ОТКРЫТЫЙ УРОК В ШКОЛЕ ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ

ОТКРЫТЫЙ УРОК В ШКОЛЕ ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ Финзачет

Содержит: сценарий, тех карту, презентацию, игровой бланк и игровые карточки.
Проведение деловой игры реализация финансовой цели при личном планировании.
Источники информации указаны в тех карте.

Вам также может понравиться:

Содержание
  1. Всероссийская образовательная олимпиада для дошкольников «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА »
  2. Всероссийская образовательная олимпиада по музыке для дошкольников «МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ »
  3. Финансовая грамотность для школьников – Игра «Умные деньги» для учеников 4 класса для формирования финансовой грамотности
  4. Финансовая грамотность для школьников – Формирование финансовой грамотности у обучающихся начальной школы
  5. Сценарий интегрированного занятия по финансовой грамотности “Знакомство с деньгами”
  6. Формирование финансовой грамотности на уроках и во внеурочной деятельности
  7. Внеурочное занятие “Математика и финансовая грамотность”
  8. Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Финансовая грамотность для учащихся третьих классов»
  9. Технологическая карта урока «Банковские услуги, предоставляемые гражданам»
  10. План-конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению дошкольников с финансовой грамотностью в подготовительной группе «Юные финансисты»
  11. Важность изучения дисциплины «Основы финансовой грамотности» в СПО
  12. Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста
  13. Занятие ВУД «Основы финансовой грамотности». Тема
  14. Игра-путешествие по финансовой грамотности “Фальшивые деньги”
  15. Методы и формы формирования финансовой грамотности школьников начальной школы на уроках и во внеурочной деятельности
  16. Формирование финансовой грамотности в начальной школе
  17. Формирование функциональной грамотности у школьников в урочной и внеурочной деятельности
  18. Семейная игра “Доходы и расходы семьи” как способ формирования финансовой грамотности в курсе внеурочной деятельности “Семьеведение”
  19. Методическая разработка внеурочного занятия по «Финансовой грамотности» для 5-х классов. Квест-игра
  20. Рабочая программа внеурочной деятельности “Финансовая грамотность” для учащихся 7–8-х классов с умственной отсталостью
  21. Словарь по экономике (подготовка к ЕГЭ)

Всероссийская образовательная олимпиада для дошкольников «ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ ЛОГИКА
»

01 Сентября – 25 Декабря

Всероссийская образовательная олимпиада по музыке для дошкольников «МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ
»

Содержится в разделах:

План мероприятий по ознакомлению детей с финансовой грамотностью «Уроки кота Белобока»


ОТКРЫТЫЙ УРОК В ШКОЛЕ ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ

“Уроки кота Белобока” Сентябрь 1 Уроки Кота Белобока «Труд и профессии»

: повышение финансовой грамотности детей, закреплять понятия «труд», «профессии» 2 Уроки Кота Белобока «Экономия»

Финансовая грамотность для школьников – Игра «Умные деньги» для учеников 4 класса для формирования финансовой грамотности

Библиотека изображений «МААМ-картинки»

Конспект занятия «Уроки финансовой грамотности для Бабы-Яги. Формирование первичных экономических понятий: монета, банкнота»


ОТКРЫТЫЙ УРОК В ШКОЛЕ ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Фотоотчет о проведении марафона финансовых игр для школьников в рамках чемпионата «Финансовая грамотность на каникулах»


ОТКРЫТЫЙ УРОК В ШКОЛЕ ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ

Финансовая грамотность для школьников – Формирование финансовой грамотности у обучающихся начальной школы

Главная 2 3 4 5 6

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

Республики Карелия «Петрозаводский автотранспортный техникум»

Методическая разработка учебного занятия

«Обществознание, включая экономику и право»

Вострякова Ирина Евгеньевна, преподаватель социально-экономических дисциплин

Одобрена на заседании предметно-цикловой комиссии – Экономических дисциплин ПЦК

Протокол №01 от02 2019 Председатель ПЦК

Зарегистрирована в Методическом центре ГАПОУ РК «Петрозаводский автотранспортный техникум»

№Методист Сизова Т. В.

Методическая разработка открытого урока по УД «Обществознание, включая экономику и право» разработана с учетом остро стоящих перед обучающимися вопросов в сфере финансовой грамотности.

Знания в области «Финансовой грамотности» для современного человека, являются неотъемлемой частью его жизни, профессионального развития и качества жизни.

В современном мире финансовая независимость и благополучие человека остаются основными показателями его успешности и профессионализма.

Данное учебное занятие учит студентов не быть зависимыми от кредитов и других финансовых обязательств, а правильно рассчитывать расходы согласно полученному доходу. В ходе урока, студенты закрепляют полученные знания по теме финансы и финансовая грамотность, а также на практике применяют полученные знания. Они самостоятельно определяют возможные доходы семьи, учатся рационально распределять приоритеты в расходах и планируют семейный бюджет исходя из нужд каждого члена семьи.

В процессе изучения данной темы необходимо использовать комбинированный урок, на котором выделяются следующие этапы:

– Обобщение материала;

– Контроль полученных знаний (опрос);

– Практическое применение полученных знаний.

Подготовка к занятию включает:

– Подбор и определение необходимой литературы;

– Подготовка наглядных пособий;

– Составление плана изучаемой темы и определение вопросов включаемых в данную тему;

– Тщательное продумывание всех элементов урока последовательное применение наглядных пособий, использование межпредметных связей и т.д.

