презентация опыта работы по формированию финансовой грамотности 5 6 класс

Опыт внедрения курса «Основы финансовой грамотности»

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

С сентября 2020 года в Ковылкинской школе № 4  в рамках внеурочной деятельности стал преподаваться  новый учебный курс  по развитию финансовой грамотности среди школьников. Необходимость его внедрения обусловлена тем, что современные дети достаточно  часто  самостоятельно покупают товары, пользуются пластиковыми картами и мобильными приложениями, т.е.  являются активными участниками торгово-финансовых взаимоотношений, что требует от них определенного уровня знаний и умений. Важно отметить, что современный выпускник основной школы наряду с такими видами функциональной грамотности как читательская, математическая, естественно-научная, должен обладать и

Формирование финансовой грамотности признано Комиссией Европейского союза и Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) актуальной задачей  современности.

Новый ФГОС третьего поколения предусматривает обязательное внедрение элементов финграма с 1 сентября 2022года во всех школах России.

Что же следует понимать под финансовой грамотностью?

Под финансовой грамотностью как результатом финансового образования понимают совокупность двух элементов:

Во-первых, владение информацией о существующих финансовых продуктах и их производителях (продавцах), а также существующих каналах получения информации и консультационных услуг;

Во-вторых, способность потребителя финансовых услуг использовать имеющуюся информацию в процессе принятия решения.

Главной задачей введения финансовой грамотности в школе, конечно же, является  формирование финансово развитой личности, стремление остановить развитие безответственного отношения к денежным операциям в целом.

Как же реализуется проект по финансовой грамотности в нашей школе?

В процессе внедрения уроков финансовой грамотности в первую очередь было обращено внимание на два основных аспекта: Предоставление необходимой информации, т.е. обеспечение учебниками с учетом возрастных категорий обучающихся и подготовка преподавательского состава для обучения новой дисциплине. На сегодняшний день эти проблемы успешно решены: в школу поступили качественные учебные материалы. В учебно-методический комплекс  входят учебник, рабочая тетрадь, методические рекомендации для учителя, книга для родителей.

. В работе используется информационно-просветительский ресурс, созданный Центральным банком Российской Федерации и Сбербанком. Сайт предназначен для широкой аудитории с разным уровнем знаний об экономике.  В видеоуроках в простой форме, с некоторыми  упрощениями разбираются ситуации, с которыми может столкнуться каждый при необходимости взять кредит или выборе наиболее удачного варианта накопления денег, или при поиске оптимальной стратегии формирования будущей пенсии. Отдельный раздел  предназначен для учителей.

2 учителя нашей школы прошли курсы по преподаванию финансовой грамотности.

Школьный курс финансовой грамотности для 5-7 классов, реализуемый в школе №4 охватывает следующие понятия и темы: – составление и расчет семейного бюджета; – денежные операции в банках и других структурах; личные сбережения — излишество или прок?; – тонкости кредитов и депозитов; -налоги; – права и обязанности участников финансово-экономических отношений.

Следует отметить, что при обучении учитываются возрастные особенности отдельных групп школьников. Например, для самых маленьких – 5 класса информация преподносится в игровой форме, а школьники старших классов разбирают конкретные ситуации,  решают кейсы. Такой подход позволяет сделать обучение финансовой грамотности максимально доступным для понимания,  имеет социальную направленность, что дает возможность ребятам избежать совершения ошибок во взрослой жизни и правильно распоряжаться деньгами уже сейчас.

Воспитывать финансовую и социальную грамотность можно  через интеграцию в урочную деятельность на уроках математики, обществознания, литературы и через внеурочную деятельность.  Так, например, решая на уроке математики задачи, которые включают в себя величины: цена, количество, стоимость,  учитель – Сорокина Наталья Ивановна учит ребят теоретически решать финансовые проблемы. На уроках литературы  у Шукшиной Зинаиды Петровны происходит обсуждение ситуаций, связанных с прочтением произведений, в которых упоминаются различные финансовые ситуации, учащиеся высказывают собственные точка зрения и формируется устойчивое понимание выбора правильной модели поведения. Уроки обществознания дают большие возможности включать элементы финансовой грамотности при изучении раздела «Экономика». Мини-исследования и проекты, проводимые на занятиях по финансовой грамотности и уроках обществознания могут быть представлены на научно – практических конференциях и конкурсах разного уровня.

В рамках Всероссийской недели по финансовой грамотности уч-ся 9-11 классов прошли тестирование. 5-9 классы принимали участие в проекте Сбербанка «Осенняя сессия», участвовали в интерактивных уроках.

