НА УРОКАХ ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ

Формирование финансовой грамотности у обучающихся на уроках обществознания.

«Финансовая деятельность – то же искусство,

сложнейшая совокупность действий

людей интеллектуальных и эгоистичных».

Одной из самых важных задач, которые стоят перед школой, является воспитание делового человека, личности с развитием экономического мышления, готовой к жизни и хозяйственной деятельности в условияхсформировавшихся рыночных отношений. Повышение финансовой грамотности населения является одной из самых актуальных проблем в современном мире. Для значительной части россиян по-прежнему характерно такое финансовое поведение, как :не делать сбережений, не следить за расходами, не планировать бюджет, держать деньги дома и не тратиться на страхование. Возможно, это связано с тем, что старшее поколение не имело возможности получения практических знаний в области финансов и передачи опыта своим детям и внукам. Современное же поколение российской молодежи в условиях рыночной экономики остро нуждается в освоении элементарных навыков планирования, сбережения и приумножения, иными словами, в управлении своими личными финансами.

Дети – наше будущее, и мы должны привить им основы финансовой культуры, познакомить с основными правилами личного финансового планирования и финансовой безопасности, чтобы завтра им было легче вступить во взрослую жизнь, а для кого-то – определиться с выбором будущей профессии.

Финансовая грамотность формируется у обучающихся целым комплексом предметов , таких как математика, информатика, география, но особая роль здесь принадлежит учебному предмету обществознание.

В 9 классе, изучая тему «Гражданские правоотношения», учащиеся знакомятся с гражданской дееспособностью несовершеннолетних, видами гражданско-правовых договоров (сделок), видами ответственности за неисполнение условий договора. Зная свои права и обладая частичной дееспособностью, подростки в 15 -16 лет могут самостоятельно распоряжаться своей стипендией, заработком, иными доходами.

Эти и другие представленные темы в Программе и учебниках «Обществознание» создают необходимую базу для эффективного решения задачи повышения финансовой грамотности обучающихся на уровне основного общего образования. Но помимо теории на уроках нужно применять и активные формы и методы обучения.

Наиболее эффективными на уроках обществознания являются следующие

методы обучения:проблемный, исследовательский и частично-поисковый. Они предполагают активный подход, то есть, направлены на реализациюдеятельностного отношения обучающегося к процессу обучения. Применение этих методов обучения, при создании необходимых условий, позволяет раскрыть потенциальные возможности ученика.

Активные методы обучения можно использовать на любом этапе урока.

«Мозговая атака» и «мозговой штурм» используются, чтобы создать условия для умственного напряжения при решении важной проблемы абсолютно у всех обучающихся или, по крайней мере, у большинства. Именно умственное усилие, порожденное экстремальной ситуацией, в которую попадает каждый член группы, способ преодолеть сон разума, которым отличаются многие обучающиеся.

«Деловая игра» – это игровой метод обучения и воспитания. Формальная сторона, связанная с ходом игры не должна превалировать над содержанием. В деловых играх решения вырабатываются коллективно, коллективное мнение формируется и при защите собственной группы, и при критике решений других групп.

«Ролевая игра» – речь идет не о выработке управленческого решения, а о разрешении сложной проблемы при помощи распределения ролей специально придуманных действующих лиц.

Дискуссия – это обсуждение какого-либо спорного вопроса, проблемы с целью правильного решения. Дискуссия возникает на основе общения учителя и обучающихся, а так же учеников друг с другом в процессе решения проблемы.

Все эти активные методы обучения не должны быть самоцелью, а должны являться средствами достижения поставленных педагогических задач. Для этого они должны быть детально подготовлены и проработаны в процессе подготовки к уроку.

Наши ученики активноучаствуют в онлайн-уроках по финансовой грамотности, в олимпиадах по экономике и финансовой грамотности, что позволяет им еще больше нового и интересного узнавать о мире финансов.