– Определение домашнего задания.

Для реализации данного учебного занятия, необходимо:

– дидактический материал.

1. Учебно-методическая карта учебного занятия

Методическая характеристика учебного занятия

2. План – конспект учебного занятия

1. Организационный момент

2. Краткий обзор полученных знаний в области финансовой грамотности (см. Приложение Презентация «Финансовая грамотность»)

«Если у Вас нет плана, как стать богатым,

то, скорее всего, Вы планируете быть бедным.

Просто Вы не догадываетесь об этом».

Что такое финансы?

Финансы – это совокупность экономических отношений, возникающих в процессе создания, а также использования фондов денежных средств, используемых для нужд государства и обеспечения условий для расширения производства.

Возникновение финансов связывают с наличием такого условия, как регулярный товарно-денежный обмен и потребность государства в привлечении дополнительных ресурсов. Не существует одного верного определения финансов, закрепленного в нормативных документах, однако, есть несколько определений понятия «финансы», единых в одном: финансы связаны с образованием, распределением и использованием денежных фондов и целью их существования является выполнение функций и задач государства.

Однако, узнать, что такое финансы, можно из таких публичных нормативных источников, как: Гражданский, Трудовой, Налоговый, Бюджетный, Семейный кодексы.

Если же рассматривать термин финансы с бытовой точки зрения, то в первую очередь этим понятием называются деньги – как наличные, так и безналичные (денежные средства на банковских счетах и в виде ценных бумаг).

Происхождение термина «финансы» обязано французскому языку, в котором слово «финансы» имеет дословный перевод как «денежные средства». И хотя определения финансов в основном сформированы вокруг денег, сами финансы могут включать в себя и другие активы, в том числе: драгоценные камни, металлы, предприятия, недвижимость, автомобильный транспорт.

Что такое финансовая грамотность?

Финансовая грамотность – это способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств (жить по средствам) и грамотно их приумножать. Другими словами – это знание, позволяющее достичь финансового благополучия и оставаться на этом уровне всю свою жизнь. Финансово грамотные люди не живут от зарплаты до зарплаты, и берут кредиты только в тех случаях, когда уверены, что взятый кредит в перспективе принесёт прибыль. Они не поддаются панике даже в условиях экономического кризиса, поскольку имеют «резервный фонд» на случай различных форс-мажоров, они умеют планировать и предвидеть.

В современном мире просто необходимо учиться правильному обращению с деньгами. Есть такое выражение – деньги любят счёт. Это означает, что надо не только считать зарплату или подсчитывать сдачу. Это учёт всех своих затрат и их планирование, даже можно сказать – планирование своей жизни, ведь в ней всё продаётся и всё покупается.

С чего начать обучение финансовой грамотности?

Выработайте у себя правильные финансовые привычки. Для многих людей выработка у себя всего четырёх полезных финансовых привычек может оказаться достаточной, для того, чтобы их финансовое положение изменилось к лучшему. Вот эти 4 полезные привычки:

Начните вести учёт доходов и расходов. Планируйте свои расходы на месяц вперёд.

Избегайте долгов и кредитов – живите по своим средствам.

Всегда сразу после получения дохода откладывайте и инвестируйте не менее 10% полученной суммы. А уже из оставшихся денег оплачивайте свои обычные расходы, начиная с самых важных.

Ниже Вашему вниманию предоставлен список из пяти основных навыков, которые должен освоить каждый человек, который хочет научиться уметь считать деньги.

1. Правильный подход к деньгам. Свое отношение к деньгам нужно изменить с потребительского («что заработал, то и потратил») на управленческое. Вы должны осознать, что у Вас нет личных денег, а есть личные финансы,

2. Планирование и учет финансов. Необходимо начать вести учет доходов и расходов каждый день (благо современные технологии значительно упростили эту задачу), освоить планирование и учет личных финансов, Вы должны научиться составлять и планировать бюджет предприятия, личный и семейный бюджеты, вести учёт всех финансов. Это нужно для того, чтобы всегда быть в курсе своих финансовых результатов, рационально использовать имеющиеся финансовые ресурсы, создавать сбережения и капитал для инвестирования. И обязательно, в целях безопасности, на случай форс-мажора нужно скопить фонд, размера которого должно хватить на 6-12 месяцев Вашего привычного уровня жизни в случае потери бизнеса или работы!

3. Сотрудничество с финансовыми учреждениями. Обязательное условие финансовой грамотности, как простого обывателя, так и предпринимателя – это освоение взаимоотношений с финансовыми учреждениями. Сегодня, чтобы стать успешным и богатым, необходимо уметь налаживать взаимоотношения с банками, страховыми компаниями, брокерами и другими участниками финансового рынка, использовать инструменты для эффективного управления финансами, сбережения и приумножения денег.

4. Дополнительные источники дохода. Финансовая грамотность населения продолжает оставаться на низком уровне еще и потому, что подавляющее большинство людей, воспринимают работу по найму как единственно возможный способ пополнения личного или семейного бюджета, предприниматели вкладывают все деньги только в своё предприятие.

