ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ

ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ Финзачет

Финансы 

08 июл 2021, 14:29

В программу для старшеклассников ввели финансовую грамотность

C 26 октября по 15 декабря – методические вебинары для педагогов

ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

Для учащихся средних и общих образовательных организаций

Для студентов профессиональных образовательных организаций

Для воспитанников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Институт Фонда «Общественное мнение» (ФОМ) по заказу Центрального банка в течение трех лет (с 2017 года — момента запуска стратегии) готовил ежегодный мониторинг состояния финансовой грамотности населения. Измерения проводились и среди взрослого населения, и среди молодежи в возрасте от 14 до 22 лет. Общее число респондентов составило более 4 тысяч человек из городов и сел почти всех российских регионов.

Согласно исследованию, за три года уровень финансовой грамотности россиян вырос с 52 до 54 баллов из 100 возможных. Доля респондентов, которые знают, какие организации занимаются защитой прав потребителей на финансовом рынке, увеличилась с 38 до 50%. Количество россиян, у которых есть финансовая подушка безопасности, выросло с 37 до 47%, доля делающих регулярные сбережения — с 27 до 32%, доля справляющихся со своими финансами — с 54 до 61%.

Ученики 10–11 классов российских школ будут изучать финансовую грамотность в рамках школьного курса «Обществознание» с сентября 2023 года, сообщает Минпросвещения РФ.

Отмечается, что с сентября 2022 года уроки финансовой грамотности стали обязательными для 1–9-х классов. Теперь предмет хотят включить в программу для старшеклассников.

Школьникам будут рассказывать о финансовом рынке, задачах и функциях Банка России, налогах, финансовых технологиях, причинах и последствиях инфляции, защите личных финансов, бюджетном регулировании и налогах, а также об особенностях работы в финансовой сфере.

«Финансовая грамотность включена в федеральные образовательные стандарты для старшей школы приказом министерства просвещения Российской Федерации. Работа над этими изменениями шла при экспертном участии Банка России и министерства финансов», – говорится в сообщении.

Учебные программы адаптируют к новым стандартам к 1 сентября 2023 года.

Ранее Минпросвещения РФ обновило федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС) для 10–11 классов. Исключать какие-либо предметы не стали, напротив, школам дали возможность включать в учебный план дополнительные предметы на выбор учеников. Теперь не менее двух предметов старшеклассники должны изучать на углублённом уровне.

Путин подписал закон о единых общеобразовательных программах в школах


ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ

01 сентября 2021


ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ

Уроки финансовой грамотности для 1-9 классов войдут в обязательную программу школ с 1 сентября 2022 г., что предусмотрено новыми государственными образовательными стандартами (ГОС).

“В отдельный предмет финансовую грамотность не выделят, она будет встроена в некоторые общешкольные предметы”, – пишет газета “Известия”.

Так, в начальной школе финансовая грамотность войдет в такие предметы как “Математика” и “Окружающий мир”, а в 5-9 классах – в математику, обществознание и географию.

На уроках по математике и окружающему миру в начальной школе учащимся начнут прививать “навыки безопасного поведения в интернете, в том числе при совершении финансовых операций”, а также научат “анализировать доходы и расходы семьи, составлять личный финансовый план”.

В 5-9 классах учеников научат оценивать риски предпринимательской деятельности, ознакомят с практикой недобросовестной работы финансовых организаций и различными видами финансового мошенничества.

Кроме того, часть математических заданий включит в себя обучение расчету цен товаров, стоимости покупок и услуг, размеру налогов. Уроки географии дадут представление о качестве жизни человека, семьи и их финансовом благополучии.

По данным Банка России, в 2019-2020 учебном году в 85% школ уже преподавали финансовую грамотность, а в каждой пятой школе – в обязательном порядке.

ЦБ в 2020 г. подготовил для преподавания новой дисциплины 2674 педагога, а в первой половине 2021 г. – 3046 педагогов.

