предметные результаты обучения финансовой грамотности обеспечиваются выполнением индивидуального проекта

Мы поможем в написании ваших работ!

ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Предметные результаты обучения финансовой грамотности, обеспечиваемые выполнением индивидуального проекта

Формирование финансовой грамотности у обучающихся средствами проектной и иных интерактивных форм познавательной деятельности может происходить:

1) в рамках учебного предмета «Обществознание» на уровнях основного общего образования и среднего общего образования;

2) в рамках учебного предмета «Экономика» на уровне среднего общего образования при изучении базового курса и углубленного курса;

3) в рамках элективных / факультативных курсов «Финансовая грамотность»;

4) в рамках выполнения индивидуального проекта (учебного проекта или учебного исследования).

Предметные результаты по финансовой грамотности,

обеспечиваемые школьным курсом «Обществознание»

Среди предметных результатов обществознания на уровне основного общего образования представлены те, которые непосредственно выражают содержание финансовой грамотности. В частности, в подразделах «Выпускник научится» ПООП СОО представлены положения:

· выполнять несложные познавательные и практические задания, основанные на ситуациях жизнедеятельности человека в разных сферах общества;

· находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из доступных источников, систематизировать, анализировать полученные данные; применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков других людей с нормами поведения, установленными законом;

· различать основных участников экономической деятельности: производителей и потребителей, предпринимателей и наемных работников; раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;

· формулировать и аргументировать собственные суждения, касающиеся отдельных вопросов экономической жизни и опирающиеся на экономические знания и личный опыт; использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности; оценивать этические нормы трудовой и предпринимательской деятельности;

· раскрывать рациональное поведение субъектов экономической деятельности;

· характеризовать экономику семьи; анализировать структуру семейного бюджета;

· использовать полученные знания при анализе фактов поведения участников экономической деятельности.

Подразделы «Выпускник получит возможность научиться»содержат следующие положения:

· на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения, основанного на уважении к закону и правопорядку;

· анализировать с опорой на полученные знания несложную экономическую информацию, получаемую из неадаптированных источников;

· выполнять практические задания, основанные на ситуациях, связанных с описанием состояния российской экономики;

· анализировать и оценивать с позиций экономических знаний сложившиеся практики и модели поведения потребителя;

· решать с опорой на полученные знания познавательные задачи, отражающие типичные ситуации в экономической сфере деятельности человека;

· грамотно применять полученные знания для определения экономически рационального поведения и порядка действий в конкретных ситуациях;

· сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет.

На формирование финансовой грамотности выходит изучение целого ряда дидактических единиц курса обществознания, заявленных в Примерной основной образовательной программе основного общего образования и потенциально содержащих проблемные вопросы и открытые задачи, которые могут мотивировать на выбор темы индивидуального проекта. Ниже приводится перечень этих тем.

На уровне среднего общего образования в качестве предметных результатов по обществознанию, зафиксированных в примерной основной образовательной программе общего среднего образования, представлены следующие позиции:

Подразделы «Выпускник научится»:

· различать деятельность различных финансовых институтов, выделять задачи, функции и роль Центрального банка Российской̆ Федерации в банковской̆ системе РФ;

· 
различать формы, виды проявления инфляции, оценивать последствия инфляции для экономики в целом и для различных социальных групп;

· объяснять поведение собственника, работника, потребителя с точки зрения экономической рациональности, анализировать собственное потребительское поведение;

· анализировать практические ситуации, связанные с реализацией гражданами своих экономических интересов.

Подразделы «Выпускник получит возможность научиться»:

· моделировать практические ситуации, связанные с расчетом издержек 
и прибыли производителя;

· обосновывать выбор форм бизнеса в конкретных ситуациях;

· применять полученные знания для выполнения социальных ролей работника и производителя;

· оценивать свои возможности трудоустройства в условиях рынка труда.

