ОПЫТ РАБОТЫ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ОБУЧЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Содержание
  1. Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение
  2. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ» ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ
  3. Психолого-возрастные особенности развития детей
  4. Возрастная характеристика детей 5-6 лет
  5. Возрастная характеристика детей 6 – 7 лет
  6. Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования
  7. Уровни усвоения программы (по А. Шатовой) Старшая группа
  8. II СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ
  9. Уровни проблемного обучения, которые следует преодолевать постепенно, от простого к сложному
  10. Для создания проблемных ситуаций воспитатель использует следующие методические приёмы
  11. Программа составлена с учѐтом реализации интеграции образовательных областей
  12. Задачи работы с родителями
  13. Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий
  14. Сроки реализации программы
  15. Для более эффективного решения поставленных задач в занятия включены разные виды деятельности
  16. Организация, осуществляющая образовательную деятельность по Программе, должна создать материально-технические условия, обеспечивающие
  17. Методика проведения мониторинга по экономическому воспитанию старших дошкольников
  18. Старшая группа (задания)
  19. «Труд в жизни людей»
  20. Модель «Семейный бюджет»
  21. Подготовительная к школе группа
  22. Протокол уровня знаний детей по теме «Экономическое образование и воспитание детей» (подготовительная группа)

Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида №12 «Звездочка»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ» ДЛЯ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ

НА 2020-2022 учебный год

г. Соль – Илецк, 2020 год

Психолого-возрастные особенности развития детей        5

Перспективное планирование по программе «Финансовая грамотность дошкольника» старшая

Перспективное планирование по программе «Финансовая грамотность дошкольника» подготовительная к школе группа        18

Перспективный план по взаимодействию с семьей        24

3.1. Организация развивающей предметно-пространственной среды.        26

Рабочая программа разработана на основе образовательной программы муниципального дошкольного образовательного бюджетного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида №12 «Звездочка», разработана на основе программ А. Д. Шатовой «Экономическое воспитание дошкольников». Учебно – методического пособия. М.: Педагогическое общество России, 2005, Е. А. Курак, Л. А. Михерева «Экономическое воспитание дошкольников» — М., ТЦ СФЕРА, 2002г. Программа нацелена на первоначальное экономическое образование детей дошкольного возраста, как фактора их экономической социализации.

Экономика и дошкольник на самом деле, тесно связаны. Детей, точно также, как и взрослых, волнуют финансовые вопросы. Малыши, так или иначе, сталкиваются с миром финансов, обсуждают ли дома мама с папой повышение цен или прибавку к зарплате, или же в магазине игрушек, когда игрушка слишком дорогая и ее купить не могут, или же когда получают в подарок на день рождения конверт с купюрами.

Программа поможет детям понять, как зарабатываются деньги, что такое семейный бюджет, почему он ограничен и, как сделать так, чтобы преумножить достаток.

«Экономика детям» значима потому, что подразумевает широкую практику применения полученных детьми знаний: и в быту, и в будущей профессии.

Одной из важнейших задач дошкольной педагогики является обучение детей азам экономики, формирование экономических представлений.

Это обусловлено переменами в социальной жизни всех членов общества (включая детей дошкольного возраста), значимостью подготовки ребенка к жизни, правильной ориентации его в происходящих экономических явлениях, а также необходимостью преемственности в изучении экономики между первыми ступенями образовательной системы — дошкольным обучением и школой.

Процесс познания экономики не прост для дошкольника. Пониманию многих экономических явлений, развитию познавательного интереса к экономике, созданию положительной мотивации к ее изучению в значительной степени способствует игровая деятельность.

(утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544);

раскрыть ребенку окружающий его предметный мир как мир духовных и материальных ценностей, как часть общечеловеческой культуры, сформировать основы экономических компетенций и финансовую грамотность у детей старшего дошкольного возраста.

«предложение», «цена», «заработная плата»;

Программа построена на позициях гуманно-личностного отношения к ребенку и направлена на его всестороннее развитие, формирование духовных и общечеловеческих ценностей, а также способностей и интегративных качеств.

