презентация ко дню финансовой грамотности в школе и информационному часу финансовая грамотность

Викторина по финансовой грамотности в старшей группе

«Финансисты и экономисты»

формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

продолжать развивать умение у старших дошкольников умело отвечать на вопросы воспитателя, быть сдержанными.

Закрепить представления детей об экономических понятиях: деньги, бюджет, расход, банк; формировать умение выделять слова и действия, относящиеся к экономике, обогащать словарный запас.

Развивать познавательный интерес, мышление, память, внимание и воображение.

Воспитывать любознательность в процессе познавательно – игровой деятельности; формировать положительные взаимоотношения детей.

Формы организации деятельности детей на занятии: совместная деятельность с педагогом.

монетки, мольберт, эмблемы «Финансисты» и «Экономисты», картинки денег, товаров и услуг.

Ведущий приветствует участников викторины, членов жюри.  Дети поделились на две команды – «Финансисты» и «Экономисты». Каждая команда выбирает капитана. За правильный ответ команда будет получать монетку.

(каждой команде по очереди задается вопрос). Жюри оценивает правильность ответов, за правильный ответ команды получают монетку.

«Деньги разных стран»

Команде «Финансисты»  нужно выбрать деньги нашей страны, а команде «Экономисты»  деньги других стран. (Дети выбирать нужные деньги и вывешивают на мольберте). За правильность выполнения задания команды получают монетку.

Угадай профессию по трем названным предметам»

1. Весы, прилавок, товар

2. Плита, кастрюля, вкусное блюдо

3. Краска, кисти, побелка

4. Небо, самолет, аэродром

5. Банк, кредит, счет в банке

6. Экономия, доход, расход

7. Мел, доска, учебник

8. Градусник, белый халат, лекарства

Мы бежали по дорожке (бег на месте)

Вдруг, порвались босоножки! (один громкий хлопок в ладоши)

Что же делать? Как нам быть? (разводим поочередно руки в стороны)

Где же обувь нам добыть? (обнять щечки ладошками и покачать головой)

Будем туфли покупать! (потопать ногами в ритм словам 4 или 7раз)

Станем денежки считать! (потереть большим пальчиком другие

пальцы, обеими руками одновременно)

Один (рубль), два, три, четыре (с размахом вскользь хлопаем правой

ладонью левую и наоборот, 4 хлопка)

Вот мы туфельки купили! (указываем ручками на обувь,

выставляя на пяточку то правую, то левую ножку)

4 задание для капитанов «Товар и услуга»

Картинки с изображением хлеб, молоко, карандаши, тетрадь, кофта, кукла; доставка товара курьером, сантехник с инструментами, уборка в доме, агент по недвижимости, парикмахер.

– выбирает картинки, где нарисован товар.

Капитан  команды «Экономисты»  где изображена услуга.

После выполнения задания, жюри оценивают капитанов.

«Доход – расход».

Командам по очереди задаются вопросы. За правильный ответ получают монетку.

-Мама получила зарплату – доход

-Бабушка заболела – расход

-Выиграла приз – доход

-Потеряла кошелёк – расход

-Нашли клад – доход

-Сломался холодильник – расход

-Собрали урожай – доход

-Заплатили за квартиру – расход

-Нашла монетку – доход

-Купили куклу – расход.

6 задание «Отгадай сказочного героя».

Команды по очереди отгадывают сказочных героев по их фразам.

1. Завтра дальняя дорога

У него деньжонок много,

А я денежки люблю!  (Бременские музыканты»)

2. Чтобы продать что-нибудь ненужное, нужно сначала купить что-нибудь ненужное, а у нас денег нет. (Дядя Федор «Каникулы в Простоквашино»)

3. Средства у нас есть. У нас ума не хватает. Вот говорил я этому охотнику — купи себе валенки!  А он что? -Что он? – Пошёл и кеды купил — они, говорит, красивые.( Кот Матроскин. « Зима в Простоквашино»)

5.  «Ты слышал про золотое правило? У кого золото, тот правила  и устанавливает». («Алладин»).

6. В наше время даже сейфам нельзя доверять! Ах, как это сложно иметь миллион!!! (Госпожа Белладонна. « Приключения Фунтика).

Жюри подсчитывает монетки и подводит итог викторины. Награждение команд медалями. Ведущий благодарит команды за участие в викторине.

Классный
час – викторина «Знатоки финансовой грамотности» для 5-6 класса.

сформировать
у учащихся представление о финансах простым и понятным языком;


вспомнить название денежных единиц разных стран;


в результате игровой деятельности формировать у учащихся положительное
отношение к внеклассным мероприятиям;


методом соревнования, привлечь к работе вместе с сильными  и слабых учащихся,
тем самым повысить качество усвоения материала;

Сегодня в нашей
школе проводится викторина по финансовой грамотности. Как вы понимаете – Что
такое финансы простым и понятным языком? Финансы — это многогранное понятие,
которое включает в себя и наличные деньги, и безналичные денежные ресурсы, и
др. формы и инструменты денежных средств, а также — финансовые отношения,
связанные с расчетами денежными средствами между субъектами рынка.

В самом упрощенном
варианте определение финансов звучит так: финансы — это деньги. Ведь не зря же
говорят: «Финансы поют романсы» – и все понимают, что речь идет о недостатке
денег.

Но это слишком
простое, примитивное определение финансов. Ведь финансы — это не только
наличные деньги, но и денежные средства на счетах в банках, и чеки, и
аккредитивы, и  многое другое.

