Свидетельство о регистрации
СМИ
Зачем размещать разработки
у нас?
Свидетельство о публикации
в СМИ
Диплом за инновационную
профессиональную
деятельность
учитель начальных классов
Тема: «Решение задач».
Цель: 1.формировать математическую грамотность посредством решения учебно-практических задач.
2. Развивать логическое и алгоритмическое мышление, познавательные и интеллектуальные возможности.
3. Воспитывать коллективизм и патриотизм, нравственные черты личности, способность самосовершенствоваться.
Планируемый результат:
Предметные : создать условия для формирования у учащихся умения осознанно использовать полученные в ходе обучения знания для решения учебно-практических задач,
Метапредметные : овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение.
Личностные: проявляют интерес к изучению учебного предмета математики
Оборудование: компьютер, экран, презентация, карточки с заданиями
Также вас может заинтересовать
«Свидетельство участника экспертной комиссии»
Урок-деловая игра по математике в 4 классе с элементами финансовой грамотности
Тема: «Устные и письменные приемы вычислений»
Учебно-методический комплект: «Школа России», 4 класс.
Выполнила: учитель начальных классов Игуменщева Г. В.
План-конспект урока по математике. 4 класс.
1. Способствовать формированию экономического образа мышления.
– освоение способов решения проблем творческого и поискового характера.
– повторить основные свойства сложения, алгоритмы сложения и вычитания многозначных чисел;
– познакомить с устными и письменными приемами вычислений.
– способствовать развитию умений применять переместительное и сочетательное свойства сложения;
– выбирать удобный способ для устных и письменных вычислений;
– решать текстовые задачи, определять верные и неверные равенства.
научатся устным и письменным приемам вычислений многозначных чисел.
совершенствовать вычислительные навыки, умение решать задачи; учить использовать свойства сложения для рационализации устных и письменных вычислений.
развитие математической речи; познавательных способностей; развивать умение составлять и решать задачи; закрепить знания о переместительном и сочетательном свойствах сложения; – выбирать удобный способ для устных и письменных вычислений
воспитывать внимание, интерес к математике.
Планируемые образовательные результаты:
научатся применять переместительное и сочетательное свойства сложения, выбирать удобный способ для устных и письменных вычислений, решать текстовые задачи, определять верные и неверные равенства.
овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником.
проявляют интерес, переходящий в потребность к расширению знаний, к применению поисковых и творческих подходов к выполнению заданий,методы и формы обучения:
словесный, наглядный, практический.
Экран, компьютер, проектор.
– Доброе утро, друзья! У нас сегодня не совсем обычный урок, на нем сегодня присутствуют гости, пожалуйста, повернитесь, поприветствуйте их и садитесь за парты!
-Вы готовы к уроку математики? (ответы детей)
-Готовы, тогда начинаем и для работы нам сегодня понадобятся:
Чуткие уши, внимательные глаза, сообразительные головы и, конечно же ,хорошее настроение! А какое у вас сегодня настроение – покажите! (дети поднимают палец вверх или вниз). Хорошее настроение – у всех!
-Давайте повернемся к соседу по парте, и ему улыбнемся, и пожелаем отличной работы на уроке.
Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:
-Молодцы, а теперь все посмотрели на меня, сели правильно, руки положили перед собой и приготовились работать. Я тоже вам желаю больших успехов на уроке!
Я хочу, чтобы вы улыбались,
Работой своею довольны остались,
Чтоб каждый из вас ощутил свой успех!
Чтоб этот урок порадовал всех!
Французский философ Жан Жак Руссо (1712-1778гг.)
-Сейчас мы отправимся в увлекательное путешествие по стране – Математика! –1. Математика начинается с устного счёта 6 – 8 мин.
-Плетём пальчиками, лисичка-зайчик и продолжаем работать.
-Игра -«Верите ли вы» (если да – , если нет – качаем
– знак вычитания в математике -это минус;
– знак сложения -это плюс;
– компоненты сложения- это слагаемое, слагаемое, сумма;
– в часе 600 минут;
– в 1 км 1000 метров;
– если 999 увеличить на 1, будет 1000;
– 20 000 прибавить 800, будет 20 800;
– мм, см, дм, м, км – это единицы массы;
Блиц-опрос «Горячая двадцатка».
-Можно ли назвать числовым рядом? – Почему? – Назовите пропущенные цифры.
-Что объединяет эти числа?
-Какое число предшествует числу 991?
– Назовите самое маленькое число из этих чисел.
-Какое число самое большое? 999 -Назовите соседей этого числа.
-Какое число следует за числом 994?
– Как получили это число 995? (увеличили на 1) -Что вы можете о нем рассказать? (многозначное, состоит из 9 сотен, 9 десятков и 5 единиц.)
-соседи ? – разрядные слагаемые? -относится к классу ( 1 классу, к классу единиц) -Определите, сколько единиц каждого разряда в этом числе:
Какое число самое большое? 999 число назовите соседей
-Как получили число 1000? – Что это за число. – Дайте ему характеристику.
Самоопределение к деятельности, подведение к теме урока.