Ребята с интересом слушали сотрудников банковской сферы и задавали им свои вопросы в чате. Также детям было предложено поиграть: отгадывали ребусы на соответствующую тематику; ознакомились с рабочей техникой кассового сотрудника банка.

Естественно, для получения полной картины результатов должен пройти не один год работы. Однако уже сейчас ясно, что добиться поставленной цели, т.е. ликвидации финансовой безграмотности среди школьников, ведь это сегодня они дети, а завтра народ, которому предстоит жить и творить историю Российского государства, можно только в том случае, если вести в этом направлении целенаправленную работу.

В идеале разработчики проекта по финансовой грамотности предполагали, что вместе со школьниками курс финансовой грамотности будут проходить и родители, поэтому как я уже говорила в УМК входит книга для родителей. С помощью нового курса рассчитывается повысить финансовую грамотность не только у школьников, но и у их родителей. Специалисты также отмечают, что родительская помощь неоценима в решении таких вопросов: как потратить карманные деньги, как скопить на желанный подарок, где приобрести качественную и недорогую вещь.

Бесспорный факт, что повышение финансовой грамотности должно начинаться с самого раннего возраста, чем раньше, тем лучше, поэтому в перспективе администрация планирует ввести этот курс в начальной школе.

А теперь предлагаю послушать главных участников нашего проекта- детей.

Вот здесь видео фрагмента урока.

Когда открываешь в себе какую-нибудь слабость, то вместо того, чтобы таить ее, брось лицедейство и увертки, исправляйся. Эжен Делакруа

Теперь поговорим о том, что мы едим. В мусорных корзинах в классе можно увидеть пакетики из-под чипсов и сухариков и в довольно больших количествах, поэтому давайте поговорим, как изготавливаются эти любимые вами продукты. Вкусовые качества чипсов и сухариков достигаются за счет применения различных ароматизаторов (правда, фирмы-производители почему-то называют их специями). Поэтому существуют всевозможные «чипсовые» и «сухариковые» разновидности, что называется, «на любителя». Существуют и чипсы без привкусов, т.е. со своим натуральным вкусом, но по статистике, большинство наших с вами соотечественников предпочитают, есть чипсы с добавками: сыром, беконом, грибами, икрой. Стоит ли сегодня говорить, что на самом деле никакой икры нет – ее вкус и запах придали чипсам с помощью ароматизаторов. Больше всего надежды, что вкус и запах получен без применения синтетических добавок, если чипсы пахнут луком или чесноком. Хотя все равно шансы невелики. Чаще всего вкус у чипсов искусственный. То же самое в полной мере относится и к сухарикам. В этом вам помогут убедиться знакомые буквочки «Е», указанные в составе чипсов и сухариков. Буквой «Е» маркируются пищевые добавки, которые придают продукту привлекательный вид и цвет, усиливают вкус, а также продлевают срок его хранения. Не все пищевые добавки безобидны для здоровья человека, Известны коды пищевых добавок, которым по воздействию на организм человека можно дать следующие характеристики Учитель раздает листочки с информацией: Запрещенные – Е103, Е105, Е111, Е121, Е123, Е125, Е126, Е130, Е152. Опасные – Е102, Е110, Е120, Е124, Е127. Подозрительные – Е104, Е122, Е141, Е150, Е171, Е173, Е180, Е241, Е477. Ракообразующие – Е131, Е210-217, Е240, Е330. Вызывающие расстройство кишечника – Е221-226. Вредные для кожи – Е230-232, Е239. Вызывающие нарушение давления – Е250, Е251. Провоцирующие появление сыпи – Е311, Е312. Повышающие холестерин – Е320, Е321. Вызывающие расстройство желудка – Е338-341, Е407, Е450, Е461-466

Литература 1. Мынбаева А. К., Садвакасова З. М. Инновационные методы обучения, или как интересно преподавать: Учебное пособие. – 4-е изд., доп. – Алматы, 2009. 344с. 2. Основы экономики и финансовой грамотности: Рабочая тетрадь для учащихся 5 класса./Авт.-сост. Т.М. Ильичева, Т. П. Стекольникова, В. В. Шестель; Под редакцией Т. П. Стекольниковой. – Алматы: Достижения молодых, 2010, 68 с. 3. Основы экономики и финансовой грамотности: Методические рекомендации для преподавателей. 5 класс./Авт.-сост. Т.М. Ильичева, Т. П. Стекольникова, В. В. Шестель; Под редакцией Т. П. Стекольниковой. – Алматы: Достижения молодых, 2010, 104 с. 4. Татарченкова С. С. Урок как педагогический феномен: Учебно-методическое пособие. – СПб, 2005. -448 с. 5. Черняк В. З. Введение в предпринимательство: Учебн. Для 10,11 классов общеобразоват. учрежд. – М.: Вита-Пресс,1999. – 248с.