Вообще слово
«финансы» произошло от латинского «» и переводится
как наличные средства, доход. Если же переводить слово «» с французского
языка, то финансы — это денежные средства.

Финансовая
грамотность – понимание основных финансовых понятий и использование этой
информации для принятия разумных решений, способствующих благосостоянию людей.
К ним относятся принятие решений о тратах и сбережениях, выбор соответствующих
финансовых инструментов, планирование бюджета, накопление средств на будущие
цели, например, получение образования или обеспеченная жизнь в зрелом возрасте.

А вот и загадка,
призывающая вас проявить свою эрудицию или, хотя бы, смекалку. Все мы знаем,
что издавна для ношения денег использовались различные приспособления вроде
бумажников, кошельков. Однако существует исторический факт, что одно время
деньги носили  Где????? ( во рту) это очень необычное место, причем чаще всего
это делали женщины, занимающиеся домашним хозяйством и часто посещающие базары
и магазины. Ответ: в античной Греции существовала золотая монета очень
маленьких размеров, поэтому потерять ее было очень легко, вот женщина и клали
монету в рот, собираясь за покупками.

Сегодня за звание лучших знатоков
поборется две команды: команда 5 класса и команда 6 класса.

Блиц – опрос

Что
делает с рублём копейка? ( бережёт).

Что
известная пословица предлагает взамен ста рублей? (сто друзей).

Как
называется место продажи Новогодних ёлок? (ёлочный базар).

Какое животное
всегда при деньгах? (поросёнок).

Какие
деньги родители выделяют своим детям? (карманные).

О
каком любимом детьми продукте экономисты говорят: «это умение продать одну
картофелину по  цене килограмма»? (чипсы).

Продукцию,
какого народного промысла часто называют золотой? (Хохлома).

«Жила-была
монетка. Она только что вышла из чеканки – чистенькая, светленькая, –
покатилась и зазвенела: «Ура! Теперь пойду гулять по белу свету!» Назовите
автора сказки. ( Андерсен).

В телевизор
залезает И товары предлагает:

Мебель,
хлеб и огурцы

Молодцы,
ребята. Давайте послушаем наше жюри, которое подведет итоги первого конкурса.

3. Конкурс: Мозговой штурм

Какие были самые первые деньги?

Как расплачивались люди раньше за товар?

Какие существуют виды денег?

Где можно хранить деньги?

Как называется самая дорогая монета?

Как называется самая маленькая монета?

Как называется самая крупная монета?

Почему эта монета называется волоконной?

Чем примечательна монета с президентом США  Джоном Кеннеди?

Почему на этой монете нарисована лампочка?

Почему эту монету сравнивают с конструктором лего?

Чем необычна эта монета с цыплёнком?

Монета – иллюзия, почему её так называют?

В чём особенность этих купюр?

А это что за купюра?

А эта купюра,  какого достоинства?

Слово жюри, которое подведет итоги нашего сегодняшнего конкурса.

Жюри подводит итоги.

«Урок финансовой грамотности»

Классный час для 4 класса

– сформировать у учащихся представление о финансах простым и понятным языком;

– обогатить  словарный запас  учащихся.

Материалы и оборудование: Интернет, ноутбук, памятки, листы бумаги, ручки.

Ход классного часа

Второй год 7,8 сентября по всей стране проходит Всероссийская акция «День финансовой грамотности в учебных заведениях», иногда называют эти дни Днями финансиста.

Рано или поздно любой человек, которому не все равно, что происходит с его деньгами сейчас, и что будет происходить с ними в ближайшем и далеком будущем, задается вопросом – как мне правильно обращаться с моими финансами? Т.е. человек задумывается над тем, как повысить финансовую грамотность.

Этот термин finansia возник в XIII-XV вв. переводится с латинского как наличные средства, доход.  В торговых рядах Италии сначала обозначал любой денежный платеж.  В дальнейшем термин получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений между населением и государством по поводу образования государственных фондов денежных средств.

В самом упрощенном варианте определение финансов звучит так: финансы — это деньги. Но финансы — это не только наличные деньги, но и денежные средства на счетах в банках, и чеки, и аккредитивы, и др. финансовые инструменты.

Финансовая грамотность – понимание основных финансовых понятий и использование этой информации для принятия разумных решений, способствующих благосостоянию людей. К ним относятся принятие решений о тратах и сбережениях, выбор соответствующих финансовых инструментов, планирование бюджета, накопление средств на будущие цели, например, получение образования или обеспеченная жизнь в зрелом возрасте.

Вопрос: Как называется наука изучающая финансовые вопросы?

это наука, которая учит в нужном количестве производить и правильно распределять материальные и финансовые ресурсы.

Современный  человек без экономических знаний  не может считать себя подготовленным к жизни и работе. Экономические знания универсальны, они необходимы во всех сферах жизнедеятельности, а потому нужны не только специалистам.

Экономика учит, как использовать ресурсы, управлять предприятиями, планировать работу, вести бизнес, чтобы в итоге быть богатым. Быть богатым не стыдно, если ты честно заработал деньги своим умением, знаниями, трудом. Конечно, чтобы стать богатым, недостаточно изучать экономику надо научиться применять экономические знания на практике.