В начальной школе элементы финансовой грамотности появятся в таких предметах, как «Математика» и «Окружающий мир», а для учеников 5–9 классов — в предметах «Обществознание», «Математика» и «География».

Обязательное преподавание финансовой грамотности закреплено в новых федеральных государственных образовательных стандартах начального и основного общего образования, которые были разработаны при активном участии Банка России.

У школьников с первого класса планируется формировать навыки безопасного поведения в Интернете, в том числе при совершении финансовых операций. Их также будут учить, как анализировать доходы и расходы семьи, составлять личный финансовый план. В 5–9 классах ученики перейдут к оценке рисков предпринимательской деятельности, недобросовестных практик финансовых организаций и различных видов финансового мошенничества. Часть математических заданий будет посвящена расчету цен товаров, стоимости покупок и услуг, налогов, а уроки географии дадут определения качества жизни человека, семьи и финансового благополучия.

Кроме того, школьники должны будут научиться самостоятельно составлять и заполнять простые формы и документы — заявления, обращения, декларации, доверенности, в том числе в электронном виде.

Обучение в 1 и 5 классах по новым образовательным стандартам начнется с 1 сентября 2022 года, но по согласованию с родителями программы могут быть изменены уже в 2021 году.

«Правильные навыки обращения с финансами должны закладываться с самого детства, со школы, — считает первый заместитель Председателя Банка России Сергей Швецов. — Уже сейчас, благодаря совместной работе Минпросвещения, Банка России и Минфина, 86% российских школ так или иначе включают финансовую грамотность в свои учебные планы, в каждой пятой школе это обязательный урок. Введение новых образовательных стандартов позволит каждому школьнику в нашей стране гарантированно получить необходимый для жизни запас знаний о финансах, чтобы понимать, как распорядиться своими доходами, приумножить сбережения и защитить их от финансовых мошенников. Следующее поколение уже сможет более разумно решать финансовые проблемы, а значит, повышать уровень благополучия своей семьи и населения в целом».

Фото на превью: LightField Studios / Shutterstock / Fotodom

Как сообщает пресс-служба Банка России, новые образовательные стандарты разрабатывались при его активном участии.

В начальной школе финансовую грамотность будут осваивать в рамках таких дисциплин, как математика и окружающий мир, а для учащихся 5–9-х классов эти занятия войдут в программы по математике, обществознанию и географии. Среди предполагаемых тем — занятия, обучающие детей анализировать доходы и расходы семьи, а также составлять личный финансовый план.

Помимо этого, уже с первого класса детям нужно давать навыки безопасного поведения в интернете — к примеру, объяснять, как правильно проводить денежные онлайн-операции.

С 5-го по 9-й класс детей научат оценивать риски предпринимательской деятельности и расскажут, какие меры безопасности нужно соблюдать, чтобы снизить риск стать жертвой финансового мошенничества. Некоторые математические задачки будут касаться расчёта увеличения цен на товары, размера налогов, стоимости товаров и услуг. А на уроках географии школьникам объяснят, как определить качество жизни человека и уровень финансового благополучия.

Программа также предполагает обучение тому, как составлять и заполнять распространённые документы и формы — например, заявления, доверенности и декларации.

Отмечается, что уже сегодня 86% школ страны включили уроки по финансовой грамотности в свои учебные планы, причём в 20% образовательных организаций это обязательные занятия.

Предполагается, что эти знания помогут подрастающему поколению не только грамотно решать финансовые проблемы, но и повышать уровень благополучия — как свой собственный, так и населения в целом.

В Минфине заявили, что эту дисциплину введут на всех уровнях образования — от детских садов до вузов. С такой целью с 2018 года для школьных педагогов разработали семь программ повышения квалификации по методике преподавания финансовой грамотности.

