оценки цель и содержание обученияпомощь необходимая для радикальной модернизации

ОЦЕНКИ ЦЕЛЬ И СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯПОМОЩЬ НЕОБХОДИМАЯ ДЛЯ РАДИКАЛЬНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ Финзачет

Я выросла в самой обычной семье. Родители работали, но никаких накоплений у нас не было — жили от зарплаты до зарплаты.

Однажды я подумала: «Возможно, чтобы денег на все хватало, их нужно изучать?» Так я решила связать свою жизнь с экономикой.

Сейчас я уже три года работаю в школе учителем экономики и финансовой грамотности. Преподаю ребятам основы: как планировать личный бюджет, зачем платить налоги и почему азартные игры — это вовсе не источник дохода.

Делать это непросто: учебников по финансовой грамотности мало, а те, что есть, написаны сложным языком или содержат разрозненную информацию. Расскажу, как проходят уроки финансовой грамотности в школе, какие темы мы разбираем, а также из каких источников, помимо учебников, дети могут почерпнуть полезную информацию.

Легко идти, если видишь впереди свет, зажженный наставником. Чем выше поднимаешься, тем ярче и теплее становится огонек – искорка добра, любви и мудрости, горячая частичка души- и это Лариса Петрова
Поэтому хочу  сказать СПАСИБО Ларисе Петровой, которая даже меня (пенсионеру со стажем), увлекла своими курсами и открыла глаза в будущее. То что я получила, не успею воплатить в жизнь, но дам направление своим детям, чтоб они не знали нужды при уходе на заслуженный отдых. Друзья, я ведь не остановилась на достигнутом, встала на следующую ступень обучения.
С Ларисой приобретаю уверенность в себе. Кто еще не знаком с Ларисой, советую познакомиться!
«Не ждите подарки ни от судьбы, ни от людей!
Делайте их сами!» Такой девиз Ларисы

Рекомендации по дальнейшим тренингам:

1) Хочеться больше конкретики, какие есть инструменты для инвестирования, не те что знают все, а те о которых многие даже не знают. Какие из них более доходные, какие более надежные и т.д.
2) Как анализировать риск инструментов для инвестирования.
3) Диверсификация рисков по валютам, по направлению, по инструментам и т.д. ( Формулы, примеры, стратегии)

Почему о финансовой грамотности стали говорить чаще

В 2017 году Правительство РФ утвердило стратегию по повышению финансовой грамотности населения, которая коснулась в том числе и школ. Сначала преподавание финграмотности носило рекомендательный характер. В рамках обязательного урока обучение проводилось только в каждой пятой школе.

Однако с 1 сентября 2022 года в начальной школе и для учеников пятых — девятых классов элементы финграмотности должны быть интегрированы в такие предметы, как окружающий мир, математика, обществознание и география. Преподавание элементов финграмотности в рамках существующих учебных дисциплин для десятых и одиннадцатых классов планируется закрепить. То есть изучать финансы теперь будут все.

Именно сейчас об этом заговорили по многим причинам, но основная в том, что люди не умеют принимать взвешенные финансовые решения. Так, средний уровень закредитованности россиян за 2021 год вырос с 49,1 до 55,6%. При этом Минфин прогнозирует, что ситуация будет усугубляться снижения реальных доходов.

Если говорить именно о молодежи, то каждый второй ее представитель — 53% — считает, что ему не хватает знаний о финансовой безопасности. Две трети представителей российской молодежи — 65% — ошибочно думают, что криптовалюта — один из самых надежных и выгодных способов инвестиций. Таковы результаты совместного исследования Аналитического центра НАФИ и Международного учебно-методического центра финансового мониторинга.

Какими пособиями я пользуюсь и почему считаю, что этого недостаточно

Я веду уроки финансовой грамотности в параллелях с пятого по одиннадцатый класс, но не во всех. Как и в каких классах преподавать финграмотность, до этого года решала школа, но в основном упор был на классы и группы, которые обучались по математическому или социально-экономическому профилю.

Я сама раньше училась в этой школе. Помню, что один из классов в моей параллели изучал экономику с преподавателем физики: на уроках они решали задачи на вычисление ВВП. Но никаких наработок по финансовой грамотности до моего прихода в школе не было: ни контрольно-тематического планирования, ни единой системы учебников.


