МОЯ ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

МОЯ ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ Финзачет

Наталья Хохлова Формирование основ финансовой грамотности в работе с детьми как средство экономического воспитания

«Нажить много денег – храбрость,

сохранить их – мудрость,

а умело расходовать – искусство»

Тема экономического воспитания является актуальной, потому что проблему формирования элементарных

С деньгами мы имеем дело каждый день! Получение зарплаты и субсидий, уплата налогов, сборов и кредитов, покупка необходимых вещей и продуктов, дорожные расходы и досуговые траты – как уследить за всеми этими финансовыми операциями и рассчитать свой бюджет, чтобы не бежать каждый месяц к приятелю с просьбой «ссудить вас до зарплаты»?

Примерно одна треть россиян жалуется на регулярную нехватку денег до зарплаты. И зачастую дело не в маленьких доходах, а в том, что люди не умеют грамотно распределять свои средства. Знакомая ситуация?

Давайте разберемся, что такое финансовая грамотность, зачем она нужна взрослым и детям, какие у нее цели и задачи и как научиться жить по средствам.

Самодурова Формирование основ финансовой грамотности как новое направления деятельности в ДОУ

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность неотделима от ребенка с самых ранних лет его жизни. Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на начальном уровне. К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования ими в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.

Лариса Крахмалёва Опыт работы «Обучение финансовой грамотности дошкольников»

В 2016 году я побывала на курсах повышения квалификации в СКИРО ПК и ПРО по теме «Методика преподавания основ финансовой грамотности для детей дошкольного возраста», тема оказалась очень интересной и актуальной. На одном из педсоветов я рассказала о проекте «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей»(Г. Н. Бирина, который был предложен на курсах для изучения и ознакомления детей дошкольного возраста финансовой грамотности. Было принято решение применять на практике данный проект. Потому что не все семьи (особенно у нас в селе) имеют возможность регулярно заниматься финансовым образованием детей. Поэтому я решила помочь своим воспитанникам: ознакомить и повысить уровень финансовой грамотности.

Основные понятия финансовой грамотности


МОЯ ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

Финансовая грамотность – это навыки в области экономики, помогающие предотвратить долги и лишние денежные траты и приумножить накопления. Сегодня – это целая наука, которую можно освоить, научившись анализировать не только свои отношения с денежными средствами и инструментами, но и экономическое положение в стране.

В дисциплине существуют понятия:

Грамотный в финансовой сфере человек хорошо разбирается в этих понятиях и стремится сократить пассив и вырастить актив, обеспечив себе безбедное существование.

Цель изучения финансовой грамотности детьми


МОЯ ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

Сформировать у детей элементарные экономические представления, необходимые в жизни, является основной целью изучения финансовой грамотности в дошкольном возрасте. Дети, которые уже знакомы с этим предметом:

Более того, такую тонкую и аккуратную модель поведения к миру, окружающим, вещам и финансам малыши забирают с собой во взрослую жизнь, вырастая чуткими и ответственными людьми.

Зачем ребёнку финансовая грамотность.

Одна из важных родительских задач – дать детям полноценное воспитание. При этом родители часто не пытаются научить ребёнка обращаться с деньгами, развивая в нём плохие финансовые привычки: жизнь не по средствам, любовь к долгам, непонимание денежных отношений в обществе и простых экономических процессов. Избегать этого помогает финансовая грамотность для детей, которую можно осваивать ещё до школы.

Финансово грамотный человек – это человек, который:

Мир финансов только на первый взгляд кажется далеким от ребёнка. На самом деле дети очень рано включаются в экономическую жизнь семьи. Когда идут с родителями в магазин, смотрят рекламу по телевизору, получают в подарок конвертик с деньгами от бабушки и дедушки. Финансовая грамотность воспитывается по мере взросления и прохождения ребёнком различных жизненных этапов: первого самостоятельного похода в магазин, оплаты проезда, получения карманных денег и т.д. Психологи советуют начинать разговор о финансах, когда у ребёнка появляется к этому интерес. Обычно это возраст 5-6 лет. Отвечать на детские вопросы нужно на доступном для ребёнка уровне.

Расскажите ребёнку об основных потребностях семьи. Сын или дочь должны прийти к пониманию, что не все желания могут быть удовлетворены и что заработанные родителями деньги тратятся на определённые нужды.

