Рабочая программа курса внеурочной деятельности
по (социальному) направлению
« Основы финансовой грамотности»
Рабочая программа предмета «Основы финансовой грамотности» для учащихся 8 класса разработана в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования и составлена на основе:
Рабочая программа разработана с учетом УМК: Финансовая грамотность. 8 – 9 класс общеобразовательных организаций. Е. Б. Лавренова , О. Н. Лаврентьева – М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2019. Авторская программа конкретизирует содержание предметных тем и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса.
Общая характеристика внеурочной деятельности по предмету «Основы финансовой грамотности» для 8 класса.
В 8 классе обучаются дети в возрасте 14–15 лет, когда с правовой точки зрения они обретают часть прав и обязанностей, в том числе в финансовой сфере. Поэтому становится необходимым обучить подростков тем умениям, которые будут нужны для оптимального поведения в современных условиях финансового мира. Вместе с тем учащиеся 8 класса способны расширять свой кругозор в финансовых вопросах благодаря развитию общеинтеллектуальных способностей, формируемых школой. Также в данном возрасте начинает осуществляться личностное самоопределение школьников, они переходят во взрослую жизнь, осваивая некоторые новые для себя роли взрослого человека. Поэтому в ходе обучения важно опираться на личные потребности учащегося, не только формировать в нём умение действовать в сфере финансов, но и подключать внутренние механизмы самоопределения школьника. Нужно научить его не бояться взрослой жизни, показать, что существуют алгоритмы действия в тех или иных ситуациях финансового характера. Значительное внимание в курсе уделяется формированию компетенции поиска, подбора, анализа и интерпретации финансовой информации из различных источников, как на электронных, так и на бумажных носителях. В то же время основным умением, формируемым у учащихся, является умение оценивать финансовую ситуацию, выбирать наиболее подходящий вариант решения финансовых проблем семьи.
В данном курсе рассматриваются вопросы бюджетирования, исследуются вопросы долгосрочного планирования бюджета семьи и особое внимание уделяется планированию личного бюджета.
формирование основ финансовой грамотности у учащихся 8 класса, предполагающей освоение базовых финансово-экономических понятий, являющихся отражением важнейших сфер финансовых отношений, а также практических умений и компетенций, позволяющих эффективно взаимодействовать с широким кругом финансовых институтов, таких как банки, валютная система, налоговый орган, бизнес, пенсионная система и др.
– освоить систему знаний о финансовых институтах современного общества и инструментах управления личными финансами;
– овладеть умением получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные ;
– формировать опыт применения знаний о финансовых институтах для эффективной самореализации в сфере управления личными финансами:
– формировать основы культуры и индивидуального стиля экономического поведения, ценностей деловой этики;
– воспитывать ответственность за экономические решения.
Место учебного предмета в учебном плане ОУ.
На преподавание курса внеурочной деятельности «Основы финансовой грамотности» » в 8 классе в учебном плане НРМОБУ « Усть – Юганская СОШ» на 2021 -2022 учебный год отведен 1 час в неделю, всего 34 часов в год , из которых практических занятий (создание проекта) – 5, итоговых занятий (контроль знаний и умений) – 5.
Содержание курса внеурочной деятельности:
Раздел 1. Современные деньги: что это такое и какие риски их сопровождает
Происхождение денег, что делают деньги деньгами. Какие они современные деньги. Знать, как справляться с особыми жизненными ситуациями с финансовой точки зрения. Риски в мире денег. Уметь пользоваться с дебетовой картой.
Раздел 2. Семейный бюджет: как управлять им в современном обществе
Современная семья и ее финансы. Источники денежных средств семьи. Как разумно совершать покупки. Знать способы увеличения семейных доходов. Способы увеличения семейных доходов с привлечением услуг финансовых организаций. Как грамотно составлять семейный бюджет.
Раздел 3. Личный доход подростка: какие возможности есть в современном обществе для его формирования
Что такое источники личного дохода подростка. Как может работать и заработать подросток. Какие налоги надо платить, когда работаешь. Дискуссии по вопросу.
