примерная программа курса основ финансовой грамотности

Пояснительная записка по предмету «Основы финансовой грамотности»

Рабочая программа предмета «Основы финансовой грамотности» составлена в соответствии с УМК В. В. Чумаченко «Основы финансовой грамотности», а также в соответствии со следующими документами:

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Проект Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации». Информация о Проекте представлена на официальном сайте Минфина России: http://www.minfin.ru/ru/om/fingram/

3. Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой грамотности населения Российской Федерации http://www.misbfm.ru/node/11143.

4. Стратегия развития финансового рынка российской федерации на период до 2020 года http://www.ippnou.ru/lenta.php?idarticle=005586.

5. Основная образовательная программа среднего общего образования МБОУ «Гимназия № 3».

6. Положения о рабочей программе учебных предметов, курсов внеурочной деятельности МБОУ «Гимназия №3» от 30.08.2018.

Повышение финансовой грамотности является одним из основных направлений формирования инвестиционного ресурса, обозначенных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.

Актуальность программы «Основы финансовой грамотности» продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению которых они не всегда  готовы.

Поэтому введение курса «Основы финансовой грамотности» помогает создать условия для развития личности подростка, мотивации к обучению, для формирования социального и профессионального самоопределения, а также является профилактикой асоциального поведения. Именно овладение основами финансовой грамотности поможет учащимся применить полученные знания в жизни и успешно социализироваться в обществе.

Обеспечивая выполнение Федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения и доступность качественного образования для учащихся всех категорий, наша гимназия создаёт условия для получения дополнительного экономического образования, в том числе его прикладных аспектов –  финансовой грамотности, основ потребительских знаний в старших классах  в рамках элективных курсов.

Содержание программы существенно расширяет и дополняет знания старшеклассников о личном финансировании, управлении домашней бухгалтерией, функционировании фондового рынка и банковской системы, а выполнение творческих работ, практических заданий позволит подросткам приобрести опыт принятия экономических решений в области управления личными финансами, повышать свою профессиональную компетентность в будущем,  применить полученные знания в реальной жизни.

Кроме того, задачи с финансово-экономическим содержанием включены в материалы итоговой аттестации за курс основной школы ЕГЭ.

Новизной данной программы является направленность курса на формирование финансовой грамотности старшеклассников на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием финансовой информации на настоящий момент и в долгосрочном периоде и ориентирует на формирование ответственности у подростков за финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия.
Отличительной особенностью  программы предмета «Основы финансовой грамотности»  является то, что он базируется на системно-деятельностном подходе к обучению, который обеспечивает активную учебно-познавательную позицию учащихся. У них формируются не только базовые знания в финансовой сфере, но также необходимые умения, компетенции, личные характеристики и установки согласно ФГОС последнего поколения.

Цель программы: формирование ключевых компетенций старшеклассников для принятия рациональных финансовых решений в сфере управления личными финансами.

– создать комфортные условия, способствующие формированию коммуникативных компетенций;

– формировать положительное мотивационное отношение к экономике через развитие познавательного интереса и осознание социальной необходимости;

– изучить нормативные и методические документы Минобрнауки по повышению уровня финансовой грамотности и финансово-экономического образования учащихся;

– освоить систему знаний о финансовых институтах современного общества и инструментах управления личными финансами;

– овладеть умением получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;

– формировать опыт применения знаний о финансовых институтах для эффективной самореализации в сфере управления личными финансами;

– формировать у обучающихся готовность принимать ответственные и обоснованные решения в области управления личными финансами, способности реализовать эти решения;

– формировать основы культуры и индивидуального стиля экономического поведения, ценностей деловой этики;

– воспитывать ответственность за экономические решения.

Общая характеристика учебного предмета «Основы финансовой грамотности»

Для достижения поставленных целей и с учетом вышесказанного в основе организации занятий лежат, прежде всего, педагогические технологии, основанные на сотрудничестве и сотворчестве участников образовательного процесса, критическом анализе полученной информации различного типа, деятельностные технологии, проектная и исследовательская деятельность, игровая  технология.

На занятиях учащиеся занимаются различными видами познавательной деятельности, учатся творчески мыслить и решать практико-ориентированные экономические задачи.