Молодцы! – Мы провели устный счёт и отталкиваясь от него, кто может сказать тему урока? ( сложение и вычитание многозначных чисел)
-Откройте тетради. Отступите 4 кл от предыдущей записи. Запишите число, классная работа .
На доске примеры (№ 260) 2+96+98+904 48+530+70+52
– Вычисли наиболее лёгким способом!_______________________
-Для этого нам надо что вспомнить? (св-ва) – Как будем решать?
( применять сочетательное св-во).
-А еще какое свойство вы знаете? (переместительное)
– Приведите устно пример, подходящий под это св-во.
-Как вы думаете, для чего мы сегодня вспомнили эти свойства? Для чего нам эти свойства нужны и нужны ли вообще? (Наверное эти свойства мы будем применять при изучении новой темыэто облегчает вычисления,)
– Всегда ли мы можем вычислять выражения устно? (нет)
– Почему? ( есть большие числа, которые посчитать в уме очень сложно)
– Правильно. ( Подвожу к цели урока.) – Так, значит, какова будет цель нашего урока? ( будем учиться складывать и вычитать многозначные числа столбиком)
-Как вы думаете, письменное сложение и вычитание любых многозначных чисел выполняется так же, как и сложение и вычитание двузначных и трехзначных чисел? (Да, наверное, одинаково)- Вы выдвинули гипотезу. Что такое гипотеза?
– Правильно. Это предположение, которое мы должны доказать или опровергнуть.
– Посмотрите на доску НА ДОСКЕ ПРИМЕРЫ: – Чем отличаются примеры? (количеством цифр в числах)
– Давайте вспомним алгоритм действий трехзначных чисел при сложении и вычитании столбиком.
– Объясните решение первого примера, выполнив запись столбиком.(в тетради)
345+345=690 _________________________ – Решаем в соответствии алгоритмом
И открываю карточку
3.656+2.256= 5.912 – что, в этом примере, вы увидели? (добавились единицы тысяч)
– Складывали ли мы уже четырехзначные числа столбиком? (нет)
– Как будем записывать этот пример? (в соответствии алгоритмом) (И открываю карточку)
– Кто сможет объяснить, как решить второй пример? (Желающий ученик решает пример на доске с объяснением)
– Кто сможет сложить пятизначные числа столбиком? (Желающий ученик решает пример на доске с объяснением) 74.803 +1.560=76.393
А как узнать, правильно ли мы решили пример? –
– Кто уже может сформулировать тему урока. О чем мы сегодня будем говорить?
– Выполнять устные и письменные приемы вычислений.
– Какие задачи на урок поставим? ( совершенствовать навыки устных и письменных вычислений, вспоминать алгоритм сложения и вычитания многозначных чисел)
– А теперь проверьте решение последнего примера вычитанием.
– Кто сможет это сделать? (Желающий ученик решает пример на доске с объяснением)
– Какой вывод можно сделать? (многозначные числа складывают и вычитают столбиком так же, как трехзначные) ,
-т.е. мы доказали гипотезу, что письменное сложение и вычитание любых многозначных чисел выполняется так же, как и сложение и вычитание двузначных и трехзначных чисел? И открываю карточку
– А как вы думаете, нам в жизни может это все пригодиться? Вот вычисления таких многозначных чисел?
– И где, если да?
2. – Теперь давайте попробуем письменно решать выражения на сложение и вычитание с многозначными числами.
– Ещё раз вернемся к моему вопросу, письменное сложение и вычитание любых многозначных чисел выполняется так же, как и сложение и вычитание двузначных и трехзначных чисел? (да)
– Ну, что, пробуем самостоятельно решить примеры?
-Выполним № 262. Прочитаем задание (читает один ученик)
-Первый пример выполним вместе (коллективно) с подробным объяснением у доски ( 1 ученик работает у доски, другие, в тетради)
528 047 + 106 875 = 634 922 -Сложение проверяем чем ? ВЫЧИТАНИЕМ.
Проверка: 634 922 – 528 047 = 106 875
1. Пишу единицы под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями.
2. Складываю единицы
3. Складываю десятки Карточки у Альфии
4. Складываю сотни
5. Складываю единицы тысяч
6. Складываю десятки тысяч
7. Складываю сотни тысяч
8. Читаю ответ
– а второй пример выполним самостоятельно (потом проверим)
385 746 + 23 352 = 409098
409 098 – 385 746 = 23 352
– А теперь немного отдохнём
– Я прочитаю стихотворение, а вы будьте внимательны, ведь вам нужно следить за количеством, а потом ответить на мои вопросы
Вот жаворонок с ивушкиВзлетел и полетел. Вы слышите, как веселоОн песенку запел?Три лодочки по озеруШирокому плывут. Гребцы сидят на лодочкахИ весело гребут. Пять зайцев от охотникаПрыжками в лес бегут. Скорей, скорее, зайчики,В лесу вас не найдут!Четыре скачут лошади,Во весь опор летят,И слышно, как по камушкамПодковы их стучат.