Подводя итоги, хочется сказать, что формирование у школьников финансовой грамотности является необходимостью, так как финансово грамотные люди в большей степени защищены от финансовых рисков и непредвиденных ситуаций. Они более ответственно относятся к управлению личными финансами, способны повышать уровень благосостояния за счёт распределения имеющихся денежных ресурсов и планирования будущих расходов. Не менее важно то, что они могут положительно влиять на национальную и мировую экономику.

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/529562-formirovanie-finansovoj-gramotnosti-u-obuchaj

Повышение финансовой грамотности учащихся на уроках обществознания и во внеурочной деятельности

Финансовая грамотность предполагает знание финансовых терминов, финансовых рисков, их понимание, а также умения, необходимые при принятии решений в конкретных финансовых ситуациях для улучшения финансового благополучия. возможность самостоятельно организовывать своё финансовое поведение. желания выглядеть в глазах сверстников взрослым они чаще, чем взрослые, принимают неверные решения. вопросы банковских картзащиты от мошенников распределения семейного бюджетаэтом возрасте наиболее И что самое главное, нужно учитывать, что сегодняшние учащиеся — это завтрашние активные участники финансового рынка. И поэтому, воспитание детей финансово грамотными является очень важным, ведь тогда мы получим добросовестных налогоплательщиков, ответственных заемщиков, грамотных Навыки по финансовой грамотности можно внедрять не только в рамках самостоятельного курса по финансовой грамотности, но и на уроках обществознания. В этом случае формирование культуры грамотного финансового поведения происходит на основе материалов, изучаемых на уроке обществознания в блоке «Экономика»

В учебниках обществознания много теоретического материала по финансовой грамотности, но мало практических заданий. практических навыков по финансовой грамотности я использую активные формы как на уроках, так и во внеурочной деятельности. Контекстная задача – это задача мотивационного характера на основе конкретной жизненной ситуации . Необходимо осмыслить, проанализировать и объяснить сложившуюся ситуацию. Важно, что здесь не существует неправильного ответа, так как контекстная задача имеет множество решений. осознание значимости проблемы для каждого человека. В подобных задачах мы рассматриваем такие темы, как безопасное использование пластиковых карт, расчет бюджета семьи, страхование, денежные вознаграждения и т.д. Например, в 8-ом классе мы с детьми составляем бюджет семьи. В 9 классе тем «Право и имущественные отношения», «Потребитель и его права» для решения подобных задач ы, на которых ученики , как важно знать свои права и обязанности в отношении имущества Важно, что все эти уроки проходят в интерактивной форме, учащиеся общаются и с учителем, и между собой.

Еще один вид деятельности, который я использую на уроках обществознания для повышения финансовой грамотности учащихся – это игра. Учебная игра по финансовой деятельности – это игра, в которой моделируются ситуации в сфере личных финансов и взаимоотношений человека с конкретными организациями (финансовыми, государственными), для того чтобы сформировать у участников игры финансовые компетенции. Подобные игры могут носит обучающий, тренинговый или обобщающий характер. Например, деловая игра «Семейный бюджет» имитирует нескольких месяцев. Участник на непредвиденные негативные события или наоборот счастливые возможности, влияющие на различные категории бюджета. Игра «Личный финансовый план» учит понимать механизм работы различных финансовых институтов, выработать свою финансовую стратегию и выбрать необходимые финансовые инструменты для реализации стратегии. В старших классах провожу такую игру, как «Защита прав потребителей», которая вводит учеников в курс темы по защите прав потребителей и формирует такие умения, как осознание проблемы, принятие решения в короткие сроки.

Также использую настольные игры, например, игру «Не в деньгах счастье», которая отрабатывает навык определения жизненных целей и способов их достижения с использованием финансовых инструментов. Благодаря игре ученики знакомятся с принципами поведения, связанного с личными финансами, учатся оценивать риски при покупках товара, учатся планировать свой бюджет.