Проверим, знаете ли вы экономические термины:

1. Вырастили зайцы две грядки моркови – всего 50 кг. Одну грядку они сами обрабатывали, а на другой у них Барсук трудился и за свою работу 100 рублей попросил. Да еще на семена и удобрения было потрачено 25 рублей. Половину моркови зайцы себе оставили, в кладовку положили. А остальное решили продать, только вот не знают, по какой цене им торговать, чтоб в убытке не оказаться. Помоги им!

Ответ: затраты – 125 рублей, на продажу 25 кг, следовательно, себестоимость 5 рублей за кг, надо продавать выше этой цены

2. Два бизнесмена поспорили: кто получит больше прибыли? В итоге Иванов выручил от продажи своих товаров 5000 рублей, а расходы его составили З000 рублей. А Сидоров наторговал на 1000 рублей меньше, но и затратил своих денег 1500 рублей. Кто выиграл спор?

Ответ: прибыль Иванова 5000-3000=2000 рублей,

прибыль Сидорова 4000-1500=2500, Сидоров выиграл спор.

Экономика  для  детей (ЭКОНОМИЧЕСКИЕ  ЗАГАДКИ)

Това́р — любая вещь, которая участвует в свободном обмене на другие вещи, продукт труда, способный удовлетворить человеческую потребность и специально произведённый для обмена.

Цена – это количество денег, которое определяет ценность вещей. При покупке опреде

ленной вещи или товара продавец назначает денежную стоимость, за которую он готов

продать свой товар.

Конкурент – Человек, который конкурирует с кем-нибудь.

ДОХОД – деньги или материальные ценности, получаемые от предприятия или от какого-н. рода деятельности.

6.   Журчат ручьи, промокли ноги,

Налоги – установленный обязательный платёж, взимаемый с граждан и юридических лиц.

Налоги  ПОДРАЗДЕЛЯЮТСЯ:  Государственный НАЛОГ. Подоходный  НАЛОГ.

НАЛОГ на недвижимое имущество. Собирает  НАЛОГИ Налоговая инспекция.

Вклад – вложенные КУДА – НИБУДЬ. деньги, ценности. В ЛОЖИТЬ в сбербанк.

Капитал – стоимость, КОТОРАЯ в результате использования наёмной рабочей силы приносит прибавочную стоимость (самовозрастает). Промышленный КАПИТАЛ. Финансовый КАПИТАЛ. Переменный КАПИТАЛ.

ПРОЦЕНТ (от лат. procentum – за сто), сотая доля числа; обозначается знаком %. Так, 3% от 18 есть 3 сотых от этого числа, т. е. 0,54. Проценты применяются в хозяйственных РАСЧЕТАХ.

Ссуда, юридич., договор, по которому одно лицо предоставляет другому движимую вещь для безвозмездного пользования ею с тем, чтобы по истечении определенного срока или по первому требованию была возвращена эта же самая вещь в ее первоначальном виде.

ЗАЛОГ — один из способов, реализующих исполнение должником (залогодателем) принятых на себя обязательств. Заключается в том, что средством, обеспечивающим выполнение обя

зательств, становятся заложенные должником его кредитору (залогодержателю) недвижимое имущество или другие ценности. Кредитор, предоставивший долг, имеет право в слу

чае невозврата долга получить удовлетворение, компенсацию за счет заложенного имущ-ва.

ЗАРПЛАТА – Законно выплачиваемая работодателем и получаемая работником

заработная плата, с которой уплачены все установленные налоги.

Инфля́ция (лт. Inflatio — вздутие) — повышение общего уровня цен на товары и услуги.

Акция – ценная бумага, являющаяся титулом собственности на часть имущества компании.

2) Тот, кто взял в долг деньги.

3) Он может быть начальным, оборотным.

4) Предоставление денег в долг под проценты.

5) Работа по специальности.

6) Долгосрочная аренда машин, оборудования.

7) Часть зарплаты, которая выдаётся перед работой.

8) Форма обмена за деньги.

9) Буквально – “банковская записка”.

Получилось 1) (по вертикали) Денежное вознаграждение наёмным работникам.

Игра – викторина «Знатоки финансовой грамотности».

Развитие финансовой грамотности учащихся через игровую деятельность.

-создать условия для формирования элементарных экономических знаний у детей;

-формировать правильное отношение к деньгам, как к предмету жизненной необходимости;

-рассмотреть основные способы рационального расходования личных денежных средств;

-закрепить у учащихся навыки работы в группах.

-развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных игровых и реальных экономических ситуациях;

-овладение начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений;

-воспитание доброжелательности, уважения к мнению других;

-воспитание нравственных качеств, чувства взаимопомощи.

-освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

-овладение логическими действиями сравнения, обобщения, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

-понимание цели своих действий;

-проявление познавательной и творческой инициативы;

-оценка правильности выполнения действий;

-адекватное восприятие предложений товарищей, учителя;

-умение слушать собеседника и вести диалог;

-умение признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

-умение излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

-осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

-проведение элементарных финансовых расчётов;

Место занятия в системе образования

Форма проведения занятия игра – викторина

учащиеся 1-2 классов.

раздаточный материал, монеты (бутафория), коробочка-копилка, маршрутный лист.

. Сегодня мы с вами поиграем в игру, которая называется «Знатоки финансовой грамотности». О чём будет это игра, вам ребята надо отгадать загадки.

2. Создание проблемной ситуации.

1. Я кладу их не в платок,

Я кладу их в кошелёк.     (Деньги, монеты)

2. У меня игрушка есть,

Монеток в ней не счесть.