Содержательно в рамках изучения предмета «Обществознание» на формирование финансовой грамотности на уровне среднего общего образования выходят следующие дидактические единицы с содержащимися в них вопросами, побуждающими к проектной деятельности:

Фирма в экономике. Фондовый рынок, его инструменты. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Предприятие. Основные источники финансирования бизнеса. Финансовый рынок. Банковская система. Финансовые институты. Виды, причины и последствия инфляции. Рынок труда. Занятость и безработица, виды безработицы. Государственная политика в области занятости. Рациональное экономическое поведение собственника, работника, потребителя, семьянина. Налоговая система в РФ. Виды налогов. Функции налогов. Налоги, уплачиваемые предприятиями.

обеспечиваемые школьным курсом «Экономика»

Изучение вопросов финансовой грамотностив рамках предмета «Экономика» на базовом уровне предполагает, в частности, следующие образовательные результаты:

· анализировать и планировать структуру семейного бюджета собственной семьи;

· принимать рациональные решения в условиях относительной ограниченности доступных ресурсов;

· решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные экономические задачи по микроэкономике.

Выпускник получит возможность научиться:

· применять полученные теоретические и практические знания для определения экономически рационального поведения;

· сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять семейный бюджет;

· грамотно применять полученные знания для оценки собственных экономических действий в качестве потребителя, члена семьи и гражданина;

· объективно оценивать и критически относиться к недобросовестной рекламе в средствах массовой информации;

· применять полученные экономические знания для эффективного исполнения основных социально-экономических ролей заемщика и акционера.

Среди дидактических единиц изучения учебного предмета «Экономика» на базовом уровне представлен ряд положений, непосредственно выходящих на финансовую грамотность. К ним можно отнести следующие:

Рациональный потребитель. Защита прав потребителя. Семейный бюджет. Источники семейных доходов. Реальные и номинальные доходы семьи. Основные виды расходов семьи. Потребительский кредит. Ипотечный кредит. Страхование. Фирма и ее цели. Экономические цели фирмы. Организационно-правовые формы предприятий. Акции, облигации и другие ценные бумаги. Фондовый рынок. Франчайзинг. Предпринимательство. Источники финансирования бизнеса. Рынок капитала. Рынок земли. Рынок труда. Заработная плата и стимулирование труда. Прожиточный минимум. Занятость. Безработица. Виды безработицы. Государственная политика в области занятости. Профсоюзы.

В число образовательных результатов по предмету «Экономика» на углубленном уровне входят следующие:

· анализировать структуру бюджета собственной семьи;

· строить личный финансовый план;

· анализировать ситуацию на реальных рынках с точки зрения продавцов и покупателей;

· анализировать собственное потребительское поведение;

· применять навыки расчета сумм кредита и ипотеки в реальной жизни;

· сравнивать виды ценных бумаг;

· анализировать страховые услуги;

· разрабатывать бизнес-план.

· применять полученные теоретические и практические знания для определения экономически рационального, правомерного и социально одобряемого поведения;

· оценивать и принимать ответственность за рациональные решения и их возможные последствия для себя, своего окружения и общества в целом;

· использовать приобретенные ключевые компетенции по микроэкономике для самостоятельной исследовательской деятельности в области экономики;

· понимать необходимость соблюдения предписаний, предлагаемых в договорах по кредитам, ипотеке, вкладам и др.;

· сопоставлять свои потребности и возможности, оптимально распределять свои материальные и трудовые ресурсы, составлять личный финансовый план;

· рационально и экономно обращаться с деньгами в повседневной жизни;

· создавать алгоритмы для совершенствования собственной познавательной деятельности творческого и поисково-исследовательского характера;

· решать с опорой на полученные знания практические задачи, отражающие типичные жизненные ситуации;

· грамотно применять полученные знания для исполнения типичных экономических ролей: в качестве потребителя, члена семьи и гражданина;

· моделировать и рассчитывать проект индивидуального бизнес-плана.

