Полина Михайловна Копруджу
Эксперт по предмету «Финансы»
преподавательский стаж — 8 лет
- Скажите, пожалуйста, необходимо ли изучение основ финансовой грамотности в школе?
- Что такое финансовая грамотность?
- Библиографическое описание
- Проблемы с финансовой грамотностью в России
- Почему у России с этим проблемы
- Что уже делается для решения проблемы
- Как это делается за границей
- Чего удалось добиться
- Что делать, чтобы улучшить уровень финансовой жизни россиян
- Пути повышения финансовой грамотности среди населения РФ
- Роль финансовой грамотности населения
Скажите, пожалуйста, необходимо ли изучение основ финансовой грамотности в школе?
6. Какие вопросы Вас больше всего интересуют в плане повышения уровня своей финансовой грамотности? (Можно выбрать несколько ответов)
Доля россиян, имеющих высокий или средний уровень финансовой грамотности, постепенно растет, если сравнивать показатели 2022 и 2020 года. Если в 2020 году этот показатель достиг 47%, то двумя годами позднее — 57%. Половина жителей не разбирается в вопросах грамотного обращения с финансами. Что с этим делать и какие меры предпринимает правительство для борьбы с финансовой неграмотностью, рассказывает финансовый эксперт Денис Дедков.
Результаты исследований в данной статье могут быть использованы и внедрены на государственном уровне для повышения уровня финансового состояния граждан.
Статья рекомендуется к прочтению профессиональным финансистам и рассчитана на узкий круг профессионалов в финансовой сфере.
Что такое финансовая грамотность?
Финансовая грамотность – это комплекс способностей и умений, которые приобретаются в ходе финансового образования в школе и высших учебных заведениях, но в действительности могут быть освоены и проверены в течение всей жизни человека.
На сегодняшний день понятие «финансовой грамотности» выходит за рамки политических, географических границ, а потребность в финансовом образовании граждан увеличивается в геометрической прогрессии с каждым годом. Финансовая грамотность дает возможность изменить свое отношение к денежным средствам, личному капиталу, управлению ими, заставляет задуматься о своем будущем, планировать потребности в финансах в течение всей жизни, а не только на ближайшее время.
Финансовая грамотность должна рассматривать как непрерывно изменяющееся состояние принципов, знаний и умений, на которые может оказывать непосредственное влияние как возраст человека, его близкое окружение, культура, так и место проживания. Подобный подход к этому термину используется повсеместно, например, в национальных стандартах по финансовой грамотности для школьников и студентов в Соединённых Штатах Америки.
Целью финансового образования населения, в т.ч. молодежи, является доставка понятных, полных и качественных сведений об управлении личными финансами своевременно до каждого нуждающегося в ней пользователя.
В статье рассматривается финансовая грамотность населения Российской Федерации и участие государства в ее формировании и развитии, предпринимается попытка осмысления этого явления.
Ключевые слова: финансовая грамотность, государственная политика, основные тенденции.
