ОБУЧЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ И ОБУЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

Содержание
  1. Методический материал для изучения темы «Что такое деньги и какими они бывают»
  2. Разработка уроков для учащихся начальной школы по темам «Товары и услуги», «Деньги».
  3. Разработка дидактического материала (кроссворд) по теме «ПРОФЕССИИ В НАШИХ СЕМЬЯХ» для учащихся 1 класса»
  4. Игра-путешествие для учащихся 4 класса «Деньги разных стран»
  5. Организация проектной деятельности по курсу «Финансовая грамотность» в 4-х классах.
  6. Разработка игры для обучающихся 3-х классов по теме
  7. Разработка дидактических материалов. Задания «Хочу. Надо» для 1 класса. Кроссворд «Деньги» для 2 класса.
  8. Подготовка детей к восприятию темы «Хочу и надо».
  9. Путешествие с Пином. Игра-квест.
  10. «Школьный буфет – финансовая головоломка»
  11. Практический опыт. Журнал «Школьная жизнь».
  12. Разработка дидактических материалов по темам «Кондитерская фабрика» и «Хочу и надо»
  13. “Хочу, надо, могу”
  14. Разработка обучающих дидактических игр по теме «Профессии» для старших дошкольников.
  15. Урок-обобщение по теме «Деньги».
  16. Обобщение материала за 1 класс «Путешествие по семейной галактике»
  17. Методические разработки занятий по формированию финансовой грамотности младших школьников.
  18. Дидактическое и методическое обеспечение обучения младших школьников по теме «Деньги» для 4-х классов
  19. Методическая разработка «Профессии нашей семьи» для учащихся 1 класса.
  20. Разработка дидактических материалов по теме «Деньги» для учащихся 2-3 классов.
  21. Деловая игра в рамках повышения финансовой грамотности для 1- 2 класса “Лесная ярмарка”.
  22. Разработка интерактивной игры по финансовой грамотности «Своя игра»
  23. Бизнес игра «Юные взрослые».
  24. Разработка дидактических материалов по теме «Платежи» для учащихся 2-4 классов.
  25. Методическая разработка по теме «Семейный бюджет».
  26. Разработка урока для 1 класса
  27. Театральный проект для 4 класса «Белка и Ко» и «Новые приключения Белки» (экономическая сказка). Итоговое занятие «Трудности малого бизнеса». Создание и продвижение Ко Белки.

Методический материал для изучения темы «Что такое деньги и какими они бывают»

Гребнева Юлия Анатольевна – Учитель начальных классов ГБОУ гимназия №1518, Громкова Юлия Борисовна – Учитель начальных классов ГБОУ гимназия №1518, Герасименко Наталья Валерьевна – Учитель начальных классов ГБОУ гимназия №1518, Белаева Анастасия Сергеевна – Учитель начальных классов ГБОУ гимназия №1518, Витько Наталья Валентиновна – Учитель начальных классов ГБОУ гимназия №1518

Презентация (PPTX, 2,23 Мб)

Урок (PDF, 644 Кб)

Тетрадь заданий по теме Деньги (PDF, 1,70 Мб)

Деловая игра повторение пройденного в 4 кл. ( PDF, 406 Кб)

Разработка уроков для учащихся начальной школы по темам «Товары и услуги», «Деньги».

Солопова Наталья Алексеевна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 2045, Павлова Маргарита Павловна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 2045, Гольдзберг Татьяна Фёдоровна – учитель начальных классов ГБОУ гимназия № 1569, Позднякова Светлана Ивановна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 1297, Монько Александра Дмитриевна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 1297, Смольянинова Светлана Николаевна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 1297, Птушка Cветлана Анатольевна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 1297, Никитина Виктория Игоревна – учитель начальных классов ГБОУ гимназия № 201, Соколова Клавдия Владимировна – учитель начальных классов ГБОУ гимназия № 201.

Деньги (PPTX, 13,10 Мб)

Разработка дидактических материалов по теме “Что такое деньги?” (PPTX, 14,15 Мб)

Тест (DOCX, 14 Кб)

Разгадывание кроссворда (DOCX, 261 Кб)

Товар. Услуга (PPTX, 3,98 Мб)

Видеолекции записаны в рамках ведомственного проекта  «Новая финансовая культура (МоиФинансы: просто о сложном)» государственной программы Российской Федерации «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков».

Лектор – Леушина Дарья Сергеевна, заместитель начальника отдела организации обучения педагогов Центра “Федеральный методический центр по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования” НИУ ВШЭ

Лекция 1 “Нормативная база формирования финансовой грамотности в начальной школе”

Лекция 2 “Обзор образовательных и методических ресурсов по формированию финансовой грамотности для начальной школы”

Лекция 3 “Цель, планируемые результаты и содержательный аспект включения финансовой грамотности в учебный предмет «Математика» (1 – 4 кл.)”

