С 1 октября 2021 года актуальные материалы по финансовой грамотности читайте на сайте
В этом разделе вы можете ознакомиться с материалами, созданными в рамках совместного проекта Минфина России и Всемирного банка в период с 2010 по 2020 год.
Финансовая грамотность для школ приемных родителей
Фонд «Центр гражданского анализа и независимых исследований ГРАНИ» разработал Комплект методических материалов для обучения приемных (замещающих) родителей, опекунов и попечителей и людей, готовящихся таковыми стать, основам финансовой грамотности.
Данный комплект разработан в рамках подпроекта «Просвещение преподавателей школ приемных родителей, методистов программ сопровождения замещающих семей и сотрудников органов опеки и попечительства по вопросам ответственного финансового поведения приемных родителей и защиты их прав потребителей финансовых услуг».

Комплект методических материалов состоит из пяти тематических модулей:
Каждый модуль содержит учебно-методическую карту, презентации, упражнения, учебные кейсы, видеокейс и контрольно-измерительный материал. Модульная структура позволяет гибко использовать методические материалы в зависимости от ситуации. Каждый отдельный блок Комплекта может использоваться самостоятельно как основа обучающего мероприятия или индивидуальной консультации. Вместе с тем блоки могут объединяться как внутри тематического модуля, так и по форматам.
Издание подготовлено в рамках совместного проекта Министерства финансов Российской Федерации и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».
От выпускников образовательных учреждений ожидается успешное и достаточно быстрое вхождение в социум, что предполагает принятие ими ценностей и культуры общества, требует способности принимать правомерные решения по обеспечению своей жизнедеятельности, прогнозировать возможные последствия своих действий, а также готовности и умения реализовывать принятые решения.
Ожидается, что, вступая в экономические отношения, молодой человек должен быть носителем экономической культуры. Основами этой культуры являются экономическое сознание и ответственное экономическое поведение. Степень приобщённости к экономическим знаниям, способам осуществления экономических отношений, нормам и этике, им сопутствующим, свидетельствует о степени социализированности и собственном уровне овладения индивидом экономическим культурным содержанием и его формами.
Однако часть выпускников оказывается не вполне готовой к самостоятельному жизнеустройству как в бытовом, так и в социально-экономическом аспекте. В значительной мере это относится к выпускникам-сиротам, воспитывавшимся в специализированных учреждениях: детских домах, интернатах, социальных центрах и т. д. Эта категория молодых людей обладает в целом низкой социальной компетентностью.
Данная учебная программа рассчитана на детей, обучающихся в детских домах, что требует учёта ряда важных особенностей при преподавании данного курса.
Предлагаемый курс повышения финансовой грамотности для воспитанников детских домов предполагает формирование у воспитанников понятий: откуда берутся деньги; что такое финансовое благополучие человека; как заработать деньги и что необходимо сделать для этого; как правильно планировать расходы и что такое личное финансовое планирование; как организовать бюджет будущей семьи.
В рамках курса рассматриваются такие темы, как коммерческие банки, инвестиционные фонды, рынок ценных бумаг, пенсионные фонды и пр. Воспитанники должны научиться основам взаимодействия с банками, пенсионными фондами, овладеть навыками ведения личного бюджета и бюджета будущей семьи, формирования накоплений, получения кредитов и пр.
Перечень предлагаемых к изучению тем является набором базовых финансовых знаний для успешного молодого человека в современном обществе.
Финансовая грамотность: учебная программа. Организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В программе указаны цели и задачи курса, планируемые образовательные результаты и система их оценивания, описаны формы и методы организации образовательного процесса, а также дан перечень учебно-методических ресурсов.
Учебная программа (PDF, 1.97 Мб)
Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. Организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Пособие призвано помочь учителям в планировании и проведении занятий. В нём описана общая методика организации учебного процесса и предложены критерии оценки учебных достижений воспитанников и учащихся. По каждому модулю даны примеры заданий (с ответами): мини-задачи, кейсы, тесты, темы для написания эссе.
Методические рекомендации для учителя (PDF, 2.89 Мб)
Финансовая грамотность: рабочая тетрадь. Организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Рабочая тетрадь представляет собой сборник дополнительных упражнений и заданий ко всем модулям материалов для воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включая задания для текущего, промежуточного и итогового контроля по изучаемому курсу.
Рабочая тетрадь (PDF, 2.75 Мб)
Финансовая грамотность: дидактические материалы. Организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Представленные материалы содержат информационно-просветительскую составляющую, направленную на систематизацию знаний и формирование умений обучающихся в сфере финансовой грамотности, повышение мотивации детей в обсуждении вопросов формирования и расходования будущего бюджета. В материалы включены сведения о принципах работы современных финансовых институтов, характеристиках финансовых продуктов и инструментов, словари терминов по каждому модулю курса.