Итак, что такое финансовая грамотность? По мнению исследователя Шадриной Ю. А. Финансовая грамотность включает:
1) образование в сфере банковских услуг, страхования, ценных бумаг, налогообложения, пенсионного обеспечения; выработку системного представления о роли финансов в жизни в условиях рыночной экономики; приобретение базовых знаний о рыночной экономике, предпринимательстве и фирмах;
2) развитие навыков собственного управления личными финансами, азов предпринимательства и инвестирования денег в современных условиях;
3) умение самостоятельно находить необходимую экономическую информацию, элементарное владение различными видами финансовых и экономических инструментов и их эффективное использование; воспитание экономического мышления и способности к восприятию и обработке поступающей экономической информации;
В «Распоряжении Правительства РФ от 25.09.2017 N 2039-р «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017–2023 годы». содержится раздел «Подготовка граждан к жизни в старости», что является ярким примером актуализации вопроса финансовой грамотности населения Российской Федерации в Правительстве. Данный раздел посвящен, в основном, стимулированию интереса населения к теме пенсии и пенсионных накоплений, а также необходимости уполномоченным организациям разъяснять гражданам нюансы законодательства в части пенсионного обеспечения. В частности, раздел «Подготовка граждан к жизни в старости» содержит следующие положения:
Для эффективной организации деятельности по этому направлению в рамках настоящей Стратегии необходимо:
Из документа также видно, что государство стремится насытить информационный фон важными, насущными вопросами, которыми население, судя по всему, интересуется недостаточно активно. Особенно здесь интересен пункт 1, где сказано о стимулировании граждан в части обеспечения дополнительного источника дохода после выхода н пенсию. Очевидно, государство преследует определенные цели, утверждая, что дополнительные источники дохода необходимо начинать формировать только после выхода на пенсию. Для того, чтобы, выйдя на пенсию, пользоваться плодами трудов по формированию дополнительных источников дохода, необходимо начинать их формирование в трудоспособном возрасте. Однако, об этом в тексте документа не упоминается, поскольку такая финансовая стратегия жизни среднестатистического человека не является для государства приоритетной.
Фондовый рынок, если экономика не находится в стадии спада или стагнации, и при разумном подходе к выбору инвестиционных инструментов, способен показывать результаты значительно превосходящие проценты по банковским вкладам. Очевидно, что если бы население разбиралось в функционировании фондового рынка ровно так же, или даже лучше, чем в процессе оформления банковских вкладов, то вложение средств они могли бы осуществлять гораздо более эффективно, получая при этом большее количество процентов на изначально вложенную сумму денег.
С одной стороны, государство предпринимает попытки по активизации и включению граждан в процесс получения качественных и доступных знаний по основам финансовой грамотности, ведению личного бюджета, отношению к финансам вообще и управлению ими, а с другой стороны, мы вынуждены констатировать некоторую отдаленность основной массы граждан от вопросов, связанных с правильным управлением своими финансами, до вопросов, касающихся общих принципов функционирования экономики.
Основные термины (генерируются автоматически): финансовая грамотность, Российская Федерация, финансовая грамотность населения, дополнительный источник дохода, гражданин, повышение уровня, Распоряжение Правительства РФ, том, утверждение Стратегии повышения, национальная платежная система.
Библиографическое описание
Левицкая, В. А. Проблемы формирования финансовой грамотности в Российской Федерации / В. А. Левицкая, Е. Д. Буковец. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LX Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 1-5. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/490/17968/ (дата обращения: 16.11.2023).
В статье отражены проблемы формирования финансовой грамотности в Российской Федерации, а также предложены пути решения выявленных проблем.
Ключевые слова:
финансовая грамотность, проблемы формирования, финансовый рынок, микроэкономический уровень, макроэкономический уровень.
Финансовая грамотность — это умение человека контролировать свои доходы и расходы, принимать оптимальные решения по распределению денежных средств и умело их преумножать. Говоря в целом, под финансовой грамотностью понимается точное осознание того, как работают деньги, как правильно распоряжаться финансами и как вообще накопить капитал.
Финансовая грамотность населения способствует повышению эффективности производительности, усложняющихся с каждым годом, инструментов финансового рынка. Кроме того, как говорилось ранее, финансово грамотные граждане имеют склонность к увеличению сбережений, что в перспективе имеет благоприятное влияние на инвестиции и рост экономики. Вместе с тем, они имеют достаточно хорошую подготовку к защите прав собственности, интересов и знают, как уведомить госорганы о вероятной неправомерности в действиях компаний и финансовых посредников, что сокращает степень их незащищенности в случае злоупотреблений полномочиями и мошенничества.
Однако, низкий уровень финансовой грамотности, наоборот, делает гражданина очень уязвимым. На макроэкономическом и микроэкономическом уровнях низкая степень финансовой грамотности населения может характеризоваться по-разному.
На макроэкономическом уровне: высокая нагрузка на бюджеты всевозможных уровнях, низкий уровень развития финансового рынка и низкий темп экономического роста и уровня жизни среди населения.
