ПОВЫШЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ И МЕЖПРЕДМЕТНЫХ НАВЫКОВ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

ПОВЫШЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ И МЕЖПРЕДМЕТНЫХ НАВЫКОВ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ Финзачет

Формирование коммуникативных компетенций в сфере финансовой грамотности у обучающихся старшей школы на уроках английского языка

Автор Калашникова Юлия Анатольевна

МБОУ “Гимназия № 44”, г. Иркутск

Аннотация: В этой статье автор делится опытом практического применения текстов финансовой направленности на уроках английского языка в формировании коммуникативных компетенций в области финансовой грамотности на примере УМК «STARLIGHT 10».

Ключевые слова: коммуникативная компетенция, когнитивная компетенция, финансовая грамотность.

Тематическая рубрика: Средняя школа.

На сегодняшний день в методике обучения иностранным языкам большое внимание уделяется проблеме формирования коммуникативной компетенции обучающихся на уроках иностранного языка в школе. Коммуникативная компетенция трактуется рядом ученых как «умение реализовать взаимодействие при помощи языка, то есть излагать свои мысли и делиться ими в разных условиях в процессе общения с собеседниками, верно применять систему языковых и речевых норм, предпочитая коммуникативное поведение, которое вполне подходит для тех или иных условий общения».

Необходимым компонентом коммуникативной компетенции является когнитивная компетенция, представляющая собой готовность к коммуникативно-мыслительной деятельности. На уроках иностранного языка речемышление учащихся стимулируются в следующих основных случаях:

в работе с текстом (inferring from the text);

в работе с проблемой (role play and problem-solving);

– в работе с игровой задачей (game challenge).

Перед нами встал вопрос – как организовать работу на уроке иностранного языка, направленную на формирование  коммуникативных компетенций у обучающихся в сфере  финансовой грамотности.

Финансовая грамотность – способность человека управлять своими доходами и расходами, принимать правильные решения по распределению денежных средств («жить по средствам») и грамотно их преумножать; знание ключевых финансовых понятий и умение использовать их на практике, позволяющее достичь финансового благополучия и оставаться на этом уровне всю свою жизнь.

Не во всех учебниках представлен достаточный материал для работы по формированию финансовой грамотности. Однако учителя сами  могут включать необходимый материал в содержание уроков.

Мы обнаружили, что элементы курса финансовой грамотности прекрасно входят в программу предмета «Английский язык» в основной школе. При правильном подборе, распределении и работе с соответствующим данной тематике материалом  в ходе прочтения текстов, учащиеся смогут освоить базовую финансовую терминологию и расширить свои представления  о финансовой стороне  жизни.

В 10 классе, основываясь на программе английского языка УМК « 10», учащиеся расширяют свой финансовый терминологический словарь на английском языке изучая такие аспекты как  выбор будущей профессии, планирование своей карьеры, написание резюме и сопроводительных писем, а также изучают все тонкости подготовки к интервью при принятии на работу.

При изучении темы «» «Spotlight10» раздел 1а, который знакомит учеников с вокабуляром по теме « », учитель вместо вопросов о том, как ученики провели лето ( ?) или чем они любили заниматься в свободное время ( ?), может спросить их о том, приобрели ли они какой либо опыт работы ( ?), как герои текста, предложенного ученикам для чтения и развития коммуникативной компетенции «Top Summer Jobs for teens». Ученикам предлагается ознакомиться с шестью видами работ для подростков в летний период, после чего они получают задание заполнить таблицу по таким аспектам, как например:

1. Польза данной работы для подростка.

2. Навыки и умения, которые необходимы для выполнения работы  в летний период, и затем обсудить в группах либо в парах информацию, которую они уже нашли в тексте.