Дидактические материалы (PDF, 3.29 Мб)
Финансовая грамотность: материалы для воспитанников организаций (учреждений) для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
У воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в силу сложившихся обстоятельств отсутствуют знания основ финансовой экономики в целом и экономики семьи в частности. Предлагаемый курс призван восполнить этот пробел. Эти мате риалы позволят им узнать, что составляет финансовое благополучие человека, откуда берутся деньги, как их заработать и рационально потратить; овладеть навыками ведения личного бюджета и бюджета будущей семьи, формирования накоплений, получения кредитов; научиться основам взаимодействия с финансовыми организациями: банками, пенсионными фондами и др.
Материалы для воспитанников (PDF, 27.89 Мб)
Финансовая грамотность: материалы для воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Советы на каждый день.
В пособии содержится материал для выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей по финансовой организации их будущей повседневной жизни. В доступной форме изложены правила разумного обращения с деньгами: формирования личного (семейного) бюджета, простого похода в магазин, оплаты коммунальных услуг, пользования банковскими финансовыми продуктами и др. Особое внимание уделено вопросам оформления на работу, правильному оформлению кредитов и защите от финансового мошенничества.
Советы на каждый день (PDF, 23.87 Мб)
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
О. В. Французова
РАЗВИТИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ ДЕТСКИХ ДОМОВ И УЧАЩИХСЯ ШКОЛ-ИНТЕРНАТОВ
Статья посвящена актуальной проблеме — социализации учащихся школ-интернатов и воспитанников детских домов, указываются проблемы и риски этого процесса. В статье исследуются вопросы формирования финансовой компетентности в процессе изучения воспитанниками детских домов и школ-интернатов курса «Финансовая грамотность».
Ключевые слова: социализация, образование, дополнительное образование, финансовая грамотность.
Е. И. Давыдова
Научный сотрудник, Институт стратегии развития образования РАО
В настоящее время на государственном уровне признана необходимость формирования финансовой грамотности населения, в том числе начиная со школьного возраста. Развитие финансовой грамотности призвано не только обеспечить эффективное взаимодействие граждан с экономическими институтами общества, но и направлено на приобретение знаний о финансовых рынках, специфике его функционирования и регулирования, о финансовых методах и инструментах экономики. Особое значение формирование финансовой грамотности имеет для детей и подростков, которые в силу обстоятельств остались без попечения родителей,— воспитанников детских домов и школ-интернатов. Для них
Как цитировать статью: Французова О. А., Давыдова Е. И. Развитие финансовой грамотности воспитанников детских домов и учащихся школ-интернатов // Отечественная и зарубежная педагогика. 2017. Т.1, № 2
. С.86-94.
формирование финансовой грамотности можно по праву считать одним из возможных путей социализации школьников, учащихся в интернатах.
К основным задачам курса относится подготовка молодежи к быстро меняющимся условиям жизни, связанным с ускорением темпов экономического развития, формирование навыков рационального экономического поведения и осуществления правильного выбора, развитие экономической мобильности личности. Изучение курса финансовой грамотности имеет большое значение для учащихся школ-интернатов, поскольку большая часть воспитанников детских домов и школ-интернатов выходят во взрослую жизнь из стен своего образовательного учреждения после 9-го класса, и лишь небольшой процент учеников продолжают обучение в старших классах. Необходимо подготовить выпускников таких образовательных учреждений к решению базовых финансовых задач, дать им возможность приобрести теоретический опыт подобного рода деятельности, научить их взаимодействию с различными финансовыми институтами (налоговой системой, фондами, банками) и финансово грамотному поведению в повседневной жизни, а также научить избегать потенциально опасных финансовых ситуаций.
Выпускники детских домой и школ-интернатов, в большинстве своем, являются детьми, оставшимися без попечения родителей и опекунов. В отличие от своих сверстников, воспитывающихся и проживающих в семье, они не могут получить консультации по финансовым вопросам от родственников или близких людей, опереться на их социальный и экономический опыт в этой сфере. Важно, чтобы выпускник детского дома или школы-интерната вступил во взрослую жизнь подготовленным
и компетентным в отдельных, наиболее важных вопросах финансовой области и финансовых рисков.
Социализация этой категории детей имеет специфические особенности. При вступлении в самостоятельную жизнь их ждет не только знакомство с новыми людьми, но и получение специального образования, поиск работы и трудоустройство, совершение первой самостоятельной покупки в свой дом, а также создание семьи и рождение ребенка. Поэтому для них очень важно знать как свои обязанности, так и свои права, и научиться их отстаивать в различных жизненных ситуациях, чтобы стать законопослушными и ответственными гражданами своей страны.
В рамках проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» по инициативе Министерства финансов РФ в 2015/2016 учебном году в пяти регионах Российской Федерации (Калининградской, Архангельской и Волгоградской областях, а также Краснодарском, Алтайском краях) проводилась апробация дополнительных образовательных программ и учебных материалов по развитию финансовой грамотности обучающихся общеобразовательных учреждений, в том числе детских домов и интернатов.