На микроэкономическом уровне: высокий уровень кредитной задолженности среди населения, неразумная трата денежных средств, неспособность формирования и распределения личных сбережений.
На сегодняшний день финансовая грамотность населения в России находится на довольно низком уровне. Относительно небольшая доля граждан разбираются в услугах и продуктах, которые предлагаются коммерческими банковскими структурами, финансовыми учреждениями, страховыми компаниями и т. д. Согласно статистике порядка 35 % россиян хранят собственные сбережения дома, т. е. за пределами финансовых рынков, а более 50 % не пользуются предлагаемыми финансовыми институтами услугами, т. к. считают их недостаточно понятными. Для подтверждения вышесказанного предлагаем рассмотреть уровни финансовой грамотности населения РФ в период с 2018–2022 гг. представленные на рисунке 1.
Рис. 1. Уровни финансовой грамотности населения РФ в период с 2018–2022 гг.
Несмотря на большое количество ресурсов, которые предназначены для повышения финансовой грамотности населения, они в большей части носят специализированный характер, или имеют коммерческую специализированную основу, или же не особо популяризированы. Существуют ресурсы вполне популярные, но к ним россияне обращаются уже после возникновения какой-либо финансовой проблемы.
На современном этапе повышение финансовой грамотности населения стало первостепенной задачей как для государства, так и для участников рынка. Для этого правительством была разработана «Стратегия повышения финансовой грамотности населения в Российской Федерации на 2017–2023 годы», которая нацелена на внедрение в образовательную среду действенных инструментов, позволяющих сформировать знания и навыки, содействующие грамотному подходу и обращению с финансовыми инструментами. Согласно результатам проводимых исследований, более информированным в вопросах управления личными финансами, является население среднего возраста, которое имеет опыт собственного ведения бизнеса, участия в инвестировании, использовании банковских продуктов и услуг. Менее подготовленными являются дети, молодежь и пенсионеры.
Исходя из всего вышеперечисленного можно выделить следующие проблемы формирования финансовой грамотности в России:
— Достаточно низкий уровень информированности населения о том, какими правами обладает потребитель финансовых услуг и как их можно отстоять в случае необходимости;
— Потеря населением доверия к финансовым продуктам и услугам;
— Старшее поколение обладает минимальными знаниями и навыками в области информационных и цифровых технологий, а как следствие, является уязвимым для мошенников;
— Особенности менталитета;
Можно предложить ряд мероприятий для решения данных проблем:
— разработка информационного — образовательного портала, целью функционирования которого является решение вопросов в области личных финансов и защиты прав потребителей;
— создание бесплатных «горячих линий» по оказанию финансовой поддержки. А именно о предоставлении информации о возможностях негосударственных пенсионных выплат, способов открытия собственного бизнеса;
— проведения бесплатных семинаров для населения.
Обучающий семинар «Тропинки в экономику»
Тема: Проблемы и перспективы изучения курса «Финансовой грамотности»
воспитатель Артюхова О. Л.
Цель : повышение финансовой грамотности педагогов.
г. Мегион 2021 год
ФГОС ДО ставит задачу формирования общей культуры личности детей. Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях: бережливость, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела. Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности.
Слайд 1. Так что же это такое финансовая грамотность?
Давайте рассмотрим два понятия
Понятие финансы –это денежные средства, а так же процесс их использования
Понятие грамотность – – степень владения знаниями и навыками.
Финансовая грамотность – это обладание знаниями и навыками:
– грамотно распоряжаться денежными средствами;
– создавать сбережения;
– приумножать сбережения.
Слайд 4. Давайте вместе сформируем цели овладения знаниями и навыками финансовой грамотности:
Цели формирования финансовой грамотности
Достижение этих целей нам дает определенную свободу выбора и реализации задуманного и т.д.