Моя игрушка – свинка,

Дырка у неё на спинке.

Монетки в дырку я кладу,

Когда их станет много, жду. ( Копилка с монетами)

Молодцы! Сегодня  мы с вами поговорим о деньгах, для этого нам нужно отправиться в страну «Копилка».

А что такое викторина?  (выслушать ответы детей)

Викторина –это игра, во время которой учащиеся отвечают на вопросы.

3. Постановка  учебной задачи.

Сегодня мы будем учиться зарабатывать деньги интеллектуальным трудом. Каждая из команд совершит путешествие в страну «Копилка» . У каждой команды свой маршрутный лист. В маршрутном листе указан ваш путь, номер задания и коробочка-копилка, куда вы будете складывать заработанные монеты. Когда все команды выполнят задания, мы подведем итог, посчитав заработанные вами деньги. Но прежде чем мы начнем нашу игру-викторину, необходимо придумать название вашей команды, выбрать капитана команды.

Дети сами придумывают название команд.

Учитель. Задание №1

Вспоминай, как называется место, где сберегают (хранят), одалживают, переводят, преумножают и обменивают деньги?

В маршрутном листе  запишите  одно только слово   – – н –

Правильный ответ БАНК, если ваша команда написала правильный ответ, то вы получаете 2 монеты.

Учитель. Задание №2.  Как называется денежный знак, изготовленный из металла? Как правило, имеет круглую форму! – о – – – –

Правильный ответ  МОНЕТА, если ваша команда написала правильный ответ, то вы получаете 2 монеты.

Учитель. Задание №3.  Как называется денежная единица нашей родины – России? Бывает бумажным и металлическим.     – – б – –

Правильный ответ  РУБЛЬ , если ваша команда написала правильный ответ, то вы получаете 2 монеты. Свои монеты команда складывает в копилку.

Правильный ответ  ЗАРПЛАТА , если ваша команда написала правильный ответ, то вы получаете 2 монеты. Свои монеты команда складывает в копилку.

Учитель. Задание №5. Разгадай ребус и узнаешь, какую ежемесячную выплату от государства получают дедушки и бабушки!        – – – с – –

Правильный ответ Пенсия , если ваша команда написала правильный ответ, то вы получаете 2 монеты. Свои монеты команда складывает в копилку.

Учитель. Задание №6. Ребята, вы уже наверное знаете что ,  – это деньги, которые человек получает, а  – это деньги, которые человек тратит. Какие ситуации из списка можно отнести к слову ДОХОД, а какие к слову РАСХОД. Вам выдаётся таблица, расставьте номера доходов и расходов .

2. Папе дали премию.

3. Продали часть урожая груш.

5. Выиграли в лотерею.

Правильный ответ доход- 2,3,5, расходы 1, 4, 6, 7 , если ваша команда написала правильный ответ, то вы получаете за каждый правильный ответ 1 монету. Свои монеты команда складывает в копилку.

Учитель. Задание №7.  Какое слово пропущено в тексте?

Правильный ответ цена , если ваша команда написала правильный ответ, то вы получаете 2 монеты. Свои монеты команда складывает в копилку.

Учитель. Задание №8.

ЗДОРОВЬЕ ЗА ДЕНЬГИ НЕ КУПИШЬ

Что еще невозможно купить за деньги?  Укажи номер этой картинки в ответе!

Правильный ответ смех , если ваша команда написала правильный ответ, то вы получаете 2 монеты. Свои монеты команда складывает в копилку.

Учитель. Задание №9.

Давай представим, что мы отправляемся в путешествие на родину сказочных героев. Обведи имя героя, если в его стране нам придется менять рубли на другую валюту.

Правильный ответ «Дюймовочка» , если ваша команда написала правильный ответ, то вы получаете 2 монеты. Свои монеты команда складывает в копилку.

Учитель. Задание №10.   Напишите, сколько копеек в 1 рубле?

1) 120 копеек;        2) 100 копеек;           3) 75 копеек.

Правильный ответ 100  копеек, если ваша команда написала правильный ответ, то вы получаете 2 монеты. Свои монеты команда складывает в копилку.

Учитель. Задание №11. У Бабы Яги есть 12 сказочных рублей. Новая метла стоит 5 рублей. Сколько новых метёлок сможет купить Баба Яга?Правильный ответ 2 , если ваша команда написала правильный ответ, то вы получаете 2 монеты. Свои монеты команда складывает в копилку.

Учитель. Задание №12. Винни-Пух хочет купить шоколадку за 15 рублей и подаёт кассиру 2 монеты по 10 рублей. Сколько рублей составит сдача? Правильный ответ  5 рублей , если ваша команда написала правильный ответ, то вы получаете 2 монеты. Свои монеты команда складывает в копилку.

Учитель. Задание №13. У тети Тани всегда самое вкусное мороженое. Какие монеты тебе понадобятся, чтобы купить одну порцию мороженого за 12 рублей? Напишите номер ответа.

Правильный ответ  3 , если ваша команда написала правильный ответ, то вы получаете 2 монеты. Свои монеты команда складывает в копилку.

На этом наша игра-викторина закончилась. Приглашаю капитанов команд  к столу для подсчёта монет в копилке. Победителем становится, тот кто больше заработал. Все команды награждаются грамотами.

Слайд 21. Поведение итогов. Капитаны считают монеты в копилке, учитель выявляет победителя, награждение команд грамотами.

Слайд 21. Рефлексия.