Углубленный уровень экономики содержит ряд положений, формирующих определенные компоненты финансовой грамотности. К ним можно отнести следующие:

Рациональный потребитель. Полезность и потребительский выбор. Защита прав потребителя. Семейный бюджет. Источники семейных доходов. Реальные и номинальные доходы семьи. Основные виды расходов семьи. Потребительский кредит. Ипотечный кредит. Фирма и ее цели. Организационно-правовые формы предприятий по российскому законодательству. Франчайзинг. Основные источники финансирования бизнеса. Ценные бумаги и рынок ценных бумаг. Финансовые институты. Страховые услуги. Политика защиты и антимонопольное законодательство. Минимальная оплата труда. Дискриминация на рынке труда. Роль профсоюзов.

Предметные результаты, обеспечиваемые

элективными курсами финансовой грамотности

Наряду с детально расписанными выше предметными образовательными результатами по обществознанию и экономике, обеспечивающими содержательную основу развития финансовой грамотности, вполне определенные результаты обеспечиваются целостными, системно организованными элективными курсами финансовой грамотности, которые могут выбрать обучающиеся по собственному желанию, если такие курсы будут предусмотрены образовательной организацией в рамках основной образовательной программы.

Основная образовательная программа содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательных отношений. Обязательная часть для основного общего образования составляет 70 %, для среднего общего – 60 %. Часть, формируемая участниками образовательных отношений, составляет, соответственно, для основного общего образования 30 %, а для среднего общего – 40 % от объема образовательных программ общего образования и может включать, в том числе, и элективные курсы финансовой грамотности.

Элективный курс формирования основ финансовой грамотности позволяет выстроить систему базовых знаний и способов действий, которая не достигается в отдельных предметных областях, где на уроках финансовые задачи или задачи с соответствующим финансовым контекстом являются не систематическими, а носят прикладной характер.

Осваивая элективный курс финансовой грамотности, выпускник получит возможность научиться:

· понимать и применять в модельных жизненных ситуациях понятия «доход», «источники доходов», «бюджет», «статьи бюджета», «сбережения», «кредитование», «инвестиции», «страхование», «финансовая безопасность»;

· целостно представлять сферу финансовых отношений, функции финансовых институтов, финансовые продукты и услуги;

· понимать правовые основы поведения потребителя финансовых услуг;

· представлять финансовые риски (риск занятия бизнесом, риск инвестирования, риск участия в разного рода пенсионных программах и др.);

· конкретизировать примерами общие положения о целесообразном финансовом поведении в жизненных ситуациях, связанных с доходами и расходами, планированием бюджета, сбережениями и инвестициями, страхованием и финансовой безопасностью;

· анализировать отдельные тенденции в развитии финансовой сферы;

· находить альтернативные решения в соответствии с изменениями ситуации в стране и в личном финансовом положении;

· использовать знания о финансовых продуктах и разумном финансовом поведении в контексте учебных ситуаций и в конкретных ситуациях повседневной жизни для определения оптимального варианта действий при решении финансовых задач.

Формирование и развитие метапредметных и предметных результатов осуществляется как на уроке, так во внеурочной деятельности (элективные курсы), где проектная деятельность рассматривается как одна из продуктивных. На уроке возможно выполнение мини-проектов или проведение исследований с целью освоения методов познания, переноса базовых знаний в область решения задач финансового содержания (например, решение финансовых задач с использованием математического инструментария на уроках математики). Данные задачи могут быть уровневые в зависимости от уровня подготовленности и познавательных интересов школьника. Задачи повышенного уровня сложности могут использоваться для определения образовательных результатов в разделе «Выпускник получит возможность научиться».