- Сколько было жаворонков на ивушке? 1
- Сколько лодочек плыло по озеру? – 3
- Сколько зайцев спряталось от охотника? – 5
- Сколько скакало лошадей? – 4
А теперь поиграем. Я буду вам повторно читать стихотворение, а вы будете изображать то жаворонка, то зайцев и т.д. Когда вы услышите слова о жаворонке, вы полетите (руки в стороны), а когда я скажу о зайцах, вы будете стучать ногами, когда услышите слова про лошадей, то будете издавать такие звуки –цок, цок, цок и т. д. Дети выполняют соответствующие движения.
Как живёшь? –Вот так!
Как идёшь? – Вот так!
Как бежишь ? – Вот так!
Как плывёшь? – Вот так!
Как летишь? – Вот так!
Как шалишь? – Вот так!
Как сидишь? – Вот так!
Запишите в тетради № № 263 ??????
– – Прочтите задачу самостоятельно.
– О ком или о чем говорится в задаче?
— Что известно? -Какие семьи участвовали? ( где по з человека в семье и где по 2 человека в семье)
– Вслух читает ещё раз ______________и после прочтения ответьте на вопрос – в виде чего правильно и удобно кратко записать задачу?
( Таблица, кр. запись, схематич. Рисунок, а может чертёж?)
– К доске идёт составлять краткую запись____________________
– Сразу можем ответить на главный вопрос (нет) – Почему?
_ Значит, что сначала узнаем? – Потом?
–Теперь можем ответить на главный вопрос задачи?
-Какой тип этой задачи? ( на нахождение слагаемого)
– Хорошая работа! Умники и умницы!
– (ПЕРЕХОДИМ к финансовой грамотности)
– Мы решали задачу, в которой, говорилось о ком или о чём? (задача была про семью, которая участвовала в соревнованиях. У нас в классе тоже есть семьи, которые постоянно , ни один год уже принимают участие в разных соревнованиях, это Карповы) ПОКАЗАТЬ КАРТИНКИ МЕБЕЛИ. Многие выезжают на отдых (Барановы),по туристическим путёвкам. У АЛЬФИИ
– Конечно, семья для вас –это самое главное в вашей жизни. И надо беречь родителей, почаще их обнимать, благодарить за их любовь и заботу о вас.
Турфирмы «Моринтур»(), и турфирмы «Абсолют»(),
А сейчас у нас Очень важный клиент.
Клиент: Здравствуйте, я с родителями хотел бы посетить такие страны, как Египет, Греция, Франция и Германия.
Я, как генеральный директор, прошу помочь вам подобрать клиенту выгодные путевки.
1 турфирма «Байкал тур»: КАРТОЧКА С НАЗВАНИЕМ
Путевка в страну Египет
Город Каир: количество дней – 5, стоимость путевки на взрослого – 21. 452 р.
На ребенка – 16 .723 р ( 21 452+21452+16723 = 59. 627)
Количество дней – 5, стоимость путевки на взрослого – 23. 895 р.
На ребенка – 16. 789р (64. 579)
Город Кена: количество дней – 5, стоимость путевки на взрослого – 20 983 р.
На ребенка – 15 725 р (57. 691 р)
(Самый выгодный тур – в город Кена -57. 691 р)
2 турфирма «Моринтур» – Греция: – Мы можем Вам предложить посетить 3 города
Город Афины: (56. 279 р )
-5 дней на взрослого – 19. 778 р.
-На ребенка – 16 .723 р
Город: Нафплион ( 51. 116 р. )
5 дней на взрослого – 17. 591 р.
На ребенка – 15 934 р.
И город: СалОники (60. 357 р)
5 дней на взрослого – 21. 561 р.
На ребенка – 17 .235 р.
(Самый выгодный тур в город – Нафплион – 51. 116 р)
3 турфирма «Абсолют» :Франция (78 208 р. )
Город: Париж 5 дней на взрослого – 27.315 р.
На ребенка – 23 578 р
Город: Марсель ( 72 331 р.)
5 дней на взрослого – 24.210 р.
На ребенка – 23 911 р
Город: Лилль ( 51 997 р. )
5 дней на взрослого – 18.215 р.
На ребенка – 15 567 р
Самый выгодный тур в город – Лилль -51 997 р
4 группа «Байкалинтур» страна: Германия
Город Мюнхен (54. 839 р.)
5 дней на взрослого – 19. 564 р.
На ребенка – 15. 711 р
Город Берлин ( 62. 988 р )
5 дней на взрослого – 23. 219 р.
На ребенка – 16. 550 р
Город Кёльн: ( 55 059 р)
5 дней на взрослого – 19. 373 р.
На ребенка – 16. 313 р
Самый выгодный тур в город – Мюнхен – 54. 839 р
-Итак, представитель каждой турфирмы должен выйти и показать, какой тур самый выгодный для клиента.
На интерактивной доске записывают город и стоимость тура.
Вывод: посредством использования на этом этапе интересных сведений и занимательных заданий организована ситуация для закрепления следующих знаний:
С опорой на имеющиеся знания дети учатся анализировать, применять вычислительные приёмы для решения проблемных задач, логически мыслить и делать выводы о целесообразности своих действий.
-Хорошая работа, уважаемые коллеги.
-Я , думаю, клиент будет доволен!
Клиент: скажите, пожалуйста, а проезд входит в стоимость тура?
к сожалению, нет.
