает не только основы финансовой грамотности, но и другие предметы, такие как математика, обществознание или история. Например, в рамках урока по математике можно разработать задания, связанные с расчетом бюджета или кредитными процентами. Это позволяет учащимся увидеть практическое применение математических знаний и развивать финансовую грамотность.
Еще один метод – это использование игр и практических задач. Вместо традиционного урока можно провести «игра-путешествие в финансовую галактику», где учащиеся будут решать различные финансовые задачи и принимать решения. Такой подход делает процесс обучения интересным и увлекательным, а также позволяет учащимся применять полученные знания в игровой форме.
Также важным аспектом обучения финансовой грамотности является взаимодействие с реальной жизнью. Дети и подростки должны видеть, как финансовая грамотность влияет на их повседневные решения и как она связана с их будущей профессиональной деятельностью. Например, можно организовать посещение различных финансовых организаций или провести «деньги-ярмарку», где учащиеся смогут применить свои финансовые навыки.
Одним из эффективных методов формирования финансовой грамотности является работа с учебно-методическими материалами. Данные материалы могут включать в себя разнообразные упражнения, тетради и пособия, которые помогут учащимся понять основные концепции финансовой грамотности и научиться применять их на практике. Например, можно использовать ребусы, кроссворды или головоломки, которые помогут закрепить полученные знания и навыки.
Организация семейной работы также играет значительную роль в формировании финансовой грамотности учащихся. Вместе с родителями ученикам можно выполнять различные задания, которые помогут им понять важность экономии, планирования и умения принимать финансовые решения. Например, можно организовать «семейную финансовую олимпиаду» или развивающие проекты, где учащиеся будут применять полученные навыки в реальной жизни.
Таким образом, использование современных методов обучения основам финансовой грамотности позволяет создать эффективную и интересную учебную программу, которая поможет учащимся развить важные навыки и знания для успешной жизни.
Преимущества эффективных стратегий обучения финансовой грамотности
Эффективные стратегии обучения финансовой грамотности в школе имеют множество преимуществ, которые важны для развития у школьников навыков управления финансами и понимания экономических процессов. Вот некоторые из преимуществ таких стратегий:
В целом, эффективные стратегии обучения финансовой грамотности помогают развивать у школьников не только навыки финансового планирования и управления, но и способность применять эти навыки в различных ситуациях жизни.
Практические подходы к обучению финансовой грамотности в школе
В современном мире финансовая грамотность становится всё более важной компетенцией, поэтому её формирование начинается уже с младших классов школы. Педагоги всё чаще используют интерактивные методы обучения, чтобы сделать уроки по финансовой грамотности интересными и запоминающимися.
Одним из практических подходов является использование проектной разработки заданий на финансовую грамотность. Учащиеся могут принимать участие в создании проектов, которые включают в себя различные виды заданий: материалов, игр, головоломок и т.д. Например, можно организовать проект «школьный буфет», где школьники будут разрабатывать планы по организации и управлению буфетом, а также изучать основы финансового планирования.
Ещё одним практичным подходом является использование игр-путешествий, которые позволяют ученикам совершить виртуальное путешествие в разные страны и познакомиться с особенностями их финансовой системы. Например, можно провести игру-путешествие «Жизнь в разных странах», где ученики будут исследовать жизнь и культуру людей в разных странах и изучать особенности их финансовой системы.
Также важно использование интегрированного подхода, который позволяет объединить изучение финансовой грамотности с другими общеобразовательными предметами. Например, можно провести игру-квест «Путешествие в галактику», где ученики будут изучать физику и математику, а также узнавать основы финансовой грамотности.
Методические материалы и организация урока также играют важную роль в формировании финансовой грамотности у школьников. Можно использовать различные методические материалы, такие как журналы, галереи, кроссворды и другие дидактические материалы, которые помогут учащимся лучше понять основы финансовой грамотности.
Таким образом, использование практических подходов, интерактивных методов и методических материалов позволяет эффективно формировать финансовую грамотность у школьников. Они помогают ученикам понять важность финансовой грамотности в нашей жизни и развить у них навыки управления собственными финансами.
Организация проектной деятельности по курсу «Финансовая грамотность»
Разработка учебно-методических материалов и организация проектной деятельности играют важную роль в повышении финансовой грамотности учащихся школы. Методическая разработка позволяет создать интерактивную и увлекательную образовательную среду, активизировать учебный процесс и помочь учащимся освоить основные концепции и навыки в области финансов.
Организация проектной деятельности может включать различные формы работы. Например, учитель может организовать «деньги нашей страны» – урок-игру, в ходе которого учащиеся будут исследовать финансовую систему своей страны и изучать различные аспекты финансовой грамотности.
Также можно провести игра-квест «Хочу знать все о деньгах», где ученики будут отвечать на вопросы о финансовых понятиях и применять полученные знания в практических ситуациях. Другая интересная форма – игра-путешествие «В галактике финансовой грамотности», в ходе которой учащиеся будут исследовать разные страны и изучать их финансовые системы.
Важным аспектом организации проектной деятельности является использование разнообразных учебно-методических материалов. Например, можно разработать материалы для проведения уроков по финансовой грамотности в разных классах. Также полезными могут быть кроссворды, головоломки, деловая игра «Финансовая журнал», где учащиеся в роли предпринимателей решают задачи в области финансов.
Организация проектной деятельности по курсу «Финансовая грамотность» позволяет учащимся развить навыки работы в команде, участие в проекте способствует формированию творческого и критического мышления, ученики на практике применяют полученные теоретические знания и развивают финансовую грамотность.
Все эти подходы позволяют создать эффективный курс по финансовой грамотности, развивающий высокую мотивацию учащихся к изучению и практическому применению знаний в области финансов. Результатом организации проектной деятельности по курсу «Финансовая грамотность» является повышение финансовой грамотности учащихся и распространение результата обучения на их семейную и общественную жизнь.
Важность включения курса «Финансовая грамотность» в учебную программу
Разработка навыков финансовой грамотности играет важную роль в формировании у школьников устойчивых финансовых ценностей, умений и навыков для успешной адаптации в бизнес-среде и повседневной жизни.
В рамках «Финансовой грамотности» пином в формированию у школьников правильного отношения к финансам и позволяет им овладеть навыками управления деньгами, планирования личного бюджета, инвестирования и принятия финансовых решений.
Курс «Финансовая грамотность» в школе позволяет внедрить в учебную программу свою «школьную финансовую грамотность», а также предоставить учащимся теоретические знания и практические навыки в этой области.
Организации, занимающиеся образованием, также предлагают свои проекты и материалы для школьного курса «Финансовая грамотность». Например, углубленные кейсы, уроки на интегрированный подход, игры по финансовой грамотности, истории успеха, финансовые кроссворды, методические разработки для различных предметов, занятий в классе и в классе, обобщение знаний, викторины и даже путешествия с финансовыми заданиями и заданиями по усвоению основ финансовой грамотности.
Важное значение имеет разнообразие и доступность материалов для учащихся разных возрастов. Например, для младших школьников можно провести занятия в форме игры-путешествия, создавая дидактические материалы в виде «лесной ярмарки», где школьники могут познакомиться с профессиями и получить практические навыки покупки и продажи товаров.
Финансовая грамотность это неотъемлемая часть образования, помогающая формированию ценностей и навыков, необходимых для успешной жизни в современном обществе.