Разработку данных материалов осуществлял авторский коллектив под руководством И. В. Липсица, доктора экономических наук, профессора НИУ ВШЭ, автора многочисленных учебников и пособий по экономике для учащихся и студентов, в том числе первого в России учебника по экономике для подростков. К написанию программ и учебных материалов по финансовой грамотности была привлечена большая группа авторов, имеющих значительный опыт в создании учебных пособий. Перед авторами стояла задача создать практико-ориентированные курсы, позволяющие сформировать навыки сознательного рационального поведения в мире финансовых услуг с учётом разнообразия проблемных жизненных ситуаций, научить рационально управлять бюджетом семьи и защищать свои интересы в мире финансовых услуг, минимизировать урон для благосостояния семьи от негативных обстоятельств и явлений, таких как экономический кризис и инфляция,
финансовые мошенничества и сложные жизненные ситуации.
Отличие УМК по финансовой грамотности для воспитанников детских домов и учащихся школ-интернатов от аналогичных материалов для других целевых групп заключается в том, что материалы для воспитанников детских домов и учащихся школ-интернатов представлены двумя отдельными книгами: одна из них предназначена для использования непосредственно при организации образовательного процесса, а другая представляет собой практические советы ребятам для повседневной жизни. В процессе изучения тем по финансовой грамотности, предлагается использовать такие активные и интерактивные формы и методы как урок-лекция, практические занятия с решением кейс-заданий и кроссвордов, разработка проектов и написание эссе по материалом учебной литературы и сайтов Интернет; урок-игра с моделированием реальных финансовых ситуаций.
Для того чтобы максимально приблизить формирование финансовой грамотности к реальным сложным жизненным ситуациям, создан отдельный дополнительный материал для воспитанников детских домов и учащихся школ-интернатов, называемый «Советы на каждый день».
«Советы на каждый день» — книга уникальная, ни в одном УМК по финансовой грамотности для разных ступеней и уровней обучения и возрастных групп (от учащихся начальной школы до обучающихся в учреждениях среднего профессионального образования) подобной книги нет. Данное пособие полезно не только воспитанникам детских домов и учащимся школ-интернатов, но может предназначаться и для учащихся общеобразовательных учреждений.
Данная книга представляет собой пособие с описанием конкретных жизненных ситуаций и их решением с целью формирования компетенций при обучении финансовой грамотности. Авторы пособия дают жизненные советы, учат решать различные финансовые проблемы, с которыми столкнется данная целевая группа. Создатели этого материала стремились сделать его более интересным, понятным и в то же время практически направленным.
Книга «Советы на каждый день» призвана помочь молодым людям при вступлении их в самостоятельную жизнь в социальной адаптации в обществе: научить грамотно обращаться со своими личными финансами, чтобы они стали надежным средством в достижении поставленных целей, а не источником постоянных переживаний; посредством обуче-
ния финансовой грамотности формировать положительное отношение к семье, семейным традициям и ценностям, дефицит которых у них наблюдается на данном этапе жизни. Эта книга написана простым и доступным языком, каждый совет в ней имеет практический смысл, а следование этим советам может в комплексе стать надежной основой личной финансовой безопасности и защитой от мошенничества и неразумных финансовых решений. Специфика книги заключается в ее универсальности, она может быть полезной не только воспитанникам детских домов и учащимся школ-интернатов.
Исследование финансовой грамотности воспитанников детских домов и учащихся школ-интернатов показало, что у этих учащихся практически отсутствуют знания об основах финансовой экономики в целом и экономики семьи в частности. Предлагаемый курс призван восполнить этот пробел, поскольку учащиеся смогут узнать о том, что составляет финансовое благополучие человека, откуда берутся деньги, как их заработать и рационально потратить; овладеют навыками ведения личного бюджета и бюджета будущей семьи, формирования накоплений, получения кредитов; научатся основам взаимодействия с финансовыми организациями, такими как банки, пенсионные фонды и др.
В рамках реализации проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» в 2015-2016 гг. осуществлялась апробация данных дополнительных образовательных программ и учебных материалов, направленных на повышение финансовой грамотности воспитанников детских домов и интернатов. Материалы УМК для воспитанников детских домов и школ-интернатов (Абросимова Е. Финансовая грамотность) апробированы в 9 образовательных организациях; 11 педагогов были привлечены в качестве экспертов. Также проводились занятия по рекомендованным темам УМК с участием 187 обучающихся.
Рассмотрим более подробно, как проходило формирование практической готовности школьников к проявлению финансовой грамотности по отзывам и описанию апробации учителями. Полученные данные свидетельствуют о том, что более 90% учителей признали важным изучение курса «Финансовая грамотность».
Участие в анкетировании принимали воспитатели детских домов с многолетним стажем работы (от 15 до 30 лет). Половина из них проходила обучение по методике проведения занятий по финансовой грамотности.