Так как метод обучения – это обобщающая модель взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся и она определяет характер (тип) познавательной деятельности учащихся, то методы обучения реализуются в следующих формах работы:

III. Описание места учебного предмета «Основы финансовой грамотности» в учебном плане

Настоящая программа предназначена для обучающихся 10 х классов.

Рабочая программа рассчитана на 35 часов в год (1 час в неделю).

Планируемые результаты освоения предмета «Основы финансовой грамотности»

Структура и содержание предмета «Основы финансовой грамотности»» предполагают, что учащиеся должны овладеть практическими навыками планирования и оценки собственных экономических действий в сфере управления семейным бюджетом, личными финансами.

В течении учебного года обучающиеся старших классов демонстрируют общие проектные умения: планировать и осуществлять проектную деятельность; определять приоритеты целей с учетом ценностей и жизненных планов; самостоятельно реализовывать, контролировать и осуществлять коррекцию своей деятельности на основе предварительного планирования; использовать доступные ресурсы для достижения целей; применять все необходимое многообразие информации и полученных в результате обучения знаний, умений и компетенций для целеполагания, планирования и выполнения индивидуального проекта.

Планируемые результаты обучения

Предметные результаты изучения данного предмета – приобретение школьниками компетенций в области финансовой грамотности, которые имеют большое значение для последующей интеграции личности в современную банковскую и финансовую среды. Кроме того, изучение курса формирует навыки старшеклассников принятия грамотных и обоснованных финансовых решений, что в конечном итоге поможет им добиться финансовой самостоятельности и успешности в бизнесе.

Метапредметные результаты – развитие аналитических способностей, навыков принятия решений на основе сравнительного анализа сберегательных альтернатив, планирования и прогнозирования будущих доходов и расходов личного бюджета, навыков менеджмента.

Личностными результатами изучения курса – это воспитание мотивации к труду, стремления строить свое будущее на основе целеполагания  и планирования, ответственности за настоящее и будущее собственное финансовое благополучие, благополучие своей семьи и государства.

Таким образом, в результате обучения по данному предмету выпускник научится:

– принимать рациональные финансовые решения  в сфере управления личными финансами;

– проводить своевременный финансовый анализ;

– ставить стратегические задачи для достижения личных финансовых целей;

– планировать и прогнозировать будущие доходы и расходы личного бюджета;

– определять направления взаимодействия граждан с фондовыми и валютными ранками;

– основам взаимодействия с кредитными организациями;

– основным понятиям и инструментам взаимодействия с участниками финансовых отношений;

– основам управления налоговыми платежами с целью снижения налоговых расходов в условиях соблюдения налоговой дисциплины;

– выбирать страховые продукты и страховые компании;

– принимать инвестиционные решения с позиции минимизации финансовых рисков;

– составлять личный финансовый план.

Выпускник получит возможность научиться:

– в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;

– распознавать принципы функционирования финансовой системы современного государства;

– понимать личную ответственность за решения, принимаемые в процессе взаимодействия с финансовыми институтами;

– понимать права и обязанности в сфере финансов;

– владеть коммуникативными компетенциями;

– анализировать и интерпретировать финансовую информацию из разных источников;

– определять задачи в области управления личными финансами;

– находить источники информации для решения финансовых задач;

– сотрудничать со сверстниками и взрослыми в образовательной и учебно-исследовательской деятельности;

– формировать собственную финансовую стратегию;

– решать финансовые задачи;

– проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;

– самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале;

– осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

– самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.

Освоение содержания предмета «Основы финансовой грамотности»  осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами базового уровня обществознания, истории, технологии, математики, предметами регионального компонента.

Личное финансовое планирование (11 часов).

Содержание учебного блока.

Знакомство с курсом. Краткая характеристика изучаемого курса. Формирование понятия человеческого капитала. Формирование знаний о применении человеческого капитала.

Принятие решений о личном финансировании. Определение целей, подбор альтернатив.

Активы и пассивы. Доходы и расходы. Составление текущего и перспективного личного финансового бюджета. Основные источники дохода. Типичные уровни доходов и расходов в течение жизни человека. Составление текущего личного финансового плана.

Личное финансовое планирование. Стратегия и тактика в финансовой игре.

Формы организации учебных занятий.