Проблемы реализации программы
Стратегия повышения финансовой грамотности принята только 03.12.2018 года
Совместно Центральный банк России и Министерство финансов разработали «дорожную карту по реализации этой стратегии. Стандартов именно финансовой грамотности в России не существует. В США разработаны стандарты обучения финансовой грамотности К12 был разработан в 1918 году
В Результате этого по данным исследования международных статистических агентств в России уровень финансовой грамотности населения составляет 38%.
В результате разработанной «дорожной карты» по реализации стратегии финансовой грамотности одной из приоритетных направлений, была выделено внедрение и реализация образовательных программ по финансовой грамотности в дошкольных учреждениях. С 1 сентября 2019 года внедряется программа «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности». Программа разработана совместно Банком России и Минобрнауки России. Так же разработаны программы Л. В. Стахович, Е. В. Семенкова., Л. Ю. Рыжановская Образовательная программа «Азы финансовой культуры для дошкольников», Лушникова Е. В. Как мы играем в экономику. Все эти программы включают в себя: знакомство с основными терминами, понятиями, подробный обзор профессий и их виды деятельности и т.д.
– дидактические игры;
Чтение худ. литературы экономической направленности.
Трудовая деятельность и т.д.
Одной из интересных форм работы являются логические задачи, задачи-шутки, которые оживляют путь познания сложных экономических явлений.
Предлагаю рассмотреть такую ситуацию.
• Мама с дочкой пришли в магазин. Девочка попросила у мамы денег купить самой понравившуюся шоколадку, которая стоит 99 рублей 90 копеек. Мама дала ей 100 рублей. Должен ли ребенок принести сдачу?
Ребенок должен принести сдачу, даже если это всего 10 копеек, т. к. это не его деньги, не им заработанные. Ребенок не обращает на номинал денег, для него «денежка», что 10 рублей, что 10 копеек. Ребенок не принесет сдачу с 10, не принесет и со 100 рублей.
Зачем ребенку нужна финансовая грамотность:
Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с раннего возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять.
Цель: Раскрыть ребёнку окружающий его предметный мир, как мир духовных и материальных ценностей, как часть общечеловеческой культуры, сформировать основы экономических компетенций и финансовую грамотность у детей дошкольного возраста.
1. Формирование экономических представлений и компетенций;
2. Воспитание социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики;
3. Обучение правильному отношению к рекламе, к деньгам, способам их зарабатывания и разумному их использованию;
4. Воспитание уважения к труду, людям труда, бережливого отношения ко всем видам собственности.
Экономическое образование в дошкольном возрасте понимается как процесс формирования элементарных экономических представлений, знаний, понятий в соответствии с возрастными возможностями обучающихся.
Ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он слышит и воспринимает такие понятия как: «мое», «твое», «наше», «обмен», «деньги», «цена», «дорого», «дешево», «продать», «заработать». Дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней.
Вопрос участникам: Уважаемые коллеги, скажите, кто их участников образовательного процесса должен принимать участие по формированию у детей финансовой грамотности?
Деятельность ориентирована на совместную деятельность участников образовательного процесса в следующем сочетании: педагог – воспитанник, воспитанники – родители.
Схема педагог-воспитанник может включать в себя: тематические занятия, сюжетно-ролевые, дидактические, настольные игры, особый интерес вызывают интеллектуальные игры и развлечения – все вместе взрослые и дети решают познавательные, практические, игровые задачи. Проводятся беседы, с целью выявления насколько дети усвоили материал. Овладение экономическим содержанием осуществляется в процессе чтения художественной литературы.
Схема воспитанники-родители включает в себя анкетирование с целью выявления проблемы; проведение консультаций по ознакомлению родителей с необходимостью воспитывать у детей экономическое начало; проведение родительских собраний для выявления трудностей в усвоении детьми или родителями экономических знаний; проведение совместных праздников и развлечений повышают интерес, доставляют радость, оживляют путь познания сложных экономических явлений.