По данным Аналитического центра НАФИ, нововведение перекликается с желаниями самих школьников. Специалисты провели опрос и выяснили, что 75% учащихся хотели бы повысить свои знания в этой сфере.

Это подтверждают данные и других исследований. Например, на опросе от Института прогрессивного образования 41% старшеклассников заявили, что финансовая грамотность — один из тех предметов, которого не хватает в учебной программе.

Напомним, Минюст зарегистрировал приказы Минпросвещения, которые утверждают новые ФГОС начального и основного общего образования.

В середине августа в российских школах начинаются традиционные “августовки” — собрания педагогических коллективов для подготовки к новому учебному году. Одной из основных тем, скорее всего, станет новость о введении курса финансовой грамотности в школьную программу. Хотя официально это случится не нынешней осенью, а в сентябре следующего года, мы уже сейчас расскажем родителям школьников, к чему им надо быть готовыми.

В апреле 2020 года ЦБ РФ официально наделили функцией повышения финансовой грамотности населения. Но работа в этой области началась несколько раньше, и не только в Банке России. Еще в 2017 году правительством была утверждена “Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 годы”. Исполнять ее было поручено в том числе Центральному банку и Минфину РФ. Стратегия предусматривает “внедрение элементов финансовой грамотности в образовательные программы образовательных организаций на базе федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС)”. Теперь наконец эти ФГОС разработаны.

В основном факультативно. В России насчитывается 40 тыс. школ. Как отмечает в своем отчете Банк России, в 32 тыс. (80%) из них финграмотность преподается в том или ином виде. Но как обязательный предмет она закреплена всего лишь в каждой пятой школе.

Нет. Элементы финграмотности включат в несколько разных предметов начальной и средней ступени школы. В начальной школе это будут “Математика” и “Окружающий мир”, а в классах с 5-го по 9-й — “Обществознание”, “Математика” и “География”.

На это у Минпросвещения, школ и методических центров есть год. Ф ГОС вступят в силу 1 сентября 2022 года. Впрочем, по согласованию с родителями (а также учителями профильных предметов) программы могут быть изменены уже с нынешней осени.

Что касается подготовки педагогов, то, по словам замминистра финансов Михаила Котюкова, Минфином (а также методическими центрами на базе НИУ ВШЭ и РАНХиГС и Центром финансовой грамотности НИФИ) с 2018 года разработано семь программ повышения квалификации педагогов по методике преподавания финансовой грамотности в рамках школьных предметов.

Поскольку некоторые денежные операции в России можно осуществлять уже с шести лет, младшеклассников будут обучать элементарным правилам финансовой безопасности: как накопить на желаемую вещь (личный финансовый план), на каких детских расходах можно сэкономить, а на каких этого делать не стоит, например на проезде или на завтраках, и т.д.

Ученики средней школы будут получать знания о недобросовестных практиках финансовых и лжефинансовых организаций, будут учиться составлять финансовый план семьи, разбираться в банковских продуктах и услугах, а ряд математических задач обретет финансовый контекст. Декларируется, что школьники смогут даже обучиться самостоятельно заполнять электронные финансовые документы. Хотя неизвестно, кто будет разрабатывать необходимое программное обеспечение и сколько времени на это уйдет.

Пока ответа на этот вопрос нет. Ц Б и Минфин на протяжении нескольких лет работали каждый над своим проектом линейки учебно-методических комплектов по финансовой грамотности. В итоге под кураторством ЦБ к настоящему времени разработаны комплекты для начальной школы, а также 8–9-х классов. В свою очередь под эгидой Минфина в 2019 году вышло пять комплектов пособий для 2–11-х классов.

Но эти издания не единственные на рынке учебников. Поэтому, скорее всего, вопрос, чьими пособиями пользоваться, будет отдан на решение непосредственно школ.

Кроме того, у Банка России имеется проект онлайн-уроков на финансовые темы, который представлен во всех субъектах страны. Не исключено, что часть школ будет внедрять финграмотность в школьную программу именно в таком формате, обойдясь без учебников.

