ОБУЧЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ ПРЕЗЕНТАЦИЯ

Содержание
  1. Общетеоретические подходы к обучению финансовой грамотности школьников. Цели образования и особенности содержания образования
  2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ СПО
  3. МОДЕЛЬ ОБОСНОВАННОГО ВЫБОРА
  4. ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
  5. ОГРАНИЧЕНИЯ И РИСКИ ВНЕДРЕНИЯ, СПОСОБЫ МИНИМИЗАЦИИ
  6. УМК ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
  7. ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
  8. СТРУКТУРА СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ
  9. Практикум
  10. ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ
  11. ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В 8-9 КЛАССАХ
  12. Программа воспитания и социализации
  13. ОТЛИЧИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ОТ ДРУГИХ КУРСОВ ШКОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ
  14. ИГРА и ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ СОРЕВНОВАНИЕ (ШОУ)
  15. ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТОВ и НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
  16. БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ КОНЦЕПЦИИ СТРУКТУРЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ
  17. 4) ТЕХНОЛОГИЯ ТВОРЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ
  18. Лекция
  19. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
  20. СИСТЕМА (РАМКА) ФИНАНСОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
  21. Спасибо за внимание! Консультант Проекта, эксперт по образовательным программам, к. Лавренова Екатерина.
  22. Деятельностным компонентом содержания образования финансовой грамотности является умение решать практические жизненные задачи в
  23. ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
  24. ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В 10-11 КЛАССАХ
  25. КОНКУРС
  26. ПРЕДМЕТЫ И МАТЕРИАЛЫ
  27. БАЗОВАЯ СХЕМА ЗАНЯТИЙ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
  28. ЧТО ВЛИЯЕТ НА ВЫБОР ФОРМЫ ПРЕЗЕНТАЦИИ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
  29. МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ
  30. 2) ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
  31. В рамках обязательных предметов
  32. КОНЦЕПЦИЯ СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАНИЯ ВАРИАТИВНОЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ И УМК ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
  33. ДИАГНОСТИКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ
  34. СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД
  35. Учебные игры
  36. Занятие-презентация учебных достижений
  37. Выбор формы занятия
  38. Как самостоятельный курс (внеурочная деятельность, факультатив, электив)
  39. ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
  40. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ
  41. Семинары
  42. ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В 5-7 КЛАССАХ
  43. ОСОБЕННОСТИ КЕЙСОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
  44. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
  45. ПРИМЕР СПИСКА МОДУЛЕЙ ДЛЯ 10-11 КЛАССОВ, СПО
  46. ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ВО 2-4 КЛАССАХ
  47. Использование умк
  48. 3) КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ
  49. Методические разработки, презентации и конспекты

Общетеоретические подходы к обучению финансовой грамотности школьников. Цели образования и особенности содержания образования

ОБЩЕТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПОДХОДЫ К
ОБУЧЕНИЮ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
ШКОЛЬНИКОВ.
ЦЕЛИ ОБРАЗОВАНИЯ И ОСОБЕННОСТИ
СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ ПРОГРАММ
ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

Формирование финансовой культуры у обучающихся:
• знание устройства базовых финансовых институтов,
принципов их взаимодействия с гражданами, правил
безопасного взаимодействия с ними;
• круг важнейших ценностей и поведенческих установок
ответственного обдуманного поведения;
• владение умениями находить актуальную финансовую
информацию из различных источников, осуществлять
несложные финансовые расчёты;
• сформированность компетенции решения практических
финансовых задач, с которыми сталкивается каждый член
современного общества.
5

Формирование финансовой культуры у обучающихся,
под которой подразумевается освоение обучающимися:
знаний устройства базовых финансовых институтов, принципов
взаимодействия финансовых организаций с гражданами, правил
безопасного взаимодействия с ними;
круга важнейших ценностей и поведенческих установок ответственного
обдуманного поведения;
умений находить актуальную финансовую информацию из различных
источников, осуществлять несложные финансовые расчёты;
компетенции, предполагающей развитию способность решать
практические финансовые задачи, с которыми сталкивается каждый
член современного общества.
10

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ И МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ И СТУДЕНТОВ СПО

• Педагогические приемы, используемые при обучении ФГ
– использование актуальной для обучающегося тематики (например, для
подростков тему вкладов);
– использование инфографики (схемы, таблицы, мультфильмы);
– использование сайтов для поиска информации, ее интерпретации;
– привлечение знаний из других областей знания (например, из истории,
географии, литература);
– театрализация, использование художественных образов;
– включение духа соревнования в учебную деятельность (кто больше
заработает, кто больше сэкономит и др.);
– моделирование содержания темы (позволяет удерживать общий
смысл);
25
– анализ материалов СМИ

МОДЕЛЬ ОБОСНОВАННОГО ВЫБОРА

• Диагностика проблемы (жизненная проблема, которая имеет финансовый
характер или может быть решена с помощью финансовых организаций и/или
инструментов)
• Определение и характеристика критериев личного выбора
и ограничений выбора (то, что важно при выборе финансового решения для
конкретного человека/семьи)
• Поиск и характеристика альтернатив решения проблемы
(одна и та же проблема может быть решена разными способами и соответственно)
• Оценка альтернатив с точки зрения критериев выбора
(оценка позволяет выявить наиболее подходящий вариант именно этому
человеку/семье)
• Осуществление выбора – принятие решения
Реализация на практике принятого решения
взаимодействия с финансовыми организациями)
(вступление во
8

«Формирование финансовой грамотности у обучающихся начальной школы» МБОУ «СОШ №27 г. Йошкар-Олы» Учитель начальных классов: Щетилова Людмила Сергеевна 2022 г

Финансовая грамотность – это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их приумножать.

Урочная деятельность. Окружающий мир Потребности семьи Сколько стоит автомобиль?

Окружающий мир Как разумно делать покупки Зачем семье сбережения

Окружающий мир Из истории денег, денежные единицы, способы обмена товара

Урочная деятельность. Математика 100 копеек = 1 рубль 1 рубль = 100 копеек

«В мастерской кондитера» Сколько стоит торт?

Комплексные метапредметные работы

« Игра – путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить» Максим Горький Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением. Учебная игра – это образовательная технология, основанная на моделировании конкретных ситуаций, через проживание которых учащиеся осваивают определенные педагогом (модератором) способы деятельности. Учебная игра по финансовой грамотности – это игра, в которой моделируются ситуации в сфере личных финансов и взаимоотношений людей с финансовыми, государственными и иными организациями с целью формирования или развития у игрока финансовых компетенций.