Для организации изучения основ финансовой грамотности должна бытьсоздана развивающая среда с учетом возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников, специфики их образовательных потребностей и интересов. Для изучения основ финансовой грамотности решающее значение имеют средства обучения. Общепринято их деление на:- демонстрационные (применяемые взрослыми) и раздаточные (используемые детьми); визуальные (для зрительного восприятия);- аудиальные (для слухового восприятия); аудиовизуальные (для зрительно-слухового восприятия); естественные (натуральные) и искусственные (созданные человеком);- реальные (существующие) и виртуальные (не существующие, но возможные) и др. В первую очередь рекомендуется использовать средства, направленныена развитие деятельности детей:- чтения (восприятия) художественной литературы (книги для детского чтения, в том числе аудиокниги, иллюстративный материал);- познавательно-исследовательской (натуральные предметы для исследования,макеты, карты, модели, картины и др.);- игровой (игры, игрушки); трудовой (оборудование и инвентарь для разных видов труда);- коммуникативной (дидактический материал, электронные образовательные ресурсы);- продуктивной (оборудование и материалы для лепки, аппликации, рисования и конструирования);
Чтобы научить наших маленьких воспитанников экономическим понятиям, необходимо самим в них хорошо ориентироваться.
Предлагаю, отправиться в увлекательное путешествие в «игровой мир экономики».
1. Как называется то, что принадлежит одному человеку или группе людей? (Собственность)
2. Плановое ведение хозяйства. (Экономика)
3. Как называется договор между людьми, которые хотят что-то купить, продать, обменять? (Сделка)
4. Чем становится собственность, если ее хотят продать, обменять? (Товар)
5. Как называются ценные бумаги, при помощи которых делают покупки? (Деньги)
6. Как называют человека, который продает товар? (Продавец)
7. Обмен товарами без участия денег. (Бартер)
Ведущий: Предлагаю поиграть – денежные пословицы по картинкам прочитать.
Педагоги отгадывают пословицы по картинке и объясняют их смысл.
«Денег куры не клюют», «Деньги лопатой гребут», «Деньги на ветер бросать», «Копейка рубль бережёт», «Деньги любят счет», «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»
Ведущий: Процесс познания экономики не прост, но с помощью сказок мы можем рассмотреть различные экономические понятия.
«Экономика в сказках»
1. В какой сказке мастерство героя-строителя спасло жизнь ему и его друзьям? (Три поросенка).
2. Кто из героев сказок сочетал несколько профессий: дворника, мельника, пекаря. (Колосок).
3. В какой сказке умение делать рекламу помогла главному герою отблагодарить за доброту? (Кот в сапогах).
5. В какой сказке сдобное изделие рационального использования продуктов купился на лесть? (Колобок).
6. В какой сказке умелый обмен привел к обогащению главного героя? (лисичка со скалочкой).
7. Герои, какой сказки благодаря рациональному разделению труда имели выгоду в совместном сосуществовании? (Теремок)
8. В какой сказке знание основных законов ведения сельского хозяйства помогли получать доход? (вершки и корешки).
9. В каких сказках умение девиц вести домашнее хозяйство помогло получить доход? (Морозко, Крошечка-Хаврошечка, Царевна-лягушка).
Ведущий: Начинайте учить своих детей финансовой грамотности как можно раньше, в каком бы возрасте они сейчас не были. Чем раньше они узнают эту науку, тем проще им будет принять эти знания в своей голове и использовать их в своей будущей жизни.
Надеюсь, что практическая апробация этой темы позволит сделать выводы о том, что заниматься финансовой грамотностью детей в современных рыночных условиях просто необходимо, не стоит пренебрегать финансовым обучением ребенка, так как это может определить его будущее.
Проблемы с финансовой грамотностью в России
В последнее десятилетие в России акцентируется внимание на вопросах, связанных с повышением уровня финансовой грамотности населения. Именно от финансовой грамотности зависит напрямую экономический рост государства, благосостояние домашних хозяйств и повышение качества жизни населения.
Прежде чем раскрыть основные проблемы с финансовой грамотностью у жителей Российской Федерации, необходимо дать само определение, что понимается под «финансовой грамотностью».