Нередко на уроках провожу игры в формате «Что? Где? Когда?». Целью таких игр является создание условий для развития познавательной активности к финансовому просвещению, содействие осознанному повышению финансовой грамотности обучающихся, активизация познавательной деятельности обучающихся Помогают в отборе игр «Ваши финансы. Р Ф«Вклад в будущее»«Финансовая грамота»

Одна из популярных форм внеурочной деятельности, практикуемых в рамках работы над повышением финансовой грамотности – экскурсии. Цель экскурсий – посещение государственных финансовых организаций для знакомства с их услугами. Объектами таких экскурсий являются Сбербанк России, налоговые организации, Пенсионный фонд. Содержание экскурсий может быть заранее подготовлено и проводиться в форме квеста или занимательного путешествия (для детей среднего школьного возраста).

Большой интерес у учащихся вызывают такие формы получения новой информации как развивающие книги. В рамках внеурочной деятельности я периодически использую такие книги для повышения финансовой грамотности. Одна из любимых учениками 5-7 классов книга – Пес по имени Мани, или Азбука денег» Бодо Шефера. В ней рассказывается о девочке Кире и ее друзьях, которые хотят разбогатеть и пытаются найти самые эффективные методы для этого.

Старшеклассникам наиболее интересна книга Джорджа Клейсона «Самый богатый человек в Вавилоне». Здесь на примере простых людей показан, как можно сформировать свой капитал. Мы зачитываем отрывки из книг, анализируем ситуации, описанные в ней, делаем выводы. Очень интересно после чтения отрывков проходят коммуникативные бои. Класс делится на две группы. Выбираем утверждение, высказанное автором. Первая группа приводит аргументы «за», вторая группа – аргументы «против». Темы таких боев иногда рождаются спонтанно. В отдельных случаях использую темы из сборника заданий коммуникативных боев всероссийского чемпионата по финансовой грамотности и предпринимательству.

финансовой грамотности является умение самостоятельно находить источники достоверной финансовой информации, уметь анализировать ее, применять на практике, нести личную ответственность за принятые финансовые решения.уже в школе необходимо развивать навыки самостоятельной работы учащихсяинтерес к изучению финансовой грамотности которые носят проблемно-поисковый и практико-ориентированный характер. Например, на уроке по теме «Гражданские правоотношения. Право собственности» в 9 классе мы говорим о рисках потери денег и имущества и способах защиты от этих рисков, а дома дети вместе с родителями готовят сообщения по теме. Кроме докладов и сообщений, ученики могут самостоятельно подготовить презентации к конкретным темам, определенные аналитические материалы, в частности, об изменениях уровня инфляции, написать эссе о рисках использования криптовалют.

Отдельные темы по финансовой грамотности могут стать основой для работы ученика по реализации индивидуального проекта. Примеры таких тем:

Как жить экономно?

Как увеличить свой доход?

Как правильно выбрать страховую кампанию?

Темы проектов выбираем в ходе совместного обсуждения. Главное, чтобы ученикичто в проектной деятельности важно четко и спрогнозировать конечный результат, имеющий практическую направленность продукт индивидуального проекта, выбрать алгоритм действий, и создать спрогнозированный продукт.

Финансовая грамотность формируется в течение продолжительного времени в процессе многократного повторения и закрепления. И целью такого учебного процесса является умение применять полученные навыки на практике, что поможет ученикам впоследствии избежать многих ошибок, приобрести финансовую самостоятельность и финансовое благополучие. И очень важную роль в этом процессе играет учитель обществознания.

учитель истории и обществознания МБОУ «Ромодановская СОШ №2»

ПРЕПОДАВАНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В ШКОЛЕ В РАМКАХ КУРСА ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ.

В связи с переходом нашей страны к рыночной экономике большое значение придается формированию финансовой грамотности населения. Финансовый аспект в наше время является одним из ведущих аспектов жизнедеятельности человека, который должен обладать знаниями и навыками управления финансовыми инструментами, способностью принимать обоснованные решения по использованию финансовых средств,  для обеспечения личного благосостояния и финансовой безопасности.