Модель формирования финансовой грамотности младших школьников

Формы игровой технологии во внеурочной деятельности

Финансовая грамотность В результате изучения основ финансовой грамот ности на уровне НОО, обучающиеся должны знать: понимание природы и функции денег; умение ценить деньги; умение считать деньги; умение составлять финансовый отчет; умение экономить и сберегать; умение тратить деньги и жить по средствам; умение делиться.

Олимпиада Учи.ру по финансовой грамотности
и предпринимательству
Цели:
Формирование компетенций в
области управления личными
финансами, знакомство с
планированием бюджета, развитие
критического мышления и лидерских
качеств
10 заданий
в интерактивной форме
1 — 31 марта 2022 года
Для учеников 1–9 классов
в рамках реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 годы

ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Факторы, определяющие характер занятия.
1. Наличие / отсутствие доступа в интернет у учителя, у
обучающихся, в том числе за пределами школы.
2. Наличие ПК и/или смартфонов для использования в
процессе обучения.
3. Наличие / отсутствие печатных или электронных УМК по
финансовой грамотности.
4. Наличие / отсутствие возможности менять расстановку парт
и стульев.

Дополнительные курсы для внеурочной
или кружковой деятельности
• Программирование
направлено на изучение
алгоритмов, подходов и идей
программирования.
• Курс Успею всё! направленный
на развитие soft-skills и навыков
самоорганизации.
• Финансовая грамотность
раскрывает понятия доходы,
расходы, семейный бюджет.

Тема 2.2.1.
Теоретико-методологические основания
преподавания курсов финансовой
грамотности в общем, среднем
профессиональном и дополнительном
образовании

Тема 2.2.6.
Организационно-педагогические
условия, необходимые для обучения
финансовой грамотности детей и
подростков. Учебно-методическое
обеспечение

ОГРАНИЧЕНИЯ И РИСКИ ВНЕДРЕНИЯ, СПОСОБЫ МИНИМИЗАЦИИ

Наличие большого объема
собственного учебного
материала
• Изменение акцентов
преподавания
дисциплины
• Изменение методики
преподавания
Отсутствие учебных,
дидактических и
методических материалов,
которые встроены в
существующие УМК по
предмету
• Минфин России готовит
такие материал
• Внесение элементов ФГ
в ФГОС обяжет авторов
дорабатывать УМК
Неготовность учителя
преподавать предмет с
включением в него
элементов финансовой
грамотности
• Прохождение курсов
ПК
• Использовать
различные ресурсы для
самообразования
51

Глава 2.2. Методика обучения
финансовой грамотности: общие
подходы, инструменты и возможности
их использования

УМК ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

Структура учебно-методического комплекта:
Материалы для обучающихся (учебное пособие)
Учебная программа
Методические рекомендации для учителя
Просветительские материалы для родителей
КИМ (рабочие тетради)
Бумажные и электронные версии
4 классы
5-7 классы
8-9 классы (программа на 34 ч.)
10-11 классы (базовый пр.)
2-3 классы
10-11 классы (соц.экон. пр.)
СПО
Детские дома
https://fmc.hse.ru/methodology;
Дополнительные УМК
8-9 классы (программа 68 ч.)
10-11 классы (юрид. + мат. профили)
Модуль «Собственный бизнес»
Модуль «Финансовая риски»
Модуль «Страхование»
Модуль «Банки»
Модуль «Фондовый рынок»
Модуль «Пенсионное обеспечение»
48
http://школа.вашифинансы.рф/courses.php

ПРИНЦИПЫ ОБУЧЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

• Обучающиеся выступают в качестве субъекта деятельности
(учебной, практической)
• Обучающиеся вводятся в проблемные финансовые ситуации
• Обучающиеся включаются в решение практических финансовых
задач
• Учитель выступает в роли организатора учебной деятельности, в
роли финансового консультанта, эксперта
• Преимущественно используются интерактивные формы занятий
• Коллективная и групповая учебная и практическая деятельность
должна быть подкреплена индивидуальной самостоятельной
учебной и практической деятельностью (умения и компетенции
должны быть интериоризированы)
16

СТРУКТУРА СОДЕРЖАНИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Понятия и знания финансовой сферы
Система ориентировки в
финансовом
Ценности и поведенческие установки на
пространстве
грамотное финансовое поведение
Предметные финансовые умения
Компетенции, обеспечивающие
грамотное решение практических
жизненных задач
Система способов
действия в финансовом
пространстве
12

Практикум

ПРАКТИКУМ
КОГДА ИСПОЛЬЗУЮТСЯ
Когда необходимо отработать осваиваемые предметные финансовые
(чаще всего математические) умения и компетенции финансовой грамотности:
– поиск информации по предлагаемым вкладам, кредитам, страховым услугам и
др.
– решение задач на расчеты семейного бюджета, расчеты размера налогов,
которые нужно уплатить физическому лицу, расчеты процентов по вкладам,
кредитам, займам и др.
– выполнение алгоритмичных действия (заполнение финансовых и правовых
документов)
Требования к лекциям по финансовой грамотности:
– Должны четко отрабатывать те умения, которые изучались в рамках данной
темы/модуля, должны быть нескучными (возможно с использованием онлайн
ресурсов – финансовых калькуляторов и др.), все задания должны иметь четкие
критерии правильности ответа.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
11.
12.
13.
14.
15.
16.
Опишите системно-деятельностный, практико-ориентированный подходы в обучении финансовой
грамотности.
Дайте характеристику документу «Система (рамка) финансовых компетенций для учащихся школьного
возраста».
Дайте характеристику Концепции структуры дополнительных образовательных программ.
Опишите возможности освоения финансовой грамотности при изучении математики и информатики
(истории, географии, ОБЖ, обществознания, экономики, права, иностранных языков и др.).
Опишите структуру и особенности УМК для обучения различных групп обучающихся.
Для чего в составе (УМК) представлены материалы для родителей?
Определите основные структурные элементы содержания образования финансовой грамотности; дайте их
краткую характеристику; приведите примеры на любой теме.
Опишите основные методические принципы преподавания финансовой грамотности.
Опишите образовательные технологии, используемые на занятиях по финансовой грамотности. Приведите
пример организации образовательной деятельности на примере одной из них.
Какие методы обучения преимущественно используются при обучении финансовой грамотности.
Какие педагогические приемы, используемые при обучении финансовой грамотности, Вы знаете? Какие из
них на Ваш взгляд наиболее эффективны?
Дайте характеристику форм занятий, используемых при обучении по программам финансовой грамотности.
Определите факторы, влияющие на выбор формы занятия.
Какие Вы знаете формы и методы презентации учебных достижений обучающихся.
Назовите цели диагностики учебных достижений обучающихся. Какие средства диагностики учебных
достижений обучающихся Вы знаете?
Дайте характеристику психолого-педагогических и организационных условий, необходимых для внедрения
программ по финансовой грамотности.
Перечислите варианты внедрения курса, модуля, тематики финансовой грамотности. Определите риски
56 и
ограничения при каждом варианте.