Ребята, если вам понравилась игра и было интересно, то возьмите монету зелёного цвета, если вам не понравилась игра и было сложно, то возьмите монету красного цвета.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ ЧАС «ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ»

1. Формирование представления о финансах;

2. Формирование представлений о бюджете, понимания модели правильного распоряжения деньгами;

ХОД ИНФОРМАЦИОННОГО ЧАСА

Сегодняшний информационный час будет посвящён тому, чем мы пользуемся каждый день. Без этого у нас не будет еды, одежды. Также не будет развлечений, дорогого телефона, косметики, даже учебных принадлежностей. Не будет у нас и столько свободного времени, как сейчас имеем. Кто догадался, о чём мы поговорим? (конечно, о деньгах)

Для начала я прошу вас анонимно ответить на вопросы:

А знаете ли вы цену деньгам?

Вот какую байку рассказывают американские родители своим подрастающим бизнесменам: «Сын богатых родителей рос в благополучии и ни в чем не знал отказа. Что бы он ни попросил, ему покупали. Но он никогда не просил денег, потому что был еще маленьким. И вот однажды он пришел к отцу и попросил 10 долларов. « Тебе уже шестнадцать, — сказал отец, — пойди и заработай сам». Получив такой отказ, мальчик обиделся и пошел к маме. Она дала ему 10 долларов. Желая отомстить отцу за обиду, сын показал ему деньги и сказал: «Вот, заработал!» Папаша взял купюру и бросил ее в камин. 10 долларов сгорели мгновенно. От обиды мальчик чуть не плакал. « Ты не заработал эти деньги. Ты обманул меня», — сказал отец, — теперь ты тем более не получишь ни цента». На этот раз сын разозлился. Он пошел на бензоколонку и договорился, что будет помогать заправлять машины, пока не заработает 100 долларов. Со своими заработанными деньгами он опять пришел к отцу. Реакция отца поразила мальчика: тот взял деньги и без колебаний бросил их в огонь. Разъяренный сын бросился к камину и стал руками разгребать угли, чтобы спасти деньги. « Вот теперь я верю: эти деньги ты заработал. За них ты готов полезть в огонь, потому что ты теперь знаешь цену деньгам». Только те из, кто пробовал поработать летом, знают, что деньги достаются не легко.

Деньги занимают в нашей жизни важное место. Мы пользуемся ими каждый день, оплачивая товары и услуги. Уважаемые обучающиеся, а можете ли Вы сказать, что такое деньги?

Деньги – это металлические или бумажные знаки, являющиеся мерой стоимости при купле-продаже. Также деньги – это капитал, средства обмена

В современном мире каждый человек должен быть финансово грамотным. Финансовая грамотность — это умение использовать знания и навыки для принятия правильных решений, связанных с деньгами и тратами.

Финансовая грамотность затрагивает большой круг различных финансовых тем, начиная от ежедневных навыков ведения персонального финансового учета до долгосрочного планирования личных финансов для выхода на пенсию.

Финансы — это не только наличные деньги, и денежные средства на счетах в банках, и чеки, и аккредитивы, и др. В современной экономике одновременно с бумажными и металлическими деньгами существуют деньги безналичного расчета. Хранение денег на расчетных счетах в банках получило большое распространение, т. к. это безопасно и удобно. Во многих случаях более удобно выписать чек, чем использовать наличные деньги

Каждый из вас имеет именную банковскую карту. Им вы ежедневно пользуетесь в транспорте, в буфете, совершаете покупки в магазине или интернете. Но часто даже не задумываетесь о том, как эти суммы появляются у вас на счету. Они зарабатываются вашими родителями тяжелым трудом, поэтому необходимо научиться правильно распоряжаться финансами.

Как правильно распоряжаться деньгами, является одним из самых важных вопросов в современной жизни. Уже сейчас, многие из вас хотели бы знать, как приумножить свое состояние. Копить или тратить — что поможет стать богаче и счастливее?

Нужно научиться разумно планировать расходы и контролировать их. Вам будет нужно понять, что действительно необходимо, а без чего могли бы обойтись. С учётом этого следует спланировать свои расходы, учитывая доступные средства. Такой план и называется бюджетом.

Попробуйте написать, что вам хочется купить этой весной? (обучающиеся записывают).

А теперь из получившегося списка вычеркните те пункты, которые не обязательны в ближайшем будущем.

Вы заметили, что не нужно покупать все, что хочется, есть возможность сэкономить и накопить на более существенные траты.

Материал для обсуждения:

– Что дает накопление?

– накопление обеспечивает возможность остаться при деньгах в случае возникновения непредвиденной ситуации.

– накопление дает возможность приобретать вещи или услуги, не прибегая к помощи займов и кредитов, а значит, позволяет экономить значительную сумму денег, которая идет на выплату процентов по кредиту;

– накопление дает возможность делать крупные приобретения;

– помимо финансовой накопление обеспечивает психологическую защищенность, создает своеобразную «подушку безопасности».

(во время беседы учащиеся высказывают свою точку зрения, приводят примеры).

– Что дает свободное распоряжение деньгами?

– подход к деньгам «сколько есть, столько и трачу» дает возможность регулярно чувствовать «вкус жизни», ощущать праздник, не чувствовать себя ущемленным и вынужденным откладывать;

– свободное распоряжение деньгами создает определенный психологический настрой — «у меня все хорошо, у меня есть деньги, и я могу их тратить». – свободное обращение с деньгами позволяет деньгам «работать» и притягивать другие деньги. Трата денег освобождает пространство для прихода новых денег.