Планируя посещение магазина, составляйте список покупок вместе с ребёнком. Если он ещё не умеет писать, пусть нарисует картинки. В магазине придерживайтесь этого списка и попросите ребёнка помочь вам с выбором товара. Это отвлечёт малыша от настойчивых просьб купить очередную игрушку или сладость.

Научите ребенка правильно выбирать товар и обращать внимание на качество и срок годности. Познакомьте малыша с профессиями всех членов семьи, расскажите о конкретных обязанностях

По возможности устройте экскурсию на работу мамы или папы. Объясните, что каждый труд важен и полезен.

Не оставляйте без внимания испорченные ребёнком вещи или игрушки

Объясните, что не можете купить новую машинку, поскольку деньги уже потрачены на ту, которую он сломал. Предложите найти выход из этой ситуации. Например, вместе починить испорченную игрушку.

Поскольку у дошкольников основный вид деятельности – это игра, значит, и основы финансовой грамотности лучше будут усвоены в игровой форме.

Заранее обговаривайте с ребёнком сумму карманных денег. Распланируйте, куда и на что они пойдут. Объясните, что если ребёнок купит на эти деньги мороженое, ему не хватит на проезд.

Проведите беседу о защите денег.

Цель финансовой грамотности в том, чтобы помочь детям социализироваться и достичь успеха в будущем. Они узнают, как работает экономика в обществе и формируют правильное отношение к деньгам.

Воспитание финансовой грамотности помогает:

Обучение основам финансовой грамотности – это необходимый этап полноценного развития ребёнка. Знания о мире финансов помогут ему в дальнейшем сформировать правильное отношение к деньгам и разумное экономическое поведение.

Выбранная мною тема « Финансовая культура как фактор повышения уровня жизни, финансовой безопасности школьников» .

Данная тема выбрана не случайно, одна из главных  проблем с которой можно столкнуться в современности, это отсутствие финансовой грамотности у большинства населения. По статистическим данным  Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР ) проведенной в 2016 году ,  Россия находится на 25-м месте в мире по уровню финансовой грамотности, что является не очень хорошим показателем. Большая часть населения нашей страны совершенно не умеют распоряжаться своими доходами, планировать бюджет, не знают как правильно инвестировать сбережения, чем отличаются банковский депозит от облигаций и акций.

Так же можно привести печальную статистику Генеральной прокуратуры РФ,  общее число случаев мошенничества за 2021 год выросло на 6,5 процента. За январь-ноябрь 2021 года в России было зарегистрировано 281,9 тысячи случаев мошенничества (статья 159 УК РФ), что на 6,5 процента больше, чем за аналогичный период 2020 года. В то же время на 13,7 процента увеличилось число мошеннических действий в общей массе, которые совершили с помощью информационных технологий. Каждый год появляются новые мошеннические группы, усложняются преступные схемы, совершенствуются инструменты для атак. Пандемия стала причиной ее взрывного роста. Онлайн-мошенничество стало основным видом преступлений в интернете.

Поэтому преподавание этого важного предмета нужно начинать в школе. Именно это позволит сформировать грамотную личность, социально адаптированную к происходящим изменениям в жизни российского общества, поможет профессиональной ориентации выпускников и социальной адаптации, научит управлению финансами, позволит грамотно реализовывать жизненные цели и планы.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» позволяет школам самостоятельно выбирать курсы и программы для внеурочной деятельности и факультативов. Это дает возможность вводить курсы финансовой грамотности, но за рамками обязательной программы. Каждая школа и муниципалитет вправе сами это решить. Кроме того, большая работа проводиться по внедрению элементов финансовой грамотности в федеральные государственные образовательные стандарты. Это должно положительно сказаться на всеобщем благосостоянии.

Ребенок со школьного возраста начинает знакомиться с темами денежных валют и операций с ними, накопление и введение домашнего бюджета, обретения финансовой независимости. С раннего возраста дети оперируют денежными знаками, активно самостоятельно покупают товары, пользуются пластиковыми картами и мобильными приложениями. Благодаря  урокам по  финансовой грамотности решаются основные  вопросы: предоставление нужной информации с учетом возрастных категорий учеников, повышается уровень образования в сфере финансовой грамотности.  Хорошо, когда обучение детей начинается  с 7 летнего возраста  и вводится такое понятие как «Труд». Ребенок начинает понимать, что доход- это результат трудовой деятельности. Очень важно отметить поведение родителей, так как зачастую именно пример родителей становится основополагающим. Все мы хотим для своих детей самого лучшего, но нужно помнить o том, что выполнение любого каприза ребенка, любой ценный подарок просто так, не даст нашим детям правильного понимания, как относиться к деньгам, и как с ними обращаться. Безусловно, родители должны объяснить ребенку, что для того, чтобы заиметь то, что хочется нужно потрудиться и заработать на это деньги.