Заполнение таблицы позволяет учащимся ответить на главный вопрос в работе с текстом «What  kind of Summer job would be suitable for you? (make value judgments)», тем самым выйти на уровень коммуникативной компетенции. Значимым компонентом коммуникативной компетенции является информативная компетенция, то есть владение содержательным предметом общения. Развивая умения и навыки учащихся в сфере финансовой грамотности, учитель может подобрать дополнительные тексты  по теме «Jobs», основываясь на критериях, рассмотренных нами выше.

Одна из самых распространенных причин стресса у старшеклассников заключается в том, что они не знают, как выбрать профессию. Уроки по теме « » Модуль 3 УМК «10» по английскому языку  должны помочь  ученикам узнать, как выбор профессии повлияет на их доход, как составить план карьеры на всю жизнь, как подать заявку на работу и написать выдающиеся сопроводительные письма, подготовиться к собеседованию при приеме на работу. Но этого не всегда достаточно для  освоения основ финансовой грамотности, поэтому учителю приходиться проявить свою креативность при подготовке к уроку и более детально и глубоко рассматривать некоторые аспекты. К примеру, учитель может предложить ученикам написать сопроводительные письма на основе резюме соискателей на данную вакансию.

Такой вид работы с учениками старшего звена – это приём «интенсивного чтения» (double entry), который  дает возможность сочетать чтение, представленного учителем резюме и письменную речь (написание сопроводительного письма учеников по предложенному резюме), что несомненно способствует формированию речемышления.

Уроки по теме « » УМК «Starlight 10» по английскому языку должны помочь ученикам узнать, как правильно планировать и распоряжаться бюджетом. Работа с тексом «’ » позволяет ученикам заполнить таблицу расходов. Каждый ученик заполняет индивидуально свою карточку, что позволяет в конце подсчитать его траты в целом и проанализировать их целесообразность.

Одним из примеров развития речемышления могут стать уроки активации чтения схем в интерактивном режиме, то есть работа с нелинейным текстом.

В любой ситуации, требующей речемышления, взаимодействуют, как правило, три компонента: решаемая проблема, имеющиеся знания, исследовательские действия как в нашем случае в сфере финансовой грамотности, когда ученикам предлагается проанализировать из чего формируется бюджет студента с опорой на нелинейный текст, опираясь на личный опыт, а затем провести подобный анализ уже сравнивая формирование бюджета студентов и взрослых людей. Во втором случае ученикам придется провести исследовательские действия в  поиске  достоверной информации для решения данной проблемы.

Уроки по теме « » УМК «Starlight 10» по английскому языку на первый взгляд посвящены экологии, но если учитель остановит своё внимание на содержании текста, то увидит, что его можно рассмотреть и в аспекте финансовой грамотности. Для этого самому учителю необходимо освоить некоторые понятия из финансовой сферы, такие как « », которые в тексте учебника не рассматриваются, но могут быть использованы учителем как дополнительный материал. К примеру, учитель может взять для работы с учениками текст « – ?»

Данный вид работы с текстом содержит все стадии формирования речемышления:

1 стадия – осмысление. Здесь, познакомившись с частью текста «The sharing economy – good for everybody?», учащиеся уточняют свое представление о материале. Здесь начинают работать информационные «фреймы» (frames), то есть набор необходимых понятий, описывающих ту или иную ситуацию. Особенность приема в том, что момент уточнения своего представления (стадия осмыслении (schemata)) одновременно является и стадией вызова для знакомства со следующим фрагментом как языковой картиной мира (language representation of the world) в её иноязычной форме. Каждая остановка чтения является началом решения новой проблемы, для решения которой ученику необходимы фоновые знания (background knowledge), то есть информацию, важная для понимания конкретной ситуации общения.

3 стадия – рефлексия. Заключительная беседа. На этой стадии текст опять представляет единое целое. Здесь ученик прибегает к  общему кругозору (general knowledge). Такая работа с текстом развивает умение анализировать текст, выявлять связь отдельных элементов (темы, образы, способы выражения авторской позиции), развивает умение выражать свои мысли, учит пониманию и осмыслению.