Что же подходит именно вам?

– Если вам регулярно не хватает денег, и вы не в состоянии отложить даже 100 рублей, осваивайте накопление.

Считается, что откладывать нужно не менее 10% месячного дохода. Если вам трудно, начинайте откладывать хотя бы по 500 рублей в месяц.

– Если у вас на полке скопилось больше денег, чем вы позволяете себе тратить, разрешайте себе тратить.

Тратьте на то, что вам действительно нужно. Замечайте свои потребности и позволяйте себе их реализовывать. Ведь жизнь происходит именно сейчас. Важно не просто осваивать тот или иной способ, но и понимать, зачем вы его выбираете. Что он может вам дать? Чего сейчас вам не хватает, чтобы распоряжаться деньгами наиболее эффективно?

Вы пока не работаете, но родители Вам дают карманные деньги дарят на день рождения, я предлагаю вам прочитать советы и прокомментировать их.

Советы по управлению деньгами:

1. Когда идете за покупками, то старайтесь выбрать те товары, в которых нуждаетесь. Если выберете сразу несколько товаров с одинаковыми функциями, то научитесь сравнивать цены и делать грамотный выбор.

2. Старайтесь не «брать взаймы». Удержитесь и от желания жить в кредит.

3. Учитесь вести запись и учет всех своих покупок в специальном блокноте. Заведите лист доходов и расходов.

4. Старайтпесь планировать бюджет и следовать ему.

В заключение посмотрим видеофрагмент «Основы финансовой грамотности за 6 минут» и постараемся сделать соответствующие выводы.

В работе дана разработка квест игры по финансовой грамотности

Содержимое публикации

Сценарий игры-квеста для школьников 6 классов по финансовой грамотности.

Деловая игра – квест «Путешествие в страну финансовой грамотности», 6 класс

Подготовила: Бережнова Н. Н., учитель математики

Цель: совершенствование знаний в области финансовой грамотности.

– сформировать у учащихся представление о финансах простым и понятным языком;

– вспомнить название денежных единиц разных стран;

– в результате игровой деятельности формировать у учащихся положительное отношение к внеклассным мероприятиям;

– методом соревнования привлечь к совместной работе сильных и слабых учащихся, тем самым повысить качество усвоения материала.

1.   Изготовить «деньги» достоинством в 1 и 5 рублей.

2.   Разделить детей на команды.

1.   Кроссворды – 2 листа.

2.   Скороговорки – 2 листа.

3.   «Деньги» – «рубли».

4.  Карточки-призы для самых активных.

Сегодня в нашей школе проводится викторина по финансовой грамотности. Как вы понимаете, что такое финансы простым и понятным языком? Финансы – это многогранное понятие, которое включает в себя и наличные деньги, и безналичные денежные ресурсы, и др. формы и инструменты денежных средств, а также финансовые отношения, связанные с расчетами денежными средствами между субъектами рынка.

В самом упрощенном варианте определение финансов звучит так: финансы – это деньги.

Финансовая грамотность – понимание основных финансовых понятий и использование этой информации для принятия разумных решений, способствующих благосостоянию людей. К ним относятся принятие решений о тратах и сбережениях, выбор соответствующих финансовых инструментов, планирование бюджета, накопление средств на будущие цели, например, получение образования или обеспеченная жизнь в зрелом возрасте.

А что такое экономика? Экономика – это наука о правильном ведении хозяйства. Экономика – это особая сфера жизни общества, охватывающая производство товаров и услуг, обмен ими, распределение и потребление созданных в обществе благ.

Класс делится на 5 команд.

I.  Конкурс «Экономические загадки». ( Вопросы задаются по очереди каждой команде. За правильный ответ команда получает 1 «рубль».

II.  Конкурс «Финансовый грамотей»

Игра «Кто больше знает финансовых терминов?»

Команда на выданном бланке должна за 2 минуты записать безошибочно как можно больше терминов. По истечению времени команды сдают листочки членам жюри.

1 правильное слово = 1 «рубль».

III.  Конкурс «Финансовый эрудит»

В какой кубышке деньги не прячут? Ответ: В цветке под названием кубышка.

Где цену набивают молотком? Ответ: НА АУКЦИОНЕ.

Делать это ни в чужом, ни тем более в своём доме не стоит: деньгу выжить можно. Ответ: СВИСТЕТЬ.

Для всех мы в обилии рождаемся на свет. У одних нас много, а у других нас нет. Ответ: ДЕНЬГИ.

И марка российского самолета, и французская разменная монета. Ответ: СУ.

И очень длинная табуретка, и маленький магазин. Что это? Ответ: ЛАВКА.

Какое животное всегда при деньгах? Ответ: Свинья: у нее всегда есть пятачок.

Кто считает миллионы тысячами? Ответ: МИЛЛИАРДЕР.

Из кармана в карман скачет. Ответ: МОНЕТА.

На каком базаре самый большой шум? Ответ: НА ПТИЧЬЕМ БАЗАРЕ (РЫНКЕ).

У какого русского художника-иконописца была «валютная» фамилия?

Ответ: У АНДРЕЯ РУБЛЁВА.

Чем богачи гребут деньги? Ответ: ЛОПАТОЙ.