Урок-лекция, урок открытия новых знаний, урок актуализации знаний, комбинированный урок, урок-обобщения, урок – деловая игра, творческая работа.

Основные виды деятельности.

Знать роль предмета «Основы финансовой грамотности», понятие «человеческий капитал», «деньги», их функции. Уметь объяснять, что такое потребление, что является основными источниками доходов, распознавать свои активы и пассивы, уметь вести их учет. Знать как составлять бюджет, уметь оптимизировать расходы. Уметь разрабатывать стратегию достижения своих целей, создавать личный финансовый план достижения целей. Уметь работать в команде, стремиться к сотрудничеству.

Депозит (7 часов).

Накопления, инфляция, причины инфляции, расчет инфляции. Депозит. Оценка рисков. Проценты по депозитам. Преимущества и недостатки депозита. Условия и содержание депозита. Номинальная ставка, реальная ставка, депозитный договор. Виды банковских депозитов. Банки, банковские вклады, финансовые риски.

Урок – открытия новых знаний, урок актуализации знаний, комбинированный урок, урок – обобщения знаний.

Знать понятия накопление и инфляции, причины инфляции. Рассчитывать инфляцию.

Знать понятие депозит. Уметь давать собственную оценку рискам, знать способы начисления процентов по депозитам. Уметь характеризовать особенности депозита в России. Знать способы начисления процентов по депозитам. Уметь вычислять простые и сложные проценты по депозиту, приводить примеры виды банковских депозитов, проявлять креативность в творческой работе.

Кредит (7 часов).

Понятие кредита. Знакомство с основными характеристиками кредита. Выгода при выборе кредита. Стоимость кредита. Вычисления  по уменьшению стоимости кредита. Типичные ошибки при использовании кредита.

Урок – открытия новых знаний, урок актуализации знаний, комбинированный урок, урок – обобщения, творческая работа.

Знать понятие «кредит», его характеристики. Знать необходимые документы при оформлении кредита. Научиться анализировать и сравнивать условия по кредиту в различных банках. Уметь характеризовать особенности кредита в России, приводить собственные примеры прав и обязанностей кредитополучателя, давать оценку изученному явлению, проявлять креативность в творческой работе.

Расчетно-кассовые операции (7 часов).

Банковская система, экономические ситуации. Знакомство с выбором банковской карты. Виды банковских карт (дебетовая и кредитная). Банковская прибыль. Основные виды банковских процентов. Пластиковые карты. Банкоматы, мобильные банки. Применение пластиковых карт в расчетах и платежах, различие между дебетовыми и кредитными картами. Хранение обмен и перевод денег. Различные виды платежных средств. Формы дистанционного банковского обслуживания. Повторение изученного по блоку. Экскурсия в банк.

Урок – открытия новых знаний, урок актуализации знаний, комбинированный урок, урок – обобщения, урок -экскурсия.

Знать понятие «Банковская система», функции центрального банка. Уметь решать познавательные и практические задачи, отражающие типичные экономические ситуации. Знать виды банковских карт. Понимать, в чем состоит механизм получения банковской прибыли. Уметь характеризовать основные виды банковских процентов. Знать правила пользования банкоматами, мобильными банками, онлайн-банками.

Повторение изученного  (3 часа).

Личное финансовое планирование, депозит, кредит, расчетно-кассовые операции. Стратегия и тактика в деловой игре «Золотая корона».

Урок – деловая игра, урок обобщения знаний.

Уметь применять на практике знания полученные  на уроках по предмету «Основы финансовой грамотности», разрабатывать стратегию и тактику в командной игре, проявлять креативность, инициативу.

Описание учебно-методического комплекта по учебному предмету «Основы финансовой грамотности»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 17» города Обнинска

(МБОУ «СОШ № 17» г. Обнинска)

по учебному курсу

Утверждена на заседании педагогического совета

Протокол № _____

от «____» __________2021 г.

Рабочая программа предмета «Основы финансовой грамотности» составлена в соответствии со следующими документами:

Рабочая программа «Основы финансовой грамотности» разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и требованиями к планируемым результатам основного общего образования по финансовой грамотности. Ключевой целью программы является развитие компетенций финансовой грамотности выпускников, формирование базовых знаний и умений в сфере финансовых отношений, способствующих обеспечению личной финансовой безопасности.

