Я выросла в самой обычной семье. Родители работали, но никаких накоплений у нас не было — жили от зарплаты до зарплаты.
Однажды я подумала: «Возможно, чтобы денег на все хватало, их нужно изучать?» Так я решила связать свою жизнь с экономикой.
Сейчас я уже три года работаю в школе учителем экономики и финансовой грамотности. Преподаю ребятам основы: как планировать личный бюджет, зачем платить налоги и почему азартные игры — это вовсе не источник дохода.
Делать это непросто: учебников по финансовой грамотности мало, а те, что есть, написаны сложным языком или содержат разрозненную информацию. Расскажу, как проходят уроки финансовой грамотности в школе, какие темы мы разбираем, а также из каких источников, помимо учебников, дети могут почерпнуть полезную информацию.
- Кому же из педагогов необходимо освоить преподавание ФГ?
- Почему о финансовой грамотности стали говорить чаще
- Российских педагогов обучат финансовой грамотности.
- Какими пособиями я пользуюсь и почему считаю, что этого недостаточно
- Финансовые советы родителям
- Как программа реализуется в школах и детских садах.
- Какие практические задания я даю на уроках
- Какие темы мы обсуждаем на уроках
- Как заниматься финансовой грамотностью дома
Кому же из педагогов необходимо освоить преподавание ФГ?
Вывод очевиден: обучиться преподаванию ФГ следует учителям-предметникам названных выше дисциплин, воспитателям ДОУ и педагогам дополнительного образования детей, ведущим соответствующий предмет.
Реализация стратегии идет по плану, а это значит, что включение в программу занятий по ФГ становится обязательным для педагогов общего и дополнительного образования детей.
В следующей статье мы дадим список проверенных ресурсов с бесплатными полезными материалами для организации занятий по ФГ дошкольников и школьников. В том числе и дистанционных занятий.
А пока предлагаем Вам оценить, достаточно ли вы владеете содержанием финансовой грамотности и методикой ее обучения, чтобы ее преподавать. Тест – в прикреплении к статье.
Если было полезно, жмите «Аплодировать» ! Нам будет очень приятно 😉
25 сентября 2017г. Правительство РФ выпустило распоряжение о принятии Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 годы. Сразу же в школах нескольких регионов страны ввели экспериментальные уроки по финансовой грамотности (далее ФГ). В частности в Ставропольском, Алтайском, Краснодарском крае, республике Татарстан, в Волгоградской, Томской, Саратовской и Калининградской области.
Согласно дорожной карте по реализации данной Стратегии, к III кварталу 2019 года уроки по ФГ уже должны регулярно проводиться в учреждениях общего образования (“План мероприятий (“дорожная карта”) по реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 – 2023 годы” от 3 декабря 2018 г.),
По этому же документу ежегодно должна замеряться эффективность реализации Стратегии. Но самое главное, в 2021 году предстоит оценить уровень ФГ у 15-летних учащихся российских школ в рамках международного исследования PISA.
Что делать, если вы обнаружите пробелы в своих компетенциях? Очевидно, что их придётся восполнить. Например, путем самообразования – используя УМК, видеолекции и мобильные приложения в открытом доступе. Список полезных проверенных ресурсов опубликуем в следующей статье.
А пока, давайте разберёмся, как реализуется стратегия, чтобы понять, стоит ли вам беспокоиться.
Почему о финансовой грамотности стали говорить чаще
В 2017 году Правительство РФ утвердило стратегию по повышению финансовой грамотности населения, которая коснулась в том числе и школ. Сначала преподавание финграмотности носило рекомендательный характер. В рамках обязательного урока обучение проводилось только в каждой пятой школе.
Однако с 1 сентября 2022 года в начальной школе и для учеников пятых — девятых классов элементы финграмотности должны быть интегрированы в такие предметы, как окружающий мир, математика, обществознание и география. Преподавание элементов финграмотности в рамках существующих учебных дисциплин для десятых и одиннадцатых классов планируется закрепить. То есть изучать финансы теперь будут все.
Именно сейчас об этом заговорили по многим причинам, но основная в том, что люди не умеют принимать взвешенные финансовые решения. Так, средний уровень закредитованности россиян за 2021 год вырос с 49,1 до 55,6%. При этом Минфин прогнозирует, что ситуация будет усугубляться снижения реальных доходов.