Предлагаю поделиться впечатлениями от урока.
-Чему мы сегодня продолжали учиться на уроке?
(сложению и вычитанию многозначных чисел)
-Что нового узнали? (кроме знаний по математике, мы узнали примерные суммы для отдыха семьей, открыли для себя страны, новые города)
– Т.е делаем вывод: – Математика наука точная, нужна везде и всегда .
– Кому понравилось и было интересно на уроке похлопайте.
– Кто испытал успех в сегодняшней работе – поднимите зеленый кружок.
– Кто испытывал какие-нибудь затруднения – желтый кружок.
– У кого остались проблемы, кому нужно поработать дополнительно над опорной схемой или разрядным составом многозначных чисел – поднимите красный кружок.
– Прикрепите кружки на доску. – Урок закончен. Вы молодцы. Спасибо за урок.
«Основы финансовой грамотности на уроке математики»
Разработки уроков (конспекты уроков)Основное общее образованиеЛиния УМК Г. К. Муравина, О. В. Муравиной. Математика (5-6)
Внимание! Администрация сайта rosuchebnik.ru не несет ответственности за содержание методических разработок, а также за соответствие разработки ФГОС.
В школьном курсе математики задачи финансовой направленности встречаются не часто, а в жизни такие задачи необходимо уметь решать. На этом уроке ученики смогут проследить связи между финансовыми знаниями и реальной жизнью.
Методическое содержание урока основано на материале учебника для 5 класса авторов Г. К. Муравина и О. В. Муравиной в который включены задачи на стоимость, в ходе их решения учащиеся учатся планировать затраты и оценивать выгоду, получаемую при покупке товаров со скидкой и по специальным акциям. При изучении процентных расчетов ( Пункт 29 «Процентные расчеты» ) вводятся три основных вида задач на проценты, которые рассматриваются на данном уроке на примерах повышения и понижения цены товара.
На уроке ученики выполняют:
-математические задания;
-проводят исследование и рассказывают об его итогах, работая индивидуально, либо в малых группах.
Анна Юрьевна Бударина
учитель алгебры, математики, Брянская область
Хотите сохранить материал на будущее? Отправьте себе на почту
– Здравствуйте, меня зовут Лилия Леонидовна, сегодня урок математики проведу у вас я!
– Посмотрите на фрагмент мультфильма!(«Полет на Марс» Смешарики)
– Куда собрался наш герой? (на Марс)
– Что он для этого делал? (экономил, копил деньги)
– Смог ли Пин полететь на Марс? ( нет, цена за билет выросла)
– Давайте поможем нашему герою собрать нужную сумму, чтобы смог полететь на Марс! (помещаю картинку Пина на доску)
– Для начала давайте посчитаем устно
Устный счет ( каждое задание на слайде)
– Будет ли сдача с покупки?
Перед вами название продуктов и цена каждого продукта, нам нужно на 100р набрать продукты для борща.
– Сообщение темы
– Посмотрите на слайд какое слово зашифровано?
– Сформулируйте, пожалуйста, тему урока? (решение задач)
Работа над темой урока
– Сейчас вы будете работать по группам. Как только вы выполняете все задания, подаете мне сигнал, за правильно выполненное одно задание вы получаете монету, которые вы потом кладете в общий мешочек. Этими монетами мы поможем нашему герою полететь на Марс.
( каждое задание на отдельной карточке)
№2. Реши задачу
Рассмотри рисунок и ответь на вопрос: сколько рублей сдачи получит покупатель, расплатившийся за одну лилию и одну розу купюрой в 500 руб.?
Запиши решение и ответ.
Задание №4 Тариф на электричество составляет 4 рубля 10 копеек за киловатт. Сколько нужно заплатить, если всего израсходовано 8 киловатт? (для тех кто выполнил предыдущее задание)
(дети выходят к доске прикрепляют монеты, получается корзина монет)
– Ребята у нас получилась целая корзина монет, давайте мы передадим эту корзину нашим героям и посмотрим что из этого получилось?
(смотрим фрагмент мультфильма)
– Удалось ли Пину улететь на Марс?
– Какие задачи мы сегодня решали? (про деньги, а по- другому финансовые задачи)
– Почему хорошо справились? (умеем считать)
– Где этот навык пригодится в жизни?
Рефлексия: у меня в корзине лежат золотые и серебряные монеты, если для вас урок показался интересным, трудностей не возникало, возьмите из корзины золотую монету, если были трудности на уроке серебряную. Поднимите монету вверх.
Тема урока: Решение задач. Личные деньги.
Предметные образовательные результаты:
Метапредметные образовательные результаты:
I . Актуализация знаний. Определение темы и задачи урока.
Работают в группе.
Группа, которая быстрее других справится с заданием, достаёт букву из конверта. . ( Каждая группа получает конверт с буквами слова Текутьев)
– Сформулируйте задачи урока. ( Закреплять умение решать задачи )
II. Открытие и закрепление новых знаний.
– Мы не просто будем решать задачи, это будут задачи по финансовой грамотности. Посмотрите на слова и найдите лишнее среди них.
– Какое слово лишнее и почему.
На доске появляется и картинка Скруджа . Что объединяет их? Догадались?