Финансовая грамотность — это совокупность знаний, умений и навыков, а также установок в области финансового поведения гражданина, которые приводят к росту благосостояния и повышению качества жизни человека, его семьи и в целом общества.
Несмотря на то, что в последние годы предпринята масса шагов для повышения финансовой грамотности населения, ее уровень еще очень низкий. Поэтому от госвласти требуется систематическая, скоординированная долговременная работа. Для этого была разработана Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017 — 2023 годы.
На сегодняшний день существуют следующие проблемы с финансовой грамотностью у населения, которые только предстоит решить:
Например, проведенное Банком России исследование показало: хоть россияне и стали лучше понимать базовые вещи, до приемлемого уровня финансовых знаний им еще далеко:
Еще одной особенностью или даже проблемой финансовой культуры граждан России является то, что люди не имеют достаточного уровня финансовой ответственности.
Согласно моему личному исследованию, 29% граждан считают, что просроченный платеж по кредиту — это не страшно, а 37% опрошенных утверждают, что можно не выполнять свои обязательства по кредитному договору в случае непредвиденных ситуаций (потеря работы, переезд в другой город, страну, больничный). 34% граждан считают, что просрочка по кредиту недопустима, и знают, что выплачивать его придётся в любом случае:
Исследование, проведенное по моей личной методологии, было направлено на оценку отношения граждан к просроченным платежам по кредитам. Ниже представлено описание и результаты этого исследования:
Цель исследования: Определить мнение граждан относительно просроченных платежей по кредитам и их отношение к исполнению кредитных обязательств.
Методология: Для сбора данных был использован опросный метод. Был разработан структурированный опросный лист онлайн, содержащий вопросы, касающиеся отношения к просроченным платежам и обязательствам по кредиту. Опрос проводился в форме личных интервью с представителями различных социальных групп, которые были опрошены в рамках рекламной компании.
Вопросы, вынесенные на опрос
Образец: Образец населения включал представителей разных социально-экономических групп и возрастных категорий. Образец был репрезентативным и состоял из 837 респондентов.
Результаты: Исходя из проведенного исследования, следующие результаты были получены:
В ходе собственного опроса и сбора статистики я также выяснил, что 56% граждан хотя бы раз имели просроченные платежи по кредитным обязательствам:
Результаты опроса населения:
Информация о просроченных платежах: 468 (56%) респондентов (из общего числа) хотя бы раз имели просроченные платежи по кредитным обязательствам.
Таким образом, исследование показало, что существует значительная доля граждан, которые не придают серьезного значения просроченным платежам по кредитам или считают возможным не исполнять свои обязательства в случае непредвиденных обстоятельств. Однако, почти треть респондентов все же признают недопустимость просрочки и осознают необходимость выполнения кредитных обязательств.
Важно отметить, что эти результаты основаны на личном исследовании и могут не отражать общее мнение всего населения. Чтобы обеспечить более широкое признание и достоверность результатов, необходимо провести дальнейшие исследования с использованием более обширного образца и более строго контролируемых методологий.
Также следует отметить, что результаты исследования могут быть подвержены определенным ограничениям. Во-первых, опрос был основан на субъективном мнении респондентов, которое может быть подвержено искажениям или субъективным предпочтениям. Во-вторых, использование только одного метода сбора данных может ограничить объективность результатов. В дополнение к опросам, будущие исследования могут включать другие подходы, такие как анализ статистических данных или качественные исследования для получения более глубокого понимания мнений и отношений граждан к просроченным платежам по кредитам.
В целом, данное исследование является предварительным шагом для понимания мнений граждан относительно просроченных платежей по кредитам. Чтобы подтвердить и уточнить эти результаты, рекомендуется провести более обширные исследования с использованием более строгих методологий и образцов, а также включить другие подходы для достижения более объективных и обобщенных выводов.