Психолого-возрастные особенности развития детей

Дошкольный возраст является важнейшим в развитии человека, так как он заполнен существенными физиологическими, психологическими и социальными изменениями. Это период жизни, который рассматривается в педагогике и психологии как самоценное явление со своими законами, субъективно переживается в большинстве случаев как счастливая, беззаботная, полная приключений и открытий жизнь. Дошкольное детство играет решающую роль в становлении личности, определяя ход и результаты ее развития на последующих этапах жизненного пути человека.

Характеристика возрастных особенностей развития детей дошкольного возраста необходима для правильной организации образовательного процесса, как в условиях семьи, так и в условиях дошкольного образовательного учреждения (группы).

Возрастная характеристика детей 5-6 лет

Дети шестого года жизни уже могут распределять роли до начала игры и строить свое поведение, придерживаясь роли. Игровое взаимодействие сопровождается речью, соответствующей и по содержанию, и интонационно взятой роли. Речь, сопровождающая реальные отношения детей, отличается от ролевой речи. Дети начинают осваивать социальные отношения и понимать подчиненность позиций в различных видах деятельности взрослых, одни роли становятся для них более привлекательными, чем другие. При распределении ролей могут возникать конфликты, связанные субординацией ролевого поведения. Наблюдается организация игрового пространства, в котором выделяются смысловой «центр» и «периферия». В игре «Больница» таким центром

оказывается кабинет врача, в игре Парикмахерская» — зал стрижки, а зал ожидания выступает в качестве периферии игрового пространства.) Действия детей в играх становятся разнообразными.

Развивается изобразительная деятельность детей. Это возраст наиболее активного рисования. В течение года дети способны создать до двух тысяч рисунков. Рисунки могут быть самыми разными по содержанию: это и жизненные впечатления детей, и воображаемые ситуации, и иллюстрации к фильмам и книгам. Обычно рисунки представляют собой схематические изображения различных объектов, но могут отличаться оригинальностью композиционного решения, передавать статичные и динамичные отношения. Рисунки приобретают сюжетный характер; достаточно часто встречаются многократно повторяющиеся сюжеты с небольшими или, напротив, существенными изменениями. Изображение человека становится более детализированным и пропорциональным. По рисунку можно судить о половой принадлежности и эмоциональном состоянии изображенного человека.

Конструирование характеризуется умением анализировать условия, в которых протекает эта деятельность. Дети используют и называют разные детали деревянного конструктора. Могут заменить детали постройки в зависимости от имеющегося материала. Овладевают обобщенным способом обследования образца. Дети способны выделять основные части предполагаемой постройки. Конструктивная деятельность может осуществляться на основе схемы, по замыслу и по условиям. Появляется конструирование в ходе совместной деятельности.

Дети могут конструировать из бумаги, складывая ее в несколько раз (два, четыре, шесть сгибаний); из природного материала. Они осваивают два способа конструирования:

«достраивает» природный материал до целостного образа, дополняя его различными деталями);

Продолжает совершенствоваться восприятие цвета, формы и величины, строения предметов; систематизируются представления детей. Они называют не только основные цвета и их оттенки, но и промежуточные цветовые оттенки; форму прямоугольников, овалов, треугольников. Воспринимают величину объектов, легко выстраивают в ряд — по возрастанию или убыванию — до 10 различных предметов.

Однако дети могут испытывать трудности при анализе пространственного положения объектов, если сталкиваются с несоответствием формы и их пространственного расположения. Это свидетельствует о том, что в различных ситуациях восприятие представляет для дошкольников известные сложности, особенно если они должны одновременно учитывать несколько различных и при этом противоположных признаков.

В старшем дошкольном возрасте продолжает развиваться образное мышление. Дети способны не только решить задачу в наглядном плане, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие, и т.д. Однако подобные решения окажутся правильными только в том случае, если дети будут применять адекватные мыслительные средства. Среди них можно выделить схематизированные представления, которые возникают в процессе наглядное

моделирования; комплексные представления, отражающие представления детей о системе признаков, которыми могут обладать объекты, а также представления, отражающие стадии преобразования различных объектов и явлений (представления о цикличности изменений): представления о смене времен года, дня и ночи, об увеличении и уменьшении объекта в результате различных воздействий, представления о развитии и т.д. Кроме того, продолжают совершенствоваться обобщения, что является основой словесно логического мышления. В дошкольном возрасте у детей еще отсутствуют представления о классах объектов. Дети группируют объекты по признакам, которые могут изменяться, однако начинают формироваться операции логического сложения и умножения классов. Так, например, старшие дошкольники при группировке объектов могут учитывать два признака: цвет и форму (материал) и т.д.

