Финансовая грамотность занимает немаловажное место в структуре функциональной грамотности современного человека. Изучение вопросов финансовой грамотности в настоящее время вводится в содержание всех уровней образования, реализуемых в нашей стране, согласно Федеральному закону «Об образовании в Российской Федерации».
Сегодня нельзя себе представить мир без денег. Эта острая и животрепещущая тема «Ребенок и деньги» интересует сейчас многих. Современные дети очень рано знакомятся с ролью денег в жизни человека. Они слышат разговоры о деньгах дома, по телевизору, на улице. Дети рано понимают – деньги позволяют получить желаемое, и начинают стремиться к самостоятельному их использованию. Общаясь с детьми, можно заметить, что многим из них дают карманные деньги, но они не имеют представления о том, как правильно их расходовать. Поэтому уроки финансовой грамотности сегодня особо актуальны.
Необходимость внедрения уроков финансовой грамотности в школах обусловлена еще и тем, что современные дети достаточно активно самостоятельно покупают товары, пользуются пластиковыми картами, делают покупки в Интернете. То есть, они с раннего возраста оперируют денежными знаками и являются активными участниками торгово-финансовых взаимоотношений, что требует от них определенного уровня финансовой грамотности.
Финансовая грамотность – это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их приумножать.
В учебном плане начальной школы не предусмотрено изучение самостоятельного предмета, связанного с формированием финансовой грамотности. Поэтому календарный план рассчитан на встраивание изучения вопросов финансовой грамотности в целую группу предметов: окружающий мир, математика, технология и литературное чтение.
На уроках математики и технологии целесообразно проводить сюжетные уроки в соответствии с темами предлагаемых занятий. В частности, решение математических и экономических задач, задач-расчётов и закрепление материала по математике в 3 классе может быть построено на содержании занятия «Сложно ли быть предпринимателем?».
Далее рекомендую темы занятий (фрагменты занятий) финансовой грамотности для встраивания в содержание уроков математики, окружающего мира и технологии в 1-4 классах.
- Календарный план интеграции материалов по финансовой грамотности в образовательную программу начальной школы
- Кластер
- Работа с кроссвордами и ребусами
- Задания с поговорками и пословицами
- Преобразование финансовой информации в таблицу
- Решение задач
- Задачи-расчёты
- Учебные экскурсии
- Игры
- Проекты
- Творческие работы
- Электронные учебно-методические модули
Календарный план интеграции материалов по финансовой грамотности в образовательную программу начальной школы
Рекомендованные занятия, сосредоточены на изучение финансовой грамотности, ориентированы на перенос полученных знаний, на самостоятельные мотивированные действия обучающихся, выражающиеся в финансово-грамотных моделях поведения. Занятия, в форме интегрированных уроков, на которых обозначенная тема будет анализироваться со всевозможных точек зрения, не просто показана область соприкосновения нескольких учебных дисциплин, а через их органическую, реальную связь, поможет представить обучающимся концепцию единства окружающего мира.
Добиться поставленной цели можно только в том случае, если включать темы по финансовой грамотности, как в урочную, так и внеурочную деятельность.
Согласно данному плану можно порекомендовать формы, методы и приёмы работы по формированию финансовой грамотности на уроках в начальной школе.
Кластер
Кластеры использую для систематизации материала. Предлагаю ребятам ответить на вопрос, какие бывают деньги и составить кластер со словом «Деньги», кроме того можно составить кластеры по темам «Бюджет». « Расходы», «Доходы».
Работа с кроссвордами и ребусами
Работая с кроссвордами и ребусами, обучающиеся познакомятся с такими понятиями, как планирование, товар, скидка, аукцион, распродажа, качество, деньги.
Задания с поговорками и пословицами
Устное народное творчество также является важным ресурсом формирования понятия финансовой грамотности. Народная мудрость учит трудолюбию, бережливости. Деньги помогают почувствовать себя успешным, свободным человеком. При этом народная мудрость показывает, что не всегда счастье зависит только от материальных составляющих. Необходимо всегда стремиться к лучшему, но и уметь ценить настоящее. Задания с поговорками и пословицами к данной теме позволяют четко сформулировать основные рекомендации по совершению покупок, закрепляют выводы, сделанные при работе, о значимости планирования покупок и финансово грамотном поведении в магазине.
Преобразование финансовой информации в таблицу
Ученикам дан текст.
«В роли эквивалента в разное время и у разных народов выступали разные предметы: кусочки кожи, раковины, скот, рисовые зерна и т.д. Но постепенно роль денег перешла к металлам. Выясним, почему же это произошло? Заполните следующую таблицу. В первой колонке перечислены предметы, выступавшие в роли денег. Сравним их по критериям, указанным в таблице. Если предмет соответствует, по-вашему мнению, критерию, ставьте «+», если нет – «-».