Если говорить именно о молодежи, то каждый второй ее представитель — 53% — считает, что ему не хватает знаний о финансовой безопасности. Две трети представителей российской молодежи — 65% — ошибочно думают, что криптовалюта — один из самых надежных и выгодных способов инвестиций. Таковы результаты совместного исследования Аналитического центра НАФИ и Международного учебно-методического центра финансового мониторинга.
Российских педагогов обучат финансовой грамотности.
500 тьюторов, подготовленные специалистами Минобрнауки и Банка России, начинают обучать основам финансовой грамотности российских педагогов, рассказали «Известиям» в ЦБ РФ.
Образовательные вебинары
для педагогов
Сертификат выдается сразу после прохождения
Лицензия на образовательную деятельность – №0001058
Куранова Елена Юрьевна
Полученные знания помогут учителям преподавать прикладную экономику — предмет, который вводят в программу школ, колледжей и вузов. В прошлом году уроки по финграмотности уже начались в 500 школах страны: основы этого курса школьникам дают на уроках обществознания (7-8 классы) и экономики (11 класс).
Тьюторы — это методисты из школ и департаментов образования. Они прошли обучение в Академии повышения квалификации и профпереподготовки работников образования при Минобрнауки. Подготовка тьюторов проходит в рамках программы по повышению уровня финансовой грамотности россиян.
По мнению экспертов, новый предмет позволит повысить в стране общий уровень знаний о финансах.
Лихина Елена Викторовна
А обучение опять во время (т.е. вместо) уроков? Какое количество уроков нам придется брать из воздуха? Или во вторую смену, когда учителя уже не просто наработались, а просто выжаты?
Всем завидующим учителям и их работе вместе с зарплатой и самым коротким днем рабочего времени предлагаю пройти курсы. Милости просим в школы.
Бурых Елена Владимировна
Было бы , что считать, мы и сами справились бы. На крайний случай математиков подключили бы.
Кого обучат? Педагогов? Если они умудряются со своей зарплатой жить, путешествовать и прочее, то чему их еще можно научить? Скорее они могут научить. Например, специалистов Минобрнауки, за деньги, конечно. и чтобы специалисты подъезжали к школам. После уроков. Ну можно перед уроками.
В начальной школе элементы финансовой грамотности появятся в таких предметах, как «Математика» и «Окружающий мир», а для учеников 5–9 классов — в предметах «Обществознание», «Математика» и «География».
Обязательное преподавание финансовой грамотности закреплено в новых федеральных государственных образовательных стандартах начального и основного общего образования, которые были разработаны при активном участии Банка России.
У школьников с первого класса планируется формировать навыки безопасного поведения в Интернете, в том числе при совершении финансовых операций. Их также будут учить, как анализировать доходы и расходы семьи, составлять личный финансовый план. В 5–9 классах ученики перейдут к оценке рисков предпринимательской деятельности, недобросовестных практик финансовых организаций и различных видов финансового мошенничества. Часть математических заданий будет посвящена расчету цен товаров, стоимости покупок и услуг, налогов, а уроки географии дадут определения качества жизни человека, семьи и финансового благополучия.
Кроме того, школьники должны будут научиться самостоятельно составлять и заполнять простые формы и документы — заявления, обращения, декларации, доверенности, в том числе в электронном виде.
Обучение в 1 и 5 классах по новым образовательным стандартам начнется с 1 сентября 2022 года, но по согласованию с родителями программы могут быть изменены уже в 2021 году.
«Правильные навыки обращения с финансами должны закладываться с самого детства, со школы, — считает первый заместитель Председателя Банка России Сергей Швецов. — Уже сейчас, благодаря совместной работе Минпросвещения, Банка России и Минфина, 86% российских школ так или иначе включают финансовую грамотность в свои учебные планы, в каждой пятой школе это обязательный урок. Введение новых образовательных стандартов позволит каждому школьнику в нашей стране гарантированно получить необходимый для жизни запас знаний о финансах, чтобы понимать, как распорядиться своими доходами, приумножить сбережения и защитить их от финансовых мошенников. Следующее поколение уже сможет более разумно решать финансовые проблемы, а значит, повышать уровень благополучия своей семьи и населения в целом».