Формирование функциональной грамотности на уроках биологии

«Функционально грамотный человек – это человек, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений».

Понятие «функциональная грамотность», которое сегодня у всех на слуху, возникло более полувека назад. На волне ликвидации безграмотности в 1957 году ЮНЕСКО впервые предложила понятия «минимальная грамотность» и «функциональная грамотность», которые первоначально предполагали наличие базовых навыков чтения, счёта и письма, позволяющих человеку решать его простейшие жизненные задачи, связанные с его функционированием в социуме.

Сегодня под функциональной грамотностью понимается способность человека использовать знания, приобретённые навыки для решения самого широкого спектра жизненных задач. И чем больше таких задач, чем сложнее жизненные ситуации, в которых мы оказываемся, тем большее количество различных навыков, позволяющих выйти победителем из ситуации, нам требуется.

Функциональная грамотность – понятие без возраста. Ежедневно все мы сталкиваемся с необходимостью решения нестандартных задач в, казалось бы, обыденных ситуациях, с необходимостью осмыслить информацию для того, чтобы сделать правильный выбор, принять правильное решение.

Основные составляющие функциональной грамотности:

1. Математическая грамотность,

2. Читательская грамотность,

3. Естественнонаучная грамотность,

4. Финансовая грамотность,

5. Глобальные компетенции,

Функциональная грамотность – это способность применять приобретённые знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах. Её смысл – в , в осознанном выходе за границы конкретного предмета, а точнее – всех предметных знаний для решения конкретной задачи.

Это значит, что в каждый урок должны быть включены задания, выполнение которых способствует развитию функциональной грамотности, а это позволит применять работы с текстами в различных ситуациях, которые связаны с личной и школьной жизнью, местным обществом, общественной жизнью, работой и отдыхом.

Задания, призванные оценить функциональную грамотность, отличаются целым рядом характеристик. Прежде всего, школьникам предлагаются задачи, поставленные вне предметной области, но при этом предполагается, что решаются они при помощи предметных знаний, а также жизненного опыта учащегося. Задания отличаются своими формулировками: они всегда носят проблемный характер, возможную множественность решений и излагаются простым, «неакадемическим», понятным языком. При этом «фокус» в том, что для решения задания учащемуся требуется самостоятельно найти ракурс решения – «перевести» задание с обыденного языка на язык предметной области (математики, географии, биологии, физики и др.). В каждом из таких заданий моделируется понятная жизненная ситуация, как правило, вызывающая реакцию, собственный отклик. Естественно, что значительная часть проблемных ситуаций близка к ситуациям из повседневности. Информация транслируется разными способами – предлагаются разные форматы (рисунки, диаграммы, схемы, фото и др.; смешанные и составные тексты).

Выделяют следующие уровни естественнонаучной грамотности:

1. Воспроизведение простых знаний (терминов, фактов, правил), умение приводить примеры явлений и формулировать выводы при помощи основных естественнонаучных понятий.

2. Использование естественнонаучных знаний для объяснения отдельных явлений; выявление вопросов, на которые могла бы ответить наука, определение элементов научного исследования.

3. Объяснение явлений на основе их моделей, анализ результатов проведенных исследований, сравнение данных, научная аргументация своей позиции, оценка различных точек зрения.

Работа с текстом. Одна из проблем, существующих сегодня на уроке биологии, – среднестатистический ученик не хочет и не умеет читать и анализировать прочитанное. При сдаче ОГЭ, ЕГЭ и ВПР учащиеся невнимательно читают задания и инструкции к ним и в связи с этим неправильно выполняют задания. А ведь почти в каждом задании по географии в самом тексте находятся «подсказки», которые помогают его выполнить. Их только надо уметь найти.

На формирование знания учебного материала используются следующие задания:

1. Определите, истинно или ложно данное утверждение (схема и т.д.)

2. Найдите в тексте ключевые слова (слова – ориентиры)

3. Разбейте текст на смысловые части и дайте заголовок каждой из них

4. Найдите в тексте возможные ошибки

5. Найдите дополнительный материал к данному тексту по теме в популярной литературе, энциклопедии.

На формирование понимания изучаемого материала целесообразно давать следующие задания:

1. Приведите примеры и к понятию, явлению, правилу.

2. Прокомментируйте самостоятельное письменное выполнение, какого – либо задания.

3. Прочитайте словами данную символическую информацию (чертеж, схему, таблицу, рисунок).