Поэтому, осваивая азы финансовой грамотности, Вы должны понимать, что возможен не только активный заработок, но и пассивный доход, что способы заработка следует диверсифицировать, чтобы надежнее защитить бюджет предприятия, личный или семейный бюджеты от возникновения форс-мажорных ситуаций (например, на случай увольнения).

Уметь диверсифицировать источники дохода. Иметь всего один источник дохода в наши дни очень опасно, особенно если от этого источника зависите не только Вы, но и Ваши близкие. В этом случае Вы подвергаете себя и свою семью слишком большому риску. Когда у человека есть несколько различных источников дохода, ему живётся гораздо комфортнее. Ощущение стабильности, безопасности и уверенности в будущем своей семьи бесценно.

И обязательно некоторую часть дохода нужно выделять на повышение собственной квалификации, на саморазвитие. Повышение разряда сварщика или получение дополнительных смежных профессий поможет Вам быть востребованным на рынке труда. Это инвестиции, которые обязательно окупятся в перспективе!

5. Инвестиции. Каждому человеку необходимо знать, вне зависимости от того занимается он предпринимательской деятельностью или нет, что деньги способны создавать другие деньги, и их можно не проедать, а заставлять работать и приносить пассивный доход. При этом следует понимать, что инвестиции всегда связаны с рисками, этими рисками необходимо управлять и диверсифицировать их, вкладывая капитал в разные финансовые инструменты.

Какими навыками финансовой грамотности должен обладать каждый человек? Уметь сохранять баланс между потреблением и инвестициями. Жить хорошо сегодня и при этом откладывать и инвестировать достаточно денег, для обеспечения комфортного уровня жизни в будущем – не простая задача. Если не откладывать на будущее ничего – то Вас ожидает убогая нищенская пенсия от государства. Если откладывать и инвестировать по максимуму, а сейчас жить впроголодь «на сухарях и воде» – возникает риск не дожить до того самого «светлого будущего» или заплатить за него слишком большую цену – в виде ненавистного прошлого. Поэтому очень важно придерживаться «золотой середины», которая позволит и сейчас жить комфортно, и в будущем – не хуже. Уметь эффективно управлять личными финансами, планировать доходы и расходы заранее.

В наши дни существуют различные сервисы для учёта доходов и расходов. Все они позволяют буквально за пару минут в день с экрана телефона вносить информацию о расходах и доходах.

Если Вы не хотите доверять такого рода информацию различным сторонним сервисам, Вы можете воспользоваться обычным МS Excel. Важно при этом осуществлять планирование расходов на следующий месяц, а так же проводить анализ, сравнивать планируемые показатели с фактическими. 30 минут в месяц, уделённых планированию и анализу личного бюджета позволяют найти дыры в бюджете, определить куда именно утекают деньги, и принять правильные решения для увеличения количества денег в Вашем кошельке.

Планировать своё будущее на 10 – 30 – 50 лет вперёд и следовать своему личному финансовому плану. Личный финансовый план – это ваш лучший друг и помощник в реализации ваших финансовых целей. Те люди, которые следуют личному финансовому плану, гарантированно достигают финансового благополучия.

Давайте вспомним основные статьи доходов семьи:

доход от бизнеса

помощь (родителей, супруга, детей)

проценты по депозиту

А теперь расходы в семье:

Автомобиль (бензин, мойка, ремонт, запчасти, страховка, стоянка, техосмотр, налоги, штрафы, парковка)

Благотворительность, помощь, подарки

Бытовая техника, компьютер, расходные материалы

Дети (одежда, питание, игрушки, книги, няня, мебель, услуги, развлечения)

Домашние животные (питание, товары для животных, услуги ветеринара)

Здоровье и красота (косметика, парфюмерия, салоны красоты, спорт, лекарства, услуги)

Ипотека, долги, кредиты (выплата по кредиту, выплата по ипотеке, досрочное гашение долга, покрытие процентов)

Квартира и связь (электричество, вода, тепло, газ, радио, телефон, интернет, аренда, вывоз мусора, кабельное телевидение, охрана, консьерж)

Налоги и страхование

Образование (учебники, канцтовары, плата за обучение, репетитор)

Одежда и аксессуары (одежда, обувь, аксессуары, украшения, химчистка, ателье, ремонт обуви)

Отдых и развлечение (игры, фильмы, книги, диски, журналы, кафе и рестораны, кино, фото, театр, выставки, боулинг)

Питание (основные продукты, деликатесы, алкоголь, еда на работе, школьные завтраки)

Разное (служебные расходы, карманные расходы, чаевые, взносы, банковские комиссии, нотариус, утеря денег, доставка товара)

Ремонт и мебель

Товары для дома (белье, мелкая техника, инструменты, посуда, кухонная утварь, товары для ванной, предметы интерьера)

Транспорт (автобус, проездные, авиа, метро, такси, электричка)

Какие из них постоянные, а какие переменные? Какие расходы мы учитываем в первую очередь? Какие расходы мы можем отложить? Можем ли мы научиться накапливать необходимые средства для крупных покупок – автомобиль, холодильник, отпуск?

Теперь давайте научимся планировать наш бюджет и расходы

3. Мотивационный этап

Кейс – это заданная ситуация, приближенная к реальности, в которой вам необходимо предложить план решения. Правильного ответа нет, но есть критерии, по которым можно оценить, насколько выбранный вами вариант является оптимальным. Решение кейса представляет собой, во-первых, работу с раздаточными материалами – в них содержится информация, которая вам поможет. А во-вторых, вы будете основываться на собственном мировоззрении и жизненном опыте.