Как показали исследования отечественных психологов, дети старшего дошкольного возраста способны рассуждать и давать адекватные причинные объяснения, если анализируемые отношения не выходят за пределы их наглядного опыта.

Развитие воображения в этом возрасте позволяет детям сочинять достаточно оригинальные и последовательно разворачивающиеся истории. Воображение будет активно развиваться лишь при условии проведения специальной работы по его активизации.

Продолжают развиваться устойчивость, распределение, переключаемость внимания. Наблюдается переход от непроизвольного к произвольному вниманию.

Продолжает совершенствоваться речь, в том числе ее звуковая сторона. Дети могут правильно воспроизводить шипящие, свистящие и сонорные звуки. Развиваются фонематический слух, интонационная выразительность речи при чтении стихов в сюжетно-ролевой игре и в повседневной жизни.

Совершенствуется грамматический строй речи. Дети используют практически все части речи, активно занимаются словотворчеством. Богаче становится лексика: активно используются синонимы и антонимы.

Развивается связная речь. Дети могут пересказывать, рассказывать по картинке, передавая не только главное, но и детали.

Достижения этого возраста характеризуются распределением ролей игровой деятельности; структурированием игрового пространства; дальнейшим развитием изобразительной деятельности, отличающейся высокой продуктивностью; применением в конструировании обобщенного способа обследования образца; усвоением обобщенных способов изображения предметов одинаковой формы.

Восприятие в этом возрасте характеризуется анализом сложных форм объектов; развитие мышления сопровождается освоением мыслительных средств (схематизированные представления, комплексные представления, представления о цикличности изменений); развиваются умение общаться, причинное мышление, воображение, произвольное внимание, речь, образ Я.

Возрастная характеристика детей 6 – 7 лет

В сюжетно-ролевых играх дети подготовительной к школе группы начинают осваивать сложные взаимодействия людей, отражающие характерные значимые жизненные ситуации, например, свадьбу, рождение ребенка, болезнь, работу взрослых.

Игровые действия детей становятся более сложными, обретают особый смысл, который не всегда открывается взрослому. Игровое пространство усложняется. В нем может быть несколько центров, каждый из которых поддерживает свою сюжетную линию. При этом дети способны отслеживать поведение партнеров по всему игровому пространству и менять свое поведение в зависимости от места в нем. Так, ребенок уже обращается к продавцу не просто как покупатель, а как покупатель-мама или покупатель – шофер и т. п. Исполнение роли акцентируется не только самой ролью, но и тем, в какой части игрового пространства эта роль воспроизводится. Например, исполняя роль водителя автобуса, ребенок командует, пассажирами и подчиняется инспектору ГИБДД.

Если логика игры требует появления новой роли, то ребенок может по ходу игры взять на себя новую роль, сохранив при этом роль, взятую ранее. Дети могут комментировать исполнение роли тем или иным участником игры.

Образы из окружающей жизни и литературных произведений, передаваемые детьми в изобразительной деятельности, становятся сложнее. Рисунки приобретают более детализированный характер, обогащается их цветовая гамма. Более явными становятся различия между рисунками мальчиков и девочек. Мальчики охотно изображают технику, космос, военные действия и т.п. Девочки обычно рисуют женские образы: принцесс, балерин, моделей и т.д. Часто встречаются и бытовые сюжеты: мама и дочка, комната и т. д.

Изображение человека становится еще более детализированным и пропорциональным. Появляются пальцы на руках, глаза, рот, нос, брови, подбородок.

Одежда может быть украшена различными деталями.

При правильном педагогическом подходе у детей формируются художественно- творческие способности в изобразительной деятельности.

Дети подготовительной к школе группы в значительной степени освоили конструирование из строительного материала. Они свободно владеют обобщенными способами анализа, как изображений, так и построек; не только анализируют основные конструктивные особенности различных деталей, но и определяют их форму на основе сходства со знакомыми им объемными предметами. Свободные постройки становятся симметричными и пропорциональными, их строительство осуществляется на основе зрительной ориентировки.