Перекодируйте известную словесную информацию (определение, понятие, правило и т.д.) в виде схемы, рисунка, таблицы и т.д.

5. Составьте вопросы по данному материалу, теме.

6. Ответьте на вопросы, отражающие причинно – следственные связи: «Зачем», «Почему» и т.д.

На формирование умений и навыков применяю такие задания:

1. По условию задания установите, какие знания необходимо использовать для выполнения данного задания.

2. Выделите для себя из текста полезные новые знания.

3. Найдите ошибку в тексте, выявите ее сущность.

Работа со статистическим материалом. К статистическим материалам мы, как правило, относим графики, схемы, таблицы, диаграммы, матрицы данных и т.п. Успешное выполнение именно этих заданий формирует не только естественнонаучную, но и математическую область функциональной грамотности.

К таким типовым заданиям в ОГЭ, ЕГЭ и ВПР можно отнести следующие:

определение заданного показателя по формуле, выбирая необходимые данные из таблицы

работа со схемами и графиками

выявление эмпирических зависимостей на основе данных таблицы.

работе с текстом на уроках используется множество различных . Наиболее часто используемые:

комментированное чтение, которое позволяет лучше понять и усвоить материал, выделить главное

составление простой таблицы на основе параграфа учебника

составление сравнительной таблицы на основе прочитанного текста с обязательным выделением в выводе черт сходства и различия биологических объектов или явлений

высказывание своего мнения по тексту, обозначающему какую-либо проблему, с обязательным собственным предложением решения обозначенной в тексте проблемы

составление схемы по прочитанному тексту и обратное задание – написание текста по указанной схеме

составление развернутых планов и конспектов параграфов

создание схематичного рисунка по тексту

ческих ошибок в предложенном тексте

заполнение текста пропущенными словами; при этом слова можно предложить, а можно и не предлагать, что усложнит работу

чтение и анализ художественного текста из произведений. В результате учащиеся должны определить

биологический объект, описать его

, объяснить суть или

причину того или иного биологи

ческого явления или процесса.

Для повышения навыков работы со статистическими данными лучше всего подходят следующие

преобразование содержания текста в график, диаграмму, таблицу, схему

преобразование набора диаграмм в таблицу и обратная задача – преобразование таблицы в набор диаграмм

решение различных биологи

работа со статистической матри

цей данных – распределить

из данного списка в соответствии с основными экономическими показателями,

в таблице, посчитать определенные статистические показатели.

Кроме этого, рекомендуется использовать формирования функциональной грамотности:

ческий диктант по терминам (5-11 классы).

2) в 10-11 классах можно ввести зачетную систему оценки знаний.

адания, направленные на формирование понимания изучаемого материала.

У некоторых мангровых деревьев на стволах, на высоте прилива, развиваются корни, которые растут вниз укрепившись в почве, прочно удерживают растения в мягком иле. Это ходульные корни. Они нередко встречаются и у деревьев, произрастающих на болотах, у ряда пальм, некоторых трав тропического леса и даже у кукурузы. Но наиболее эффектны ходульные корни знаменитого баньяна. Многочисленные придаточные корни баньяна растут вниз, укореняются и развивают собственную корневую систему. Благодаря этому одно дерево баньяна разрастается в целую рощу, которая может занимать площадь в несколько сотен квадратных метров».

Составьте 5 -6 вопросов по данному тексту, два из которых начните словами «Зачем» или «Почему».

Можно попросить ученика прокомментировать выполнение этого или любого другого задания. Данный прием помогает формировать понимание изучаемого материала, формирует умения, а значит и грамотность.

Учитель взял два стакана. В один насыпал на 1/3 сухих семян, а в другой столько же семян того же растения, но прорастающих. Поставил в стаканы термометры, закрепил их вертикально ватой, отметил, что температура одинаковая, и оставил до следующего дня.

Пронаблюдав действия учителя, сделайте записи, в которых отразите цель опыта, материалы и оборудование для его проведения, наблюдения за ходом опыта, учет результатов. Запишите предположительные выводы и сравните их с по окончании о. Запишите верные выводы

Задания, направленные на развитие внимания.

Перепишите предложения, вставив, пропущенные слова (используйте слова – подсказки, приведенные в скобках). Вставленные слова подчеркните.

Фотосинтез протекает в (хлоропластах, митохондриях). При этом углекислый газ (поглощается, выделяется), кислород (поглощается, выделяется), а органические вещества (расходуются, накапливаются) и масса растения (увеличивается, уменьшается). При фотосинтезе растение (накапливает, расходует) энергию, необходимую для его жизнедеятельности. Задайте вопросы по данному тексту.