О чём сегодня поговорим?
1. Финансовая грамотность и что это подразумевает?
2. Финансовая грамотность в школе.
3. Где проверяется?
4. Олимпиада Учи.ру по финансовой грамотности и предпринимательству для учеников
1-9 классов.

Домашнее задание из карточек
Более 30 тыс. карточек по основным предметам.
Карточки для изучения новой темы.
Подробная статистика.
Возможность задавать индивидуальное домашнее задание.
1
Нажать на кнопку «Создать
задание из карточек».
2
Выбрать предмет и класс.
3
Отметить нужные карточки.
4
Задать время выполнения.

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В 8-9 КЛАССАХ

Возраст обучающихся: 13-16 лет
Уровень дееспособности:
Несовершеннолетние в возрасте от четырнадцати до восемнадцати лет вправе
самостоятельно, без согласия родителей, усыновителей и попечителя:
1) распоряжаться своими заработком, стипендией и иными доходами;
2) осуществлять права автора произведения науки, литературы или искусства, изобретения
или иного охраняемого законом результата своей интеллектуальной деятельности;
3) в соответствии с законом вносить вклады в кредитные организации и распоряжаться ими;
4) совершать мелкие бытовые сделки и иные сделки
По достижении шестнадцати лет несовершеннолетние также вправе быть членами
кооперативов в соответствии с законами о кооперативах.
Темы УМК:

Зачем быть финансово грамотным
Финансовые организации (банки, МФО и др. Ф О, валюта)
Защита прав потребителя ФУ
Финансовые риски (страхование)
Список амбассадоров и рекомендации по взаимодействию с ними
– Пенсия
– Налоги
– Семейный бюджет
– Бизнес
12

Обучающие сервисы для учащихся
• Литературный кружок направлен
на развитие читательской
грамотности, включает в себя
тексты, биографии и тесты.
• Олимпиады направлены на
развитие логического и
креативного мышления
• Учи.дома — это онлайн-уроки с
опытными учителями. Для
педагога – это возможность стать
удаленным репетитором.

Программа воспитания и социализации

ВАРИАНТ ВНЕДРЕНИЯ №3:
ПРОГРАММА ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ
• А) В рамках классных мероприятий классного руководителя.
Также могут быть использованы УМК по финансовой грамотности.
Классному руководителю необходимо выделить из программы
конкретного УМК наиболее интересные темы и проводить классные
занятия, в том числе экскурсии в финансовые организации и
государственные службы и учреждения (в отделения коммерческого банка,
на биржу, в страховые компании, региональное отделение Банка России (в
музей денег), налоговую инспекцию и др.).
• Б) В рамках образовательных событий общеобразовательной
организации (игры, квесты, ярмарки, соревнования по финансовой
грамотности как разовые или периодические мероприятия).
54

ОТЛИЧИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ОТ ДРУГИХ КУРСОВ ШКОЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

1. Отсутствие большого опыта обучения финансовой грамотности в
нашей стране, следовательно большая свобода в выборе
методики обучения;
2. Имеет возможность использования наиболее интересных
способов обучения, что обусловлено жизненным содержанием
курсов / модулей / тем;
3. Имеет межпредмтеный характер, что позволяет использовать
потенциал разных наук;
4. Широта возможностей обучения финансовой грамотности:
А) как самостоятельного курса
Б) как модуль или тема в составе общеобязательных предметов
(обществознание, математика, ОБЖ)
В) в программе воспитания и социализации как образовательное
событие
15

Специфика содержания
образования финансовой
грамотности:
знаниевый компонент
диктуется деятельностным,
который в свою очередь
происходит их практики
взаимодействия граждан с
финансовыми организациями,
из тех проблем и затруднений,
которые ставят перед семьями
современная финансовоэкономическая ситуация и
условия их жизни.
11

ИГРА и ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ СОРЕВНОВАНИЕ (ШОУ)

• Интеллектуальное шоу «Финансовые бои»
• Деловая игра «Услуги финансовых организаций»
• Станционная игра «Заработать за 60 минут»
• Станционная игра «Финансовые звезды»
• Деловая игра «Доходность и риски».
• Коммуникативные турниры и финансовые бои
Ресурсы:
http://happy-finance.ru/
http://edu.pacc.ru/finedu/articles/Seminarydlyapedagogov/
http://edu.pacc.ru/finedu/articles/Igryisorevnovaniyadlyashkolnikovistudentov/

Механика олимпиады
Задания олимпиады разработаны методистами и представляют понятные и
приближенные к реальной жизни бизнес-проблемы.
Олимпиада помогает с самого детства развивать важные для жизни навыки:
планирование бюджета, критическое мышление, разумный подход к риску,
лидерские качества
Благодаря игровым заданиям информация усваивается лучше.

ПРЕЗЕНТАЦИЯ ПРОЕКТОВ и НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

• Хорошо подходит для завершения изучения
• модуля «Собственный бизнес» – презентация проектов.
• НПК подходит для всех тем, особенно по вопросам исследования уровня
финансовой грамотности населения, финдоступности, состояния защиты
прав потребителей финансовых услуг.
• Предполагает наличие технического оснащения (проектор, экран).
• Может носить публичный характер с приглашением педагогов,
родителей.
• Презентуемые проекты должны соответствовать заранее установленным
критериям оценки и общепринятым стандартам оформления
презентаций (установление метапредметных связей с курсом
информатики).
• Для 10-11 классов актуально в связи с введением по новому ФГОС
предмета
• «Индивидуальный проекта»

Тема 2.2.5.
Формы и методы презентации, оценки и
диагностики учебных достижений по
программам финансовой грамотности

БАЗОВЫЕ ПОНЯТИЯ КОНЦЕПЦИИ СТРУКТУРЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ПРОГРАММ

• Учебная деятельность – деятельность учащегося, направленная на
овладение знаниями и умениями, осуществляемая в форме моделирования
практической, исследовательской, проектной деятельности (активная
форма).
• Образовательная деятельность – деятельность педагога, направленная
на создание условий для освоения учащимися знаний, умений, овладения
ими определенными способами деятельности.
• Формирование финансовой грамотности – целенаправленная
образовательная деятельность по созданию психолого-педагогических и
организационных условий для освоения учащимися финансовой
грамотности
7