Дети быстро и правильно подбирают необходимый материал. Они достаточно точно представляют себе последовательность, в которой будет осуществляться постройка, и материал, который понадобится для ее выполнения; способны выполнять различные по степени сложности постройки, как по собственному замыслу, так и по условиям.

В этом возрасте дети уже могут освоить сложные формы сложения из листа бумаги и придумывать собственные, но этому их нужно специально обучать. Данный вид деятельности не просто доступен детям — он важен для углубления их пространственных представлений.

Усложняется конструирование из природного материала. Дошкольникам уже доступны целостные композиции по предварительному замыслу, которые могут передавать сложные отношения, включать фигуры людей и животных.

У детей продолжает развиваться восприятие, однако они не всегда могут одновременно учитывать несколько различных признаков.

Развивается образное мышление, однако, воспроизведение метрических отношений затруднено. Это легко проверить, предложив детям воспроизвести на листе бумаги образец, на котором нарисованы девять точек, расположенных не на одной прямой. Как правило, дети не воспроизводят метрические отношения между точками: при наложении рисунков друг на друга точки детского рисунка не совпадают с точками образца.

Продолжают развиваться навыки обобщения и рассуждения, но они в значительной степени еще ограничиваются наглядными признаками ситуации.

Продолжает развиваться воображение, однако часто приходится констатировать снижение развития воображения в этом возрасте в сравнении со старшей группой. Это можно объяснить различными влияниями, в том числе и средств массовой информации, приводящими к стереотипности детских образов.

Продолжает развиваться внимание дошкольников, оно становится произвольным. В некоторых видах деятельности время произвольного сосредоточения достигает 30 минут.

У дошкольников продолжает развиваться речь: ее звуковая сторона, грамматический строй, лексика. Развивается связная речь. В высказываниях детей отражаются как расширяющийся словарь, так и характер обобщений, формирующихся в этом возрасте. Дети начинают активно употреблять обобщающие существительные, синонимы, антонимы, прилагательные и т.д.

В результате правильно организованной образовательной работы дошкольников развиваются диалогическая и некоторые виды монологической речи.

В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст. Его основные достижения связаны с освоением мира вещей как предметов человеческой культуры; освоением форм позитивного общения с людьми; развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.

К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.

Результаты освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые являют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения уровня дошкольного образования. Специфика дошкольного детства (гибкость, пластичность развития ребенка, высокий разброс вариантов его развития, его непосредственность и непроизвольность), а также системные особенности дошкольного образования (необязательность уровня дошкольного образования в Российской федерации, отсутствие возможности вменения ребенку какой -либо ответственности за результат) делают неправомерными требования от ребенка дошкольного возраста конкретных образовательных достижений и обусловливают необходимость определения результатов освоения Программы в виде целевых ориентиров.

Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе, в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой

объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки воспитанников. Освоение Программы не сопровождается проведением промежуточной аттестации и итоговой аттестации воспитанников.

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования

Мониторинг образовательного процесса проводится 2 раза в год в начале сентября и в конце мая. Мониторинг проводит воспитатель. Основной задачей мониторинга является определение степени освоения ребёнком программы по основам финансовой грамотности. Данные о результатах мониторинга заносятся в диагностический лист освоения знаний детей в рамках программы. Анализ диагностического листа позволяет оценить эффективность образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении по финансовой грамотности дошкольников по программе «Дошкольник и экономика» автор А. Д. Шатова, «Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику» автор А. А. Смоленцева

Уровни усвоения программы (по А. Шатовой) Старшая группа

Ребенок самостоятельно пользуется моделью трудового процесса как средством познания трудовой деятельности взрослых. Владеет речью-доказательством, верно, обосновывает ценность каждого вида труда. Проявляет устойчивый интерес к труду взрослых, стремление оказать посильную помощь. Понимает товар как продукт труда, имеющий цену, зависящую от качества. Проявляет бережливость, аккуратность, начала рационального поведения. Испытывает чувство вины за поломку игрушек, стремиться устранить свою оплошность.