Задания, направленные на умение формулировать выводы, доказательства

«Воздушное питание» растений

Растениям кроме воды и минеральных солей требуются углерод, азот и многие другие химические элементы, необходимые для построения органических веществ, являющихся основой любого растительного организма.

Началом изучения процессов образования органических веществ у растений стали опыты Д. Пристли (1733–1804).

1. Учёный поместил свечу под герметический стеклянный колпак, и через непродолжительное время свеча погасла. В тот момент объяснить прекращение горения свечи ученый не смог.

Предположите, почему Д. Пристли не смог объяснить причину, по которой свеча погасла.

2. Исследователь продолжил свои эксперименты. Он поместил мышь под тот стеклянный колпак, в котором только что потухла свеча. Через непродолжительное время животное погибло.

Какое предположение мог бы сделать Пристли на основании опыта с мышью?

Задания, на понимание методов научного исследования.

проводится при помощи , т.е. не связанным с проникновением через естественные внешние барьеры организма (кожа, слизистые оболочки), прибором. Он состоит из портативного монитора и фотоэлектрического зонда, который закрепляется на пальце руки или ноги, или на мочке уха пациента. показывает величину пульса в ударах в минуту. Прибор также вычисляет значение, основанное на коэффициенте поглощения света при сокращении желудочков и общем расслаблении сердца, и показывает процент насыщения крови кислородом.

В норме показания крови при нормальной температуре у здорового человека составляют 95–98 %. Более высокие значения бывают при кислородной терапии, а значения ниже этого уровня указывают на дыхательную недостаточность.

Использование различных заданий на уроках возможно при индивидуальных и групповых методах работы. Предложенные для учащихся задания способствуют развитию таких компетентностей, как , коммуникативная, бытовая, познавательная. Задания ориентированы на активизацию учебной работы школьников, формирование у них организованности, способности самостоятельно учиться, находить и использовать нужную информацию, работать в группах, парах, индивидуально, находить решения в нестандартных ситуациях

Подготовка к ВПР.

Всероссийские проверочные работы – это форма внешнего контроля качества образования по единым для всей России правилам проведения.

ВПР по биологии направлены на оценку уровня подготовки обучающихся в соответствии с требованиями ФГОС ООО. Контрольно-измерительные материалы ВПР позволяют осуществить диагностику достижения предметных и результатов обучения, в том числе овладение понятиями и способность использования УУД в учебной, познавательной и социальной практике.

Регулятивные универсальные учебные действия, планирование, контроль и коррекция,

универсальные учебные действия: поиск и выделение необходимой информации; преобразование информации из одной формы в другую; структурирование знаний; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности; смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; определение основной и второстепенной информации; моделирование, преобразование модели.

Логические универсальные действия: анализ объектов в целях выделения признаков; синтез, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов; выбор оснований и критериев для сравнения; подведение под понятие; выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство.

Коммуникативные универсальные учебные действия: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме; владение монологической и диалогической формами речи.

Алгоритм подготовки к ВПР

1. Изучить перечень проверяемых предметных и

2. Выполнить несколько проверочных работ на все разделы программы, вместе обсуждать возможные стратегии выполнения работы, особенности формулировок заданий и т.д.

3. Вести учет выявленных пробелов для адресной помощи в ликвидации слабых сторон обучающихся.

4. Обратить особое внимание не только на предметные но и на

-Умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации

-Умение устанавливать причинно-следственные связи, строить , умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы

-Умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач

-Умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирование и регуляция своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью

-Формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации

-Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи собственные возможности ее решения

-Владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности

Организация работы по подготовке следует начать с изучения инструктивно-методических материалов по подготовке и проведению ВПР орядка проведения ВПР, спецификации работы по предмету, демоверсии работы по предмету, методических рекомендаций по подготовке к проведению ВПР и другими материалами ).

Подготовку к ВПР начинаем с начала учебного года, с учетом результатов проверочных работ в предыдущем учебном году. В соответствии с этим вводим в план урока задания, подобные которым могут встретиться в ВПР. После проведения анализа этих работ, определяем круг пробелов в знаниях учащихся, проводим работу над ошибками.

Показываем пример демонстрационного варианта и разбираем подробно, как оно будет оцениваться. Обязательно, необходимо один вариант совместно с учениками, чтобы они поняли специфику выполнения каждого задания.

-При выполнении заданий самого первого варианта читаем теух с экрана.

– Рассуждаем вместе: что за задание, что нужно сделать, как это сделать, было ли трудн если да, то почему.

-Решив задание, посмотрим, какое количество баллов можно получить при правильном выполнении задания.