– У кого из вас есть деньги? Зачем вам деньги?
– А где вы их берёте?
– Кому принадлежат эти деньги? Подумайте, а как можно назвать такие деньги?
– Эти деньги называют личные деньги.
Тема урока ЛИЧНЫЕ ДЕНЬГИ.
– Зачем мы сегодня будем говорить на эту тему?
– Нам нужно научиться обращаться с деньгами, понаблюдаем над тем, как увеличить их количество, чтобы быть успешными. Вспомните, пожалуйста, как объяснял бобрёнок свой успех?( он принимал правильные решения) Поучимся и мы принимать правильные решения.
Работа в группе:
– Прочитайте высказывания и выберите те из них, в которых идёт речь о личных деньгах.
1. Деньги в вашей копилке.
2. Зарплата родителей.
3. Бабушкин кошелёк с деньгами.
4. Премия за победу в олимпиаде.
5. Ваши карманные деньги.
6. Деньги, которые отложили на оплату коммунальных услуг.
7. Подаренные вам деньги на день рождения.
( Проверка выполнения и получение буквы)
– Решите задачу:
Бабушка подарила вам на день рождения 1000 рублей, это в 2 раза меньше, чем подарил папа. Сколько всего денег вам подарили?
( За правильное решение – буква)
– Вспомните, пожалуйста, мультфильм «Богатый Бобрёнок». К какому выводу пришёл бобрёнок, когда хотел и купил водные лыжи?
– Перед вами таблица.
– Сколько денег потратим, если купим 2 шоколадки?
– На сколько дороже стоит лего, чем пластилин?
– Во сколько раз дороже пластилин, чем шоколадка?
-Хватит ли нам денег, чтобы купить всё?
– Сколько денег не хватает?
– Ребята, а кто определяет давать ли вам деньги и сколько? ( Родители)
В нашей стране ребенок может начать зарабатывать с 14 лет. А в Германии, например, принят закон, который определяет, сколько давать ребёнку на карманные расходы. Пока дети маленькие, деньги получают родители и дают детям. Десятилетнему ребёнку дают 10-12 евро. Давайте посчитаем, сколько это в рублях. 1 евро приблизительно равен 90 рублей.
Во многих странах детям дают карманные деньги. Решите задачи
1. Юный Англичанин получает на неделю 15 долларов. Сколько денег он бы получил в рублях, если 1 доллар равен 70 рублям?
2. Ребёнок в Швеции получает 6 долларов в неделю. А сколько это рублей, если 1 доллар равен 70 рублям?
3. Маленький турок получает 16 долларов в неделю. А сколько это рублей, если 1 доллар равен 70 рублям?
( Дополнительный материал: в Турции маленькие дети получают деньги за поцелуи. Нужно поцеловать руку старшего родственника и приложить её ко лбу. Им за это дарят 1 доллар.)
4. В Америке дети зарабатывают до 10 долларов на неделю. Сколько это рублей, если 1 доллар равен 70 рублям?
(За правильное решение – буква из конверта)
– Вспомните, пожалуйста, что члены семьи сказали Бобрёнку, когда он хотел получить оплату за помощь им?
Наш урок подходит к концу. Чему вы сегодня учились?
– Объясните, как вы понимаете пословицу?
III . Подведение итога.
– Из заработанных букв сложите фамилию знаменитого нашего земляка. ( Текутьев) .
-Андрей Иванович Текутьев родился в деревне Борки . Житель Тюмени, меценат. Когда то был главой нашего города и много сделал для родного края. На свои личные деньги облагораживал улицы города, построил каменный театр и содержал его. Открыл городскую библиотеку Настоял, чтобы железная дорога проходила через наш город. В результате этого город стал быстрее развиваться.
– Что из того, что вы сегодня делали , что может пригодиться в жизни ?
– Нарисуйте свою мечту, для которой вы хотите накопить деньги.
Класс:
2- а учитель: Чижевская Ирина Алексеевна
Тема:
Решение текстовых задач
закрепить
умение решать текстовые задачи различных видов; совершенствовать
навыки устного счёта; подготовить к знакомству с умножением чисел через сложение; развивать
мышление, внимание; воспитывать трудолюбие, уважение к труду.
принимают
и осваивают социальную роль обучающегося; проявляют самостоятельность,
личную ответственность.
формулируют учебную
задачу урока; контролируют свою деятельность и деятельность партнеров в группе
и паре; корректируют свои действия, оценивают собственную деятельность –
выделяют и осознают то, что уже усвоено, и то, что еще нужно усвоить; способны
к саморегуляции.
формулируют
познавательную цель; выделяют необходимую информацию, структурируют знания;
анализируют, сравнивают; устанавливают причинно-следственные связи; стремятся
развивать внимание, память, логическое мышление.
умеют слушать,
слышать и понимать партнеров; достаточно полно и четко выражают свои мысли;
стремятся развивать навыки сотрудничества со сверстниками и со взрослыми;
уважают всех участников группы, при возникновении спорных ситуаций не создают
конфликтов.
етоды
и формы обучения: частично-поисковый; индивидуальная,
фронтальная, групповая.