Лекция 4 “Виды практических задач и упражнений в курсе математики 1-2 классов. Методика формирования финансовой грамотности на уроках математики в 1-2 классах”

Лекция 5 “Виды практических задач и заданий в курсе математики 3-4 классов. Методика формирования финансовой грамотности на уроках математики в 3-4 классах”

Лекция 6 “Цель, планируемые результаты и содержательный аспект включения финансовой грамотности в учебный предмет “Окружающий мир” (1-4 класс)”

Лекция 7 “Виды практических, проектных и творческих заданий по формированию финансовой грамотности на уроках окружающего мира”

Лекция 8 “Технологии, методы и приемы формирования финансовой грамотности на уроках окружающего мира и во внеурочной деятельности по предмету”

Издание подготовлено в рамках совместного проекта Министерства финансов Российской Федерации и Всемирного банка «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».

«Финансовая грамотность» является прикладным курсом, реализующим интересы учащихся 2– 3 классов в сфере экономики семьи.

Курс рассчитан на 16 часов (2–3 классы).

Целью изучения курса «Финансовая грамотность» являются развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи.

Основные содержательные линии курса:

Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы учащихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализа и представления информации и публичных выступлений.

Финансовая грамотность: учебная программа. 2 – 3 классы общеобразовательной организации

Программа курса «Финансовая грамотность» составлена для 2–3 классов (автор материалов для учащихся – С. Федин). В программе указаны цели и задачи курса, планируемые образовательные результаты и система их оценивания, приведён учебно-тематический план занятий, описаны формы и методы организации образовательного процесса, представлен перечень учебно-методических ресурсов.

Учебная программа 2020 (PDF, 246 Кб)

Финансовая грамотность: материалы для учащихся. 2,3 классы общеобразовательной организации. В 2-х частях. Предлагаемое пособие поможет учащимся 2 и 3 классов освоить азбуку финансовой грамотности и научиться считать деньги. В доступной и занимательной форме в пособии изложены начальные базовые понятия из мира финансов, рассказывается об истории денег и о современных деньгах. Дети также узнают, как формируются доходы семьи, на что в семье тратятся деньги и как с умом ими управлять

Материалы для учащихся 2020 (часть 1) (PDF, 25.56 Мб)

Материалы для учащихся 2020 (часть 2) (PDF, 9.16 Мб)

Финансовая грамотность: методические рекомендации для учителя. 2 – 3 классы общеобразовательной организации

Пособие содержит методические рекомендации по преподаванию курса «Финансовая грамотность» во 2 и 3 классах общеобразовательной школы. Для каждого занятия определены цель и ключевой вопрос для обсуждения, описана организация учебной деятельности, приведены ответы к заданиям в рабочей тетради.

Методические рекомендации для учителя 2020 (PDF, 522 Кб)

Финансовая грамотность: материалы для родителей. 2 – 3 классы общеобразовательной организацииПособие фокусирует внимание родителей на темах курса «Финансовая грамотность», который их дети начали изучать на уроках в школе. В пособие включены следующие материалы: информация о том, что именно проходит ребёнок на занятиях в классе, содержание домашних заданий и ответы к ним, вопросы для совместного обсуждения с ребёнком, дополнительная информация для родителей по изучаемым темам, ссылки на полезные интернет-ресурсы.

Материалы для родителей 2020 (PDF, 311 Кб)

Финансовая грамотность: рабочая тетрадь. 2 – 3 классы общеобразовательной организации

В пособие включены задания для текущего и итогового контроля знаний обучающихся по всем темам курса «Финансовая грамотность» для 2 и 3 классов. Это проектные, исследовательские и тестовые задания, практические задачи и кроссворды. Предлагаемый материал позволит педагогам провести проверку знаний, скорректировать методику преподавания, выявить темы, которым необходимо уделить дополнительное внимание.

Рабочая тетрадь 2020 (PDF, 402 Кб)

Формирование финансовой грамотности у обучающихся начальной школы

В статье рассмотрены особенности формирования финансовой грамотности у младших школьников. Данная тема является крайне актуальной, так как современная система образования в соответствии с ФГОС делает акцент на всестороннем развитии личности ребенка. Соответственно, вопрос финансовой грамотности так же актуален, так как является вспомогательным элементом в рамках взаимодействия младшего школьника с внешним миром. При помощи ряда игровых ситуаций формирование финансовой грамотности становится более простой задачей, к тому же позволяет проявлять (в зависимости от заданной ситуации) находчивость и самостоятельность, стимулируя тем самым развитие множества личностных качеств.

финансовая грамотность, младшие школьники, современное обучение, игровые методики, ФГОС, формирование финансовой грамотности.

Федеральный государственный стандарт общего образования делает акцент на развитии личности каждого школьника, стараясь уделять активное внимание не только обучающим моментам, но и воспитательным технологиям, которые направлены на развитие личностных качеств и формирование широкого личностного потенциала. Такой подход обеспечивает не только коллективное развитие учеников по усредненному показателю, но и развивает каждого ученика с учетом индивидуальных особенностей и возможностей.

Однако, стоит отметить, что именно в соответствии с данным образовательным стандартом необходимо в корне пересмотреть социальную позицию ребенка по отношению к окружающему миру. На сегодняшний день ребенок (даже дошкольник) – это личность, которая имеет свои наклонности, определенный уровень восприятия и усвоения информации, а так же свою социальную роль и группу, в которой уже строит или только учится строить коммуникативные связи.