ОЦЕНКИ ЦЕЛЬ И СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯПОМОЩЬ НЕОБХОДИМАЯ ДЛЯ РАДИКАЛЬНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ

В библиотеке я нашла несколько учебников для шестых, девятых, десятых и одиннадцатых классов. Этого было недостаточно, учитывая, что проводить уроки нужно было во всех классах с пятого по одиннадцатый. Причем взять любую книгу и начать учить по ней детей тоже нельзя: информация в учебниках должна быть подобрана с учетом требований к ГИА и ЕГЭ, а само пособие — входить в федеральный перечень учебников.

Еще один важный момент — как изложен материал. Сухие объяснения терминов дети, может быть, и запомнят, но только до конца экзамена — в жизни они не пригодятся. Например, в нашей школьной библиотеке есть учебник по экономике, который составлен доктором экономических наук Игорем Липсицем. В нем много полезного, но воспринимать информацию очень сложно.

Минпросвещения для подготовки к экзамену по обществознанию, в который входят и вопросы по экономике, рекомендует использовать учебники Ольги Котовой и Татьяны Лисковой, потому что именно на их основе составляются задания для ЕГЭ и ГИА. По моей просьбе руководство школы закупило эти пособия.


ОЦЕНКИ ЦЕЛЬ И СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯПОМОЩЬ НЕОБХОДИМАЯ ДЛЯ РАДИКАЛЬНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ

Это выдержка из учебника Игоря Липсица о постоянных и переменных издержках. Разграничение издержек видно четко, однако не дано общее объяснение различий между ними, да и язык повествования для школьников сложноват


ОЦЕНКИ ЦЕЛЬ И СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯПОМОЩЬ НЕОБХОДИМАЯ ДЛЯ РАДИКАЛЬНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ

А так в учебнике «Обществознание» Ольги Котовой и Татьяны Лисковой для десятого класса объяснены различия между постоянными и переменными издержками фирмы


ОЦЕНКИ ЦЕЛЬ И СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯПОМОЩЬ НЕОБХОДИМАЯ ДЛЯ РАДИКАЛЬНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ

Это пример задания из ЕГЭ по обществознанию. Формулировки «приобретение сырья», «проценты по кредиту», «сдельная зарплата работников» соответствуют учебнику Ольги Котовой и Татьяны Лисковой. Встретив их, школьник не растеряется и сможет правильно ответить на вопрос

Для классов, которые изучают финансовую грамотность как отдельную дисциплину, я использую серию учебников и методических рекомендаций, разработанных Минфином и Всемирным банком. Эти пособия пока единственные на рынке, где экономические термины преподнесены в доступном для детей виде.

Еще в них прослеживается система обучения — от простой темы бюджета семьи до сложной темы инвестирования. Вот какие советы в учебнике дают детям:


ОЦЕНКИ ЦЕЛЬ И СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯПОМОЩЬ НЕОБХОДИМАЯ ДЛЯ РАДИКАЛЬНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ

Текст кажется не таким сухим, как в учебнике по обществознанию


ОЦЕНКИ ЦЕЛЬ И СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯПОМОЩЬ НЕОБХОДИМАЯ ДЛЯ РАДИКАЛЬНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ

Так в пособии для восьмых и девятых классов раскрывается суть понятия «инфляция»


ОЦЕНКИ ЦЕЛЬ И СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯПОМОЩЬ НЕОБХОДИМАЯ ДЛЯ РАДИКАЛЬНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ

А это пример объяснения терминов для старшеклассников

Недостатки у этой системы пособий тоже есть. Например, материал в учебнике, который рассчитан на изучение с пятого по седьмой класс, можно пройти за год, если заниматься раз в неделю. В шестых и седьмых классах повторять самое уже неинтересно — приходится импровизировать. А еще материалы от Минфина и Всемирного банка отлично развивают финграмотность, но, к сожалению, не подходят для изучения экономики. Подготовиться к экзаменам по ним не удастся.

Идеального учебника я так и не нашла, поэтому работаю над построением собственной системы обучения. Ниже расскажу, как я провожу уроки и какие задания даю для закрепления материала.