Раздел 4. Услуги финансовых организаций: что нужно современному подростку
Какие бывают финансовые организации, что нужно знать современному подростку о них. Как грамотно выбрать вклад, банковскую карту и безопасно ею пользоваться, как накопить на свою мечту. Что такое страховой продукт и как грамотно его выбрать. Можно ли отправиться в путешествие, минимизируя свои расходы, финан- совые затраты. Как защищать свои права потребителя финансовых услуг. Дискуссия по теме « Услуги финансовых организаций», «Учимся защищать свои права- потребителя финансовых услуг».
Раздел 5. Человек и государство: как наладить взаимовыгодные финансовые отношения.
Финансы современного государства. Какие налоги платят люди, проживающие в РФ, как рассчитать размер налогов, как своевременно уплатить налоги и оформить налоговый вычет. Уплата налогов- обязанность гражданина РФ.
Раздел 6. Современный человек: как инвестировать в себя.
Что такое человеческий капитал, как инвестировать в человеческий капитал, практические выводы. Дискуссия на тему « Как инвестировать в себя».
Раздел 7. Подведем итоги.
Проверяем свой уровень финансовой грамотности, диагностическая работа по финансовой грамотности в формате ОГЭ.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Планируемые результаты освоения курса основ финансовой грамотности в 8 классе включают:
— сформированность ответственности за принятие решений в сфере личных финансов;
— готовность пользоваться своими правами в финансовой сфере, исполнять возникающие в связи с взаимодействием с финансовыми институтами обязанности.
– сформированность умения анализировать проблему и определять финансовые и государственные учреждения, в которые необходимо обратиться для их решения;
– владение умением поиска различных способов решения финансовых проблем и их оценки;
– владение умением осуществлять краткосрочное и долгосрочное планирование поведения в сфере финансов;
– сформированность умения устанавливать причинно-следственные связи между социальными и финансовыми явлениями и процессами;
– умение осуществлять элементарный прогноз в сфере личных финансов и оценивать свои поступки;
– сформированность коммуникативной компетенции:
– вступать в коммуникацию со сверстниками и учителем, понимать и продвигать предлагаемые идеи;
– анализировать и интерпретировать финансовую информацию из различных источников.
– владение понятиями: деньги и денежная масса, покупательная способность денег, человеческий капитал, благосостояние семьи, профицит и дефицит семейного бюджета, банк, инвестиционный фонд, финансовое планирование, форс-мажор, страхование, финансовые риски, бизнес, валюта и валютный рынок, прямые и косвенные налоги, пенсионный фонд и пенсионная система;
– владение знанием: структуры денежной массы, структуры доходов населения страны и способов её определения, зависимости уровня благосостояния от структуры источников доходов семьи, статей, семейного и личного бюджета и способов их корреляции, основных видов финансовых услуг и продуктов, предназначенных для физических лиц, возможных норм сбережения, способов государственной поддержки в случаях попадания всложные жизненные ситуации, видов страхования, видов финансовых рисков, способов использования банковских продуктов для решения своих финансовых задач, способов определения курса валют и мест обмена, способов уплаты налогов, принципов устройства пенсионной системы в РФ.
Календарно – тематическое планирование
Виды и методы контроля знаний
Оценивание результатов обучения осуществляется в трёх формах:
• текущего контроля (проходит на занятиях — «практикум», «семинар» и «игра»). При текущем контроле проверяется конструктивность работы учащегося на занятии, степень активности в поиске информации и отработке практических способов действий в финансовой сфере, а также участие в групповом и общем обсуждении;
• промежуточного контроля (в заключение изучения раздела). Промежуточный контроль помогает проверить степень освоения знаний и предметных и метапредметных умений по значительному кругу вопросов, объединённых в одном разделе. Задача контроля – выявить то, что учащийся не понял, не научился делать (например, рассчитать реальный банковский процент);
• итогового контроля (по результатам изучения целого курса). Задача контроля – подвести итог, оценить реальные достижения учащихся в освоении основ финансовой грамотности.