Одна из основных задач учебно-воспитательного процесса в современных условиях заключается не в накоплении учебной информации по отдельным областям знаний, a прежде всего в формировании готовности к самостоятельному нахождению способов познавательной информации, построению человеческих отношений, взаимодействию, общению, и уже на этой основе обогащению собственного запаса знаний и опыта. То есть среди задач в рамках современного образовательного процесса не только задача правильно подать информацию и какие-либо навыки, но и правильно замотивировать ребенка на самостоятельный поиск нужной информации. В таком варианте процесс обучения и развития личности проходит максимально эффективно – помимо полученных знаний и навыков ребенок приобретает еще и самостоятельность, уверенность в принятии решений в отношении того или иного повода. Соответственно, все инструменты ФГОС становятся максимально эффективными, так как проводится комплексная работа с каждым ребенком.

Что касается развития в таком направлении, как финансовая грамотность, стоит отметить, что в данном случае речь идет не просто о расширении информативной базы младшего школьника, а о формировании понимания социальной жизни в отношении построения финансовых отношений (пусть на первых этапах довольно простых). Особенности жизни в современном социуме требуют снижения возрастных границ для начала экономического воспитания и формирования финансовой грамотности школьников как фундаментальной базы для дальнейшего экономического образования, что является неотъемлемым условием успешной социализации в целом.

В условиях нашей социальной действительности дети невольно, начиная с самого младшего возраста, так или иначе, приобщаются к экономической сфере жизни взрослых людей, ищущих новые, необычные, a иногда и неприемлемые ранее подходы к межличностным и трудовым отношениям. Ребенок невольно оказывается в потоке разнообразной информации: ему трудно разобраться в тех явлениях окружающей среды, которые отражают сущность современной экономики. Отдельные негативные проявления в области экономических взаимоотношений могут пагубно сказаться на развитии личности ребенка.

Когнитивный компонент ориентирован на общие знания о финансах, в том числе и экономические, которые дети осваивают в ходе социализации. Поведенческий компонент отражает образцы финансово-экономического поведения, которые ребенок усвоил в определенный возрастной период. Эмоционально-ценностный компонент представляет собой эмоциональное восприятие и отношение ребенка к финансово-экономической реальности. Составляющие процесса формирования финансовой грамотности, отражают изменения, происходящие в детстве.

Когнитивная и поведенческая переменные взаимообусловлены и взаимозависимы. Как без элементарных знаний невозможно финансово-экономически компетентное поведение, так и во время финансово-экономического поведения ребенок усваивает новые экономические понятия. Когнитивная переменная финансовой грамотности младших школьников характеризуется зависимостью осведомленности детей от сложности финансово-экономических понятий, ограниченной возможностью непосредственного ознакомления с его проявлениями в реальности.

Формирование финансовой грамотности младших школьников с целенаправленным экономическим воспитанием обеспечивает приобретение ребенком экономического опыта и способствует реализации их главной цели – формированию экономической культуры.

Финансовая грамотность состоит из мотивационного, информационного, операционного компонентов. Эти компоненты невозможно рассматривать отдельно друг от друга. Следовательно, необходимо организовать такую деятельность, в результате которой происходило бы комплексное формирование всех компонентов финансовой грамотности. Однако на данный момент стоит ряд проблемных моментов, которые пока обойти не удалось, если говорить о стандартном образовательном процессе, в рамках которого дети получают только поверхностные знания, опираться на которые полноценно крайне сложно. Также сложности в отношении формировании финансовой грамотности возникают, как ни странно, и со стороны родителей, которые полагаются на школу и школьную программу, не желая самостоятельно принимать участие в формировании информативной базы детей (что, к слову, приветствуется школьной программой). Перечислим основные проблемы и противоречия. Отметим, что проблема финансово-экономического воспитания детей младшего школьного возраста, содержит много противоречий:

1. Экономическая сфера жизнедеятельности является привлекательной для младших школьников, но в большинстве школ отсутствует специально организованный процесс экономического воспитания детей.

2. Родители считают необходимой подготовку ребенка к участию в финансово-экономической сфере жизни, но преимущественно считают ответственным за это только школу.

3. Отсутствует взаимодействие между педагогами и родителями с целью формирования финансовой грамотности детей.

Серия занятий по экономическому воспитанию Г. Жадан и Г. Григоренко, в игровой форме не только раскрывает содержание основных экономических понятий, а также предоставляет возможность детям ознакомиться с типичными социально-экономическими ситуациями и попробовать самостоятельно выполнить элементарные экономические действия в условно созданной игровой ситуации.

Игровая деятельность младших школьников создает положительную финансово-экономическую плоскость для формирования финансовой грамотности, опирается на усвоенные знания из экономической сферы, формирует личностные качества, необходимые для успешной экономической деятельности, ориентируется на развитие корпоративных взаимоотношений детей. Использование разнообразных форм игровой деятельности предоставляет учителю начальных классов возможность проявить творчество, индивидуальность и в то же время сделать процесс познания экономики интересным, доступным.