Фото на превью: LightField Studios / Shutterstock / Fotodom
Какими пособиями я пользуюсь и почему считаю, что этого недостаточно
Я веду уроки финансовой грамотности в параллелях с пятого по одиннадцатый класс, но не во всех. Как и в каких классах преподавать финграмотность, до этого года решала школа, но в основном упор был на классы и группы, которые обучались по математическому или социально-экономическому профилю.
Я сама раньше училась в этой школе. Помню, что один из классов в моей параллели изучал экономику с преподавателем физики: на уроках они решали задачи на вычисление ВВП. Но никаких наработок по финансовой грамотности до моего прихода в школе не было: ни контрольно-тематического планирования, ни единой системы учебников.
В библиотеке я нашла несколько учебников для шестых, девятых, десятых и одиннадцатых классов. Этого было недостаточно, учитывая, что проводить уроки нужно было во всех классах с пятого по одиннадцатый. Причем взять любую книгу и начать учить по ней детей тоже нельзя: информация в учебниках должна быть подобрана с учетом требований к ГИА и ЕГЭ, а само пособие — входить в федеральный перечень учебников.
Еще один важный момент — как изложен материал. Сухие объяснения терминов дети, может быть, и запомнят, но только до конца экзамена — в жизни они не пригодятся. Например, в нашей школьной библиотеке есть учебник по экономике, который составлен доктором экономических наук Игорем Липсицем. В нем много полезного, но воспринимать информацию очень сложно.
Минпросвещения для подготовки к экзамену по обществознанию, в который входят и вопросы по экономике, рекомендует использовать учебники Ольги Котовой и Татьяны Лисковой, потому что именно на их основе составляются задания для ЕГЭ и ГИА. По моей просьбе руководство школы закупило эти пособия.
Это выдержка из учебника Игоря Липсица о постоянных и переменных издержках. Разграничение издержек видно четко, однако не дано общее объяснение различий между ними, да и язык повествования для школьников сложноват
А так в учебнике «Обществознание» Ольги Котовой и Татьяны Лисковой для десятого класса объяснены различия между постоянными и переменными издержками фирмы
Это пример задания из ЕГЭ по обществознанию. Формулировки «приобретение сырья», «проценты по кредиту», «сдельная зарплата работников» соответствуют учебнику Ольги Котовой и Татьяны Лисковой. Встретив их, школьник не растеряется и сможет правильно ответить на вопрос
Для классов, которые изучают финансовую грамотность как отдельную дисциплину, я использую серию учебников и методических рекомендаций, разработанных Минфином и Всемирным банком. Эти пособия пока единственные на рынке, где экономические термины преподнесены в доступном для детей виде.
Еще в них прослеживается система обучения — от простой темы бюджета семьи до сложной темы инвестирования. Вот какие советы в учебнике дают детям:
Текст кажется не таким сухим, как в учебнике по обществознанию
Так в пособии для восьмых и девятых классов раскрывается суть понятия «инфляция»
А это пример объяснения терминов для старшеклассников
Недостатки у этой системы пособий тоже есть. Например, материал в учебнике, который рассчитан на изучение с пятого по седьмой класс, можно пройти за год, если заниматься раз в неделю. В шестых и седьмых классах повторять самое уже неинтересно — приходится импровизировать. А еще материалы от Минфина и Всемирного банка отлично развивают финграмотность, но, к сожалению, не подходят для изучения экономики. Подготовиться к экзаменам по ним не удастся.
Идеального учебника я так и не нашла, поэтому работаю над построением собственной системы обучения. Ниже расскажу, как я провожу уроки и какие задания даю для закрепления материала.
Элементы финансовой грамотности войдут в преподавание обязательных школьных предметов. Это закрепили в новых федеральных образовательных стандартах (ФГОС) для начальной и основной школы, которые вступят в силу 1 сентября 2022 года.
Включение элементов финансовой грамотности в обязательную школьную программу является одной из задач реализации национальной стратегии по повышению финансовой грамотности в России, над которой работают Министерство финансов, Центр финансовой грамотности НИФИ Минфина России и методические центры на базе НИУ ВШЭ и РАНХиГС.
В будущем в начальной школе знания о финансах будут преподавать на уроках математики и окружающего мира, а для учеников 5-9 классов – на обществознании, математике и географии.