Тема 2.2.7.
Варианты внедрения финансовой
грамотности в различные
образовательные пространства общего,
среднего профессионального и
дополнительного образования

– Исправление ошибок в тексте финансового характера;
– Создание какого-то творческого продукта своими руками (деньги,
плакаты и др.)
– Подбор иллюстраций к финансовой проблеме;
– Подбор афоризмов, цитат, пословиц и поговорок;
– Разработка алгоритмов финансового поведения;
– Придумывания проблемных ситуаций (как положительных, так и
отрицательных);
– Анализ (и или поиск) финансовых вопросов (тем, моделей поведения)
в фильмах, мультфильмах, литературе;
– Трансформация финансового текста в таблицу, график, диаграмму;
– Написание эссе;
– разработка вопросов, заданий для других команд.
26

4) ТЕХНОЛОГИЯ ТВОРЧЕСКОЙ МАСТЕРСКОЙ

Мастерская – это технология, при которой учитель – мастер вводит
своих учеников в процесс познания через создание эмоциональной
атмосферы, включение учащихся в продуктивную деятельность, в
которой ученик может проявить себя как творец.
Особенности:
– знания не даются (не предъявляются в готовом виде), а
выстраиваются самими учениками в паре или группе с опорой на
свой личный опыт, или новые знания ими добываются
самостоятельно;
– учитель – мастер направляет, предоставляет ученикам
необходимый материал в виде заданий и возможных способов их
выполнения;
– Должен быть материализованный конечный продукт учебной
деятельности (плакат, фильм, сказка, рассказ, манифест,
театральная постановка и др.)
23

Лекция

ЛЕКЦИЯ
ВИДЫ
• Классическая лекция
• Интерактивная лекция
• Лекция-беседа
• Экскурсия
• Просмотр фильмов или фрагментов
• КОГДА ИСПОЛЬЗУЮТСЯ
• При объяснении устройства финансовых отношений, систем, принципов деятельности.
• При необходимости иллюстрации финансовых явлений.
• При необходимости мотивировать на изучение финансовой грамотности или отдельных
вопросов курса
• Для введения в проблему взаимодействия с финансовыми организациями, защиты прав
потребителя финансовых услуг
Требования к лекциям по финансовой грамотности:
Д.б. «живыми», нести актуальную финансовую информацию, иметь системный логичный
характер,
Объем «чистой» финансовой теории минимален, всегда должен прослеживаться
личнозначимый контекст управления личными финансами.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

Психологические условия определяются психологических
особенностями обучающихся:
особенностями семьи (состав, уровень образования
родителей, характер взаимоотношений в семье);
возрастом и соответствующими особенностями восприятия
мира, потребностями в его познании и коммуникации;
особенностями региона проживания.

СИСТЕМА (РАМКА) ФИНАНСОВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Предметные
области
финансовой
грамотности
1
Доходы
и расходы
Компоненты
финансовой
грамотности
Компетенции финансовой грамотности
Базовый уровень
Продвинутый уровень
Понимать, что такое личный доход
и знать пути его повышения.
Знать общий доход семьи и его источники,
понимать пути повышения дохода.
Уметь различать регулярные и
нерегулярные источники дохода.
Уметь контролировать спонтанные покупки, не
выходить за рамки бюджета.
Личные
характеристики и
установки
Осознавать разницу между
базовыми потребностями и
желаниями.
Брать ответственность за финансовые решения,
осознавать последствия этих решений.
Знание и
понимание
Умения и
поведение
2
Финансвое
планирование
и бюджет
5 Инвестирование
8. Защита прав потребителей ФУ
3
Личные
сбережения
6. Страхование
9. Общая экономика и
финансовая арифметика
4
Кредитование
7. Риски и фин.
безопасность
3

Сервисы для саморазвития
учителя
В рамках вебинаров и курсов повышения
квалификации эксперты из разных отраслей
рассказывают о новинках образования
и воспитания, делятся современными методами
и приемами из собственной практики.
В разделе «Портфолио» можно найти:
• Сертификаты за участие в вебинарах
• Удостоверения за прохождение курсов
повышения квалификации
• Награды за достижения учеников

Спасибо за внимание! Консультант Проекта, эксперт по образовательным программам, к. Лавренова Екатерина.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
КОНСУЛЬТАНТ ПРОЕКТА, ЭКСПЕРТ ПО
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОГРАММАМ, К. П. Н.
ЛАВРЕНОВА ЕКАТЕРИНА.

Тема 2.2.2.
Цели образования и особенности
содержания образования программ по
финансовой грамотности,
разработанных для школьников и
студентов СПО

Деятельностным компонентом содержания образования финансовой грамотности является умение решать практические жизненные задачи в

области личных финансов.
Данная компетенция строится на Модели обоснованного
(рационального) выбора
• Диагностика проблемы (жизненная проблема, которая имеет финансовый
характер или может быть решена с помощью финансовых организаций
и/или инструментов)
• Определение и характеристика критериев личного выбора и ограничений
выбора (то, что важно при выборе финансового решения для конкретного
человека/семьи)
• Поиск и характеристика альтернатив решения проблемы (одна и та же
проблема может быть решена разными способами и соответственно)
• Оценка альтернатив с точки зрения критериев выбора (оценка позволяет
выявить наиболее подходящий вариант именно этому человеку/семье)
• Осуществление выбора – принятие решения
Реализация на практике принятого решения (вступление во взаимодействия с
13
финансовыми организациями)

ФОРМЫ ЗАНЯТИЙ И ВИДЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

Виды учебной деятельности
По характеру взаимодействия
По содержанию учебной
учащихся
деятельности
Коллективная
Учебно-практическая
Групповая
Учебно-исследовательская
Индивидуальная
Учебно-проектная
Учебно-управленческая
29

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В 10-11 КЛАССАХ

Возраст обучающихся: 15-18 лет
Уровень дееспособности:
До 18 лет – неполная дееспособность
С 18 лет – полная дееспособность (совершать
любые
финансовые
операции,
сделки,
заключать договоры)

Темы УМК:
Банки
Фондовый рынок
Налоги
Страхование
Собственный бизнес
Финансовое мошенничество
Пенсии
Список амбассадоров и рекомендации по взаимодействию с ними
13

Проверочные работы
Более 400 готовых проверочных работ по математике для 1–11 классов и русскому языку
для 1–7 классов.
Банк из 3 тыс. заданий для создания собственной проверочной работы.
Типовые задания для подготовки к ВПР, ОГЭ и ЕГЭ.
1
Нажать на кнопку «Создать
проверочную работу».
2
Выбрать предмет и класс.
3
Выбрать готовую работу из банка
или создать свою.
4
Задать время выполнения и класс.