“Правильные навыки обращения с финансами должны закладываться с самого детства, со школы”, — считает первый зампред ЦБ Сергей Швецов. По его мнению, введение новых образовательных стандартов позволит каждому школьнику получить необходимый для жизни запас знаний о финансах, чтобы понимать, как их приумножать, грамотно распоряжаться и избегать финансовых ловушек. ” Думается, что по своей форме уроки финансовой грамотности должны иметь практический уклон и быть схожими с уроками труда”, — рассуждает в своей колонке ТАСС управляющий директор ИК “Алго Капитал” Михаил Ханов. Вместе с тем он напоминает, что не стоит перекладывать полную ответственность за финансовую грамотность детей с родителей на школу. В свою очередь Михаил Котюков заявил, что перед ведомством стоит задача интегрировать элементы финансовой грамотности не только в школьную программу, но и во все сферы современной системы образования.

Согласно новому ФГОС, с сентября 2022 года ученикам российских школ начнут преподавать финансовую грамотность — по этой дисциплине уже созданы учебники, о ней рассказывают на родительских собраниях. Для чего это нужно и появится ли в расписании отдельный предмет? Рассказывает заместитель министра финансов Российской Федерации Михаил Котюков.

Как не наделать ошибок

Каждая семья практически ежедневно принимает решения финансового характера. Важно вовлекать в эти процессы и детей — причем буквально с первых шагов. Если объяснять детям, откуда берутся деньги, показывать, как вы делаете покупки, на что тратите, на чем экономите, от чего отказываетесь и как копите, то ребенок быстрее поймет, что деньги не берутся из воздуха: это результат труда родителей. И тогда не будет типичного для детей «Купи, купи!» в магазинах. Финансовая грамотность — это не про жадность. Это скорее про то, как не наделать ошибок, сформировать финансовую культуру и использовать на практике принципы финансового ЗОЖ.


ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ

Есть и еще один миф о финансовой грамотности: люди думают, что это про то, как заработать и потратить. В нашей работе, конечно, блок, связанный с личными финансами, играет одну из главных ролей. Но есть и другие, не менее важные модули: о налогообложении, различных форматах финансовой поддержки, которые человек может получить из государственного бюджета, о финансовой безопасности, цифровых сервисах, возможностях граждан участвовать в управлении местными бюджетами.

Дети должны понимать, почему мы платим налоги, куда уходят эти деньги, что такое пенсия и как она формируется. Они должны знать, какую финансовую помощь могут получить от государства.

Важно объяснить детям, что при устройстве на работу нужно выяснить, как эта работа будет оплачиваться

Ведь речь здесь не только о сумме заработка. Например, зарплата в конверте — это плохо, ведь при этом люди теряют пенсионные накопления, возможность формирования кредитной истории и многое другое. Это азы разумного финансового поведения, не просто грамотность, а культура.

Мы с коллегами из Банка России считаем работу с детьми и молодежью одной из приоритетных для развития всей российской финансовой системы и системы образования на ближайшие десять лет. При этом мы не планируем вводить отдельный предмет «Финансовая грамотность» в школах.


ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ

Очень рассчитываем на активную поддержку педагогов. У школьников, студентов и их родителей есть масса вопросов о личных финансах, и их становится только больше. Надеемся, что система образования будет давать адекватные ответы. Мы будем помогать повышать компетенцию педагогического сообщества. Ключевой инструмент для этого — единая рамка компетенций, точка консенсуса для всех программ и продуктов по финансовой грамотности, от учебников до мультфильмов и сериалов.

Как говорить с ребенком о деньгах

Чтобы рассказать ребенку о правильном обращении с деньгами, в первую очередь самим надо придерживаться определенных принципов. Первое, что я считаю важным, — это культура планирования. Например, у вас есть некие накопления. Просто так хранить их на дебетовой карте неэффективно, лучше подумать, как грамотно распорядиться этими деньгами: сделать вклад под проценты, вложить еще в какие-то инструменты.