По словам заместителя министра финансов России Михаила Котюкова, к 2023 году изучение финансовой грамотности в той или иной мере должно охватить 100% школьников и студентов.
Также замминистра финансов отметил, что с 2018 года были разработаны 7 программ повышения квалификации педагогов по методике преподавания финансовой грамотности в рамках школьных предметов. Это учителя обществознания, математики, географии, английского языка, ОБЖ, истории и информатики. На сегодня обучение по этим программам прошли около 8 тыс. учителей, и каждый год на базе региональных и межрегиональных центров будут готовить не менее 5 тыс. человек.
Для каждой программы уже созданы необходимые контрольно-измерительные и учебно-методические материалы для учителей, родителей и учеников 2-11 классов. 17 млн экземпляров таких пособий поступили в 51 российских регион.
С помощью программ учителя будут формировать у учеников 1-4 классов навыки безопасного поведения в интернете, в том числе и во время финансовых операций. Их будут учить анализировать доходы и расходы семьи, составлять личный финансовый план.
Для учащихся 5-9 классов предусмотрен переход к оценке рисков предпринимательской деятельности, недобросовестных практик финансовых организаций и различных видов финансового мошенничества. Часть математических заданий будет посвящена расчету цен товаров, стоимости покупок и услуг, налогов, а на уроках географии ученики будут давать определения качества жизни человека, семьи и финансового благополучия.
Также школьники должны будут научиться самостоятельно оставлять и заполнять простые формы и документы, такие как заявления, обращения, декларации, доверенности, в том числе в электронном виде.
Учиться по новым образовательным стандартам начнут с 1 сентября 2022 года, но если программы согласуют с родителями раньше, то приступить могут уже в 2021 году.
«Правильные навыки обращения с финансами должны закладываться с самого детства, со школы. Уже сейчас, благодаря совместной работе Минпросвещения, Банка России и Минфина, 86% российских школ так или иначе включают финансовую грамотность в свои учебные планы, в каждой пятой школе это обязательный урок. Введение новых образовательных стандартов позволит каждому школьнику в нашей стране гарантированно получить необходимый для жизни запас знаний о финансах, чтобы понимать, как распорядиться своими доходами, приумножить сбережения и защитить их от финансовых мошенников. Следующее поколение уже сможет более разумно решать финансовые проблемы, а значит, повышать уровень благополучия своей семьи и населения в целом», – считает первый заместитель председателя Банка России Сергей Швецов.
Министерство финансов России планирует внедрить элементы финансовой грамотности не только в школы, но и вообще во все сферы системы образования – детские сады, средние специальные образовательные организации и вузы.
По словам специалиста Регионального центра финансовой грамотности, школьного педагога по финансовой грамотности Анжелики Ёлшиной, новость об обязательном преподавании предмета уже вызвала в сообществах родителей и учителей противоречивые чувства. Причина – отсутствие программ, пособий, времени на обучение у педагогов и материального стимулирования.
«Учителям необходимо заново обучаться тому, что невозможно применить на практике в короткие сроки. А как можно вести тему про инвестирование и не быть инвестором?Мне на каждом уроке ученики задают вопросы, а есть ли у меня: страховка, личный финансовый план, акции, индивидуальный инвестиционный счет? И родители задают вопрос – кто будет преподавать финансовую грамотность? Готова ли школа? Они опасаются, что качество преподавания будет низким, ведь курсы повышения квалификации по финансовой грамотности не дают практических навыков», – отмечает специалист.
Однако, по ее мнению, несмотря на все сомнения и страхи, опыт ведения уроков финансовой грамотности показывает: большинство детей полюбили предмет и более того, обучают финграмотности своих родителей, бабушек и дедушек.
«Финансовые отношения окружают нас от рождения и до самой смерти. И мы не можем исключить себя или своих детей из этого процесса. Финансовый мир с каждым годом становится сложнее, и большинство россиян, не обладая основными финансовыми знаниями, принимают решения, влекущие к финансовой катастрофе (банкротству). Как пример мы можем вспомнить историю Японии – о проблеме мусора. Власти пробовали различные методы, чтобы навести порядок в стране, но ничего не получалось, пока не ввели предмет в школы по сортировке мусора.