презентация
– изображения представителей различных профессий, девиз урока, карточки для
индивидуальной работы, оценочный лист.
урок актуализации знаний и умений.
II. Мотивация учебной
деятельности.
1.
Девиз урока. ( Учащиеся с доски хором читают запись на доске).
То,
что знаем повторяем. Что забыли — вспоминаем. Новое — изучаем.
Учитель: – Поделитесь
своими знаниями. Вспомните то, что изучали на прошлых уроках и расскажите
другим. Начните свой ответ словами
2.
Игра «Копилка знаний». ( Учащиеся проговаривают правила, называют
математические термины и т. д).
IV. Актуализация опорных
знаний.
( На доске записаны выражения и
ответы, на обороте буква.).
Учитель: – Чтобы мы
с вами узнали тему урока, надо к каждому выражению, найти правильный ответ, На
обратной стороне которого записана буква. Из этих букв мы соберем слово и
узнаем тему урока.
42 + 5
= 47 ( З )
54 –
10 =44 ( А )
50 –
20 = 30 ( Д )
10 – 7
= 3 ( А )
8 + 3
= 11 ( Ч )
9 + 3
= 12 ( И )
III. Сообщение темы и
цели урока.
Учитель: -Для чего же
необходимо уметь решать задачи?
–
Где мы встречаемся с задачами? (В учебнике, в жизни)
–
Задачи в учебнике взяты из нашей жизни. Поверьте, в жизни придется очень многое
складывать и вычитать.
–
Кто уже догадался, чем мы займемся сегодня на уроке? Кто поможет мне
сформулировать тему урока? ( на доске открываю «Решение задач»)
–
Кто назовет цель урока? (Закреплять умения решать задачи,)
–
А что нам для этого надо вспомнить?
–
Это и будут задачи урока.
– Запишите в тетрадях
число и тему урока,
Учитель: – Сегодня на
уроке вам нужно будет показать не только свои знания, но и умения. На уроке
окружающего мира мы с вами знакомились с различными профессиями, какие вы
знаете?
Вот я вас сегодня и приглашаю
вас на Ярмарку профессий.
– А что такое ярмарка?
– На протяжение всего
урока вы будите себя оценивать. У каждого из вас оценочный лист с солнышками
и после выполнения каждого задания вы раскрашиваете солнце, нужным цветом.(приложение
1)
–
у меня все получилось
–
у меня были ошибки, но я все понял и успешно исправил
–
у меня не получается, мне нужна помощь
V. Работа по теме урока.
Отгадайте название
профессии и выполните задание.
работа
по карточкам, приложение 2 )
– Замените сумму чисел.
Вставьте пропущенные числа.
2+2+2+2 = __ по
__
4+4+4 = __ по
__
3+3+3+3+3 = __ по __
– Замените суммой
одинаковых слагаемых числа
Учитель: – Какие выводы
можно сделать? (проверка коллективная)
(Числа можно заменить суммой одинаковых слагаемых)
Оцените себя в листах самооценки,
Учитель: – В следующей
профессии нужна аккуратность и точность. Одна неправильная линия и изображение
меняется.(Художник).
(СЛАЙД 6) Загадка –
помощник (если не отгадают слово)
Вот тебе помощник
деревянный
Должен быть он острым
постоянно
Контур, натюрморт,
портрет, пейзаж
Какую цифру мы сегодня запишем, вы узнаете,
решив, загадку – задачку.
Я сестру свою баюкал,
Утешал я Ксюшу,
Положил я к ней трех кукол,
Зайчика из плюша.
Сколько же всего игрушек,
У моей сестренки Ксюши?
Начинаем писать немного правее верхнего центра клетки. Ведем прямую
линию чуть ниже центра клетки, затем ведем линию вправо и немного не доводя до
правой стороны клетки пишем длинную линию, начиная выше середины правой стороны
клетки и доводя её до нижней стороны клетки.
Покажите ваши умения.
Оцените себя в своих
картах оценки
– Какими качествами
должен обладать доктор?
Запишите решение простых
задач, вычислите (один ученик работает у доски, записать только ответы).
Оцените себя в листах
самооценки.
а) Решение примеров
Попробуйте себя в роли
учителей.
– Вычислите примеры в
столбик, пользуясь алгоритмом сложения и вычитания. (работа на карточках –
приложение 2 )
(СЛАЙД
10) (Проверьте себя и оцените раскрасив солнышко)
б) Комментированное
решение задачи.
Как
профессия швеи связана с математикой?
Составьте
задачу по краткой записи и решите её.
Купили
– ? м
Отрезали
— 6 м
Осталось
— 4 м
Учитель: – Запишите
решение и ответ. (работа в тетради) Оцените себя!
Учитель: – Кто товары продает — Молоко, сметану,
мед? (Продавец)
– Кто автор?
–
У каждой группы на столе 100 рублевая купюра. Каждая группа отправляется в
свой супермаркет и выполняет задание. Название супермаркета у вас на столах
– Затем командир группы
представит нам набор продуктов, а мы проверим правильно ли группа выполнила
задание.(выбирают товар и командир комментирует выбор группы)
– У какой команды набор
набор продуктов больше и полезнее.
– Сделаем вывод.