Апробация материалов по финансовой грамотности была организована в рамках изучения учащимися 5-7 тем, отобранных для проведения учебных занятий. Можно отметить, что среди методических приёмов организации познавательной деятельности учащихся, предложенных авторами курсов финансовой грамотности в апробируемых УМК, учителя выделили приемы, занимающие большее место по сравнению с другими. Таковыми являются: решение задач, отражающих социальные реалии, моделирование поведения, дискуссия, анализ информации из разных источников. Данные приемы позволяют учащимся играть активную роль в учебном процессе и быть вовлеченными в процесс обучения. Наименее используемыми методическими приемами в апробируемых УМК, по мнению учителей, явились: записи по ходу изложения учителем материала, индивидуальные проекты учащихся, групповые проекты учащихся. Таким образом, можно выделить направление для усовершенствования апробируемых УМК — разработка и включение в материалы УМК заданий и работ, связанных с проектной деятельностью, так как она способствует не только развитию творческих способностей и активности учащихся, но и адаптации к современным социально-экономическим условиям жизни. Важно отметить, что учителя выразили единогласное мнение о том, что работа по УМК в полной мере направлена на получение новой информации, моделирование позитивного финансового поведения, развитие интереса к изучаемому материалу и обобщение изученного материла.
В предложенных для апробации материалах одним из наиболее интересных, по мнению учителей и школьников, стали проблемы «рисков в мире денег», детализированные на уроках по темам:
• «Что такое финансовое мошенничество»
• «Финансовые риски при расчетах за товары»
На занятиях рассматривались базовые понятия: финансовый риск; фальшивые деньги; финансовое мошенничество. Школьникам было предложено обсудить финансовые риски в современной действительности при расчетах за товары и услуги; куда обращаться в случаях потери (кражи) финансовых документов (банковской карты, сберкнижек и т.д.); правовая природа чаевых.
На уроках были рассмотрены ситуационные мини-задачи, в процессе которых ученики должны были использовать знания о финансовых рисках, составлять алгоритм действий в ситуации с фальшивыми день-
гами, выстраивать защиту от финансового мошенничества, понимать, как минимизировать финансовые риски и потери. Приведем в качестве примера задание:
Следует отметить, что предъявляемые на основании изучаемых теоретических материалов, интересные подборки позволяют школьникам изучать теорию и обращаться к алгоритмам защиты от финансовых рисков («Источники денежных средств семьи. Контроль расходов», «Риски в мире денег»).
Итоговая диагностика финансовых знаний (представлений) и практических умений учащихся показала, что учащиеся знают такие понятия, как «финансовый риск», «финансовое равенство», «финансовая система», «правовая природа чаевых». Около половины учащихся (51-55%) не только знают, но и могут объяснить понятия «финансовое мошенничество» и «фальшивые деньги», что говорит о большом внимании, уделенном данным темам в процессе обучения. Однако некоторые финансовые понятия даже в конце курса вызывают у учащихся затруднения в понимании и объяснении. К таким понятиям относятся: «финансовая партия», «финансово-консалтинговый учет». Примерно 50% учащихся не знают, что это такое. Данные понятия практически не встречаются
в повседневной жизни и необходимо особенным образом акцентировать на них внимание учащихся в процессе прохождения курса финансовой грамотности (рисунок 1).
Распределение ответов учащихся на вопрос: Знакомы ли вы со следующими понятиями?
■ Знаю, что это такое ШЗнаю и могу объяснить, что это такое □ Не знаю, что это такое
0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% 80% 90% 100%
1) Финансовый риск 2) Финансовое равенство 3) Финансовая система 4) Правовая природа чаевых 5) Финансовое мошенничество 6) Финансовое благополучие 7) Финансовая партия 8) Права потребителей 9) Финансово-консалтинговый учет 10) Фальшивые деньги
I I I I
I I I I I
Рисунок 1. Распределение ответов учащихся на вопрос анкеты итоговой диагностики: Знакомы ли вы со следующими понятиями?
Большинство учащихся (более 70%) знают предложенные им темы (Что такое финансовое мошенничество, Финансовые риски при расчетах за товары, Правовая защита сбережений в банках, Защита прав потребителя при расчетах за товары и услуги), а 44% учащихся знают и могут объяснить тему «Фальшивые деньги».
После изучения тем курса по финансовой грамотности учащиеся оценили свои знания о том, как правильно расходовать деньги. Ниже на рисунке 2 показано распределение ответов учащихся в процентах по шкале от 0 (я не знаю, как правильно расходовать деньги) до 10 (я отлично знаю, как правильно расходовать деньги). Категории от 0 до 3 не выбрал ни один ученик, что говорит об уверенности учащихся в своих знаниях в области финансовой грамотности.
Я не знаю, как правильно расходовать деньги.
01234 56789 10
Я отлично знаю, как правильно расходовать деньги.
1% 18% 11% 26% 23% 11%
Рисунок 2. Распределение ответов учащихся на вопрос анкеты итоговой диагностики.
Довольно высокая оценка УМК и успешное прохождение апробации позволяет говорить о возможности использования его в образовательном процессе, социальными работниками. Внедрение данного УМК по указанным направлениям позволит не только восполнить выявленные пробелы в финансовых знаниях учащихся, воспитывающихся и обучающихся в детских домах и школах-интернатах, но и помочь решить важнейшую задачу их социализации и подготовки к дальнейшей самостоятельной жизни.
1. Абросимова Е. А. Финансовая грамотность: материалы для воспитанников детских домов и учащихся школ-интернатов.— М.: Вита-пресс.— 2014.—192 с.