Очень важно уметь оценивать риски. Допустим, вы решаете использовать эти деньги в качестве первоначального взноса для ипотеки. Это отлично, но важно оценить и другие факторы: какую сумму и в течение скольких лет нужно будет отдавать за кредит, справитесь ли вы с этим, если, скажем, потеряете доход. И оправданна ли будет переплата по кредиту.

С одной стороны, если ребенок получил первый опыт, например, на финансовом рынке, потеряв тысячу рублей, это не так страшно

Первый опыт крайне важен; хорошо, если люди учатся на своих ошибках. Куда хуже, если потеряны суммы совсем другого порядка. Нужно понимать самим и уметь объяснить детям, что чем больше доход, тем выше риск. Например, если рынок дает 5–6% дохода, а вам предлагают 15%, вы должны сразу подумать: откуда такая трехкратная премия к рынку? Если вам говорят, что все платят 5%, а вы будете платить 0%, то надо понимать, что так не бывает. Берете ипотеку? Посчитайте все точно, посмотрите, сколько лет и какую сумму вы должны будете отдавать.

Нужно объяснять детям, что эмоциональные покупки не самые лучшие. Их можно совершать, но нужно установить какой-то предел для таких решений, чтобы у вас была некая точка безопасного выбора. Например, 10% дохода можно тратить на спонтанные удовольствия, а остальное распределять разумнее.

Никуда не делся и базовый тезис «бесплатный сыр бывает только в мышеловке». Обязательно нужно говорить с детьми и об этом. А еще про то, что лучше семь раз отмерить и только один раз отрезать. Особенно когда принимаешь долгосрочные решения.

Что смотреть и во что играть с детьми

Для маленьких детей можно найти правильные объяснения и примеры в сказках и мультфильмах, в этом смысле здорово сделана «Азбука финансовой грамотности со Смешариками». Но нужно помнить, что дети постарше живут сегодня в цифровом мире, причем часто активнее взрослых, поэтому в обучении финансовой грамотности важна и игровая составляющая.

Возьмем для примера самую простую и понятную всем игру — SimCity. С ее помощью ребенок приобретает первичный навык — как спланировать, что потратить, какие вещи выбрать. Если в этом виртуальном мире ребенок проиграл, но не потерял ничего со своего банковского счета, то это тоже опыт.

Вопрос в том, как из этого извлечь правильный урок и не проиграть в следующий раз

Всегда после игры должен быть какой-то анализ, разбор: нужно подумать, какие решения позволили одному выиграть, а другому проиграть. Очень важно обсуждать это с детьми.


ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ

Скриншот из игры SimCity BuildIt

И, конечно, нужно говорить о финансовой грамотности везде: чем больше каналов и форматов, тем больше шансов дойти до аудитории, быть услышанным.

Первое, что мы сделали, — это портал «Моифинансы.рф». Пишем и короткие сюжеты, и большие материалы для тех, кто готов погружаться глубже, что-то изучать. Если аудитория смотрит YouTube, мы должны быть там, если это TikTok или Telegram-канал, значит, мы будем работать на этих платформах. У каждого ресурса своя аудитория, но наша задача — быть везде с интересной информацией и правильной подачей, чтобы передать ее тем, кому она нужна, в той форме, в которой человек готов ее воспринимать.


ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ

Портал «Мои финансы»

Школа — это тоже один из каналов, причем очень быстрый. Например, если ребенок в школе узнает что-то интересное о финансах и поделится этим дома, то это уже может уберечь семью от досадных финансовых ошибок.