Актуальность программы «Основы финансовой грамотности» продиктована развитием финансовой системы и появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг, которые ставят перед гражданами задачи, к решению которых они не всегда готовы. Введение курса «Основы финансовой грамотности» помогает создать условия для развития личности подростка, мотивации к обучению, для формирования социального и профессионального самоопределения, а также является профилактикой асоциального поведения. Именно овладение основами финансовой грамотности поможет учащимся применить полученные знания в жизни и успешно социализироваться в обществе.

Содержание программы существенно расширяет и дополняет знания старшеклассников о личном финансировании, управлении домашней бухгалтерией, функционировании фондового рынка и банковской системы, а выполнение творческих работ, практических заданий позволит подросткам приобрести опыт принятия экономических решений в области управления личными финансами, повышать свою профессиональную компетентность в будущем,  применить полученные знания в реальной жизни. Кроме того, задачи с финансово-экономическим содержанием включены в материалы итоговой аттестации за курс основной школы ЕГЭ.

Особенностью данной программы является направленность курса на формирование финансовой грамотности старшеклассников на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием финансовой информации на настоящий момент и в долгосрочном периоде и ориентирует на формирование ответственности у подростков за финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия. Отличительной особенностью  программы предмета «Основы финансовой грамотности»  является то, что он базируется на системно-деятельностном подходе к обучению, который обеспечивает активную учебно-познавательную позицию учащихся. У них формируются не только базовые знания в финансовой сфере, но также необходимые умения, компетенции, личные характеристики и установки согласно ФГОС последнего поколения.

Цель программы: формирование ключевых компетенций старшеклассников для принятия рациональных финансовых решений в сфере управления личными финансами.

Реализация данной программы способствует формированию личности социально-развитого, критически мыслящего, конкурентоспособного выпускника, обладающего экономическим образом мышления, способного взять на себя ответственность за свое будущее, за будущее своих близких и своей страны.

Целью реализации курса «Основы финансовой грамотности» является формирование специальных компетенций в области управления личными финансами у учащихся школ и средних специальных учебных заведений.

Изучение данного курса направлено на достижение следующих целей:

Задачи изучения курса:

При изучении курса «Основы финансовой грамотности» наиболее эффективными являются практико-ориентированные образовательные технологии, которые позволяют приобрести специальные компетенции в процессе решения практических учебных задач. Учитывая высокую степень актуальности тематики уместно в качестве основных образовательных технологий применить игровую и проектную, а также обратить внимание на учебную исследовательскую деятельность. В процессе проектирования учащиеся систематизируют полученные знания, применяют навыки анализа и прогнозирования, моделируют процессы, происходящие на финансовых рынках.

Срок реализации программы определяется в рамках возрастной категории обучающихся. По решению образовательной организации можно выполнить программу курса как за один год, так и за несколько лет отдельными модулями. Курс «Основы финансовой грамотности» может быть реализован в образовательной организации следующими способами:

Особое место при реализации курса «Основы финансовой грамотности» отведено предметам обществознание и экономика. Темы данного курса включены в планируемые результаты примерной основной образовательной программы по этим предметам. У МК «Основы финансовой грамотности» может применяться в образовательных организациях при преподавании курса экономики, так как полностью соответствует содержанию и будет способствовать достижению предметных результатов. В этом случае достаточно рабочей программы по предмету экономика или обществознание.

Методическое обеспечение программы данного курса — учебно-методический комплект (УМК), включающий учебник и рабочую тетрадь: В. В. Чумаченко, А. П. Горяев «Основы финансовой грамотности», М. « Просвещение».

Электронная версия (ссылка): УМК «Основы финансовой грамотности» — Группа компаний «Просвещение» (prosv.ru)

В дополнение к непосредственной работе с УМК следует активно использовать Интернет-источники актуальной аналитической информации, сведения о текущих показателях финансовых рынков, о предлагаемых населению банковских продуктах, об изменениях в законодательстве.

Личностные результаты изучения курса:

Метапредметные результаты включают три группы универсальных учебных действий: регулятивные, познавательные, коммуникативные.