Малыш должен знать, какой профессией занимаются его родители, далее ребенка следует научить совершать покупки, научить понятию карманные деньги, это позволит сформировать финансовое планирование. Ребенок должен с детства научиться контролировать свои расходы. Это позволяет избегать многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении всей жизни.

(Дети должны знать обо всех банковских продуктах, которые появляются на рынке. Например, что такое кредитная карта. Сейчас это очень распространенное явление. Наши дети видят, как просто, достав пластиковую карту легко совершать покупки. Как правило, они не в курсе, к каким тяжким последствиям может привести бесконтрольное пользование кредитными картами.

В Примерной основной образовательной программе основного общего образования в раздел «Экономика» учебного предмета «Обществознание» включены вопросы по основам финансовой грамотности (банковские и страховые услуги, предоставляемые гражданам, формы дистанционного банковского обслуживания, инвестиции в различные активы, пенсионное обеспечение, семейный бюджет и др.). Дидактические единицы, затрагивающие вопросы финансовой грамотности, присутствуют и в Примерной основной образовательной программе среднего общего образования в курсе обществознания. На уроках технологии в 8 классе также изучаются вопросы финансовой грамотности в разделе «Семейная экономика».

Рассматриваются такие вопросы, как: потребности семьи, бюджет семьи, расходы на питание, накопления, сбережения, маркетинг и коммуникации в домашней экономике.

Методами  обучения являются: игровое обучение и словесные методы. Словесные методы позволяют в кротчайший срок передавать детям информацию, ставить перед ними учебную задачу, указывать пути её решения. Так же можно использовать игровое обучение – это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности.

Финансовая грамотность неразрывно связана с государством, так как именно оно внедряет финансовые правовые нормы и правила, которые носят императивный характер. Участники финансовых отношений не вправе изменять их предписания и вынуждены им следовать, в этом заключается национальная идентичность финансовой грамотности.

Учитывая менталитет и психологию населения России необходимо сконцентрировать все усилия на создании государственной программы финансового образования молодежи, так как в этом процессе чрезвычайно важна роль авторитетного, независимого и надежного поставщика информации в области  личных финансов, которым и должно стать государство. Именно от Правительства молодое поколение ждет «хороших советов в области финансов».

Естественно, для получения полной картины результатов должно пройти не один год работы с данной программой. Но уже сейчас с точностью можно сказать, что бы добиться поставленной цели  нужно обязательно привлекать к школьному курсу и родителей, это позволит восполнить им пробелы в своих знаниях. Кроме того совместное образование учителей, школьников и родителей поможет существенно уменьшить напряжение в потребительской сфере.

В заключении хочется сказать, что финансовая грамотность- это умение правильно распоряжаться своими финансами и избежать ошибок. Финансовая грамотность – это модно и актуально в нашем современном обществе. И именно образовательные учреждения должны взять на себя основы формирования финансово грамотного гражданина.

Воспитатель: Мигунова М. АОпыт работы «Обучение финансовой грамотности дошкольников»

Я хочу поделиться опытом работы по теме: « Обучение финансовой грамотности в ДОУ»

Использование данного опыта возможно в условиях ДОУ, в повседневной жизни, так как этот опыт охватывает всех участников образовательного процесса и используется во всех возможных формах взаимодействия с ребенком.

Новшество опыта заключается в разработке методических материалов, использование инновационных технологий, сценариев, которые дают знания о мире финансов и экономике, в которых ребёнок может быть главным действующим героем. Финансовое просвещение необходимо включать с детского сада, нужно обеспечить формирование и развитие уникальной личности воспитанника.