Знаете ли вы разницу между аннуитетной и дифференцированной схемами погашения кредита (особенно если на вас не висит уже кредит и вы не ознакомились с этим на своей шкуре)? А куда обращаться, если вас нагрел ваш банк? А как работает система пенсионных накоплений? Какая вам нужна подушка безопасности, если придурок-начальник оставит вас без зарплаты, а мировая закулиса сойдется с руководством родной страны (ну, или оно – с ней) в таком клинче, что вы позавидуете полунищему советскому существованию? Если вы уверенно и правильно ответили на все эти вопросы, то вы круты до невозможности по части финансовой грамотности. Если нет, то вам стоит подтянуться. Можно вместе с детьми-школьниками, поскольку в стране уже со следующего года как раз и собираются вводить в школах уроки умения считать свои деньги. Чему там учить?

Относительно нашего народа и его умения ориентироваться в современном мире со всеми его возможностями, но и обманами и подлостями, существует много мифов, некоторые из которых и не мифы вовсе, а так оно и есть на самом деле.

Главный миф, поддерживаемый в том числе на государственном уровне, о «народе-ребенке», за которым нужен глаз да глаз, а то он натворит бед себе во вред. И буквально все нужно за этого «ребенка» решать «взрослым» государственным мужам. Плохо, конечно, унизительно. С другой стороны, иной раз посмотришь на поведение здоровых лбов-инфантилов и согласишься, что им не то что огнестрел нельзя в руки давать, но и острые предметы, а также – и особенно – избирательный бюллетень. Есть свои мифы касательно и образования. Одни говорят, что «надо вернуться к истокам», к советской школе. Которая якобы лучше всего, что придумало человечество по этой части. Другие – что мир так стремительно меняется, что куда больше пользы будет не набить головы суммой ответов на готовые вопросы из фундаментальных и в меру прикладных наук, а научить людей практическим вещам – как себя в этом мире вести и как научить заниматься самообразованием.

Когда я первый раз услышал, что, мол, надо в школе «воспитывать потребителей», то и сам жутко возмутился: и так ведь дебилов плодят, которые не то что первый закон Ньютона не знают (как и два других) или что куда лить нельзя (например, воду в кислоту), но и в простых правилах арифметики путаются, а география для них вообще темный лес. Впрочем, последнее уже не поправить. Во всяком случае быстро, поскольку запроса на такое количество «шибко умных» со стороны государства просто нет. А жить этим людям в согласии с собой и окружающим их миром как-то надо. В том числе потреблять то, что производят другие (люди и страны).
Обязательное преподавание финансовой грамотности введут уже в следующем году, в том числе оно будет вестись в рамках уроков по математике. Чтобы сблизить школу с жизнью и увереннее отвечать на вопросы неучей и их родителей типа: «Зачем мне это учить, если в жизни это не пригодится?».

Преподавание предмета в перспективе расширится с 1 по 9 класс. Пока неясно, в чем конкретно оно будет состоять.

Исходя из государственного понимания народа как вечного ребенка, наверняка много внимания будет уделяться опасностям, подстерегающим нашего хрупкого, доверчивого и падкого до поиска приключений на свою голову человека во внешнем мире.

Угрозы при совершении финансовых операций в интернете, риски (в первую очередь именно они, а то и только они) предпринимательства вообще (вряд ли при этом будут акцентировать внимание на специфических рисках именно в нашей стране). Даже старшеклассников, правда, не будут учить торговать акциями через брокерский счет. Хотя число таких счетов в этом году достигнет 15 млн. Активных среди них только 5 млн всего. В принципе, было бы неплохо дать уже со школы представление о том, как устроен рынок акций. Ц Б сейчас сильно обеспокоен тем, что могут натворить со своим деньгами хлынувшие на фондовый рынок «физики», посему стремится ограничить их в возможностях совершать операции с теми или иными инструментами, которые наши «взрослые» государственные руководители считают рискованными. Это, разумеется, называется защитой прав граждан (как детей). И в этом есть своя логика.

Наше государство подозревает, что когда тот или иной «физик» прогорит на рынке, то виноват в этом для многих таких погорельцев будет, условно, снова Путин. Которому он, как папе, побежит жаловаться. Это в умной терминологии называется дестабилизацией социально-политической ситуации. У нас наверху такое не любят и боятся как огня.

Заодно можно начать рассказывать школьникам о природе инфляции – хороша она или нет и в каких случаях. Почему наше государство не может просто взять и напечатать много денег и раздать всем желающим. Нам же говорят, что оно ради людей. Какой процент доходности можно считать приемлемым, какой рискованным, а какой – просто финансовой пирамидой, от которой надо бежать, как черт от ладана (и почему). Почему в нашей стране растут цены на бензин вне зависимости от колебаний нефтяных цен в мире. Сколько налогов мы платим в общей сложности, помимо подоходного, куда они поступают и как расходуются. Какую оплату труда можно считать «справедливой» и почему по этой части у нас многое таковым не кажется. И так далее.