Ребенок имеет представление о значимости разных профессий, устанавливает связи между разными видами труда. Осознает назначение денег. Стремится аргументировать свои суждения. Может объяснить, чем заняты родители, в чем ценность их труда, имеет элементарное представление о семейном бюджете. Интерес к труду взрослых устойчив. Понимает товар как продукт труда, имеющий цену. Владеет обобщенными представлениями о качествах хозяина (бережливость, аккуратность). Проявляет беспокойство в связи с поломкой игрушек, меняется игрушками со сверстниками.

Нечеткое представление о трудовом процессе. Ребенок знает названия некоторых профессий, но затрудняется в раскрытии значимости разных видов труда, установлении связи между ними. Отношение к деньгам не отличается осознанностью. Познавательное отношение к труду не устойчивое. Не осознает товар, как продукт труда, имеющий цену. Имеет нечеткое представление о качествах хозяина (бережливость, аккуратность). Не выражает сожаления по поводу сломанных игрушек, вещей. Не делится со сверстниками.

Ребенок проявляет ярко выраженное эмоциональное отношение к заданиям экономического содержания. Активно отвечает на вопросы, проявляет любознательность, задает вопросы экономического характера. Использует в речи экономические термины. Устойчивое отрицательное отношение к жадности, корыстолюбию, лени, лживости. Уверен в своих силах, способен к длительному сосредоточению. Проявляет настойчивость.

Ребенок проявляет интерес к большинству заданий. Отвечает на вопросы, но сам вопросов не задает. Выполняет задания с незначительной помощью взрослого. Отношение к отрицательным нравственным качествам не устойчивое.

Ребенок не всегда уверен в своих силах. Затруднения преодолевает по побуждению воспитателя. Проявляет ситуативный интерес к заданиям. Пассивен, отвечает только на те вопросы, с которыми знаком по личному опыту. Низкий уровень самостоятельности. Осуждает жадность, лень, лживость с нацеливания взрослого.

II СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ ПРОГРАММЫ

Программа обеспечивает формирование основ экономической грамотности у детей в возрасте 6 -7 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Программа осваивается детьми в процессе интеграции образовательных областей – познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.

Участники образовательной деятельности: дети, родители (законные представители), педагогические работники ДОО, осуществляющие работу по программе.

Образовательный процесс решает программные образовательные задачи в следующих формах организации деятельности:

Совместная образовательная деятельность детей и взрослых осуществляется в ходе ООД, предполагает индивидуальную, подгрупповую и групповую формы организации образовательной работы с воспитанниками. Самостоятельная деятельность предполагает свободную игровую деятельность воспитанников в условиях специально созданной предметно-пространственной развивающей среды, обеспечивает каждому ребенку возможность выбора игр и атрибутов по интересам; позволяет ему взаимодействовать со сверстниками или действовать индивидуально; содержит в себе проблемные ситуации и направлена на самостоятельное решение ребенком образовательных задач; позволяет освоить (закрепить, апробировать) материал, изучаемый в совместной деятельности со взрослым.

В основу работы с дошкольниками по экономическому воспитанию положен деятельностный подход, который предусматривает формирование экономических знаний через различные виды деятельности: игровую, познавательно-исследовательскую, коммуникативную, трудовую и др. В зависимости от содержания знаний ведущим является тот или иной вид деятельности. Например, усвоение экономических понятий (деньги, цена, стоимость и т.п.) успешно проходит в игровой деятельности:

Знания о том, почему следует беречь результаты труда людей, дети успешнее всего осваивают в процессе трудовой и продуктивной деятельности.

Особое место занимают интеллектуальные игры-викторины «Что? Где? Почём?»,

«Бизнес-клуб», «Аукцион», которые позволяют в игровой соревновательной форме

подвести итог по изученному материалу, обобщить и систематизировать знания, провести анализ насколько хорошо дети усвоили материал.

Знакомство с новым материалом очень интересно и увлекательно проходит в ходе игры-путешествия «Музей денег», «Путешествие по территории детского сада» (с целью познакомиться с профессиями сотрудников), экскурсии в банк, рекламное агентство, которые позволяют детям познакомиться с реальными экономическими объектами и людьми разных профессий.