Базовые понятия и знания:
Налоги; прямые и косвенные налоги; пошлины; сборы; пенсия; пенсионная система; пенсионные фонды.
основных видов налогов, взимаемых с физических и юридических лиц (базовые); способов уплаты налогов (лично и предприятием); общих принципов устройства пенсионной системы РФ; иметь представления о способах пенсионных накоплений.
В ходе организации учебной деятельности учащихся будут использоваться следующие
В 8 классах такая форма может быть использована для введения учащихся в проблематику финансовой сферы. Лекция на уроках по финансовой грамотности должна быть использована с применением педагогического метода проблематизации. Отметим, что лекции как форма занятий занимают примерно 10–15% всего учебного времени.
Данная форма занятий является ведущей для учащихся 8 классов. Именно в этом возрасте важно попробовать самостоятельно осуществлять поисковую деятельность, получить опыт выполнения несложных финансовых действий. Данное занятие может осуществляться в форме индивидуальной и групповой работы; назначение – отработка практических умений и формирование компетенций в сфере финансов; на данном занятии осуществляется поисково-исследовательская работа, направленная на поиск финансовой информации из различных источников.
Таким образом, практикум может быть проведен в следующих формах:
– поиск информации в сети Интернет на сайтах государственных служб, финансовых организаций, рейтинговых агентств;
– поиск и анализ правовых документов по теме;
– разработка индивидуальных или групповых проектов;
– проведение мини-исследований;
– составление и решение финансовых кроссвордов.
Наряду с практикумом является ведущей формой занятий,так как позволяет в смоделированной ситуации осуществить конкретныефинансовые действия, вступить в отношения с финансовыми институтами (хотя бы и в выдуманной ситуации). Получение минимального опыта в игре в реальности позволяет более уверенно себя чувствовать и адекватнее вести себя в конкретных финансовых ситуациях.
В 8 классах такая форма может быть использована для обсуждения общих проблем, для выработки общих решений. Эта форма не является обязательной, учитель должен самопределить возможность её использования в зависимости от познавательных потребностей учащихся и условий организации образовательной деятельности. Структура семинара для 8 классов будетвыглядеть так:
1. Определение цели семинара
2. Работа в группе над выполнением задания (чаще всего это обсуждение понятий, выработка оптимальных решений)
3. Представление результатов обсуждения группами
4. Общее обсуждение
назначение – проверка освоенных знаний иумений и при необходимости их коррекция. Контроль может проходить как в традиционных формах, так и в интерактивных:
– письменная контрольная работа (включающая задания, проверяющие знание теории и владение метапредметными умениями);
– устный опрос;
– творческий отчёт;
– защита проекта;
– защита исследовательской работы;
– написание эссе;
– решение практических задач;
– выполнение тематических заданий.
Список литературы и интернет – источников:
- . Лавренова Е. Б., Лаврентьева О. Н. Основы финансовой грамотности. Учебное пособие. М.; Просвещение, 2019.
- Кишенкова О. В. диагностические тестовые материалы по курсу «Основы финансовой грамотности», М.:Интеллект-Центр, 2018.
Рабочая программа по внеурочной деятельности
курса внеурочной деятельности: «» предназначена для 1 – 4 классов и составлена на основе
– программы внеурочной деятельности по
– примерной программы основного общего образования.
– образовательной программы МБОУ «Зарубинская ООШ»;
– устава МБОУ «Зарубинская ООШ»
– учебного плана МБОУ «Зарубинская ООШ» на 2022-2023 учебный год
– положения о рабочей программе по внеурочной деятельности МБОУ «Зарубинская ООШ»
– Федерального государственного образовательного стандарта;
– Примерной программы внеурочной деятельности социальной направленности начального общего образования и авторской программы «Финансовая грамотность» под редакцией Ю. Корлюговой, Е. Гоппе, Москва 2019 год. Программа реализуется с помощью учебного пособия в 2 частях и рабочей тетради под редакцией С. Федина.