1. Регулятивные универсальные учебные действия:

2. Познавательные универсальные учебные действия:

3. Коммуникативные универсальные учебные действия:

Предметные результаты изучения курса «Финансовая грамотность»

Планируемые предметные результаты изучения курса «Основы финансовой грамотности» на базовом уровне могут быть достигнуты как на уровне основного, так и на уровне среднего общего образования.

Содержание курса «Основы финансовой грамотности»

Модуль 1 «Личное финансовое планирование» (6 часов). Основные понятия: Человеческий капитал, деньги, финансы, финансовые цели, финансовое планирование, горизонт планирования, активы, пассивы, доходы (номинальные, реальные), расходы, личный бюджет, семейный бюджет, дефицит, профицит, баланс. Практикумы и тренинги в рамках внеурочной деятельности: Практикум. Составление текущего и перспективного личного (семейного) бюджета, оценка его баланса; Практикум. Составление личного финансового плана (краткосрочного, долгосрочного) на основе анализа баланса личного (семейного) бюджета, анализ и коррекция личного финансового плана; Мини-проекты. « Планирование сбережений как одного из способов достижения финансовых целей»; «Сравнительный анализ сберегательных альтернатив»

Модуль 2 «Депозит» (4 часа). Основные понятия: Сбережения, инфляция, индекс потребительских цен как способ измерения инфляции, банк, банковский счет, вкладчик, депозит, номинальная и реальная процентная ставка по депозиту, депозитный договор, простой процентный рост, процентный рост с капитализацией, банковская карта (дебетовая, кредитная), банкомат, заемщик, финансовые риски, ликвидность. Практикумы и тренинги в рамках внеурочной деятельности:  Практикум. « Изучаем депозитный договор». « Анализ финансовых рисков при заключении депозитного договора»; Мини-проекты. Отбор критериев для анализа информации о банке и предоставляемых им услугах в зависимости от финансовых целей вкладчика. Сравнительный анализ финансовых организаций для осуществления выбора сберегательных депозитов на основе полученных критериев (процентных ставок, способов начисления процентов и других условий); Мини-исследование. « Анализ возможностей интернет-банкинга для решения текущих и перспективных финансовых задач».

Модуль 3 «Кредит» (5 часов). Основные понятия: Банковский кредит, заемщик, виды кредита, принципы кредитования (платность, срочность, возвратность), банковская карта (дебетовая, кредитная), номинальная процентная ставка по кредиту, полная стоимость кредита (ПСК), виды кредитов по целевому назначению (потребительский, ипотечный), схемы погашения кредитов (дифференцированные и аннуитетные платежи), финансовые риски заемщика, защита прав заемщика, микрофинансовые организации, кредитная история, коллекторы, бюро кредитных историй, минимальный платеж по кредиту. Практикумы и тренинги в рамках внеурочной деятельности: Практикум. « Заключаем кредитный договор». « Анализ финансовых рисков при заключении кредитного договора; расчет общей стоимости покупки при приобретении ее в кредит»; Мини-проекты. « Отбор критериев для анализа информации о банке и предоставляемых им услугах в зависимости от финансовых целей заемщика»; «Сравнительный анализ финансовых институтов для выбора кредита на основе предлагаемых критериев (процентных ставок, способов начисления процентов и других условий)»; Мини-исследование. « Анализ преимуществ и недостатков краткосрочного и долгосрочного займов».

Модуль 4 «Расчетно-кассовые операции» (3 часа). Основные понятия: Банковская ячейка, денежные переводы, валютно-обменные операции, банковские карты (дебетовые, кредитные, дебетовые с овердрафтом), риски при пользовании банкоматом, риски при использовании интернет-банкинга, электронные деньги. Практикумы и тренинги в рамках внеурочной деятельности: Практикум. « Заключаем договор о банковском обслуживании с помощью банковской карты. Формирование навыков безопасного поведения владельца банковской карты»; Мини-проект. « Безопасное использование интернет-банкинга и электронных денег».