КОНКУРС

Преимущества:
Эмоциональная вовлеченность, дух соревнования
Хорошо используется в рамках технологии «Творческая мастерская»
Фильмы, рассказы, стихи, эссе, плакаты, песни, заметки в газеты,
сюжеты для видеороликов по разным темам:
– «Зачем ребенку изучать финансовую грамотность»,
– «Главные правила финансовой безопасности», «Как выбрать
вклад»,
– «Куда обращаться за защитой прав потребителя финансовых
услуг»,
– «Что нужно знать при выборе страхования», «Как грамотно
платить налоги» и др.

ПРЕДМЕТЫ И МАТЕРИАЛЫ

• ИСТОРИЯ
(https://fingram-history.oc3.ru)
ИНФОРМАТИКА
разработаны универсальные модули
+ ЦОР
(http://finformatika.ru)
• ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ
• ЭКОНОМИКА
подготовлены
• ПРАВО
модули по финансовой грамотности,
• ОБЖ
корпорация «Российский учебник»
• АНГЛИЙСКИЙ ЯЗЫК
• ГЕОГРАФИЯ
• МАТЕМАТИКА
(https://rosuchebnik.ru/metodicheskaja-pomosch/materialy/predmetfinansovaya-gramotnost/)

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ –
создано и апробировано УМК
47

БАЗОВАЯ СХЕМА ЗАНЯТИЙ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

ШАГ 1: Предъявление практической финансовой задачи.
ШАГ 2: Анализ практической финансовой задачи и
выявление проблемы, заложенной в практической задаче.
ШАГ 3: Постановка учебной задачи.
ШАГ 4:Освоение учебного материала финансовой
грамотности (решение учебной задачи).
ШАГ 5:Решение практической финансовой задачи.
ШАГ 6: Рефлексия, перенесение способа решения
практической задачи на подобные задачи и по
возможности другой класс задач.
17

ЧТО ВЛИЯЕТ НА ВЫБОР ФОРМЫ ПРЕЗЕНТАЦИИ УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ

1. Возраст обучающихся
2. Наличие технических и организационных условий в
образовательной организации
3. Цели презентации учебных достижений
4. Готовность педагога и обучающихся
5. Особенности изучаемого содержания финансовой
грамотности
6. Место данного занятия в системе курса / программы
А) по результатам изучения темы
Б) по результатам изучения раздела / модуля
В) по результатам изучения курса

МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ

• Обучающиеся выступают в качестве субъекта деятельности (учебной,
практической)
• Обучающиеся вводятся в проблемные финансовые ситуации
• Обучающиеся включаются в решение практических финансовых задач
• Учитель выступает в роли организатора учебной деятельности, в роли
финансового консультанта, эксперта
• Преимущественно используются интерактивные формы занятий
• Коллективная и групповая учебная и практическая деятельность
должна быть подкреплена индивидуальной самостоятельной учебной
и практической деятельностью (умения и компетенции должны быть
интериоризированы)
9

2) ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Игра – это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и
усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется
самоуправление поведением.
По характеру педагогической деятельности и ее целям:
1) Обучающие (оформление договора вклада)
2) Тренинговые (выбор страховой компании)
3) Обобщающие (разработка долгосрочного финансового плана)
4) Контролирующие (презентация проектов собственного бизнеса)
По игровой технологии:
1) Настольные (игра «Не в деньгах счастье»)
2) Интеллектуальные (Что? Где? Когда?)
3) Деловые (разработка идеальной модели пенсионной системы)
4) Имитационно-ролевые (взаимодействие с различными финансовыми
организациями в меняющихся условиях): кейс-игра для профильной смены
20

В рамках обязательных предметов

ВАРИАНТ ВНЕДРЕНИЯ №1: В РАМКАХ
ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ ПРЕДМЕТОВ
Предмет
Окружающий мир
Математика
ОБЖ
Обществознание
Литература
География
Информатика
Экономика
Право
Индивидуальный
проект
Нач. общее
образование
+
+
Осн. общее
образование
Среднее общее
образование
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+
+

КОНЦЕПЦИЯ СТРУКТУРЫ И СОДЕРЖАНИЯ ВАРИАТИВНОЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ И УМК ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

Структура содержания:
Базовые понятия и
знания
Личностные
характеристики и
установки
Умения
Компетенции
Содержание образования
разбито по классам:
• 2-4 классы
• 5-7 классы
• 8-9 классы
• 10-11 классы и СПО
• Детские дома
5

ДИАГНОСТИКА УЧЕБНЫХ ДОСТИЖЕНИЙ

Предмет диагностики по финансовой грамотности:
Уровень сформированности:
А) финансовых понятий и знаний
Б) ценностных установок грамотного финансового поведения
В) умения осуществлять простые финансовые расчеты
Г) умения добывать, анализировать и использовать информацию из
разных источников по теме личных и семейных финансов
Д) оценивать варианты выбора финансовых продуктов в конкретных
жизненных обстоятельствах.
ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ:
Международное исследование PISA,
Диагностические инструменты, разработанные в рамках Проекта Минфина
России РАО (http://www.finance.instrao.ru/fin/).
Самостоятельно создаваемые педагогом диагностические материалы.

СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД

• Основой психического развития человека выступают
качественные изменения в социальной ситуации.
• Социальные новообразования (ценности, знания,
умения) формируются в ходе осуществления
определенной деятельности.
• Деятельность – это система, включающая мотивы,
цели, способы деятельности; исходный материал и
конечный продукт.
• Формирование и развитие умственного действия
предполагает осуществление рефлексии его способа.
• Всеобщими моментами психического развития
человека служат обучение и воспитание.
2

• Знание

освоенное
(присвоенное,
интериоризированное)
обучающимися понимание сущности определенных объектов,
процессов и явлений.
• Понятие – знание об определенном объекте или явлении, процессе,
выражающее суть этого объекта, выделяющее этот объект из всех других.
• Умение – владение способом осуществления какой-либо конкретной
деятельности в определенных условиях.
• Компетенция – универсальное умение, выполняемое в различных
жизненных обстоятельствах и ситуациях, предполагающее активное
использование мышления.
6

Многие 15-летние участники исследования уже имеют опыт принятия
финансовых решений и пользуются финансовыми инструментами. Скорее
всего, они столкнутся с тем, что сложность и риски на финансовом рынке
возрастут к тому времени, когда они станут взрослыми.
В рекомендациях Совета ОЭСР по принципам и лучшим практикам
финансового образования зафиксировано, что «финансовое образование
должно начинаться в школе. Люди должны начинать учиться финансовым
вопросам как можно раньше» (ОЭСР, 2005).
Как показывают исследования, многие обучающиеся из стран, принявших
участие в исследовании финансовой грамотности PISA-2018, уже имеют
банковский счет, являются держателями дебетовых карт и участвуют в
финансовых транзакциях.
Исследование финансовой грамотности в 2018 году проходило в виде
часового компьютерного тестирования, включающего 43 вопроса. Примерно
2/3 вопросов в 2018 году совпадали с исследованием 2015 года и 1/3 вопросов
были новыми.

Учебные игры

УЧЕБНЫЕ ИГРЫ
КОГДА ИСПОЛЬЗУЮТСЯ
• При выработке /отработке практических умений и компетенций
обучающихся.
• При необходимости смотивировать на изучение Финансовой
грамотности, вовлечь обучающихся в изучение этой темы, показать ее
практический характер.
• При необходимости смоделировать реальные финансовые
взаимоотношения, погрузить обучающихся в реальные финансовые
проблемы.
• При внесении разнообразия в образовательную практику.
Требования к лекциям по финансовой грамотности:
Д.б. интерактивными, позволять обучающимся быть субъектами
деятельности, иметь весь спектр необходимого оборудования,
дидактических материалов, педагог должен владеть
профессиональными компетенциями игротехника

Тема 2.2.3.
Основные методические принципы
преподавания финансовой грамотности
образовательные технологии, методы
обучения и педагогические приемы,
используемые при обучении
финансовой грамотности

Предметны
е области
финансовой
грамотности
1 Доходы
и расходы
Компоненты
финансовой
грамотности
Компетенции финансовой грамотности
Базовый уровень
Продвинутый уровень
Знание и
понимание
Понимать, что такое личный
доход и знать пути его
повышения.
Знать общий доход семьи и его источники,
понимать пути повышения дохода.
Умения и
поведение
Уметь различать регулярные и
нерегулярные источники
дохода.
Уметь контролировать спонтанные
покупки, не выходить за рамки бюджета.
Личные
характеристики и
установки
Осознавать разницу между
базовыми потребностями и
желаниями.
Брать ответственность за финансовые
решения, осознавать последствия этих
решений.
2 Финансовое
планировани
е и бюджет
5
Инвестирование
8. Защита прав потребителей
ФУ
3 Личные
сбережения
6. Страхование
9. Общая экономика и
финансовая арифметика
4 Кредитовани
е
7. Риски и фин.
безопасность
4

Понятия и знания финансовой сферы
Ценности и поведенческие установки на
грамотное финансовое поведение
Система ориентировки в
финансовом
пространстве
Предметные финансовые умения
Компетенции, обеспечивающие грамотное
решение практических жизненных задач
Система способов
действия в финансовом
пространстве
Список амбассадоров и рекомендации по взаимодействию с ними
7

Занятие-презентация учебных достижений

ЗАНЯТИЕ-ПРЕЗЕНТАЦИЯ УЧЕБНЫХ
ДОСТИЖЕНИЙ
ВИДЫ
• конкурс;
• игра;
• интеллектуальное соревнование;
• презентация проектов;
• научно-практическая конференция;
• контрольный тест.
КОГДА ИСПОЛЬЗУЮТСЯ
В завершении изучения модуля/ раздела, иллюстрируются учебные достижения, то есть
уровень владения культурной нормой (освоенными финансовыми Умениями,
компетенциями).
Есть необходимость провести мониторинг учебных достижений обучающихся.
Необходимо презентация работы для внешних заинтересованных лиц и их вовлечения в
образовательный процесс (родители, администрация, педагоги)
Требования к лекциям по финансовой грамотности:
Д.б. интерактивными, иметь возможность каждому обучающемуся
продемонстрировать учебные достижения (те финансовые умения, знания и
компетенции, которые осваивались), имели внутреннюю игровую (соревновательную)
основу, имели потенциал к взаимной оценки и самооценке, имели такие результаты,
которые можно использовать в других образовательных пространствах (конференциях,
выставках, олимпиадах).

Выбор формы занятия

ВЫБОР ФОРМЫ ЗАНЯТИЯ
• На выбор формы занятия в том числе
влияет этап овладения культурной нормой.
1. Знакомство с культурной нормой – лекция, лекция-беседа,
экскурсия.
2. Освоение культурой нормы – семинары, практикумы,
учебные игры.
3. Владение культурной нормой – занятие-презентация учебных
достижений.

Как самостоятельный курс (внеурочная деятельность, факультатив, электив)

ВАРИАНТ ВНЕДРЕНИЯ №2: КАК САМОСТОЯТЕЛЬНЫЙ КУРС
(ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, ФАКУЛЬТАТИВ, ЭЛЕКТИВ)
• Образовательное пространство:
внеурочная деятельность, факультативы, элективы
• Учебно-методические средства:
УМК, разработанные в рамках Проекта Минфина
• Кадровое обеспечение:
курсы повышения квалификации в ФМЦ, ММЦ, РМЦ
• Методическое сопровождение:
проведение семинаров, вебинаров, конференций
52

Финансовая грамотность и что это подразумевает?
Финансовая грамотность – это знание и понимание финансовых понятий, рисков, а также
навыки, мотивация и уверенное применение таких знаний для принятия эффективных
решений, направленное на улучшение финансового благосостояния человека и общества,
обеспечивающее участие в экономической жизни.
Что даёт владение основами финансовой грамотности:
позволяет ставить реалистичные цели и уверенно идти к их достижению;
знания о новых инструментах для внедрения их в процесс увеличения дохода;
способствует повышению качества жизни и положительно влияет на благополучие
людей, независимо от их профессии.
В свою очередь отсутствие финансовой грамотности может привести к неразумным
финансовым решениям.