Принципами организации образовательной работы по формированию финансовой грамотности детей являются следующие:

– принцип субъектности: направленность педагогического процесса на воспитание школьников как активных деятелей, где дети перестают быть объектами влияния и становятся участниками совместной со взрослыми деятельности;

– ориентации на ценности: формирование финансовой грамотности происходит через систему общечеловеческих ценностей и личностных качеств, необходимых для общения с людьми и успешной финансово-экономической деятельности в будущем;

– сознания: использование методов обучения, которые открывают детям возможность быть самостоятельными, активными, реальными субъектами процесса познания (творческие проекты, игровая деятельность, наблюдения и тому подобное);

– системности: рациональное, последовательное и целостное планирование познавательного материала, соблюдение логической последовательности во время его подачи;

– доступности: использование в образовательном процессе финансово- экономических понятий, доступных для восприятия младшими школьниками;

– целесообразности: направление усилий ребенка на достижение конкретной цели его деятельности, результатов, проектирование действий, изменение их в зависимости от собственных стремлений и конкретных обстоятельств;

– интегрированность задач экономического воспитания во все виды детской деятельности.

Таким образом, основываясь на исследованном материале, можно сделать вывод, что высокий уровень финансово-экономической культуры обеспечивается усвоением финансово-экономических знаний через приобретение финансовой грамотности, формирование которой начинается тогда, когда обучающийся выполняет самостоятельные волевые действия, налаживает взаимодействие с другими субъектами социальной действительности и на этой основе усваивает определенные знания и осваивает умения. Это становится возможным уже в младшем школьном возрасте, когда дети начинают позиционировать себя в системе взаимоотношений благодаря игровой и учебной деятельности.

1. Грамма, Н. Г. Педагогическое воздействие как средство обучения детей экономической грамоте / Н. Г. Грамма // Наука и образование – 2016. – № 5. – С. 25.

5. Кузнецов В. В. Общая и профессиональная педагогика. М.: Юрайт, 2019. 156 с.

6. Патрушева И. В. Психология и педагогика игры. М.: Юрайт, 2019. 130 с.

7. Шатова, А. Д. Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание / А. Д. Шатова // Дошкольное воспитание. – 2015. – № 8. – 46 с.

«Нажить много денег – храбрость;

сохранить их – мудрость,

а умело расходовать – искусство».

В современном мире без элементарной финансовой грамотности уже не обойтись даже ребенку. Все чаще можно встретить в магазинах детей, набирающих себе разных «вкусняшек», стараясь пересчитать драгоценные монетки и определить хватить ли им денег на все, что очень хочется купить в данный момент. Некоторым деткам такие практические навыки даются легко. Но не все рождаются финансистами.

Нельзя себе представить сегодня мир без денег. Эта острая и животрепещущая тема «Ребенок и деньги» интересует сейчас многих.  Общаясь с детьми, можно заметить, что многим из них дают карманные деньги, но они не имеют представления о том, как правильно их расходовать. Поэтому уроки финансовой грамотности сегодня особо актуальны.

Знание элементарных понятий, относящихся к финансовой грамотности, а также формирование отношения к деньгам семьи, к мелким карманным деньгам, которые были даны ребенку на небольшую покупку, многочисленной рекламе товаров и услуг, которую дети ежедневно видят по телевидению, формирование полезных привычек в сфере финансов опосредованно может способствовать будущему финансовому благополучию детей, когда они вырастут.

Выше уже отмечали, что современные дети в столь маленьком возрасте уже имеют карманные деньги и совершают покупки в магазинах. Давая своим детям средства на карманные расходы, многие родители начинают жаловаться, что учащиеся не умеют пользоваться средствами и не знают им цену

Необходимость внедрения уроков финансовой грамотности в школах обусловлена еще и тем, что современные дети достаточно активно самостоятельно покупают товары, пользуются пластиковыми картами, делают покупки в Интернете. То есть, они с раннего возраста оперируют денежными знаками и являются активными участниками торгово-финансовых взаимоотношений, что требует от них определенного уровня финансовой грамотности.

— это прежде всего знания и умения, показывающее степень осведомлённости в финансовых вопросах.

Изучение финансовой грамотности с самого детства позволит ребенку иметь в будущем высокий финансовый IQ, а значит и легко привлекать деньги в свою жизнь.

Грамотное отношение к собственным деньгам открывает множество возможностей и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.

Так или иначе большинство детей рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, рекламой, посещают магазины с родителями или без них, участвуют в купле-продаже и других финансово-экономических отношениях. То есть постоянно сталкиваются с финансами на бытовом уровне.

В учебном плане начальной школы не предусмотрено изучение самостоятельного предмета, связанного с формированием финансовой грамотности. Данный учебно-методический комплекс рассчитан на встраивание изучения вопросов финансовой грамотности в целую группу предметов: окружающий мир, математика, русский язык и литературное чтение, технология.

Так, включение элементов финансовой грамотности в содержание предмета  возможно в следующие темы:

«Моя семья» (Что нужно семье)

«Зачем нужны автомобили» (Сколько стоит автомобиль)

«Опасные незнакомцы» (Кто такие мошенники)

«Опасные места» (Когда рискуешь деньгами)

«Что такое экономика и для чего она нужна» (Как разумно делать покупки),

«Семейный бюджет» (Зачем семье сбережения)

«Что такое деньги» (Из истории денег, денежные единицы, способы обмена товара)

«Путешествия по городам и странам» (Деньги в разных странах)

«Человек и информация» (Где можно делать покупки)

«Путешествие по России» (Как пользоваться банковской картой) и другие темы.

