Когда открываешь в себе какую-нибудь слабость, то вместо того, чтобы таить ее, брось лицедейство и увертки, исправляйся. Эжен Делакруа
Теперь поговорим о том, что мы едим. В мусорных корзинах в классе можно увидеть пакетики из-под чипсов и сухариков и в довольно больших количествах, поэтому давайте поговорим, как изготавливаются эти любимые вами продукты. Вкусовые качества чипсов и сухариков достигаются за счет применения различных ароматизаторов (правда, фирмы-производители почему-то называют их специями). Поэтому существуют всевозможные «чипсовые» и «сухариковые» разновидности, что называется, «на любителя». Существуют и чипсы без привкусов, т.е. со своим натуральным вкусом, но по статистике, большинство наших с вами соотечественников предпочитают, есть чипсы с добавками: сыром, беконом, грибами, икрой. Стоит ли сегодня говорить, что на самом деле никакой икры нет – ее вкус и запах придали чипсам с помощью ароматизаторов. Больше всего надежды, что вкус и запах получен без применения синтетических добавок, если чипсы пахнут луком или чесноком. Хотя все равно шансы невелики. Чаще всего вкус у чипсов искусственный. То же самое в полной мере относится и к сухарикам. В этом вам помогут убедиться знакомые буквочки «Е», указанные в составе чипсов и сухариков. Буквой «Е» маркируются пищевые добавки, которые придают продукту привлекательный вид и цвет, усиливают вкус, а также продлевают срок его хранения. Не все пищевые добавки безобидны для здоровья человека, Известны коды пищевых добавок, которым по воздействию на организм человека можно дать следующие характеристики Учитель раздает листочки с информацией: Запрещенные – Е103, Е105, Е111, Е121, Е123, Е125, Е126, Е130, Е152. Опасные – Е102, Е110, Е120, Е124, Е127. Подозрительные – Е104, Е122, Е141, Е150, Е171, Е173, Е180, Е241, Е477. Ракообразующие – Е131, Е210-217, Е240, Е330. Вызывающие расстройство кишечника – Е221-226. Вредные для кожи – Е230-232, Е239. Вызывающие нарушение давления – Е250, Е251. Провоцирующие появление сыпи – Е311, Е312. Повышающие холестерин – Е320, Е321. Вызывающие расстройство желудка – Е338-341, Е407, Е450, Е461-466
Литература 1. Мынбаева А. К., Садвакасова З. М. Инновационные методы обучения, или как интересно преподавать: Учебное пособие. – 4-е изд., доп. – Алматы, 2009. 344с. 2. Основы экономики и финансовой грамотности: Рабочая тетрадь для учащихся 5 класса./Авт.-сост. Т.М. Ильичева, Т. П. Стекольникова, В. В. Шестель; Под редакцией Т. П. Стекольниковой. – Алматы: Достижения молодых, 2010, 68 с. 3. Основы экономики и финансовой грамотности: Методические рекомендации для преподавателей. 5 класс./Авт.-сост. Т.М. Ильичева, Т. П. Стекольникова, В. В. Шестель; Под редакцией Т. П. Стекольниковой. – Алматы: Достижения молодых, 2010, 104 с. 4. Татарченкова С. С. Урок как педагогический феномен: Учебно-методическое пособие. – СПб, 2005. -448 с. 5. Черняк В. З. Введение в предпринимательство: Учебн. Для 10,11 классов общеобразоват. учрежд. – М.: Вита-Пресс,1999. – 248с.
Учитель биологии: Чугунова Наталья Владимировна
Добрый день, уважаемые участники онлайн конференции. Я, учитель биологии Чугунова Наталья Владимировна, рада приветствовать всех вас из стен Домодедовского лицея №3 имени Героя Советского Союза Ю. П. Максимова ГО Домодедово.
Тема моего выступления «Развитие функциональной грамотности на уроках биологии: от теории к практике».
«Учитель, прежде чем образовывать ученика своими наставлениями, сначала должен пробуждать в ученике стремление к образованию, делать ученика, по крайней мере, годным к образованию».
Я. А. Коменский
В современной России предъявляются высокие требования к подходам в об-
учении детей, направленным на повышение качества образования. Федеральный
государственный образовательный стандарт основного общего образования ориен-
тирован на становление личностных характеристик выпускника, который активно и
заинтересованно познает мир, осознает ценность труда, науки и творчества, образо-
вания и самообразования, умеет учиться и способен применять полученные знания
Выпускник школы должен быть готов взаимодействовать с окружающим ми-
ром, решать учебные и жизненные задачи, выстраивать социальные отношения в со-
ответствии с правилами сотрудничества, стремиться к образованию и самообразо-
ванию, к прогнозированию своего будущего. Следовательно, современная система
образования ориентирована на развитие функциональной грамотности школьников
В современной России предъявляются высокие требования к подходам в обучении детей, направленным на повышение качества образования. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования ориентирован на становление личностных характеристик выпускника, который активно и заинтересованно познает мир, осознает ценность труда, науки и творчества, образования и самообразования, умеет учиться и способен применять полученные знания на практике. Сегодняшней выпускник школы должен быть готов взаимодействовать с окружающим миром, решать учебные и жизненные задачи, выстраивать социальные отношения в соответствии с правилами сотрудничества, стремиться к образованию и самообразованию, к прогнозированию своего будущего. Следовательно, современная система образования ориентирована на развитие функциональной грамотности школьников.