При организации образовательной деятельности по экономическому воспитанию наиболее эффективным является метод проблемного обучения, который позволяет педагогу не только познакомить дошкольников с экономическими понятиями, но и развивать у детей умение самостоятельно «добывать» знания, учиться искать пути решения задач, проявлять инициативу, анализировать и делать выводы.

Уровни проблемного обучения, которые следует преодолевать постепенно, от простого к сложному

На этом этапе педагог создает проблемную ситуацию, дети с помощью педагога решают задачу и после этого выполняют подобное задание по уже данному образцу.

Тут гипотезы решения проблемной ситуации выдвигают сами воспитанники на основе имеющихся знаний, но к верному решению «приходят» вместе с воспитателем.

Моделирование игровых проблемных ситуаций на занятиях по экономическому воспитанию создает условия для познавательной активности дошкольников, стимулирует детскую инициативу и самостоятельность. Решая проблемную ситуацию экономического, содержания ребенок приобщается к экономической действительности, учиться думать, ориентироваться в окружающем, высказывать собственную и принимать чужую позицию, растет и реализуется его творческий потенциал.

Для создания проблемных ситуаций воспитатель использует следующие методические приёмы

Программа реализуется на основе авторских разработок и материалов передового педагогического опыта, сочетание которых способствует выстраиванию целостного педагогического процесса по формированию экономической грамотности в процессе познавательной и игровой деятельности. Сочетание и адаптация материалов программы под возрастные и индивидуальные особенности воспитанников строится по следующим требованиям:

Программа составлена с учѐтом реализации интеграции образовательных областей

Основные понятия и термины по экономике:

Работа по экономическому воспитанию дошкольников невозможна без участия родителей, их заинтересованности, понимания важности проблемы.

Семья играет ведущую роль в становлении личности ребенка-дошкольника. Именно в семье благодаря ощущению «живой человеческой среды» и на основе наблюдаемых форм поведения взрослых ребенок приобретает первый социокультурный экономический опыт.

Поэтому решение задач воспитания личности возможно только в тесном сотрудничестве педагог – ребенок – родитель.

: повышение экономической образованности родителей.

Задачи работы с родителями

Известно, формирование основ экономической грамотности зависит от многих факторов, в том числе от развивающей предметно-пространственной среды, в которой она происходит. Для организации воспитательно-образовательного процесса по экономическому воспитанию в ДОО создаются необходимые педагогические условия.

Обогащению впечатлений способствует созданная в игровой комнате игровая экономическая зона, способствующая погружению детей в мир экономики, через которую происходит закрепление, уточнение, углубление, систематизация полученных экономических представлений в трудовой, игровой, познавательной деятельности; формируются умения применять их в самостоятельной деятельности.

Игровая экономическая зона содержит: дидактические игры, таблицы с кроссвордами, иллюстрации, коллекция монет и купюр разных стран, атрибуты для сюжетно-ролевых игр. Именно игровая экономическая зона предоставляет детям возможность действовать самостоятельно, способствует формированию их познавательной и практической активности, создает возможности для привлечения родителей к формированию интереса к экономическому воспитанию и воспитанию личности ребенка способной адаптироваться к многообразному миру экономики.

Процесс экономического воспитания реализуется через различные формы его организации. Использование разнообразных форм дает воспитателю возможность проявить творчество, индивидуальность и в то же время, что особенно важно, сделать процесс познания экономики интересным, доступным. Главное — говорить ребенку о сложном мире экономики на языке, ему понятном. Сделать экономику понятной помогают сюжетно-дидактические игры.

Так, играя в сюжетно-ролевую игру «Профессии», дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. В сюжетно-дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно- игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний. В сюжетно-ролевых играх «Рекламное агентство»,

«Банк», «Супермаркет», «Магазин» и др. создаются наиболее благоприятные условия для развития у детей интереса к экономическим знаниям, естественная, приближенная к реальности обстановка, устанавливается психологически адекватная возрасту ситуация общения. К атрибутам сюжетно-ролевым играм относится кассовый аппарат, банкомат, пластиковые карты, деньги (имитация).

В дидактических играх «Кому что нужно?», «Обмен», «Что быстрее купят?»,

«Копилка» уточняются и закрепляются представления детей о мире экономических явлений, терминах, приобретаются новые экономические знания, умения и навыки.