Учителя не были дворниками, как и сейчас наши учителя не инвесторы и не финансовые консультанты! Но, владея методикой преподавания, они способны обучать, проходя перед этим обучение самостоятельно, используя методические материалы», – считает Анжелика Ёлшина.
Напомним, что в любое время узнать ответы на вопросы по теме финансовой грамотности жители края могут на портале регионального минфина.
Базовым ресурсом для обучения финансовой грамотности учащихся 2-11 классов является линейка учебно-методических комплектов (далее – УМК) по финансовой грамотности. У МК созданы, апробированы и доработаны в рамках проекта Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации».
Всего создано 17 УМК, включающие 83 пособия1 .
Базовые УМК, которые представлены как на бумажном, так и на электронном носителях:
Возможности для включения программ повышения финансовой грамотности в образовательную программу общеобразовательной организации
1. Реализация программы самостоятельного курса «Финансовая грамотность» или «Основы финансовой грамотности» в рамках внеурочной деятельности, в качестве факультативного или элективного курса
В соответствии с ФГОС начального, основного и среднего общего образования образовательная программа общеобразовательной организации содержит две части. В рамках второй части (часть основной образовательной программы, формируемой участниками образовательных отношений) есть возможность включать во внеурочную деятельность курсы финансовой грамотности, а в 10-11 классах – элективные и факультативные курсы. Рекомендации по включению программ курсов «Финансовая грамотность» во внеурочную деятельность с использованием УМК:
• 2-3 классы: 16 ч. по программе, представленной в УМК. Данную программу можно использовать:А) по 0,5 часа в течение учебного года во 2-м или 3-м классах;Б) по 1 часу в течение учебного года во 2-м или 3-м классах, при этом увеличив количество часов в 2 раза (содержания образования, представленного в Материалах для учащихся для этого достаточно); • 4 класс: 16 часов по программе, представленной в УМК. Данную программу можно использовать:А) по 0,5 часа в течение учебного года;Б) по 1 часу в течение учебного года в 4-м классе, при этом увеличив количество часов в 2 раза (содержания образования, представленного в Материалах для учащихся для этого достаточно); • 5-6 классы: 34 часа по программе, представленной в УМК. Данную программу можно использовать: А) по 0,5 часа в неделю в 5-м и в 6-м классах (или 1 час в две недели); Б) по 1 часу в неделю в 5-м или 6-м классах; В) по 1 часу в неделю в 5-м и в 6-м классах, при этом увеличив количество часов в 2 раза (содержания образования, представленного в Материалах для учащихся для этого достаточно); • 7 класс: 34 часа по программе, представленной в УМК. Данную программу можно использовать: А) по 1 часу в неделю в течение учебного года; В) по 2 часа в неделю в течение учебного года, при этом увеличив количество часов в 2 раза (содержания образования, представленного в Материалах для учащихся для этого достаточно); • 8-9 классы: 34 часа по программе, представленной в УМК2 . Данную программу можно использовать:А) по 0,5 часа в неделю в 8-м и в 9-м классах (или 1 час в две недели);Б) по 1 часу в неделю в 8-м или 9-м классах;В) по 1 часу в неделю в и в 8-м и в 9-м классах, при этом увеличив количество часов в 2 раза (содержания образования, представленного в Материалах для учащихся для этого достаточно); • 10-11 классы: 34 часа по программе, представленной в УМК. Данную программу можно использовать: А) по 0,5 часа в неделю в 10-м и в 11-м классах (или 1 час в две недели); Б) по 1 часу в неделю в 10-м или 11-м классах; В) по 1 часу в неделю и в 10-м и в 11-м классах, при этом увеличив количество часов в 2 раза (содержания образования, представленного в Материалах для учащихся для этого достаточно).
2. Реализация программ обязательных предметов (в рамках обязательной части основной образовательной программы)
Определенные обязательные предметы содержат в себе ряд тем или модулей по финансовой грамотности.
Таблица 1 Включение тематики финансовой грамотности в обязательные предметы
3. Включение тематики финансовой грамотности в программу воспитания и социализации
А) В рамках классных мероприятий классного руководителя. Также могут быть использованы УМК по финансовой грамотности. Классному руководителю необходимо выделить из программы конкретного УМК наиболее интересные темы и проводить классные занятия, в том числе экскурсии в финансовые организации и государственные службы и учреждения (в отделения коммерческого банка, на биржу , в страховые компании, региональное отделение Банка России (в музей денег), налоговую инспекцию и др.).