Впервые термин «функциональная грамотность» был обозначен ЮНЕСКО в 1965 году на Всемирном конгрессе министров просвещения в Тегеране, и определялся как международная проблема для развитых стран мира. Согласно А. А. Леонтьеву (филологам эта личность хорошо знакома) функциональная грамотность – это «способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений» (Леонтьев, 1999: 5).
«Функционально грамотным, – отмечают О. П. Чигишева, Е. М. Солтовец, А. В. Бондаренко, – считается тот, кто может участвовать во всех видах деятельности, в которых грамотность необходима для эффективного функционирования его группы, и которые дают ему также возможность продолжать пользоваться чтением, письмом и счетом для своего собственного развития и для развития общества» (Чигишева, 2017: 127). Э. Г. Азимов и А. Н. Щукин дают следующее определение: функциональная грамотность – это «способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать. В отличие от элементарной грамотности как способности личности читать, понимать, составлять короткие тексты и осуществлять простейшие арифметические действия, функциональная грамотность есть уровень знаний, умений и навыков, обеспечивающий нормальное функционирование личности в социальных отношениях, который считается минимально необходимым для осуществления жизнедеятельности личности в конкретной культурной среде» (Азимов, 2009: 342).
Теоретическая интерпретация исследуемого понятия позволила выделить сле-
дующие компоненты функциональной грамотности:
– интегративный (читательская, коммуникативная, информационная, социаль-
– предметный (языковая, литературная, математическая, естественнонаучная,
общекультурная, финансовая, правовая, здорового образа жизни).
Таким образом, индикаторами функциональной грамотности будут являться:
общая грамотность (включающая умение школьников написать сочинение,
эссе, заполнить бланки различного содержания, уметь считать без калькулятора, от-
вечать на вопросы без затруднений);
компьютерная грамотность (умение искать информацию в интернете, спра-
вочной литературе, перерабатывать и систематизировать полученную информацию,
работать с электронными таблицами, использовать графические редакторы, пользо-
ваться электронной почтой и другими электронными сервисами и мессенджерами);
информационная грамотность (умение отбирать информацию из справочной
литературы, читать чертежи, схемы, анализировать числовую информацию, исполь-
зовать материалы СМИ);
коммуникативная грамотность (умение организовывать и работать в груп-
пе, владеть грамотной устной и письменной речью, быстро приспосабливаться к
изменившимся условиям), правовая грамотность (уметь отстаивать свои права, объ-
яснять различия и функции государственной власти, законодательства РФ и др.);
Научные труды Московского гуманитарного университета
2020 № 4
финансовая грамотность (умение планировать денежные расходы, использо-
вать знания и навыки для принятия правильных решений, связанных с деньгами и
бытовая грамотность (умение выбирать продукты и товары, умение ориен-
тироваться в незнакомом городе, используя карту-схему, мобильные навигаторы,
умение пользоваться различными бытовыми приборами, действовать в чрезвычай-
ных ситуациях и оказывать первую медицинскую помощь)
Поэтому теоретическая интерпретация исследуемого понятия позволила выделить следующие компоненты функциональной грамотности:
– интегративный (читательская, коммуникативная, информационная, социальная грамотность);
– предметный (языковая, литературная, математическая, естественнонаучная, общекультурная, финансовая, правовая, здорового образа жизни).
– общая грамотность (включающая умение школьников написать сочинение, эссе, заполнить бланки различного содержания, уметь считать без калькулятора, отвечать на вопросы без затруднений);
– компьютерная грамотность (умение искать информацию в интернете, справочной литературе, перерабатывать и систематизировать полученную информацию, работать с электронными таблицами, использовать графические редакторы, пользоваться электронной почтой и другими электронными сервисами, и мессенджерами);
– информационная грамотность (умение отбирать информацию из справочной литературы, читать чертежи, схемы, анализировать числовую информацию, использовать материалы СМИ);
– коммуникативная грамотность (умение организовывать и работать в группе, владеть грамотной устной и письменной речью, быстро приспосабливаться к изменившимся условиям), правовая грамотность (уметь отстаивать свои права, объяснять различия и функции государственной власти, законодательства РФ и др.);
– финансовая грамотность (умение планировать денежные расходы, использовать знания и навыки для принятия правильных решений, связанных с деньгами и их тратами);
– бытовая грамотность (умение выбирать продукты и товары, умение ориентироваться в незнакомом городе, используя карту-схему, мобильные навигаторы, умение пользоваться различными бытовыми приборами, действовать в чрезвычайных ситуациях и оказывать первую медицинскую помощь).