Результатом работы учащихся должна стать заполненная таблица
Решение задач
Следует отметить, что в основе формирования финансовой грамотности младших школьников наиболее эффективными являются практико-ориентированные образовательные технологии, которые предусматривают решение задач. Если мы хотим научить детей решать практические задачи в финансовой сфере, то сделать это как нельзя лучше через решения математических, экономических задач, задач-расчётов.
Задача 1. Топор можно было обменять на 10 стрел или на 2 копья, или на на 2 горшка, или 1 овцу.
1) Сколько племя получит стрел, обменяв 2 топора?
2) Сколько оно получит копьев, обменяв 3 топора?
3) Сколько получит горшков, обменяв 5 топоров?
4) Сколько получит овец, обменяв 10 топоров?
5) Может ли племя на 6 стрел обменять 1 топор? Почему?
Задача 2. Во времена Петра I началась денежная реформа. Она длилась с 1701 по 1704 годы.
Были выпущены серебряны полтинники (50 копеек), полуполтинники (25 копеек), гривенники (10 копеек) и десять денег (5 копеек). И еще стали чеканить серебряный рубль – 100 копеек.
1. Подчеркни в тексте простым карандашом, что началось при Петре I?
2. Запиши, в каком году началась денежная реформа – _________________
3. Рассмотри записи:
4. Рассчитай, сколько копеек надо заплатить за рыбу, если она стоила 2 полуполтинника, 3 полтинника? ____________
Задачи-расчёты
В 16 веке, во времена царя Петра 1, рабочий получал в день 5-8 копеек. Пуд мяса (16 кг) стоил 30 копеек, пуд хлеба – 10 копеек.
– Рассмотрите диаграмму и выясните, сколько товаров можно было купить на 1 рубль.
(На 1 рубль в XVI век можно было купить 300 кг ржи, одну корову или лошадь, 15 топоров, 10 дверных замков, 2 рубахи)
Учебные экскурсии
Одним из видов работы могут стать учебные экскурсии. Это проведение занятий в финансовых организациях, пенсионном фонде, страховой компании, в банке.
Цель их: сформировать представление о банке (принимает деньги на хранение, предоставляет их в долг, оказывает различные финансовые услуги)
Игры
Считаю уместным в качестве таких технологий на уровне начального образования, применить игровую деятельность. Её цель заключается в развитии практических умений вести учет личных финансов, составлять простой семейный бюджет, личный финансовый план, определение пути его достижения.
Игра «Хочу» и «Надо»
Предлагаются карточки с изображением различных предметов. Нужно убрать предметы, которые не являются жизненно необходимыми для человека и которые относятся к понятию «Хочу». Какие остались предметы, к которым относится понятие «Надо».
В блокнот необходимо распределить в 2 колонки «Доходы» и «Расходы» семьи. Даны следующие ситуации: «Купить арбуз», «Заплатить за свет», «Продали старый дедушкин автомобиль», «Порвалась куртка», «Купили билеты в кино», «Бабушка получила пенсию», «Брат получил стипендию», «Перевели деньги на телефон», «Купили подарок другу».
Деловая игра «Мир профессий»
Работу по профориентации можно связать с деловой игрой «Мир профессий».
Такая деловая игра прошла у нас в начальной школе. Дети приходили в костюмах разных профессий, с реквизитом и рассказывали о своей профессии.
Кроме того, дети на уроках труда делали игрушки и поделки. Продажа игрушек прошла благотворительная ярмарка в рамках акции «Своих не бросаем».
Проекты
Особая роль формированию финансовой грамотности средствами проектной технологии отводится на уроках окружающего мира и технологии. Темы проектных работ могут быть следующие:
Творческие работы
Методические материалы по финансовой грамотности в начальной школе и онлайн-игры для обучающихся 2-4 классов размещены на сайте Финзнайка.рф, кроме того, там можно найти набор заданий по темам финансовой грамотности “Деньги”, “Налоги”, “Семейный бюджет”, “Семья и государство”, “Банки”, “Валюта”, “Страхование”, “Бизнес”. Онлайн-сервис Монеткины.рф, знакомит обучающихся основам ведения бюджета для 2-8 классов.
Создан интерактивный развлекательный просветительский мультсериал «Богатый бобрёнок для детей от 6 лет.
В результате изучения основ финансовой грамотности на уровне начального образования, обучающиеся должны знать:
Таким образом, на данный момент развитие навыков работы с финансами становится одним из приоритетных направлений работы учителя в начальной школе. Для достижения высоких результатов в формировании финансовой грамотности у младших школьников работа в этом направлении должна вестись целенаправленно, системно и непрерывно.
В наше современное время начальная школа должна готовить детей к реальной жизни, к трудностям на пути взросления и становления личности во всех сферах жизни, в особенности в вопросах финансового образования.
Нельзя представить себе мир сегодня без денег. Деньги окружают человека с самого рождения и становятся одним из главных условий жизни. Поэтому уроки финансовой грамотности сегодня просто необходимы. Я хочу поделиться как я веду работу по формированию финансовой грамотности учащихся начальной школы.