2. Абросимова Е. А. Финансовая грамотность: дидактические материалы. Детские дома, школы-интернаты.— М.: Вита-пресс.— 2014.— 64 с.
3. Абросимова Е. А. Финансовая грамотность: учебная программа. Детские дома, школы-интернаты.— М.: Вита-пресс.— 2015.— 24 с.
4. Галишникова Е. В. Финансовая грамотность: материалы для воспитанников детских домов и учащихся школ-интернатов. Советы на каждый день.— М.: Вита-пресс.— 2014.— 128 с.
5. Рутковская Е. Л. Финансовая грамотность как необходимый навык жизни в современном социуме: цели, содержание и первые результаты международного исследования // Преподавание истории и обществознания в школе. 2014. № 4. С. 36-45.
6. Французова О. А. Развитие финансовой грамотности воспитанников детских домов и учащихся школ-интернатов как возможный путь их социализации // Социализация личности в условиях глобализации и информатизации общества: Сборник материалов международной научно-практической конференции, г. Тверь 8 февраля 2016 г. / Сост. и ред. И. Ю. Синельников.— М.: ИСРО РАО, 2016.— С. 270-275
Статус проекта: проект не получил поддержку
Финансовая грамотность для воспитанников детских домов
Проект «Финансовая грамотность для воспитанников детских домов» предполагает организацию занятий с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей на базе детского дома, направленную на их социальную адаптацию и подготовку к самостоятельной взрослой жизни в части ведения личного финансового учета и управления финансами.
Проблема, на решение которой направлен проект, заключается в том, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, не обладают необходимыми знаниями о планировании личного бюджета, т.к. до совершеннолетия находятся на попечении государства и не имеют практического навыка управления финансами, в связи с чем часто становятся жертвами мошенников.
Проект будет реализован в 3 этапа, в ходе которых будут разработаны программы Школы волонтеров финансового просвещения для педагогов-воспитателей детских домов, подобраны эксперты и волонтеры Школы, подобраны площадки проведения проекта, разработана программа, проекта, рабочая тетрадь, а также входное и выходное тестирование, записаны видеолекции. С более подробным описанием этапов можно ознакомиться в разделе «Полное описание проекта».
Целевая группа: дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей 13-18 лет, воспитанники детских домов. Данная целевая группа выбрана не случайно, т.к. ребята этого возраста на пороге «взрослой жизни» и им жизненно необходимо, помимо навыков социализации и адаптации к самостоятельной жизни, получить навыки финансового грамотного поведения, что поможет им избежать негативных последствий действий мошенников.
Ребята пройдут обучение по темам, соответствующим возрасту и потребностям. Занятия будут состоять из теоретической и практической игровой частей. Обучение будет проходить посредством демонстрации экспертного видеоконтента. Далее обученный педагог-воспитатель детского дома в очном формате проводит практическое занятие на закрепление полученных знаний, с использованием рабочей тетради. Ребята в доступной и игровой форме обучатся азам финансовой грамотности, тому, как общаться с деньгами во взрослой жизни и не попасть в руки мошенников. Все воспитанники детских домов, участвующие в данном проекте, пройдут входное и выходное тестирование. Также во всех детских домах каждый ребенок получит «Чемоданчик финансовой грамотности», который он будет наполнять полезной информацией и памятками. По мере обучения, ребята будут вести «Дневник финансовой грамотности».
В результате реализации проекта дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, научатся:- формировать финансово грамотные привычки;- выстраивать личный финансовый план;- управлять личным бюджетом;- распознавать и избегать мошенников.
Цель
Кемеровская область-Кузбасс, 34 муниципальных образования
Целевые группы
аэя ^91F49coMMPHАУКИ, КУЛЬТУРЫ, ОБРАЗОВАНИЯ. № 3 (82) 2020
затем доказывается с применением формулы вспомогательного угла, что для корней уравнения 2л/3 sin х – 2 cos x = 4 , полученного сокращением на cos x,
Чтобы не показалось, что (*) – единственно возможная двойная подстановка в тригонометрических уравнениях, рассмотрим еще один пример.
Задача 6. Решить уравнение
VC1 – tgx)3 +V(1 -tgx)5 +V(1 – tgx)7 =д/(1 + tgx)3 +J(1 + tgx)5 (1 + tgx)7 .
Рассмотрим вспомогательную функцию f (w) = w3 + w5 + w7; тогда уравнение
переписывается в виде f (u) = f (v). Но функция f (w) является монотонной (т.к. ее производная f’ (w) = 3w2 + 5w4 + 7w6 не меняет знак) и всякое свое значение принимает только один раз, т.е.
f (u) = f (v) o u = v O V1 – g = V1 + g oi-1 < tgx < 1.
Первое условие системы сводится к равенству – tgx = tgx, т.е. 2tgx = 0, т.е. tgx = 0 , т.е. x = лк , где к е Z ; для всех этих решений второе условие системы выполнено.
Ответ: ж – k, к е 2 .
Здесь двойная подстановка всего лишь облетает вычисление производной, тем не менее задача поставляет пример двойной подстановки, отличной от иодетзковки (*).