Необходимо понимать, что один, отдельно взятый педагог на «своём предмете» не сможет осуществить процесс формирования и развития функциональной грамотности в полном объёме, этого результата можно добиться лишь коллективом педагогов, работая в двух направления (учебный процесс и внеурочная деятельность) по формированию функциональной грамотности. Учитель должен ориентироваться на изменения в содержании учебного предмета с учетом на самопознание, разработку и внедрение практико-ориентированных модулей с использованием ученического исследования, реализацию комплексного подхода к исследовательской деятельности в образовательном процессе, организацию сотрудничества на основе субъектных отношений всех участников образовательных отношений. Тщательно продуманные уроки, выбор образовательной технологии, самостоятельная работа учащихся на уроке, все это в комплексе дает возможность формировать функциональную грамотность. Очевидно и то, что ученик не может усваивать материал только через личное исследование – это не только затратно по времени, но и полученный результат может быть не высок. Поэтому уместно использовать на уроках элементы исследовательского метода обучения.
Обязательным условием развития функциональной грамотности является наличие творческого домашнего задания. Это могут быть синквейны, эссе, составление памяток, рекомендаций, написания резюме, работа с таблицами и многое другое в зависимости от уровня подготовки обучающихся.
В процессе решения задач по формированию и развитию функциональной грамотности посредством исследовательской деятельности, педагогу необходимо уйти от позиции носителя информации к позиции консультанта (тьютора).
Внеурочная деятельность является логическим продолжением учебного процесса, в нее входит работа кружков, элективных, факультативных занятий, мета-предметных курсов. В рамках внеурочной деятельности предполагается поэтапное развитие различных умений, составляющих основу функциональной грамотности.
Занятия внеурочной деятельности проходят в менее регламентированном режиме, с применением знаний и умений, ранее полученных на уроках. Внеурочная деятельность носит продуктивный характер и включает в себя следующие виды деятельность: экскурсии, экспедиции, конкурсы, праздники, конференции, олимпиады, концерты, марафоны, выставки, дискуссии, спектакли, круглые столы, мастер-классы, ролевые игры, лаборатории, мастерские.
В результате внеурочной деятельности у учащегося должно формироваться умение учится самостоятельно, добывать и систематизировать новые знания. Формирование и развитие функциональной грамотности через исследовательскую деятельность – процесс длительный и многосторонний. Однако, положительных результатов можно добиться при соблюдении принципов непрерывности образования, развития индивидуальности каждого ребенка, системности организации образовательного процесса, раскрытия и поддержки талантливых детей. Тогда процесс развития функциональной грамотности через исследовательскую деятельность будет полным и целостным.
Федеральные государственные образовательные стандарты предполагают овладение учащимися исследовательскими умениями и выполнение учащимся проектно-исследовательской работы по одному из учебных предметов или любой выбранной области знаний. Следовательно, проект или исследование будут выполнять все обучающиеся.
Предмет биология имеет прекрасные перспективы развития функциональной грамотности, более того, в профильной школе этот предмет представляет огромное поле деятельности: расчеты по формулам в генетике популяций, вывод формулы разнообразия белков и многое другоек. А также помогает учащимся быть адаптированными и самостоятельными гражданами в современном мире – владеть навыками здорвьесбережения и экологической грамотности.
Задания по развитию функциональной грамотности разделяются на 3 уровня:
I уровень – репродуктивный уровень обучаемости (по таксономии это ступени знания, понимания, применения) – позволяет ученику понимать и запоминать новую информацию, применять ее по алгоритму;
II уровень – высокий, прикладной уровень (по таксономии – анализ и синтез) – позволяет активно использовать приобретенные знания в знакомой ситуации);
III уровень – наиболее высокий, творческий уровень (по таксономии – оценка) – позволяет самостоятельно интегрировать новые знания в систему собственных знаний, умение давать оценку явлениям и событиям, проектировать новые способы решений.
Примеры заданий разных уровней определение обучаемости учащихся и сформированности функциональной грамотности.
МБУ «Школа № 47» г. Тольятти
Рощина Н. В., учитель химии и биологии
Формирование математической грамотности на уроках биологии
Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше, без помощи учителя
Современный мир характеризуется нестабильностью и неординарностью. Зарождаются и становятся востребованными новые профессии, предъявляющие высокие требования к профессиональным и прикладным навыкам выпускников. Чтобы жить в этой сложной и скоростной реальности, сегодняшним школьникам требуются новые компетенции и владение функциональной грамотностью: читательскую, математическую, естественнонаучную, финансовую, креативное мышление. Что же такое функциональная грамотность? Это навыки познания, анализа и решения вопросов в быстро меняющемся мире.