Каждая команда получит вводные об одном домохозяйстве. Вы будете планировать расходы своего домохозяйства на 1 год, а затем анализировать структуру расходов и распределять их по типам. Когда вы спланируете расходы, вам нужно будет предположить, какие источники дохода могут быть у вашего домохозяйства, чтобы покрыть все расходы.

Давайте посмотрим, какая у нас есть информация.

Знакомство с раздаточными материалами и пояснения по решению кейса

Модераторы раздают каждой команде индивидуальные вводные о домохозяйстве, общие дополнительные материалы, предлагают игрокам ознакомиться с ними и дают пояснения по представленным материалам.

Давайте рассмотрим комплект раздаточных материалов:

Содержит информацию о составе семьи, основных жизненных приоритетах, роде занятий, месте проживания. Всего в чемпионате 3 разные легенды – у каждой команды своя. Остальные характеристики домохозяйства вы можете формулировать самостоятельно, но они не должны противоречить заданной легенде и здравому смыслу.

Уровень цен на некоторые товары и услуги

В качестве ориентиров, вы можете использовать их или опираться на собственный жизненный опыт. Учтите, что это неисчерпывающий список. Если вам не хватает каких-то данных, вы можете найти их в интернете или прикинуть, посоветовавшись друг с другом и объединив опыт всех членов команды.

Уровень инфляции и ее прогноз на ближайшие годы

На уроках мы уже изучили это понятие: инфляция – это устойчивая тенденция к повышению цен. Инфляция влияет на изменение цен в общем на товары и услуги между годами – цены повысятся, и вам нужно учитывать ее, когда вы будете планировать расходы на второй год.

Бланк решения кейса

Бланк содержит три таблицы, в которых вы будете отражать расходы. После заполнения вы сдадите бланк для оценки мне (или жюри).

Памятка по решению кейса

Здесь вы найдете описание примерного алгоритма решения. Если в процессе решения у вас будут затруднения, заглядывайте в памятку, чтобы понять следующий шаг. Давайте разберем ее вместе с вами.

Для визуального представления своего решения вам следует использовать ватман, на который вам необходимо вынести основные черты вашего домохозяйства и основные цифры.

После того, как участники ознакомились с тем, какие материалы им доступны, модератор поясняет, как следует построить решение кейса – данный порядок также есть у участников в памятке.

Для решения кейса вам необходимо:

Проанализировать легенду домохозяйства. На основе легенды определить его потребности и выделить приоритеты по расходам.

Обсудить и принять решение командой о всей совокупности расходов, которые должны быть у домохозяйства.

Проанализировать все полученные материалы, понять, какая информация имеется, и где она должна быть использована.

На основании имеющейся информации и выработанных суждений относительно структуры расходов составить план расходов домохозяйства.

Проверить, что предложенный уровень расходов домохозяйства сделает его «счастливым».

Проанализировать структуру расходов по типам и ее изменение структуры по годам.

Предположить уровень и источники доходов домохозяйства и сопоставить с уровнем запланированных расходов.

Подготовиться к презентации: визуализировать ваше решение на листе и подготовить устное выступление.

Во время презентации вам могут быть заданы уточняющие вопросы, а по ее итогам жюри поставит оценку каждой команде.

Оценка команд проводится по трем критериям:

соответствие решения кейса легенде персонажа (4 балла);

обоснование суждений команды (4 балла);

качество презентации (включая визуализацию на ватмане) и выступления (4 балла).

Решение кейсов – 40 минут

Участники заполняют бланки решений и готовят презентацию, отражая решение на листе.

Модератор отвечает на возможные вопросы участников, поясняя, как работать с раздаточными материалами, где взять необходимую информацию, если она есть в раздаточных материалах или, рекомендуя сделать командное предположение. Также модератор проверяет, насколько команды продвигаются в своем решении и успевают по времени: просят показать степень заполнения бланка и подготовки презентации. В случае, если команда движется очень медленно, разбирают с командой, какие вопросы возникают. Желательно, чтобы модератор помогал также следить за верностью расчетов команд.

За 10 минут до конца времени решения модератор уточняет, начала ли команда заниматься подготовкой презентации, напоминает о ней, уточняет, все ли понятно по критериям оценки, при необходимости, поясняет.

Задача кейса состоит в том, чтобы участники по итогам тематических мастер-классов попытались спланировать все виды расходов, которые есть у домохозяйства, и оценить их уровень.

Во время презентаций команд необходимо уточнять, каким образом определялся уровень расходов, почему были выбраны данные статьи расходов, какие источники дохода у домохозяйств, считают ли участники свои домохозяйства «счастливыми» при таком плане расходов.

При проверке уровня расходов необходимо проверить соотношение расходов и предполагаемых доходов – насколько обоснованный уровень доходов предложили участники, чтобы покрыть запланированный уровень расходов.

При подведении итогов мероприятия жюри может напомнить участникам цели, которые ставились перед мероприятием. По итогам решения кейса у участников должны появиться вопросы об уровне конкретных расходов, ответы на которые они смогут получить у родителей, вернувшись домой. Задача кейса состоит не в том, чтобы участники составили максимально приближенную к реальности картину уровня расходов, а в том, чтобы они прошли цепочку «легенда – потребности – расходы». Также мероприятие помогает выявить пробелы в понимании уровней расходов у участников.