Программа направлена на достижение планируемых результатов, обеспечивающих развитие личности младших школьников, их мотивации к познанию, приобщение к общечеловеческим ценностям.
изучения курса «Финансовая грамотность» выступают:
• развитие основ экономического образа мышления;
• воспитание ответственного и грамотного финансового поведения;
• развитие учебно-познавательного интереса в области экономических отношений в семье;
• формирование опыта применения полученных знаний и умений для решения элементарных вопросов в области экономики семьи, а также для выполнения учебно-исследовательской и проектной деятельности.
создать основы для финансово- грамотного поведения граждан.
развитие познавательной активности младших школьников, творческих способностей, любознательности. расширение кругозора учащихся; умения сравнивать, анализировать историко-природоведческие факты; умения проводить самостоятельные наблюдения в природе; умения видеть связь современности с прошлым родного края; умения оперировать с моделями и схемами; умения работать с историческими и географическими картами;
Характеристика учебного предмета, курса
Премьер-министр России Дмитрий Медведев подписал распоряжение об утверждении стратегии повышения финансовой грамотности населения на 2017-2023 гг.
Курс «Основы финансовой грамотности в начальной школе» – прикладной курс, реализующий интересы учащихся в сфере экономики семьи.
“Финансовая грамотность” – целостная система учебных курсов для внеурочной деятельности и дополнительного образования обучающихся, впервые разработанная в России. Начиная учиться , ребёнок делает первые шаги во взрослую жизнь. Для того чтобы он не растерялся в ней и стал в будущем финансово благополучным человеком, ему необходим данный курс.
Программа реализуется через следующие формы занятий: ситуационная игра; образно-ролевые игры; исследовательская деятельность; урок-практикум; дискуссия, обсуждение.
Место в учебном плане
2 часа в неделю, 68 часов в год
Планируемые результаты обучения
результаты изучения курса «Финансовая грамотность»
У выпускника будут сформированы:
– осознание себя как члена семьи, общества и государства;
– учебно-познавательный интерес к учебному материалу курса и способам решения элементарных финансовых задач;
– самостоятельность и осознание личной ответственности за свои поступки в области финансов;
– ориентирование в нравственном содержании как собственных поступков, так и поступков окружающих людей в области финансов;
– понимание безграничности потребностей людей и ограниченности ресурсов (денег);
– понимание различия между расходами на товары и услуги первой необходимости и расходами на дополнительные нужды;
– навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в игровых и реальных экономических ситуациях.
Выпускник получит возможность
– понимания необходимости освоения финансовой грамотности, выраженного в преобладании учебно-познавательных мотивов и предпочтении социального способа оценки знаний в этой области;
– положительной адекватной самооценки на основе критерия успешности реализации социальной роли финансово грамотного школьника;
– эмпатии как осознанного понимания чувств других людей и сопереживания им, выражающейся в поступках, направленных на помощь другим и обеспечение их благополучия.
– использовать различные способы поиска, сбора, обработки, анализа и представления информации в области финансов;
– производить логические действия сравнения преимуществ и недостатков разных видов денег, сопоставления величины доходов и расходов, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей между финансовым поведением человека и его благосостоянием, построения рассуждений на финансовые темы, отнесения явлений или объектов к известным финансовым понятиям;
– использовать знаково-символические средства, в том числе модели, схемы для решения финансовых задач;
– владеть элементарными способами решения проблем творческого и поискового характера;
– оценивать свою учебную деятельность по освоению финансовой грамотности.
– представлять финансовую информацию с помощью ИКТ;
– осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения финансовых задач в зависимости от конкретных условий.