Моя цель работы – показать важность обучения дошкольников финансовой грамотности. Рассказать, с какого возраста нужно учить ребенка распоряжаться деньгами и отвечать за свои решения, на каких ступенях развития стоит говорить о финансах. Обучение финансовой грамотности дошкольников, это необходимость для России, как процветающей страны в будущем, занимающую лидирующее место в мире по качеству жизни. Поэтому я поставила перед собой следующие

-создать условия для формирования финансовой грамотности у детей;

– познакомить детей с явлениями социальной действительности (понимание и оценка окружающего предметного мира)

-расширить знания детей и дать осознать на доступном уровне взаимосвязь «труд – товар – деньги»«стоимость товара в зависимости от качества»

-развить эмоциональную сферу детей, умение понимать свое эмоциональное состояние, и управлять своими эмоциями;

-воспитать у детей навыки и привычки речевого этикета, культурного поведения в быту (вести себя правильно в различных жизненных ситуациях)

– развить навыки осмысленного поведения;

-сформировать правильное отношение к деньгам как предмету, необходимого для жизни.

Свою работу по обучению детей финансовой грамотности я начала с опроса родителей. Результат анкетирования среди родителей показал, что большинство  считают ещё рано внедрять в образовательный процесс финансовое воспитание,  считают, что эта тема детям не интересна, некоторые родители ещё не думали об этом.

На самом деле многие родители не понимают насколько важно приобщить ребенка к финансовой грамотности ещё с детства, ведь это полезный и правильный путь подготовки ребенка к жизни, его приспособленности к обществу.

Были проведены с родителями небольшие беседы на родительских собраниях, консультации, оформлен для них информационный уголок. Это позволило родителям повысить уровень знаний об использовании финансовой грамотности в условиях детского сада, использовать полученные детьми знания и умения на практике, в кругу семьи. Включение в образовательный процесс работы по формированию финансовой грамотности помогло родителям понять, что взаимопомощь семьи и детского сада необходимое условие для полной реализации возможности ребенка.

Изучая проблему формирования финансовой грамотности детей дошкольного возраста, я убедилась, что именно в дошкольный период можно сформировать у ребенка правильное представление о финансовых понятиях и посадить зерно богатства, которое будет расти вместе с ребенком, и сможет помочь ему стать независящим успешным человеком.

Для достижения положительных результатов в работе, я применяла самые различные методы, приемы и средства обучения, создавала наилучшие условия для развития финансовой грамотности.

Работа по формированию финансовой грамотности у дошкольников включает в себя:

-занятия с детьми старшего дошкольного возраста, которые носят интегративный характер, позволяющие знакомить детей с основами финансовой грамотности в тесной взаимосвязи с занятиями по математике, развитию речи, театрализованной и изобразительной деятельности, а также через различные виды игровой и трудовой деятельности, что помогает разностороннему развитию детей, и позволяет с большей эффективностью подготовить их к обучению в школе.

В своей работе использую различные принципы. .

Применяю разнообразные методы и приемы.

Работа по формированию у детей финансовой грамотности составлена на совместной деятельности участников образовательного процесса по следующему

Схема педагог-воспитанник включает в : комплексно-тематические занятия, сюжетно-ролевые, дидактические, настольные игры, особый интерес вызывают интеллектуальные игры и развлечения – все вместе взрослые и дети решают познавательные, практические, игровые задачи. Экскурсии с целью знакомства с людьми разных профессий. Для того, чтобы выявить, насколько дети усвоили материал, проводятся беседы, презентации.

Для лучшего усвоения программы использую чтение художественных произведений, просмотры мультфильмов.

Чтение стихов, сказок, заучивание пословиц и поговорок воспитывает у детей лучшие моральные качества. Многие пословицы и поговорки в обобщенной форме содержат идеи финансовой целесообразности, нравственных ценностей, отношения к труду.

Логические задачи, задачи-шутки способствуют лёгкому преодолению пути в познании сложных финансовых явлений. Такие задания несут в себе элементы проблемности и занимательности, вызывают напряжение ума, но также доставляют радость детям, развивают их фантазию, воображение и логику. Решение логических задач увеличивает интерес ребенка к финансовым знаниям, учит видеть за названиями и терминами жизнь, красоту мира вещей, природы.

В своей группе я создала такие условия и предметно-развивающую среду, которые помогают каждому ребенку найти свой путь в  через игру, математику, рисование, что облегчает умственному и личностному развитию.