При проверке уровня расходов можно в качестве ориентира можно использовать уровень прожиточного минимума и сравнить его с уровнем расходов, предложенным участниками.

В процессе проведения учебного занятия повторяется большой объем изученного материала, идет глубокое закрепление знаний. У студентов развивается большой интерес к дисциплине, осваиваются компьютерные технологии, нарабатываются навыки общения, права добровольного участия. Работают все студенты, даже  неуверенные в своих знаниях.

обосновать использование практических и теоретических знаний;

использовать технологию проведения ролевой игры в решении сложных конфликтных ситуациях;

сформировать у студента  навыки и умения выходить из различных конфликтных ситуаций, повысить мотивацию к обучению.

Подготовка к такому занятию развивает ответственность у студентов за результаты своего труда, нацеливает и подготавливает к будущей профессиональной деятельности.

Проведение контроля знаний при помощи активных форм работы позволяет развить и углубить творческие возможности студентов.

Новизна данной работы в том, что студент сам в процессе обучения включается в процесс расчёта доходов и расходов, осуществляет поиск путей дополнительного заработка и создания накоплений, что является необходимым условием  в личной и профессиональной деятельности будущих специалистов-технологов.

Исаев Л. И. К.Д. Ушинский: основатель русской дидактической и методической школы. – М.: Ин-т общего образования, 2009. – 352 с.

Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно –научного, гуманитарного профилей: учебник для учреждений нач. и сред. Проф. Образования/ А. Г. Важенин. – 9-е изд., стер. – Издательский центр «Академия», 2016. – 432 с.

Основы экономики: учеб. Для учащихся учреждений нач. проф. Образования / О. Н. Терещенко. – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – 176 с.

Основы экономики: учеб. Пособие для студ. Сред. Проф. Учеб. Заведений/ Н. Н. Кожевников, Т. Ф. Басова, В. В. Болгова и др.; под ред. Н.Н. Кожевникова. – М.: Издательский центр «Академия», 2016. – 288 с.

Педагогические технологии: учеб. пособие для студентов пед. специальностей / под ред. В. Кукушина. – 5-е изд., перераб. и доп. – Ростов нД.: Издательский центр «Мар»; Феникс, 2015.

Памятка для выполнения задания

Легенда домохозяйства 1

Семья состоит из трех человек: двое взрослых Иван и Мария и дочь-подросток Аня. Семья проживает в небольшом городе N, Иван занимается преподаванием в области физики в институте. Когда Иван получил степень кандидата наук, семье дали здесь двухкомнатную квартиру. Мария работает личным помощником в компании. Она добирается до работы своим ходом. Аня учится в 7 классе и занимается танцами, школа находится в трех остановках от дома. Она отличница и состоит в онлайн-сообществе молодых ученых. Иван и Мария рассчитывают, что Аня через несколько лет сможет самостоятельно подготовиться к поступлению на бюджетное место в ведущий технический вуз. Раз в год вся семья ездит в отпуск. Отдыхать семья предпочитает в России, в санатории, куда они добираются поездом.

Легенда домохозяйства 2

Роман и Ольга – молодая семейная пара, живущая в городе Z. Роман и Ольга работают юристами и успели сделать неплохую карьеру. Год назад пара переехала в Город Z из места N, в котором оба родились. Сейчас пара снимает однокомнатную квартиру в центре Города, чтобы тратить минимальное количество времени на дорогу до работы. В ближайшие годы они планируют продолжать развиваться в профессиональном плане и через 3 года завести ребенка. Роман и Ольга занимаются дайвингом и два раза в год ездят в тропические страны. Роман очень любит автомобили и много времени проводит в гараже, перебирая детали своей машины. Ольга же занимается спортом и 3 раза в неделю посещает фитнес-клуб. У Романа и Ольги много друзей, их компания любит ходить на выставки или в театр.

Легенда домохозяйства 3

Мадам Корсикова – пожилая дама, она проживает в собственной квартире в центре Мегаполиса со своим сыном Александром и мужем Альбертом. Александр – студент третьего курса одного из престижных университетов, куда он поступил на бюджет. Всё свое время он посвящает учебе и общению с друзьями, правда мадам Корсикова считает, что ему следовало бы больше времени посвящать учебе. Корсикова работает нотариусом и за годы карьеры собрала обширную клиентскую базу. Офис фирмы «Корсикова и Ко» находится в деловом районе Мегаполиса, куда мадам добирается каждый день на личном автомобиле. Она считает, что ее сын должен сам заработать себе на автомобиль, поэтому Александр пока пользуется общественным транспортом. Александр следит за собой и три раза в неделю посещает с друзьями тренажерный зал. Мадам Корсикова проводит свободное время с подругами, встречаются они обычно в кафе или на выходных выезжают к кому-нибудь на дачу. Мадам Корсикова тоже следит за собой и раз в неделю посещает косметолога. Муж мадам Корсиковой безработный, особо ни чем не интересуется, ездит на рыбалку.

Цены на некоторые товары и услуги

Данные Росстата о средних потребительских ценах на отдельные виды товаров и услуг в 2018 году. Средние данные по России могут быть использованы в качестве ориентиров или заменены на собственные суждения, касающиеся конкретных условий проживания домохозяйства.