Модуль 5 «Страхование» (4 часа). Основные понятия: Страховые риски, страхование, страховщик, страхователь, выгодоприобретатель, страховой агент, страховой брокер, виды страхования для физических лиц (страхование жизни, страхование от несчастных случаев, медицинское страхование, страхование имущества, страхование гражданской ответственности), договор страхования, страховая ответственность, страховой случай, страховой полис, страховая премия, страховой взнос, страховые продукты. Практикумы и тренинги в рамках внеурочной деятельности: Практикум. Расчет страхового взноса в зависимости от размера страховой суммы, тарифа, срока страхования и других факторов; Тренинг. Развитие навыков планирования и прогнозирования. Формирование навыков поведения, необходимых для защиты прав потребителя страховых услуг; Мини-проект. « Заключаем договор страхования» — сбор информации о страховой компании и предоставляемых страховых программах, принципы отбора страховой компании для заключения договора; анализ договора страхования, ответственность страховщика и страхователя; Мини-проект. « Действия страховщика при наступлении страхового случая».

Модуль 6 «Инвестиции» (4 часа). Основные понятия: Инвестиции, инфляция, реальные и финансовые активы как инвестиционные инструменты, ценные бумаги (акции, облигации), инвестиционный портфель, ликвидность, соотношение риска и доходности финансовых инструментов, диверсификация как инструмент управления рисками, ценные бумаги (акции, облигации, векселя) и их доходность, валютная и фондовая биржи, ПИФы как способ инвестирования для физических лиц. Практикумы и тренинги в рамках внеурочной деятельности: Практикум. Формирование навыков анализа информации о способах инвестирования денежных средств, предоставляемой различными информационными источниками и структурами финансового рынка (финансовые публикации, проспекты, интернет-ресурсы и пр.); Практикум. Расчет доходности финансовых инструментов с учетом инфляции; Тренинг. Формирование представлений о способах и инструментах инвестирования для различных финансовых целей; Мини-проект. « Разработка собственной стратегии инвестирования в соответствии с личным финансовым планом и отбор инструментов для ее реализации»; Мини-исследование. « Сравнительный анализ различных финансовых продуктов по уровню доходности, ликвидности и риска»; Мини-исследование. « Критический анализ интернет-трейдинга — инструмент для профессионалов и ловушка для любителей».

Модуль 7 «Пенсии» (2 часа). Основные понятия: Пенсия, государственная пенсионная система в РФ, Пенсионный фонд РФ и его функции, негосударственные пенсионные фонды, трудовая и социальная пенсия, корпоративная пенсия, инструменты для увеличения размера пенсионных накоплений. Практикумы и тренинги в рамках внеурочной деятельности: Тренинг. Развитие навыков планирования и прогнозирования; Мини-исследование. « Сравнительный анализ доступных финансовых инструментов, используемых для формирования пенсионных накоплений»

Модуль 8 «Налоги» (2 часа). Основные понятия: Налоговый кодекс РФ, налоги, виды налогов, субъект, предмет и объект налогообложения, ставка налога, сумма налога, системы налогообложения (пропорциональная, прогрессивная, регрессивная), налоговые льготы, порядок уплаты налога, налоговая декларация, налоговые вычеты. Практикумы и тренинги в рамках внеурочной деятельности: Практикум. Формирование практических навыков по оптимизации личного бюджета в части применения налоговых льгот с целью уменьшения налоговых выплат физических лиц; Практикум. Формирование практических навыков получения социальных и имущественных налоговых вычетов как инструмента сокращения затрат на приобретение имущества, образование, лечение и др.

Модуль 9 «Пирамиды и финансовое мошенничество» (4 часа). Основные понятия: Основные признаки и виды финансовых пирамид, правила личной финансовой безопасности, виды финансового мошенничества: в кредитных организациях, в интернете, по телефону, при операциях с наличными. Практикумы и тренинги в рамках внеурочной деятельности: Тренинг. Формирование навыков безопасного поведения потребителя на финансовом рынке.

Темы курса должны быть интегрированы в другие учебные предметы (обществознание, экономика, право, математика, информатика) при составлении авторских программ и календарно-тематического планирования.

Модуль 1. « Личное финансовое планирование» Обществознание, экономика 6 часов 1. Человеческий капитал. Способы принятия решений в условиях ограниченности ресурсов. S WOT-анализ как один из способов принятия решений — 2 ч. 2. Домашняя бухгалтерия. Личный бюджет. Структура, способы составления и планирования личного бюджета — 1 ч. 3. Личный финансовый план: финансовые цели, стратегия и способы их достижения — 1 ч. 4. Деловой практикум. Составляем личный финансовый план и бюджет — 2 ч.