Изображение на обложке: Shutterstock / GoodStudio

В российских школах изменят методику преподавания финансовой грамотности

Более 85% российских школ уделяют внимание обучению финансовой грамотности. Однако с 2022/23 учебного года изучать финансовую грамотность будут все школьники. Соответствующие изменения внесены в федеральные государственные образовательные стандарты общего образования. Что предлагается изменить в школьном обучении, рассказала методист Казанского ММЦ Чулпан Шавалеева в ходе вебинара Федерального методического центра по финансовой грамотности системы общего и среднего профессионального образования НИУ ВШЭ.


ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ

В России едва ли найдется человек, который бы не слышал аббревиатуру МММ. В 1990-е годы незнакомых с элементами рыночной экономики граждан страны было легко завлечь в финансовые пирамиды. Однако с годами проблема финансовой грамотности населения не исчезла. Так, в 2019–2020 годах появился и быстро исчез инвестиционный фонд «Гафаров и партнеры», в деятельности которого выявлены признаки финансовой пирамиды. По разным оценкам, его вкладчики суммарно потеряли от 43 млн до 1 млрд рублей.

С 2017 года в России реализуется Стратегия повышения финансовой грамотности населения, принятая правительством. Ее цель — формирование финансово грамотного поведения граждан, повышение уровня их финансовых знаний, обеспечение доступа граждан к достоверной и надежной информации. Изучение финансовой грамотности внедряется в школах: по данным ЦБ, к 2020 году в том или ином формате в образовательную программу этот предмет включили около 85% школ, каждая пятая школа в стране ввела изучение финграмотности в обязательном режиме.

В интервью ТАСС заместитель министра финансов России Михаил Котюков заявил: «Сегодня базовых знаний уже недостаточно, чтобы избежать финансовых ошибок. Поэтому курс финансовой грамотности в школах будет интегрирован в разные предметы: математику, обществознание, информатику, окружающий мир и даже географию. Важно донести интересным, доступным языком нужную информацию».

В мае 2021 года были приняты новые федеральные государственные образовательные стандарты (ФГОС): теперь финансовая грамотность будет преподаваться школьникам равномерно в течение всего периода обучения. Дети начнут изучать финансовую грамотность уже в начальных классах: на уроках математики — получать базовые представления о цене, стоимости, единицах измерения денег и о процессе купли-продажи; на уроках окружающего мира — изучать семейный бюджет, его доходы и расходы, а также безопасность в интернете и защиту персональной информации.

В средней школе учащимся предстоит изучить более сложные финансовые операции с процентами и дробями. По мнению Чулпан Шавалеевой, на уроках математики необходимо учить детей считать доходы по депозитам, платежи по кредитам, размеры налогов и давать другие бытовые финансовые задачи.

Шире всего финансовую грамотность предполагается изучать в рамках обществознания. Школьники должны будут ее проходить в блоках экономики и политики. Ученики получат знания о финансовой грамотности в повседневной жизни, финансовых услугах и своих правах во взаимоотношениях с банками и другими организациями. В старших классах предполагается уделять внимание развитию рационального экономического поведения и отношению к предпринимательской деятельности.

Однако, по мнению Чулпан Шавалеевой, этого недостаточно. « В 7-м классе (в основном это блок права: правоотношения, правонарушения, основы гражданского и трудового права) не предполагается никаких результатов, связанных с финансовой грамотностью. Но мы можем изучать ее очень успешно, активно и конструктивно, так как большинство услуг и платежей на финансовом рынке регулируются теми или иными нормативными актами», — отмечает спикер. « На финансы в экономике отводится всего лишь 5 часов, хотя это наиболее серьезный и важный блок для финансовой грамотности», — добавила она.

В ходе изучения некоторых предметов финансовая грамотность будет затрагиваться косвенно, например на уроках географии и информатики. Так, в том же 7-м классе дети будут изучать хозяйственную и экономическую деятельность в регионах России и мира, а также валюты мира и их применение. На ИКТ школьники будут учиться следовать правилам безопасной аутентификации, распознавать мошенничество и получать навыки финансовой безопасности, рассказала Чулпан Шавалеева.