Предметные результаты по финансовой грамотности, обеспечиваемые выполнением индивидуального проекта (учебного проекта или учебного исследования)

Открытость образовательного пространства, характерная для основного общего образования, на уровне среднего общего образования приобретает новые формы: это и профильность предлагаемых образовательных программ, и предоставление реальных возможностей для осуществления индивидуальной программы личностного роста. Важной характеристикой уровня среднего общего образования является повышение вариативности: старшеклассник оказывается в ситуации выбора набора предметов, которые изучаются на разных уровнях сложности, выбора профиля и подготовки к выбору будущей профессии. Учителя и старшеклассники в рамках определения образовательного пространства решают задачи системного видения самих учебных предметов и их связей с другими предметами (сферами деятельности) и осознания учебного предмета как набора средств решения широкого спектра задач.

Важным элементом вариативности образовательной программы является наличие в учебном плане особого предмета «Индивидуальный проект». Этот предмет направлен на организацию деятельности обучающегося по выполнению учебного проекта или учебного исследования. Цели предмета:

· создание условий для развития личности обучающегося, способной:

– адаптироваться в условиях сложного, изменчивого мира, в том числе в сфере финансовых отношений;

– проявлять социальную ответственность и активность;

– демонстрировать безопасное для себя и окружающих поведение, в том числе в области личных финансов;

– осуществлять самостоятельный поиск знаний, умений преобразовывать и представлять информацию;

– конструктивно сотрудничать с окружающими людьми;

– генерировать новые идеи, творчески мыслить.

· развитие навыков проектирования, презентации результатов деятельности, критического мышления.

Индивидуальный проект выполняется обучающимся в течение одного или двух лет в рамках учебного времени, специально отведенного учебным планом, и должен быть представлен в виде завершенного учебного исследования или разработанного проекта (информационного, творческого, социального, прикладного, инновационного и др.).

Направления проектной деятельности могут быть напрямую связаны с вопросами финансовой грамотности. Кроме того, выполнение проекта по любой теме, в том числе и по темам, не связанным с финансовой грамотностью непосредственно, могут включать финансовые составляющие. В частности, это могут быть материалы, отражающие ресурсную базу индивидуального проекта, бюджет проекта, финансовые риски и т. д. При реализации такого подхода к проектной деятельности в число предметных результатов войдут умения:

· представлять ресурсную базу индивидуального проекта;

· рассчитывать бюджет проекта;

· учитывать финансовые риски выполнения проекта по выбранной теме.

Условием успешной проектной / исследовательской деятельности на предмете «Индивидуальный проект» в области финансовой грамотности являются:

– достаточный уровень метапредметных компетенций (универсальных способов действий), которые формируются и развиваются на этапе начальной и основной школы в процессе освоения ООП, в соответствии с требованиями ФГОС;

– достаточный уровень предметных знаний в отдельных областях (обществознание, экономика, математика и др.), необходимых для определения темы проекта по финансовой грамотности и использования необходимого инструментария достижения поставленной задачи.

1.3 Проектная деятельность в образовательном пространстве школы

Формирование финансовой грамотности в школе преследует две основных цели – формирование первичных представлений у всех учащихся о способах решения простых задач, связанных с финансами, которые возникают в повседневной жизни, и закладка фундамента будущего финансово-экономического образования у тех ребят, которые выбрали это направление в качестве будущей профессии.

Проектная форма работы с учащимися позволяет достигать этих двух разнородных и, казалось бы, несовместимых целей.

С одной стороны, уровень «заглубления» в материал может быть дифференцирован в зависимости от целей и задач, которые ставят перед собой учащиеся.

С другой стороны, сами форматы проектной работы чрезвычайно разнообразны и позволяют гибко подходить к вопросу индивидуализации получаемых компетенций.

Типы проектной работы, предлагаемой в данном пособии, можно классифицировать: а) по типу работы с учебным материалом и инструментарием и б) по типу реализации.

По типу работы с учебным материалом и инструментарием выделяют реализационные проекты, исследовательские проекты, учебные проекты (кейс-проекты), проектные задачи.

Реализационные проекты представляют собой проекты, результат выполнения которых имеет практическое применение: оптимизируются семейные бюджеты, начинают функционировать школьные биржи, по сметам, рассчитанным в ходе выполнения проекта, реализуются реальные детские проекты и исследования или проводятся мероприятия. С точки зрения деятельностного подхода такой тип проекта наиболее адекватен задачам формирования функциональной грамотности (в данном случае – финансовой).