Потребность быстро реагировать на все изменения, происходящие в жизни, умение решать проблемы, логически рассуждать, анализировать информацию – это составляющие математической грамотности, второго по значимости компонента функциональной грамотности вместе с читательской грамотностью
В сущности, понятие «математическая грамотность»
определяется следующими признаками: пониманием роли математики в реальном
мире; умением высказывать аргументированные математические суждения;
применением математики для удовлетворения потребностей человека.
Использование в процессе обучения в школе математических текстовых задач с биологическим содержанием – важно для активизации познавательной деятельности учащихся. основных понятий биологии и развивает мыслительные способности учеников. Математические текстовые задачи способствуют развитию аналитических способностей учащихся Использование такого рода задач позволяет формировать у учащихся осознанное восприятие
Для выполнения заданий требуется относительно небольшой объем знаний и умений, которые необходимы для математически грамотного современного человека. Эти задания можно использовать по усмотрению учителя
Как игровой момент на уроке;
Как проблемный элемент в начале урока;
Как задание – «толчок» к созданию гипотезы для исследовательского проекта;
Как задание для смены деятельности на уроке;
Как модель реальной жизненной ситуации, иллюстрирующей необходимость изучения какого либо понятия на уроке;
Как задание, устанавливающее межпредметные связи в процессе обучения;
Некоторые задания заставят сформулировать свою точку зрения и найти аргументы для её защиты;
Можно собрать задания одного типа и провести урок в соответствии с какой то образовательной технологией;
Можно все задачи объединить в группы и создать свой элективный курс по развитию математического мышления;
Формировать и развивать математическую грамотность необходимо не только на уроках математики, но и на всех остальных предметах, в том числе и на уроках биологии. Как же вводить математические задания на уроки биологии? Сначала, необходимо выяснить какие предметные результаты сформированы у
обучающихся, какие в настоящее время формируются в определенном классе. А уже после этого интегрировать ее в предмет. Проанализировав тематическое планирование по математике 5-6 классов (А. Г. Мерзляк) сделала выводы, что уже в 5 классе дети решают задачи на проценты, совершают совместные действия с десятичными дробями, переводят из одной единицы измерения в другую, им уже известны доли и дроби, пропорции. В 6 классе вводятся понятия делители и кратные, отношение. Примерно в середине учебного года изучают круговые и столбчатые диаграммы и лишь в четвертой четверти начинаются темы, в ходе которых изучаются графики и координатная плоскость.
Способы интеграции математики и биологии: внеурочная деятельность, олимпиадные задания, необычные практико-ориентированные задания на обобщающих уроках, предметных неделях. Одним из таких способов может стать – математические минутки в начале или в конце урока.
Примеры заданий математических минуток на уроке биологии в 6 классе (к УМК: под.ред И. Н. Пономаревой)
Тема: Царство растения. Внешнее строение и общая характеристика растений На Земле около 350 тыс. видов растений, из них 73,9 % – цветковые. Сколько всего видов цветковых растений на Земле. Ответ запишите в виде числа. К 2004 году ученые описали примерно 258, 65 тыс. видов цветковых растений, 16000 видов мохообразных, 11 тыс. папоротникообразных, 8 тыс. водорослей. Сколько всего видов растений описали ученые к 2004 году, ответ запишите в виде числа.
Тема: Многообразие жизненных форм растений Верно ли утверждение? 1. Если взять за кратное срок жизни кустарника, то значения высоты его стволов будут являться делителями; 2. Максимальный возраст деревьев не является кратным максимальному возрасту кустарников; 3. Число 6 – результат деления кратного (максимальной высоты полукустарничков) и делителя (минимальной высоты полукустарничков).
Тема: Клеточное строение растений. Свойства растительной клетки После 3 циклов деления образовалось 24 клетки, определите, сколько клеток было перед началом деления; Тема: Ткани растений. Размер клетки эпидермиса лука – 400 мкм. Сколько клеток содержит 12мм2 эпидермиса?
Каков размер клеток волокна льна, если они в 100 раз больше клеток эпидермиса лука? Ответ запишите в виде числа.
Тема: Семя, его строение и значение. Лабораторная работа №1 «Изучение строения семян однодольных и двудольных растений» Рассмотрите сухое и набухшее семя фасоли. Измерьте линейкой длину и ширину этих семян. Какое семя больше? Заполните таблицу
Длина Ширина Объяснение
Во сколько раз больше?