-По окончании выполнения всех заданий, вместе с детьми анализируем, какие задания вызвали затруднения или решались долго. Проверку выполненной самостоятельно работы обучающиеся проводят самостоятельно по эталону. Это не даёт возможность повторного допущения ошибки, так как ноль баллов ученик себе ставит сам, видит, по какой причине он потерял баллы, то внутренняя обида и эмоции не даст ему об этом забыть, и в следующий раз он не допустит таких ошибок.

При организации дальнейшей работы по биологии включаем задания, направленные на формирование умений работы с различными источниками информации, представленной в различных формах (текстовой, графической, табличной

Особое внимание следует уделять заданиям на установления соответствия и сопоставление биологических объектов, процессов, явлений, и конечно, на задания со свободным развернутым ответом, требующих от учащихся умений обоснованно и кратко излагать свои мысли, применять теоретические знания на практике.

При подготовке к Всероссийским проверочным работам используем индивидуальные формы работы, включаем разнообразные методы и приёмы: тестовые работы, индивидуальные и групповые задания, презентации, творческие задания. Своих учеников приучаем работать с разными источниками информации, в том числе и с

В результате формирования функциональной грамотности у обучающихся, они получают возможность самостоятельно успешно подготовитс к ОГЭ, ЕГЭ и ВПР по биологии

из банка ВПР

биологические профессии, правила поведения в природе

уход за комнатными растениями, особенности выращивания

/Х животных, определение пород домашних животных

8 класс определение функционального состояния систем органов человека

9 – 11 класс

МБУ «Школа № 47» г. Тольятти

Рощина Н. В., учитель химии и биологии

Формирование математической грамотности на уроках биологии

Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше, без помощи учителя

Современный мир характеризуется нестабильностью и неординарностью. Зарождаются и становятся востребованными новые профессии, предъявляющие высокие требования к профессиональным и прикладным навыкам выпускников. Чтобы жить в этой сложной и скоростной реальности, сегодняшним школьникам требуются новые компетенции и владение функциональной грамотностью: читательскую, математическую, естественнонаучную, финансовую, креативное мышление. Что же такое функциональная грамотность? Это навыки познания, анализа и решения вопросов в быстро меняющемся мире.

Потребность быстро реагировать на все изменения, происходящие в жизни, умение решать проблемы, логически рассуждать, анализировать информацию – это составляющие  математической грамотности,  второго по значимости компонента функциональной грамотности вместе с читательской грамотностью

В сущности, понятие «математическая грамотность»

определяется следующими признаками: пониманием роли математики в реальном

мире; умением высказывать аргументированные математические суждения;

применением математики для удовлетворения потребностей человека.

Использование в процессе обучения в школе математических текстовых задач с биологическим содержанием – важно для активизации познавательной деятельности учащихся. основных понятий биологии и развивает мыслительные способности учеников. Математические текстовые задачи способствуют развитию аналитических способностей учащихся Использование такого рода задач позволяет формировать у учащихся осознанное восприятие

Для выполнения заданий требуется относительно небольшой объем знаний и умений, которые необходимы для математически грамотного современного человека. Эти задания можно использовать по усмотрению учителя

Как игровой момент на уроке;

Как проблемный элемент в начале урока;

Как задание – «толчок» к созданию гипотезы для исследовательского проекта;

Как задание для смены деятельности на уроке;

Как модель реальной жизненной ситуации, иллюстрирующей необходимость изучения какого либо понятия на уроке;

Как задание, устанавливающее межпредметные связи в процессе обучения;

Некоторые задания заставят сформулировать свою точку зрения и найти аргументы для её защиты;

Можно собрать задания одного типа и провести урок в соответствии с какой то образовательной технологией;

Можно все задачи объединить в группы и создать свой элективный курс по развитию математического мышления;

Формировать и развивать математическую грамотность необходимо не только на уроках математики, но и на всех остальных предметах, в том числе и на уроках биологии. Как же вводить математические задания на уроки биологии? Сначала, необходимо выяснить какие предметные результаты сформированы у

обучающихся, какие в настоящее время формируются в определенном классе. А уже после этого интегрировать ее в предмет. Проанализировав тематическое планирование по математике 5-6 классов (А. Г. Мерзляк) сделала выводы, что уже в 5 классе дети решают задачи на проценты, совершают совместные действия с десятичными дробями, переводят из одной единицы измерения в другую, им уже известны доли и дроби, пропорции. В 6 классе вводятся понятия делители и кратные, отношение. Примерно в середине учебного года изучают круговые и столбчатые диаграммы и лишь в четвертой четверти начинаются темы, в ходе которых изучаются графики и координатная плоскость.