1. На уроках литературного чтения или окружающего мира для формирования понятия взаимосвязи экономии и экологии важным ресурсом является устное народное творчество. Чтобы проверить, как хорошо дети знают понятия «экономика» и «экология», следует предложить учащимся пословицы.
Задание я разработала на сервисе LearningApps.
Дети должны найти смысловой конец пословицы и установить связь с экономикой и экологией.
Методом классификации, ребята находят смысловой конец пословицы и объясняют её смысл.
Если всё верно выполнено, выплывает окошко «Здорово! Ты верно выполнил задание!»
Если учащийся допустил ошибки, то на экране пословицы выделяются красным. Ущащиеся могут исправить свои ошибки.
2. По литературному или внеклассному чтению формировать финансовую грамотность можно через художественную литературу.
Задание я разработала также на сервисе LearningApps.
Учащиеся читают произведения, например, А. С. Пушкин «Сказка о Попе и работнике его Балде», Алексей Николаевич Толстой «Золотой ключик или Приключения Буратино», Эдуард Успенский «Дядя Фёдор, пёс и кот», В. Осеева «Долг») анализируют на уроках литературного чтения, внеклассного чтения или внеурочной деятельности и используют данное задание.
Методом «найди пару», ребята находят уроки финансовой грамотности в произведениях.
Если соответствие определено верно, то выплывает окошко «Здорово! Ты верно выполнил задание!»
Если учащийся допустил ошибки, то на экране пары соответствий выделяются красным. Ущащиеся исправляют и анализируют свои ошибки.
3. На уроках также можно использовать интересную форму «Кроссворд» по теме «Финансы».
Я разработала кроссворд на сервисе CrossMaker , который можно использовать на занятиях. Составлять кроссворды на сервисе легко. Достаточно напечатать слова, которые будут использованы в кроссворде, нажать кнопку «создать кроссворд» и сервис сам распределит слова в кроссворд,
и используем в работе.
В 3-м классе на уроках окружающий мир финансовую грамотность изучаем в темах: «Что такое деньги», «Государственный бюджет», «Семейный бюджет».
4. Метод Кейс, Кейс (работа в группе).
Этот метод активного проблемного- ситуативного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач (кейсов). Главное- мы развиваем способности находить решения проблем и учим работать с информацией.
Этапы работы по теме «Семейный бюджет»
Делим класс на команды по 4-5 человек.
Предлагаем командам задачи и таблицу бюджета семьи, которую
ребята заполняют по ходу работы.
Метод «КЭЙС» подразумевает работу в группах по этапам.
– Сбалансирован ли бюджет? Если нет, то как его можно сбалансировать?
– Есть ли сбережения? Если есть, то как их приумножить?
– Какие расходы можно сократить?
Представляют свои решения.
5. Во внеурочной деятельности, привлекая родителей, можно добиться высоких результатов в области финансовой грамотности, в участии мероприятиях разного уровня. Ролевые игры по финансовой грамотности проявляют интерес у ребят к экономике. Вместе с классом в прошлом учебном году мы приняли участие в Городском конкурсе по финансовой грамотности «Лимон». Мы разработали сценарий «Финансовый ералаш», распределили роли между ребятами, сняли видеоролик и отправили на конкурс. В результате победители, 1 место.
Таким образом, работа, направленная на воспитание финансовой грамотности младших школьников, может быть проведена в самых различных формах. Все приведённые выше формы и методы работы, способствуют формированию у учащихся общих, и в то же время достаточно целостных представлений о процессах, связанных с бизнесом, экономикой, ресурсами, а также их разумным потреблением.
На экране ссылки на мои задания, которые я разработала, можете использовать в работе.
Современные методы обучения основам финансовой
грамотности в школе.
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Новоусманский образовательный центр»
Целью статьи является раскрытие возможностей и особенностей использования интерактивных форм и методов на занятиях по финансовой грамотности.
рассматриваются вопросы актуальности и необходимости нетрадиционных методов в современной образовательной системе, анализируется особенности использования кейс-технологии на занятиях по финансовой грамотности. Обосновывается мысль о том, потребность общества в активных, целеустремленных, творческих специалистах в современных экономических условиях постоянно возрастает, и финансовая грамотность становится необходимым условием жизни в современном мире.
интерактивные методы, кейс-технология, финансовая грамотность, современное образование, компетентности, активное обучение.
Interactive forms and methods of teaching the basics of financial
Literacy at school.
Municipal Budgetary Educational Institution “Novousmansky Educational Center”
The purpose of the article is to reveal the possibilities and features of using interactive forms and methods in financial literacy classes.
In this article, we discuss the relevance and necessity of non-traditional methods in the modern educational system, analyses the features of using case technology in financial literacy classes. The idea is substantiated that the need of society for active, purposeful, creative specialists in modern economic conditions is constantly increasing and financial literacy is becoming a necessary condition of life in the modern world.
interactive methods, case technology, financial literacy, modern education, competencies, active learning.