На сколько % увеличилась
длина семени фасоли после
Тема: Стебель, его строение и значение Высота стебля пшеницы – 1.5 м, а высота стебля бамбука – 20 м. Во сколько раз высота стебля бамбука больше высоты стебля пшеницы? Ответ округлите до десятых Тема: Цветок, его строение и значение Диаметр пластинки белоснежной кувшинки, занесенной в Красную книгу – 30 см, а диаметр ее цветка – 10 см. Определите во сколько раз диаметр пластинки больше диаметра цветка. Вольфия бескорневая – самое маленькое цветущее растение, диаметр его цветка примерно равен 0.5 мм. Сколько таких цветков поместится на ногте человека площадью 1.5 см2? Тема: Плод. Разнообразие и значение плодов Ученики 6 класса собрали 12 кг плодов клена, дубы и липы, для получения семян лесничеству. Сколько кг плодов клена собрали дети, если плодов дуба и липы было собрано по 20%? Тема: Урок – обобщение по теме: «Органы растений». Определите отношение длины диаметра цветка по гербарию фиалки к самому длинному листу; найдите отношение длины стебля к длине корня. Результат запишите. Тема: Минеральное питание растений и значение воды «Лабораторная работа № 2. Передвижение воды и минеральных веществ в растении». Скорость движения воды по сосудам древесины сосны 5мл/ч на 1 см2поперечного сечения. Определите скорость движения воды в (мл/ сутки) по сосудам березы на 1 см2 древесины, если она в 4 раза больше скорости движения воды по сосудам сосны.
Тема: Воздушное питание растений – фотосинтез
Чему равно отношение азота к кислороду в составе воздуха? Сколько литров кислорода содержится в 100л воздуха? При фотосинтезе из 6 молекул
углекислого газа и 6 молекул воды образуется 1 молекула глюкозы и 6 молекул кислорода. А) Сколько молекул углекислого газа и воды нужно для образования 3 молекул глюкозы. Б) Сколько молекул кислорода образуется при фотосинтезе, если образовалось 4 молекулы глюкозы. Тема: Дыхание и обмен веществ у растений В процессе дыхания, при разложении одной молекулы глюкозы выделяется 2870 килоджоулей энергии. Сколько молекул глюкозы
разложилось во время дыхания, если при этом образовалось11480 килоджоулей энергии? Тема: Систематика растений, ее значение для ботаники Из 1000 растений разных видов, произрастающих в одном сообществе. К семейству злаковые относятся -18% видов, розоцветных – 60%, лилейных – 5%, крестоцветных -10% , ивовых – 7%. Определите, сколько растений относится к классу Двудольные? Тема: Водоросли, их разнообразие и значение в природе. Лабораторная работа № 4. « Изучение строения водорослей». В водоеме растут зеленые, бурые и красные водоросли. Количество зеленых водорослей – 40%, а бурых в 2 раза больше, чем красных. Постройте круговую диаграмму, отражающую соотношению водорослей в водоеме. Тема: Отдел Моховидные Лабораторная работа № 5. « Изучение строения мхов». Из 729 моховидных растений, произрастающих на одном болоте, сфагнума в 2 раза больше, чем льна, но в 3 раза меньше чем маршанции. Найдите количество растений каждого вида.
Тема: Понятие о природном сообществе- биогеоценозе и экосистеме. Нарисовать организм лесного сообщества на координатной плоскости по заданным координатам .
Тема: Совместная жизнь организмов в природном сообществе
Определить по графику роста березы, сосны, ели: Какое дерево выше других в возрасте трех лет? В каком возрасте высота сосны равна 8 м?
Тема: Смена природных сообществ и ее причины На сколько т/га увеличивается масса углерода в экосистеме ельника; В каком возрасте березняк достигает максимального значения по массе углерода в экосистеме? В каком возрасте масса углерода в экосистеме ельника минимальная?
В учебниках по биологии содержится много информации, интересных фактов, занимательных заданий, практических примеров, которые можно связать с математикой.
Задача 1: Из 1000 растений разных видов, произрастающих в одном сообществе. К семейству злаковых относятся – 18% видов, розоцветных – 60%, лилейных – 5%, крестоцветных – 10%, ивовых – 7%. Определите, сколько растений относится к классу Двудольные?
Задача 2: Бактерия, попав в живой организм, к концу 20-й минуты делится на две бактерии, каждая из них к концу следующих 20 минут делится опять на две и т. д. Сколько бактерий окажется в организме через 4 часа, если по истечении четвертого часа в организм из окружающей среды попала еще одна бактерия?
Задача 3: У капустной тли есть свой паразит наездник афидиус, дающий за лето более 6 поколений по 30 особей (из них 50% самцов) в каждом. Какого количества достигнет все потомство от одного афидиуса через 6 летних поколений, если этот паразит будет размножаться беспрепятственно?
Задача 4: Человек выпил чашку крепкого кофе, содержащую 120 мг кофеина, который полностью всосался и равномерно распределился по крови и другим жидкостям тела. У исследуемого человека объём жидкостей тела можно считать равным 40 л. Рассчитайте, через какое время (в часах) после приёма кофеин перестанет действовать на этого человека, если кофеин перестаёт действовать при концентрации 2 мг/л, а концентрация его снижается за час на 0,23 мг. Ответ округлите до десятых. Единицы измерения писать не нужно.