в) Следующая профессия
подскажет ещё один вид задач.
Обратите внимание на 3 задание. Как называется эта геометрическая фигура? (Четырехугольник,
прямоугольник)
–
А какую фигуру мы тоже называем четырехугольником?
–
Чем она отличается от прямоугольника?
–
Ваша задача: найти периметр прямоугольника. Вспомним , что такое периметр? Что
вы сделаете для того, чтобы его найти? (Измерим и сложим все стороны) (работа
в тетради)
–
Запишите решение в тетради.
–
Поменяйтесь тетрадями с соседом справа, проверьте его решение, а теперь
сравните с эталоном. Оцените соседа.
Ответ:
20 см .
Оцените себя на листах
самооценки.
Когда от
камня лишнее он отсекает,
гранит безликий оживает.
И в свет является
чудесное творение,
плод трудолюбия его и
вдохновения. (Скульптор)
Он
предлагает вам решить задачи разные по уровню сложности. Они у вас на
карточках. Каждый из вас выберет одну задачку, с которой он может справиться. (приложение
3)
-Но
чтобы ее решить, вспомним части задачи.(работа в тетради)
–
А теперь, решите задачи, пользуясь алгоритмом (самостоятельная работа).
–
Кто прочитает свой ответ? Проверьте у себя.
–
Оцените себя в листах самооценки.
VII. Итог. Рефлексия.
Учитель: – Вы побывали на
ярмарке профессий, какие задания вам больше всего понравились, что нового
узнали, чему научились.
– Что объединяет все
профессии?
– Какой сделаем вывод? (Без
математики не может обойтись человек любой профессии)
Все профессии важны, все
профессии нужны.
Оцените свою работу на
уроке, заполните последнюю строку в ваших листах самооценки.: зелёный цвет —
мастер труда, жёлтый — ученик
VIII. Домашнее задание.
Карточка
–
Замените сумму чисел. Вставьте пропущенные числа.
2+2+2+2
= __ по __
4+4+4
= __ по __
3+3+3+3+3
= __ по __
–
Замените суммой одинаковых слагаемых числа
Коля для первой поделки использовал 7 шишек, а для второй – на 8 шишек больше.
Сколько шишек использовал Коля для всех поделок?
Составь краткую запись. Реши задачу. Составь выражение к задаче.
Коля
для первой поделки использовал 7 шишек, а для второй – на 8 шишек больше.
Сколько шишек использовал Коля для всех поделок?
С помощью краткой записи реши задачу.
1
поделка – 7 ш.
КАРТОЧКИ ДЛЯ ДОМАШНЕЙ РАБОТЫ
В
одной бочке 30 литров воды, а в другой на 5 литров больше. Сколько
литров воды в двух бочках?
х
+ 40 = 62
Решите
примеры, записывая их столбиком:
36
+ 33 = 53 + 25 =
88
– 42 = 57 – 24 =
52
– 41 = 83 + 16 =
Урок (45 минут) в 7-8 классе по теме «Финансовая грамотность на уроке математики».
Решение задач на проценты (последний урок по теме).
Тип урока: урок закрепления знаний.
Методы обучения: игра.
Формы организации: групповая (работает 4 группы).
Цели урока: повторение изученных финансовых понятий; применение полученных знаний в ходе игры; закрепление умений решать простые задачи на проценты.
Оборудование для урока: интерактивная доска, презентация для игры.
1. Правила проведения игры.
2. Ход игры.
3. Подведение итогов игры.
Правила проведения игры
Ученики класса разбиваются на четыре команды. Игра начинается с конкурса капитанов. По жребию выбирается очередность ответа капитанов, каждый из них получает по два вопроса, ответы на которые приносят баллы в копилку команды (за верный ответ 1 балл). Далее идет игра команд.
1 этап Конкурс капитанов.
2 этап состоит из четырех разделов:
А) Финансовые задачи.
Финансовые задачи решаются командой и решения сдаются жюри. Верное решение 2балла, только ответ 1 балл.
В) Финансовый словарь.*
Г) Мои финансы.*
* Право ответа предоставляется той команде, которая первая поднятием зеленой сигнальной карточки заявила о готовности дать ответ. Если команда дает правильный ответ, то на ее счет начисляется 1 балл, если – неправильный ответ, то 1 балл вычитается с ее счета. В результате игры побеждает команда, набравшая наибольшее количество баллов.
3 этап Дополнительное время.
На этом этапе можно взять реванш. Решается сложная задача, которая оценивается в 3-5 баллов.
На доске представлены темы: конкурс капитанов ,финансовые задачи, блиц, финансовый словарь, мои финансы, дополнительное время.
Ход игры
1. Какая минимальная сумма денег рекомендована финансистами для «подушки безопасности»?
А) 10 тыс.руб;
Б) три заработные платы;
В) 0,5 млн.руб;
Г) 100 тыс.руб
2. Из приведенного ниже материала определите название денег в Казахстане.
Россия юань
Канада иена
Украина тенге
Китай рупия
Индия рубль
Япония доллар
Казахстан гривна
3. Какой налог на доходы физических лиц (НДФЛ)в России?