Дошкольники, совершая большое количество действий, учатся реализовывать их в разных условиях, с разными объектами, что повышает прочность и осознанность усвоения

знаний. Развивающая среда содержит настольно-печатные игры по экономике «Веселый бизнесмен», «Монополия», «Бизнесмен», «Деньги», «Супермаркет».

Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий

Психолого-педагогические и методические требования к реализации программы:

Сроки реализации программы

Категория: старший дошкольный возраст 5 – 7 лет Режим занятий – 2 раза в месяц

Время проведения: вторая половина дня

подгрупповая, индивидуальная и коллективная.

В старшей группе – 25 минут периодичность – 2 мероприятия в месяц (2-ая половина дня);

В подготовительной к школе группе – 30 минут периодичность – 2 мероприятия в месяц (2-ая половина дня);

Количество занятий – 18

игровой,  практический, наглядный, словесный.

Занятия проводятся в групповом помещении с использованием мультимедийного оборудования.

Для более эффективного решения поставленных задач в занятия включены разные виды деятельности

Обеспечение материально-технических условий, позволяющих достичь обозначенных целей и выполнить соответствующие задачи, в т. ч.:

педагогических работников и представителей общественности в разработке основной образовательной программы, в создании условий для ее реализации, а

также мотивирующей образовательной среды, уклада организации, осуществляющей образовательную деятельность;

Организация, осуществляющая образовательную деятельность по Программе, должна создать материально-технические условия, обеспечивающие

-по охране здоровья воспитанников и охране труда работников;

При создании материально-технических условий для детей с ограниченными возможностями здоровья организация должна учитывать особенности их физического и психофизиологического развития.

Программой предусмотрено также использование организацией обновляемых образовательных ресурсов, в т. ч. расходных материалов, подписки на актуализацию электронных ресурсов, техническое и мультимедийное сопровождение деятельности средство        обучения        и        воспитания,        спортивного,        музыкального,        оздоровительного оборудования, услуг связи, в т. ч. информационно-телекоммуникационной сети Интернет.

— официальный сайт Банка России

fincult.info — сайт Банка России по финансовой грамотности «Финансовая культура» Минобрнауки.рф — официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации

Ваши финансы.рф — сайт национальной программы повышения финансовой грамотности граждан «Дружи с финансами»

Электронные ресурсы для педагогов:

Методика проведения мониторинга по экономическому воспитанию старших дошкольников

Мониторинг разделен на четыре группы заданий, каждое из четырех заданий состоят из 3 более мелких заданий: первое – загадки по экономике, разделенные по областям, второе – вопросы определенной области экономических знаний, третье – проблемная ситуация. С каждым ребенком работа проводится индивидуально и по мере успешности ответов на задания, определяется уровень экономической воспитанности.

Высокий уровень (3 балла) – самостоятельно справляется с заданием Средний уровень (2 балла) – с заданием справляется с помощью педагога Низкий уровень (1 балл) – с заданием не справляется

Старшая группа (задания)

выявить знания детей о потребностях растений, животных, человека в свете, воде, пищи.

Дидактические игры «Кому что нужно», «Собираясь в дальний путь взять с собою не забудь!»

Материал: таблицы, иллюстрации с изображением растений, животных, человека,

потребностей в свете, воде, пищи.

выявить знания детей о материальных, духовных, социальных потребностях

«Подарок ко дню рождения», «Что ты выберешь», «Потребности моей семьи», «Заветное желание»

карточки с изображением материальных потребностей (игрушки, духовных (книги, муз. инструменты и т. д., социальных.

выявить знания детей о труде и его видах.

«Кому что нужно для работы» «Телепередача «Почта гнома Эконома», «Кто лучше знает инструменты», «Чудесный мешочек»

: набор сюжетных картинок с изображением орудий труда и различных профессий, орудия сельскохозяйственного, домашнего и т. д. труда.

выявить знания детей о последовательности трудовых действий

«Как сделать лучше и быстрее», «Маршрут труда».

алгоритмы, схемы с изображением трудовых действий.

выявить знания детей о роли труда в жизни людей

«Труд в жизни людей»

: иллюстрации с изображением трудовых действий, орудия труда, изделия, товары, вещи.