Иная логика легла в основу встраивания элементов финансовой грамотности в предмет  Здесь в целях развития финансовой грамотности обучающихся целесообразно проводить сюжетные уроки в соответствии с темами предлагаемых занятий.

В 1-м классе ученики знакомятся с числами, цифрами, чтобы писать эти числа; одновременно они знакомятся с единицами измерения стоимости – рублями, монетами достоинством 1, 5, 10 рублей. В этом возрасте дети должны научиться считать и выбирать монеты для оплаты любого продукта в пределах 20.

Во 2-м классе понятие денег вводит их функции: мера стоимости, средство обращения, средство платежа, средство накопления. Младшие школьники продолжают расширять свои знания о банкнотах: монеты и банкноты появляются в пределах 100 рублей.

В 3-м классе учащиеся знакомятся с денежными знаками: монетами, купюрами в пределах 1000 рублей. Начинают пользоваться формулой стоимости покупки: цена * количество = стоимость. Решают разные виды задач на нахождение цены, количества и стоимости товара. Карманные деньги могут быть в пределах 1000 рублей. Ребенок должен хорошо разбираться в ценах на продукты питания, канцелярские товары и т. д.

В 4-м классе школьники продолжают учиться переводить рубли в копейки и наоборот. Используя формулу стоимости покупки, они решают различные типы задач, чтобы определить цену, количество и стоимость продукта. В 4 классе появляются новые понятия: статья расходов и доходов семьи, семейный бюджет, планирование семейного бюджета. К концу 4 класса ребенок должен хорошо понимать, сколько стоит одежда, обувь и т.д.

Включение элементов финансовой грамотности в содержание предмета «Математика» возможно в следующие темы:

«Задачи на умножение» (Откуда в семье деньги)

«Приемы деления»  (На что тратятся деньги)

«Решение задач на увеличение» (Бумажные деньги)

«Решение текстовых задач» (Валюты)

«Арифметические действия» (Как правильно планировать семейный бюджет)

«Решение задач» (Личные деньги)

Можно утверждать, что финансовая грамотность в курсе математики дает положительные результаты, так как:

– значительно увеличивает активность детей на уроке;

– развивает внутреннюю мотивацию к учению;

– усиливает познавательные мотивы;

– расширяет личный опыт учеников;

– преодолевает изолированность математики от реальной жизни;

– повышает качество и прочность знаний;

– повышает роль детей в семье (участие в планировании покупок, работе по дому);

– приучает к бережливости, экономии, предприимчивости.

На уроках литературного чтения происходит обсуждение ситуаций, связанных с прочтением произведений, в которых упоминаются различные социальные и финансовые ситуации, учащимися высказывается собственная точка зрения и формируется устойчивое понимание выбора правильной модели социального и финансового поведения. Понятие расточительности и экономии можно формировать в ходе чтения специальных рассказов, сказок (например, «Приключения Буратино», «Мужик и медведь», «Жадный вельможа» и другие).

На уроках русского языка использование заданий по работе с пословицами, анаграммами, ребусами и т. д.

Соедини линиями продолжение пословицы

Береги хлеб для еды,                    богатый вора боится.

Без денег торговать                      а деньги для Беды.

Богатому не спится,                       как без соли хлебать.

Когда деньги говорят,                   прокладывает.

Денежка дорожку                          так будет и рожь.

Анаграммы. Расшифруйте слова.

принадлежит особая роль, так как решение практико-ориентированных финансовых задач позволяет адаптировать обучающихся к жизненным ситуациям, с которыми приходится сталкиваться каждый день. На уроках технологии, обучающиеся знакомятся с элементами финансовой грамотности. В темах «Работа с бумагой» (Что такое свое дело),  «В мастерской кондитера. Как работает мастер» (Сколько стоит торт), «Как изготовить несколько одинаковых прямоугольников» (Как правильно и экономно расходовать материал).

Наиболее эффективным методом обучения детей основам финансовой грамотности является игровой метод. Игровое обучение – это форма учебного процесса в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта во всех его проявлениях: знаниях, навыках, умениях, эмоционально-оценочной деятельности. Достоинство игрового метода заключается в том, что он вызывает у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогает концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится не навязанной извне, а желанной, личной целью.

Воспитывать финансовую грамотность можно и через интеграцию в урочную деятельность, классные часы,

        «Развитие речи» (работа с текстом, тесты, загадки,

        «Учись учиться» (работа с различной информацией)

        «Разговор о правильном питании» (игры)

        «Я – гражданин и патриот России» (Путешествие по России – умение пользоваться пластиковой картой и проездным билетом, основной закон России – Конституция, государственный бюджет и др.)

На современном этапе знание финансовой грамотности необходимо также при выполнении ВПР и Комплексных метапредметных работ.

Формирование финансовой грамотности обучающихся невозможно без электронно-образовательных ресурсов, которые мы применяем при подготовке к урокам и внеклассным мероприятиям:

1.     Электронные приложения к учебникам.