Важнейшая задача образования сегодня – воспитывать новое поколение людей, обладающих культурой финансового поведения, умеющих грамотно управлять финансами. Наши ученики — это завтрашние активные участники финансового рынка, именно от образования во многом зависит формирование их как самодостаточных граждан нашей страны, добросовестных налогоплательщиков, ответственных заёмщиков, грамотных вкладчиков и инвесторов.
Основной преподавания финансовой грамотности является формирование у обучающихся понимания того, что в современном мире крайне необходимо грамотное управление личными финансами. Основной акцент делается на изучение различных видов и форм экономической и финансовой деятельности, формирование навыков самостоятельного принятия нестандартных решений в сложных ситуациях, овладение элементарными, но необходимыми навыками компетентного потребителя финансовых услуг.
На сегодняшний день очевиден тот факт, что обучающиеся больше, чем когда-либо должны уметь решать сложные задачи, критически анализировать обстоятельства и принимать продуманное решение на основе анализа соответствующей информации.
В процессе преподавания курса «Финансовая грамотность» основное внимание следует уделять развитию у обучающихся умения самостоятельно решать финансовые задачи, выбирая наиболее рациональные стратегии поведения и принимая взвешенные, обдуманные решения. Именно поэтому при изучении курса финансовой грамотности не должны использоваться пассивные методы обучения. Наиболее эффективными в обучении финансовой грамотности я считаю интерактивные методы обучения.
Интерактивность обретает в наши дни особое значение. Высоко ценятся в обществе такие качества, как коммуникабельность, умение общаться с людьми, договариваться, находить компромиссы, работать в команде.
Внедрение интерактивных форм обучения – одно из важнейших направлений совершенствования подготовки, обучающихся в современной школе. Большую часть времени нужно отводить выполнению практических заданий.
Вот перечень наиболее популярных технологий интерактивного обучения:
1. Игровая технология.
2. Проблемное обучение.
3. Рефлексивно-ситуационная технология.
4. Проектная технология.
5. Групповые технологии.
6. Информационная (компьютерная) технология.
Кейсовая технология (метод) обучения – это обучение действием. Будучи активным методом обучения, кейс-метод позволяет в учебном процессе проявить инициативу каждому ученику, почувствовать самостоятельность в освоении теоретических положений и овладении практическими навыками.
В старших классах при изучении предмета «Основы финансовой грамотности» я предлагаю детям кейсы «Покупка машины», «Страхование жизни», «Верное решение» и др. Они разработаны для обучения на основе реальных или вымышленных проблемных ситуаций и направлены не только на освоение знаний, сколько на формирование у школьников новых качеств и знаний.
Для успешного обучения с использованием данной технологии необходимо помнить, что большую роль играет педагог, который выступает в роли модератора. Он фиксирует все идеи обучающихся, организует открытый обмен мнениями. Планируя проведение занятия с использованием кейсов, учителю важно продумать структуру последовательных шагов в соответствие с учебной деятельностью:
Особенности кейсов на занятиях по финансовой грамотности:
Преимущества использования кейс-технологии в образовательном процессе заключаются в том, что акцент обучения переносится на выработку знаний, а не на овладение готовым знанием. Обучающиеся получают жизненно важный опыт. У ребят формируется навык слушать и слышать других участников процесса обучения, навык работать в команде. В жизни каждого пригодится умение логически мыслить и быстро принимать решения, аргументировать свои ответы, отстаивать собственное мнение.
Кейс-технологии, таким образом, развивают умения:
Активно применяя данный метод на занятиях по финансовой грамотности, можно однозначно сделать вывод, что кейс-метод необходимо использовать как один из практико-ориентированных методов. Каждый из школьников, работающий с кейсом, не только имеет возможность получать, закреплять и совершенствовать знания, умения и навыки, но и проявлять свои креативные способности, развивать интеллектуальный и коммуникативный потенциал.
Обучающимся в реальной жизни придется решать финансовые вопросы с учетом имеющейся информации и ресурсов. Кейс-метод лучше других методов учит решать возникающие проблемы с учетом конкретных условий и фактической информации.
В нашем образовательном центре финансовая грамотность изучается как учебным курсом в 10-11 классах «Основы финансовой грамотности», так и в рамках внеурочной деятельности по двум ступеням 5-7 и 8-9 классы. Так как наше образовательное учреждение новое, мы работаем только первый год, а ребята пришли к нам из множества других образовательных организаций, в некоторых из которых финансовая грамотность не изучалась совсем, то пришлось столкнуться с трудностями вовлечения, учащихся в изучение нового для них предмета.
В данном случае стала очевидна необходимость применения интерактивных форм как в качестве отдельных элементов на определенных этапах урока, так и использование их на протяжении всего урока.