Задача 5: Белки выполняют множество важных функций в организмах человека и животных: обеспечивают организм строительным материалом, являются биологическими катализаторами или регуляторами, обеспечивают движение, некоторые транспортируют кислород. Для того чтобы организм не испытывал проблем, человеку в сутки необходимо 100-120 г белков. Используя данные таблицы (Приложение), рассчитайте количество белков, которое человек получил во время ужина, если в его рационе было: 20 г хлеба, 50 г сметаны, 15 г сыра и 75 г трески. Ответ округлите до целых.
Практико-ориентированные задания на формирование математической грамотности должны носить межпредметный характер и строиться на использовании знаний из различных предметов. Учителю также необходимо опираться на имеющийся у школьников к этому времени социальный опыт и возрастные особенности. Включение математической грамотности как образовательного результата в систему общего образования позволяет повысить мотивацию и интерес к изучению математики.
Вывод: Вывод: после внедрения математических минуток на уроки биологии у детей развиваются навыки применения математических действий в определенных ситуациях, повышается мотивация изучения биологии и математики. Развиваются навыки вычисления процентов, работы с таблицами, графиками, диаграммами. Ребята осознают важность изучения математики, прослеживая ее тесную связь с другими науками.
“Напичканный знаниями, но не умеющий их использовать ученик напоминает фаршированную рыбу, которая не может плавать”
PISA 2012 Assessment and Analytical Framework: Mathematics, Reading, Science, Problem Solving and Financial Literacy. O ECD Publishing, 2013.
Жигарев И. А. Основы экологии: Сб. задач, упражнений и практ. работ. 10
кл. М.: Дрофа, 2001. – 206 с.
Муртазин Г. М. Задачи и упражнения по общей биологии: Пособие для учащихся. – М.: Просвещение, 1981. – 192 с.
«Выживает не самый сильный или самый а тот, кто быстрее откликается на изменения»
Ч. Дарвин (ЕСТЕСТВЕННЫЙ ОТБОР)
Одну из главных современных компетенций личности школьника – я, современная школа ставит основополагающей. И эта компетенция должна быть направлена на формирование личности творческой, способной самостоятельно решать различные задачи, критически мыслить, уметь пользоваться любой информацией, пополнять знания, отстаивать свои убеждения, саморазвиваться, применять знания на практике. Именно эта компетенция лежит в основе биологической грамотности. Биологическая грамотность способность человека определять и понимать роль биологии в мире, в котором он живет, высказывать обоснованные биологические суждения и использовать биологию так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие мыслящему, всесторонне развитому человеку. И это все нацелено на развитие функционально грамотной личности Функциональная грамотность – способность человека, общества вступать в отношения с внешней средой и быстро адаптироваться и функционировать в изменяющихся условиях. Она включает в себя приобретение знаний, развитие познавательных и творческих способностей, постоянное обогащение научными знаниями и применение их на практике, обеспечивает нормальное существование и функционирование человека в системе социальных отношений. Иными словами, основная цель её заключается в умении учащихся применять огромный теоретический багаж своих знаний в повседневной жизни.
Но, к сожалению, на уроках часто сталкиваешься с ситуациями, когда ученики, даже обладающие достаточной системой знания, не могут объяснить те или иные процессы, воспользоваться и применить полученные знания на практике, исследовать, экспериментировать и делать выводы с привлечением полученных ранее знаний. И задача современного учителя сформировать у учащихся эти умения и навыки, сформировать функционально грамотную личность. В этом плане предмет имеет прекрасные перспективы развития естественнонаучной грамотности учащихся. Именно на уроках этого предмета можно показать учащимся значимость биологических знаний, возможность их применения в жизни для сохранения здоровья, адекватного взаимодействия с окружающей средой, то есть подготовить их правильно использовать в практической ситуации усвоенные знания и эффективно применять в процессе социальной адаптации.
Примерный перечень умений и навыков школьников в развитии естественнонаучной функциональной грамотности на уроках биологии выглядит так:
Формирование функциональной грамотности – это сложный процесс. Поэтому современный учитель должен иметь инструменты, с помощью которых он сможет оценивать и формировать функциональную грамотность учащихся, он должен уметь своевременно и правильно подбирать задания для урока и внеурочной деятельности, правильно оценить возможности учащихся и подготовить ряд наводящих вопросов при решении заданий повышенной сложности.
Задания по функциональной грамотности не должны занимать большую часть урока, но могут использоваться на разных его этапах. В своей практике использую различные примеры заданий на формирование функциональной грамотности у учащихся.
Так, я считаю актуальной технологию критического мышления. Приемы данной технологии позволяют ученикам сформировать собственную позицию, освоить навыки работы с источниками, справочниками. Ученик, который умеет критически мыслить, чувствует уверенность в работе с различными типами информации, может эффективно использовать самые разнообразные ресурсы. Ему легче адаптироваться в жизни.