Исследовательские проекты – это проекты, в результате которых проводится обнаружение, интерпретация и развитие (совершенствование) человеческих знаний в различных областях (в данном случае – в области финансово-экономической деятельности).

Учебные проекты, или кейс-проекты опираются на заданные кейсы задач (заданий), в рамках каждой из которых проводится мини-исследование. Поэтапное, последовательное решение учащимися этих кейсов приводит к формированию у них представлений об изучаемом предмете, круге проблем, решаемых в данной области финансово-экономической деятельности.

Проектные задачи – это задачи с открытыми условиями, близкие по форме к предметным задачам, но требующие от учащихся дополнительного поиска недостающих данных, доформулирования, доопределения условий, оптимизации процессов, рассматриваемых в задаче.

По типу реализации проекты могут быть индивидуальными или групповыми. Использование групповой формы работы при реализации проекта позволяет дифференцировать направленность формирования финансовой грамотности у различных обучающихся. В зависимости от интересов и целей учащихся, они могут в большей или меньшей степени осваивать специфическое финансово-экономическое содержание или используемый в работе математический аппарат, принимать участие в практической реализации разработанного проекта или проводить мини-исследование.

Реализация индивидуального проекта дает возможность обучающемуся получить представление о широком круге проблем в выбранной области.

Проектные и исследовательские виды деятельности в школе должны сочетаться с другими интерактивными формами, усиливающими их и дополняющими: погружениями, дебатами, мозговыми штурмами и т. п.

Как и все интерактивные формы работы с учащимися, проектная и исследовательская формы работы должны выполнять функцию интегрирования и актуализации предметных знаний, в нашем случае – обществознания, экономики, математики, истории и других учебных дисциплин.

Основные этапы реализации проекта должны разворачиваться возрастосообразно, с опорой на актуальные познавательные потребности и возможности обучающихся. На всех этапах работу учащихся должны курировать тьюторы или кураторы проекта. Под этапами реализации проекта имеются в виду:

– этап проблематизации и выбора темы проекта (он должен происходить в формате проектных сессий – интерактивных режимов, где в процессе решения практикоориентированных проектных задач актуализируются знания и интересы обучающихся в области финансовой грамотности);

– целеполагание и определение задач (при выполнении индивидуального проекта должны происходить в индивидуальном или групповом режиме);

– планирование деятельности при выполнении индивидуального проекта и дальнейшее следование намеченному плану (это одновременно и название этапа, и важная компетенция, формируемая в ходе реализации проекта; анализ адекватности созданного плана целям и задачам проекта – одна из основных задач куратора проекта);

– оценка рисков проекта (на этом этапе разворачивается вид работы, наиболее сложной для учащихся, которые в силу отсутствия опыта не могут заранее оценить сложности и трудности, которые могут возникнуть у них в ходе выполнения проекта; задача куратора в этом случае – обеспечение рефлексии учащихся по ходу выполнения проекта и результатов реализации проекта; цель этой работы – формирование опыта ребенка в оценке рисков, предусмотрительности и адекватности его при оценке собственных сил и возможностей).

В ходе выполнения проекта необходимо обеспечить не только тьюторское, но и консультативное и экспертное сопровождение выполнения индивидуального проекта. Это важно отметить, т. к. темы проектов в области финансовой грамотности выходят за рамки школьной программы и требуют привлечения специалистов из этой области.