Модуль 2. « Депозит» Обществознание, экономика, право, математика, информатика 4 часа 1. Банк и банковские депозиты. Влияние инфляции на стоимость активов — 1 ч. 2. Как собирать и анализировать информацию о банке и банковских продуктах — 2 ч. 3. Как читать и заключать договор с банком. Управление рисками по депозиту — 1 ч.

Модуль 3. « Кредит» Обществознание, экономика, математика, информатика 5 часов 1. Кредиты, виды банковских кредитов для физических лиц. Принципы кредитования (платность, срочность, возвратность) — 1 ч. 2. Из чего складывается плата за кредит. Как собирать и анализировать информацию о кредитных продуктах — 2 ч. 3. Как уменьшить стоимость кредита. Как читать и анализировать кредитный договор. Кредитная история. Коллекторские агентства, их права и обязанности — 1 ч. 4. Кредит как часть личного финансового плана. Типичные ошибки при использовании кредита. Практикум: кейс «Покупка машины» — 1 ч

Модуль 4. « Расчетно-кассовые операции» Обществознание, экономика, право, ОБЖ 3 часа 1. Хранение, обмен и перевод денег — банковские операции для физических лиц — 1 ч. 2. Виды платежных средств. Чеки, дебетовые, кредитные карты, электронные деньги — правила безопасности при пользовании банкоматом — 1 ч. 3. Формы дистанционного банковского обслуживания — правила безопасного поведения при пользовании интернет-банкингом — 1 ч.

Модуль 5. « Страхование» Обществознание, экономика, право, ОБЖ 4 часа 1. Страховые услуги, страховые риски, участники договора страхования. Учимся понимать договор страхования — 1 ч. 2. Виды страхования в России. Страховые компании и их услуги для физических лиц — 1 ч. 3. Как использовать страхование в повседневной жизни — 1 ч. 4. Практикум. Кейс «Страхование жизни» — 1 ч.

Модуль 6. « Инвестиции» Обществознание, экономика, математика, информатика 4 часа 1. Что такое инвестиции, способы инвестирования, доступные физическим лицам. Сроки и доходность инвестиций — 1 ч. 2. Виды финансовых продуктов для различных финансовых целей. Как выбрать финансовый продукт в зависимости от доходности, ликвидности и риска. Как управлять инвестиционными рисками? Диверсификация активов как способ снижения рисков — 1 ч. 3. Фондовый рынок и его инструменты. Как делать инвестиции. Как анализировать информацию об инвестировании денежных средств, предоставляемую различными информационными источниками и структурами финансового рынка (финансовые публикации, проспекты, интернет-ресурсы и пр.) Как сформировать инвестиционный портфель. Место инвестиций в личном финансовом плане — 1 ч. 4. Практикум. Кейс «Куда вложить деньги» — 1 ч.

Модуль 7. « Пенсии» Обществознание, экономика, право 2 часа 1. Что такое пенсия. Как работает государственная пенсионная система в РФ. Что такое накопительная и страховая пенсия. Что такое пенсионные фонды и как они работают — 1 ч. 2. Как сформировать индивидуальный пенсионный капитал? Место пенсионных накоплений в личном бюджете и личном финансовом плане — 1 ч.

Модуль 8. « Налоги» Обществознание, экономика, право, математика 2 часа 1. Для чего платят налоги. Как работает налоговая система в РФ. Пропорциональная, прогрессивная и регрессивная налоговые системы. Виды налогов для физических лиц — 1 ч. 2. Как использовать налоговые льготы и налоговые вычеты — 1 ч. Модуль 9. « Защита от мошеннических действий на финансовом рынке» Обществознание, экономика, право, ОБЖ 4 часа 1. Основные признаки и виды финансовых пирамид, правила личной финансовой безопасности, виды финансового мошенничества. Мошенничества с банковскими картами — 1 ч. 2. Махинации с кредитами — 1 ч. 3. Мошенничества с инвестиционными инструментами. Финансовые пирамиды — 1 ч. 4. Практикум. Кейс «Заманчивое предложение» — 1 ч. Итоговое занятие — 1 ч. Итого — 35 часов

Оцените статью