Метод двойной еодстановчи в пнигеноеопнилеских уравненияенесвео-ется универсальным и, конечно, не отменяет широкой вариативности при ре-дани з оадач, пооХде присуе^трччономотрш. Тем не! ознее, вpизeданныx в рабопоо рсмо-)оо досготолнодмя члхюсздеции ни^со, нте мееоо онозыеalкнен успешным в некотором классе тригонометрических уравнений и часто являет-
Дополнительные преимущества двойная подстановка дает в тригонометрических неравенствах и в задачах с параметрами в сочетании с графическими методами, что будет показано в следующей работе.
1. ГельфандИ. М., Львовский С. М., ТоомА. Л. Тригонометрия. Москва:МЦНМО, 2003.
2. ЕГЭ 2017. Математика. Профильный уровень. Типовые варианты экзаменационных заданий от разработчиков ЕГЭ. Под редакцией И. В. Ященко. Москва: Издательство «Экзамен»,2017.
3. Лидский В. Б., Овсянников Л. В., Тулайков А. Н., Шабунин М. И., Федосов Б. В. Задачи по элементарной математике. Москва: Наука, 1973.
4. Дорофеев Г. В., Потапов М. К., Розов Н. Х. Пособие по математике для поступающих в ВУЗЫ. Москва: Наука, 1968.
5. Прасолов В. В. Задачи по алгебре, арифметике и анализу: учебное пособие. Москва: МЦНМО, 2007.
1. Gel’fand I. M., L’vovskij S. M., Toom A. L. Trigonometriya. Moskva: MCNMO, 2003.
2. EG’E2017. Matematika. Profil’nyj uroven’. Tipovye varianty ‘ekzamenacionnyh zadanijotrazrabotchikov EG’E. Pod redakciej I. V. Yaschenko. Moskva: Izdatel’stvo «’Ekzamen», 2017.
3. Lidskij V. B., Ovsyannikov L. V., Tulajkov A. N., Shabunin M. I., Fedosov B. V. Zadachipo ‘elementarnojmatematike. Moskva: Nauka, 1973.
4. Dorofeev G. V., Potapov M. K., Rozov N. H. Posobie po matematike dlya postupayuschih v VUZY. Moskva: Nauka, 1968.
5. Prasolov V. V. Zadachi po algebre, arifmetike i analizu: uchebnoe posobie. Moskva: MCNMO, 2007.
Статья поступила в редакцию 20.04.20
EXPERIENCE IN PERFECTION OF FINANCIAL LITERACY IN CHILDREN REMAINING WITHOUT CARE OF PARENTS. The article analyzes the need for modern Russian education in the financial preparation of children. The essence of the study of financial literacy in children brought up in the family and children left without parental care is revealed. The relevance of financial training in modern society is emphasized. The article describes the experience of implementing the author’s workshop aimed at improving the skills of financial literacy in children without parental care, the purpose of which is to form pupils’ help centers, knowledge, skills necessary for making financial decisions in everyday life and in process of interaction with financial institutions. The content of the author’s didactic game “MoneyLife” is determined. The authors also note that during the implementation of the workshop, participants will improve not only subject knowledge and skills, such as: mastery of the basic concepts of financial literacy, knowledge of the rules of conduct that are necessary when interacting with various financial institutions, but also personal groups (ability to differentiate short-term and long-term needs, understanding the importance of obtaining education as a condition for successful self-realization, understanding and personal responsibility for decisions made in the process of interaction with financial institutions, etc.) and meta-subject results (to analyze the practical situation in the field of finance, to set financial goals , plan to achieve goals aimed at solving a financial problem, evaluate alternative ways to achieve goals, etc.).
Key words: financial literacy, children without parental care, workshop, financial decisions.
ОПЫТ РАБОТЫ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
В статье анализируется потребность современного российского образования в финансовой подготовке детей. Раскрывается сущность исследования финансовой грамотности детей, воспитывающихся в семье и детей, оставшихся без попечения родителей. Подчеркивается актуальность финансовой подготовки в современном обществе. Раскрывается опыт работы по реализации авторского практикума, направленного на совершенствование навыков финансовой грамотности у детей, оставшихся без попечения родителей, целью которого является формирование у воспитанников центров помощи детям знаний, умений и навыков, необходимых для принятия финансовых решений в повседневной жизни и в процессе взаимодействия с финансовыми институтами. Определяется содержание авторской дидактической игры «MoneyLife». Авторами также отмечается, что в ходе реализации практикума у участников будут совершенствоваться не только предметные знания и умения, такие как владение базовыми понятиями финансовой грамотности, владение знаниями и правилами поведения, необходимыми при взаимодействии с различными финансовыми институтами, но и группы личностных (умение дифференцировать краткосрочные и долгосрочные потребности, понимание значимости получения образования как условия успешной самореализации, понимание и несение личной ответственности за решения, принимаемые в процессе взаимодействия с финансовыми институтами и т.д.) и метапредметных результатов (анализировать практическую ситуацию в сфере финансов, ставить цели финансовой деятельности, планировать достижение целей, направленных на решение финансовой проблемы, оценивать альтернативные способы достижения целей и т.д.).