выявить знания детей о производственном цикле товаров

«Путешествие в страну товаров», «угадай товар».

Материал: народные игрушки, подставки из металла, вазочки, коробочки, фарфоровые игрушки.

выявить знания детей о зависимости цены товара от его качества и количества Дидактическая игра и беседа «Как сделать лучше и быстрее»

для изготовления книжек – малюток разными способами

Вопросы к детям: Какой способ лучше, почему? Оцените свой товар в зависимости от его качества.

выявить знания детей о сбыте товара

Дидактические игры «Где продается товар», «Путешествие товара», «Где продают и покупают?»

: карточки – картинки с изображением разных вещей, продуктов питания и схемы его доставки до покупателей, план района, где продают и покупают (рынок, супермаркет, магазин)

: выявить знания детей о достоинстве купюр, умение считать, сравнивать.

деньги различного достоинства.

выявить знания детей о семейном бюджете и его составляющих (зарплата, пенсия, стипендия)

Модель «Семейный бюджет»

карточки с изображением членов семьи и результатов их труда, деньги.

: выявить знания детей о доходе и его динамике, о расходах и их многообразии

«Доходы семьи крокодила Гены», «Расходы семьи дяди Федора из

модель семейного бюджета, картинки с изображением сказочных героев и их деятельности, карточки-схемы с изображением доходов и расходов.

Протокол уровня знаний детей по теме «Экономическое образование и воспитание детей» (старшая группа)

Подготовительная к школе группа

выявить знания детей об экономике, экономических категориях (товар, цена, деньги).

Дидактические игры «Экономическая рыбалка», «Задай вопрос»

Материал: рыба, на обратной стороне которой написано экономическое понятие, разные предметы, игрушки.

Беседа по сказке К. И. Чуковского «Муха – цокотуха»

выявить знания детей о потребностях и возможностях человека

Дидактические игры «Потребности и возможности моей семьи», «Магазин» Материал: схемы, таблицы, иллюстрации с разными потребностями, карточки с возможностями.

выявить знания детей о последовательности трудовых действий Дидактические игры «Как сделать лучше и быстрее», «Маршрут труда». Материал: алгоритмы, схемы с изображением трудовых действий.

Беседа по произведению «Петушок и бобовое зернышко»

Цель: выявить знания детей о взаимосвязи «Труд-продукт-деньги» Дидактическая игра «Необычайное путешествие».

Материал: алгоритмы, схемы с изображением трудовых действий, продуктов, товаров, денег различного достоинства.

выявить знания детей о бартере Игра – ситуация «Бартер»

Материал: схема, раскрывающая сущность данной экономической категории. Цель: выявить знания детей о выгодности бартера

Дидактическая игра «Интересный обмен»

Материал: комикс «Жила-была денежка», карточки с условным изображением предметов. Цель: выявить знания детей о выгодности бартера

Дидактическая игра «В стране «Обмении» Материал: карточки, фломастеры, карандаши.

выявить знания детей о выгоде и убытке

Дидактические игры «Удачная покупка», «Рынок» Материал: товары, деньги

Беседа по художественному произведению «Как мужик гусей делил»

выявить знания детей о купюрах, их достоинстве, банке. Дидактические игры «Путешествие рубля», «Банк»

Материал: купюры, монеты разного достоинства, игровые деньги Дидактические игры «Магазин «Катюша»

Материал: разнообразные предметы, игрушки, продукты питания и т. п.

выявить знания детей о рекламе Дидактическая игра «Мир рекламы»

Материал: различные рекламные материалы – газеты, шапочки-бейсболки, календарики, ручки, футболки, рекламные проспекты и т. п.

Цель: выявить знания детей о взаимосвязи рекламы и продажи

выявить знания детей о бизнесе, капитале, купле, продаже Дидактические игры «Маленький бизнесмен», «Монополия»

Материал: различные карточки, схемы, изображения и иллюстрации экономического содержания.

Беседа по сказкам с экономическим содержанием («Как барин овцу купил», «Как звери решили открыть свой бизнес»)

Протокол уровня знаний детей по теме «Экономическое образование и воспитание детей» (подготовительная группа)

Высокий уровень – 3 балла Средний уровень – 2 балла Низкий уровень – 1 балл

Оцените статью