Что проверяют, не отходя от кассы? Ответ: ДЕНЬГИ

Что считать в чужом кармане нехорошо, но очень интересно? Ответ: ДЕНЬГИ.

Вопросы к кроссворду:

1. Символьное обозначение в англоязычных текстах: $. Буквенный код валюты: USD.

2 Обмен одного товара на другой.

4. Современная денежная единица Китайской Народной Республики

5. Медная монета сначала достоинством в две копейки, а позднее с 1838 г. в полкопейки.

6. Денежная единица Японии.

Ответы: 1. Доллар 2. Барт 3. Фунт 4. Юань 5. Грош 6. Иена

Правильный ответ – 1 «рубль».

Каждой команде по очереди задаются вопросы, если команда не отвечает, вопрос переходит к соперникам. Каждый правильный ответ приносит команде 1 «,».

1. Какое «удобрение» увеличивало урожайность золотых монет на Поле Чудес в Стране дураков? (заклинание «Крекс – фекс – пекс»)

2. На чём разбогател сказочный коротышка Пончик на Луне? (соль)

3. Героине какой сказки удалось за нетрудовую денежную единицу сделать выгоднейшую покупку к своему юбилею? (Муха-Цокотуха)

4. Какой сказочный персонаж периодически нёс золотые яйца? (Курочка Ряба)

Бонусный вопрос всем командам.

5. Вспомните мультфильм по стихотворению С. Михалкова и ответьте: «Почему старик передумал корову продавать?»

А давайте попробуем составить Памятку, которая поможет вам и другим ребятам экономно расходовать карманные деньги.

Сначала вы работаете в командах – обсуждаете и формулируете. А затем составляем общую Памятку.

1.   Старайтесь тратить деньги с умом! Родители зарабатывают деньги свои трудом.

2.   Учитесь отличать «потребности» от «желаний». Первые, обычно, менее затратные, чем желания.

3.   Заведите копилку и вносите в нее сдачу от своих покупок. Так вы сможете накопить сбережения.

4.   Когда вы идете за покупками, то старайтесь выбрать те товары, в которых нуждаетесь. Если выберете сразу несколько товаров с одинаковыми функциями, то научитесь сравнивать цены и делать грамотный выбор.

5.   Купите игру «Монополия» (или аналог) и регулярно играйте в неё. Это будет весело и научит вас понимать всю ценность денег.

6.   Запомните, что финансовая грамотность играет огромную роль в вашем будущем и вашей независимости!

VII. Блиц – опрос

1. Что делает с рублём копейка? (бережёт).

2. Что известная пословица предлагает взамен ста рублей? (сто друзей).

3. Как называется место продажи Новогодних ёлок? (ёлочный базар).

5. Какое животное всегда при деньгах? (поросёнок).

6. Какие деньги родители выделяют своим детям? (карманные).

7. О каком любимом детьми продукте экономисты говорят: «это умение продать одну картофелину по цене килограмма»? (чипсы).

9. Продукцию какого народного промысла часто называют золотой? (Хохлома).

10. « Жила-была монетка. Она только что вышла из чеканки – чистенькая, светленькая, – покатилась и зазвенела: «Ура! Теперь пойду гулять по белу свету!» Назовите автора сказки. ( Андерсен).

Правильный ответ – 1 «рубль» команде.

VIII.  Подведение итога викторины. Рефлексия

– Во время нашей викторины мы повторили некоторые темы, связанные с финансовой грамотностью.

– Какие термины вспомнили? (деньги, обмен, экономия)

Вам также может понравиться:

Всероссийская образовательная олимпиада для дошкольников по физической культуре «ЮНЫЕ ЧЕМПИОНЫ
»

05 Сентября – 25 Декабря

!!!Получается,
что финансовая
грамотность выгодна,
престижна и достаточно
полезна. Если человек
научится применять в
жизни основные её
правила, его жизнь
постепенно изменится к
лучшему. Он научится
двигаться к успеху и
будет мотивирован на
дальнейшую работу над
собой.

«Стратегия
повышения
финансовой
грамотности в РФ на
2017-2023 гг»
Утверждена
председателем
Правительства РФ Д.
А. Медведевым
25 сентября 2017 г.

ОСНОВЫ
ФИНАНСОВОЙ
ГРАМОТНОСТИ
В современном мире финансовая грамотность имеет огромное значение.
Однако многие до сих пор не понимают, что это такое. Поэтому изучение
вопроса следует начинать именно с определения.
Финансовая грамотность – это умение
управлять финансовыми потоками (доходами и
расходами), грамотно распределять деньги, то
есть жить по средствам и правильно
приумножать имеющийся капитал.
Обладание финансовой грамотностью
помогает добиться финансового
благополучия и сохранить его на
протяжении всей жизни. При наличии
подобных знаний человек не существует
от зарплаты до зарплаты, а займы
оформляет только тогда, когда уверен,
что в будущем такое действие принесёт
ему доход.

Активы и пассивы семейного или личного бюджета
– важнейшие понятия финансовой грамотности
человека.
Активы — это все материальные ценности
домохозяйство
(включая
интеллектуальную
имущество,
собственность,
акции,
облигации, пенсионные и накопительные счета),
которые имеют рыночную стоимость и могут
быть
проданы
пассивного дохода.
и/или
являться
источником

Этап 2. Финансовый анализ
После постановки целей
вы
должны
провести
тщательный анализ своих
доходов, расходов.