Не делать сбережений, не следить за расходами, не планировать бюджет, держать деньги дома и не тратиться на страхование, к сожалению,  такое финансовое поведение по-прежнему типично для значительной части россиян. Возможно это связано с тем, что старшее поколение не имело возможности получения практических знаний в области финансов и передачи опыта своим детям и внукам. Современное же поколение российской молодежи в условиях рыночной экономики остро нуждается в освоении элементарных навыков планирования, сбережения и приумножения, иными словами, в управлении своими личными финансами.

Именно школа, являясь одним из важнейших социальных институтов, должна оказать помощь детям по формированию основ финансовой грамотности.

Финансовая грамотность формируется среди учащихся целым комплексом предметов, таких как математика, информатика, но особая роль принадлежит «Обществознанию».

Учебный предмет «Обществознание»  — один из основных предметов в системе социально-гуманитарного образования. При реализации программ основного общего образования изучение предмета «Обществознание» является обязательным в 6–9-х классах. Основа учебного предмета «Обществознание» — научные знания об обществе и его основных сферах, в том числе о социально-экономической сфере.

В 2015 году в раздел «Экономика» учебного предмета «Обществознание» в программу был внесен ряд положений, непосредственно связанных с финансами и финансовой деятельностью.

Предметными результатами в Примерной основной образовательной программе основного общего образования в подразделе «Выпускник научится» являются те, которые непосредственно выражают содержание финансовой грамотности, такие как:

– характеризовать функции денег и их роль в экономике;

– характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета.

В подразделе «Выпускник получит возможность научиться»:

– анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики и модели поведения потребителя;

– решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;

– грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

– сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет.

При реализации программ среднего общего образования в рамках изучения учебного предмета «Обществознание» на формирование финансовой грамотности выходит большой ряд содержательных аспектов: «Фирма в экономике. Фондовый рынок, его инструменты. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Предприятие. Основные источники финансирования бизнеса. Финансовый рынок. Банковская система. Финансовые институты. Рынок труда. Занятость и безработица, виды безработицы. Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина».

Среди обязательных результатов, представленных в рубрике «Выпускник научится», зафиксированы два комплексных требования:

– «объяснять поведение собственника, работника, потребителя с точки зрения экономической рациональности, анализировать собственное потребительское поведение;

– анализировать практические ситуации, связанные с реализацией гражданами своих экономических интересов».

Дидактический потенциал школьного курса «Обществознание» в единстве содержательных и деятельностных компонентов (способов учебно-познавательной деятельности, осваиваемых обучающимися при его изучении) создает особое пространство подготовки (выполнения) индивидуальных проектов по финансовой грамотности в рамках обществоведческой проблематики.

В 9 классе, изучая тему «Гражданские правоотношения», учащиеся знакомятся с гражданской дееспособностью несовершеннолетних, видами гражданско-правовых договоров (сделок), видами ответственности за неисполнение условий договора. Зная свои права и обладая частичной дееспособностью, подростки в 15 -16 лет могут самостоятельно распоряжаться своей стипендией, заработком, иными доходами. В качестве закрепления решается правовая задача рубрики «В классе и дома» №3:  «13-летний В. явился в банк, чтобы заключить договор банковского счета. Однако сотрудница отказала ему, предложив прийти с родителями. Права ли сотрудница банка? Свой ответ аргументируйте».

Эти и другие представленные темы в Программе и учебниках «Обществознание» создают необходимую базу для эффективного решения задачи повышения финансовой грамотности учащихся на уровне основного общего образования.

В 10 классе учащиеся изучают темы «Роль экономики в жизни общества. Экономическая культура». В 11 классе на изучение экономики и формированию финансовой грамотности отводится первое полугодие. В этот период учащиеся углубленно изучают такие темы как: «Экономика: наука и хозяйство. Экономический рост и развитие. Рыночные отношения в экономике. Фирма в экономике. Правовые основы предпринимательской деятельности. Слагаемые успеха в бизнесе. Экономика и государство. Финансы в экономике. Занятость и безработица. Мировая экономика. Человек в системе экономических отношений».