Все эти темы представлены в живой и интересной для старшеклассников форме. Обучающиеся не просто читают тексты по финансовой тематике, но обсуждают спорные вопросы, участвуют в ролевых играх, моделируя свое поведение в различных ситуациях, связанных с финансами и финансовыми рисками. Таким образом, английский язык как школьный предмет вносит свой вклад в формирование финансовой грамотности учащихся.

1. Быстрай Е. Б. Речевая направленность урока иностранного языка как условие формирования коммуникативной компетенции обучающихся / Е. Б. Быстрай, И. А. Скоробренко // Евразийский гуманитарный журнал. 2018. – № 2. – С. 99-102.

2. Гез Н. И. Формирование коммуникативной компетенции как объект зарубежных методических исследований / Н. И. Гез // Иностр. языки в школе. – 1985. – №2. – С. 17-24.

3. Заседателева М. Г. Роль парной и групповой форм работы в повышении мотивации студентов к изучению иностранного языка / М. Г. Заседателева // Вестник Челябинского государственного педагогического университета. – 2017. – № 8. – С. 29-36.

4. Колесник А. А. Актуальность владения иностранным языком в современном мире / А. А. Колесник // Молодой ученый. – 2017. – №3. – С. 562-564.

Метапредметный подход в системе дополнительного образованияСистема дополнительного образования детей в современных российских условиях рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, организация которого на основе тщательно продуманных и выверенных требований может позволить преодолеть кризис детства, обеспечив поддержку и развитие талантливых и одаренных детей . Е. Б. Евладова предлагает следующее определение: дополнительное образование детей – это неотъемлемая часть общего образования, которая выходит за рамки государственных образовательных стандартов, и предполагает свободный выбор ребенком сфер и видов деятельности, ориентированных на развитие в процессе практико-ориентированных занятий таких его личностных качеств, способностей, интересов, которые ведут к социальной и культурной самореализации, к саморазвитию и самовоспитанию. Одним из требований к организации образования сегодня является ориентация не только на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, но и на развитие личности, познавательных и созидательных способностей, успешной социализации в обществе. Это в полной мере касается и дополнительного образования, которое помогает обучающемуся занять серьезные позиции в определении своего дальнейшего пути. Занятия творческой деятельностью позволяют обучающимся осваивать метапредметные компетенции, такие как умение ставить цель, искать и применять необходимые средства ее достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты своей деятельности. Миссией современного образования становится не столько усвоение готовых знаний, сколько обеспечение его познавательным, общекультурным, личностным развитием, сформированностью у учащихся умения учиться. Это и является главной сутью новых образовательных стандартов. Опираясь на ФГОС, сформируем понятие метапредметных результатов образования. Метапредметные результаты образовательной деятельности – это способы, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные учащимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов. Так, внедрение метапредметного подхода в образование является острой необходимостью, т.к. традиционные средства и методы педагогической деятельности не соответствуют современным реалиям, уровню развития технического прогресса. Общеобразовательные программы построены на основе более чем полувековой давности и не ставят перед собой задачу обновления знаний. Метапредметный подход предлагает такую реорганизацию образования, когда учащийся воспринимает знания не как сведения для запоминания, а как знания, которые он осмысливает и может применить в жизни. Можем сделать вывод: метапредметный подход позволяет сформировать целостную личность учащегося, а также обеспечить преемственность всех ступеней образования. Анализируя концептуальные основы метапредметных компетенций, во-первых, рассмотрим их классификацию, данную А. В. Хуторским: ценностно-смысловые компетенции; общекультурные компетенции; учебно-познавательные компетенции; информационные компетенции; коммуникативные компетенции; социально-трудовые компетенции; компетенции личностного самосовершенствования. Анализ современного вектора развития образования позволяет констатировать три уровня планируемых результатов образования: под личностными результатами понимается готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению, познанию, выбору индивидуальной образовательной траектории, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их личностные позиции, социальные компетенции, сформированность основ гражданской