Знакомство детей с потребностями происходит в процессе образовательной деятельности «Потребности первобытного человека»«Потребности современного человека»

: Обсуждение с детьми вопросов о том, что им необходимо сделать, когда они голодны или испытывают жажду, когда и зачем нужно одеться и умыться, когда хочется играть, гулять, рисовать, лепить, послушать сказку и т. д.

Выяснение того, в чем именно заключается : нужны ли им какие-то определенные предметы или помощь, забота, сочувствие и т. д., откуда берутся нужные вещи, кто предоставляет те или иные услуги, проявляет заботу и сочувствие.

На 2 этапе работы знакомлю с экономическим понятием  Расширяю представления детей о множестве потребностей, жизненно важных для людей, об экономических потребностях, о товарах и услугах, в которых нуждаются люди. Обсуждаем с детьми, в чем заключается разнообразие потребностей людей. : потребности первобытных людей на земле были не велики. Еда, одежда да пещера, где можно спрятаться от бури и дождей. Потребности людей нашего времени шире, им необходимы и медицинская помощь, и транспорт, и образование.

3 этап. Решение практических задач.

На этом этапе вместе с дошкольниками выясняем причины, которые требуют обязательного удовлетворения потребностей (жилище, одежда, обувь, безопасность, еда, вода, воздух, медицинская помощь, транспорт). Знакомлю детей с правилами, которых надо придерживаться, находясь в том или ином месте, и с тем, как выполнять установленные правила.

После того, как дети получили знания я выясняю, что необходимо для удовлетворения каждой из потребностей, какие для этого нужны товары и услуги, каковы требования к тем или иным потребностям. Выявляю зависимость между потребностями и правилами жизни.

В ходе знакомства с разделом  дети усваивают основные экономические : потребности, жизненно важные потребности, возможности.

даю представление о труде, его видах (сельскохозяйственный, домашний и т. д.); учу выделять последовательность трудовых действий; воспитываю уважение к труду и трудолюбию, отрицательное отношение к лени.

формирую системные знания о предмете, выделяю новую сторону предмета – товар, как результат труда. Показываю детям последовательность изготовления товаров; зависимость цены товара от его качества и количества; знакомлю с разными формами сбыта : различные магазины, рынки, ярмарки. Воспитываю бережное отношение к вещам, игрушкам, орудиям труда, которыми мы пользуемся.

: уточнение и формирование представлений детей о деньгах, воспитание правильного отношения к деньгам как к предмету жизненной необходимости (деньги как средство удовлетворения основных жизненных потребностей, как средство купли- продажи). Основной идеей является то, что человек в современном мире не может сам производить все, что нужно ему для жизни, поэтому необходима специализация в производстве товаров и услуг. Обмен товарами и услугами – путь удовлетворения экономических потребностей. : одна семья вырастила много картофеля, а другая много яблок. Что нужно сделать, чтобы у каждой семьи был и картофель и яблоки? Делается вывод о выгоде обмена  для обеих семей.

, я подвожу детей к понятию новым : бюджет и из чего он состоит (зарплата, пенсия, стипендия)

Даю представление о доходе, его увеличении и уменьшении, о сути расходов, показать как много их в повседневной жизни. Воспитываю бережливость, расчетливость, смекалку, трудолюбие; осуждать жадность.

Формирование финансовой грамотности у дошкольников благополучно влияет на развитие мышления, фантазии, развивается речь и кругозор ребенка. Дети приобретают навыки правильно вести домашнее хозяйство, экономить семейный бюджет.

Результат опыта моей работы заключается в обеспечении положительной динамики по повышению уровня сформированности финансовой грамотности детей дошкольного возраста.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать : что создание условий и практическая деятельность положительно влияют на формирование финансовой грамотности, а значит и основ экономической культуры у дошкольников.

Эта работа позволяет активизировать познавательную деятельность детей, совершенствовать коммуникативные качества. У детей появился интерес к людям разных профессий, они стали бережнее относиться не только к игрушкам, но и к предметам окружения, по новому подходят к решению игровых задач, в лучшую сторону изменились взаимоотношения со сверстниками.

Спасибо за внимание!!!

Актуальность финансовой грамотности


МОЯ ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

Мы с вами живем в век информации, для которого характерна самостоятельность людей. Разумное отношение к личным деньгам присуще далеко не всем. Владеть знаниями и навыками финансового поведения – это путь к благополучной и качественной жизни, способность совершать взрослые поступки и нести за них ответственность.