– определять личные цели развития финансовой грамотности; • ставить финансовые цели;
– составлять простые планы своих действий в соответствии с финансовой задачей и условиями её реализации;
– проявлять познавательную и творческую инициативу в применении финансовых знаний для решения элементарных вопросов в области экономики семьи;
– осуществлять пошаговый контроль своих учебных действий и итоговый контроль результата;
– оценивать правильность выполнения финансовых действий и способов решения элементарных финансовых задач;
– корректировать учебное действие после его выполнения на основе оценки и учёта выявленных ошибок;
– использовать цифровую форму записи хода и результатов решения финансовой задачи;
– корректировать свои действия с учётом рекомендаций и оценочных суждений одноклассников, учителей, родителей.
Выпускник получит возможность научиться:
– преобразовывать практическую финансовую задачу в познавательную;
– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве при выполнении учебного мини-исследования или проекта;
– самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;
– самостоятельно оценивать правильность выполнения учебного действия и корректировать его при необходимости.
– осознанно и свободно строить сообщения на финансовые темы в устной и письменной форме;
– слушать собеседника, вести диалог по теме и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;
– признавать возможность существования различных точек зрения и право на своё мнение для каждого;
– излагать своё мнение, аргументировать свою точку зрения и давать оценку финансовых действий и решений;
– договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности при выполнении учебного проекта и мини-исследования, в учебной игре;
– осуществлять самоконтроль и контроль, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
– учитывать разные мнения и интересы, обосновывать собственную позицию в обсуждении финансовых целей и решений;
– формулировать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
– оказывать в учебном сотрудничестве необходимую помощь партнёрам.
– правильно использовать термины (обмен, бартер, товар, услуга, продажа, покупка, деньги, виды денег, доходы семьи, потребности, благо, расходы семьи, семейный бюджет, дефицит семейного бюджета, пособия, банк, сбережения, вклад, кредит, долги, валюта); • объяснять причины и приводить примеры обмена товарами;
– объяснять проблемы, возникающие при обмене;
– приводить примеры товарных денег;
– объяснять на простых примерах, что деньги — средство обмена, а не благо; – понимать, что деньги зарабатываются трудом;
– описывать виды и функции денег;
– объяснять, что такое безналичный расчёт и пластиковая карта;
– производить безналичный платёж с помощью платёжного терминала;
– называть основные источники доходов;
– приводить примеры регулярных и нерегулярных доходов семьи;
– называть основные направления расходов семьи;
– приводить примеры обязательных и необходимых расходов семьи; -• различать планируемые и непредвиденные расходы;
– считать доходы и расходы, составлять семейный бюджет на условных примерах;
– объяснять способы сокращения расходов и увеличения сбережений семьи;
– объяснять роль банков, для чего делают вклады и берут кредиты;
– называть ситуации, при которых государство выплачивает пособия, и приводить примеры пособий;
– объяснять, что такое валюта, и приводить примеры валют.
– описывать свойства товарных денег;
– сравнивать и обобщать финансовую информацию, представленную в строках и столбцах несложных таблиц и диаграмм;
– понимать особенности выполнения учебных проектов и мини-исследований в области финансов;
– осуществлять под руководством учителя элементарную проектную и исследовательскую деятельность в малых группах: выявлять практическую проблему, разрабатывать замысел, искать пути его реализации, воплощать его, демонстрировать готовый продукт (расчёты, бюджет, финансовый план);
– распознавать финансовую информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, диаграмма);
– планировать элементарные исследования в области семейного бюджета, собирать и представлять полученную информацию с помощью таблиц и диаграмм;
– объяснять суть финансовой информации, сравнивать и обобщать данные о финансах, полученные при проведении учебных исследований, делать выводы.
:- выделять общие и основные потребности, находить источники их удовлетворения;- пользоваться деньгами;- классифицировать профессии по изготовлению товаров и услуг;- определять цену товара.