Задания по финансовой грамотности включены в контрольно-измерительные материалы ОГЭ и ЕГЭ по обществознанию, что также отражает возросшее значение формирования финансовой культуры среди членов общества.

Обучение основам финансовой грамотности старшеклассников способствует развитию личности подростка, социализации, формированию профессионального самоопределения. В будущем выпускники станут добросовестными налогоплательщиками, ответственными заемщиками, грамотными вкладчиками; будут умело ориентироваться в экономической ситуации государства; смогут принять правильное решение в любой экономической ситуации.

Жизнь современного человека многообразна, сложна, а порой и вовсе непредсказуема. Изо дня в день мы сталкиваемся с новым, не совсем понятным, особенно в области финансов. Финансовые сервисы расширяются, а вместе с ними растут и финансовые риски. Особое внимание хотелось бы обратить на мошеннические действия.

В таких условиях без финансового образования просто не обойтись. Сегодня финансовая грамотность повсеместно признается необходимой для жизни компетенцией. Так в чем же заключается потенциал уроков истории и обществознания по формированию финансовой грамотности.

Чтобы разобраться с заявленной темой, давайте обратимся к определению финансовой грамотности. Финансовая грамотность — это совокупность знаний, навыков и установок в сфере финансового поведения человека, ведущих к улучшению благосостояния и повышению качества жизни.

Определение вполне прикладное. Оно даёт ориентир, ЧТО именно нужно формировать и развивать. Первое о чем должен задуматься учитель это есть ли в его предмете такие моменты, которые помогут учащимся сформировать знания, навыки и установки, необходимые для того, чтобы быть готовыми к финансовым вызовам, с которыми они столкнуться в жизни.

При изучении истории в школе мы, так или иначе, рассматриваем все этапы формирования финансовой сферы. Это история появления денег, история торговли и того, как складывались рыночные отношения. Причем, рассматриваем в перспективе — от зарождения до начала 21 века.

В конечном итоге всё это направлено на то, чтобы у ребёнка сложилось осознанное понимание:

— Я существую в реальности денежных отношений;

— Я понимаю, почему в современном мире экономическая составляющая жизни нашего государства так же важна, как, например, и духовная;

— Я не могу игнорировать эту финансовую реальность, потому что Я — часть этой экономической системы. И я не смогу прожить жизнь, никак не соприкасаясь с этой системой — значит, я должен быть готов к решению финансовых вопросов.

Чтобы для ребенка история не стала набором выученных дат и имен, необходимо сопоставлять эти знания и факты с современностью. Создавать ситуации, в которых учащиеся действуют от имени людей разных исторических эпох. Дать возможность попробовать применить те исторические знания, которые они получили.

И в этот момент перед учителем встает вопрос выбора тех приёмов и форм работы, с помощью которых он будет формировать финансовую грамотность на своих уроках и во внеурочной деятельности.

Следующая задача — найти соответствующий ресурс

.

На сегодняшний день для подготовки занятий по финансовой грамотности создан огромный ресурсный потенциал для учителей всех предметов и, в частности, для учителей истории и обществознания. Эти ресурсы разрабатывают и крупные финансовые организации, и банки, и высшая школа — в общем, все заинтересованные структуры.

У учителя есть возможность включать в занятия игры, в том числе онлайн, мультфильмы, фильмы, видеоролики, анимированные презентации, различные мобильные и ПК-приложения и тем самым делать свои занятия интересными для учащихся, разнообразными и эффективными. Такое множество вспомогательных образовательных ресурсов создает некоторую сложность для педагога в вопросе подбора конкретных ресурсов к конкретным занятиям по финансовой грамотности. Наиболее интересные, на мой взгляд, следующие:

Это УМК для 5–11 классов

«

Финансовая грамотность на уроках всеобщей истории и

истории России

», разработанное в рамках совместного проекта Министерства финансов России и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».

В состав УМК входит учебное пособие; методическое пособие; программный комплекс, включающий сайт, приложения для персональных компьютеров и мобильное приложение.