Для успешного повышения финансовой грамотности школьников разработаны учебные пособия, в том числе электронный учебник, где есть множество готовых интерактивных инструментов, в частности «Финансовые грабли» — игровой практикум, который призван научить школьников правильно обращаться с личными финансами, отстаивать свои права.

«Я очень надеюсь, что учителя обратят внимание на эти материалы, которые позволяют в рамках урока затронуть темы финансовой грамотности. Это очень удобный формат», — отметила Чулпан Шавалеева.

Последние материалы

Финансовая грамотность станет обязательной с 1 сентября 2023 года.

Со следующего учебного года старшеклассники будут изучать финансовую грамотность. Обязательный курс по изучению этой дисциплины включат в программу 10 и 11 классов. Обучение будет вестись на занятиях по обществознанию.

Финансовая грамотность включает в себя такие темы, как:

Школьные программы должны быть адаптированы к новым требованиям стандартов к 1 сентября 2023 года.

Отметим, что учащиеся 1-9 классов уже изучают финансовую грамотность. Дисциплину ввели в программу в этом учебном году. Ее осваивают на уроках математики, информатики, окружающего мира и географии.

Уточняется, что финансовая грамотность включена в федеральные образовательные стандарты для старшей школы приказом Министерства просвещения России.

Ранее стало известно, что содержание ФГОС для среднего общего образования изменили. Согласно документу, 10 и 11 классы должны изучать 13 обязательных предметов: русский язык, литература, иностранный язык, математика, информатика, история, география, обществознание, физика, химия, биология, физкультура, основы безопасности жизнедеятельности.

Отмечается, что программа минимум двух предметов должна предусматривать углубленное изучение в соответствии с выбранным профилем.

Изучение некоторых предметов стало обязательным. Помимо финансовой грамотности, в список обязательных дисциплин вошли экономика, естествознание, курс «Россия в мире», астрономия, экология. Изучение этих предметов включили в программы по обществознанию, биологии, физике, истории и химии. Теперь знания по этим предметам будут проверяться на ЕГЭ и на ВПР.

По материалам пресс-службы Минпросвещения

Текст подготовила Екатерина Ячина

Получай информацию первым!

Обязательное преподавание финансовой грамотности с 1-го по 9-й класс закреплено в новых федеральных государственных стандартах начального и основного общего образования


ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ

С 1 сентября 2022 года учащимся первых и пятых классов российских школ в обязательном порядке начнут преподавать «элементы финансовой грамотности»; по согласованию с родителями это может произойти уже в нынешнем году, говорится в сообщении Банка России.

В ЦБ пояснили, что обязательное преподавание финансовой грамотности с 1-го по 9-й класс закреплено в разработанных при участии регулятора новых федеральных государственных стандартах начального и основного общего образования.

При этом речь идет об изучении «элементов финансовой грамотности» на уроках математики, географии и обществознания.

«Часть математических заданий будет посвящена расчету цен товаров, стоимости покупок и услуг, налогов, а уроки географии дадут определения качества жизни человека, семьи и финансового благополучия», — говорится в сообщении ЦБ.

В Банке России пояснили, что детям с первого класса будут прививать навыки безопасного совершения финансовых операций через интернет, а также учить анализировать доходы и расходы семьи, составлять личный финансовый план. Школьникам постарше расскажут, как оценивать риски предпринимательской деятельности и избегать разных видов финансового мошенничества. Кроме того, их научат самостоятельно составлять и заполнять некоторые документы — заявления, обращения, декларации, доверенности.

«Правильные навыки обращения с финансами должны закладываться с самого детства, со школы. Введение новых образовательных стандартов позволит каждому школьнику в нашей стране гарантированно получить необходимый для жизни запас знаний о финансах, чтобы понимать, как распорядиться своими доходами, приумножить сбережения и защитить их от финансовых мошенников. Следующее поколение уже сможет более разумно решать финансовые проблемы, а значит повышать уровень благополучия своей семьи и населения в целом», — сказал первый зампред Банка России Сергей Швецов.