Несколько лет назад (с тех пор мало что изменилось) под эгидой Минфина было проведено довольно масштабное исследование уровня финансовой грамотности россиян. Результаты его вас местами неприятно удивят.

Например, не больше пятой части россиян продемонстрировали понимание основ системы пенсионного обеспечения, подавляющее большинство знать не знают ни про какой принцип личной ответственности человека за размер своей будущей пенсии (помимо государства). Лишь треть понимают важность создания финансовой подушки безопасности на случай чрезвычайных и кризисных жизненных ситуаций.

Это все тот же великий и ужасный русский авось, он же фатализм. Наши люди не страхуют жилье даже в зонах с повышенной угрозой стихийных бедствий. Они бы и ОСАГО не покупали, не то что каско, если бы их государство не заставляло. Нежелание делать прививки от ковида – из той же серии.

При этом (по данным НАФИ) финансовых сбережений россиян в случае увольнения хватит в среднем на два месяца, а немногим менее половины, оставшись без работы, подержатся без кредитов и займов у друзей и родственников лишь месяц. При этом две трети россиян самоуверенно считают, что умеют эффективно распоряжаться своими деньгами.

Наши люди также не верят почти никаким государственными институтам. Это известный факт. Но финансовым институтам они не верят еще сильнее.

Лишь пятая часть наших соотечественников считают, что смогут рассчитывать на справедливое разрешении споров с финансовыми организациями в случае их возникновения. Они исходят из того, что не поможет ни суд, ни Роспотребнадзор, ни ЦБ, ни прокуратура – все равно «ограбят и пустят по миру». Менее половины россиян вообще считают нужным куда-либо обращаться при нарушении их прав со стороны финансовых организаций. Суд как верный и надежный адресат назвали менее 20%, Роспотребнадзор или ЦБ – менее 5%.

Лишь треть наших сограждан способны при этом справиться с самым примитивным тестом по финансовой арифметике. Типа: рассчитайте конечную сумму через два года на вашем депозите, положенном под фиксированный процент и на условиях неснятия денег. Или рассчитайте годовую ставку по кредиту при условии выплаты таких-то сумм в месяц. Люди в значительной массе своей (вы не поверите, наверное) не могут правильно рассчитать даже, какая скидка в магазине выгоднее – выраженная в процентах или в конкретной сумме. Не более 15% представителей населения с низкими доходами, например, справились с этим примитивом. Отсюда вопрос на недавней прямой линии Путину от женщины с месячным доходом в 12 тыс. рублей, у которой после выплат по кредитам (кто ей их вообще дал?) остается 1,5 тыс. рублей, и она просит президента помочь расплатиться. Примерно половина людей не понимают или не принимают никакую личную ответственность за потерянные деньги, если они вложены в банк, который обанкротился. Менее половины россиян считают неприемлемым отказ от погашения взятого кредита.

При определенных обстоятельствах в той или иной степени допускают возможность не возвращать взятый в банке кредит 2/3 наших сограждан.

Так что «луч света» в таком царстве тьмы финансовых знаний действительно не повредил бы. Но вот кто будет учить и по каким учебникам? Разве у нас есть хотя бы один нормальный отечественный учебник по тому, что называется Economics? Да еще для школы. Мне во всяком случае таковые не известны. И я бы посоветовал пойти по тому пути, по которому в свое время, в момент своего основания пошла, прости господи и да упокой теперь бог ее душу после отставки ректора, Высшая школа экономики, – она взяла американские учебники. Сегодня такое предложение прозвучит, конечно, крамолой, но оно все равно единственно правильное. Но невыполнимое. А разве наши школьные учителя сами-то такие доки по части финансовой грамотности? С их-то зарплатами и замордованностью чиновниками. Лучше уж пригласить вести спецкурсы удачливых предпринимателей, брокеров и финансистов (но они должны быть, в идеале, вне школьной кафкианской системы отчетности, что тоже невозможно). Они-то уж рассказали бы детям, как в реальности жизнь устроена.

А так, боюсь, все обучение финансовой грамотности в нашей школе в ее нынешнем состоянии выльется в очередную профанацию. Хотя, конечно, от таких выпускников — «лохов для развода» кому-то в наших условиях точно будет польза. И мы таких людей знаем.