Б) В рамках образовательных событий общеобразовательной организации (игры, квесты, ярмарки, соревнования по финансовой грамотности как разовые или периодические мероприятия).
Образовательная организация может использовать просветительские материалы, методики и вспомогательные образовательные ресурсы, созданные в рамках проекта Минфина России (материалы и сценарии для проведения мероприятий можно найти на сайтах: вашифинансы.рф; ХочуМогуЗнаю.рф; финлагерь.рф).
4. Реализация дополнительных программ в общеобразовательной организации
В систему дополнительного образования могут быть включены программы кружка «Финансовая грамотность».
В отличие от внеурочной деятельности, в кружках могут обучаться дети из разных классов и дети разного возраста. Так, логично объединять детей начальной школы в одну группу, детей 5-7 классов – в другую, детей 8-9 классов – в третью и 10-11 класс – в четвертую. На одно занятие рекомендуется отводить 30-90 минут, при этом использовать преимущественно интерактивные формы обучения. У МК по финансовой грамотности могут быть использованы для такой работы.
В образовательной организации также может быть организована кружковая работа в форме чемпионата по финансовой грамотности .
Финансовые советы родителям
О том, как написать статью о своем родительском опыте, рассказываем в нашем мануале: прочитайте его и станьте нашим автором.
Как программа реализуется в школах и детских садах.
Разработчиками дорожной карты было предложено несколько подходов к внедрению тематики ФГ в систему школьного образования. Первый подход — вводить ее в качестве отдельного предмета — в школах посчитали не оптимальным в связи с разговорами о перегруженности детей. Поэтому Минфин России выбрал два других варианта – включить уроки по ФГ в программу некоторых школьных предметов (обществознание, математика, ОБЖ, география и история) и также реализовать за счет внеурочной деятельности, дополнительного образования.
В ходе проекта были разработаны образовательные программы, учебные материалы для школы со 2-го по 11-й класс, а в 2018–2019 гг. в регионах был распространен тираж учебно-методических комплектов по ФГ свыше 8 млн экземпляров.
Эти материалы доступны для свободного скачивания на официальном сайте Минфина России.
Что касается дошкольного образования, то необходимость включения занятий по ФГ, также отражена в упомянутой Стратегии:
Для формирования компетенций в сфере финансовой грамотности у всех возрастных и целевых групп необходимо продолжить разработку и внедрение образовательных программ повышения финансовой грамотности для дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального и высшего образования, а также для дополнительного образования (в том числе с учетом результатов международного исследования по оценке образовательных достижений 15-летних учащихся по финансовой грамотности).
(Источник в системе “Гарант. Ру”)
Какие практические задания я даю на уроках
По плану теория и практика на уроках чередуются, поэтому ученики не успевают заскучать. Вот какие практические задания я даю на уроках.
Финансовые задачи, в которых дети считают деньги. Я беру задания из разных источников: типовых Всероссийских проверочных работ, экзаменационных сборников, рабочих тетрадей.
Недавно с учениками средней школы мы проходили тему рынка и ценообразования. Сначала обсудили, что есть не только рынок с овощами, но и рынок техники, недвижимости, одежды, а цена зависит от многих факторов: стоимости материалов, зарплаты рабочих и так далее. А затем решали финансовые задачи на эту тему: считали сдачу от покупки и определяли стоимость товара после подорожания.
Пример задания на составление бюджета из рабочей тетради «Финансовая грамотность» Юлии Корлюговой и Анастасии Половниковой для пятых — седьмых классов
Задания для проверки знаний учеников восьмых и девятых классов
Родители могут придумывать подобные задачи на ходу. Например, делая покупки в магазине, предложить ребенку посчитать изменение цены в процентах.
Задания, в которых дети придумывают бизнес. Старшеклассникам нравится тема предпринимательства. Особенно им интересно считать прибыль, придумывать идеи для своего дела и составлять бизнес-планы. В копилке ярких идей моих учеников — сайт знакомств, где люди выбирают друг друга только по глазам, и детейлинг-студия для автомобилей.