Текущие доходы человека
– активные доходы – те, которые человек зарабатывает
своим трудом
– Пассивные – те, которые человек имеет за счет
инвестиций
– случайные доходы – подработки, вознаграждения и
др.
– Социальные доходы – государственные
(пособия, пенсии).
выплаты

Основным методом финансового планирования является
личный финансовый план (ЛФП).
ЛФП – это финансовый инструмент, помогающий
анализировать и оптимизировать денежные потоки, в
которых мы находимся на протяжении всей жизни. А
это позволяет, в свою очередь, разработать механизм
достижения
поставленных
целей,
увидеть
финансовую картину целиком на несколько лет вперед
всю

Пассивы

долговые
или
иные
обязательства, которые предполагают в
настоящем
и
будущем
оттоки
финансовых средств.
Бюджет доходов и расходов – это расчет
и сопоставление семейных расходов с
получаемыми доходами.

ВВЕДЕНИЕ В ПРЕДМЕТ
ОСНОВЫ
ФИНАНСОВОЙ
ГРАМОТНОСТИ

Всё это подтверждается целым рядом фактов:
1. Почти 50% населения России хранят финансы дома. Они не
имеют привычки стремиться к приумножению капитала. Более того,
огромное количество кризисов создали стойкое недоверие к банкам.
2. Больше 50% россиян не используют никакие финансовые
услуги. При этом потребность в них имеется, но отсутствует
понимание принципов их работы. Более того, некоторые граждане
просто не знают о существовании определенных способов получения
дохода. О том, что в России действует система страхования
вкладов, знает менее 50% граждан. Большая часть россиян не
понимает принципов действия современной пенсионной системы.
Между тем, именно в неё предлагает финансировать капитал
государство.
В современном обществе обучение финансовой грамотности имеет
огромное значение.
Важно помнить: деньги любят счёт. Это не означает, что
необходимо пересчитывать наличку. Каждый человек должен
грамотно распределять получаемый доход, а также планировать все

Этапы построения ЛФП
Этап 1. Постановка целей
Цели должны иметь:
– временное ограничение,
– денежную оценку,
– быть конкретными и реальными
(место отдыха, количество человек,
марка машины, название вуза)

Этап 3. Корректировка целей и оптимизация
На этом этапе предлагается:
1. Пересмотр целей, чтобы выделить наиболее важные
и приоритетные.
2.
Корректировка
целей
достижения и их стоимости.
для
изменения
сроков

В зависимости от сроков осуществления планов ЛФП делятся на
краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные

Краткосрочные цели
До 6 месяцев
Среднесрочные цели
До 1 года
Долгосрочные цели
Свыше 1 года
Через 6 месяцев купить
Через год поехать отдыхать в
Через 20 лет выйти на
Макбук
Грецию на 12 дней семьей из
пенсию и иметь
за 150 000 руб.
4 человек. Стоимость путевки
пассивный доход в
100000+ текущие расходы
50000. Итого: 150000 рублей
Через 3 месяца обновить
За 5 лет накопить деньги на 3-
телефон. Купить новый
комнатную квартиру в своем
Samsung S 22 стоимостью
городе площадью 125 кв. м в
85 000 руб.
сумме 10000000 рублей.
размере 50000 рублей
ежемесячно.

Зачем нужна финансовая грамотность
человеку?
Финансовая грамотность имеет следующее значение в жизни
людей:
1. Помогает в поисках источников дохода, отличающихся от
работы по найму. Конечно, наличие финансовой грамотности не
гарантирует получения большого дохода. Однако благодаря этим
знаниям появляется понимание того, как зарабатывать деньги, какие
варианты заработка являются самыми перспективными. При
условии высокого уровня финансовой грамотности помимо работы по
найму появляется возможность огромного количества способов
получения дохода.
2. У человека появляются не только знания и умения, но и
психологическая устойчивость. Финансово грамотные люди
уверены в собственных силах, так как знают многое из того, о чём
другие даже не представляют. Формируется мышление, которое
способствует достижению успеха.
3. Финансовая грамотность обеспечивает определённый уровень
престижа. Человек выгодно выделяется из толпы, создаёт
впечатление уверенного в себе гражданина, который знает, как

Неправильно
сформулированная цель
Правильно сформулированная цель
Сделать ремонт в Сделать ремонт в квартире через 6
квартире
месяцев. Потребуется около 100 000
руб.
Поехать летом на Поехать на море всей семьей летом
море
2023 года в Сочи. Ориентировочные
расходы составят 100 000 руб.
Купить новую
машину
Накопить на
образование
ребенка
В мае 2023 года купить новую машину
HyundaiCreta. С учетом продажи
старой машины доплата составит 500
000 руб.
За 6 лет накопить на образование
ребенка в МГУ. 4 года по 300 000 руб.
Итого понадобится 1 200 000 руб.

Финансово грамотные люди не паникуют даже при наступлении кризисов, так
как у них всегда имеется финансовая подушка безопасности, которая
позволяет справиться с форс-мажорными ситуациями.
Несмотря на огромную важность финансовой грамотности, в России
похвастаться ею могут очень немногие. Большая часть населения
воспитывалась в централизованной экономике. Такие граждане не привыкли
постоянно думать о финансовом благополучии, а также планировать доходы и
расходы на длительный период.
Централизованная экономика в СССР не
позволяла существования на территории
страны финансовых рынков, хранение
денежных средств осуществлялось только в
одном банке. При этом единственным
возможным законным способом получения
дохода являлась заработная плата.

Оцените статью