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

1. Кружки, клубы, проводящие регулярные занятия по
финансовой грамотности с использованием различных
интерактивных образовательных программ.
2. Пришкольные детские лагеря (каникулы, в том числе и летние).
3. Выездные оздоровительно-образовательные детские
лагеря (профильные смены или включение игр и занятий в
существующие программы).
4. Образовательные события (в том числе Всероссийская неделя
финансовой грамотности детей и молодежи)
55

Структура содержания:
Базовые понятия и
знания
Личностные
характеристики и
установки
Умения
Компетенции
Содержание образования
разбито по классам:
• 2-4 классы
• 5-7 классы
• 8-9 классы
• 10-11 классы и СПО
• Детские дома
4

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ

1. Любой курс, модуль, конкретное занятие (урок, мероприятие) должны иметь четкую цель
образовательной деятельности.
2. Цели образовательной деятельности должны быть так сформулированы, чтобы в
завершении занятия без особого труда можно было проверить, достигнута цель или нет.
3. Образовательная технология должна соответствовать целям обучения, обеспечивать их
достижение.
4. В обучении финансовой грамотности объем теоретического материала строго
ограничивается необходимостью формирования системы ориентировки в данной области
финансов.
5. При обучении финансовой грамотности необходимо опираться на имеющийся у
обучающихся опыт в области финансов и в то же время чуть опережать потребности в
финансовых знаниях и практических умениях.
6. Формы презентации учебных достижений обучающихся также должны соответствовать
целям и технологии обучении.
7. Диагностика обучения имеет своей целью определение уровня сформированности
поведенческих составляющих финансовой грамотности, поэтому диагностика направлена
на проверку сформированности умения принимать обдуманные решения в ситуации
финансового характера.
8. Анализ имеющихся организационных условий реализации программ по финансовой
грамотности, их корректировка в зависимости от целей образования и объективных
возможностей образовательной организации.

Семинары

СЕМИНАРЫ
ВИДЫ
• Проблемный семинар
• Коммуникативный семинар
• Проектный семинар
КОГДА ИСПОЛЬЗУЮТСЯ
• При обсуждении финансовых семейных (личных) проблем и поиске способов их
решения (например, нужно ли делать вложения в человеческий капитал?)
• При обсуждении способов взаимодействия с финансовыми организациями (как
поступать в том или ином случае: как оформить страховку? Как выбрать
вклад? Как составить бюджет? И др.)
• При разработке собственного практического решения финансовой задачи
(бизнес-плана своего предприятия, долгосрочного финансового плана семьи и
др.)
Требования к лекциям по финансовой грамотности:
Д.б. интерактивными, позволять обучающимся быть субъектами
деятельности, иметь дидактический материал и/или возможность быстро ее
добывать

Предмет «Финансовая грамотность»
Обязательное преподавание финансовой грамотности
закреплено в новых федеральных государственных
образовательных стандартах начального и основного общего
образования, которые были разработаны при активном участии
Банка России.
с 2022-2023 учебного года уроки финансовой грамотности для
1-9 классов войдут в обязательную программу российских
школ.
В начальной школе – формирование навыка безопасного
поведения в интернете.
В основной школе – оценка рисков предпринимательской
деятельности, изучение практик финансовых организаций и
понятие финансового мошенничества.
Например, на уроках математики выражается в решении задач на
расчёт цен товаров и услуг, налогов и оптимального выбора.

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В 5-7 КЛАССАХ

Возраст обучающихся: 10-13 лет
Уровень дееспособности:
1) мелкие бытовые сделки;
2) сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие
нотариального удостоверения либо государственной регистрации;
3) сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем
или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного
распоряжения.
4) Имущественную ответственность по сделкам малолетнего, в том числе по сделкам,
совершенным им самостоятельно, несут его родители, усыновители или опекуны, если
не докажут, что обязательство было нарушено не по их вине. Эти лица в соответствии
с законом также отвечают за вред, причиненный малолетними.
Темы УМК:

Доходы и расходы семьи
Налоги
Особые жизненные ситуации, в т.ч. Страхование
Список амбассадоров и рекомендации по взаимодействию с ними
– Банки
– Бизнес
– Валюта
11

ОСОБЕННОСТИ КЕЙСОВ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

• Направлены на исследование и разработку решений
относительно будущих возможных событий, а не уже
свершившихся.
• Имеют ярко выраженный личностно-значимых характер.
• Вариант решения зависит от личных предпочтений и
финансовых установок обучающегося.
• Имеют большой воспитательный потенциал
(формирование ценностей грамотного финансового
поведения).
22

Для основного общего образования
(6-9 кл.)
Для среднего общего образования
(10-11 кл.)
Обучающиеся осваивают основные
Понимать финансовую грамотность
понятия финансовой грамотности,
как одну из важнейших компетенций
изучают устройство банковской,
человека. Обучающиеся должны
налоговой, пенсионной систем,
освоить основы управления личными
системы страхования; осваивают
(семейными) финансами,
способы разумного взаимодействия
формирования личных сбережений и
семьи с различными финансовыми
пенсионных накоплений, в том числе с
институтами, знакомятся с правами
использованием услуг финансовых
потребителя финансовых услуг, учатся
организаций, познакомиться с
их защищать. Важно сформировать у
финансовым планированием и
обучающихся представления о
понятием финансовых рисков, системой
ценности ответственного, грамотного
уплаты налогов, осуществлением
поведения в сфере личных и семейных инвестиций, ролью, функциями и
финансов, в том числе через ведение
задачами Центрального банка
по взаимодействию с ними
семейного бюджета. Список амбассадоров и рекомендацииРоссийской
Федерации.
8

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОБУЧЕНИИ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

1) Модульная технология обучения:
– учебный материал разбит на модули;
– каждый модуль объединен общим содержание и практической
задачей или группой практических задач;
– изучение учебного материала имеет логическое начала –проблему в
области личных финансов и логическое завершение – решение
проблемы (или группы проблем, освоение способа решения
подобного рода проблем);
– завершение изучение модуля может проходит в различных формах
презентации учебных достижений.
18

Специфика содержания
образования финансовой
грамотности:
знаниевый компонент
диктуется деятельностным,
который в свою очередь
происходит их практики
взаимодействия граждан с
финансовыми организациями,
из тех проблем и затруднений,
которые ставят перед семьями
современная финансовоэкономическая ситуация и
условия их жизни.
6

ПРИМЕР СПИСКА МОДУЛЕЙ ДЛЯ 10-11 КЛАССОВ, СПО

• Банки: чем они могут быть вам полезны в
жизни
• Страхование
• Фондовый рынок
• Собственный бизнес
• Пенсионное обеспечение
• Налоги
• Риски в мире денег
19

Тема 2.2.4.
Формы занятий, используемые для
эффективного обучения финансовой
грамотности детей и подростков