Способы интеграции математики и биологии: внеурочная деятельность, олимпиадные задания, необычные практико-ориентированные задания на обобщающих уроках, предметных неделях. Одним из таких способов может стать – математические минутки в начале или в конце урока.

Примеры заданий математических минуток на уроке биологии в 6 классе (к УМК: под.ред И. Н. Пономаревой)

Тема: Царство растения. Внешнее строение и общая характеристика растений На Земле около 350 тыс. видов растений, из них 73,9 % – цветковые. Сколько всего видов цветковых растений на Земле. Ответ запишите в виде числа. К 2004 году ученые описали примерно 258, 65 тыс. видов цветковых растений, 16000 видов мохообразных, 11 тыс. папоротникообразных, 8 тыс. водорослей. Сколько всего видов растений описали ученые к 2004 году, ответ запишите в виде числа.

Тема: Многообразие жизненных форм растений Верно ли утверждение? 1. Если взять за кратное срок жизни кустарника, то значения высоты его стволов будут являться делителями; 2. Максимальный возраст деревьев не является кратным максимальному возрасту кустарников; 3. Число 6 – результат деления кратного (максимальной высоты полукустарничков) и делителя (минимальной высоты полукустарничков).

Тема: Клеточное строение растений. Свойства растительной клетки После 3 циклов деления образовалось 24 клетки, определите, сколько клеток было перед началом деления; Тема: Ткани растений. Размер клетки эпидермиса лука – 400 мкм. Сколько клеток содержит 12мм2 эпидермиса?

Каков размер клеток волокна льна, если они в 100 раз больше клеток эпидермиса лука? Ответ запишите в виде числа.

Тема: Семя, его строение и значение. Лабораторная работа №1 «Изучение строения семян однодольных и двудольных растений» Рассмотрите сухое и набухшее семя фасоли. Измерьте линейкой длину и ширину этих семян. Какое семя больше? Заполните таблицу

Длина Ширина Объяснение

Во сколько раз больше?

На сколько % увеличилась

длина семени фасоли после

Тема: Стебель, его строение и значение Высота стебля пшеницы – 1.5 м, а высота стебля бамбука – 20 м. Во сколько раз высота стебля бамбука больше высоты стебля пшеницы? Ответ округлите до десятых Тема: Цветок, его строение и значение Диаметр пластинки белоснежной кувшинки, занесенной в Красную книгу – 30 см, а диаметр ее цветка – 10 см. Определите во сколько раз диаметр пластинки больше диаметра цветка. Вольфия бескорневая – самое маленькое цветущее растение, диаметр его цветка примерно равен 0.5 мм. Сколько таких цветков поместится на ногте человека площадью 1.5 см2? Тема: Плод. Разнообразие и значение плодов Ученики 6 класса собрали 12 кг плодов клена, дубы и липы, для получения семян лесничеству. Сколько кг плодов клена собрали дети, если плодов дуба и липы было собрано по 20%? Тема: Урок – обобщение по теме: «Органы растений». Определите отношение длины диаметра цветка по гербарию фиалки к самому длинному листу; найдите отношение длины стебля к длине корня. Результат запишите. Тема: Минеральное питание растений и значение воды «Лабораторная работа № 2. Передвижение воды и минеральных веществ в растении». Скорость движения воды по сосудам древесины сосны 5мл/ч на 1 см2поперечного сечения. Определите скорость движения воды в (мл/ сутки) по сосудам березы на 1 см2 древесины, если она в 4 раза больше скорости движения воды по сосудам сосны.

Тема: Воздушное питание растений – фотосинтез

Чему равно отношение азота к кислороду в составе воздуха? Сколько литров кислорода содержится в 100л воздуха? При фотосинтезе из 6 молекул

углекислого газа и 6 молекул воды образуется 1 молекула глюкозы и 6 молекул кислорода. А) Сколько молекул углекислого газа и воды нужно для образования 3 молекул глюкозы. Б) Сколько молекул кислорода образуется при фотосинтезе, если образовалось 4 молекулы глюкозы. Тема: Дыхание и обмен веществ у растений В процессе дыхания, при разложении одной молекулы глюкозы выделяется 2870 килоджоулей энергии. Сколько молекул глюкозы

разложилось во время дыхания, если при этом образовалось11480 килоджоулей энергии? Тема: Систематика растений, ее значение для ботаники Из 1000 растений разных видов, произрастающих в одном сообществе. К семейству злаковые относятся -18% видов, розоцветных – 60%, лилейных – 5%, крестоцветных -10% , ивовых – 7%. Определите, сколько растений относится к классу Двудольные? Тема: Водоросли, их разнообразие и значение в природе. Лабораторная работа № 4. « Изучение строения водорослей». В водоеме растут зеленые, бурые и красные водоросли. Количество зеленых водорослей – 40%, а бурых в 2 раза больше, чем красных. Постройте круговую диаграмму, отражающую соотношению водорослей в водоеме. Тема: Отдел Моховидные Лабораторная работа № 5. « Изучение строения мхов». Из 729 моховидных растений, произрастающих на одном болоте, сфагнума в 2 раза больше, чем льна, но в 3 раза меньше чем маршанции. Найдите количество растений каждого вида.