Ключевые слова: финансовая грамотность, дети, оставшиеся без попечения родителей, практикум, финансовые решения.
В связи с этим у детей отсутствует необходимость участвовать в процессе планирования и распределения бюджета в выделении приоритетных направлений затрат.
Нами был проведен опрос, направленный на выявление особенностей сформированности финансовой грамотности у учащихся 7 – 11 классов, в котором приняли участие 49 учеников, из которых 18 дети, оставшиеся без попечения родителей. Опросник состоял из четырех тематических блоков: заработная плата, минимальный размер оплаты труда, пенсия и кредит. В каждом из представленных блоков учащимся предлагались вопросы с возможными вариантами ответов, а также задания, направленные на решение кейс-ситуации, так, например, в блоке «Заработная плата» выявлялось представление учащихся о таких понятиях, как: «белая», «серая» и «черная» заработная плата, норма выработки часов, НДФЛ. В ходе решения кейсов у участников исследования выявлялся уровень знаний о системе начисления заработной платы, диагностировались умения анализировать финансовую ситуацию, ориентироваться в законодательных актах, устанавливать контакт с руководством.
В ходе работы над заданиями в блоке «МРОТ» выявлялись представления учащихся о понятиях: региональный и федеральный минимальный размер оплаты труда, ставка, МРОТ для государственных служащих и коммерческих организаций; оценивался уровень сформированности умений рассчитывать размер минимальной оплаты труда, налоги. В блоке «Пенсия» оценивались представления учащихся о таких понятиях, как пенсионная система, накопительная и сберегательные части пенсии, пенсионные баллы, пенсионные фонды; оценивался уровень умений определять размер пенсии, взаимодействовать с пенсионными фондами, с онлайн-ресурсами. В блоке «Кредит» изучался уровень овладения такими понятиями, как банковские карты, потребительские кредиты, процентные ставки, инвестиции; оценивался уровень умений рассчитывать кредитные ставки, анализировать особенности кредитов. Средний показатель выполнения каждого блока в процентах представлены в диаграмме 1.
Средний показатель выполнения заданий исследования финансовой грамотности учеников 7 – 11 классов
Исходя из результатов, представленных в диаграмме, мы можем сделать вывод о том, что учащиеся обеих групп примерно одинаково разбираются в теме заработной платы. Большая часть ошибок в этом блоке состояла в ориентировании в нормативных документах. В блоке «МРОТ» участники в целом ориентируются хуже, чем в остальных. Дети, оставшиеся без попечения родителей, практически не сталкивались с этим понятием, и они справились хуже остальных респондентов. Обе группы учащихся с трудом справились с этим блоком, наибольшим удивлением и трудностями для детей стало наличие разных видов МРОТ. Анализируя полученные результаты, можно утверждать, что необходимо вести работу в данном направлении у обеих групп детей, однако особое внимание стоит уделить детям, оставшимся без попечения родителей, так как они не справились с большинством заданий. В блоке «Пенсия» ситуация была противоположной, воспитанники центров детей, оставшихся без попечения родителей, весьма часто сталкиваются с таким понятием, как пенсия. Они продемонстрировали более высокие результаты по данной теме, в то время как остальные ученики при решении практических заданий этой категории испытали определенные трудности. У обеих групп респондентов основные сложности были связаны с расчетом будущей пенсии. В блоке «Кредиты» возникло большое количество затруднений у обеих групп. Серьезные трудности вызвали расчет кредитных ставок и суммы переплат.
Из полученных результатов выявляется необходимость в совершенствовании знаний и умений учащихся обеих групп. Однако в связи с тем, что дети, оставшиеся без попечения родителей, в среднем справились с заданиями хуже остальных респондентов, они заслуживают дополнительного внимания. В связи с этим нами был разработан практикум по совершенствованию навыков финансовой грамотности у детей, оставшихся без попечения родителей, целью которого являлось формирование у воспитанников центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, знаний, умений и навыков, необходимых для принятия финансовых решений в повседневной жизни и в процессе взаимодействия с финансовыми институтами.
Практикум реализовывался в три этапа:
1. Ознакомительно-адаптационный, на данном этапе происходило знакомство с участниками проекта, тренинговая форма реализации данного этапа позволяет мотивировать участников путем осознания необходимости знаний об
особенностях финансовых отношений, в ходе тренинга дети формулируют общие цели предстоящей работы и ставят личные цели.
3. Заключительный этап. Здесь участники проекта подводят итоги работы, анализируют собственную деятельность, создают свои скечбуки, соотносят поставленные цели с результатами обучения и личными целями.