Приём «Корзина идей». Это прием использую на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося опыта и знаний у учеников. В «корзину» скидывается все, что имеет отношение к теме урока. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. Все идеи и предложения осмысливаются и анализируются в дальнейшем ходе урока. Постепенно из «корзины» убираются все неправильные, а остаются только верные. Например, по теме «Бактерии», «Беспозвоночные животные», «Позвоночные».
голова – вопрос темы (проблема), верхние косточки – основные понятия темы (причины проблемы), нижние косточки – суть понятий (факты, подтверждающие проблему), хвост – ответ на вопрос (вывод). Например, при изучении раздела тем «Дыхание» в «голову» ставлю вопрос: «Вредит ли курение дыхательной системе?», при изучении раздела тем «Пищеварение»: «Что такое рациональное питание?»
Еще один приём, который я использую в своей работе ». Выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди. Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы часто интуитивно распределяем их особым образом. Данный прием удобен, так как может применяться на всех стадиях урока и практически по любой теме.
» помогает ребятам систематизировать информацию, выявлять черты сходства и отличия между различными организмами. Например, при изучении таких тем как «Митоз», «Мейоз», пользуюсь следующей таблицей:
При изучении темы «Фотосинтез»:
Для сбора дополнительной информации в условиях проблемной ситуации или упорядочения уже имеющейся информации использую . Например, в теме «Класс Насекомые»: придумайте 3 вопроса о муравьях, используя слова: зачем? почему? сравни. В процессе поиска ответов ученики получают еще больше информации.
По теме «Тип Хордовые. метод эмпатии (вживания): представьте себе, что вы – лягушка. Как вы себя чувствуете на суше и в воде? Где вам нравится больше? Почему?
Работа с немыми рисунками. Работая с текстом, предлагаю подписать ученикам обозначенные части рисунка. Данный прием развивает умения максимально точно и полно понимать содержание текста, практически осмысливать извлечённую информацию, соотносить её с имеющимися знаниями, интерпретировать, оценивать и применять при выполнении предложенных заданий с использованием учебных, учебно-познавательных текстов.
Помочь обобщить приобретённые знания омогает мне еще один прием . Предлагаю ученикам, например, при изучении темы «Земноводные» задание с разными цифровыми путями. Из множества вариантов они выбирают оптимальный. При правильном выборе должен получиться определенный рисунок.
Еще одним эффективным приемом, направленным на формирование функциональной грамотности, является решение практико-ориентированных задач. Например, при изучении общей биологии раздела «Экология» даю для осмысления следующие задания:
1. Произрастающим в пустынях растениям приходится добывать воду, в буквальном смысле, по каплям. Предложите способ, с помощью которого растения пустынь могут собирать влагу из воздуха.
2. Известно, что на сфагновых болотах, несмотря на большое количество влаги, вода оказывается недоступной для многих растений. С чем это связано?
Как конкретно работают приемы, которые способствуют формированию функциональной грамотности, на примере урока в 6 классе по теме «Воздушное питание»
После организационного момента, для того, чтобы выйти на тему урока, актуализируем имеющиеся знания по процессам жизнедеятельности растений, вспоминаем сначала о почвенном питании и таким образом подвожу к теме питания воздушного. Для этого провожу подводящий диалог, в процессе которого ученики отвечают на вопросы, вспоминают ранее изученный материал и перечисляют известные им вещества, необходимые для жизнедеятельности растений.
1. Какие процессы жизнедеятельности растений, указанные на экране, вы знаете?
2. Какой из них обеспечивает поступление в организм питательных веществ?
3. Какой орган растения в нем участвует? Как называется такое питание?
4. Какие вещества получает растение через корень?
5. Этих веществ хватит для нормального роста и развития растений?
6. А какие вещества еще нужны растениям?
После ответов на данные вопросы, задаю ещё один:
Как вы думаете, откуда растения берут эти вещества?
С этого вопроса, на который ученики затрудняются ответить, начинаю подводить их к формулированию темы и задач урока. То есть на данном этапе ставлю проблемную задачу, и дети пытаются её решить.
Вот обычный зелёный лист растения. — Что в нем интересного? — А какова роль листа?
Чтобы ответить на этот вопрос предлагаю решить задачу, которая носит практико-ориентированный характер и для её решения необходимо конкретное предметное знание. Прочитав описание процесса живой природы К. А. Тимирязевым, надо предложить свои варианты ответов на вопросы:
После ответа на вопросы ученики формулируют тему и задачи урока:
— какую роль играет фотосинтез для растений?
— какие условия необходимы для него?
— всегда ли он происходит?
— какова функция фотосинтеза?
— где эти знания нам могут пригодиться?
На этапе первичного усвоения новых знаний провожу работу, направленную на формирование читательской грамотности, которая подразумевает умение грамотно читать и понимать методику проведения, опыта или эксперимента, понимать суть вопросов и заданий в работе.