ОСОБЕННОСТИ ОБУЧЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ВО 2-4 КЛАССАХ

Возраст обучающихся: 8-11 лет
Уровень дееспособности:
1) мелкие бытовые сделки;
2) сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие
нотариального удостоверения либо государственной регистрации;
3) сделки по распоряжению средствами, предоставленными законным представителем
или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или для свободного
распоряжения.
3. Имущественную ответственность по сделкам малолетнего, в том числе по сделкам,
совершенным им самостоятельно, несут его родители, усыновители или опекуны, если
не докажут, что обязательство было нарушено не по их вине. Эти лица в соответствии
с законом также отвечают за вред, причиненный малолетними.
Темы УМК:

Доходы и расходы семьи
Деньги
Список амбассадоров и рекомендации по взаимодействию с ними
10

• Методы обучения, используемые при обучении ФГ
Определяются:
– Целью обучения;
– Способом усвоения учебного материала;
– Характером взаимодействия учеников.
Репродуктивные методы:
– рассказ учителя по финансовой тематике,
– рассказ-беседа с актуализацией опыта учащихся
– Работа с учебным текстом (смысловое чтение, пересказ)
– Иллюстрация /демонстрация финансовых явлений и процессов
– Решение репродуктивных тестов, задач, заданий
Продуктивные методы:
– Проблемно-поисковые (найти способ решения проблемы, найти ответ на
практическую задачу);
– Исследовательско-поисковые (проведение соцопросов, замеров,
наблюдений, расчетов и др.)
– Проектные (создание проекта в области личных, семейных финансов;
финансовые расчеты других проектов; управление проектом);
27

Использование умк

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УМК
Классы
Базовая
программа
Увеличение
кол-ва ч.
2-3 кл.
16 ч.
До 32 ч.
4 кл.
16 ч.
До 32 ч.
34 ч.
68 ч.
7 класс
34 ч.
68 ч.
8-9
классы
34 ч.
68 ч.
10-11
классы
34 ч.
34 ч.
5-6 кл.
Варианты внедрения
А) по 0,5 часа в течение УГ во 2-м или 3-м кл.;
Б) по 1 часу в течение УГ во 2-м или 3-м кл.
А) по 0,5 часа в УГ года;
Б) по 1 часу в течение УГ в 4-м кл.
А) по 0,5 часа в неделю в 5-м и в 6-м кл.;
Б) по 1 часу в неделю в 5-м или 6-м кл.;
В) по 1 часу в неделю в 5-м и в 6-м кл.
А) по 1 часу в неделю в течение учебного года;
В) по 2 часа в неделю в течение учебного года.
А) по 0,5 часа в неделю в 8-м и в 9-м классах
Б) по 1 часу в неделю в 8-м или 9-м классах;
В) по 1 часу в неделю в и в 8-м и в 9-м классах
А) по 0,5 часа в неделю в 10-м и в 11-м
Б) по 1 часу в неделю в 10-м или 11-м классах;
В) по 1 часу в неделю и в 10-м и в 11-м классах

3) КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ

Кейс-технология – это интерактивная технология обучения, на основе
реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на
освоение знаний, сколько на формирование у учащихся новых качеств
(способов деятельности) и умений.
Например:
1) Представьте, что вы уже окончили институт, начали работать и хотели бы
купить свое жилье. Но у вас в наличии только 200 тыс. р. Квартира, которую вы
присмотрели, стоит 2 млн р. Что будете делать, чтобы решить данную
проблему без обращения к родителям и друзьям, самостоятельно?
2) Представьте, что вам уже 30 лет, вы работаете по трудовому договору и
получаете заработную плату 20 тыс.р. Именно сейчас вы решили определиться
со своими пенсионными накоплениями и способом их управления. Какую
стратегию увеличения своих доходов на пенсии вы сейчас разработаете, чтобы
после выхода на пенсию иметь достаточный уровень жизни
21

Олимпиада Учи.ру по финансовой грамотности и
предпринимательству для учеников 1-9 классов:
Зачем?
С одной стороны, информационные технологии открыли доступ к финансовым
продуктам и услугам широким слоям населения, с другой стороны, легкость доступа к
финансовому рынку для неподготовленного потребителя приводит к дезориентации в
вопросах собственной ответственности за принятие решений. Это, в свою очередь,
может привести к непосильной кредитной нагрузке;
Что получаем?
Возможность получить важную информацию в том числе и в доступной игровой форме.
Олимпиада разработана и проводится в партнерстве с Министерством
экономического развития Российской Федерации, Министерством
финансов Российской Федерации, НИФИ Минфина России, Банком
России и АНО «Национальные приоритеты» в рамках реализации
Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской
Федерации на 2017–2023 годы и в соответствии с задачами
национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и
поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

Методические разработки, презентации и конспекты

Например:
Представим, что вчера вечером ваша бабушка пришла к родителям за советом. Она
рассказала, что ее подруга Виолетта Владимировна вложила в компанию
«Процветай» свою пенсию 10 тыс. р. и ей пообещали через месяц вернуть 15 тыс. р.
Причем их общая знакомая уже носила туда деньги и получила их обратно с хорошей
прибавкой. К тому же эта компания предлагала не забирать деньги через месяц, а
оставить на год, обещая вернуть через год 80 тыс. р. Бабушка сняла 30 тыс. р. своих
сбережений и уговаривала маму тоже вложить свои деньги.
О какой проблеме идет речь? Как вы посоветуете поступить бабушке и маме?
В такой ситуации могут оказаться и другие пенсионеры. Давайте им поможем
разобраться в ситуации и не стать жертвами мошенников.
Подготовьте свое предостережение для людей, находящихся в подобной ситуации.
• Группа №1: в форме сказки или рассказа (художественная форма) – не
более 1 стр.
• Группа №2: в форме (социальной рекламы на радио) – 1-2 минуты.
• Группа №3: в форме заметки в газете или журнале – не более 1 стр.
• Группа №4: выступления на заседании клуба пенсионеров – 1-2 мин.
• Группа №5: просветительского плаката: формат А3.
24

Как получить сертификат

• Основой психического развития человека выступают
качественные изменения в социальной ситуации.
• Социальные новообразования (ценности, знания,
умения) формируются в ходе осуществления
определенной деятельности.
• Деятельность – это система, включающая мотивы, цели,
способы деятельности; исходный материал и конечный
продукт.
• Формирование и развитие умственного действия
предполагает осуществление рефлексии его способа.
• Всеобщими моментами психического развития человека
служат обучение и воспитание.
3

Оцените статью