Тема: Понятие о природном сообществе- биогеоценозе и экосистеме. Нарисовать организм лесного сообщества на координатной плоскости по заданным координатам .

Тема: Совместная жизнь организмов в природном сообществе

Определить по графику роста березы, сосны, ели: Какое дерево выше других в возрасте трех лет? В каком возрасте высота сосны равна 8 м?

Тема: Смена природных сообществ и ее причины На сколько т/га увеличивается масса углерода в экосистеме ельника; В каком возрасте березняк достигает максимального значения по массе углерода в экосистеме? В каком возрасте масса углерода в экосистеме ельника минимальная?

В учебниках по биологии содержится много информации, интересных фактов, занимательных заданий, практических примеров, которые можно связать с математикой.

Задача 1: Из  1000 растений разных видов, произрастающих в одном сообществе. К семейству злаковых относятся – 18% видов, розоцветных – 60%, лилейных  – 5%, крестоцветных – 10%,  ивовых – 7%.  Определите, сколько растений относится к классу Двудольные?

Задача 2: Бактерия, попав в живой организм, к концу 20-й минуты делится на две бактерии, каждая из них к концу следующих 20 минут делится опять на две и т. д. Сколько бактерий окажется в организме через 4 часа, если по истечении четвертого часа в организм из окружающей среды попала еще одна бактерия?

Задача 3: У капустной тли есть свой паразит наездник афидиус, дающий за лето более 6 поколений по 30 особей (из них 50% самцов) в каждом. Какого количества достигнет все потомство от одного афидиуса через 6 летних поколений, если этот паразит будет размножаться беспрепятственно?

Задача 4: Человек выпил чашку крепкого кофе, содержащую 120 мг кофеина, который полностью всосался и равномерно распределился по крови и другим жидкостям тела. У исследуемого человека объём жидкостей тела можно считать равным 40 л. Рассчитайте, через какое время (в часах) после приёма кофеин перестанет действовать на этого человека, если кофеин перестаёт действовать при концентрации 2 мг/л, а концентрация его снижается за час на 0,23 мг. Ответ округлите до десятых. Единицы измерения писать не нужно.

Задача 5: Белки выполняют множество важных функций в организмах человека и животных: обеспечивают организм строительным материалом, являются биологическими катализаторами или регуляторами, обеспечивают движение, некоторые транспортируют кислород. Для того чтобы организм не испытывал проблем, человеку в сутки необходимо 100-120 г белков. Используя данные таблицы (Приложение), рассчитайте количество белков, которое человек получил во время ужина, если в его рационе было: 20 г хлеба, 50 г сметаны, 15 г сыра и 75 г трески. Ответ округлите до целых.

Практико-ориентированные задания на формирование математической грамотности  должны носить межпредметный характер и строиться на использовании знаний  из различных предметов. Учителю также необходимо опираться на имеющийся у школьников к этому времени социальный опыт и возрастные особенности. Включение математической грамотности как образовательного результата в систему общего образования позволяет повысить мотивацию и интерес к изучению математики.

Вывод: Вывод: после внедрения математических минуток на уроки биологии у детей развиваются навыки применения математических действий в определенных ситуациях, повышается мотивация изучения биологии и математики. Развиваются навыки вычисления процентов, работы с таблицами, графиками, диаграммами. Ребята осознают важность изучения математики, прослеживая ее тесную связь с другими науками.

“Напичканный знаниями, но не умеющий их использовать ученик напоминает фаршированную рыбу, которая не может плавать”

PISA 2012 Assessment and Analytical Framework: Mathematics, Reading, Science, Problem Solving and Financial Literacy. O ECD Publishing, 2013.

Жигарев И. А. Основы экологии: Сб. задач, упражнений и практ. работ. 10

кл. М.: Дрофа, 2001. – 206  с.

Муртазин Г. М. Задачи и упражнения по общей биологии: Пособие для учащихся. –  М.: Просвещение, 1981. – 192 с.

Оцените статью