2.     Интернет – ресурсы:

Азбука финансов – универсальный портал о личных финансах и финансовой грамотности. Объединяет в себе информацию о финансовой грамотности населения, личном бюджете, личном финансовом плане; семинары и уроки финансовой грамотности

«Сеть творческих учителей» сообщество учителей экономики «Экономика в школе»  где можно найти разработки уроков, ученические проекты,  материалы по внеклассной работе, для олимпиад, викторин, конкурсов. Получить информацию о проведении дистанционного детского конкурса «Экономический калейдоскоп»

Уроки, мультимедийные тесты, печатные тесты, планирование, контрольные работы, КВН по финансовой грамотности.

Можно разместить свои уроки и мероприятия по данной тематике.

«Клуб умные родители»

Бесплатная презентация, рассказывающая детям об основах личных финансах. Бесплатный курс «Карманные деньги», который  расскажет ВСЁ про карманные деньги для  детей.

Книга «Денежные сказки. Уроки финансовой грамотности.»

Животные из сказочного леса совершают финансовые ошибки и помогают друг другу справиться с соблазнами. Дети читают сказки и учатся на ошибках сказочных персонажей.

 Методические материалы по финансовой грамотности для начальной школы

 Сборник математических задач «Основы финансовой грамотности» для обучающихся 1-11 классов

1. Серии мультфильма «Смешарики» под названием «Азбука финансовой грамотности»

2. Серии мультфильма «Фиксики»:

-Как делают деньги.

4.«Азбука денег. Уроки тётушки Совы».

5.«Незнайка на Луне»

Таким образом, деятельность, направленная на воспитание финансовой грамотности школьников, может быть проведена в разных формах. Эти мероприятия способствуют формированию у обучающихся общих, и в то же время достаточно цельных представлений о процессах, связанных с экономикой, бизнесом, ресурсами и их разумным потреблением, формированию успешной личности каждого ученика.

А также позитивное отношение родителей к изучению финансовой грамотности их детьми и активное участие в этом процессе будут способствовать достижению учебных целей. Поэтому родительская помощь очень необходима в решении таких вопросов: как потратить карманные деньги, как скопить на желанный подарок, где приобрести качественную и недорогую вещь, как получить денежное вознаграждение или поощрение за инициативу в помощи по разным делам и др.

В результате изучения основ финансовой грамотности на уровне НОО, обучающиеся

       понимание природы и функции денег;

       умение ценить деньги;

       умение считать деньги;

       умение составлять финансовый отчёт (доходы и расходы семьи);

       умение экономить и сберегать;

       умение тратить деньги и жить по средствам;

Обучение основам финансовой грамотности – это необходимый этап полноценного развития ребёнка. Знания о мире финансов помогут ему в дальнейшем сформировать правильное отношение к деньгам и разумное экономическое поведение.

Разработка дидактического материала (кроссворд) по теме «ПРОФЕССИИ В НАШИХ СЕМЬЯХ» для учащихся 1 класса»

Колосова Екатерина Валерьевна – ГБОУ школа № 514, учитель начальных классов, Елисеева Наталья Евгеньевна – ГБОУ школа № 514, учитель начальных классов, Горохова Елена Николаевна – ГБОУ школа Перспектива, педагог дополнительного образования, Грачева Вита Витальевна – ГБОУ школа № 2000, учитель начальных классов.

Описание проекта (PPTX, 1,32 Мб)

Игра-путешествие для учащихся 4 класса «Деньги разных стран»

Доронина Александра Алексеевна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 630, Чумакова Катерина Вячеславовна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 870, Коровина Юлия Вадимовна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 870, Хрусталева Анастасия Михайловна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 870, Каракулова Вероника Львовна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 400, Новоселецкая Ольга Александровна – учитель начальных классов ГБОУ школа Перспектива, Чаус Татьяна Евгеньевна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 448.

Презентация (PPTX, 25,34 Мб)

Организация проектной деятельности по курсу «Финансовая грамотность» в 4-х классах.

Бейлина Марина Виленовна – Тьютор  ГБОУ Школа №2095

Проведение проектных работ по курсу «Финансовая грамотность» (PPTX, 62 Кб)

Разработка игры для обучающихся 3-х классов по теме

Пашкевич Наталия Александровна –  Учитель начальных классов ГБОУ лицей №1557, Пикалова Мария Андреевна – Учитель начальных классов ГБОУ лицей №1557

Разработка игры для обучающихся 3-х классов по

Разработка дидактических материалов. Задания «Хочу. Надо» для 1 класса. Кроссворд «Деньги» для 2 класса.

Мазаева Наталья Ивановна – ГБОУ школа № 2001, учитель начальных классов, Стойкина Лариса Александровна – ГБОУ гимназия № 1748 «Вертикаль», учитель начальных классов, Химичева Анастасия Дмитриевна – ГБОУ гимназия № 1748 «Вертикаль», учитель начальных классов.

Презентация (PPTX, 6,34 Мб)

Подготовка детей к восприятию темы «Хочу и надо».