Финансовые советы родителям

О том, как написать статью о своем родительском опыте, рассказываем в нашем мануале: прочитайте его и станьте нашим автором.

Как заниматься финансовой грамотностью дома

Я убеждена, что базу финграмотности дети получают дома. В семье не стоит делать тему денег табуированной. Лучше всего ребенок учится, следуя примеру родителей. Вот что советую.

Обсуждать семейный бюджет. Объясните ребенку, как распределяются деньги в семье, на что они уходят, накопления и финансовые планы.

Говорить о финансах по ситуации. Походы в магазин можно сделать полезными, если обсуждать, как формируются и растут цены, почему фрукты дороже зимой, чем летом, какими функциями банка пользуются члены семьи, какие сообщения от мошенников вы получали.

Вовлекать в процесс управления деньгами. Позовите ребенка вместе снять показания со счетчиков. Дайте возможность расплатиться самостоятельно на кассе. Сходите вместе в банк и обменяйте валюту перед отпуском.

Расскажите ребенку, сколько денег уходит на обязательные платежи и как оплачивать счета, чтобы во взрослом возрасте квитанция за квартплату не стала для него неприятным открытием. Школьникам желательно периодически выделять сумму на карманные расходы и на первых порах помогать с планированием трат.

Какие темы мы обсуждаем на уроках

Экономика и финансовая грамотность — это две разные дисциплины, хотя, на первый взгляд, они могут показаться похожими.

Экономика рассказывает про устройство мирового хозяйства. Многие темы могут быть неинтересны детям, но изучать их мы обязаны, так как соответствующие вопросы встретятся на экзаменах. А вот финансовая грамотность ближе к нашей повседневной жизни, поэтому вызывает у школьников больший отклик.

На мой взгляд, самое важное — научить детей грамотно управлять своими финансами.

Ребенок должен знать, как платить налоги и зачем это нужно, как выбрать банк, как не попасться на уловки мошенников. Вот список основных тем по финграмотности, которые мы изучаем.

Источники доходов. Доходы бывают разного вида: зарплата, социальные пособия, доходы от собственности. На уроках дети учатся отличать реальный заработок от других поступлений, например подарков и выигрышей. К сожалению, в этом контексте часто всплывает тема азартных игр и букмекерских ставок — идея легких денег кажется школьникам классной. В таком случае я объясняю, что лучше полагаться на работу, где человек в силах влиять на исход событий, чем надеяться на удачу и проиграть все.


ОЦЕНКИ ЦЕЛЬ И СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯПОМОЩЬ НЕОБХОДИМАЯ ДЛЯ РАДИКАЛЬНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ

На эту тему я написала свою книгу. Ученики помогали мне в процессе написания обратной связью, говорили: «Вот тут здорово, а здесь лучше добавить еще пример»

Расходы. Цель уроков по этой теме — донести до детей, что обязательства нужно исполнять, а траты — считать. Вместе с учениками мы группируем расходы на обязательные, постоянные, переменные и прочие. Еще решаем задачи на долю вида трат в общем объеме расходов, обсуждаем мобильные приложения для удобства контроля за деньгами.

Личный бюджет и бюджет семьи. На таких занятиях мы объединяем знания о доходах и расходах, обсуждаем виды бюджета: дефицитный, профицитный и сбалансированный. Я объясняю, что сбалансированный лучше профицитного, потому что в бюджете должна быть заложена такая статья расходов, как финансовая подушка безопасности, на которую идет фиксированная сумма и излишки, если они есть.


ОЦЕНКИ ЦЕЛЬ И СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯПОМОЩЬ НЕОБХОДИМАЯ ДЛЯ РАДИКАЛЬНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ

Банк. Выясняем, какую основную пользу несут банки для физических лиц: проводят наши транзакции, выдают деньги в кредит, размещают деньги на вкладах, обменивают валюту. Вспоминаем известные банки. Многие ученики только на уроках финграма узнают, что главный банк страны — не Сбер, а Центральный.

Инвестиции. В старших классах говорим, в какие инструменты можно инвестировать, чтобы добиться финансового благополучия. Основные варианты — недвижимость, металлы, фондовый рынок. обсуждаем принцип диверсификации, доходность и риски.

Налоги. Обсуждаем бюджет государства: какие есть налоги, на какие нужды тратятся собранные средства. Так у детей появляется понимание, что такое НДФЛ, НДС и зачем нужно платить, например, налог на транспорт или имущество.