Дискуссии. На уроках мы обсуждаем актуальные вопросы, связанные с текущей экономической обстановкой. Например, говорим о том, как меняется курс рубля ажиотажа вокруг валют, чем вызван кризис и дефолт.
Меня радует, что дети читают новости и находятся в курсе событий. Большинство моих учеников обеспокоены массовым уходом иностранных компаний с российского рынка. Отталкиваясь от этого, мы обсуждаем возможности для наших предпринимателей и дальнейшего импортозамещения. Главное — не нагнетать, а искать выход. Ведь кризис по определению — это переход в новое состояние, а не конец света.
Обмен знаниями. Чаще всего дети уже знают о деньгах, налогах и прочих финансовых терминах. Поэтому наши уроки — это своего рода взаимный обмен информацией. Ученики рассказывают мне, что знают, а я их корректирую и дополняю.
В таких темах, как налоги, полезные функции банков, личные финансы, доходы и расходы семьи, школьники обычно хорошо ориентируются. При изучении более сложных тем не обходится без казусов. Вот пример диалога с учениками седьмого класса:
Творческие задания. Я стараюсь давать больше заданий, где дети могут проявить свою фантазию и поработать в команде. Мы часто проводим викторины, делаем презентации, решаем кроссворды и ситуативные задачи.
Фото с практического урока про источники доходов. Ученикам нужно было выделить конкретным цветом каждый вид источника доходов: собственный заработок, пособия, доходы от собственности и прочее
Ученица презентует бизнес-план своей мастерской по созданию украшений из фетра, которые она изготавливает в реальной жизни
Ученики решают кроссворды в группе и таким образом вспоминают пройденный материал
Проблем с дисциплиной на уроках у меня не возникает. Я всегда стараюсь расположить учеников к предмету, объясняя, что деньги — неотъемлемая часть жизни каждого из нас. Да и детям нравится эта взрослая тема: всем хочется быть богатыми. Некоторые проявляют особый интерес и сами дополнительно обсуждают тему с родителями, изучают литературу, участвуют в олимпиадах.
Дети, которые изучали финансовую грамотность в школе, в дальнейшем показывают хорошие результаты. Одни выпускники пишут мне, что пошли изучать экономику в вузе, другие хвастаются доходом от инвестиций. Получая такие сообщения, я горжусь своими учениками и в очередной раз убеждаюсь, что финансовая грамотность — нужная и важная дисциплина.
Какие темы мы обсуждаем на уроках
Экономика и финансовая грамотность — это две разные дисциплины, хотя, на первый взгляд, они могут показаться похожими.
Экономика рассказывает про устройство мирового хозяйства. Многие темы могут быть неинтересны детям, но изучать их мы обязаны, так как соответствующие вопросы встретятся на экзаменах. А вот финансовая грамотность ближе к нашей повседневной жизни, поэтому вызывает у школьников больший отклик.
На мой взгляд, самое важное — научить детей грамотно управлять своими финансами.
Ребенок должен знать, как платить налоги и зачем это нужно, как выбрать банк, как не попасться на уловки мошенников. Вот список основных тем по финграмотности, которые мы изучаем.
Источники доходов. Доходы бывают разного вида: зарплата, социальные пособия, доходы от собственности. На уроках дети учатся отличать реальный заработок от других поступлений, например подарков и выигрышей. К сожалению, в этом контексте часто всплывает тема азартных игр и букмекерских ставок — идея легких денег кажется школьникам классной. В таком случае я объясняю, что лучше полагаться на работу, где человек в силах влиять на исход событий, чем надеяться на удачу и проиграть все.
На эту тему я написала свою книгу. Ученики помогали мне в процессе написания обратной связью, говорили: «Вот тут здорово, а здесь лучше добавить еще пример»
Расходы. Цель уроков по этой теме — донести до детей, что обязательства нужно исполнять, а траты — считать. Вместе с учениками мы группируем расходы на обязательные, постоянные, переменные и прочие. Еще решаем задачи на долю вида трат в общем объеме расходов, обсуждаем мобильные приложения для удобства контроля за деньгами.
Личный бюджет и бюджет семьи. На таких занятиях мы объединяем знания о доходах и расходах, обсуждаем виды бюджета: дефицитный, профицитный и сбалансированный. Я объясняю, что сбалансированный лучше профицитного, потому что в бюджете должна быть заложена такая статья расходов, как финансовая подушка безопасности, на которую идет фиксированная сумма и излишки, если они есть.