На педагогическом коллективе также лежит ответственность за организацию оценочных процедур как промежуточных, текущих, так и итоговых. Организация текущего оценивания имеет огромное значение для коррекции хода выполнения и обеспечения качества выполнения обучающимися проектов. При этом оценивание будет достигать целей коррекции и управления качеством результата только в случае, если будут соблюдаться основные положения формирующего, критериального оценивания. В контексте финансовой грамотности, в частности, это предполагает диагностику и мониторинг основ финансовой грамотности (с помощью специальных заданий или задач соответствующего содержания), последующую рефлексию полученных результатов с целью внесения корректив (изменений или дополнений) в учебные планы рабочих программ и формирование рекомендаций обучающимся для самостоятельного изучения тех или иных тем, определяющих финансово грамотное поведение. В логике проектирования оценивание предполагает отслеживание формирования умений и навыков, приобретаемых обучающимися в процессе выполнения индивидуального проекта.

Итоговая оценка за проект должна носить комплексный характер – оцениваться должны не только предметные, но и метапредметные результаты, речь о которых шла выше.

Реализация проектной и иных интерактивных форм деятельности учащихся, независимо от того, на какой ступени она разворачивается, накладывает определенные требования на саму структуру образовательного пространства. В числе этих требований:

– обеспечение использования в качестве тем для проектов реальных, актуальных для обучающегося, для его семьи, для города и региона проблем (особенно в части реализационных проектов – проектов, выходящих за рамки учебной деятельности, в том числе социальных проектов, в нашем случае, имеющих составляющие, которые требуют наличие у обучающегося финансовой грамотности);

– обеспечение индивидуализации образования, что достигается, в первую очередь введением в образовательный процесс различных интерактивных форм обучения, составлением индивидуальной образовательной программы и тьюторским сопровождением движения обучающегося в рамках этой программы;

– обеспечение возможности осуществления обучающимися «безответственных» проб при выполнении проекта: возможности отказаться от первоначального замысла, поменять его в ходе работы и т. п. (особенно на ступенях начального и основного общего образования);

– использование всех ресурсов города в качестве элементов образовательной инфраструктуры для обеспечения возможности реализации индивидуальных проектов обучающихся, что достигается, в первую очередь, за счет обеспечения сетевого взаимодействия образовательной организации с другими организациями общего и дополнительного образования, что позволяет не только аккумулировать ресурсы, но и обеспечивает образовательному пространству открытость и избыточность;

– привлечение для реализации индивидуальной образовательной программы обучающегося и, в частности, для выполнения индивидуального проекта внешних экспертов (в нашем случае – экспертов в области финансовой грамотности), которые, с одной стороны, помогают обучающемуся реализовывать индивидуальный проект, а с другой – способны оценить качество выполненного проекта;

– привлечение в качестве образовательного ресурса при выполнении проектов внешних дистанционных форм обучения, МООС, курсов, дистанционных университетов.

Кроме того, в образовательной организации должна быть выстроена система оценки качества образования, соответствующая заявленным форматам учебной деятельности. Она должна обеспечивать:

– оценку качества выполнения проектных работ обучающихся, исходя из определенного набора параметров: уровня понимания проблемы, уровня самостоятельности выполнения проекта, глубины проработки содержания, выхода на практическую деятельность и т. п.;

– оценку сформированности метапредметных образовательных результатов обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС нового поколения;

– оценку сформированности у учащихся базовых компетенций реализации проектной и исследовательских деятельностей;

– реализацию основных принципов элементов формирующего оценивания.

На уровне инфраструктуры и материально-технического обеспечения в образовательной организации (или в образовательной сети) должны присутствовать все элементы, необходимые для реализации индивидуальных проектов: помещения, лаборатории, выход в Интернет. Проектная деятельность реализуется успешнее всего, если администрация школы идет по пути BYOD (Bring Your Own Device) решений и создает возможность широкого и свободного доступа к Интернету, включающего возможность работать с ресурсами образовательной организации (в нашем случае – материалами сайта проектной работы), используя любое собственное мобильное устройство, будь то ноутбук, нетбук, планшет или смартфон, и получая при этом доступ (в том числе удаленный) к нужным папкам и данным.