Почему у России с этим проблемы
Итак, низкий уровень финансовой грамотности оказывает негативное влияние на благосостояние граждан, снижает уровень ресурсной базы финансовых компаний, а также тормозит инвестиционную деятельность и непосредственно рост экономики. Изучив многочисленные исследования, проводимые по заказу органов власти, я выявил тенденцию — граждане России возлагают ответственность за любые финансовые решения и риски на государство. Иными словами, российскому потребителю свойственно патерналистское поведение.
Почему патернализм стал во главу угла? Существует две большие группы предпосылок:
Что уже делается для решения проблемы
Проблема преодоления пробелов и недостаточности знаний в области финансовой грамотности у населения должна решаться на самом высоком уровне. С этой целью Правительство РФ уже разработало целый ряд мероприятий, которые позволят решить следующие задачи:
Результаты внедрения Стратегии я вижу уже сегодня. Первое и главное: с 1 сентября 2022 года во всех общеобразовательных школах России введено преподавание финансовой грамотности для школьников. При этом обучение проходит не в виде отдельной дисциплины, которая бы увеличила нагрузку на детей, а в рамках привычных учебных предметов.
Ниже – пример содержания школьного учебника по финансовой грамотности:
Среди прочих мер, которые предпринимаются на разных уровнях для развития финансовой грамотности, можно выделить такие:
А совсем недавно Банк России даже запустил свою финансовую пирамиду – правда, учебную. Проект «Рублерост» собрал в себе все популярные уловки финансовых пирамид и учит пользователей различать их на практике.
Как это делается за границей
Финансовой грамотности уделяется повышенное внимание и за рубежом. Я уверен, что подобный опыт можно использовать и в России, адаптировав инструменты под местную культуру. Самыми удачными примерами повышения ФГ можно назвать опыт следующих стран:
Полезен и опыт США, Польши и других стран, которые преуспели в области просвещения в вопросах финансовой грамотности населения.
Но главное, чем на западе добиваются роста финансовой грамотности – это финансовая автономия для детей. С подростковых лет у них есть свои мини-бюджеты, дети часто подрабатывают в свободное время и на каникулах, и к поступлению в колледж уже имеют четкое представление об окружающем финансовом мире.
Чего удалось добиться
Внедрение Стратегии и применение эффективных инструментов просвещения позволило достичь довольно хороших результатов в повышении уровня финансовой культуры россиян. В частности, в 2022 году было проведено исследование, респондентами которого выступали граждане в возрасте от 14 до 22 лет. Вызовы, с которыми столкнулась Россия в 2022 году, стали «спусковым крючком» для изменения финансового поведения граждан. Оно стало более осознанным.
Молодежь стала понимать, в чем состоит суть инфляции и что такое диверсификация экономики. Повысилась и доля тех, кто самостоятельно могут принять финансовое решение. Если в 2017 году самостоятельно решения о финансах принимало только 37% опрошенных, то в 2022 году этот показатель возрос до 51%. Изменилась и доля тех, кто делают сбережения на случай непредвиденных ситуаций с 37 до 47%, показало то же исследование ЦБ:
Но несмотря на возросшую финансовую грамотность, повысился уровень мошенничества, в том числе и среди молодежи. Финансовые потери понесли 20% респондентов в 2022 году, тогда как в 2020 году этот показатель составлял всего лишь 12%:
Повышение финансовой грамотности граждан РФ очень важно, так как от знаний и навыков эффективного распоряжения деньгами зависит общий уровень благосостояния нации. Предпринимаемые шаги со стороны государства способствовали существенному росту среднедушевых доходов граждан, а также снижению уровня бедности — в 2022 году показатель достиг самых минимальных значений за всю историю государства — 10%.
Что делать, чтобы улучшить уровень финансовой жизни россиян
Каждый человек должен самостоятельно предпринять ряд мер, которые позволят более грамотно и рационально распоряжаться собственными деньгами. Конечно, с поддержкой просветительской деятельности государства. Я собрал основные и базовые элементы финансового планирования, в которых необходимо разбираться каждому гражданину РФ.