Банк. Выясняем, какую основную пользу несут банки для физических лиц: проводят наши транзакции, выдают деньги в кредит, размещают деньги на вкладах, обменивают валюту. Вспоминаем известные банки. Многие ученики только на уроках финграма узнают, что главный банк страны — не Сбер, а Центральный.
Инвестиции. В старших классах говорим, в какие инструменты можно инвестировать, чтобы добиться финансового благополучия. Основные варианты — недвижимость, металлы, фондовый рынок. обсуждаем принцип диверсификации, доходность и риски.
Налоги. Обсуждаем бюджет государства: какие есть налоги, на какие нужды тратятся собранные средства. Так у детей появляется понимание, что такое НДФЛ, НДС и зачем нужно платить, например, налог на транспорт или имущество.
Финансовое мошенничество. Мы рассматриваем варианты, где можно встретиться с мошенниками: в интернете, по телефону, у банкомата и даже просто на улице. Узнаем главное правило — не раскрывать личные данные, пароли, номера карт, CVV.
Некоторые темы, например функции Центрального банка, не вызывают у детей особого интереса. Но обсуждение ключевой ставки становится увлекательнее в свете текущих событий: школьники узнают, что кредиты становятся дороже, а вклады — выгоднее. Поэтому, чтобы оперативно отвечать на возникающие у детей вопросы, преподавателю нужно быть в курсе последних новостей.
С этим связана и необходимость импровизировать на уроках: так или иначе разговор с детьми может уйти в обсуждение актуальной ситуации. Например, на одном из уроков у детей возник вопрос: «А что с долларом?» Пришлось отсутпить от запланированной темы банков и обсудить, как образуется курс валют.
Как заниматься финансовой грамотностью дома
Я убеждена, что базу финграмотности дети получают дома. В семье не стоит делать тему денег табуированной. Лучше всего ребенок учится, следуя примеру родителей. Вот что советую.
Обсуждать семейный бюджет. Объясните ребенку, как распределяются деньги в семье, на что они уходят, накопления и финансовые планы.
Говорить о финансах по ситуации. Походы в магазин можно сделать полезными, если обсуждать, как формируются и растут цены, почему фрукты дороже зимой, чем летом, какими функциями банка пользуются члены семьи, какие сообщения от мошенников вы получали.
Вовлекать в процесс управления деньгами. Позовите ребенка вместе снять показания со счетчиков. Дайте возможность расплатиться самостоятельно на кассе. Сходите вместе в банк и обменяйте валюту перед отпуском.
Расскажите ребенку, сколько денег уходит на обязательные платежи и как оплачивать счета, чтобы во взрослом возрасте квитанция за квартплату не стала для него неприятным открытием. Школьникам желательно периодически выделять сумму на карманные расходы и на первых порах помогать с планированием трат.
Помимо учебников и ситуативных задач есть еще масса вариантов изучать финграмотность.
Игры. Расскажу о нескольких онлайн-играх, которые, на мой взгляд, смогут пробудить у ребенка интерес к финансам:
Еще я рекомендую не забывать о классической настольной игре «Монополия»: она поможет заинтересовать темой финансов даже самых маленьких.
Книги. Для младшеклассников посоветовала три наиболее увлекательные и познавательные книги:
Родителям, которые понимают, что говорить с детьми о финансах важно, но не знают, с чего начать, советую книгу «Как научить ребенка обращаться с деньгами» Джолайн Годфри. Она подскажет, как выработать у подрастающего поколения ключевые навыки обращения с деньгами.
Интернет-ресурсы. Для занятий с детьми более старшего возраста можно использовать, например, сайт про финансы от ЦБ и Минфина. Там можно найти калькуляторы для подсчета инфляции, полезные образовательные статьи и рекомендации родителям, как беседовать с ребенком о деньгах.
Материалы для детей на сайте «Финансовая культура» от Центрального банка
Эти мультфильмы мы смотрим даже со старшеклассниками — отдыхаем так после контрольных.
Смешарики расскажут, как сделать так, чтобы денег становилось больше, и почему важно иметь финансовую подушку безопасности