Данные Росстата о средних потребительских ценах в России, 2018 год

1. Говядина (кроме бескостного мяса), 1 кг 314,94

2. Подсолнечное масло, 1 литр 107,62

3. Яйца куриные, 10 шт. 65,02

4. Картофель, 1 кг 19,91

5. Яблоки, 1 кг 87,43

6. Рис шлифованный, 1 кг 67,87

7. Макаронные изделия из пшеничной муки высшего сорта, 1 кг 66,01

8. Шампунь, 250 мл 125,66

9. Стрижка модельная в женском зале, 1 шт. 412,35

10. Проезд в автобусе, 1 поездка 28,00

11. Абонентская плата за неограниченный объем местных телефонных соединений, месяц 450,00

12. Санаторий, день с человека 2 521,46

13. Первичный консультативный прием у врача-специалиста, 1 шт. 610,84

14. Бензин автомобильный марки АИ 92, 1 л 46,00

Инфляция – повышение общего уровня цен на товары и услуги. При инфляции на одну и ту же сумму денег по прошествии некоторого времени можно будет купить меньше товаров и услуг, чем прежде.

Инфляция считается по следующей формуле в процентах:

Инфляция за год t =((Цены года t+1)/(Цены года t) – 1)*100%

Бланк решения участников

Участники заполняют бланк по ходу решения кейса и передают его жюри после презентации. Приложение состоит из нескольких таблиц, все их необходимо заполнить участникам.

Основные черты домохозяйства

Количество людей в семье

Приоритетные расходы домохозяйства: (в порядке уменьшения приоритетности)

Типы расходов для целей решения кейса:

текущие расходы – это расходы на текущее потребление для поддержания ежедневной жизнедеятельности;

инвестиционные расходы – это расходы на то, что может принести пользу в течение нескольких лет. Как правило это дорогостоящие покупки, такие как автомобиль, крупная бытовая техника, жилье;

чрезвычайные расходы – это непредвиденные расходы, которые нельзя запланировать, но которые, тем не менее, периодически случаются и на них стоит откладывать деньги. Например, затраты на ремонт в результате случайного затопления.

Урок математики и финансовой грамоты
(интегрированный).

Тема «Семейный бюджет».

Класс 3 б.

формирование первоначальных представлений о семейном
бюджете.

Выявить
основные источники семейного бюджета.

Раскрыть
содержательную сторону экономических понятий (доходы и расходы) через решение
практических задач.

Развивать
экономическую и финансовую грамотность по ведению семейного бюджета.

проявлять
познавательный интерес к новому материалу;

бережно
относиться к семейному бюджету, ценить труд всех членов семьи;

овладение
начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;

развитие
самостоятельности и осознание личной ответственности за свои поступки;

развитие
навыков сотрудничества со сверстниками в разных игровых и реальных ситуациях.

умело
составлять и распределять бюджет семьи;

понимание
и правильное использование экономических терминов;

представление
о роли денег в семье и обществе;

понимание
цели своих действий;

составление
простых планов с помощью учителя;

адекватное
восприятие предложений товарищей, учителя.

использование
различных способов поиска, сбора, обработки, анализа и представления
информации;

овладение
логическими действиями сравнения, обобщения, классификации, установления
аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к
известным понятиям.

умение
слушать собеседника и вести диалог;

умение
признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого
иметь свою;

умение
излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

умение
договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать
собственное поведение и поведение окружающих.

Основные понятия и определения

Семейный бюджет, стипендия, пенсия, доход, расход, зкономия.

компьютер, мультимедийный проектор,
интерактивная доска

1. Мотивирование на
учебную деятельность.


Дети, подойдите ко мне и возьмите по одной банкноте в руки. Вы видите, что
банкноты разного цвета. Найдите соответствующий цвет на столе и займите места.
Не теряйте банкноты: они нам еще будут нужны.

На
уроке снова игры,

Я
желаю вам удачи.

За
работу! В добрый час!

– Ребята, нам
сегодня прислали этот волшебный ящик к нашему уроку.

– С ним предано письмо.
Давайте его прочитаем.

2. Актуализация знаний.

Сценка.(папа, мама, бабушка, дедушка,
сын-студент, дочка-ученица школы).

. Вечером
собралась вся семья. Дочь – не могла сидеть спокойно, ей                 очень хотелось
сообщить новость родителям. Запыхавшись, влетели бабушка и дедушка. Последним
вошел отец, усталый после работы.

А у Тани из
соседнего подъезда новые ролики. Я тоже хочу, –

.– Так, сейчас
разберемся,


Только сидите тихо. Ты – наш будущий ученый, – обратился папа к
старшему сыну-студенту. – Будешь считать наш семейный доход.

.– Доход –
это те деньги, которые мне платят на работе, то есть моя зарплата. Каждый месяц
я приношу в дом и отдаю маме деньги.

Бабушка с
дедушкой тоже не остались в стороне.

Б и Д.– Мы тоже получаем
денежки.

А я тоже приношу
деньги в доход семьи, –

Наша дочь тоже
получает денежки, и они называются «пособие на ребенка».

– Так вы мне
сегодня купите ролики? Мы же все получаем деньги – значит у нас их много!

3.
Целеполагание, постановка проблемы.