В начале 2021-2022 учебного года желающих посещать внеурочный курс по финансовой грамотности было не велико, но со временем, количество учащихся стало возрастать, а к концу года стало больше в два раза (таблица № 1). Произошло это, в том числе, благодаря широкому использованию активных и интерактивных методов в учебном процессе, которое способствует повышению познавательной активности и мотивации учащихся.
Таблица №1 «Динамика посещаемости курса внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» в 2021-2022 учебном году».
В 10-11 классах, когда дети ориентированы на подготовку в большей степени предметов необходимых им для поступления в ВУЗ, также приходилось наблюдать недостаточную познавательную активность, но только в начале изучения курса. По сравнению с результатами первого полугодия у старшеклассников значительно повысился средний балл, а также процент успеваемости в 10 классе стал значительно выше, что видно из приведенной таблицы №2.
Таблица №2 «Динамика успеваемости по Основам финансовой грамотности в 10-11 кл»
В рамках учебного курса «Основы финансовой грамотности» в старших классах с целью повышения успеваемости, учащихся мы всегда стараемся участвовать во внеурочных мероприятиях. Ребята с удовольствием участвуют в онлайн-уроках по финансовой грамотности, во «Всероссийских онлайн-зачетах», «онлайн-олимпиадах», в мероприятиях «Всероссийских недель», в супермарафоне Всероссийского чемпионата по финансовой грамотности. В марте этого года учащиеся 7-8 классов приняли участие во «Всероссийской олимпиаде по финансовой грамотности и предпринимательству», по результатам которой шесть учеников получили диплом победителя олимпиады. По сравнению с «осенней сессией» онлайн-уроков, количество участников в «весеннею сессию» среди старшеклассников выросло с 25 до 41. В декабре 2021 года учащиеся 10 класса приняли участие в личном финансовом зачете, получив сертификаты базового (12 человек) и продвинутого (5 человек) уровня.
Активное применение интерактивных, практико-ориентированных методов несомненно дает свои результаты: развивается интеллектуальная деятельность, раскрывается практическая ценность знаний, повышается успеваемость, формируется финансовая грамотность. Налицо более прочное усвоение материала, так как учащиеся добывают знания самостоятельно, сознательно, переживая каждый шаг обучения. Именно интерактивные методы позволяют учащимся почувствовать свои силы, свои способности. У ребят повышается самооценка, уверенность в себе.
Мастер – класс
«Методы и формы работы по формированию финансовой грамотности у младших школьников в рамках дополнительного образования»
Дьякова Светлана Александровна,
педагог дополнительного образования
МОУ «СОШ №2 г. Ртищево»
: повышение профессиональной компетентности педагогов в области обучения младших школьников финансовой грамотности как одного из актуальных направлений современного образования.
1. Познакомить участников мастер-класса с активными методами, формами обучения финансовой грамотности младших школьников.
2. Повысить уровень мастерства педагогов и дать методические рекомендации по использованию различных форм при работе в данном направлении.
3. Мотивировать участников мастер-класса к созданию собственных разработок по обучению финансовой грамотности.
«Нажить много денег – храбрость; сохранить их – мудрость,
а умело расходовать – искусство». Бертольд Авербах
Как мы видим, человечество всегда неоднозначно относилось к такой экономической категории, как деньги.
Программы обучения действующей сегодня системы российскогообразования охватывают практически все сферы жизнедеятельностисовременного человека, что обеспечивает качественную подготовкумолодежи к взрослой жизни. Дополнительное образование детей даёт возможность практически подготовить учеников к нынешним экономическим условиям, то есть формировать финансовую грамотность у школьников.
Современные исследования показывают, что финансово грамотные люди более эффективны и успешны в жизни вне зависимости от того в какой стране, на каких позициях и в какой сфере они работают. Можно с уверенностью утверждать, что знание основ финансовой грамотности способствует повышению качества жизни и положительно влияет на благополучие людей. Именно поэтому, обучение финансовой грамотности касается каждого лично. Современные дети, подростки и молодежь являются активными потребителями и все больше привлекают внимание розничных торговых сетей, производителей рекламы и банковских услуг. В подобной ситуации недостаток понимания и практических навыков в сфере потребления, сбережения, планирования и кредитования может привести к необдуманным решениям и опрометчивым поступкам, за которые придется расплачиваться в течение многих лет на протяжении жизни.
Необходимость основ финансовой грамотности в школахобусловлена еще и тем, что современные дети достаточно активносамостоятельно покупают товары, пользуются пластиковыми картами имобильными приложениями. То есть, они с раннего возраста оперируют денежными знаками и являются активными участниками торгово – финансовых отношений, что требует от них определенного уровня финансовой грамотности.
изучения курса «Финансовая грамотность»:
Основными содержательными линиями курса являются деньги, их история, виды, функции, семейный бюджет.
Приемы для активизации познавательной деятельности обучающихся:
Интерес учащихся при изучении финансовой грамотности поддерживается внесением в занятия: работа над мини-проектами; самостоятельное составление презентаций.