Финансовое мошенничество. Мы рассматриваем варианты, где можно встретиться с мошенниками: в интернете, по телефону, у банкомата и даже просто на улице. Узнаем главное правило — не раскрывать личные данные, пароли, номера карт, CVV.

Некоторые темы, например функции Центрального банка, не вызывают у детей особого интереса. Но обсуждение ключевой ставки становится увлекательнее в свете текущих событий: школьники узнают, что кредиты становятся дороже, а вклады — выгоднее. Поэтому, чтобы оперативно отвечать на возникающие у детей вопросы, преподавателю нужно быть в курсе последних новостей.

С этим связана и необходимость импровизировать на уроках: так или иначе разговор с детьми может уйти в обсуждение актуальной ситуации. Например, на одном из уроков у детей возник вопрос: «А что с долларом?» Пришлось отсутпить от запланированной темы банков и обсудить, как образуется курс валют.

Помимо учебников и ситуативных задач есть еще масса вариантов изучать финграмотность.

Игры. Расскажу о нескольких онлайн-играх, которые, на мой взгляд, смогут пробудить у ребенка интерес к финансам:

Еще я рекомендую не забывать о классической настольной игре «Монополия»: она поможет заинтересовать темой финансов даже самых маленьких.

Книги. Для младшеклассников посоветовала три наиболее увлекательные и познавательные книги:

Родителям, которые понимают, что говорить с детьми о финансах важно, но не знают, с чего начать, советую книгу «Как научить ребенка обращаться с деньгами» Джолайн Годфри. Она подскажет, как выработать у подрастающего поколения ключевые навыки обращения с деньгами.

Интернет-ресурсы. Для занятий с детьми более старшего возраста можно использовать, например, сайт про финансы от ЦБ и Минфина. Там можно найти калькуляторы для подсчета инфляции, полезные образовательные статьи и рекомендации родителям, как беседовать с ребенком о деньгах.


ОЦЕНКИ ЦЕЛЬ И СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯПОМОЩЬ НЕОБХОДИМАЯ ДЛЯ РАДИКАЛЬНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ

Материалы для детей на сайте «Финансовая культура» от Центрального банка

Эти мультфильмы мы смотрим даже со старшеклассниками — отдыхаем так после контрольных.

Смешарики расскажут, как сделать так, чтобы денег становилось больше, и почему важно иметь финансовую подушку безопасности

Какие практические задания я даю на уроках

По плану теория и практика на уроках чередуются, поэтому ученики не успевают заскучать. Вот какие практические задания я даю на уроках.

Финансовые задачи, в которых дети считают деньги. Я беру задания из разных источников: типовых Всероссийских проверочных работ, экзаменационных сборников, рабочих тетрадей.

Недавно с учениками средней школы мы проходили тему рынка и ценообразования. Сначала обсудили, что есть не только рынок с овощами, но и рынок техники, недвижимости, одежды, а цена зависит от многих факторов: стоимости материалов, зарплаты рабочих и так далее. А затем решали финансовые задачи на эту тему: считали сдачу от покупки и определяли стоимость товара после подорожания.


ОЦЕНКИ ЦЕЛЬ И СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯПОМОЩЬ НЕОБХОДИМАЯ ДЛЯ РАДИКАЛЬНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ

Пример задания на составление бюджета из рабочей тетради «Финансовая грамотность» Юлии Корлюговой и Анастасии Половниковой для пятых — седьмых классов


ОЦЕНКИ ЦЕЛЬ И СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯПОМОЩЬ НЕОБХОДИМАЯ ДЛЯ РАДИКАЛЬНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ

Задания для проверки знаний учеников восьмых и девятых классов

Родители могут придумывать подобные задачи на ходу. Например, делая покупки в магазине, предложить ребенку посчитать изменение цены в процентах.

Задания, в которых дети придумывают бизнес. Старшеклассникам нравится тема предпринимательства. Особенно им интересно считать прибыль, придумывать идеи для своего дела и составлять бизнес-планы. В копилке ярких идей моих учеников — сайт знакомств, где люди выбирают друг друга только по глазам, и детейлинг-студия для автомобилей.