1.(Корзина
идей). – Вы увидели сценку. Нам нужно узнать тему урока и
сформулировать задачи урока. Перед вами рисунок корзины идей. Напишите около
корзины основные понятия, о которых шла речь в сценке и попробовать назвать
тему урока.

2. Формулирование
темы и целей. – Запишите тему урока в корзинке.

4. Поиск путей решения и
решение проблемы, построение проекта. ( Видеосюжеты,
ролевой сюжет, деловые игры).

– Вспомним правила работы в группе.

– Так как у нас тема «Семейный бюджет», то и работать
мы будем семьями.

– 1 задание. – Рассмотрите бланк №1 и заполните его.
Через 3 минуты вы представите свои семьи.

– Как вы уже говорили, финансы – это наши деньги.
Ребята, как вы думаете, для чего люди придумали деньги?

– А вы знаете, что когда деньги не были придуманы,
людям приходилось обмениваться своими товарами? Как вы думаете, всегда ли такой
обмен был честным и равноценным.

– Какой вывод можете сделать?

-Получите задание №2 «Поход в магазин».

(зачеркиваем
еще одну цифру).

– Да, чтобы обмен всегда был честным и вас никто не
обманул, каждому из нас надо знать, что такое финансовая грамотность.

– Ребята, кто из вас знает, в чем разница между
доходами и расходами?

– Посмотрите внимательно мультфильм, а потом получите
задание.

-Прежде чем получить задание, поработаем фронтально.

4. – Игра «Доходы-расходы». Перед вами
облако – это доход семьи, а когда идет дождь – это когда доходы уходят, это
расходы. Распределите карточки.

– Все ли расходы являются обязательными?
Необязательные расходы – это то, что мы тратим, если хотим купить что-то не из
предметов первой необходимости. Что можно убрать?

– А что мы можем назвать непредвиденными расходами?

5. Минутка отдыха «Доходы – расходы»
(если я называю доход – потираете руками свои карманы, а если расходы – машете
руками, так как деньги улетают). – зарплата, пенсия, продукты, одежда,
стипендия, новая мебель, премия, телефон новый.

6. Бланк №4.
Практическая работа  «Расходы семьи». (работа в группе).

(перед вами конверты с деньгами  и таблица с
расходами. Я называю расход,

а вы ставите на это место денежку). – закрываем
расход.

А) Питание, проезд, коммунальные услуги, лечение, возврат
долгов, одежда, обучение, бытовая химия, прочие расходы, оплата за телефон).
_что получилось? Одинаково?

не можем отложить денег.

– Значит доходы равны расходам. Денег не осталось.

Б) Питание, проезд, коммунальные услуги, лечение,
возврат долгов, одежда, обучение, бытовая химия, прочие расходы, оплата за
телефон). _что получилось? Не хватило денег?

В)  Питание, проезд, коммунальные услуги, лечение,
возврат долгов, одежда, обучение, бытовая химия, прочие расходы, оплата за
телефон). _что получилось? Деньги остались.

можно делать накопления.

– Что бы вы посоветовали двум первым семьям?

– Посмотрите на экран! Сделайте вывод.

– Возьмите свою денежку и напишите на обратной
стороне, от чего вы можете отказаться ради экономии денег из семейного бюджета.

1. Групповая работа.

– Группы получают задания. Произвести расчет доходов и
расходов, учесть непредвиденные расходы и узнать, сколько денег каждая семья
может откладывать каждый месяц.

– Группы, представляем работы.

– Вы узнали, сколько денег ваша семья экономит каждый
месяц.

– Предлагаю произвести расчет и представить, какую
бытовую технику ваша семья может себе позволить через 6 месяцев.

-Поздравляю вас с покупками! (Зачеркиваем цифру
замка на ящике.)

6. Рефлексия учебной деятельности.

Какой совет можете дать
нашим гостям, на чем можно сэкономить? (на доске)

(Зачеркиваем цифру замка на ящике.)

-открываем, а тут буклеты с рекомендациями для детей и
взрослых об экономии денег.

Скачано с www.znanio.ru

Сценарий интегрированного занятия по финансовой грамотности “Знакомство с деньгами”

Цель занятия: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Формирование финансовой грамотности на уроках и во внеурочной деятельности

Правильное отношение к деньгам должно формироваться ещё в детском возрасте. В этом и состоит цель финансовой грамотности. Тогда к подростковому возрасту у него естественно сформируются потребности: найти своё дело, обеспечивать себя, вкладывать деньги в семейный бюджет. Он будет более защищён от мошенников, необдуманных кредитов и импульсивных покупок, а также подготовлен к разным финансовым задачам, которые могут в карьере.

Внеурочное занятие “Математика и финансовая грамотность”

Цель урока: создание условий для формирования у учащихся, первичных, представлений о современных деньгах в России.

Рабочая программа внеурочной деятельности курса «Финансовая грамотность для учащихся третьих классов»

Цель реализации рабочей программы курса «Финансовая грамотность» является формирование специальных компетенций в области управления личными финансами у обучающихся; повышение финансовой грамотности школьников.

Технологическая карта урока «Банковские услуги, предоставляемые гражданам»

Цели урока: формирование финансовой грамотности обучающихся через знакомство с деятельностью финансовых организаций (банка).