По словам первого замглавы Центробанка, благодаря сотрудничеству Минпросвещения с ЦБ и Минфином азы финансовой грамотности уже сейчас проходят в 86% российских школ. В 2019 году Минпросвещения сообщало, что уроки финансовой грамотности входят в программу около 30 тыс. российских школ (более 70% от общего числа), а в 35% учебных заведений элементы финансовой грамотности присутствуют уже в программах начальных классов.


ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ

Бизнес-карта против бумажного документооборота


ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ

Онлайн-сервисы для бизнеса


ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ

Как развивалось онлайн-кредитование в России


ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ

Добро пожаловать в другой мир


ОБЯЗАТЕЛЬНАЯ ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ШКОЛЬНИКОВ

Чем полезен сервис «Бизнес-старт» Сбера

ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

до 21 ноября участвуйте в ежегодном Всероссийском онлайн-зачете по финансовой грамотности

до 21 ноября учавствуйте в ежегодном Всероссийском онлайн-зачете по финансовой грамотности

Управление своими финансами. Личный и семейный бюджет. Как ставить и достигать финансовые цели. Финансовая подушка безопасности. Принципы осознанного потребления.

Главные принципы кредитования и ответственное отношение к взятым обязательствам. Сохранение и преумножение сбережений с помощью банковского вклада. Безопасное и выгодное использование банковских карт.

Основы страховой защиты для себя и близких. Страховые риски. Страховая ответственность. Как выбрать страховую компанию. Дополнительный доход при помощи страховки.

Что важно знать начинающему инвестору. Основные принципы инвестирования. Выбор финансовых инструментов для достижения цели. Как работает биржа, как выбрать посредника.

Правила ориентации в современном киберпространстве и главные свойства информации. Основы защиты своих данных при использовании электронных сервисов.

Бизнес и предпринимательство. Выбор идеи для бизнеса. Основы составления бизнес-плана. Ответственность и финансовые риски владельца бизнеса. Личные качества предпринимателя.

История денежной политики и финансовые интересы страны. Денежные реформы. Эмиссия. Банкноты и монеты в обращении: признаки подлинности и платежеспособности. Жизненный цикл денег.

Как работают налоговая и пенсионные системы. Виды имущественных налогов, как они рассчитываются, права и обязанности налогоплательщика. Понятие пенсии, принципы ее формирования и возможные варианты пенсионного обеспечения.

Правильный выбор и ориентация в мире профессий. Востребованность профессий финансиста, бизнес-информатика и педагога. Профессиональные требования к специалистам.

Выберите урок, дату и время в расписании или через каталог уроков

Зарегистрируйтесь на выбранный урок

Примите участие в уроке классом или индивидуально

Заполните форму отзыва после урока и получите сертификат участника на почту

Проект для педагогов и организаторов детского отдыха. Здесь можно найти развивающие игры, которые познакомят самых маленьких участников с основами финансовой грамотности и помогут учащимся старших классов закрепить свои знания, полученные на уроках.

Информационно-просветительский ресурс Банка России для широкой аудитории, а также для преподавателей финансовой грамотности. Здесь вы найдете понятные статьи про финансы, полезные сервисы и познавательные игры, методические рекомендации и готовые презентации для уроков.

Группа, в которой педагоги, методисты и волонтеры делятся лучшими практиками повышения финансовой грамотности, сценариями игр, викторинами и конкурсами, анонсами мероприятий, интерактивными уроками и другими интересными проектами.

На занятиях участники узнают, как безопасно и эффективно пользоваться банковскими услугами, выбирать финансовые инструменты, использовать современные онлайн-технологии и защищаться от мошенников.

Оцените статью