Результаты 2-го года обучения:К концу 2-го года обучения школьники должны :- выделять физиологические и духовные потребности;- виды торговли; из чего складывается выручка, виды цен;- что такое себестоимость; из чего складывается себестоимость; затраты и издержки;- что такое сделки и посредники; доля посредника;- для чего нужен график; виды графиков;- что такое аренда; виды аренды;- крупные банки страны; функции банков; виды вкладов.
:- определять по формулам, чему равен доход и прибыль;- чертить элементарные графики доходов и расходов;- отличать настоящие деньги от фальшивых;- решать простейшие экономические задачи.
Результаты 3-го года обучения:К концу 3-го года обучения школьники должны – что такое конкуренция, ее достоинства и недостатки;- что такое акционерное общество, как оно создается;- почему бывают кризисы в экономике, кривая развития экономики;- виды рекламы, правила рекламы;- как появились профессии; почему возникают новые профессии, основные профессии вашей местности;- налоги, виды налогов, кто собирает налоги.
– различать качественный и некачественный товар,- чертить кривую развития экономики,- определять вид ценной бумаги,- составлять рекламный текст;- решать задачи на нахождение прибыли, выручки, цены.
Результаты 4-го года обучения:К концу 4-го года обучения школьники должны – какие бывают потребности;– каковы источники удовлетворения потребностей;– почему все потребности нельзя удовлетворить;– что такое деньги; их роль в жизни человека;– что такое доходы и расходы;– где можно приобрести товары и услуги;– что такое «источники доходов»;– что такое «собственность», «себестоимость», «выручка», «товар», «цена», «зарплата» и другие экономические понятия;– о взаимоотношениях продавца и покупателя;– значение труда в удовлетворении потребностей;– о домашнем хозяйстве и его возможностях в удовлетворении потребностей людей. Учащиеся должны– анализировать свои потребности;– выделять основные и особые потребности;– определять источники удовлетворения различных потребностей;– пользоваться деньгами;
– определять источники доходов и расходов;– объяснять значение труда в удовлетворении потребностей;– совершать элементарные покупки в магазине;– анализировать возможности семейного хозяйства в удовлетворении потребностей.
Темы планирования повторяются в каждом классе, но содержание программы расширяется и усложняется по годам обучения с учетом индивидуальных и типологических особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей, обучающихся с ТНР.
Тема 1. Введение в экономику
Введение в экономику. Знакомство с понятием «экономика». Для чего нужна экономика?
Тема 2. Потребности
Потребности. Что такое «потребность». Какие бывают потребности.
Тема 3. Источники удовлетворения потребностей
Источники удовлетворения потребностей. Почему все потребности нельзя удовлетворить. Виды потребностей. Мои желания и потребности.
Тема 4. Домашнее хозяйство
Домашнее хозяйство. Распределение ролей в семье. Домашние обязанности в семье. Что такое бюджет семьи. Что такое «доходы» и «расходы». Важно ли быть богатым. Посчитаем семейный бюджет.
Тема 5. Товары и услуги
Тема 6. Деньги
Зачем нужны деньги. Как появились деньги. Деньги и страны. Где и как хранятся деньги. Что такое источник дохода.
Тема 7. Маркетинг
Что такое «маркетинг». Обмен. Рынок. Торговля. Взаимоотношения продавца и покупателя. Конкуренция.
Тема 8. Задачи от Гнома – Эконома
Задачи с экономическим содержанием от Гнома – Эконома.
Тема 1. Знакомство с Бурундуком и компанией
Знакомство с лесными героями – Бурундуком и его компанией. Вспомним понятие «экономика»
Потребности человека. Значение труда в удовлетворении потребностей. Труд и удовлетворение потребностей.
Тема 3. Торговля
Когда и где возникла торговля. Зачем современному человеку нужна торговля. Как и где производятся товары. Какие бывают товары. Почему одни товары стоят дороже, а другие дешевле.