Освоение содержания опирается на межпредметные связи с курсами математики, литературы и окружающего мира. Учебные материалы и задания подобраны в соответствии с возрастными особенностями детей и включают задачи, практические задания, игры, мини-исследования и проекты. В процессе изучения курса формируются умения и навыки работы обучающихся с текстами, таблицами, схемами, а также поиска, анализаи представления информации и публичных выступлений.
(умение конкретизировать способы действий для новых ситуаций)
Этапы работы над проектной задачей:
1)Анализ проблемной ситуации (в чем стоит проблема, противоречие, какую задачу нужно решить);
2)Постановка цели (чего нужно достичь);
3)Составление плана решения проектной задачи (что и в какой последовательности нужно сделать);
4) Выявление возможных вариантов решения проектной задачи;
5) Представление и оценка результатов и процесса решения проектной задачи ( достигнута ли цель, решена ли проблема, можно ли улучшить решение и как это сделать).
Если мы хотим научить детей решать практические задачи в финансовой сфере, то сделать это как нельзя лучше через решения практических задач, с которыми они столкнутся уже в ближайшем будущем, а может быть, с некоторыми из них сталкиваются уже сейчас. Как именно необходимо организовать учебную деятельность?
Первый шаг – это постановка практической задачи. Что такое задача, чем она отличается от проблемы? Проблема – это есть противоречие между желаемым и действительным. Задача – это цель (модель конечного результата, то есть того, чего мы хотим достичь, например, хотим иметь собственную квартиру в хорошем районе) плюс условия, в которых необходимо достижение этой цели (например, ваш доход, возраст, состав семьи и др.). Пример практической задачи: «Вы хотите решить жилищную проблему – приобрести квартиру в Москве (или любом другом городе), но у вас в наличии только 200 тысяч рублей. Ваш доход равняется среднему доходу вашего региона. Какой наиболее приемлемый (то есть удовлетворяющий вашим критериям) вариант решения проблемы Вы выберете?»
Шаг второй. Постановка учебных задач. Далее предлагается подумать, каким именно способом можно решить эту задачу. Учащиеся будут предлагать пути решения задачи. Но что это будут за решения? Скорее всего, решения, навязанные рекламой, стереотипами, опытом знакомых и родственников. Задача учителя – подвести учеников к мысли о том, что без обращения к научному знанию в сфере финансов не обойтись. Поэтому следующим шагом будет постановка учебной задачи. Учебная задача – это такая задача, которая ставится на освоение способа решения практической задачи, а также тех знаний, которых не хватает для ее решения. Пример учебной задачи: «Мы не можем решить практическую задачу, так как не знаем, как устроен финансовой рынок, в частности, рынок ипотечных услуг. Поэтому учебная задача будет выглядеть так:
1. Освоить понятия «финансы», «банк», «инфляция» «ипотека».
2. Исследовать современные предложения в сфере ипотечного кредитования.
3. Научиться оценивать альтернативы решения задачи и выбирать наиболее подходящий вариант.
Шаг третий. Планирование. Следующим шагом должна быть деятельность по планированию решения учебных задач, а затем и практической задачи. Важно, чтобы учащиеся сами пытались составлять план, осваивали это умение. Ведь в жизни им самостоятельно, без чьей-либо помощи, придется осуществлять планирование решения своих личных задач, в том числе и в сфере финансов. Учитель должен корректировать план учеников, помогать, если возникают затруднения, но не сообщать готовый план.
Деньги – одно из величайших достижений человечества. Мы пользуемся деньгами каждый день, чтобы расплачиваться за вещи, которые покупаем. Деньги имеют далеко не последнее значение в отношениях между людьми. А всегда ли были такие деньги, что и сейчас? Оказывается, у разных народов на определенных этапах истории деньгами выступали различные продукты, предметы. Чтобы получить желаемое, нужно было произвести обмен. Это было не всегда удобно.
Поэтому люди, чтобы облегчить обмен, стали искать что – то равноценное. Так появились деньги.
Поездка на поезде стоит 400р. Чтобы проехать это расстояние на автомобиле,надо израсходовать 20л бензина. Цена бензина 30р. за литр. Какой вид транспорта выберет папа, если он поедет один? Изменит ли он своё решение, если с ним поедут мама и сын?
Ответ: Если папа поедет один, он выберет поезд: поездка на автомобиле выйдет дороже 30X20=600р.
Если же он поедет с семьёй, то на автомобиле. На поезде будет дороже:400×3=1200р.
Это проведение занятий в финансовых организациях, пенсионном фонде, страховой компании, в банке.
Занятие – экскурсия в банк
Цель: сформировать представление о банке (принимает деньги на хранение, предоставляет их в долг, оказывает различные финансовые услуги)
1. Мотивирование (через создание проблемной ситуации)
2. Исследование как поиск и обоснование решения проблемы
3. Представление индивидуальных результатов исследования
Это занятие предполагает выполнение учащимися практических заданий, решение задач в индивидуальной или групповой форме.