ОЦЕНКИ ЦЕЛЬ И СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯПОМОЩЬ НЕОБХОДИМАЯ ДЛЯ РАДИКАЛЬНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ

Дискуссии. На уроках мы обсуждаем актуальные вопросы, связанные с текущей экономической обстановкой. Например, говорим о том, как меняется курс рубля ажиотажа вокруг валют, чем вызван кризис и  дефолт.

Меня радует, что дети читают новости и находятся в курсе событий. Большинство моих учеников обеспокоены массовым уходом иностранных компаний с российского рынка. Отталкиваясь от этого, мы обсуждаем возможности для наших предпринимателей и дальнейшего импортозамещения. Главное — не нагнетать, а искать выход. Ведь кризис по определению — это переход в новое состояние, а не конец света.

Обмен знаниями. Чаще всего дети уже знают о деньгах, налогах и прочих финансовых терминах. Поэтому наши уроки — это своего рода взаимный обмен информацией. Ученики рассказывают мне, что знают, а я их корректирую и дополняю.


ОЦЕНКИ ЦЕЛЬ И СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯПОМОЩЬ НЕОБХОДИМАЯ ДЛЯ РАДИКАЛЬНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ

В таких темах, как налоги, полезные функции банков, личные финансы, доходы и расходы семьи, школьники обычно хорошо ориентируются. При изучении более сложных тем не обходится без казусов. Вот пример диалога с учениками седьмого класса:

Творческие задания. Я стараюсь давать больше заданий, где дети могут проявить свою фантазию и поработать в команде. Мы часто проводим викторины, делаем презентации, решаем кроссворды и ситуативные задачи.


ОЦЕНКИ ЦЕЛЬ И СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯПОМОЩЬ НЕОБХОДИМАЯ ДЛЯ РАДИКАЛЬНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ

Фото с практического урока про источники доходов. Ученикам нужно было выделить конкретным цветом каждый вид источника доходов: собственный заработок, пособия, доходы от собственности и прочее


ОЦЕНКИ ЦЕЛЬ И СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯПОМОЩЬ НЕОБХОДИМАЯ ДЛЯ РАДИКАЛЬНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ

Ученица презентует бизнес-план своей мастерской по созданию украшений из фетра, которые она изготавливает в реальной жизни


ОЦЕНКИ ЦЕЛЬ И СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯПОМОЩЬ НЕОБХОДИМАЯ ДЛЯ РАДИКАЛЬНОЙ МОДЕРНИЗАЦИИ

Ученики решают кроссворды в группе и таким образом вспоминают пройденный материал

Проблем с дисциплиной на уроках у меня не возникает. Я всегда стараюсь расположить учеников к предмету, объясняя, что деньги — неотъемлемая часть жизни каждого из нас. Да и детям нравится эта взрослая тема: всем хочется быть богатыми. Некоторые проявляют особый интерес и сами дополнительно обсуждают тему с родителями, изучают литературу, участвуют в олимпиадах.

Дети, которые изучали финансовую грамотность в школе, в дальнейшем показывают хорошие результаты. Одни выпускники пишут мне, что пошли изучать экономику в вузе, другие хвастаются доходом от инвестиций. Получая такие сообщения, я горжусь своими учениками и в очередной раз убеждаюсь, что финансовая грамотность — нужная и важная дисциплина.

Финансовая грамотность в школе

Хотели бы Вы, чтобы Ваш ребёнок изучал финансовую грамотность в школе. Считаете ли Вы это целесообразным?

Последний —

05 июля, 10:39
Перейти

Главное еще больше физкультуры и меньше богомерзких математики и астрономии.

От неё пользы больше, чем от литературы.

Астрономию тоже считаю бесполезной. Помогает при пикапе, но в поиске работы помогает мало, если вы не планируете в космонавты.

надобно не фин . грамотность развивать – в современной автократии олигархической она особо не поможета популярно людям объяснять, что есть РФ в нынешнее время и как отсюда побыстрее сибаса

Идея хорошая, но кто преподавать будет? Думаю, с кадрами большая проблема будет

А что будет включено в этот предмет? Я думаю в рамках математики можно и задачки на финансовую грамотность порешать. А законы на обществоведении изучать.

У нас в старших классах экономика была, назывался предмет, вроде, основы экономической культуры или как-то так. Сейчас нет уже, что ли?

14 января 2022, 10:40

19 января 2022, 17:27

20 января 2022, 06:35

20 января 2022, 12:01

20 января 2022, 14:27

Дети должны знать классическую литературу, а не финансовую грамотность.

Оцените статью