Очень важно уметь не только принимать кратковременные финансовые решения (к примеру, покупка продуктов), но и планировать долгосрочные вложения, учитывая непредсказуемость нашей экономики. Не секрет, что в жизни происходят и спонтанные ситуации, в которых также необходима финансовая грамотность. Например, чтобы срочно решить острую проблему или распознать действия денежных мошенников.

Для современных детей эти знания также актуальны, поскольку уже в дошкольном возрасте следует приобщать малышей к экономической культуре, воспитывать в них бережливость, деловитость, дисциплину, учить ценить свой и чужой труд, формировать верное отношение к финансовому миру, в котором им предстоит расти и развиваться. Поэтому, начиная со старшего дошкольного возраста, педагоги детского сада в соответствии с программой ФГОС стараются знакомить детей с этой неотъемлемой стороной социальной жизни.

Тест на финансовую грамотность


МОЯ ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

Оценить свои знания в вопросах финансов можно, честно ответив на следующие вопросы:

За каждый положительный ответ начисляйте себе 1 балл. Чем больше вы набрали баллов, тем выше ваша финансовая грамотность. Если результат меньше 4 – дело плохо, но поправимо с помощью обучения.

Как повысить знания в сфере финансового поведения?


МОЯ ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

Финансовое благосостояние – величина непостоянная. Плохая новость: даже огромное денежное наследство можно бездумно прокутить. Хорошая новость: правила финансовой грамотности можно освоить любому желающему. Верное отношение к деньгам – это не только философия, но и знания, которые под силу освоить дисциплинированному человеку. Главное – искренне хотеть!

К сожалению, этот предмет не входит в обязательную школьную программу и не представлен отдельным направлением в высших учебных заведениях. Многие выпускники школ и вузов, вступая во взрослую жизнь, не имеют представления, как распоряжаться доходами и как использовать современные финансовые инструменты.

Если вы хотите стать финансово грамотным человеком, то первое, что нужно сделать – настроиться на активное обучение. Даже если вы уже и так все знаете, каждому специалисту время от времени нужны курсы повышения квалификации по экономике и финансам — сферы, в которой постоянно появляются обновления.

Чтобы начать разбираться в финансовых вопросах, нужно освоить фундаментальные дисциплины:

Повысить свою финансовую грамотность также можно, если:

Помните, что современный мир ярок и динамичен и не прощает лени и невежества. Нельзя забывать, что идти в ногу со временем, повышать свое благосостояние и уровень жизни могут лишь дисциплинированные, активные и грамотные люди, которые стремятся к постоянным знаниям. После того, как вами будет освоена профессиональная переподготовка в сфере финансов, эта тема станет простой и доступной.

Публикация «Опыт работы „Обучение финансовой грамотности дошкольников“» размещена в разделах

Новшество опыта заключается в разработке методических материалов, использование инновационных технологий, сценариев, которые дают знания о мире финансов и экономике, в которых ребёнок может быть главным действующим героем. Финансовое просвещение необходимо включать с детского сада, нужно обеспечить формирование и развитие уникальной личности воспитанника.

Использование данного опыта возможно в условиях ДОУ, в повседневной жизни, так как этот опыт охватывает всех участников образовательного процесса и используется во всех возможных формах взаимодействия с ребенком. Мой опыт строится на основе программы образовательного курса «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей» с использованием методов работы по экономическому воспитанию дошкольников.

Моя цель работы – показать важность обучения дошкольников финансовой грамотности. Рассказать, с какого возраста нужно учить ребенка распоряжаться деньгами и отвечать за свои решения, на каких ступенях развития стоит говорить о финансах. Обучение финансовой грамотности дошкольников, это необходимость для России, как процветающей страны в будущем, занимающую лидирующее место в мире по качеству жизни. Поэтому я поставила перед собой следующие задачи:

-создать условия для формирования финансовой грамотности у детей;

– познакомить детей с явлениями социальной действительности (понимание и оценка окружающего предметного мира);

-расширить знания детей и дать осознать на доступном уровне взаимосвязь понятий: «труд – товар – деньги» и «стоимость товара в зависимости от качества»;

-воспитать у детей навыки и привычки речевого этикета, культурного поведения в быту (вести себя правильно в различных жизненных ситуациях);