В ходе реализации данного практикума у участников будут совершенствоваться не только предметные знания и умения, такие как владение базовыми понятиями финансовой грамотности, владение знаниями и правилами поведения, необходимыми при взаимодействии с различными финансовыми институтами, но и группы личностных (умение дифференцировать краткосрочные и долгосрочные потребности, понимание значимости получения образования как условия успешной самореализации, понимание и несение личной ответственности за решения, принимаемые в процессе взаимодействия с финансовыми институтами и т.д.) и метапредметных результатов (анализировать практическую ситуацию в сфере финансов, ставить цели финансовой деятельности, планировать достижение целей, направленных на решение финансовой проблемы, оценивать альтернативные способы достижения целей и т.д.). Получение данных умений будет способствовать успешной социализации детей воспитанников центров помощи детям, оставшимся без попечения родителей, в обществе, грамотному взаимодействию с финансовыми институтами и предупреждению вовлечения участников практикума в неприятные финансовые ситуации.
На данный момент практикум находится в процессе реализации на базе центра помощи детям, оставшимся без попечения родителей, № 3 г Барнаула. По окончании реализации практикума будет проведено повторное исследование с целью подтверждения его эффективности, их математическая обработка с помощью многофакторного дисперсионного анализа. Перспективы данного исследования мы видим в обучении не только детей, оставшихся без попечения родителей, но и всех категорий учеников. Мы планируем разработать методические рекомендации по совершенствованию навыков финансовой грамотности, а также распространить полученный опыт с целью повышения финансовой грамотности в регионе. Надеемся, что практикум станет дополнением к существующим программам внеурочной деятельности по совершенствованию навыков финансовой грамотности учащихся средних общеобразовательных школ.
1. Гребнев Л. С. Экономика: курс основ: учебник для студентов вузов, обучающихся по неэкономическим специальностям и направлениям. Москва: Вита-Пресс, 2001.
2. Буянова М. О. Право социального обеспечения: учебник для студентов вузов. Москва: КНОРУС, 2004.
3. Столярова А. А., Шахназарян Г. Э. Анализ мировой практики развития финансового образования и повышения финансовой грамотности населения. Финансы и кредит. 2010; № 34: 72 – 78. Available at: https://cyberleninka.rU/article/n/analiz-mirovoy-praktiki-razvitiya-finansovogo-obrazovaniya-i-povysheniya-finansovoy-gramotnosti-naseleniya
4. Куликова Т. А. Семейная педагогика и домашнее воспитание. Москва: Академия, 2000.
5. О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ (последняя редакция) 21 декабря 1996 года. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12778/
6. Прутченков А. С. Тренинг личностного роста: методические разработки занятий социально-психологического тренинга. Москва: Новая школа, 1993.
7. Современная экономика: многоуровневое учебное пособие для студентов вузов. Научный редактор О. Ю. Мамедов. Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.
8. Фрейнкман Е. Ю. Экономика и бизнес. Начальный курс: учебное пособие для учащихся 10 – 11 классов общеобразовательных школ. Москва: Начала-Пресс, 1995.
1. Grebnev L. S. ‘ Ekonomika: kurs osnov: uchebnik dlya studentov vuzov, obuchayuschihsya po ne’ekonomicheskim special’nostyam i napravleniyam. Moskva: Vita-Press, 2001.
2. Buyanova M. O. Pravo social’nogo obespecheniya: uchebnik dlya studentov vuzov. Moskva: KNORUS, 2004.
3. Stolyarova A. A., Shahnazaryan G.’E. Analiz mirovoj praktiki razvitiya finansovogo obrazovaniya i povysheniya finansovoj gramotnosti naseleniya. Finansy ikredit. 2010; № 34: 72 – 78. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-mirovoy-praktiki-razvitiya-finansovogo-obrazovaniya-i-povysheniya-finansovoy-gramotnosti-naseleniya
4. Kulikova T. A. Semejnaya pedagogika i domashnee vospitanie. Moskva: Akademiya, 2000.
5. O dopolnitel’nyh garantiyah po social’noj podderzhke detej-sirot i detej, ostavshihsya bez popecheniya roditelej. Federal’nyj zakon ot 21.12.1996 N 159-FZ (poslednyaya redakciya) 21 dekabrya 1996 goda. Available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12778/
6. Prutchenkov A. S. Trening lichnostnogo rosta: metodicheskie razrabotki zanyatij social’no-psihologicheskogo treninga. Moskva: Novaya shkola, 1993.
7. Sovremennaya ‘ekonomika: mnogourovnevoe uchebnoe posobie dlya studentov vuzov. Nauchnyj redaktor O. Yu. Mamedov. Rostov-na-Donu: Feniks, 1997.
8. Frejnkman E. Yu. ‘ Ekonomika i biznes. Nachal’nyj kurs: uchebnoe posobie dlya uchaschihsya 10 – 11 klassov obscheobrazovatel’nyh shkol. Moskva: Nachala-Press, 1995.
Статья поступила в редакцию 29.05.20
INTERACTIVE TEACHING METHODS AS A MEANS OF TRAINING FUTURE TEACHERSOF ENGLISH FOR PROFESSIONAL ACTIVITY. The article discusses the issues connected with the use of interactive teaching methods in the process of training second-year students of Linguistic Institute of Altai State Pedagogical University in terms of their necessity and successfulness in preparing students for their future teaching career. Using interactive methods in the classroom helps