идентичности; под предметными результатами понимается освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также система основополагающих элементов научного знания, лежащая в основе современной научной картины мира; под метапредметными результатами понимаются освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметные понятия. Метапредметные результаты предполагают освоение учащимися универсальных способов деятельности или универсальных учебных действий, применимых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях. Овладение системой универсальных учебных действий является необходимой основой всего последующего развития учащегося. Это действия, обеспечивающие самостоятельную, субъектную позицию учащегося в ходе его образования в течение всей жизни. Основное содержание метапредметных результатов образования строится вокруг освоения разнообразных умений, навыков и стратегий учиться, т.е. той совокупности способов действий, которая, собственно, и обеспечивает способность обучающихся к саморазвитию, включая организацию этого процесса. Достижение метапредметных результатов связано с природой универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, общепознавательных и коммуникативных. В силу своей природы, являясь, по сути, функционально ориентировочными действиями, метапредметные действия составляют психологическую основу и решающее условие успешности решения обучающимися предметных задач. Из представленного выше метапредметных результатов образования в становится очевидным, что они строятся вокруг принятых в педагогике понятий знания, умения, навыка, обладающих надпредметными и междисциплинарными свойствами. Надпредметные и междисциплинарные свойства универсальных учебных действий, как и знаний, умений, навыков, на которых они основаны, исходят из положений системно-деятельностного, междисциплинарного, «ЗУНовского», личностно-ориентированного, когнитивного и аффективного подходов. В мае 2017 года был подготовлен проект «Национальной стратегии повышения финансовой грамотности 2017-2023гг», которая должна стать основой для скоординированной государственной политики в области повышения финансовой грамотности на ближайшие пять лет. Цели, задачи и этапы Национальной стратегии см. в Презентации и дополнительных материалах к модулю. Вопросы повышения финансовой грамотности имеют особую значимость для Российской Федерации. Документом, формулирующим цели и задачи государственной политики, направленной на повышение уровня финансовой грамотности населения РФ является Национальная программа повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации (2009, см. Концепцию Национальной программы). В рамках Национальной программы под финансовой грамотностью населения понимается способность граждан России: • эффективно управлять личными финансами; • осуществлять учет расходов и доходов домохозяйства и осуществлять краткосрочное и долгосрочное финансовое планирование; • оптимизировать соотношение между сбережениями и потреблением; • разбираться в особенностях различных финансовых продуктов и услуг (в т.ч. инструментов рынка ценных бумаг и коллективных инвестиций), иметь актуальную информацию о ситуации на финансовых рынках; • принимать обоснованные решения в отношении финансовых продуктов и услуг и осознано нести ответственность за такие решения; • компетентно планировать и осуществлять пенсионные накопления. Таким образом, Финансовая грамотность – это совокупность знаний, навыков, умений и установок в финансовой сфере и личностных социально-педагогических характеристик, сформированность которых определяет способность и готовность человека продуктивно выполнять различные социально-экономические роли. Результаты мониторинга позволяют сделать вывод, что наиболее финансово грамотными являются люди с высоким уровнем дохода, в возрасте 36–45 лет, выпускники Вузов, чаще всего жители городов с населением от 500 тысяч, что неудивительно. Таким образом, последние исследования уровня финансовой грамотности россиян свидетельствуют о насущной необходимости и актуальности финансового просвещения в сложившихся условиях. В системе образования практически отсутствует адресное обучение основам личного финансового планирования, а опыт родителей, полученный на финансовом рынке, крайне ограничен и во многих случаях отрицателен. Таким образом, обучение основам финансовой грамотности является актуальным, так как создает условия для развития личности подростка, мотивации к обучению, для формирования социального и профессионального самоопределения, а также является профилактикой асоциального поведения. Именно овладение основами финансовой грамотности поможет учащимся применить полученные знания в жизни и успешно социализироваться в обществе.