Эти задания выполняются в рабочей тетради. Она включает:
выполнение творческих работ
Кейс (работа в группах)
Заполните таблицу «Доходы».
Заполните таблицу «Расходы».
Определите, к какому виду относится бюджет семьи.
Составьте семейный бюджет семьи за прошедший месяц на основе известных данных. Семья Сидоровых состоит из папы (инженер), мамы (библиотекарь), сына-первоклассника и дедушки (пенсионер). Зарплата папы за август составила 18000 рублей, зарплата мамы – 10000 рублей, пенсия дедушки – 9000 рублей. На продукты семья потратила – 15000 рублей, коммунальные услуги – 5000 рублей, школьная форма для первоклассника – 6000 рублей, лекарства заболевшему дедушке – 3000 рублей, ремонт крана в ванной – 2000 рублей, подарок на день рождения другу – 500 рублей, семейный поход в кино – 1000 рублей, поездка на экскурсию в горы – 4500 рублей.
Обсуждение. В семье Сидоровых доходы = расходам. Такой бюджет называется сбалансированным. Это хорошо или плохо? Хорошо, что не приходится занимать деньги, но и сделать сбережения нельзя.
Составьте семейный бюджет семьи за прошедший месяц на основе известных данных. Семья Соловьевых – неполная, состоит из мамы (врач), бабушки (пенсионерка) и трехлетнего Пети. За октябрь мама получила зарплату 15000 рублей, бабушке была выплачена пенсия 9000 рублей, детское пособие составило 800 рублей. Расходы составили: коммунальные услуги – 4000 рублей, продукты – 12000 рублей, лекарства для семьи во время эпидемии гриппа– 2000 рублей, зимняя одежда – 5000 рублей, игрушки – 300 рублей, поход на день рождения к друзьям – 500 рублей, расходы на транспорт – 1000 рублей, ремонт стиральной машины – 1000 рублей. Обсуждение. В семье Соловьёвых расходы превышают доходы, такой бюджет называется дефицитным. В чем причина такого положения? Как быть семье, которой не хватает средств для жизни?
а) Экономия ресурсов
На чем можно сэкономить? (Сладости и излишества в еде; транспорт (использование проездного билета); коммунальные услуги (экономия электричества); одежда и обувь (если беречь, то продлится срок службы).
– А на чём нельзя экономить? (На отдыхе, еде, здоровье, вещах первой необходимости.)
б) Поиск дополнительных источников дохода.
– Какие дополнительные источники дохода может найти семья?
1. Заниматься частным извозом на личном транспорте;
2. Иметь личное подсобное хозяйство;
3. Сдавать в аренду лишнее помещение.
4. Изготавливать на продажу различные вещи.
Составьте семейный бюджет семьи за прошедший месяц на основе известных данных. Семья Петровых состоит из папы (индивидуальный предприниматель), мамы (безработная), бабушки (пенсионерка) и сына (студент). За октябрь отец получил прибыль от предпринимательской деятельности в размере 30 000 рублей, бабушке была выплачена пенсия в размере 4500 рублей, мама не смогла найти работу, и получила пособие по безработице в сумме 2000 рублей. Сын получил стипендию в размере 1500 и потратил ее на покупку джинсов. Семья подарила маме на день рождения мобильный телефон стоимостью 4400 рублей. На покупку еды семье пришлось потратить 15000 рублей и транспортные расходы – 1200 рублей, на оплату жилищно – коммунальных услуг – 6300 рублей, ремонт холодильника – 2000 рублей. Помощь заболевшему родственнику – 1000.
Обсуждение. В семье Петровых доходы превысили расходы. Такой бюджет называется профицитным. Давайте подумаем, как можно распорядиться излишками средств? Где лучше хранить сбережения?
Благодаря использованию на уроках схем, мы лучше понимаем то, что изучаем, поэтому использую в своей работе метод кластера.
Кластер оформляется в виде грозди или модели планеты со спутниками. В центре располагается основное понятие, мысль, по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. Это могут быть слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы. И уже вокруг «спутников» центральной планеты могут находиться менее значительные смысловые единицы, более полно раскрывающие тему и расширяющие логические связи. Группы составляют кластер «Деньги».
Игра требует определенных средств ( правила, карточки, описание ситуаций).
В рамках игры учащиеся выполняют:
– отыгрыш ролей;
– игровые действия, с помощью которых реализуют свои роли;
– замещение реальных вещей игровыми, условными;
– проживание реальных отношений с другими игроками;
– конкретизацию и исполнение сюжета как области действительности
Формы работы на занятиях по финансовой грамотности
Это фронтальная, групповая, парная и индивидуальная работа.
• устный опрос;
• тестовые задания;
• решение практических задач;
• решение кроссвордов и анаграмм;
• графическая работа: построение схем и диаграмм связей;
• творческая работа: постер, компьютерная презентация.