Свою работу по обучению детей финансовой грамотности я начала с опроса родителей. Результат анкетирования среди родителей показал, что большинство 62% считают ещё рано внедрять в образовательный процесс финансовое воспитание, 20% считают, что эта тема детям не интересна, 18% ещё не думали об этом. На самом деле многие родители не понимают насколько важно приобщить ребенка к финансовой грамотности ещё с детства, ведь это полезный и правильный путь подготовки ребенка к жизни, его приспособленности к обществу. Были проведены с родителями беседы, консультации, оформлен для них информационный уголок. Это позволило родителям повысить уровень знаний об использовании финансовой грамотности в условиях детского сада, использовать полученные детьми знания и умения на практике, в кругу семьи. Включение в образовательный процесс работы по формированию финансовой грамотности помогло родителям понять, что взаимопомощь семьи и детского сада необходимое условие для полной реализации возможности ребенка.

Изучая проблему формирования финансовой грамотности детей дошкольного возраста, я убедилась, что именно в дошкольный период можно сформировать у ребенка правильное представление о финансовых понятиях и посадить зерно богатства, которое будет расти вместе с ребенком, и сможет помочь ему стать независящим успешным человеком.

В начале учебного года проводился мониторинг по программе обучающего курса «Приключения кота Белобока, или экономика для малышей».

Для достижения положительных результатов в работе, я применяла самые различные методы, приемы и средства обучения, создавала наилучшие условия для развития финансовой грамотности. Работа по формированию финансовой грамотности у дошкольников включает в себя : перспективный план, занятия с детьми старшего дошкольного возраста, которые носят интегративный характер, позволяющие знакомить детей с основами финансовой грамотности в тесной взаимосвязи с занятиями по математике, развитию речи, театрализованной и изобразительной деятельности, а также через различные виды игровой и трудовой деятельности, что помогает разностороннему развитию детей, и позволяет с большей эффективностью подготовить их к обучению в школе.

В своей работе использую различные принципы. .

Работа по формированию у детей финансовой грамотности составлена на совместной деятельности участников образовательного процесса по следующему принципу: педагог-воспитанник, воспитанники-родители.

Схема педагог-воспитанник включает в себя: комплексно-тематические занятия, сюжетно-ролевые, дидактические, настольные игры, особый интерес вызывают интеллектуальные игры и развлечения – все вместе взрослые и дети решают познавательные, практические, игровые задачи. Экскурсии с целью знакомства с людьми разных профессий. Для того, чтобы выявить, насколько дети усвоили материал, проводятся беседы, презентации. Для лучшего усвоения программы использую чтение художественных произведений, просмотры мультфильмов.

Чтение стихов, сказок, заучивание пословиц и поговорок воспитывает у детей лучшие моральные качества. Многие пословицы и поговорки в обобщенной форме содержат идеи финансовой целесообразности, нравственных ценностей, отношения к труду.

Логические задачи, задачи-шутки способствуют лёгкому преодолению пути в познании сложных финансовых явлений. Такие задания несут в себе элементы проблемности и занимательности, вызывают напряжение ума, но также доставляют радость детям, развивают их фантазию, воображение и логику. Решение логических задач увеличивает интерес ребенка к финансовым знаниям, учит видеть за названиями и терминами жизнь, красоту мира вещей, природы.

В своей группе я создала такие условия и предметно-развивающую среду, которые помогают каждому ребенку найти свой путь в «экономику» через игру, математику, рисование, что облегчает умственному и личностному развитию.

Знакомство детей с потребностями происходит в процессе непосредственно-образовательной деятельности «Потребности первобытного человека», «Потребности современного человека»

1 Этап: Обсуждение с детьми вопросов о том, что им необходимо сделать, когда они голодны или испытывают жажду, когда и зачем нужно одеться и умыться, когда хочется играть, гулять, рисовать, лепить, послушать сказку и т. д. Выяснение того, в чем именно заключается потребность: нужны ли им какие-то определенные предметы или помощь, забота, сочувствие и т. д., откуда берутся нужные вещи, кто предоставляет те или иные услуги, проявляет заботу и сочувствие. Знакомство с различными профессиями, с художественными произведениями о представителях разных профессий.