План-конспект непосредственно образовательной деятельности по ознакомлению дошкольников с финансовой грамотностью в подготовительной группе «Юные финансисты»

Цели урока: продолжать формировать представления о содержании деятельности людей известных профессий; продолжать знакомить детей с понятием «Семейный бюджет», учить грамотно расходовать «Семейный бюджет», что такое «доход», «расход»; закрепить понятие о том, что деньги являются средством платежа; расширять представления о товарах и его стоимости, товары в магазине можно приобрести за деньги; закрепить понятия «дорого» и «дешево», «дороже — дешевле»; закреплять навыки счета в пределах от 1 до 10.

финансовая грамотность,
подготовительная группа

Важность изучения дисциплины «Основы финансовой грамотности» в СПО

Финансовое образование молодежи способствует принятию грамотных решений, минимизирует риски и, тем самым, способно повысить финансовую безопасность молодежи. Низкий уровень финансовой грамотности и недостаточное понимание в области личных финансов может привести не только к банкротству, но и к неграмотному планированию выхода на пенсию, уязвимости к финансовым мошенничествам, чрезмерным долгам и социальным проблемам, включая депрессию и прочие личные проблемы. Знание ключевых финансовых понятий и умение их использовать на практике дает возможность человеку грамoтнo управлять своими денежными средствами. Тo есть вести учет дoхoдoв, расхoдoв, избегать ненужных затрат и дoлгoв, планировать личный бюджет, создавать сбережения. А также oриентирoваться в непростых продуктах, предлагаемых финансовыми институтами, и приобретать их на oснoве oсoзнаннoгo выбора. Накoнец, испoльзoвать накoпительные и страхoвые знания и инструменты.

Формирование финансовой грамотности у детей дошкольного возраста

В статье рассмотрены вопросы формирования финансовой грамотности у воспитанников дошкольного образовательного учреждения младшего возраста, приводится определение понятия «финансовая грамотность». Обосновывается значимость формирования финансовой грамотности в дошкольном возрасте. Авторы отмечают важность наличия финансовой грамотности в выработке у ребенка основ грамотного обращения с деньгами. Авторами предлагаются различные типы игр, уроков и т.д. для формирования финансовой грамотности, также рассмотрена роль литературы, пословиц, в становления финансовой грамотности у детей.

игровая деятельность, финансовая грамотность,

Занятие ВУД «Основы финансовой грамотности». Тема

Представлено занятие по основам финансовой грамотности для учащихся 6-го класса.

Игра-путешествие по финансовой грамотности “Фальшивые деньги”

Представлена игра-путешествие по финансовой грамотности “Фальшивые деньги”.

Методы и формы формирования финансовой грамотности школьников начальной школы на уроках и во внеурочной деятельности

В наше современное время начальная школа должна готовить детей к реальной жизни, к трудностям на пути взросления и становления личности во всех сферах жизни, в особенности в вопросах финансового образования. Нельзя представить себе мир сегодня без денег. Деньги окружают человека с самого рождения и становятся одним из главных условий жизни. Поэтому уроки финансовой грамотности сегодня просто необходимы. Автор статьи делится своей работой по формированию финансовой грамотности учащихся начальной школы.

Формирование финансовой грамотности в начальной школе

Необходимость внедрения уроков финансовой грамотности в школах обусловлена еще и тем, что современные дети достаточно активно самостоятельно покупают товары, пользуются пластиковыми картами, делают покупки в Интернете. То есть, они с раннего возраста оперируют денежными знаками и являются активными участниками торгово-финансовых взаимоотношений, что требует от них определенного уровня финансовой грамотности.

Формирование функциональной грамотности у школьников в урочной и внеурочной деятельности

В статье говорится о функциональной грамотности школьников и почему важно ее развивать в урочной и внеурочной деятельности.

финансовая грамотность,
Функциональная грамотность

Семейная игра “Доходы и расходы семьи” как способ формирования финансовой грамотности в курсе внеурочной деятельности “Семьеведение”

Обучение финансовой грамотности – одно из основных современных направлений образовательных программ, реализующееся в целях выработки устойчивых финансовых привычек и правил, которые помогут избежать многих ошибок и опасностей в финансовой сфере. Что такое деньги, дети начинают понимать лет в 6–7, по мере взросления начинают самостоятельно покупать товары, пользоваться пластиковыми картами. Главной задачей введения обучения финансовой грамотности, является стремление остановить развитие безответственного отношения к финансам и денежным операциям.

Методическая разработка внеурочного занятия по «Финансовой грамотности» для 5-х классов. Квест-игра

В ходе квест-игры, учащиеся получат возможность в игровой обстановке закрепить изученные ключевые понятия: средства сбережения, нарушение прав человека, права потребителей, деньги, валюта, доходы и расходы. Данный урок способствует формированию практических навыков в быту.

Рабочая программа внеурочной деятельности “Финансовая грамотность” для учащихся 7–8-х классов с умственной отсталостью

Программа «Финансовая грамотность» является авторской и предназначена для учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Программа разработана на основе программы «Финансовая грамотность»: Е. А. Вигдорчик, И. В. Липсиц, Ю. Н. Корлюгова, учебная программа. 2–4 классы общеобраз. орг. — М.: ВИТА-ПРЕСС, 2014.

Словарь по экономике (подготовка к ЕГЭ)

Представлен словарь по экономике.

Оцените статью