А) 5%;
Б) 0%;
В) 13%;
Г) 49%.
4. В каком случае порванную купюру можно обменять в любом банке на новую?
Когда от старой купюры сохранилось не менее:
А) 10%;
Б) 30%;
В) 55%;
Г) 50%.
5. До какого возраста родители обязаны содержать своего ребенка?
А) до 14 лет;
Б) до 18 лет;
В) до 21 года;
Г) всю жизнь.
6. В каком объеме возмещаются вклады физических лиц в случае отзыва лицензии у банка?
А) 1 млн. 400тыс.руб.;
Б) 700тыс.руб.;
В) не больше 700тыс.руб.;
Г) не больше 1млн. 400тыс.руб.
7. Найдите правильное определение профицита бюджета, верно сопоставив левую и правую части таблицы.
8. С какого возраста молодой человек может работать и зарабатывать деньги?
1. с 14 лет;
2. с 21 года;
3. с 16 лет;
4. 18 лет.
Тема «Финансовые задачи»
1. Заработная плата работника составляет 25 000 р. Какую сумму бухгалтерия вычтет из зарплаты как налог на доходы физических лиц?
2. В банке по некоторому вкладу начисляют 8% годовых. Это значит, что внесенная сумма через год увеличится на 8%. Какую сумму получит вкладчик через 1 год, если вклад составляет 50 тыс.руб.?
3. Какую заработную плату начисляют работнику, если после уплаты 13% налога на доходы физических лиц, он получает на руки 26 100 р.?
4. В течение года цена проезда на общественном транспорте повышалась дважды: сначала на 20%,а затем еще на 25%. На сколько процентов выросла цена проезда по сравнению с первоначальной за год?
Тема «Блиц»
1. Какие деньги родители выделяют своим детям?
А) шапочные
Б) карманные
В) носочные
Г) школьные
2. Как финансисты называют металлические деньги:
1. медяки;
2. гроши;
3. монеты;
4. мелочь
3. Что, согласно пословице делает с рублем копейка:
1. разменивает;
2. сохраняет;
3. бережет;
4. увеличивает.
4. Используя таблицу, продолжи пословицы
Тема «Финансовый словарь»
Вопрос 1. Как называется учет денежных доходов и расходов семьи, составленный на месяц.
Вопрос 2.
Что обозначено на каждой монете и на каждой купюре?
Вопрос 3.
Что такое дефицит?
Вопрос 4.
Укажите сокращенное название налога на доходы физических лиц.
Тема «Дополнительное время»
Задача. Футболисту начислили за месяц заработную плату 1 млн.200 тыс.рублей. Налог на заработную плату составил 13%. После выплаты налога,8% оставшейся суммы выплачивается агенту футболиста, 270 тыс. рублей уходит на выплату штрафа за неспортивное поведение на поле и 200 тыс. рублей – в оплату штрафа за нарушение спортивного режима. На оставшиеся деньги футболист купил доллары по цене 60 руб. за 1 доллар.
Ответ: 8174 доллара.
Подсчет результатов команд и объявление победителя. Полезно оценить работу команд и отдельных учеников. Предоставить ученикам возможность рассказать о своих впечатлениях и победах.
Цены на продукты в магазинах нашего города
действия с натуральными числами
закрепление вычислительных навыков, развитие коммуникативных качеств, воображения.
игра по станциям
, 2 команды по 10 человек
А. Г., Полонский В. Б., Якир М. С.
Г. Мерзляка. Математика (5-6)
Класс 5 класс
Издательство ВЕНТАНА-ГРАФ, корпорация “Российский учебник”
Доходы и расходы
Уровень (подчеркнуть) –
Понимать, что такое личный доход и знать пути его повышения.
Понимать, что такое личные расходы, знать общие принципы управления расходами.
Уметь различать регулярные и нерегулярные источники дохода.
Уметь оценить свои ежемесячные расходы
Осознавать важность образования, которое обеспечит доходы.
Осознавать разницу между базовыми потребностями и желаниями.
Доход семьи Соловьевых в сентябре составил 65000 рублей. В этом месяце на питание семья потратила 27600 рублей, а на приобретение одежды в четыре раза меньше. Кроме того, на коммунальные и транспортные расходы ушло 15800 рублей. Оставшуюся часть решили отложить на поездку во время зимних каникул.
все расходы семьи в сентябре?
И сколько удалось им отложить на отпуск?
В семье Колосовых четыре дочери – школьницы. Мама планирует купить на распродаже школьные платья дочерям.
В магазине «Глория
проводится акция: «Каждому, ку
пившему два платья по цене 1
5 рублей, третье платье – в по
» предлагают платья по акции: «Каж
купившему одно платье за 1
546 рублей, второе – за полцены!».
Вопросы и задания ученикам:
В каком магазине выгоднее сделать покупку?
Сколько рублей сэкономит семья
27600:4=6900 (р) – на приобретение одежды
(р) – отложили на отпуск
Ответ: 14700 рублей
) – стоимость 2 платьев
) общая стоимость 4 платьев в магазине Глория
) – общая стоимость 4 платьев в магазине Акула
) – сэкономит семья
Ответ: в магазине Акула выгоднее сделать покупку.