Вести учет расходов и доходов важно, так как это позволяет легко и непринужденно высвободить до 5-10% средств, которые человек тратит на «ненужные» покупки. Это было подтверждено моими личными исследованиями и многолетней практикой работы с моими клиентами: если человек просто фиксирует свои доходы и расходы, даже без анализа, это позволяет улучшить уровень финансовой жизни человека и, в том числе, высвободить до 10% дополнительного бюджета в месяц.
Каждый человек тратит деньги на рациональные и нерациональные покупки. Если записывать каждую из таких операций, то можно увидеть, что некоторые покупки были совершенно не нужны. При анализе данных из месяца в месяц можно прийти к выводу, без чего можно обойтись и при этом сэкономить средства.
Важно и то, что фиксация расходов не требует особых усилий, ее вполне можно организовать «подручными» средствами:
Особенность этот подхода – важен именно учет расходов, даже без серьезного анализа это поможет сэкономить. Дело в том, что если человек будет повторно проговаривать и переписывать суммы, которые потратил, это на подсознательном уровне будет ограничивать для него новые траты.
Конечно, уговорить граждан фиксировать расходы и доходы – недостаточно. Людям надо также дать доступные инструменты, чтобы они могли анализировать собранные данные. Отказ от нерациональной покупки в 300 рублей за месяц (а таких будет намного больше) поможет в годовом эквиваленте сэкономить 3600 рублей. При этом реально ненужных покупок может быть гораздо больше, и экономия за год будет еще более существенной.
Для анализа расходов можно использовать самые разные инструменты:
Задача решения финансовых проблем граждан и повышения уровня финансовой грамотности в России является многоаспектной и требует комплексного подхода. Ниже приведены некоторые рекомендации и шаги, которые могут быть предприняты:
Все эти действия могут значительно улучшить уровень финансовой грамотности населения России и помочь решить проблемы, связанные с недостаточным пониманием и использованием финансовых инструментов.
Пути повышения финансовой грамотности среди населения РФ
Для повышения финансовой грамотности населения РФ на сегодняшний день государством реализуется проект «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в РФ».
В рамках данного проекта выделяют две основные группы граждан, которым необходимо получение финансового образования, а именно: учащиеся школьного возраста и студенты, взрослое население, которые имеют низкий или средний уровень доходов.
Первая группа (школьники и молодежь) пока находится только на пути к становлению экономически активных гражданами и довольно скоро им придётся столкнуться с принятием решений в сфере личных финансов. Также представителей данной группы можно считать более восприимчивыми к формированию ценностных установок, устойчивому развитию навыков финансового планирования и рационального поведения в рамках личных финансов.
Вторая группа формируется из взрослого населения России, которые сегодня выступают в качестве основных потребителей массовых финансовых продуктов, в т.ч услуг кредитования. В большей части взрослое население не располагает достаточными знаниями и навыками в сфере управления личными финансами.
Основные направления развития финансовой грамотности российского населения:
Находи статьи и создавай свой список литературы по ГОСТу
Поиск по теме
Роль финансовой грамотности населения
В настоящее время качественное финансовое образование молодежи в значительной мере оказывает влияние на принятие грамотных решений, снижая потенциальные финансовые риски, повышая таким образом финансовую безопасность населения. Недостаточный уровень финансовой грамотности и непонимание в сфере личных финансов может приводит не только к банкротству физических лиц, но и к неграмотному планированию выхода на пенсию, чрезмерной восприимчивости к финансовым мошенничествам, появлению задолженностей и социальным проблемам, в т.ч. появлению депрессивных расстройств.
«Значение и пути повышения финансовой грамотности населения в России» 👇
Финансовая культура в настоящее время существует как важнейшее умение в системе навыков и правил поведения. Финансовая грамотность позволяет не зависеть от обстоятельств, от воли общества, системы. Финансово грамотный человек сам станет выбирать те пути в жизни, которые будут для него наиболее рациональными и привлекательным, формируя материальную основу для дальнейшего развития не только отдельной личности, но и общества в целом.