Добиться поставленной цели (то есть, ликвидации финансовой безграмотности среди населения) можно только в том случае, если вместе со школьниками курс финансовой грамотности будут проходить и родители.
С помощью нового курса рассчитывается повысить финансовую грамотность не только у школьников, но и у их родителей. Поэтому для мам и пап выпущены специальные пособия.
Английский экономист Френсис Бэкон высказал замечательную мысль: “Деньги – очень дурной господин, но весьма хороший слуга”. Именно так и надо относиться к данной экономической категории. С деньгами спокойно и радостно жить, но где-то ведь надо те деньги хранить.
-А где вы предпочитаете хранить сбережения?
(В сбербанке, дома под подушкой, закопать в огороде)
У вас на столах лежат банкноты методического мастерства. Я хочу, чтобы эти деньги были использованы. Если мастер-класс был полезен, то вложите свою денежку в сбербанк, набегут методические проценты.
Кому мастер-класс был не очень полезен, то положите под подушку, может, придется когда-нибудь достать.
А если время было проведено зря – закопайте в огороде, пусть ждет своего часа.
Давайте посмотрим, где сосредоточился методический капитал нашего мастер-класса.
Мастер-класс для педагогов БОУ «Кабаньевская ООШ»
АКТИВНЫЕ ПРИЕМЫ, СРЕДСТВА И ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ
: повышение профессиональной компетентности педагогов в области обучения школьников финансовой грамотности как одного из актуальных направлений современного образования.
1. Познакомить участников мастер-класса с активными приемами, средствами и формами обучения финансовой грамотности.
Как вы думаете о чем пойдет речь на нашем мастер-классе?
Ни для кого не секрет, что сегодня детей, точно также, как и взрослых,
волнуют финансовые вопросы. Экономика и школьники тесно связаны. Обучающиеся так или иначе сталкиваются с миром финансов. Ведь школьник вырастет, а знания, полученные в школьном возрасте, станут фундаментом для будущих экономических навыков. Поэтому столь важным является организация работы с детьми по формированию экономической опытности. Кем бы ни стал ребенок, где бы ни жил, он обязательно столкнется с законами экономики. В данный момент мы находимся в таком периоде развития нашего общества, когда педагогу постоянно приходится овладевать новыми знаниями и умениями в области финансовой грамотности и научить этому детей.
«Национальная стратегия повышения финансовой грамотности 2017-2023 гг
Цель и задачи данной стратегии вы видите на слайде, а также видите , что школьники, которых мы обучаем входят в состав целевых групп.
Можем мы повысить финансовую грамотность обучающихся? И как? К этому вопросы мы вернемся в конце нашего мастер- класса
В каких модулях рабочей программы воспитания мы можем организовать формирование у обучающихся финансовой грамотности ?
(школьный урок, внеурочная деятельность, классное руководство, профориентация)
Давайте рассмотрим как в каждом модуле можно организовать формирование финансовой грамотности у обучающихся
Итак, школьный урок. Как здесь мы можем организовать обучение финансовой грамотности и на каких уроках?
Можно ли задания из учебника перефразировать, чтобы они были заданиями по финансовой грамотности? Приведите примеры
Шаг третий. Планирование. Следующим шагом должна быть деятельность по планированию решения учебных задач, а затем и практической задачи. Важно, чтобы учащиеся сами пытались составлять план, осваивали это умение. Ведь в жизни им самостоятельно, без чьей-либо помощи, придется осуществлять планирование решения своих личных задач, в том числе и в сфере финансов. Учитель должен корректировать план учеников, помогать, если возникают затруднения, но не сообщать готовый план.
Где взять задания по финансовой грамотности, чтобы использовать на уроках?
Банк заданий для оценки уровня финансовой грамотности учащихся начальной и основной школы
Сайт ленинг сап позволяет самим разрабатывать задачи для уроков, а также там есть готовые разработки
создание мультимедийных интерактивных упражнений
Внеурочная деятельность: Здесь как можно организовать обучение финансовой грамотности? (краткосрочные курсы, онлайн-уроки по финансовой грамотности)
Электронные учебно-методические модули
Классное руководство ( классные часы, мероприятия с родителями)
Банк методических разработок по финансовой грамотности
Что здесь можем использовать ? (онлайн-уроки по финансовой грамотности, экскурсии на предприятия
Вернемся к вопросу, который мы поставили в начале нашего мастер – класса
Давайте подведем итог нашей работы слайд
Подводя итог, можно сказать следующее: начинать учить детей финансовой грамотности стоит как можно раньше, в каком бы возрасте они не были. Чем раньше они узнают эту науку, тем проще им будет принять эти знания в своей голове и использовать их в своей будущей жизни. Авербах Бертольд писал: «Нажить много денег — храбрость, сохранить их — мудрость, а умело расходовать — искусство». Так давайте поможем детям овладеть искусством управления деньгами.
И если каждый из вас будет использовать материал мастер-класса в своей работе, то из наши обучающиеся будут финансово грамотными людьми!!!