Тема 4. Графики
Что такое «график». Какие бываю графики. Графики «доходов» и «расходов»
Тема 5. Деньги (5 часов)
История денег. Деньги бумажные и металлические. Деньги России и мира. Почему каждый народ имеет свои деньги. Что изображено на деньгах. Защита денег от подделки
Тема 6. Занимательная экономика
Занимательная экономика. Экономические ребусы и кроссворды от Бурундука и компании. Экономика и русский язык. Экономика и окружающий мир. Взаимодействие экономики с другими науками
Тема 7. Экономические задачи
Решаем задачи с экономическим содержанием
Тема 8. Аренда
Аренда. Что такое «аренда». История аренда
Тема 9. Банки. Вклады
Банки. Для чего нужны банки. Зачем люди вкладывают деньги в банк. Крупные банки России.
Тема 1. Встреча в лесной экономической школе
Бурундук и компания юных экономистов вместе с нами продолжают изучать азы экономики!
Тема 2. Основы экономического развития
Что такое экономическое развитие. Акционерное общество, как оно создаётся. Акции. Ценные бумаги. Понятие «кризиса». Почему происходит кризис в экономике. Монополия и конкуренция. Роль правительства в экономике
Тема 4. Банки. Ценные бумаги
Банки. Ценные бумаги. Виды вкладов. Виды ценных бумаг (общие черты и отличия). История вкладов. Функции сберегательной книжки
Тема 5. Штрафы
Виды штрафов. Кто и когда платит штрафы. Кто взимает штрафы
Тема 6. Деловая этика
Деловая этика. Этика и этикет. Почему надо соблюдать этику. Правила делового этикета. Бизнес – этикет;
Тема 7. История профессий
Появление профессий. История профессий. Популярные современные профессии
Тема 8. Налоги
Что такое «налоги». Кто собирает налоги. Куда идут налоги. Виды налогов (подоходный, транспортный, имущественный)
Тема 9. Международная торговля (1 час)
Торговля между странами. Ввоз и вывоз товаров. Таможня. Экспорт. Импорт
Тема 10. Экономические задачи
Решаем экономические задачи на нахождение прибыли
Тема 11. Занимательная экономика
Занимательная наука – экономика. Конкурсы и творческие задания по пройденным темам.
Тема 1. Как появились деньги и какими они бывают
Как появились деньги? История монет. Монеты Древней Руси (выполнение творческих работ). Представление творческих работ «Монеты Древней Руси». Бумажные деньги. Безналичные деньги. Дебетовая карта и кредитная карта, в чем разница? Исследование «Деньги современности». Представление результатов исследования. Валюты. Интерактивная викторина «Деньги». Мини-исследование «Сколько стоят деньги?» Представление результатов мини-исследования «Сколько стоят деньги?»
Из чего складываются доходы в семье
Тема 3. Почему семье иногда не хватает денег на жизнь и как этого избежать
На что семья тратит деньги. Подсчитаем все расходы семьи. Семейный бюджет. Как планировать семейный бюджет? Правила составления семейного бюджета. Бюджет Российской Федерации.
Тема 4. Деньги счёт любят, или как управлять своим кошельком, чтобы он не пустовал
Как тратить с умом? Примерный бюджет школьника. Если доходы превышают расходы, образуются сбережения. Если расходы превышают доходы, образуются долги. Игра «Древо решений». Товары и услуги. Странное слово «Монополисты». Игра «Монополия». Творческий проект «Мое предприятие». Защита проекта «Мое предприятие». Обзорное занятие «Что нового я открыл для себя?»
- Программа по финансовой грамотности Ю. Н. Корлюгова. Москва «ВИТА-ПРЕСС», 2020
- «Финансовая грамотность». Методические рекомендации для учителя. Ю.Н. Корлюгова. Москва «ВИТА-ПРЕСС», 2020
- «Финансовая грамотность». Материалы для родителей . Ю.Н. Корлюгова. Москва «ВИТА-ПРЕСС», 2020
- «Финансовая грамотность». Контрольные измерительные материалы . Ю.Н. Корлюгова. Москва «ВИТА-ПРЕСС», 2020