Метапредметные результаты изучения курса основ финансовой грамотности.1 Метапредметные результаты включают три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные2 . 1. Регулятивные универсальные учебные действия: • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;• умение самостоятельно планировать пути достижения личных финансо- вых целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения финансовых задач; • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; • формирование навыков принятия решений на основе сравнительного анализа финансовых альтернатив, планирования и прогнозирования будущих доходов и расходов личного бюджета, навыков самоанализа и самоменеджмента. 2. Познавательные универсальные учебные действия: • умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы на примере материалов; • умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения задач; • находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития.3. Коммуникативные универсальные учебные действия: • осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрос- лыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий; • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции), навыков работы со статистической, фактической и аналитической финан- совой информацией; • координировать и выполнять работу в условиях реального, виртуального и комбинированного взаимодействия. Проблемно-диалогическая технология дает развернутый ответ на вопрос «Как научить учащихся ставить и решать проблемы?». Если мы сравним 2 занятия– традиционное и проблемно-диалогическое, то увидим, что на традиционном занятии почти все действия выполняет педагог: он организует проверку домашнего задания, сам сообщает тему, сам ее объясняет и организует повторение. Нацелено такое занятие, прежде всего, на заучивание материала. На проблемно-диалогическом занятии педагог только создает проблемную ситуацию и побуждает детей самих сформулировать проблему. Он организует поиск решения, не предлагая готового объяснения. Педагог предлагает учащимся самим сформулировать собственное решение. В конце занятия дети сами придумывают схемы, составляют алгоритмы, рифмуют выведенные правила, т. е. создают собственный продукт. Таким образом, педагог на таком занятии выступает в роли «режиссера» учебного процесса, а ребята совместно с ним ставят и решают учебную предметную проблему (задачу). Какую группу новых результатов, прежде всего, развивает проблемный диалог? В первую очередь – это регулятивные УУД, т. к. проблемный диалог – это умение поставить цель, составить план действий, осуществить действия, свериться с целью. Это и есть короткое описание регулятивных учебных действий. Весь этот алгоритм – это обучение порядку в любой деятельности. Не меньшее значение имеют коммуникативные УУД, т. к. диалог предполагает, что учитель и ученики находятся в состоянии поиска понимания друг друга. Развитие познавательных УУД обусловлено тем, что проблема всегда связана с некой логической задачкой, решением какого-то познавательного вопроса.1. Традиционное занятие на тему «Ценообразование»: объяснение темы, расчёт некоих «безликих» задач.2. На проблемно-диалогическом занятии: ярмарка поделок, где ребята сами пытаются установить цену и регулировать ее в ходе ярмарки. Вывод: формирование финансовой грамотности способствует активному развитию метапредметных компетенций.

Аннотация. В статье представлен анализ существующих исследований, оценивающих уровень финансовой грамотности среди подростков Российской Федерации и предложен механизм, направленный на повышение уровня финансовой грамотности, в условиях реализации ФГОС третьего поколения.

Ключевые слова: финансовая грамотность, ФГОС, универсальные учебные действия, проблемы формирования финансовой грамотности.

С 01 сентября 2022 года образовательные организации начнут введение Федеральных государственных образовательных стандартов (далее – ФГОС) третьего поколения в образовательную практику для обучающихся начальной (1-4 классы) и средней школы (5-9 классы). Данные стандарты содержат в себе обязательные требования и критерии к каждому уровню образования. Все образовательные программы, учебники и методические пособия в Российской Федерации базируются на Федеральных государственных образовательных стандартах.

В области изучения финансовой грамотности обучающимися, метапредметные результаты включают три группы УУД: регулятивные, познавательные, коммуникативные. Каждая группа универсальных учебных действий предполагает освоение навыков, характерных для неё. Так, регулятивные учебные действия нацелены на развитие собственной познавательной деятельности, на достижение личных финансовых целей, путём анализа финансовых альтернатив и планирования, на умение находить эффективные способы решения финансовых задач, на получение первичных навыков самоанализа и самоменеджмента. Познавательные универсальные учебные действия несут в себе цель развить у обучающихся умение создавать и использовать в работе модели и схемы для решения финансовых задач, строить логические рассуждения, связанные между собой, и рассматривать их как возможность для собственного развития. Коммуникативные универсальные учебные действия нацелены на развитие навыков деловой компетенции и компетенций в области информационно-коммуникационных технологий. При достижении перечисленных метапредметных результатов обучающиеся смогут эффективно и рационально занимать такие социальные роли как потребитель, налогоплательщик, инвестор, акционер.


ПОВЫШЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ И МЕЖПРЕДМЕТНЫХ НАВЫКОВ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Рис. 1. Результаты стран по финансовой грамотности PISA


ПОВЫШЕНИЕ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ЧЕРЕЗ РАЗВИТИЕ МЕТАПРЕДМЕТНЫХ И МЕЖПРЕДМЕТНЫХ НАВЫКОВ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Рис. 2. Оценка реализации образовательных программ общего образования, включающих основы финансовой грамотности

В период с 2017 по 2020 год число педагогов, преподающих в средней школе и прошедших курсы повышения квалификации, связанные с развитием финансовой грамотности, возросло на 214%. Однако, для того чтобы изучение основ финансовой грамотности через включение их в основные предметы было эффективным, необходимо разработать организованную, чётко выстроенную систему разработки рабочих программ по предметам и механизмы взаимодействия учителей-предметников. Для успешного формирования УУД у обучающихся, педагогам необходимо иметь условия для создания эффективных рабочих программ, учитывающих преемственность между уровнями образования, интегрированных уроков по финансовой грамотности, а также иметь возможность профессионального взаимодействия с коллегами и экспертами в области финансов.

Полагаем, что для достижения всех необходимых условий, существует необходимость создания в общеобразовательных организациях межпредметных методических объединений, основным направлением научно-методической и опытно-экспериментальной деятельности которых, станет разработка психолого-педагогических условий, направленных на развитие финансовой грамотности через взаимосвязанное изучение отдельных предметов.

Думается, что работа таких методических объединений на начальном этапе предполагает поддержку заместителя директора по качеству образования в создании дорожной карты по формированию финансовой грамотности на учебных занятиях. Первым этапом реализации является разработка рабочих программ по каждому предмету и создание календарно-тематического планирования с включением элементов финансовой грамотности, а также с указанием конкретных достигаемых образовательных результатов и формируемых универсальных учебных действий в рамках каждого занятия. Второй этап предполагает реализацию разработанных рабочих программ на основе обновлённых ФГОС. На третьем этапе осуществляется возможность диагностики уровня финансовой грамотности у обучающихся с помощью внутришкольных, городских и общероссийских ресурсов (таких как Московский Центр Качества Образования и т.д.). Предложенный механизм несёт рекомендательный характер. При необходимости каждая образовательная организация самостоятельно корректирует формат работы межпредметного методического объединения, учитывая возникающие потребности.

Таким образом, совершенствование системы преподавания общеобразовательных предметов с целью достижения метапредметных результатов и формирования универсальных учебных действий, направленных на развитие финансово здорового поведения у обучающихся, должно стать приоритетным направлением в образовательных организациях в условиях реализации ФГОС третьего поколения.

Финансовая грамотность как аспект формирования универсальных образовательных действий в рамках реализации Государственных образовательных стандартов третьего поколения

Самойленко А. Д., бакалавр 1 курса Московского городского университета, г. Москва

Научный руководитель: Плешакова Марина Владимировна, доцент кафедры экономики и управления Института права и управления Московского городского университета, кандидат экономических наук, доцент

Аннотация. В статье представлен анализ существующих исследований по оценке уровня финансовой грамотности подростков Российской Федерации и предложен механизм, направленный на повышение уровня финансовой грамотности в условиях реализации третьего поколения ФГОС. Ключевые слова: финансовая грамотность, Государственный образовательный стандарт, универсальная образовательная деятельность, проблемы формирования финансовой грамотности.

Оцените статью