На 2 этапе работы знакомлю с экономическим понятием «потребность». Расширяю представления детей о множестве потребностей, жизненно важных для людей, об экономических потребностях, о товарах и услугах, в которых нуждаются люди. Обсуждаем с детьми, в чем заключается разнообразие потребностей людей. Например: потребности первобытных людей на земле были не велики. Еда, одежда да пещера, где можно спрятаться от бури и дождей. Потребности людей нашего времени шире, им необходимы и медицинская помощь, и транспорт, и образование.

На этом этапе вместе с дошкольниками выясняем причины, которые требуют обязательного удовлетворения потребностей (жилище, одежда, обувь, безопасность, еда, вода, воздух, медицинская помощь, транспорт). Знакомлю детей с правилами, которых надо придерживаться, находясь в том или ином месте, и с тем, как выполнять установленные правила.

В ходе знакомства с разделом «Потребности» дети усваивают основные экономические понятия: потребности, жизненно важные потребности, возможности.

В разделе «Труд» даю представление о труде, его видах (сельскохозяйственный, домашний и т. д.); учу выделять последовательность трудовых действий; воспитываю уважение к труду и трудолюбию, отрицательное отношение к лени.

В разделе «Товар» формирую системные знания о предмете, выделяю новую сторону предмета – товар, как результат труда. Показываю детям последовательность изготовления товаров; зависимость цены товара от его качества и количества; знакомлю с разными формами сбыта товара: различные магазины, рынки, ярмарки. Воспитываю бережное отношение к вещам, игрушкам, орудиям труда, которыми мы пользуемся.

В разделе «Деньги» моей задачей является: уточнение и формирование представлений детей о деньгах, воспитание правильного отношения к деньгам как к предмету жизненной необходимости (деньги как средство удовлетворения основных жизненных потребностей, как средство купли- продажи). Основной идеей является то, что человек в современном мире не может сам производить все, что нужно ему для жизни, поэтому необходима специализация в производстве товаров и услуг. Обмен товарами и услугами – путь удовлетворения экономических потребностей. Например: одна семья вырастила много картофеля, а другая много яблок. Что нужно сделать, чтобы у каждой семьи был и картофель и яблоки? Делается вывод о выгоде обмена (бартера) для обеих семей.

В разделе «Семейный бюджет», я подвожу детей к понятию новым словам: бюджет и из чего он состоит (зарплата, пенсия, стипендия).

Формирование финансовой грамотности у дошкольников благополучно влияет на развитие мышления, фантазии, развивается речь и кругозор ребенка. Дети приобретают навыки правильно вести домашнее хозяйство, экономить семейный бюджет. Это было заметно, когда я провела с детьми вечер досуг: «Аукцион». Таким образом, проведя целенаправленную работу, я убедилась, что финансовая грамотность играет важную роль в развитие детей дошкольного возраста.

Результат моего опыта заключается в обеспечении положительной динамики по повышению уровня сформированности финансовой грамотности детей дошкольного возраста. Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод: что создание условий и практическая деятельность положительно влияют на формирование финансовой грамотности, а значит и основ экономической культуры у дошкольников. Эта работа позволяет активизировать познавательную деятельность детей, совершенствовать коммуникативные качества. У детей появился интерес к людям разных профессий, они стали бережнее относиться не только к игрушкам, но и к предметам окружения, по новому подходят к решению игровых задач, в лучшую сторону изменились взаимоотношения со сверстниками.

Портрет финансово грамотного человека


МОЯ ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

Человек, который знаком с экономическими явлениями:

Финансовая грамотность личности может варьироваться в зависимости от уровня.

Не стоит полагать, что обычному человеку достаточного освоить первый уровень. Без инвестиций невозможно увеличить свои сбережения и качество жизни.

В чем задачи финансовой грамотности?


МОЯ ЦЕЛЬ ОБУЧЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

Некоторые люди полагают, что знать эту дисциплину нужно лишь бухгалтерам и финансистам. Нет, это не так. Экономическая безграмотность негативно влияет на все сферы жизнедеятельности человека, ведь каждому из нас приходится в течение жизни принимать важные финансовые решения, вне зависимости от того, умеем ли мы регулировать денежные потоки или нет. И именно от этих решений зачастую зависит наше благополучие.

Финансовая грамотность ставит перед собой следующие задачи:

Словом, чем выше уровень знаний в финансовых вопросах, тем проще человеку избежать ненужных трат.

Оцените статью