Куликова Татьяна Николаевна – ГБОУ школа № 814, учитель начальных классов, Блинова Ольга Анатольевна – ГБОУ школа № 814, учитель начальных классов, Матющенко Наталья Андреевна – ГБОУ школа № 814, учитель начальных классов.

Описание проекта (PDF, 398 Кб)

Презентация (PPTX, 3,22 Мб)

Путешествие с Пином. Игра-квест.

Болотина Екатерина Сергеевна – ГБОУ школа № 843, учитель начальных классов, Жукова Вера Сергеевна – ГБОУ школа № 843, учитель начальных классов, Кириллова Елена Владимировна – ГБОУ школа № 843, учитель начальных классов, Дворак Ольга Васильевна – ГБОУ школа № 843, учитель начальных классов, Гуськова Ольга Дмитриевна – ГБОУ школа № 843, учитель начальных классов, Абу Хадер Елена Валерьевна – ГБОУ школа № 843, учитель начальных классов, Бочарова Марина Александровна – ГБОУ школа № 843, учитель начальных классов, Петухова Татьяна Валентиновна – ГБОУ школа № 843, учитель начальных классов, Короткова Марина Юрьевна – ГБОУ школа № 843, учитель начальных классов, Семенова Алла Григорьевна – ГБОУ школа № 843, учитель начальных классов.

Описание игры (PDF, 383 Кб)

Квест (PPTX, 10,75 Мб)

Квест- приложение (PPTX, 1,41 Мб)

«Школьный буфет – финансовая головоломка»

Тутыгина Светлана Геннадьевна –  Учитель начальных классов ГБОУ лицей №1557, Великороссова Елизавета Иналовна – Учитель начальных классов ГБОУ лицей №1557, Касаткина Анастасия Васильевна – Учитель начальных классов ГБОУ лицей №1557, Стрелкова Елена Сергеевна – Учитель начальных классов ГБОУ лицей №1557.

Презентация (PPT, 555 Кб)

Практический опыт. Журнал «Школьная жизнь».

Беева Ирина Владимировна – ГБОУ школа № 1411, учитель начальных классов.

Журнал “Школьная жизнь” (PPTX, 14,45 Мб)

Разработка дидактических материалов по темам «Кондитерская фабрика» и «Хочу и надо»

Бабылина Ирина Валерьевна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №1288, Ки Екатерина Эдуардовна – Педагог дополнительного образования ГБОУ Школа №2083, Мокиенко Елена Александровна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №1375 Панюкова Светлана Николаевна – Учитель начальных классов ГБОУ многопрофильный лицей № 1799,

Бабылина И. В. Тесты ФГ (PDF, 629 Кб)

Фрагмент 1 (RAR, 1,08 Мб);  Фрагмент 2 (RAR, 7,62 Мб); Фрагмент 3 (RAR, 2,17 Мб); Фрагмент 4 (RAR, 3,52 Мб)

Ки Е. Э. Кроссворд для детей 2 класс (PDF, 303 Кб)

Мокиенко Е. А. Упражнения кондитерские изделия. ( PDF, 895 Кб)

Панюкова С. Н. Профессия пекаря (PPT, 19,38 Мб)

“Хочу, надо, могу”

Карцева Юлия Борисовна – ГБОУ школа № 814, учитель начальных классов, Громова Екатерина Александровна – ГБОУ школа № 814, учитель начальных классов.

Описание проекта игры (PDF, 404 Кб)

Разработка обучающих дидактических игр по теме «Профессии» для старших дошкольников.

Учителя ГБОУ гимназии № 1811:

Копылова Людмила Ивановна, Медведева Алла Сергеевна, Смирнова Татьяна Геннадиевна, Малова Светлана Игоревна, Распопова Наталья Александровна, Соколовская Мария Викторовна, Чупракова Ольга Николаевна, Петрова Дарья Сергеевна, Кириченко Людмила Викторовна, Миронова Алёна Андреевна

Разработка обучающих дидактических игр на тему «Профессии» для старшего дошкольного возраста (PPTX, 9,57 Мб)

Проект «Ресторан» (PPTX, 3,57 Мб)

Бюджет семьи (PPTX, 1,12 Мб)

Урок-обобщение по теме «Деньги».

Жунисалиева Инга Петровна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 1862, Фатхулаева Светлана Темиртасовна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 1862, Фазлова Эльвира Рустямовна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 630, Нижегородцева Наталья Александровна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 630, Гилёва Мария Игоревна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 687.

Презентация (PPT, 3,91 Мб)

Обобщение материала за 1 класс «Путешествие по семейной галактике»

Грачева Наталия Евгеньевна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №814, Гвоздева Нина Викторовна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №814, Быткэ Ирина Владимировна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №814, Хохулина Наталья Александровна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №814, Сафронова Юлия Сергеевна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №814, Мухина Наталья Анатольевна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №814.

Путешествие по семейной галактике (PPT, 8,84 Мб)

Методические разработки занятий по формированию финансовой грамотности младших школьников.