На организационно-административном уровне для реализации проектной работы должны быть обеспечены определенные условия. Это, в частности, наличие нелинейного расписания и / или возможность выполнения учащимися проектной деятельности в рамках внеурочной деятельности, службы тьюторского и экспертного сопровождения проектной деятельности обучающихся, обеспечение образовательного процесса учебной и методической литературой, раздаточными материалами, наличие организационной структуры (совета) по выполнению индивидуальных проектов и / или объединения педагогов-консультантов (руководителей) индивидуальных проектов. На первом этапе таким объединением может стать творческая рабочая проектная группа, из которой со временем сможет сформироваться методическое объединение педагогов, руководящих проектной и исследовательской деятельностью.

Организационные условия включают также информационно-просветительскую работу с педагогами, установочные совещания и серию занятий поповышению квалификации педагогов в области содержания финансовой грамотности и в организации проектной деятельности учащихся. В частности, видится целесообразным включение в планы работы методических объединений и педагогических советов таких тем, как «Создание условий для индивидуального проектирования на уроках и во внеурочной деятельности по предмету», «Определение места и содержания финансовых задач в рамках учебных проектов и исследований», «Разработка критериальной базы оценивания проектных работ обучающихся» и др.

К условиям реализации программы относится также обеспечение и педагогическая поддержка самостоятельной, инициативной, творческой интеллектуальной деятельности обучающихся как субъектов проектной деятельности в области финансовой грамотности. В частности, система организационных условий включает определение (назначение) и соответствующую подготовку координатора работ по осуществлению индивидуальных проектов в рамках основных образовательных программ, чья работа направлена не только на организацию, координацию, консультирование, контроль хода выполнения индивидуальных проектов, но и на обеспечение общественной поддержки проектов через информационные службы и формы социального партнерства; обеспечение современными информационными технологиями и коммуникационными средствами; разработку документации. Особая роль отводится созданию, инструктированию и целенаправленной подготовке группы экспертов, осуществляющих экспертизу процесса и результатов проектной деятельности учащихся. Для организации проектной деятельности, проведения открытой экспертизы ее процесса и результатов необходим сайт образовательной организации с размещенными на нем материалами информационного, инструктивного, методического и оценочного характера.

Для обеспечения нормативного правового сопровождения реализации индивидуальных проектов в целом и в частности в области финансовой грамотности необходимо разработать ряд внутренних положений. К ним относятся:

1. Разделы основной образовательной программы образовательной организации, в которых зафиксированы:

– ценности и принципы формирования финансовой грамотности (целевой раздел), ценности и принципы проектной и исследовательской работы с обучающимися;

– учебные планы элективного курса «Основы финансовой грамотности» и предмета «Индивидуальный проект», включающего теоретический курс, консультации, организацию и проведение экспериментов, работы по результатам рецензирования и экспертной оценки и т. д. (раздел образовательных программ);

– планируемые образовательные результаты индивидуального проектирования, в том числе в области финансовой грамотности (раздел, отражающий систему и способы оценки образовательных результатов обучающихся);

– требования к материально-технической базе и к кадровому составу, отражающие задачи реализации индивидуальных проектов и оценки их выполнения (раздел, описывающий требования к обеспечению реализации образовательной программы).

2. Распоряжения, касающиеся административного обеспечения работ по индивидуальному проектированию (связанные с изменениями в положении о стимулирующих выплатах; обеспечения консультаций, экспертизы, рецензирования и др.).

3. Положения, касающиеся организации проектной деятельности и выполнения индивидуальных проектов, и прежде всего:

– положение об индивидуальном проекте обучающегося, которое должно регламентировать отношения между всеми субъектами этого вида образовательной деятельности (обучающимися, их родителями, учителями, экспертами, тьюторами и руководящим органом – советом или комиссией);

– положение о сетевом взаимодействии (в случае реализации проектной деятельности в сети), которое должно регламентировать отношения между участниками сети, использование общих ресурсов, легитимировать те или иные образовательные события, общие ресурсы, деятельность экспертов и возможность конвертировать образовательные ресурсы, полученные в сетевых образовательных событиях, в академические успехи отдельных обуча

Оцените статью