Кроме реальных опытов и экспериментов можно использовать задания с их описанием. Такое задание и предлагаю выполнить ученикам: сформировать представление об истории открытия процесса «фотосинтеза», условиях протекания и результатах фотосинтеза в процессе практической деятельности. Оно направлено на извлечение вывода из опыта, объяснение явления с привлечением новых знаний. Для этого организую работу учащихся с текстами в группах. Каждая группа получает рабочий текст и обсуждает его, при работе с текстом необходимо представить информацию в сжатом виде, но так, чтобы смысл не был утерян. На основе работы ребята делают выводы и заносит их в таблицу. Работа ведется 3 группами
1 группа — объясняет опыты ван Гельмонта и Д. Пристли.
2 группа — комментирует опыты Яна Ингенхауза и Жан Сенебье.
3 группа объясняет полученные результаты эксперимента Сакса
По истечению данного времени ребята готовят выступления о проведенной работе. Предлагается каждой группе выйти к доске и познакомить остальные группы с результатами своей работы. При этом в процессе работы ученики высказывают свои предположения, осуществляют поиск ответов на поставленные вопросы, представляют обобщенные результаты классу.
Опыт и эксперимент – это методы исследования в управляемых условиях. Они помогают лучше понять явления, происходящие в природе, выяснить причинно-следственную связь этих явлений, развивают наблюдательность и мышление учащихся. Дают возможность познакомить детей с законами природы в доступной форме. Использование опытов и экспериментов является эффективным средством формирования естественнонаучной грамотности. Поэтому в следующей части урока, для того, чтобы ответить на вопрос где, из каких веществ, при каких условиях образуются органические вещества, предлагаю ученикам провести эксперименты с растениями. Подготовка к проведению опытов начинается за несколько дней до урока по данной теме (ставят растение в темноту). Перед уроком готовится материал для проведения экспериментов (обесцвечивают листья). И на уроке завершается работа над опытами, с использованием карточек с заданием. Вспоминаем о существовании веществ, с помощью которых можно узнать о наличии других веществ. Например, раствор йода помогает обнаружить крахмал. На примере картофеля демонстрируем изменение окраски раствора йода. Таким же образом доказываем присутствие крахмала в листьях.
Карточка с заданием для 1 группы: провести опыт №1 доказывающий, что органические вещества не образуются в зелёных растениях при отсутствии света.
Карточка с заданием для 2 группы опыт №2, доказывающий, что органические вещества в зелёных листьях образуются на свету
Карточка с заданием для 3 группыопыт №3, доказывающий, что органические вещества образуются в зелёных листьях
Работая в группах, ребята выполняют эксперименты, делают выводы, фиксируют в тетрадях своё «открытие». Проводят анализ результатов, демонстрируя опыты.
В качестве итога групповой работы предлагаю ответить на вопросы, используя текст учебника (работа с учебником)
По итогу работы самостоятельно формулируют такое понятие, как «фотосинтез», используя полученные знания на уроке и знания с прошлого курса биологии
На этапе Первичное закрепление пытаются новые знания применить в измененной ситуации, выявить пробелы и неверные представления и их скорректировать. Для этого организую работу по заполнению «скелета рыбы». Прием Фишбоун реализуется в рамках критического мышления, которая является важным звеном для формирования естественнонаучной грамотности. В рабочих листах дан скелет рыбы. необходимо заполнить его. В хвосте рыбы записать ответ на вопрос, который записан в голове рыбы. На левой стороне ребер записать условия протекания фотосинтеза, на правой результаты. Все ответы должны быть записаны одним существительным.
При проверки понимания предлагаю выполнить задания, в которых дать однозначный ответ, невозможно, а нужно порассуждать над преложенным вопросом и не просто обвести цифры верных суждений, а также исправить ошибки.
На протяжении всего урока ребята проводят само- и взаимопроверку, сравнивая свои результаты с эталонами на экране.
На конец урока организую подводящий диалог для подведения итогов урока:
— Какие задачи мы поставили в начале урока?
— Всё мы выполнили?
— Где мы в жизни можем применить знания о фотосинтезе?
Школа учит решать закрытые задачи. Жизнь требует решения открытых задач, допускающих разные подходы к решению, разную степень углубления в сущность проблемы, разные подходы к решению, разные варианты ответов. Ученики должны видеть идеальное конечное решение, не бояться предлагать и принимать разные варианты решений. Поэтому кроме обязательной части домашнего задания, предлагаю решить задачи.
Таким образом, на уроках биологии есть много возможностей формирования естественнонаучной, читательской грамотности, глобальных компетенций у обучающихся. Использование вышеперечисленных методов и приёмов, их сочетание на уроках биологии, а также во внеурочной деятельности существенно повышает уровень функциональной грамотности учащихся, уровень их общего развития, позволяет сделать процесс обучения творческим и увлекательным.