Разделы и параграфы данного учебного пособия структурированы в соответствии с федеральными учебными пособиями по истории, содержат материал практически для каждого урока. При этом материал вполне самодостаточный, для того чтобы использоваться при проведении других учебных мероприятий, в частности, для проведения игр, турниров и т. д.

«

Финансовая грамотность в

сказках. История монетки»

автор Елена Ульева. В этой книге в очень доступной и увлекательной форме показана история возникновения и развития денег. Книга содержит интересные игры и задания на закрепление материала. Формулировка заданий, например, такая: «Попробуй пожить, как древний человек», «Узнай, сколько стоит крестьянская изба на Руси».

Естественно, предпочтение отдается активным формам, в формате которых учащиеся получают или подтверждают знания через самостоятельную творческую деятельность.

Чаще всего на уроках дети делают проекты и рассматривают стартапы только в современных условиях, а ведь можно в форме внеурочной игры перенестись и в другие исторические реалии.

Стать человеком, живущим в другую эпоху в другой стране, например, в конце 19 века в Европе, когда начинается промышленный переворот. После того, как дети изучили, что из себя представляет промышленный переворот, кто такой предприниматель они могут примерить на себя роль того самого предпринимателя, составить свой бизнес-план в условиях конца 19 века.

В ходе игры они работают и с картами, и с историческими данными, и с законами того времени. В результате, защищают свои, пусть примерные, но бизнес-планы.

Игры, в ходе которых учащиеся закрепляют пройденный материал, оперируя знаниями, понятиями и применяя их в реальной деятельности очень эффективный прием работы. При этом у детей появляется интерес, азарт что-то узнать, вникнуть. А самое главное, у них есть успешный опыт решения финансовых вопросов, опыт самостоятельного прохождения определенного пути — в данном случае, пути от выбора «чем я буду заниматься» как человек конца 19 века до человека, который нашел выход и готов следовать плану.

Потенциал истории по формированию финансовой грамотности заключается в том, что она даёт ребёнку возможность вместе с человечеством пройти все стадии становления финансовой системы, увидеть начало и увидеть результат, научиться анализировать, делать выводы.

Потенциал ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ по формированию финансовой грамотности закреплен, в новых государственных стандартах ООО и СОО.

Существует множество ресурсов для подготовки занятий по финансовой грамотности. И эти ресурсы успешно можно использовать также и на уроках обществознания.

Например, материалы национальной программы «Дружи с финансами», электронного учебного пособия информационно-образовательной среды «Российская электронная школа».

Огромные возможности для обучения финансовой грамотности и для самостоятельных занятий предоставляют ПРОЕКТЫ Центрального Банка России. Проект «Онлайн-уроки финансовой грамотности», который позволяет ребятам не только узнать о финансах, но и «вживую» пообщаться с профессионалами финансового рынка.

Методические рекомендации для средней и старшей школы, которые можно использовать для разработки программ внеурочной деятельности ил для внедрения вопросов формирования финансовой грамотности в предметных областях. Там и перечень тем и планирование.

Проект Банка России — информационно-просветительский ресурс Финкульт.инфо. Здесь много интересной и полезной информации и для взрослых, и для детей, и для учителей, и для учащихся, и для предпринимателей. В том числе на этом ресурсе есть раздел «Преподавательская», в которой собран материал для различных целевых аудиторий учащихся. Это готовые презентации, видеоролики и аудиолекции. Есть 10-минутные ролики «Финансовые сказки», которые позиционируются для начальной школы, но могут использоваться и в средней.

(https://fincult.info/entertainment/

)

Еще на Финкульте есть раздел «Игровая», где учащимся предлагается спасти или преумножить сбережения, игры учат распознавать фальшивые деньги или мошенников и т. д.

У

чащиеся ежегодно могут принимать участие в фестивале финансовой грамотности «ФинЗожФест» для школьников, где можно не только получить необходимые знания, но и проверить их.