Лындина Оксана Николаевна – Учитель начальных классов ГБОУ «Школа Перспектива», Зеленцова Елена Алексеевна – Учитель начальных классов ГБОУ «Школа Перспектива;, Лошакова Екатерина Николаевна – Учитель начальных классов ГБОУ «Школа Перспектива

Методические разработки занятий по формированию финансовой грамотности младших школьников (PPTX, 14,04 Мб)

Дидактическое и методическое обеспечение обучения младших школьников по теме «Деньги» для 4-х классов

Максимова Светлана Аркадьевна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №843, Коняшина Елена Николаевна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №843, Новосельцева Ольга Александровна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №843, Франтовская Елена Владимировна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №843, Тараканова Антонина Алексеевна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №843.

Все о деньгах (PPTX, 10,59 Мб)

Методическая разработка «Профессии нашей семьи» для учащихся 1 класса.

Проказина Ирина Ивановна –  Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070, Шорникова Ольга Валерьевна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070, Тихонова Жанна Александровна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070, Охотникова Елена Юрьевна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070, Андронова Лариса Юрьевна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070, Корнилова Юлия Валентиновна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070, Сергеева Татьяна Викторовна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070, Захарова Вероника Васильевна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070, Процкая Наталья Михайловна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070, Исмагилова Гузаль Раисовна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070, Балашова Виктория Валерьевна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070, Коняева Маргарита Ивановна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070, Галенко Ирина Олеговна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070, Рябинина Анастасия Павловна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070, Голубева Екатерина Сергеевна –  Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2070.

Защита проекта по финансовой грамоте (PPTX, 62,70 Мб)

Разработка дидактических материалов по теме «Деньги» для учащихся 2-3 классов.

Барбуцкая Елена Владимировна – учитель начальных классов АНО СОШ «Академическая гимназия», Маркина Надежда Павловна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 1073, Ботнева Татьяна Викторовна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 597, Фирсова Наталья Борисовна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 2097, Киреева Инна Юрьевна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 2097, Бизяева Наталья Владимировна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 2097, Бизяева Наталья Дмитриевна – учитель информатики ГБОУ школа № 2097, Дробуш Екатерина Васильевна – учитель начальных классов ГБОУ школа № 2070, Зубов Александр Иванович – учитель физической культуры ГБОУ ВЛГ № 1389.

«Деньги» (PPT, 6,16 Мб)

Деловая игра в рамках повышения финансовой грамотности для 1- 2 класса “Лесная ярмарка”.

Иванова Любовь Николаевна – Учитель начальных классов ГБОУ гимназия №1799 «Экополис, Кононенко Татьяна Михайловна –  Учитель начальных классов ГБОУ Школа №1862, Круглова Ирина Михайловна – Учитель начальных классов ГБОУ гимназия №1799 Экополис

Игра для 1 кл-2 классов по финансовой грамотности (PPTX, 12,14 Мб)

Деловая игра в режиме on-line «Лесная ярмарка» (PDF, 399 Кб)

Тест. ( PDF, 101 Кб)

Парные картинки (PDF, 507 Кб)

Ответы на миниатюры (PDF, 208 Кб)

Разработка интерактивной игры по финансовой грамотности «Своя игра»

Бирюкова Светлана Валерьевна – ГБОУ школа № 1370, учитель начальных классов, Ухина Татьяна Ивановна – ГБОУ школа № 2083, учитель начальных классов.

Описание проекта (PDF, 285 Кб)

Презентация (PPTX, 4,43 Мб)

Опыт работы. Бирюкова С. В. ( PPTX, 87,83 Мб)

Бизнес игра «Юные взрослые».

Егорова Александра Алексеевна –  Учитель начальных классов ГБОУ Школа №448, Дворникова Анна Александровна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №448

Проект (PPTX, 2,73 Мб)

Анкета (приложение 1) (PDF, 161 Кб)

Лист материальных благ (приложение 2) (PDF, 259 Кб)

Разработка дидактических материалов по теме «Платежи» для учащихся 2-4 классов.

Лукьянова Наталья Владимировна –  Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2097, Янкович Елена Владимировна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №2097.

Разработка дидактических материалов по теме:«Платежи» для учащихся 2-4 класса. ( PPTX, 18,19 Мб)

Методическая разработка по теме «Семейный бюджет».

Кузнецова Надежда Николаевна – Учитель начальных классов  ГБОУ Школа №626

Презентация (PPTX, 1,60 Мб)

Разработка урока для 1 класса

Сомова Ольга Владимировна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №1212, Репина Анна Ивановна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №1212, Барская Ирина Алексеевна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №1212, Абрамова Марина Николаевна – Учитель начальных классов ГБОУ Школа №1212.

Квест В поисках клада (PDF, 384 Кб)

Презентация к выступлению (PPT, 14,45 Мб)

Приложение 1. Простаквашино (RAR, 10,10 Мб)

Приложение 2. Карточки-подсказки местоположения (PDF, 178 Кб)

Приложение 3. Раздаточный материал (RAR, 38,96 Мб)

Приложение 4. Задание 6 (RAR, 23,86 Мб)

Театральный проект для 4 класса «Белка и Ко» и «Новые приключения Белки» (экономическая сказка). Итоговое занятие «Трудности малого бизнеса». Создание и продвижение Ко Белки.

Попова Любовь Алексеевна – ГБОУ школа № 843, учитель начальных классов.

Описание проекта (PDF, 8,78 Мб)

Оцените статью