(https://learningapps.org/9953500

)

Для тех, кто любит самостоятельно разрабатывать задания, есть сервис Ленинг.апс. Это своего рода конструктор для создания интерактивных учебных заданий по разным предметным дисциплинам для применения на уроках и во внеклассной работе. На сервисе есть и готовые разработки, можно что-то выбрать.

Помимо таких глобальных информационных проектов и банков заданий учитель может использовать простые, но очень действенные приёмы.

Например, в 7 классе во время прохождения темы «Экономика семьи» Можно предложить учащимся выполнить несложное задание — проставить примерные цены на товары первой необходимости. Это необходимо для того, чтобы спланировать свой бюджет.

Иногда такие простые задания заставляют серьезно задуматься о жизни и могут стать мотивацией для более осознанного изучения предмета. После этого задания учащиеся могут провести небольшое исследование — анкетирование, чтобы проверить, как обстоят дела у молодых людей в целом. Далее может следовать работа над проектом или творческим заданием — всё зависит от «погружения в тему».

Люди во все времена уделяли, уделяют, а по тому, как усиленно мы изучаем финансовую грамотность, в обозримом будущем еще будут уделять деньгам большое внимание.

Но при этом не стоит забывать и про очевидный парадокс денег: на одну и ту же «цифру на бумаге» можно приобрести и невидимую глазом вещь, и неподъёмно тяжёлую вещь, и жизненно необходимую, и совершенно бесполезную

.

Деньги сами по себе ничего не значат. Только то, что мы вкладываем в них, придает им смысл.

Поэтому следует помнить известную фразу английского философа и государственного деятеля Фрэнсиса Бэкона: «Деньги очень дурной господин, но весьма хороший слуга». Именно такое отношение к данной экономической категории нужно воспитывать у детей.

Основные термины (генерируются автоматически): финансовая грамотность, учащийся, внеурочная деятельность, задание, знание, подготовка занятий, проект, промышленный переворот, учебное пособие, финансовое образование.

Развитие финансовой грамотности на уроках истории и обществознания

Организация: МБОУ «Центр образования №28»

Населенный пункт: Тульская область, г. Тула

Финансовая грамотность стала неотъемлемой частью современной жизни. В условиях быстро меняющегося мира и экономической нестабильности, умение понимать и управлять своими финансами становится все более важным. Одним из эффективных путей развития финансовой грамотности учащихся является интеграция этой темы на уроках истории и обществознания.

Уроки истории предоставляют уникальную возможность изучать экономические процессы и финансовые системы разных эпох. Рассматривая исторические примеры, ученики могут узнать о развитии торговли, использовании денег, создании банков и финансовых институтов. Они узнают о влиянии финансовых решений на ход искусства, науки и политических событий. Кроме того, изучение истории позволяет понять, какие ошибки были допущены в прошлом и какие уроки можно извлечь для себя.

Обществознание, в свою очередь, позволяет ученикам разобраться в современных финансовых системах и экономических отношениях. Они могут изучать принципы работы биржи, понимать механизмы инвестиций и кредитования, анализировать финансовые отчеты и планировать свои расходы. Также обществознание помогает осознать роль государства в экономике, изучить налоговую систему и понять, какие политические решения влияют на финансовую стабильность страны.

Интеграция финансовой грамотности на уроках истории и обществознания позволяет учащимся получить практические навыки, необходимые для успешного управления своими финансами в будущем. Они научатся планировать бюджет, принимать финансовые решения, управлять рисками и инвестировать. Эти навыки помогут им стать финансово независимыми и успешными взрослыми.

Для успешной реализации данной идеи необходимо обеспечить качественное обучение учителей, чтобы они могли передавать знания и навыки финансовой грамотности своим ученикам. Также необходимо разработать специальные учебные материалы и методические рекомендации, которые бы помогли внедрить эту тему в учебный процесс.

Развитие финансовой грамотности на уроках истории и обществознания может стать важным шагом в формировании учащихся как ответственных и самостоятельных граждан. Это поможет им преодолеть финансовые трудности, принимать обоснованные решения и строить свое успешное будущее.

Оцените статью